ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ
Р.Р. КУЗНЕЦОВ,
НОУ ВПО Смоленский гуманитарный университет
Аннотация
В статье раскрываются вопросы обучения основным техническим приемам игры юных спортсменов, занимающихся мини-футболом на этапе начальной подготовки на основе метода круговой тренировки. Разработаны методические условия обучения техническим приемам игры юных спортсменов и дано их экспериментальное обоснование.
Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, круговая тренировка, обучение, технический прием.
Abstract
In article questions of training in the main techniques games of the young athletes who are engaged in mini-soccer at a stage of initial preparation based on a method of circular training are uncovered. Methodical conditions of training in techniques of game young to athletes are developed and experimental justification is given them.
Key words: mini-soccer, young athletes, circular training, training, technique.
Введение
Игровая деятельность в мини-футболе представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности. Во время игры постоянно чередуются упражнения, различные по характеру, мощности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч с самыми разнообразными движениями - ходьба, бег, ускорения, рывки, остановки, прыжки, удары по мячу - предъявляет к технической подготовленности юного спортсмена высокие требования [2, 4, 5].
Анализ специальной научно-методической литературы [1, 3, 6, 7] свидетельствует, что в настоящий момент остается нерешенным вопрос обучения широкому арсеналу двигательных действий, связанных с техникой соревновательных упражнений, на этапе начальной подготовки юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, с помощью метода круговой тренировки.
Методы и организация исследования
Для обоснования проблемы применялась следующая группа эмпирических методов исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; контрольно-педагогические испытания (тесты); методы математической статистики.
Формирующий педагогический эксперимент как основной метод исследования проводился в период
с сентября 2013 по март 2014 г. В исследовании приняли участие юные спортсмены 8-9 лет, занимающиеся мини-футболом в количестве 32 чел. на базе СДЮШОР по мини-футболу г. Москвы. Перед началом формирующего педагогического эксперимента все юные спортсмены были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), каждая из которых состояла из 16 чел., которые по уровню технической подготовленности достоверно не отличались друг от друга (р > 0,05).
Для экспериментального обоснования эффективности круговой тренировки при обучении техническим приемам игры юных спортсменов 8-9 лет, занимающихся мини-футболом, в процессе формирующего эксперимента контрольная группа занималась по общепринятой программе ДЮСШ [3], а спортсмены экспериментальной группы (не исключаются варианты участия даже одного футболиста) были разделены на группы (от 2 до 6 чел. в каждой) и размещены в разных точках круга «станции», выполняя упражнения по технике игры, объем и интенсивность которых определяет тренер.
В экспериментальной и контрольной группах в течение годичного тренировочного цикла два раза в год определялись показатели технической подготовленности, что позволило выявить динамику данных показателей в течение эксперимента.
ФНЦ ВНИИФК
Труды молодых ученых
69
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе педагогического эксперимента выявлена положительная динамика всех показателей технической подготовленности, которые изменяются под воздействием круговой тренировки и средств, направленных на развитие двигательных способностей, с обучением техническим действиям с мячом (см. таблицу).
У спортсменов экспериментальной группы достоверно возросли результаты в ведении мяча на 20 м и вокруг 5 стоек (р < 0,05). В конце годичного цикла тренировки спортсмены экспериментальной группы в данных тестах показали результат 17,6±0,3 и 35,4±1,2 с, а в контрольной - 23,7 ± 0,9 и 43,7 ± 1,5 с (р < 0,05).
В конце эксперимента спортсмены экспериментальной группы достоверно улучшили результат в ведении мяча 20 м по прямой и между стойками на
6,7 с (47,0%) и на 18 с (68,2%) (р < 0,05). В контрольной группе результат возрос на 5,2 с (24,6%) и 14,3 с (29,1%) (р > 0,05). Из приведенных данных видно, что спортсмены экспериментальной группы достоверно улучшили свои результаты под воздействием разработанных комплексов упражнений круговой тренировки.
Наибольшие изменения результата у спортсменов, занимающихся мини-футболом, произошли в жонглировании мячом удобной и неудобной ногами. В начале эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы в жонглировании удобной ногой показывали результат 8,9 ± 0,5 раза, неудобной - 4,7 ± 0,3 раза (отношение
количества раз жонглирования неудобной ногой к удобной составляет 52,8%), в контрольной группе - 6,5 ± 0,4 и 2,5 ± 0,3 раза (38,5%).
