УДК 796.332:796.412 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10614
ПРИМЕНЕНИЕ СТЕП-АЭРОБИКИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
И.И. Таран, Ю.В. Белова, К.С. Лобова
Представлено экспериментальное обоснование эффективности применения степ-аэробики в координационной подготовке футболистов 12-13 лет. Проанализирована динамика показателей координационной подготовленности футболистов в процессе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Ключевые слова: футболисты, координационные способности, координационная подготовка, степ-аэробика.
В основе мастерства футболиста лежат разнообразные координационные способности, которые, по мнению многих специалистов, являются одними из важнейших факторов, влияющих на достижение высокого спортивного результата [2-4, 8]. «Чувство мяча», «чувство площадки», «чувство ворот» - специализированные ощущения, которые составляют основу технического мастерства игроков [2]. Одним из методических условий формирования координации являются постоянная новизна и необычность условий выполнения упражнений или использование новых тренировочных средств [4, 7]. Теория и методика подготовки футболистов разного возраста претерпевают модернизацию и позитивное обновление [1]. Поиск и определение эффективности нетрадиционных средств подготовки футболистов являются актуальной задачей спортивной науки. Ведущие футбольные клубы мира давно включают в программу подготовки своих игроков специальные занятия аэробикой с целью поддержания функционального состояния, развития ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, а также для повышения эмоционального фона. Занятия степ-аэробикой развивают способность к согласованности движений ногами, чувство ритма, вестибулярную устойчивость игроков, повышают уровень базовых координационных способностей [5, 6]. В то же время в доступной нам литературе практически отсутствуют данные о возможности и эффективности применения степ-аэробики на этапе начальной специализации в футболе, что и определяет актуальность нашего исследования.
Цель нашего исследования - экспериментально обосновать эффективность использования степ-аэробики для повышения уровня координационной подготовленности футболистов 12-13 лет.
Для реализации цели в течение 2018/19 учебного года на базе ДЮСШ г. Псков был проведен формирующий педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 20 чел. (футболисты 12-13 лет),
занимающиеся футболом 5 лет, которые для проведения эксперимента были поделены на 2 группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В течение учебного года с октября по апрель 10 футболистов ЭГ регулярно 1 раз в неделю дополнительно посещали занятие степ-аэробикой продолжительностью 1 астрономический час.
Для определения эффективности применения степ-аэробики в подготовке футболистов 12-13 лет в начале и конце эксперимента проводилось тестирование с целью определения достоверности изменений результаты тестирования обрабатывались с помощью методов математической статистики.
Оценка показателей координационных способностей (КС) осуществлялась по показателям тестов: «три кувырка вперед» - на вестибулярную устойчивость, «прыжки на разметку» и «прыжок вверх с усилием 50 % от максимального» - на способность к кинестетическому дифференцированию усилий мышц ног, необходимых футболисту при дифференцировании силы ударов по мячу, «точность катания мяча ведущей/неведущей ногой» - для оценки дифференцирования силовых способностей ног, «стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей/ не ведущей стопе» - для оценки способности к статическому равновесию, «повороты на гимнастической скамейке» - на способность к динамическому равновесию, «челночный бег» - для оценки координации в циклических локомоциях, а также для оценки общей координированности по показателю разницы между бегом на 30 м и челночным бегом 3 х10 м (латентный показатель КС). Для оценки способности к ритму использовался показатель разницы времени, показанный в тестах «бег по обручам без ведения мяча» и «бег по обручам с ведением мяча».
Полученные до эксперимента показатели вестибулярной устойчивости, способности к кинестетическому дифференцированию усилий мышц ног, координации в циклических локомоциях, латентного показателя КС говорят о среднем уровне развития этих способностей. Остальные показатели находятся на уровне ниже среднего. В показателях способности к дифференцированию усилий мышц ног наблюдался большой разброс показателей, что говорит о внутригрупповой разнородности. Согласно результатам предварительного тестирования группы однородны по показателям координационной подготовленности и могли участвовать в экспериментальной работе (таблица).
Формирующий эксперимент проводился в течение 7 месяцев. Комплексы степ-аэробики включали разнообразные воздействия на вестибулярный аппарат в виде поворотов, переходов и т. п., разных шагов и их сочетаний, направленных на развитие способности к кинестетическому дифференцированию, согласованию и перестроению движений. В занятиях степ-аэробикой применялись в основном BasicStep, Step-combo, DoubleStep, AdvancedStep. Занятия проводил профессиональный фитнес-инструктор.
