ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ
Р.Р. КУЗНЕЦОВ,
НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»,
г. Смоленск
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы эффективной организации учебно-тренировочных занятий спортсменов, занимающихся мини-футболом, с помощью метода круговой тренировки, направленного на повышение уровня физической и технической подготовленности спортсменов на этапе начальной подготовки.
Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, круговая тренировка, физическая подготовка, техническая подготовка.
Abstract
In article topical issues of the effective organization of educational and training occupations of the athletes, playing football and five-a-side by means of the method of circular training directed on increase of level of physical and technical fitness of athletes at a stage of initial preparation are considered.
Key words: five-a-side, young athletes, circular training, physical preparation, technical training.
Актуальность исследования
Мини-футбол представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности. Для данной игры характерно сочетание активных действий с кратковременными периодами относительного отдыха. Основную часть нагрузки составляет работа скоростного и скоростно-силового характера достаточно большой мощности, требующая проявления высокого уровня общей, скоростной, специальной выносливости, координационных способностей и технико-тактического мастерства [2, 3, 5].
В связи с этим тренировочный процесс с футболистами различного уровня подготовленности необходимо строить с учетом развития и совершенствования данных качеств, в соответствии с условиями соревновательной деятельности, что в полной мере обеспечивается за счет метода круговой тренировки [1, 3, 4, 6].
Цель исследования - выявить эффективность кругового метода в начальной физической и технической подготовке юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Методика исследования
Исследование проводилось на базе центров детско-юношеского спорта (ЦДЮС) городов Московской области. В исследовании приняли участие дети (7-9 лет)
экспериментальной группы (ЭГ - 32 чел.) и контрольной группы (КГ - 34 чел.). В исследовании применялись об-щеразвивающие и специальные тесты, соответствующие данному возрасту, а для развития двигательных способностей применялся метод круговой тренировки как один из эффективных способов оптимизации физической и технической подготовки спортсменов. По окончании была разработана программа подготовки юных футболистов, учитывая их возрастные и функциональные возможности.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ данных результатов исследования позволил установить, что в беге на 30 м со старта и с ходу у испытуемых ЭГ результат возрос на 0,69 с (11,2%) и 0,35 с (6,1%) и составил 5,84±0,35 и 5,59±0,35 с, что достоверно лучше первоначального результата и результата в КГ (р < 0,05; табл. 1). В КГ произошли недостоверные изменения результата (р > 0,05). Также достоверные улучшения у игроков ЭГ выявлены в беге на месте в максимальном темпе и челночном беге (р < 0,05).
Дети ЭГ показали результат в конце эксперимента 38,5±1,26 раза (прирост 20,3%), КГ - 28,5±1,74 раза (7,3%). В челночном беге результат также возрос на 3,2% и составил 8,79±1,31 с, что достоверно лучше, чем в КГ (р < 0,05).
Таблица 1
Изменение физической подготовленности у игроков, специализирующихся в мини-футболе (футзале) ЭГ и КГ (Х ± 5)
Показатель 7 лет 8 лет 9 лет
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Бег 30 м с высокого старта, с 6,53±0,32 6,93±0,51 6,12±0,27 6,71±0,71 5,84±0,35 6,53±0,64
Бег 30 м с ходу, с 5,94±0,83 6,21±1,13 5,72±0,59 6,16±0,68 5,59±0,35 6,13±0,46
Бег 60 м со старта, с 13,0±1,62 13,6±1,94 12,9±1,14 13,4±1,51 12,7±1,28 13,2±1,66
Бег на месте в макс. темпе 10 с, кол-во шагов 31,4±1,42 26,5±1,62 35,1±1,04 27,4±1,85 38,5±1,26 28,5±1,74
Окончание табл. 1
Показатель 7 лет 8 лет 9 лет
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Челночный бег 4X7 м, с 9,09+0,92 9,24+1,16 8,94+1,35 9,19+1,95 8,79+1,31 9,14+1,30
Прыжок вверх, см 19,4+0,7 21,7+0,6 22,3+0,4 23,9+0,7 24,7+0,5 25,9+0,4
Прыжок в длину с места, см 121,6+2,0 125,8+1,6 128,6+4,7 132,7+5,4 135,1+3,0 140,4+4,2
Тест Купера 6 мин, м 908+12,8 1039+18,3 1027+18,1 1062+27,4 1069+16,4 1110+21,4
Определение величин темпов прироста дает возможность выявить интегральный показатель, который позволяет сравнить изменения в результатах различных упражнений.
В процессе педагогического эксперимента выявлено улучшение всех показателей специальной подготовленности, которые изменяются под воздействием средств, направленных на развитие двигательных способностей и обучение техническим действиям с мячом (табл. 2).
У детей ЭГ достоверно возросли результаты в ведении мяча на 20 м и вокруг пяти стоек (р < 0,05). После первого года обучения в данных тестах они показали результат 17,6+0,3 с и 35,4+1,2 с, дети КГ - 23,7+0,9 и 43,7+1,5 с. Первоначальное исследование выявило недостоверные различия в показателях между группами.
