ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ (ФУТЗАЛОМ)
К.В. МАЕВСКИЙ, Ассоциация мини-футбола России
Аннотация
В статье дается обоснование методики интегрального развития специального внимания у юных спортсменов 11-13 лет, занимающихся мини-футболом. Представлены специализированные блоки подготовки сопряженного воздействия на различные стороны подготовленности юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, специальное внимание, интегральная методика, блоки подготовки, средства сопряженного воздействия.
Abstract
In article justification of a technique of integrated development of special attention at young athletes of 11-13 years which are engaged in mini-football is given. Specialized blocks of preparation of the interfaced impact on the various parties of readiness of the young athletes who are engaged in mini-football are presented.
Key words: mini-football, the young athletes, special attention, an integrated technique, blocks of preparation, means of the interfaced influence.
Актуальность
Этап начальной спортивной специализации является связующим звеном при переходе от общей базовой подготовки к последующему, более углубленному индивидуализированному подходу на этапе спортивного совершенствования [2, 4]. При организации процесса подготовки возникают предпосылки к поиску новых путей повышения эффективности тренировочной деятельности спортсменов [1, 3, 6, 7]. Для повышения эффективности использования технических приемов у юных футболистов необходимо разработать специфические средства психологической подготовки, что позволит полнее реализовать их потенциальные способности в процессе игровой деятельности.
Методика исследования
В соответствии с разработанными положениями теории и методики спортивной тренировки [1, 5, 8] на этапе начальной спортивной специализации приоритетным направлением остается общая физическая подготовка, которая осуществлялась в объеме 54 ч (21,6%); в свою очередь, значительно повышается объем работы, направленной на формирование технического мастерства юных спортсменов, техническая подготовка проводилась 48 ч (19,2%). В отдельные разделы выделены игровая (46 ч, 18,4%) и соревновательная (19 ч, 7,6%) подготовки. Специальная физическая и тактическая подготовка реализуются в количестве 36 ч (14,4%) и 32 ч (12,8%) соответственно. Теоретическая подготовка осуществляется в объеме 15 ч (6%).
12,8
19,2
14,4
■ Теоретическая □ Специальная физическая ■ Тактическая
□ Общая физическая □ Техническая ■ Игровая
Структура тренировочного процесса юных спортсменов 11-12 лет, занимающихся мини-футболом
С*)
Для реализации методики интегральной подготовки были разработаны блоки средств сопряженного воздействия на различные стороны подготовленности юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Блок средств когнитивного развития внимания состоял из упражнений, игр, элементов психологического тренинга, которые были введены в раздел теоретической подготовки юных спортсменов. Это такие упражнения, как «Муха», «Корректура», «Успей запомнить».
В блоке средств сопряженного развития внимания и тактической подготовки использовались специальные упражнения когнитивного воздействия, которые заключались в демонстрации и изучении юными спортсменами схем, фотоснимков, видеозаписей фрагментов футбольных матчей. Юным спортсменам в течение определенного времени демонстрировались игровые ситуации, после чего они должны были ответить на ряд вопросов. Усложнения выполняемых заданий добивались уменьшением времени демонстрации, внедрением дополнительных помех при демонстрации, включением дополнительных заданий.
Блоки когнитивного воздействия реализовывались в условиях методического кабинета, оснащенного мультимедийной установкой. Упражнения выполнялись до начала тренировочного занятия, один раз в неделю.
Следующие блоки носили кинезиологический характер, то есть упражнения данных блоков выполнялись непосредственно на практических тренировочных занятиях, в подготовительной или в основной его части.
Блок средств общей физической подготовки включал упражнения и тренировочные задания, проводимые в ходьбе, беге, общеразвивающих упражнениях без снарядов и со снарядами. В упражнение вводились объекты, за которыми наблюдали занимающиеся, причем количество объектов увеличивалось, менялось расстояние между спортсменом и объектами, менялась скорость объектов, усложнялись условия выполнения упражнения.
Воспитание различных форм проявления внимания было связано с моделированием в занятиях целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Для этого использовались специально-подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления внимания в игровой деятельности. Применяя для совершенствования функции внимания специальные подготовительные упражнения, последовательно усложняли ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивали число вариантов действий, разрешаемых партнеру, и число ответных действий.
Результаты исследования и их обсуждение
Уровень развития функции внимания у юных футболистов в течение годичного тренировочного цикла изменяется недостоверно. Темпы прироста продуктивности, точности, устойчивости, объема динамического внимания составили 6,8; 5,5; 4,7; 5,9%. Прирост показате-
ля переключения внимания составил 3,8% по временной характеристике и 4,8% - по количеству ошибок, общий показатель внимания увеличился на 7,7%.
