Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОСВОЕНИЮ ИГР С МЯЧОМ'

ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОСВОЕНИЮ ИГР С МЯЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ / ИГРЫ С МЯЧОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Панасенко Карина Евгеньевна

Введение. Игры с мячом, являясь уникальным видом двигательной деятельности, сочетают в себе возможности успешного психомоторного, социального и личностного развития ребенка. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, ценность этих игр заключается в том, что они как средство и форма физической активности улучшают когнитивные способности, показатели физической подготовленности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, а также с синдромом дефицита внимания / гиперактивности. Однако, для достижения результативного обучения играм с мячом детей с ограниченными возможностями здоровья требуется учет уровня их физической подготовленности, функциональных возможностей. Цель исследования - изучение и оценка уровня готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом и сопоставление полученных показателей с результатами обследования детей, не имеющих отклонений в развитии. Материалы и методы. В исследовании участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольные учреждения г. Белгорода (Российская Федерация). Использовались диагностические игровые упражнения с мячом, рекомендованные в программе «Играйте на здоровье», методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Результаты. Под готовностью дошкольников к освоению игр с мячом мы понимаем сформированность ориентировочной основы двигательных действий с мячом в виде знаний, представлений о двигательной задаче, овладение способами выполнения этих действий, мотивации к достижению результата. Полученные данные подтвердили наличие у детей с задержкой психического развития недостаточной готовности к освоению игр и упражнений с мячом. Оптимальный и средний уровень готовности к освоению игр и упражнений с мячом имеют 54,83% детей с задержкой психического развития и 80,64% детей, не имеющих отклонений в развитии. У 45,16% детей с задержкой психического развития и у 19,35% детей, не имеющих отклонений в развитии, наблюдаются проблемы освоения зрительно-моторной координации, развития внимания, низкий контроль и регуляция действий, а также заниженный уровень согласования двигательного акта с внешним пространством. Обработка полученных результатов показывает статистическую достоверность отличий (p<0,05) по средним значениям (балл) показателей при выполнения игровых упражнений модулей «Футбол» и «Баскетбол» между детьми с задержкой психического развития и детьми, не имеющими отклонений в развитии. Заключение. Полученные данные об уровне готовности дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом, указывают на необходимость определения целей и содержания индивидуальных заданий по преодолению существующих проблем, целесообразность организации детско-взрослого взаимодействия, направленного на передачу и освоение двигательного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волошина Людмила Николаевна, Панасенко Карина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPAREDNESS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION TO LEARN BALL GAMES

Introduction. Ball games, being a unique motor activity, combine the opportunities for favourable psychomotor, social and personal development of children. According to World Health Organisation experts, the value of ball games as a means and form of physical activity lies in the fact that they improve cognitive abilities and physical fitness of children with intellectual disabilities and hyperkinetic behaviour / hyperactivity syndrome. However, in order to achieve effective results in teaching ball games to children with disabilities, their level of physical fitness and functional abilities needs to be taken into account. The aim of the study was to examine and assess the level of readiness of senior preschool children with mental retardation to learn ball games, with further comparison of the findings with survey results in respect of children without developmental disabilities. Materials and methods. The research involved two groups of senior preschool children attending preschool institutions of Belgorod (Russian Federation). The diagnostic ball game exercises recommended in the programme “Play to your heart’s content”, as well as the methods of mathematical statistics (Student’s t-test), were used. Results. Talking of preschool children’s readiness to master ball games, we mean a well-formed orientative framework of motor actions with a ball in the form of knowledge and ideas about the motor task, mastering the ways to effectuate these actions, motivation towards achieving the result. The obtained data confirmed that children with mental retardation have insufficient readiness to master ball games and exercises. The optimal and average level of readiness to master ball games and exercises is recorded in 54.83% of children with mental retardation and in 80.64% of children without developmental disabilities. A total of 45.16% of children with mental retardation and 19.35% of children without developmental disabilities have problems of visuomotor coordination, attention development, low control and regulation of own actions, low level of coordinating a motor act with external environment. The processing of the obtained results shows statistical reliability of differences (p<0.05) in average indicator values (score) in game exercise performance within the modules “Football” and “Basketball” between children with mental retardation and children without developmental disabilities. Conclusion. The data obtained on the level of readiness of preschool children with mental retardation to master ball games testify to the need to identify due goals and content of individual assignments towards overcoming existing problems, the feasibility of organising child-adult interaction aimed at conveying and mastering motor experience.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОСВОЕНИЮ ИГР С МЯЧОМ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Дата публикации: 31.12.2022 УДК 376.37

Л. Н. Волошина, К. Е. Панасенко

Готовность старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом

Введение. Игры с мячом, являясь уникальным видом двигательной деятельности, сочетают в себе возможности успешного психомоторного, социального и личностного развития ребенка. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, ценность этих игр заключается в том, что они как средство и форма физической активности улучшают когнитивные способности, показатели физической подготовленности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, а также с синдромом дефицита внимания / гиперактивности. Однако, для достижения результативного обучения играм с мячом детей с ограниченными возможностями здоровья требуется учет уровня их физической подготовленности, функциональных возможностей.