Исходные показатели сформированности КС футболистов
№ п/п Тесты ЭГ (n = 10) КГ (n = 10) t Р
1 Три кувырка в о.с., с 4,86±0,08 4,86±0,06 0,34 >0,05
2 Прыжки на разметку, см 7,78±2,36 8,30±1,79 0,87 >0,05
3 Прыжок вверх с усилием 50 % от макс., см 5,1±1,04 5,20±1,54 0,65 >0,05
4 Точность катания мяча ведущей ногой, см 41,0±9,37 43,0±8,53 0,36 >0,05
5 Точность катания мяча неведущей ногой, см 74,0±20,8 73,0±19,1 0,70 >0,05
6 Бег на 30м / челночный бег 3*10 м, с 5,32±0,11 / 8,62±0,21 5,35±0,14 / 8,69±0,16 0,58 >0,05
7 Бег на 30 м - челночный бег 3*10 м, с 3,31±0,14 3,34±0,10 0,24 >0,05
8 Стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей/ неведущей стопе, с 44,3±8,74 / 33,3±5,65 46,3±5,42 / 33,2±7,12 0,57 >0,05
9 Повороты на гимнастической скамейке, кол-во раз 4,7±0,45 4,6±0,49 0,54 >0,05
10 Бег по обручам без ведения мяча, с 5,61±0,11 5,68±0,12 0,46 >0,05
11 Бег по обручам с ведением мяча, с 7,56±0,13 7,60±0,03 0,65 >0,05
12 Бег по обручам без ведения мяча - бег по обручам с ведением мяча, с 1,95±0,22 1,93±0,20 0,39 >0,05
После окончания формирующего эксперимента было проведено повторное тестирование, которое показало разную динамику и степень достоверности изменений показателей в ЭГ и КГ (рисунок).
25.00%
20.00%
15.00%
10.00%
5.00%
0.00%
2 3
5 6 7 КГ ЭГ
9 10 11 12
Динамика показателей координационной подготовленности
у футболистов КГ и ЭГ:
1 - три кувырка в о.с., 2 - прыжки на разметку, 3 - прыжок вверх с усилием 50 % от макс., 4 - точность катания мяча ведущей ногой, 5 - точность катания мяча неведущей ногой, 6 - показатель разницы между: бег на 30 м и челночный бег 3*10 м, 7 - стояние на ведущей ноге с удержанием мяча, 8 - стояние на неведущей ноге с удержанием мяча, 9 - повороты на гимнастической скамейке, 10 - бег по обручам без ведения мяча, 11 - бег по обручам с ведением мяча, 12 - бег по обручам без ведения мяча - бег по обручам с ведением мяча.
1
4
8
Тестирование координационных способностей после эксперимента показало, что в экспериментальной группе существенно улучшились (р<0,05) показатели точности кинестетического дифференцирования движений, выполняемых ногами, - прирост показателей составил 17,3-23,5 %, а также показатели вестибулярной устойчивости (15,4 %), статического равновесия (21,4/15,3 %), динамического равновесия (19,1 %), чувства ритма (17,4 %). По остальным показателям наблюдалась тенденция улучшения показателей. Наименьшие приросты наблюдались по показателям, одновременно отражающим координацию и быстроту движений, на развитие которой степ-аэробика не ориентирована. Данная динамика показывает эффективность использования степ-аэробики для развития координационных способностей футболистов.
В КГ прирост показателей координационных способностей в ходе педагогического эксперимента по всем тестам составил от 2,2 до 11,6 %. Достоверные изменения произошли только в тесте «стояние на одной ноге с удержанием мяча на ведущей стопе», отражающем способность к статическому равновесию (р<0,05).
Таким образом, из результатов исследования видно, что по всем исследуемым показателям футболисты экспериментальной группы превосходили своих сверстников по показателям сформированности КС, необходимых в футболе. Полученные данные свидетельствуют, что использование дополнительно к специализированным средствам спортивной подготовки футболистов средств фитнеса, в частности степ-аэробики, позволяет эффективнее формировать координационные способности игроков и тем самым улучшать показатели их технической подготовленности.
Список литературы
1. Бандаков М.П., Полевой Г.Г. Развитие специфических координационных способностей у юных футболистов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 8. С. 138-145.
2. Губа В.П. Теория и методика мини-футбола (футзала). М.: Изд-во «Спорт», 2016. 200 с.
3. Губа В.П., Стула А.А. Методология подготовки юных футболистов. М.: Изд-во «Человек», 2015. 184 с.
