Научная статья на тему 'Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки'

Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2040
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА / ПОДГОТОВКА / ФУТБОЛИСТЫ / МЕТОДИКА / ТЕХНіКА / ПіДГОТОВКА / ФУТБОЛіСТИ / TECHNOLOGY / TRAINING / PLAYERS / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матяш Вадим Владимирович

Рассмотрен вопрос технической подготовки футболистов. Выявлено, что процент брака при выполнении технических элементов достаточно высокий у футболистов разных возрастных категорий. В основном эксперименте принимало участие 44 футболиста. В исследовании использованы данные тестирования по технической подготовке юных футболистов 10-11 лет. Выявлено, что учебные программы разных авторов (кроме французских) предлагают изучать каждый технический приём отдельно в разной последовательности. Разработана методика технической подготовки в годичном цикле на этапе предварительной базовой подготовки с учетом последовательности технических приемов. Установлено, что соотношение ошибок снизилось с 42 (90%) до 14 (58%). Показано, что углубленное обучение футболистов 10-11 лет характеризуется объединением нескольких приемов. Выявлено достоверное улучшение технической подготовленности юных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of technical training of football players during pre-basic training

The question of technical training football players is considered. Revealed that the percentage of defects in the performance of technical elements of a good at football players of different ages. In the main experiment participated 44 players. The study used data from testing of technical training young players 10-11 years. It was revealed that the curricula of different authors (except the French) offer to study each technique separately in different sequences. The technique of technical training in the annual cycle during the pre-basic training, taking into account the sequence of techniques. Found that the ratio error decreased from 42 (90%) and 14 (58%). It is shown that in-depth training players 10-11 years are characterized by combining several techniques. A significant improvement in the technical readiness of young players.

Текст научной работы на тему «Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки»

э

2013

li

Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки

Матяш В.В.

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

Анотации:

Рассмотрен вопрос технической подготовки футболистов. Выявлено, что процент брака при выполнении технических элементов достаточно высокий у футболистов разных возрастных категорий. В основном эксперименте принимало участие 44 футболиста. В исследовании использованы данные тестирования по технической подготовке юных футболистов 10-11 лет. Выявлено, что учебные программы разных авторов (кроме французских) предлагают изучать каждый технический приём отдельно в разной последовательности. Разработана методика технической подготовки в годичном цикле на этапе предварительной базовой подготовки с учетом последовательности технических приемов. Установлено, что соотношение ошибок снизилось с 42 (90%) до 14 (58%). Показано, что углубленное обучение футболистов 10-11 лет характеризуется объединением нескольких приемов. Выявлено достоверное улучшение технической подготовленности юных футболистов.

Ключевые слова:

техника, подготовка, методика.

футболисты,

Матяш В.В. Методика технічної підготовки футболістів на етапі попередньої базової підготовки. Розглянуто питання технічної підготовки футболістів. Виявлено, що відсоток браку при виконанні технічних елементів досить високий у футболістів різних вікових категорій. В основному експерименті брало участь 44 футболіста. У дослідженні використані дані тестування з технічної підготовки юних футболістів 10-11 років. Виявлено, що навчальні програми різних авторів (крім французьких) пропонують вивчати кожен технічний прийом окремо в різній послідовності. Розроблено методику технічної підготовки в річному циклі на етапі попередньої базової підготовки з урахуванням послідовності технічних прийомів. Встановлено, що співвідношення помилок знизилося з 42 (90%) до 14 (58%). Показано, що поглиблене навчання футболістів 10-11 років характеризується об'єднанням декількох прийомів. Виявлено достовірне поліпшення технічної підготовленості юних футболістів.

техніка, підготовка, футболісти, методика.

Matyas V.V. Method of technical training of football players during pre-basic training. The question of technical training football players is considered. Revealed that

the percentage of defects in the performance of technical elements of a good at football players of different ages. In the main experiment participated 44 players. The study used data from testing of technical training young players 10-11 years. It was revealed that the curricula of different authors (except the French) offer to study each technique separately in different sequences. The technique of technical training in the annual cycle during the pre-basic training, taking into account the sequence of techniques. Found that the ratio error decreased from 42 (90%) and 14 (58%). It is shown that indepth training players 10-11 years are characterized by combining several techniques. A significant improvement in the technical readiness of young players.

technology,

technique.

training,

players,

Введение.

Многолетняя тренировка юных игроков рассматривается как неотъемлемая составляющая всей системы подготовки спортсменов, подчиняется соответствующим установкам и, в том числе, направленности к высшим достижениям [3,5] .