Цель исследования - изучение и оценка уровня готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом и сопоставление полученных показателей с результатами обследования детей, не имеющих отклонений в развитии.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольные учреждения г. Белгорода (Российская Федерация). Использовались диагностические игровые упражнения с мячом, рекомендованные в программе «Играйте на здоровье», методы математической статистики (1:-критерий Стьюдента).

Результаты. Под готовностью дошкольников к освоению игр с мячом мы понимаем сформированность ориентировочной основы двигательных действий с мячом в виде знаний, представлений о двигательной задаче, овладение способами выполнения этих действий, мотивации к достижению результата. Полученные данные подтвердили наличие у детей с задержкой психического развития недостаточной готовности к освоению игр и упражнений с мячом. Оптимальный и средний уровень готовности к освоению игр и упражнений с мячом имеют 54,83% детей с задержкой психического развития и 80,64% детей, не имеющих отклонений в развитии. У 45,16% детей с задержкой психического развития и у 19,35% детей, не имеющих отклонений в развитии, наблюдаются проблемы освоения зрительно-моторной координации, развития внимания, низкий контроль и регуляция действий, а также заниженный уровень согласования двигательного акта с внешним пространством. Обработка полученных результатов показывает статистическую достоверность отличий (р<0,05) по средним значениям (балл) показателей при выполнения игровых упражнений модулей «Футбол» и «Баскетбол» между детьми с задержкой психического развития и детьми, не имеющими отклонений в развитии.

Заключение. Полученные данные об уровне готовности дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом, указывают на необходимость определения целей и содержания индивидуальных заданий по преодолению существующих проблем, целесообразность организации детско-взрослого взаимодействия, направленного на передачу и освоение двигательного опыта.

Ключевые слова: старшие дошкольники, дошкольники с задержкой психического развития, готовность, игровые программы и технологии, игры с мячом

Ссылка для цитирования:

Волошина Л. Н., Панасенко К. Е. Готовность старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 304318. сЫ: 10.32744^.2022.6.17

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-06/ Accepted: 9 July 2022 Published: 31 December 2022

L. N. VOLOSHINA, K. E. PANASENKO

Preparedness of senior preschool children with mental retardation to learn ball games

Introduction. Ball games, being a unique motor activity, combine the opportunities for favourable psychomotor, social and personal development of children. According to World Health Organisation experts, the value of ball games as a means and form of physical activity lies in the fact that they improve cognitive abilities and physical fitness of children with intellectual disabilities and hyperkinetic behaviour / hyperactivity syndrome. However, in order to achieve effective results in teaching ball games to children with disabilities, their level of physical fitness and functional abilities needs to be taken into account.

The aim of the study was to examine and assess the level of readiness of senior preschool children with mental retardation to learn ball games, with further comparison of the findings with survey results in respect of children without developmental disabilities.

Materials and methods. The research involved two groups of senior preschool children attending preschool institutions of Belgorod (Russian Federation). The diagnostic ball game exercises recommended in the programme "Play to your heart's content", as well as the methods of mathematical statistics (Student's t-test), were used.

Results. Talking of preschool children's readiness to master ball games, we mean a well-formed orientative framework of motor actions with a ball in the form of knowledge and ideas about the motor task, mastering the ways to effectuate these actions, motivation towards achieving the result. The obtained data confirmed that children with mental retardation have insufficient readiness to master ball games and exercises. The optimal and average level of readiness to master ball games and exercises is recorded in 54.83% of children with mental retardation and in 80.64% of children without developmental disabilities. A total of 45.16% of children with mental retardation and 19.35% of children without developmental disabilities have problems of visuomotor coordination, attention development, low control and regulation of own actions, low level of coordinating a motor act with external environment. The processing of the obtained results shows statistical reliability of differences (p<0.05) in average indicator values (score) in game exercise performance within the modules "Football" and "Basketball" between children with mental retardation and children without developmental disabilities.

Conclusion. The data obtained on the level of readiness of preschool children with mental retardation to master ball games testify to the need to identify due goals and content of individual assignments towards overcoming existing problems, the feasibility of organising child-adult interaction aimed at conveying and mastering motor experience.

