Научная статья на тему 'Эффективность круговой тренировки в процессе обучения техническим приемам игры у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом'

Эффективность круговой тренировки в процессе обучения техническим приемам игры у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
838
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / MINI-SOCCER / YOUNG ATHLETES / CIRCULAR TRAINING / TRAINING / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Р. Р.

В статье раскрываются вопросы обучения основным техническим приемам игры юных спортсменов, занимающихся мини-футболом на этапе начальной подготовки на основе метода круговой тренировки. Разработаны методические условия обучения техническим приемам игры юных спортсменов и дано их экспериментальное обоснование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of circular training in the course of training in game techniques at the young athletes who are engaged in mini-soccer

In article questions of training in the main techniques games of the young athletes who are engaged in mini-soccer at a stage of initial preparation based on a method of circular training are uncovered. Methodical conditions of training in techniques of game young to athletes are developed and experimental justification is given them.

Текст научной работы на тему «Эффективность круговой тренировки в процессе обучения техническим приемам игры у юных спортсменов, занимающихся мини-футболом»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ

Р.Р. КУЗНЕЦОВ,

НОУ ВПО Смоленский гуманитарный университет

Аннотация

В статье раскрываются вопросы обучения основным техническим приемам игры юных спортсменов, занимающихся мини-футболом на этапе начальной подготовки на основе метода круговой тренировки. Разработаны методические условия обучения техническим приемам игры юных спортсменов и дано их экспериментальное обоснование.

Ключевые слова: мини-футбол, юные спортсмены, круговая тренировка, обучение, технический прием.

Abstract

In article questions of training in the main techniques games of the young athletes who are engaged in mini-soccer at a stage of initial preparation based on a method of circular training are uncovered. Methodical conditions of training in techniques of game young to athletes are developed and experimental justification is given them.

Key words: mini-soccer, young athletes, circular training, training, technique.

Введение

Игровая деятельность в мини-футболе представляет собой преимущественно динамическую работу переменной интенсивности. Во время игры постоянно чередуются упражнения, различные по характеру, мощности и продолжительности. Непрерывная борьба за мяч с самыми разнообразными движениями - ходьба, бег, ускорения, рывки, остановки, прыжки, удары по мячу - предъявляет к технической подготовленности юного спортсмена высокие требования [2, 4, 5].

Анализ специальной научно-методической литературы [1, 3, 6, 7] свидетельствует, что в настоящий момент остается нерешенным вопрос обучения широкому арсеналу двигательных действий, связанных с техникой соревновательных упражнений, на этапе начальной подготовки юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, с помощью метода круговой тренировки.

Методы и организация исследования

Для обоснования проблемы применялась следующая группа эмпирических методов исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; контрольно-педагогические испытания (тесты); методы математической статистики.

Формирующий педагогический эксперимент как основной метод исследования проводился в период

с сентября 2013 по март 2014 г. В исследовании приняли участие юные спортсмены 8-9 лет, занимающиеся мини-футболом в количестве 32 чел. на базе СДЮШОР по мини-футболу г. Москвы. Перед началом формирующего педагогического эксперимента все юные спортсмены были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), каждая из которых состояла из 16 чел., которые по уровню технической подготовленности достоверно не отличались друг от друга (р > 0,05).

Для экспериментального обоснования эффективности круговой тренировки при обучении техническим приемам игры юных спортсменов 8-9 лет, занимающихся мини-футболом, в процессе формирующего эксперимента контрольная группа занималась по общепринятой программе ДЮСШ [3], а спортсмены экспериментальной группы (не исключаются варианты участия даже одного футболиста) были разделены на группы (от 2 до 6 чел. в каждой) и размещены в разных точках круга «станции», выполняя упражнения по технике игры, объем и интенсивность которых определяет тренер.

В экспериментальной и контрольной группах в течение годичного тренировочного цикла два раза в год определялись показатели технической подготовленности, что позволило выявить динамику данных показателей в течение эксперимента.

ФНЦ ВНИИФК

Труды молодых ученых

69

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе педагогического эксперимента выявлена положительная динамика всех показателей технической подготовленности, которые изменяются под воздействием круговой тренировки и средств, направленных на развитие двигательных способностей, с обучением техническим действиям с мячом (см. таблицу).

У спортсменов экспериментальной группы достоверно возросли результаты в ведении мяча на 20 м и вокруг 5 стоек (р < 0,05). В конце годичного цикла тренировки спортсмены экспериментальной группы в данных тестах показали результат 17,6±0,3 и 35,4±1,2 с, а в контрольной - 23,7 ± 0,9 и 43,7 ± 1,5 с (р < 0,05).