Ведущие тренеры и специалисты по футболу отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ по футболу, значительно уступающий возросшим требованиям современного футбола. Далеко не каждому выпускнику спортивных школ, приглашенному в команды мастеров, удается соответствовать уровню технического мастерства игроков команд мастеров [1, 2, 9, 10].

Многие ученые, такие как: [4-8] занимались вопросом совершенствованием технической подготовленности юных футболистов, но работ по совершенствованию процесса технической подготовки футболистов 10-11 лет на этапе предварительной базовой подготовки выявлено недостаточно, поэтому данная тема является актуальной.

Работа выполнена по плану НИР Днепропетровского государственного института физической культуры и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - разработать и экспериментально обосновать методику технической подготовки в годичном цикле на этапе предварительной базовой подготовки с учетом совершенствования последователь© Матяш В.В., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.691016

ности технических приемов, а также их сочетаний при углубленном обучении футболистов 10-11 лет.

Методы и организация исследования: в данной работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; социологический опрос, педагогическое наблюдение (оценка эффективности соревновательной деятельности футболистов путем анализа статистических протоколов игр); педагогическое тестирование; исследование психофизиологических показателей, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследования проводились на базе ДЮСШ, СДЮШОР и общеобразовательной средней школы №73 г. Днепропетровска с детьми 10-11 лет. В основном эксперименте принимало участие 44 футболиста экспериментальной (22 спортсмена) и контрольной (22 спортсмена) групп. Эксперимент длился 1 год с сентября 2010 года по август 2011 год. По окончанию эксперимента дети двух групп были подвергнуты повторному тестированию. В эксперименте контрольная группа работала согласно программе ДЮСШ для группы начальной подготовки пятого года обучения, а экспериментальная - по разработанной нами методике.

Результаты исследования.

Предложенная методика реализовывалась на основе дидактических и специфических принципов (часть которых предусматривается программой ДЮСШ): научности, систематичности, последовательности, сознательного отношения к занятиям, активности, самостоятельности, наглядности, доступности, индивидуализации; разнообразия и новизны, направленно-

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

•-“----------* проблеми фізичного

виховання і спорту ____________________

сти на достижение высоких результатов, соотношение норм времени в различных занятиях общего времени режима дня юного спортсмена, постепенного роста нагрузок в течение года, единства общей и специальной подготовки, оптимизации соотношения тренировочных средств в течение года.

Разработанная нами методика технической подготовки для экспериментальной группы учитывала результаты предварительного исследования, что в соревновательной деятельности спортсменов на разных этапах многолетней подготовки зачастую ошибки происходили во время сочетаний таких технических приемов, как: ведение мяча - передача, ведение мяча - обводка - удар, ведение - остановка мяча, передача-остановка мяча -передача, передача - удар ногой, игра головой - удары головой, отбор мяча - передача, обманные движения (финты) - удар ногой, обманные движения (финты) -передача, вбрасывания мяча из-за боковой линии.

Основными подходами в предложенной технической подготовке были:

• перераспределение соотношения часов и содержания в каждом месяце годичного цикла (с сохранением количества часов на год);

• постепенное увеличение времени тренировок (в течение сентября-октября - 3 тренировочных дня в неделю, ноября-марта - 4 тренировочных дня в неделю, апреля-мая - 5 тренировочных дня в неделю, июнь-август 6 тренировочных дней в неделю);

• разработанная нами последовательность предлагает обучение приёмам не только отдельно, но и с объединением нескольких приёмов, которые слитно выполняются во время игры, что дает возможность быстрее и лучше овладеть ими. Ещё мы учитывали технический брак во взаимосвязи, то есть например, после плохой передачи следует плохой приём мяча, после плохого приёма следует плохое ведение, обводка или удар, то есть почти все технические элементы во время игры выполняются слитно и большинство ошибок возникает именно в момент перехода от одного действия к другому;

• инновационные подходы к планированию и использования физических упражнений, применяемых в технической подготовке юных футболистов (разработка тренировочных блоков).

Особенностью методики была разработка тренировочных блоков по технической подготовке с использованием:

• тренировочных блоков на освоение юными футболистами техники сочетания приемов: ведение мяча

- передача, ведение мяча - обводка - удар; передача

- прием - передача; игра головой - удары головой -отбор мяча-ведение; ведение - обманные движения (финты); остановка мяча - удар; вбрасывание мяча из-за боковой линии;

• тренировочных блоков на развитие психомоторных качеств (оперативной памяти; моторной реакции, реакции на движущийся объект и т.п.);

• подвижных игр на закрепление овладения техническими приемами и их сочетаниями;

ПСИХОЛОГІЯ

• подвижных игр на сопряженное закрепление технических приемов и развитие физических качеств.