Keywords: senior preschool children, preschoolers with mental retardation, readiness, game programmes and technologies, ball games

For Reference:

Voloshina, L. N., & Panasenko, K. E. (2022). Preparedness of senior preschool children with mental retardation to learn ball games. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 60 (6), 304-318. doi: 10.32744/pse.2022.6.17

_Введение

е условиях развития вариативной системы физического воспитания дошкольников на современном этапе предпринимаются значительные меры по созданию научно-методических основ личностного и двигательного развития, социальной адаптации, воспитания стиля здорового поведения, оптимизации двигательных режимов детей с особыми образовательными потребностями.

Целесообразность двигательно-игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья подтверждается в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения. Ценность игр с мячом для детей с различным уровнем психофизического развития, в том числе и с особыми образовательными потребностями, по мнению экспертов, заключается в том, что у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, а также с заболеваниями и нарушениями когнитивных функций, с синдромом дефицита внимания/гиперактивности, улучшаются когнитивные способности. Эксперты отмечают, что могут также улучшаться и показатели физического функционирования.

В настоящее время в России и за рубежом активно разрабатываются и внедряются инновационные адаптивные программы, физкультурно-оздоровительные, коррек-ционно-развивающие технологии физического воспитания и развития. Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова раскрывают возможности музыкально-двигательного направления физического воспитания и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [1]. Michaela A. Shenkelberd и др. отмечают влияние окружающей среды на двигательную активность детей с ограниченными возможностями здоровья [2]. В работах Sterman Julia [3] подчеркивает актуальность игр на открытом воздухе в физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в построении вариативной системы физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, по мнению Л.Н. Волошиной [4], отводится игровым программам и технологиям, направленных на освоение элементов игры «Футбол», «Баскетбол», «Настольный теннис» и др.

Игра является одним из видов деятельности, которые обеспечивают развитие базовых знаний, двигательных, когнитивных и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Результаты исследований D. Tafuri, F. Perrotta, A.D. Andria двига-тельно-игровой деятельности детей дошкольного возраста, доказали ее влияние на психофизическое развитие [5].

Анализ игровых программ и технологий физического воспитания позволил выделить их целевые ориентиры:

• обогащение двигательного опыта и навыков в основных движениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств, преодоление эгоистических побуждений и воспитание выдержки, целостная социализация-индивидуализация личности ребенка в двигательно-игровой деятельности [6];

• развитие психических и физических качеств, формирование здорового стиля поведения [7];

• развитие деятельности физиологических систем организма [8].

Содержание игровых адаптивных программ физического воспитания и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом при-

чины дизонтогенеза, возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей. Это обусловливает успешность физического воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития.

В исследовании Н.В. Филипповой, Ю.Б. Барыльник задержка психического развития представляет собой одну из самых распространенных форм психических расстройств в детском возрасте. Как самостоятельная группа состояний встречается в 1-2% случаев среди детского населения [9].

Д.А. Емелина, И.В. Макаров рассматривают задержку психического развития, как вариант психического дизонтогенеза и определяют ее промежуточное положение между нормальным уровнем умственного развития и умственной отсталостью. Авторы отмечают, что при своевременной и хорошо организованной коррекционно-педагогической, в том числе реабилитационной, работе может наблюдаться положительная динамика в интеллектуальном развитии [10]. Кроме того, в исследованиях Н.В. Бабакиной, И.А. Коробейникова указывается на высокий потенциал развития детей с задержкой психического развития в сравнении с умственно отсталыми детьми, а также неоднородность состава детей, полиморфный и парциальный характер их нарушений [11].

Для описания данного состояния отечественные и зарубежные авторы используют различные термины - «общая задержка развития» [12], «задержка развития» [13; 14], «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» [15; 16] и пр. В настоящее время в российской психолого-педагогической науке широкое распространение получил термин «задержка психического развития», предложенный Г.Е. Сухаревой [17].

К причинам задержки психического развития, которые приводят к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка, относятся биологические и социально-психологические факторы. Изучение анамнеза старших дошкольников, принимавших участие в нашем экспериментальном исследовании, позволило отметить доминирование биологических факторов. Это патология беременности и родов с указанием на перинатальную энцефалопатию новорожденного, слабовыражен-ные органические повреждения головного мозга, минимальную мозговую дисфункцию, а также собственно тяжелые соматические заболевания ребенка.

Органические поражения центральной нервной системы отрицательно сказываются на эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах и, в свою очередь, также обусловливают самые разнообразные отклонения в физическом развитии и двигательной активности ребенка [18].