4. Лях В., Витковски З. Координационная тренировка в футболе. М.: Советский спорт, 2010. 216 с.
5. Максимова А.В., Наполова Г.В. Совершенствование координационных способностей у юных футболистов 7-9 лет на стадии начальной подготовки путем внедрения в тренировочный процесс элементов фитнес-аэробики // Наука-2020. 2017. № 2(13). С. 97-103.
6. Тарабрина Н.Ю., Грабовская Е.Ю., Гетиков Ю.А. Особенности влияния специальных средств фитнеса на скоростно-силовые и координационные показатели юных футболистов // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. № 1(10). С. 31-35.
7. Таран И.И., Беляев А.Г. Координационная подготовка баскетболистов. Великие Луки: ВЛГАФК, 2015. 104 с.
8. Шамонин А.В., Гайдамаченков П.Ф. Педагогические аспекты повышения уровня технической подготовленности юных футболистов 12-13 лет при дифференцировании пространственно-силовых параметров выполнения технических элементов игры в футбол // Перспективы развития науки в современном мире: сб. статей по материалам V Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. /отв. ред. А.Р. Халиков. Уфа: Изд-во «Дендра», 2018. С. 119-126.
Таран Ирина Ивановна, канд. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
Белова Юлия Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
Лобова Кира Сергеевна, студентка, kiralobowa@yandex. ru, Россия, Великие Луки, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
APPLICA TION OF STEP-AEROBICS IN THE COORDINA TION TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS 12-13 YEARS
I.I. Tar an, Yu.V. Belova, K.S. Lobova
An experimental justification of the effectiveness of the use of step aerobics in the coordination training of football players aged 12-13 is presented. The dynamics of the coordination readiness of football players during the experiment in the control and experimental group is analyzed.
Key words: football players, coordination abilities, coordination training, step aerobics.
Taran Irina Ivanovna, candidate of psychological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports,
Belova Julia Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports,
Lobova Kira Sergeevna, student, kiralobowa@yandex. ru, Russia, Velikiye Luki, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and Sports
References
1. Bandakov M.P., Polevoj G.G. Razvitie specificheskih koordinacionnyh sposobnostej u yunyh futbolistov [The development of specific coordination abilities in young football players] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University]. 2014. No. 8. P. 138-145.
2. Guba V.P. Teoriya i metodika mini-futbola (futzala) [Theory and methods of futsal (futsal)]. M.: Sport Publishing House, 2016. 200 p.
3. Guba V.P., Stula A.A. Metodologiya podgotovki yunyh futbolistov [The methodology of training young football players]. M.: Publishing house "Man", 2015. 184 p.
4. Lyah V., Vitkovski Z. Koordinacionnaya trenirovka v futbole [Coordination training in football]. M.: Soviet Sport, 2010. 216 p.
5. Maksimova A.V., Napolova G.V. Sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej u yunyh futbolistov 7-9 let na stadii nachal'noj podgotovki putem vnedreniya v trenirovochnyj process elementov fitnes-aerobiki [Improving the coordination abilities of young soccer players 7-9 years old at the initial training stage by introducing elements of fitness aerobics into the training process] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2(13). P. 97-103.
6. Tarabrina N.Yu., Grabovskaya E.Yu., Getikov Yu.A. Osobennosti vliyaniya special'nyh sredstv fitnesa na skorostno-silovye i koordinacionnye pokazateli yunyh futbolistov [Peculiarities of the influence of special fitness aids on speed-power and coordination indicators of young football players] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and Sport: modern trends]. 2016. No. 1(10). P. 31-35.
7. Taran I.I., Belyaev A.G. Koordinacionnaya podgotovka basketbolistov [Coordination training of basketball players]. Velikie Luki: VLGAFK, 2015. 104 p.
8. Shamonin A.V., Gajdamachenkov P.F. Pedagogicheskie aspekty povysheniya urovnya tekhnicheskoj podgotovlennosti yunyh futbolistov 12-13 let pri differencirovanii prostranstvenno-silovyh parametrov vypolneniya tekhnicheskih elementov igry v futbol [Pedagogical aspects of improving the level of technical preparedness of young football players 12-13 years with the differentiation of the spatial-force parameters of the technical elements of the game of football] // Prospects for the development of science in the modern world: sat. articles on materials of the V Intern. scientific-practical conf.: at 3 p.m. ed. A.R. Khalikov. Ufa: Publishing House "Dendra", 2018. P. 119-126.