В процессе эксперимента у испытуемых экспериментальной группы результат в жонглировании удобной и неудобной ногой возрос на 28,3 количества раз (прирост - 125,8%) и 12,1 количества раз (112,6%), что составило 37,2 ± 0,4 и 16,8 ± 1,2 раза (соотношение - 45,1%). В контрольной группе также отмечены высокие показатели прироста результата в жонглировании, но разница с результатами экспериментальной группы составила 21,2 и 11,5 раза.
В ударе на точность в конце эксперимента различия в показателях экспериментальной группы с контрольными были достоверны (р < 0,05). В ударе на дальность достоверных изменений в течение эксперимента не выявлено как с исходными результатами, так и между группами. Дети в среднем в начале эксперимента показали результат 33 м, а в конце эксперимента - 40 м. Это объясняется тем, что в мини-футболе нет длинных передач и ударов на дальние расстояния, хотя для юных спортсменов данного возраста этот тест актуален.
Заключение
Проведенное исследование свидетельствует, что для оптимизации процесса подготовки начинающих спортсменов в мини-футболе необходимо внедрять круговой метод организации занятий, который может эффективнее применяться в сравнении с другими для обучения техническим приемам игры.
Изменение результатов тестовых упражнений юных спортсменов в мини-футболе (экспериментальная и контрольная группы)
Показатели 8 лет 9 лет
ЭГ КГ ЭГ КГ
Ведение мяча 20 м, с 17,6 ± 0,3 23,7 ± 0,9 10,9 ± 0,3 18,5 ± 0,6
Ведение мяча между 5 стойками 20 м, с 35,4 ± 1,2 43,7 ± 1,5 17,4 ± 1,2 29,4 ± 1,6
Удар на дальность, м 31,5 ± 1,4 34,9 ± 1,4 39,6 ± 1,7 41,9 ± 2,0
Удар на точность, балл 3,1 ± 0,2 2,4 ± 0,3 5,6 ± 0,3 3,9 ± 0,2
Жонглирование мячом - удобной ногой 8,9 ± 0,5 6,5 ± 0,4 37,2 ± 0,4 16,0 ± 1,8
- неудобной ногой 4,7 ± 0,3 2,5 ± 0,3 16,8 ± 1,2 5,3 ± 0,6
Литература
1. Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая культура в школе. - 2008. -№ 5. - С. 32-34.
2. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник для студентов высших учебных заведений / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. -549 с.
3. Андреев С.Н. Программа по мини-футболу (фут-залу) для ДЮСШ И СДЮШОР / С.Н. Андреев,
Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерёменко. - М.: Советский спорт, 2008. - 96 с.
4. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический
подход): монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.
5. Монаков Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2007. - 287 с.
6. Селуянов В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 111 с.
7. Чирва Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№ 4. - С. 16-18.
ФНЦ ВНИИФК
70
Труды молодых ученых
References
1. Aliyev E.G. Mini-soccer in school / E.G. Aliyev, A.E. Vlasov // Physical culture at school. - 2008. -№ 5. - P. 32-34.
2. Aliyev E.G. Mini-soccer (futsal): the textbook for students of higher educational institutions / E.G. Aliyev,
S.N. Andreyev, V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. - 549 p.
3. Andreyev S.N. Program for mini-soccer (futsal) for sports school / S.N. Andreyev, E.G. Aliyev, V.S. Levin,
K.V. Eryomenko. - M.: Soviet sport, 2008. - 96 p.
4. Guba V.P. Basis of sports preparation. Assessment and forecasting methods (morfobiomechanical approach): monograph / V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. - 384 p.
5. Monakov G.V. Training of football players: theory and practice/G.V. Monakov. - 2nd ed., ster. - M.: Soviet sport, 2007. - 287 p.
6. Seluyanov V.N. Determination of endowments and search of talents in sports / V.N. Seluyanov, M.P. Shestakov. - M.: SporTakademPress, 2000. - 111 p.
7. Chirva B.G. Creation of technical training of young football players into account the sensitive periods of formation of technical skill / B.G. Chirva // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 4. - P. 16-18.
ФНЦ ВНИИФК