В.И. Лубовский к клинико-психопатологическим критериям выявления задержки психического развития относил психический и психофизический инфантилизм, проявляющиеся в замедленном созревании различных сторон психической деятельности, в том числе и эмоционально-волевой сферы, и нейродинамические расстройства - снижение тонуса и подвижности психических процессов [19]. При задержке психического развития, как отмечено в работе Н.В. Филипповой, Ю.Б. Барыльник, выявляются задержка развития моторики, коммуникативно-речевой деятельности, произвольного внимания, мнестической и интеллектуальной деятельности, произвольной регуляции поведения и деятельности, примитивность и неустойчивость эмоций и, в перспективе, плохая успеваемость в школе [20].

Представленные выше клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития относятся к общей закономерности дизонтогенетического развития. Но у каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в том

числе с задержкой психического развития, есть свои специфические особенности, связанные с группой причин, их вызвавшие.

Анализ физического развития и уровня двигательной активности дошкольников с задержкой психического развития, данные экспериментальных исследований, позволяют нам отметить отсутствие тяжелых двигательных расстройств, но при пристальном рассмотрении можно обнаружить отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения движений и двигательных качеств. Ряд авторов определяют наличие таких проблем, как дисгармоничность физического развития; нарушения постоянства мышечного тонуса, двигательно-координационной сферы, согласования движений, удержания равновесия, мелко-моторной координации, ритмичности двигательных действий, ориентировки в пространстве, ловли падающего предмета, внутримышечной координации [21; 22]. Отсутствие телесной ловкости отмечали В.В. Андреев, А.В. Фоминых [18]. У детей с задержкой психического развития выявляют нарушения способности легко и красиво двигаться, выполнять по образцу различные двигательные комбинации, упражнения с предметами. Ограничение двигательной базы приводит к недостаточной сформированности скоростных, скоростно-силовых способностей, гибкости и выносливости [23].

Все выше перечисленные особенности оказывают отрицательное влияние на освоение двигательных действий с мячом.

О.С. Кузьмина и др. указывают на разные физические возможности детей с задерж-

V ^ V V V 1 ( и

кой психического развития с большой и малой двигательной активностью. У детей с задержкой психического развития с большой двигательной активностью выявляются высокая реактивность, резкие, быстрые и часто бесцельные движения. Им доступны простые движения, избегают движений, которые требуют точности, сосредоточенности, сдержанности. Дети с задержкой психического развития и с малой двигательной активностью, наоборот, вялы, пассивны, быстро утомляются [24]. И тем, и другим весьма полезны игры с мячом, так как, с одной стороны, они развивают целеустремленность, произвольность (что важно при гиперактивности), с другой, стимулируют самостоятельную двигательную деятельность гипоактивных детей.

Данные экспериментальных исследований А.А. Дмитриевой, П.В. Жуковой и др. позволили разделить детей с задержкой психического развития на две группы: дети с нарушением физического развития и дети с нарушением в развитии основных движений [25].

Существует и другая точка зрения. По данным результатов исследования Т.А. Бутко, О.В. Суворовой можно условно выделить три группы детей с задержкой психического развития по уровню развития движений и действий:

• дети имеют определенные отклонения в формировании двигательных навыков. Представленные нарушения двигательных навыков не грубые и связаны с недостаточностью фоновых компонентов движений и вторичными нарушениями заданной операции на фоне истощения. Смысловая структура двигательного акта сохранна. Это самая многочисленная группа детей;

V» \ /

• дети с высоким уровнем развития движений и действия. У них не выявляются двигательные нарушения, самостоятельно и правильно выполняют, поставленные двигательные задачи. Свои ошибки замечают и исправляют. В некоторых случаях можно наблюдать замедленный темп выполнения движения и действия.

• дети с достаточно выраженными первичными структурными нарушениями заданных действий, Эти дети допускают специфические по своему характеру ошибки, упрощение или искажение содержательной стороны задания либо соскальзывание на программу предыдущего задания. Им необходима специальная помощь взрослого, которая не всегда оказывается эффективной [26].

Таким образом, в наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы у детей с задержкой психического развития проявляется в области психомоторики, произвольных осознанных движений, направленных на достижение определенной цели. И это необходимо учитывать при построении адаптивных программ физического воспитания и развития, выборе игровых упражнений с мячом и методов формирования двигательных действий. Отметим при этом, что на фоне снижения показателей физических кондиций, двигательной активности детей с задержкой психического развития, актуализация двигательно-игровой деятельности не случайна. Игры с мячом всегда занимали особое место в системе физического воспитания растущего человека. Известный чешский педагог Я.А. Коменский называл мяч «спутником детства», а немецкий психолог К. Фопель отмечал разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие растущего человека [27].

