ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА
Относительный прирост результатов в жонглировании удобной, неудобной и двумя ногами составил в КГ 18,6; 7,4 и 11,0 %, соответственно. В ЭГ прирост результатов в тех же тестах составил 26,4; 15,3 и 27,7 %%, соответственно.
Таким образом, максимальные различия отмечены в результатах жонглирования неудобной ногой и двумя ногами. Сопоставление величин прироста показателей у юных спортсменов КГ и ЭГ позволяет предположить, что невысокий прирост результатов жонглирования двумя ногами у детей контрольной группы обусловлен недостаточной степенью владения мячом неудобной ногой.
Вывод. Комплексное применение средств и методов технической подготовки с учетом целевых установок многолетней тренировки юных спортсменов в мини-футболе способствует созданию «школы движений», что обеспечивает спортсмену эффективное участие в игровом процессе. Представленная методика достаточно универсальна и может быть внедрена в занятия с юными спортсменами, специализирующимися в мини-футболе (футзале), как наиболее эффективный подход в начальном обучении спортсменов основам игровых видов спорта.
Литература
1. Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 554 с.
2. Андреев С.Н. Мини-футбол (футзал): примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин. - М.: Советский спорт, 2010. - 120 с.
3. Губа В.П. Теория и методика мини-футбола (футзала): учебное пособие / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2016. - 200 с.
4. Иванов О.Н. Современная технология начальной подготовки спортивного резерва в футболе и мини-футболе / О.Н. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 11(189). - С. 189-197.
5. Маевский К.В. Методика интегральной подготовки юных спортсменов специализирующихся в мини-футболе (футзале) с акцентом на развитие функции внимания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К.В. Маевский. - Волгоград, 2012. - 159 с.
6. Хрусталёв Г.А. Обучаем мини-футболу / Г.А. Хрусталёв, В.П. Губа // Физическая культура в школе. - 2013. - № 8. - С. 41-47.
References
1. Aliev E.G., Andreev S.N., Guba V.P. Mini-futbol (futzal) [Futsal]. Textbook. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2012. 554 p.
2. Andreev S.N., Aliev E.G., Levin V.S. Mini-futbol (futzal) [Futsal]. Sample program of sports training for youth sports school and Olympic Reserve sports schools. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2010. 120 p.
3. Guba V.P. Teoriya i metodika mini-futbola (futzala) [Theory and methodology of futsal]. Study guide. Moscow: Sport publ., 2016. 200 p.
4. Ivanov O.N. Sovremennaya tehnologiya nachalnoy podgotovki sport-ivnogo rezerva v futbole i mini-futbole [Modern technology of beginner sports reserve training in football and futsal]. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 11(189). pp. 189-197.
5. Mayevskiy K.V. Metodika integralnoy podgotovki yunykh sports-menov spetsializiruyushchikhsya v mini-futbole (futzale) s aktsentom na razvitie funktsii vnimaniya [integrated training method for junior futsal players with focus on development of attention function]. PhD diss.: 13.00.04. Volgograd, 2012. 159 p.
6. Khrustalev G.A., Guba V.P. Obuchaem mini-futbolu [We teach futsal]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2013. No. 8. pp. 41-47.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
комплекс тестов для определения координационных способностей гимнастов
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Дарданова1 И.А. Щербаков1
Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
УДК/UDC 796.413
Ключевые слова: спортивная гимнастика, координационные способности, тестовые задания.
Введение. В спортивной гимнастике тренеры широко используют тесты, рекомендованные Федеральным стандартом спортивной подготовки, среди которых представлены задания на определение быстроты, силы, гибкости, выносливости и нет ни одного теста, который напрямую рекомендован для определения координационных способностей.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс тестовых заданий для оценки координационных способностей гимнастов на этапах многолетней спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. Разработан основной комплекс тестовых заданий, определяющих кинес-тетико-дифференцировочные способности, способность сохранять статическое и динамическое равновесие и ориентацию в пространстве, обладающие высокой надежностью (0,56<r<0,90) и информативностью (0,69<r<0,93). Для контроля результатов тренировочной деятельности предложен вспомогательный комплекс координационных тестов, обладающий средней информативностью и надежностью. В эксперименте приняли участие 173 гимнаста различной квалификации. На всех этапах подготовки группа 1 формировалась изначально из лиц с достоверно более высоким уровнем координационной подготовленности, чем в группе 2.
Результаты исследования и их обсуждение. Групповой эксперимент подтвердил эффективность разработанных комплексов координационных тестов, которая выразилась
CooRDiNATioN ABiLITiEs RATiNG TEsTs For GYMNAsTs
PhD, Associate Professor N.A. Dardanova1 I.A. Shcherbakov1
1Smolensk State University of Sports, Smolensk
Поступила в редакцию 17.11.2021 г.
в достоверных межгрупповых отличиях показателей гимнастов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса: на этапе начальной подготовки в прыжке с вращением на 90°, ходьбе по прямой 5 м с закрытыми глазами, тестовом задании «Аист» и интегральном показателе КП (р>0,01); на тренировочном этапе - в прыжке с вращением на 90° и на 180° (р>0,05), пробе Ромберга, поворотах вращением вокруг опорной ноги на узкой части гимнастической скамейки и интегральном показателе КП (р>0,01); на этапе спортивного совершенствования - в прыжке с вращением на 90° и на 180° (р>0,05), тестовом задании «Фламинго», поворотах прыжком на 360° на узкой части гимнастической скамейки и ходьбе по прямой 10 м с закрытыми глазами (р>0,01); на этапе высшего спортивного мастерства - в прыжке с вращением на 90°, прыжке с вращением на максимальное количество градусов (р>0,05), тестовом задании «Фламинго», поворотах вращением вокруг опорной ноги на узкой части гимнастической скамейки (р>0,01).
Выводы. Разработанные и апробированные тестовые задания при их внедрении в многолетнюю спортивную подготовку гимнастов позволят наиболее объективно производить отбор в группы на этапах многолетней спортивной подготовки, так как способствуют эффективному прогнозированию успешной спортивной деятельности в спортивной гимнастике.
Литература
1. Ботяев В.Л. Отбор и прогнозирование в спорте на основе показателей развития координационных способностей: монография. Сургут: СГПУ, 2011. - 214 с.
Информация для связи с автором: nat-dardanova@yandex.ru
22
http://www.teoriya.ru
№!• 2022 Январь | Yanuary