В условиях педагогического эксперимента установлено, что существует статистическая взаимосвязь между результатами технической подготовленности и специальными физическими качествами на слабом (г=0,32-0,48 при р <0,05), среднем (г = 0,50 - 0,69 при р <0,01) и сильном уровне (г=0,070-0,86 при р <0,01).

Выявлено, что в экспериментальной группе уровень техники игры по тестам программы ДЮСШ достоверно выше, чем в контрольной, о чем свидетельствует расчетное Югьюдента ^=5,810-11,222), что свидетельствует об эффективности использования тренировочных блоков по технической подготовке. Результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах (при р<0,05-0,001) свидетельствуют о статистически значимых различиях между показателями технической подготовленности (табл.1.).

В экспериментальной группе результаты тестов (обводка стоек на время, комплекс с мячом, бег 30м с ведением мяча) улучшились до уровня выше нормы, а по тестам (удар по мячу на дальность, (вбрасывание мяча из-за боковой линии, жонглирование) повысился до уровня нормы. У контрольной группы показатели тоже стали лучше, но не настолько, чтобы повыситься на уровень выше по сравнению с исходным, поэтому почти все показатели были на уровне ниже нормы и только по двум тестам отвечали норме. Надо отметить, что в экспериментальной группе коэффициент вариации после эксперимента существенно снижается до 5,70-11,20% при том, что до начала занятий он составлял более 60,7%. Данные результаты свидетельствуют о большей однородности результатов, чем до начала эксперимента. В контрольной группе как до эксперимента (от 20,90% до 72,60%), так и после коэффициент вариации имеет широкий диапазон (от 21,60% до 62,90%).

Кроме того, важно отметить, что улучшились не только временные и количественные показатели по тестам, но их выполнение стало более качественным в экспериментальной группе, чем в контрольной. В таблице 2. представлено процентное соотношение футболистов, которые допускали характерные ошибки при выполнении тестов до и после внедрения разработанной нами методики.

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при обучении технических приемов и их сочетаний. Так например: при выполнении теста «Комплекс с мячом» характерными ошибками у юных спортсменов были отмечены: остановка после каждого технического приема, скорость выполнения технического приема невысокая, плохой переход от одного технического приема к другому.

Такие ошибки во время игры приводят к тому, что: теряется синхронность в последовательном выполнение комплекса, игрок акцентрирует внимание на одном техническом приеме, теряется контроль над

32013

и

Таблица 1

Показатели технической подготовленности юных футболистов 10-11 лет до и после эксперимента контрольной и экспериментальной групп

Контрольный тест Этап эксперимента Показатели

X ± S V % р

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Удар по мячу на дальность (м) до 22,90 24,80 3,89 3,57 18,80 14,40 > 0,05 1,353 <0,01 5,810

э > 0,05 (1=1,92)

после 29,60 36,70 4,80 3,18 21,60 11,50

р < 0,05 (1=4,23)

Вбрасывание мяча из-за боковой линии (м) до 9,80 10,80 1,90 1,49 20,90 13,80 >0,05 1,684 <0,01 7,805

р > 0,05 (1=2,11)

после 10,2 12,70 1,30 1,43 14,60 11,20

р < 0,05 (1=6,45)

Обводка стоек на время (с) до 20,60 19,90 2,80 2,23 12,20 11,20 >0,05 1,423 <0,01 8,322

з > 0,05 (1=1,85)

после 19,90 18,40 2,60 2,19 11,60 11,70

р< 0,001 (1=2,55 )

Комплекс с мячом (с) до 7,80 8,00 1,20 0,90 16,40 11,30 >0,05 0,998 <0,01 9,701

р> 0,05 (1=1,81)

после 7,50 6,80 0,77 0,74 11,80 12,80

р< 0,05 (1=2,22 )

Жонглирование (количество набиваний) до 18,7 21,1 13,6 12,8 72,6 60,7 <0,05 2,652 <0,01 10,33

р > 0,05 (1=0,55)

после 22,9 31,20 16,90 15,50 62,90 53,10

р < 0,05 (1=4,43 )

Бег 30м с ведением мяча (с) до 6,16 6,04 0,50 0,34 7,96 5,70 <0,05 4,141 <0,01 11,22