Разнообразные движения и действия с мячом, а также подвижные игры с мячом, входят обязательным элементом в образовательную область «Физическое развитие». В программно-методическом обеспечении данной образовательной области отмечено, что движения и действия с мячом применяются как наиболее эффективное средство психомоторного развития, в том числе координационных способностей, в качестве общеразвивающих упражнений.

По нашему мнению, при освоении элементов спортивных игр дошкольников необходимо научить ориентироваться при смене игровых ситуаций, в быстром темпе выполнять сложнокоординационные двигательные действия (бег, прыжки, метание), проявлять целеустремленность, настойчивость, активность в борьбе за мяч. Все это требует мобилизации физических возможностей и психических усилий [28]. В.Т. Нико-норов связывал усвоение двигательных действий с мячом с аналитическим подходом, без учета имеющихся в их содержании общих элементов [29].

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых отмечается влияние игр с мячом на развитие функциональных систем детского организма, деятельности центральной нервной системы [30]; совершенствование опорно-двигательного аппарата, повышение работоспособности и уровня двигательных способностей ребенка [31]; двигательных навыков и физическую форму [32]; физических и психологических качеств, а также чувства единства и сотрудничества у детей [33].

Это весьма актуально для детей с задержкой психического развития. О.П. Гаври-лушкина, А.А. Егорова указывали, что при наличии интереса у детей к предметно-манипулятивной и игровой деятельности, отчетливо выступают низкая активность самостоятельной игры, однообразие и недостаточная координированность игровых действий, нечеткое разделение и соблюдение игровых правил, недоразвитие социального восприятия и социальных представлений, дефицит коммуникативных средств, отсутствие творчества и слабость воображения [34]. Все это отрицательно сказывается на овладении двигательно-игровым опытом, что снижает готовность ребенка к освоению игр с мячом. Но в тоже время, игровое предъявление конкретных заданий повышает продуктивность деятельности детей с задержкой психического развития [35; 36]. Мы полагаем, что игры с мячом обеспечивают коррекционно-развивающее воз-

действие, стимулируют развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, сфера образов-представлений), зрительно-двигательную координацию; продуктивность различных видов детской деятельности, в том числе общения со взрослыми и сверстниками и пр.

В связи с этим становится востребованным изучение и оценка уровня готовности детей с задержкой психического развития к освоению игр с мячом.

В рекомендациях Всемирной организации здравоохранения звучат предупреждения о необходимости учета текущего уровня физической подготовки, состояния здоровья, функциональных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья при организации обучения.

На данном этапе целью нашего исследования стало изучение и оценка уровня готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к освоению игр с мячом и сопоставление полученных показателей с результатами обследования детей, не имеющих отклонений в развитии.

_Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе детских садов г. Белгорода: Муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения детский сад № 8, 12, 46. В экспериментальную группу на основании заключений Психолого-медико-педагогической комиссии были отобраны 31 ребенок старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и 31 ребенок старшего дошкольного возраста, не имеющих отклонений в развитии и посещающие эти же дошкольные образовательные учреждения.

В исследовании были использованы следующие методы:

• теоретические (анализ, синтез, обобщение);

• эмпирические: наблюдение. Использовались диагностические игровые упражнения с мячом, рекомендованные в программе «Играйте на здоровье» [37, с 21; 30];

• методы математической статистики: ^критерий Стьюдента.

_Результаты исследования

Под готовностью ребенка-дошкольника к освоению игр с мячом мы понимаем сформированность ориентировочной основы двигательных действий с мячом в виде знаний, представлений о двигательной задаче, освоение способов выполнения этих действий, мотивации к достижению результата.

С целью оценки уровня готовности детей 5-5,5 лет к освоению игр с мячом были использованы следующие упражнения на материале игр «Футбол», «Баскетбол».

Модуль «Футбол»:

1 упражнение - ведение мяча 6 метров по прямой (расстояние);

2 упражнение - удары по воротам 5 раз с расстояния 3-х метров в ворота шириной 1 метр (число попаданий, качество);

3 упражнение - стоя в круге передавать (отбивать от себя) мяч ногой друг другу до тех пор, пока он не вылетит из круга (количество передач).

Модуль «Баскетбол»:

1 упражнение - передача мяча от груди (броски) с расстояния 2 метра друг от друга в течении 1 минуты (техника и общее количество передач);

2 упражнение - отбивание мяча от пола одной рукой (или двумя) в трех попытках (техника и количество);

3 упражнение - подбрасывание и ловля мяча двумя руками в трех попытках (техника и количество).