Качество игровой деятельности юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной спортивной специализации характеризуется активностью игровой деятельности, качеством и целесообразностью выполнения технико-тактических действий, игровым вниманием. Активность и качество выполнения технических действий связаны с проявлением быстроты, координации, выносливости, специальных физических качеств. Игровое внимание и целесообразность выполнения технических приемов достоверно связаны с продуктивностью, точностью, устойчивостью внимания, переключением и объемом динамического внимания.
Разработана интегральная методика подготовки футболистов на этапе начальной спортивной специализации на основе развития функции внимания, состоящая из блоков упражнений, включаемых в каждое тренировочное занятие: блок средств когнитивного развития внимания; блок средств сопряженного развития внимания и тактической подготовки; блок средств сопряженного развития внимания и общей физической подготовки; блок средств сопряженного развития внимания и технической подготовки.
Предложенная методика оказывает положительное влияние на уровень развития внимания юных спортсменов, занимающихся мини-футболом. По окончании учебного года у юных футболистов экспериментальной группы отмечены существенно более высокие показатели продуктивности (р < 0,05), устойчивости (р < 0,05), переключения (р < 0,01), объема динамического внимания (р < 0,05), игрового внимания (р < 0,01) по сравнению с юными спортсменами контрольной группы (р < 0,05). Относительный прирост устойчивости, объема и переключения внимания у футболистов экспериментальной группы составил 19,4; 19,3 и 17,1%. Увеличение соответствующих показателей у юных спортсменов контрольной группы было существенно ниже и составляло 6,1; 7,2; 7,8%. Прирост показателей игрового внимания составил в экспериментальной группе 14,6%, в контрольной - 7,8%.
Внедрение интегральной методики подготовки футболистов и применение сопряженного метода тренировки способствует существенному повышению уровня развития быстроты (р < 0,05), координации (р < 0,05), значительному повышению специальной физической подготовленности, выражающемуся в достоверном повышении результатов ведения мяча на 30 м (р < 0,05), ведении с обводкой стоек (р < 0,05), жонглировании (р < 0,01) и точности ударов по воротам (р < 0,05).
Интегральная методика подготовки приводит к существенному повышению качества игровой деятельности юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, что свидетельствует об эффективности предлагаемого подхода в процессе подготовки юных футболистов 11-13 лет.
Литература
1. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник / под ред. Э.Г. Алиева, С.Н. Андреева, В.П. Губы. - М.: Советский спорт, 2012. - 554 с.
2. Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев. - М.: Советский спорт, 2006. - 224 с.
3. Андреев С.Н. Мини-футбол (футзал): примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин. -М.: Советский спорт, 2010. - 120 с.
4. Алиев Э.Г. Проблемы организации пропаганды мини-футбола среди населения // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 1. - С. 27-29.
5. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 12. - С. 11-20.
6. Мутко В.Л. Мини-футбол - игра для всех / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
7. Тюленьков С.Ю. Футбол в зале: система подготовки / С.Ю. Тюленьков, А.А. Федоров. - М.: Терра-спорт, 2000. - С. 63-64.
8. Современная система спортивной подготовки / под общ. ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча и Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 446 с.
References
1. Aliev E.G. Mini-football (futsal): the textbook / under the editorship of E.G. Aliev, S.N. Andreev, V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. - 554 c.
2. Aliev E.G. Mini-football in school / E.G. Aliev, S.N. Andreev. - M.: Soviet sport, 2006. - 224 p.
3. Andreev S.N. Mini-football (futsal): approximate program of sports preparation for DYuSSh / S.N. Andreev, E.G. Aliev, V. S. Levin. - M.: Soviet sport, 2010. -120 p.
4. Aliev E.G. Problems of organization of the minifootball propaganda in population // Vestnik sportivnoi nauki. - 2010. - № 1. - P. 27-29.
5. Matveev L.P. To the theory of creation of sports training // the Theory and practice of physical culture. - 1991. -№ 12. - P. 11-20.
6. Mutko V.L. Mini-football - game for all / V.L. Mutko, S.N. Andreev, E.G. Aliev. - M.: Soviet sport, 2007. -264 p.
7. Tjulenkov S.Ju. Football in a hall: preparation / S.Ju. Tjulenkov, A.A. Fedorov. - M.: Terra-sport, 2000. -P. 63-64.
8. Modern system of sports preparation / under edition of F.P. Suslov, V. L. Sych and B.N. Shustin. - M.: SAAM, 1995. - 446 p.