Научная статья на тему 'Особенности методики интеграции физической и технической подготовок в футболе на этапе начальной спортивной специализации'

Особенности методики интеграции физической и технической подготовок в футболе на этапе начальной спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / OPTIMIZATION / INTEGRATION / TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Афонский Владимир Игорьевич, Селезнева Юлия Анатольевна

Рассмотрены вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации в футболе при стандартных временных затратах. Обосновано использование методики интеграционного подхода к разделам технической и физической подготовок в тренировочном процессе за счёт направленного воздействия на существенное улучшение техники владения мячом и интенсивное развитие скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Афонский Владимир Игорьевич, Селезнева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TECHNIQUE OF INTEGRATION OF PHYSICAL AND TECHNICAL PODGOTOVOK IN SOCCER AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION

In article questions of optimization of educational and training process at a stage of initial sports specialization in soccer are considered in case of standard time expenditure. Use is proved in training process of a technique of combination (integration) of sections of technical and physical training due to directed impact on significant improvement of the equipment of ball handling and intensive development of high-speed and power and motive and coordination capabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности методики интеграции физической и технической подготовок в футболе на этапе начальной спортивной специализации»

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВОК В ФУТБОЛЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В.И. Афонский, Ю.А. Селезнёва

Рассмотрены вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации в футболе при стандартных временных затратах. Обосновано использование методики интеграционного подхода к разделам технической и физической подготовок в тренировочном процессе за счёт направленного воздействия на существенное улучшение техники владения мячом и интенсивное развитие скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей.

Ключевые слова: оптимизация, интеграция, техническая и физическая подготовка.

Опираясь на данные научно-методической литературы и собственные исследования, были выявлены факторы, влияющие на спортивное мастерство футболистов. Среди них основными являются качество и скорость овладения технико-тактическими действиями, а для этого необходимо достичь оптимального уровня развития специальных двигательных качеств [1, 4, 7]. Приведенный контекст прямо свидетельствует о комплексном (интегрированном) подходе к сторонам подготовок спортсменов, который обеспечил бы им достижение максимально высоких результатов в соревновательной деятельности [5, 8].

Актуальность исследования вытекает из разрешения объективного противоречия:

- во-первых, с одной стороны, назрела необходимость оптимизации учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации в футболе при стандартных временных затратах [3, 6];

- во-вторых, с другой стороны, выявлено недостаточное научное обоснование использования в тренировочном процессе методики совмещения (интеграции) разделов технической и физической подготовки

[2, 6, 9].

В связи с вышесказанным, проблема исследования такова: какой должна быть методика интеграции средств физической и технической подготовок для того чтобы повысилась эффективность начальной спортивной специализации футболистов 12-13 лет?

Цель работы - разработка методики интеграционного подхода к разделам технической и физической подготовок на этапе начальной спортивной специализации в футболе.

Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В эксперименте принимали участие 24 игрока

в возрасте 12-13 лет. Экспериментальная и контрольная группы составляли по 12 чел. Тренировки проводились 5 раз в неделю по 1,5 ч. в секции по футболу.

Отличие в методике проведения тренировки футболистов в экспериментальной группе состояло в том, что был проведён отбор двигательных заданий из каждого вида подготовки для создания интегративной учебной программы, распределение ее содержания в микроциклах. Нормирование тренировочной нагрузки проводилось с учетом ведущих двигательных способностей и их закономерной связи с показателями соревновательной деятельности. Приоритетным являлся метод сопряженного упражнения с одновременной направленностью воздействия на существенное улучшение техники владения мячом и интенсивное развитие скоростно-силовых и двигательно-координацион-ных способностей.

Для определения эффективности экспериментальной методики были математически обработаны результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах и проанализирована динамика показателей.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что применение разработанной методики способствует заметному росту результатов скоростно-силовой и координационной подготовленности юных футболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 1, 2), а также повышению их показателей технической подготовленности: в беге с разными способами ведения мяча, жонглировании (комплексном). Прирост составил от 3,2 до 45,3 % (Р <0,05) (табл. 3).