В каждом игровом задании были определены количественные и качественные показатели, которые может достичь ребенок. В процессе наблюдений за детьми оценивалось то, как ребенок принимает задание, как относится к принятому заданию (интерес, мотивация), качество выполнения. За каждое задание детям выставлялись баллы:

3 балла - оптимальный уровень готовности: ребенок принимает задание, выполняет двигательные действия достаточно уверенно, с интересом, не допускает ошибок в технике выполнения, сохраняет темп и ритм до конца выполнения задания, достигает поставленной цели.

2 балла - средний уровень готовности: ребенок принимает задание и выполняет его не совсем качественно. Допускает отдельные ошибки в элементах техники. Интерес не устойчивый. Результат достигается не в полной мере.

1 балл - недостаточный уровень готовности: ребенок без интереса, равнодушно принимает задание, часто теряет мяч. Выполняет его не до конца с низким качеством техники выполнения. Часто без достижения результата.

0 баллов - низкий уровень готовности: задание не принимается и не выполняется.

Наблюдения за выполнением игровых упражнений с мячом проводилось индивидуально на прогулке. Результаты заносились в протокол. Обобщенные результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Готовность детей 5-5,5 лет к освоению игр с мячом

Группы Уровни Спортивная игра Среднее за два модуля

Модуль «Футбол» Модуль «Баскетбол»

номер упражнения номер упражнения

1 2 3 сумма 1 2 3 Сумма

Дети с ЗПР (п=31) среднее значение балл) 0,84±0,17 1,10±0,16 1,68±0,19 3,61±0,34 1,77±0,17 1,26±0,15 1,26±0,15 4,39±0,45 4,00±,36

распределение по уровням (%) опт. 9,67 32,25 12,90

сред. 35,48 22,58 41,93

недо-стат. 54,83 45,16 45,16

Дети норм. (п=31) среднее значение балл) 1,90±0,15 1,87±0,17 2,32±0,16 6,10±0,39 1,94±0,17 2,13±0,12 2,00±0,12 6,06±0,28 6,08±0,32

распределение по уровням (%) опт. 45,16 38,70 38,70

сред. 35,48 58,06 41,93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

недо-стат. 19,35 0 19,35

Достоверность различий t расч. 1,38 1,20 1,20 1,08 5,03 8,64 2,65 2,73 6,44

t табл. 2,03

достоверность * * * * *

* достоверность различий по ^критерию Стьюдента (р<0,05)

Анализ протоколов наблюдений позволил выявить индивидуальные особенности развития двигательной сферы детей с задержкой психического развития. В основном проблемы были связаны с недостаточно развитой координацией, точностью двигательных действий, ориентировкой в пространстве. И, как результат этого, потеря мяча при подбрасывании, перебрасывании и ловле, не попадание в ворота; снижение интереса, уверенности, целеустремленности в достижении результатов.

На основании оценки индивидуальных достижений детей в освоении игровых упражнений с мячом были определены цели и содержание индивидуальных заданий по преодолению существующих проблем у детей с задержкой психического развития, формированию двигательных умений и навыков, настойчивости, целеустремленности.

Были рекомендованы виды совместной деятельности детей и взрослых, направленных на развитие координационных способностей и произвольного внимания; разработаны наглядные пособия для обучения действиям с мячом.

На рис. 1 представлены в сравнении показатели (средний балл детей с задержкой психического развития и детей, не имеющих отклонений в развитии) по модулям и сумма баллов за два модуля, свидетельствующие о существующих проблемам готовности детей с задержкой психического развития к освоению игр с мячом.

Обработка полученных результатов методом математической статистики ^-критерий Стьюдента) показывает достоверность отличий (р<0,05) по средним значениям (балл) показателей при выполнении игровых упражнений по модулям «Футбол» и «Баскетбол» между детьми.

6Д0 6,06 6,08

Футбол Баскетбол средняя сумма за 2 модуля

■ детисЗПР I дети норма

Рисунок 1 Средние показатели (в баллах) выполнения детьми игровых упражнений

с мячом

Обобщение результатов оценки уровня готовности детей с задержкой психического развития к освоению игр с мячом (см. рис. 2), свидетельствует о необходимости расширения и обогащения двигательного опыта по использованию игр с мячом на основе оптимального использования игровых программ и технологий в системе физического воспитания детей с задержкой психического развития.

дети норма

дети сЗПР

38,71%

19,35%

оптимальным

41,94%

средний

недостаточный

45,16%

12,903

41,93%

оптимальный

средним

| недостаточный

Рисунок 2 Уровень готовности детей с задержкой психического развития и детей, не имеющих отклонений в развитии к освоению игр с мячом

Оптимальный уровень готовности продемонстрировали 12,9% старших дошкольников с задержкой психического развития и 38,7% старших дошкольников, не имеющих отклонений в развитии. Игровые упражнения с мячом были выполнены детьми уверенно, качественно, цели достигнуты.