В конце эксперимента спортсмены экспериментальной группы достоверно улучшили результат в ведении мяча 20 м по прямой и между стойками на

6,7 с (47,0%) и на 18 с (68,2%) (р < 0,05). В контрольной группе результат возрос на 5,2 с (24,6%) и 14,3 с (29,1%) (р > 0,05). Из приведенных данных видно, что спортсмены экспериментальной группы достоверно улучшили свои результаты под воздействием разработанных комплексов упражнений круговой тренировки.

Наибольшие изменения результата у спортсменов, занимающихся мини-футболом, произошли в жонглировании мячом удобной и неудобной ногами. В начале эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы в жонглировании удобной ногой показывали результат 8,9 ± 0,5 раза, неудобной - 4,7 ± 0,3 раза (отношение

количества раз жонглирования неудобной ногой к удобной составляет 52,8%), в контрольной группе - 6,5 ± 0,4 и 2,5 ± 0,3 раза (38,5%).

В процессе эксперимента у испытуемых экспериментальной группы результат в жонглировании удобной и неудобной ногой возрос на 28,3 количества раз (прирост - 125,8%) и 12,1 количества раз (112,6%), что составило 37,2 ± 0,4 и 16,8 ± 1,2 раза (соотношение - 45,1%). В контрольной группе также отмечены высокие показатели прироста результата в жонглировании, но разница с результатами экспериментальной группы составила 21,2 и 11,5 раза.

В ударе на точность в конце эксперимента различия в показателях экспериментальной группы с контрольными были достоверны (р < 0,05). В ударе на дальность достоверных изменений в течение эксперимента не выявлено как с исходными результатами, так и между группами. Дети в среднем в начале эксперимента показали результат 33 м, а в конце эксперимента - 40 м. Это объясняется тем, что в мини-футболе нет длинных передач и ударов на дальние расстояния, хотя для юных спортсменов данного возраста этот тест актуален.

Заключение

Проведенное исследование свидетельствует, что для оптимизации процесса подготовки начинающих спортсменов в мини-футболе необходимо внедрять круговой метод организации занятий, который может эффективнее применяться в сравнении с другими для обучения техническим приемам игры.

Изменение результатов тестовых упражнений юных спортсменов в мини-футболе (экспериментальная и контрольная группы)

Показатели 8 лет 9 лет

ЭГ КГ ЭГ КГ

Ведение мяча 20 м, с 17,6 ± 0,3 23,7 ± 0,9 10,9 ± 0,3 18,5 ± 0,6

Ведение мяча между 5 стойками 20 м, с 35,4 ± 1,2 43,7 ± 1,5 17,4 ± 1,2 29,4 ± 1,6

Удар на дальность, м 31,5 ± 1,4 34,9 ± 1,4 39,6 ± 1,7 41,9 ± 2,0

Удар на точность, балл 3,1 ± 0,2 2,4 ± 0,3 5,6 ± 0,3 3,9 ± 0,2

Жонглирование мячом - удобной ногой 8,9 ± 0,5 6,5 ± 0,4 37,2 ± 0,4 16,0 ± 1,8

- неудобной ногой 4,7 ± 0,3 2,5 ± 0,3 16,8 ± 1,2 5,3 ± 0,6

Литература

1. Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая культура в школе. - 2008. -№ 5. - С. 32-34.

2. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник для студентов высших учебных заведений / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. -549 с.

3. Андреев С.Н. Программа по мини-футболу (фут-залу) для ДЮСШ И СДЮШОР / С.Н. Андреев,

Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерёменко. - М.: Советский спорт, 2008. - 96 с.

4. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический

подход): монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

5. Монаков Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2007. - 287 с.

6. Селуянов В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 111 с.

7. Чирва Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№ 4. - С. 16-18.

ФНЦ ВНИИФК

70

Труды молодых ученых

References

1. Aliyev E.G. Mini-soccer in school / E.G. Aliyev, A.E. Vlasov // Physical culture at school. - 2008. -№ 5. - P. 32-34.

2. Aliyev E.G. Mini-soccer (futsal): the textbook for students of higher educational institutions / E.G. Aliyev,

S.N. Andreyev, V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. - 549 p.

3. Andreyev S.N. Program for mini-soccer (futsal) for sports school / S.N. Andreyev, E.G. Aliyev, V.S. Levin,

K.V. Eryomenko. - M.: Soviet sport, 2008. - 96 p.

4. Guba V.P. Basis of sports preparation. Assessment and forecasting methods (morfobiomechanical approach): monograph / V.P. Guba. - M.: Soviet sport, 2012. - 384 p.

5. Monakov G.V. Training of football players: theory and practice/G.V. Monakov. - 2nd ed., ster. - M.: Soviet sport, 2007. - 287 p.

6. Seluyanov V.N. Determination of endowments and search of talents in sports / V.N. Seluyanov, M.P. Shestakov. - M.: SporTakademPress, 2000. - 111 p.

7. Chirva B.G. Creation of technical training of young football players into account the sensitive periods of formation of technical skill / B.G. Chirva // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 4. - P. 16-18.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.