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей скоростно-силовой подготовленности футболистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп

№ п/п Показатель Группа До эксперимента После эксперимента

М ± т г Р М ± т г Р

1 Прыжок в длину с места, см ЭГ 195,4±6,7 1,95 >0,05 212,3± 3,1 2,5 <0,05

КГ 183,4±6,4 202,2± 2,6

2 Бег на 30 м, с ЭГ 5,0±0,13 0,4 >0,05 4,9±0,08 0,15 >0,05

КГ 5,1±0,22 4,95±0,21

3 Поднимание туловища из положения лёжа на спине, кол-во раз ЭГ 30,6±1,12 0,44 >0,05 31,6±0,57 0,57 >0,05

КГ 31,3±1,09 32,0±0,42

4 Прыжки боком, толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, кол-во раз ЭГ 38,6±0,57 0,14 >0,05 40,2±0,17 2,4 <0,05

КГ 39,4±0,12 39,7±0,11

Примечание: при 1=2,06 (р<0,05); при 1=2,80 (р<0,01); при 1=3,75 (р<0,001).

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей координационных способностей футболистов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп

№ п/п Показатель Группа До эксперимента После эксперимента

М ± т 1 Р М ± т 1 Р

1 Способность к ориентированию в пространстве, с ЭГ 9,9±0,03 1,25 >0,05 9,85±0,03 3,0 <0,05

КГ 10,0±0,07 10,0±0,04

2 Способность к комплексной реакции, см ЭГ 14,6±1,5 0,09 >0,05 14,1±0,8 0,08 >0,05

КГ 14,2±1,5 14,0±0,9

3 Способность к динамическому равновесию, с ЭГ 10,1±0,4 0,4 >0,05 9,45±0,2 2,8 <0,05

КГ 10,3±0,3 10,3±0,3

Примечание: при t=2,06 (р<0,05); при 1=2,80 (р<0,01); при 1=3,75 (р< 0,001).

Таблица 3

Изменение показателей технической подготовленности юных футболистов 12-13 лет, участвующих в эксперименте

№ п/п Показатель Группа До эксперимента После эксперимента

М ± т 1 Р М ± т 1 Р

1 Бег на 30 м с ведением мяча, с ЭГ 5,3 ±0,2 0,66 >0,05 4,07±0,1 2,3 <0,05

КГ 4,95±0,5 4,77±0,3

2 Бег 5^30 м с ведением мяча, с ЭГ 29,3±0,4 1,5 >0,05 28,4±0,1 1,3 >0,05

КГ 28,4 ±0,5 28,1±0,2

3 Жонглирование мяча (комплексное), кол-во ударов ЭГ 26,9±1,6 1,16 >0,05 39,1±2,1 2,3 <0,05

КГ 22,1±3,8 29,2±3,8

Примечание: при t=2,06 (р<0,05); при t=2,80 (р<0,01); при t=3,75 (р< 0,001).

Таким образом, экспериментальная методика интеграционного подхода к разделам технической и физической подготовок футболистов 12-13 лет позволила повысить показатели скоростно-силовой и координационной подготовленности в экспериментальной группе и создать базу для совершенствования технических действий юных футболистов.

Предложенная методика совмещения разделов технической и физической подготовок в футболе в рамках интеграционного подхода на этапе начальной специализации также способствовала повышению эффективности соревновательной деятельности футболистов эксперимен-

тальной группы, что выразилось в достоверном улучшении большинства количественных и качественных показателей соревновательной деятельно -сти: количество побед в товарищеских матчах (табл. 4).

Таблица 4

Качественные показатели игровой деятельности футболистов экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента

Результаты Группы Начало Конец

товарищеских матчей эксперимента эксперимента

Количество побед ЭГ 1 3

КГ 2 1

Количество поражений ЭГ 2 1

КГ 1 3

Количество ничейных ЭГ 1 0

матчей КГ 1 1

Несмотря на то, что в контрольной группе тоже произошли положительные изменения результатов, значимость этих изменений значительно ниже, что может служить основанием для дальнейшей разработки способов интеграции тренировки.

На основании вышесказанного можно утверждать, что применение интеграционного подхода к разделам технической и физической подготовок на этапе начальной спортивной специализации в футболе в экспериментальной группе оказывает выраженный положительный эффект. В контрольной группе тоже произошли положительные изменения результатов, однако значимость этих изменений значительно ниже, что может служить основанием для дальнейшей разработки способов интеграции тренировки.

Список литературы

1. Антипов А.В., Тюленьков С.Ю., Губа В.П. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: науч.-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2008. 152 с.

2. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов: учеб. пособие для студентов вузов: реком. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта. М.: Физ. культура, 2009. 112 с.

3. Гидара С. Динамика скоростно-силовой подготовленности футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М.: РГУФК, 2004. 22 с.

4. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. М.: Дивизион, 2006. 80 с.

5. Губа В.П., Квашук П.В., Никитушкин В.Г. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М.: ФиС, 2009. 280 с.

6. Губа В.П., Лексаков А.В., Антипов А.В. Интегральная подготовка футболистов. М.: Советский спорт, 2010. 208 с.

7. Ежов П.Ф. Оценка тренировочных нагрузок спортсменов высокой квалификации в мини-футболе: учеб. пособие. Малаховка: Изд-во МГАФК, 2006. 85 с.

8. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.

9. Титова А.В., Борисова В.В. Особенности интеграции технической (предметной) и физической подготовки гимнасток-«художниц» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 1. С. 226-231.

Афонский Владимир Игорьевич, канд. пед. наук, доц., v.afonskiy@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Селезнева Юлия Анатольевна, канд. психол. наук, доц., ukka74@,list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого

FEATURES OF THE TECHNIQUE OF INTEGRATION OF PHYSICAL AND TECHNICAL PODGOTOVOK IN SOCCER AT THE STAGE OF INITIAL SPORTS SPECIALIZATION

V.I. Afonsky, Yu.A. Selezneva

In article questions of optimization of educational and training process at a stage of initial sports specialization in soccer are considered in case of standard time expenditure. Use is proved in training process of a technique of combination (integration) of sections of technical and physical training due to directed impact on significant improvement of the equipment of ball handling and intensive development of high-speed and power and motive and coordination capabilities.

Key words: optimization, integration, technical and physical training.

Afonsky Vladimir Igorevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, v.afonskiy@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Selezneva Julia Anatolievna, candidate of psychological sciences, associate professor, ukka74@,list.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

Reference

1. Antipov A.V., Tyulen'kov S.Yu., Guba V.P. Diagnostika i trenirovka dvigatel'nyh sposobnostej v detsko-yunosheskom futbole: nauch.-metod. posobie. M.: Sovetskij sport, 2008. 152 s.

2. Varyushin V.V. Trenirovka yunyh futbolistov: ucheb. posobie dlya studentov vuzov: rekom. UMO po obrazovaniyu v obl. fiz. kul'tury i sporta. M.: Fiz. kul'tura, 2009. 112 s.

3. йёага Б. Бтат1ка вкоговШо-вПоуо] роё§о1;оу1еппо811 Ги1Ьо1181оу V sorevnovatel'nom periode i sredstva ее stabilizacii: avtoref. dis. . ..kand. ped. паик. М.: ЯОиБК, 2004. 22 б.

4. Go1omazov Б.У., СЫ^а Б.О. Би1Ьо1. ТеогейЛеБЫе osnovy 1 те1оё1ка коп1го1уа 1еккп1еЬе8ко§о masteгstva. М.: Divizion, 2006. 80 Б.

5. Guba У.Р., Kvashuk Р.У., МккшИкт У.G. Individua1izaciya podgotovki уипуЬ spoгtsmenov. М.: ПБ, 2009. 280 Б.

6. GuЬa У.Р., Leksakov А.У., Antipov А.У. Integгa1'naya podgotovka ШЛОНБ^. М.: Sovetskij spoгt, 2010. 208 Б.

7. Ezhov Р.Б. Осепка tгeniгovochnyh nagгuzok spoгtsmenov vysokoj ^аНйкасп v mini-futЬo1e: ucheЬ. posoЬie. Ma1ahovka: Izd-vo MGAFK, 2006. 85 Б.

8. Б^кШга psihomotoгiki i sensitivnye pгoyav1eniya dvigate1'nyh sposoЬnostej detej / О.Р. Panfilov [i dr.] // Теопуа i praktika fizicheskoj kul'tury. 2012. № 12. S. 38-42.

9. ТИ^а А.У., Бoгisova У.У. ОБоЬеппоБЙ integгacii tekhnicheskoj (pгedmetnoj) \ fizicheskoj podgotovki gimnastok-«hudozhnic» // ^еБ^а Tu1'skogo gosudaгstvennogo univeгsiteta. Fizicheskaya к^Шта. Брог! 2016. № 1. S. 226-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.