р > 0,05 (1=1,73)

после 6,03 5,76 0,55 1,00 9,40 17,50

р < 0,05 (1=2,23)

Таблица 2

Сравнение количества футболистов, допускающих характерные ошибки при выполнении тестов до и после

эксперимента

Характерные ошибки при выполнении тестов Количество спортсменов (%) до эксперимента Количество спортсменов (%) после эксперимента

К Э К Э

Удар по мячу на дальность

Направление разбега не совпадает с направлением удара 40 40 45 10

Опорная нога поставлена сов сем рядом с мячом 60 60 55 25

Опорная нога поставлена слишком далеко от мяча 40 40 40 20

Вбрасывание мяча из-за боковой линии

При вбрасывании мяч не занесен за голову 60 60 70 20

Вбрасывание совершено одной рукой 40 40 40 30

Мяч еще не выпущен из рук, а нога уже оторвалась от земли 70 65 55 40

Обводка стоек на время

Игрок ведет, наклонив голову вниз 70 70 85 50

При ведении по мячу наносятся слишком сильные удары-толчки 70 70 70 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

І ПЕДАГОГІКА І

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Продолжение табл. 2

Комплекс с мячом

Остановка после каждого технического приема 80 85 70 45

Скорость выполнения технического приема невысокая 75 75 55 35

Плохой переход от одного технического приема к другому 60 55 60 20

Жонглирование

Чрезмерное напряжение стопы при касании с мячом 80 80 60 30

Бег 30м с ведением мяча

Игрок ведет мяч, наклонив голову вниз 90 90 70 45

При ведении по мячу наносятся слишком сильные удары-толчки 70 70 50 20

Взгляд постоянно прикован к мячу 50 40 45 45

Таблица 3

Анализ ошибок при выполнении теста «комплекс с мячом»

Технические ошибки Последствия ошибок Акценты при исправлении ошибок

Остановка после каждого технического приема Теряется синхронность в последовательном выполнение комплекса Упражнения на сочетание приемов

Скорость выполнения технического приема невысокая Игрок акцентрирует внимание на одном техническом приеме Выполнение приемов на большой скорости, скрытно и внезапно

Плохой переход от одного технического приема к другому Теряется контроль над мячом Упражнения с конкретной постановкой цели, упражнения в выполнение отдельных технических приемов

мячом. Данные ошибки мы пытались устранить при помощи упражнений, предложенных нами блоках упражнений, с учетом выделенных нами «акцентов» на исправление ошибок (табл. 3.)

Таким образом, результаты наших исследований позволили заключить следующее. По современным представлениям, наиболее эффективными методами являются такие, которые близки по структуре к соревновательным упражнениям и моделируют в момент их выполнения степень мышечного напряжения и структурную особенность техники выполняемого движения, адекватную соревновательным нагрузкам.

В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх при выполнении, затяжной переход от одного технического приема к другому.

В экспериментальной группе предложенная методика обучения показала себя с положительной стороны, всесторонне влияя на эффективность выполнения технических приемов. Процентное соотношение ошибок снизилось с 42-90% до 14-58%, в контрольной

группе - 43-85% при конечном тестировании (табл.2.). В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обусловливают эффективность процесса обучения технике футбола.

Выводы.

Результаты личных исследований свидетельствуют о том, что предлагаемая методика обучения элементам техники игры в футбол, была улучшена за счет целенаправленной последовательности при обучении, правильного подбора подготовительных упражнений и развития двигательных качеств необходимых при их выполнении. Все эти факторы позволили ускорить и качественно осуществить процесс обучения и совершенствования элементов техники игры на занятиях футболом.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной методики для юных футболистов, поскольку эффективность дальнейшей игровой деятельности футболистов зависит от уровня их технической подготовленности и способности к слитному выполнению технических приемов, что в полной мере подтвердили результаты нашего исследования.

Э 2013 її

Литература:

1. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : автореф. дис . д-ра пед. наук: 1З.оо.о4. - Краснодар. - 1997. - 44 с.

2. Sneyers Jozef. Soccer training an announce programmе I Jozef Sneyers, 2GG2. - 22G p.

3. Овраменко В.Г. Футбол. Навчальна робоча для ДЮСШ та СДЮСШОР I В.Г.Овраменко, О.Є.Бабарико, В.І. Гончаренко,

О.Н. Джус. - К. - 2ооЗ. - ЮЗ с.

4. Бойченко С. Взаимосвязь ловкости с техническим мастерством футболистов II Теория и методика физического воспитания и спорта, 2GG5. - № 2. - С. З-5.