В конце эксперимента дети ЭГ достоверно улучшили результат в ведении мяча 20 м по прямой и между стойками на 6,7 с (47,0%) и на 18 с (68,2%) (р < 0,05). В КГ результат возрос на 5,2 с (24,6%) и 14,3 с (39,1%). Как следует из приведенных данных, в течение первого года дети ЭГ достоверно улучшили свои результаты под воздействием разработанных комплексов упражнений круговой тренировки.
Наибольшие изменения у игроков произошли в жонглировании мячом удобной и неудобной ногами. В начале эксперимента дети ЭГ в жонглировании удобной ногой показывали результат 8,9+0,5 раза, неудобной - 4,7+0,3 раза (отношение количества раз жонглирования неудобной ногой к удобной составляет 52,8%), в КГ - 6,5+0,4 и 2,5+0,3 раза (38,5%).
Таблица 2
Изменение физической подготовленности у игроков, специализирующихся в мини-футболе (футзале)
экспериментальной и контрольной групп (Х ± 5)
Показатель 8 лет 9 лет t ЭГ t КГ
ЭГ КГ ЭГ КГ
Ведение мяча 20 м, с 17,6+0,3 23,7+0,9 10,9+0,3 18,5+0,6 < 0,05 < 0,05
Ведение мяча между пятью стойками 20 м, с 35,4+1,2 43,7+1,5 17,4+1,2 29,4+1,6 < 0,05 < 0,05
Удар на дальность, м 31,5+1,4 34,9+1,4 39,6+1,7 41,9+2,0 < 0,05 < 0,05
Удар на точность, балл 3,1+0,2 2,4+0,3 5,6+0,3 3,9+0,2 < 0,05 > 0,05
Жонглирование мячом - удобной ногой - неудобной ногой 8,9+0,5 4,7+0,3 6,5+0,4 2,5+0,3 37,2+0,4 16,8+1,2 16,0+1,8 5,3+0,6 < 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05
У испытуемых ЭГ результат в жонглировании удобной и неудобной ногой возрос на 28,3 раза (прирост -125,8%) и 12,1 раза (112,6%), что составило 37,2+0,4 и 16,8+1,2 раза (соотношение - 45,1%). В контрольной группе также отмечены высокие показатели прироста результата в жонглировании, но разница с результатами экспериментальной группы составила 21,2 и 11,5 раза, различия достоверны (р < 0,05).
В ударе на точность дети ЭГ в начале эксперимента недостоверно превосходили результаты детей КГ. В конце эксперимента различия в показателях экспериментальной группы с контрольной были достоверны.
В ударе на дальность достоверных изменений в течение эксперимента не выявлено как с исходными
результатами, так и между группами. Дети в среднем в начале эксперимента показали результат 33 м, в конце эксперимента - 40 м. Это объясняется тем, что в мини-футболе нет длинных передач и ударов на дальние расстояния.
Заключение
Проведенный анализ позволил выявить, что эффективность организации начальной подготовки в мини-футболе обеспечивается за счет внедрения в тренировочный процесс метода круговой тренировки, который в равной степени эффективно может использоваться как для развития двигательных качеств, так и совершенствования технических приемов игры футболиста.
ФНЦ ВНИИФК
Литература
1. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 554 с.
2. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - М.: Советский спорт, 2013. - 536 с.
3. Кряж В.И. Круговая тренировка в учебно-тренировочном процессе: учеб. пособие / В.И. Кряж. - Минск, 1982. - 126 с.
4. Мутко В.Л. Мини-футбол - игра для всех /
B.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
5. Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: учеб. пособие /
C.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, А.В. Прохоров. - Смоленск: ТОО ИКА, 1997. - 116 с.
6. Шолих М. Круговая тренировка / М. Шолих. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 165 с.
References
1. Aliyev E.G. Five-a-side (futsal): textbook / E.G. Aliyev, S.N. Andreyev, V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. -554 p.
2. Guba V.P. Theory and technique of soccer: textbook / V.P. Guba, A.V. Leksakov. - M.: Soviet sport, 2013. -536 p.
3. Kryazh V.I. Krugovvaya's range training in educational and training process: manual / V.I. Kryazh. - Minsk, 1982. - 126 p.
4. Mutko V.L. Five-a-side - game for all / V.L. Mutko, S.N. Andreyev, E.G. Aliyev. - M.: Soviet sport, 2007. -264 p.
5. Tyulenkov S.Yu. Teoretiko-metodichesky aspects of management of training of football players: studies. grant / S.Yu. Tyulenkov, V.P. Guba, A.V. Prokhorov. - Smolensk: IKA LLP, 1997. - 116 p.
6. Sholikh M. Circular training / M. Sholikh. - M.: Physical culture and sport, 1966. - 165 p.