В основном готовы (средний уровень) к освоению игр с мячом 41,93% старших дошкольников с задержкой психического развития и столько же старших дошкольников, не имеющих отклонений в развитии. У этих детей наблюдалась неуверенность в выполнении игровых заданий, были потери мяча. Однако, задания выполнялись до конца, были положительные результаты (попадание мяча в ворота, точные передачи, подбрасывание и ловля мяча без потерь).

Недостаточно готовы к освоению игр с мячом по модулям «Футбол», «Баскетбол» 45,16% старших дошкольников с задержкой психического развития и 19,35% детей,

V» \ / V»

не имеющих отклонений в развитии. У этих детей выражены нарушения координационных способностей, ориентировки в пространстве. У отдельных детей с задержкой психического развития наблюдались нарушения психомоторной функции, явления моторного инфантилизма. Дети не завершают выполнение задания или не принимают задание вовсе.

_Обсуждение результатов

В исследовании подтвердились закономерности в нарушении проявлений координационных способностей у детей с задержкой психического развития, выявленные Т.С. Овчинниковой [38]. Полученные данные подтвердили и данные В.В. Андреева о наличие у детей с задержкой психического развития проблем в уровне их физической подготовленности, ориентировки в пространстве, согласованности и ритмичности двигательных действий с мячом [23].

Ю.М. Ермакова, характеризуя особенности владения элементами игры в футбол старшими дошкольниками, отмечает наличие затруднений в управлении движениями при выполнении ведения мяча. В нашем исследовании готовности детей с задержкой психического развития к освоению игр с мячом также отмечены частые потери и

медленный темп ведения мяча ногой. Мы полагаем, что причинами этого являются рассогласованность между различными звеньями опорно-двигательного аппарата, не способность учитывать силу удара при ведении мяча, что соотносится с приведенными выше результатами Ю.М. Ермаковой [39].

Выявленные нами особенности скоростных и координационных способностей соотносятся с данными исследований Е.А. Князевой, Л.В. Шиповой [18]. По мнению авторов, слабое развитие этих способностей отрицательно сказывается на количественных и качественных показателях готовности детей с задержкой психического развития к подвижным играм, в том числе играм с мячом. С.Ю. Максимова указывает на такие особенности действий с мячом у старших дошкольников с задержкой психического развития,как:

• недостаточный темп ведения мяча рукой и ногой;

• нарушение ритмичности и согласованности действий при ударах мяча рукой и ногой;

• потеря мяча при его бросании и ловле [21].

Это еще раз свидетельствует о необходимости обеспечения комплексного характера диагностики и оценки психомоторного развития детей дошкольного возраста, предполагающей, с точки зрения С.Ю. Максимовой, изучение всей сферы психомоторного развития, так и отдельных ее составляющих, на основе принципа критериально-ориентированного оценивания, предполагающего учет количественных и качественных показателей психомоторного развития по выделенным критериям.

Заключение

У одной трети современных детей с задержкой психического развития и у 19,35% детей, не имеющих отклонений в развитии и посещающих группы общеразвивающей направленности в условиях разрушения игрового пространства детства и снижения интереса к двигательно-игровой деятельности, наблюдается недостаточная готовность к освоению игр и упражнений с мячом. Это не позволяет в полной мере реализовать потенциал игровых видов спорта в психофизическом и социальном развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и не имеющих отклонений в развитии.

По результатам исследования оптимальный и средний уровень готовности к освоению игр и упражнений с мячом имеют 54,83% детей с задержкой психического развития и 80,64% детей, не имеющие отклонений в развитии. У остальных детей - соответственно 45,16% и 19,35% - наблюдаются проблемы освоения зрительно-моторной координации, развития внимания, низкий контроль и регуляция темпа и ритма действий. Также наблюдается заниженный уровень согласования двигательного акта с внешним пространством.

Это обусловливает актуальность разработки и внедрения спортизированных и адаптивных парциальных программ физического воспитания и развития детей на материале спортивных игр.

_Финансирование

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности»

ЛИТЕРАТУРА

1. Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 57-58.

2. Michaela A. Shenkelberd, Kerry L. Mciver, William H. Brown and Russell R. Pate Preschool Environmental Influences on Physical Activity in Children with Disabilities // Medicine and Science in Sports and Exercise. 2020. Is. 52 (12). P. 2682-2689.

3. Sterman Julia Outdoor play decision-making by families, schools, and local government for children with disabilities // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2019. Is. 26 (7). P. 484-495.

4. Волошина Л.Н., В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Т.В. Савельева Двигательная активность в системе ценностных ориентаций дошкольников // Теория и практика физической культуры. 2021. № 4. С. 84-86.