5. Голомазов С. Причины технического брака I С. Голомазов, Б. Чирва II Методические разработки для слушателей ВШТ. -Вып.7. - М., РГАФК. - 1998. - 51 с.

6. Дулібський A. В. Техніко-тактична підготовка юних футболістів I А.В. Дулібський, И. Г. Фалес II Науково-методичний (технічний) комітет Федерації футболу України. - К. - 2GG1. - С. б1-б5.

7. Костюкевич В.М. Теоретичні та методичні основи моделювання тренувального процесу спортсменів ігрових видів спорту. - Автореф. дис... докт.наук з ФВіС: спец. 24.GG.G1 «Олімпійський та професійний спорт» I В.М. Костюкевич. - К. - 2G12. - 41 с.

8. Максименко И. Контроль физической и технической подготовленности футболистов в спортивных секциях школ и ДЮСШ! И.Максименко II Спортивний вісник Придніпров'я, 2GG4. - №

7. - С. 17-2G.

9. Maksymenko I. G. Footzal : the testing of structure of young players physical state I I. G. Maksymenko II Спорт и наука : издание на на-ционалната спортна академия за младежта и спорта, Българския Съюз за физическата культура и спорт, Българския Олимпийски Комитет. - София. - 2GG8. - № б. - С. 12б-1З1.

1G. Hortal L. Prediction factors of athletic performance in elite por-tuquese soccer players I L. Hortal, L. Cuncha, C. Rio II Science and Sport, 2GGG. - vo1.6. - pp.334-335.

Информация об авторе:

Матяш Вадим Владимирович: [email protected]; Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта; ул. Набережная Победы, 10, г.Днепропетровск, 49094, Украина.

Цитируйте эту статью как: Матяш В.В. Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2о1З. - № 4. - С. 47-51. doi:10.6084!m9.figshare.691016

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http:IIwww.sportpedagogy.org.uaIhtmlIarhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:II creativecommons.orgIlicenses/byI3.0Ideed.ru).

Дата поступления в редакцию: 14.02.201З г. Опубликовано: З0.04.201З г.

References:

1. Zolotarev A.P. Struktura i soderzhanie mnogoletnej podgotovk sportivnogo rezerva v futbole [The structure and content of the longterm training of sports reserve in football], Dokt. Diss., Krasnodar, 1997, 44 p.

2. Sneyers Jozef. Soccer training an announce programme, 2002, 220 p.

3. Ovramenko V.G., Babariko O.Ie., Goncharenko V.I., Dzhus O.N. Futbol. Navchal'na robocha dlia DIUSSH ta SDIUSSHOR [Football. Educational work for CYSS and CYSSOR], Kiev, 2003, 103 p.

4. Bojchenko S. Teoriia i metodika fizichnogo vikhovannia i sportu [Theory and methods of physical education and sport], 2005, vol. 2, pp. 3-5.

5. Golomazov S., Chirva B. Metodicheskie razrabotki dlia slushatelej VSHT [Methodological developments for students HST], vol.7, Moscow, RSAPC, 1998, 51 p.

6. Dulibs’kij A.V., Fales I.G. Tekhniko-taktichna pidgotovka iunikh futbolistiv [Technical and tactical training of young players], Kiev, 2001, pp. 61-65.

7. Kostiukevich V.M. Teoretichni ta metodichni osnovi modeliuvannia trenuval'nogo procesu sportsmeniv igrovikh vidiv sportu [Theoretical and methodological basis of simulation training process of athletes playing sports], Dokt. Diss., Kiev, 2012, 41 p.

8. Maksimenko I. Sportivnij visnik Pridniprov’ia [Dnipro Sports Bulletin], 2004, vol. 7, pp. 17-20.

9. Maksymenko I. G. Footzal: the testing of structure of young players physical state. Sport i nauka [Sports and Science], 2008, vol.6, pp. 126-131.

10. Hortal L., Cuncha L., Rio C. Prediction factors of athletic performance in elite portuquese soccer players. Science and Sport, 2000, vol.6, pp. 334-335.

Information about the author:

Matyas V.V.: [email protected]; Dnepropetrovsk State Institute of Physical Culture and Sport; Victory Quay str. 10, Dnepropetrovsk, 49094, Ukraine.

Cite this article as: Matyash V.V. Method of technical training of football players during pre-basic training. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.4, pp. 47-51. doi:10.6084/m9.figshare.691016

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 14.02.201З Published: З0.04.201З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.