5. Tafuri D., Perrotta F., D'Andria A. Development of cognitive, creative and relational skills in the child through the game // Acta Medica Mediterranea. 2019. V. 35(6). Р. 2993-2997.

6. Волошина Л.Н., Галимская О.Г. Педагогические средства обогащения двигательно-игрового опыта дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=26979

7. Тарасова И.В. Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы. 2019. № 5 (30). С. 47-53.

8. Yao-Jen Chang Using a motion-controlled game to teach four elementary school children with intellectual disabilities to improve hand hygiene // JARID, 2019. Vol. 32 , Is. 4. P. 942-951.

9. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. 2015. № 6. С. 45-51.

10. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 1. С.4-12.

11. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 125-142.

12. Stacy A. Belanger, Joannie Caror Evaluation of the child with global developmental delay and intellectual disability // Paediatrics & Child Health, 2018. Vol. 23. Is. 6. P. 403-410.

13. Nienke H.van Dokkum, Sijmen A. Reijneveld, Martijn W. Heymans, Arend F.Bos, Marlou L.A. de Kroon Development of a Prediction Model to Identify Children at Risk of Future Developmental Delay at Age 4 in a Population-Based Setting // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Is. 17. P. 8341. doi: 10.3390/ijerph17228341.

14. Ying Ying Choo, Pratibha Agarwal, Choon How How and Sita Padmini Yeleswarapu Delopmental delay: identification and management at primary care level. Singapore Med J. 2019. Is. 60(3). P. 119-123.

15. Benjamin B. Lahey, Lin Tong, Brandon Pierce, Donald Hedeker Associations of polygenic risk for attention-deficit /hyperactivity disorder with general and specific dimensions of childhood psychological problems and facets of impulsivity // Journal of Psychiatric Research. 2022. Vol. 152. P. 187-193.

16. Hui-Wen Tseng, Ching-Shu Tsai, Yu-Min Chen, Ray C. Hsiao, Fan-Hao Chou, and Cheng-Fang Yen Poor Mental Health in Caregivers of Children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Its Relationships with Caregivers' Difficulties in Managing the Children's Behaviors and Worsened Psychological Symptoms during the COVID-19 Pandemic // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. Is. 18. P. 9745.

17. Бабкина Н.В., Коробейников И.А. Типологическая дифференциация задержки психического развития как инструмент современной образовательной практики // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 125-142.

18. Князева Е.А., Шипова Л.В. Двигательное развитие и физическая подготовленность старших дошкольников с задержкой психического развития // Евразийское научное объединение. 2019. №10 (56). С. 273-276.

19. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1-5.

20. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10. С. 256-262.

21. Максимова С.Ю. Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016. 195 с.

22. Максимова С.Ю., Федорова Д.С. Оценка значения сформированности выносливости в психофизическом статусе детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 115-117.

23. Андреев В.В., Фоминых А.В., Коновалов И.Е., Солодухина Л.Г. Комплексная коррекция физической подготовленности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т 7. № 2. С. 114-121.

24. Кузьмина О.С., Синевич О.Ю., Багаутдинова Н.В., Диких Э.Р. Мультидисциплинарный подход к коррекционной работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития // Мать и дитя в Кузбасе. 2016. № 4

(67). С. 51-58.

25. Жукова П.В., Веряскин М.А., Красильникова Ю.С., Седов И.А. Подвижные игры как средство физического воспитания детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31627 (дата обращения: 06.05.2022).

26. Бутко Г.А., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 3. DOI: 10.26795/2307-12812019-7-3-6

27. Смирнова Е.О. Педагогика и психология игры. М.: Юрайт, 2022. 223 с.

28. Волошина Л.Н. К здоровью - вместе! Программа и методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов детского сада и родителей в реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Социальное развитие». Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2015. 107 с.

29. Никоноров В.Т. Педагогические условия формирования школы мяча в физическом воспитании детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 21 с.

30. Rune Rasmussen Lind, Mikkel Mailing Beck, Johan Wikman, Krzysztof Malaski, Peter Krustrup Acute high-intensity football games can improve children's inhibitory control and neurophysiological measures of attention // Scandinavian Journal of Medicine and Science in sports. 2019. Vol. 29. Is. 10. P. 1546-1562.

31. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников. Белгород: БелИРО, 2017. 51 с.

32. Jeyanthi S, Jeyanthi S, Raju K. Parasher Effect of physical exercises on attention, motor skill and physical fitness in children with attention deficit hyperactivity disorder: a systematic review // ADHD Atten Def Hyp Disord. 2019. Is. 11. P. 125-137.

33. Han Dongsheng, Lv Hui. A Probe into the Necessity and Effective Path of Football Activities in Kindergartens // Journal of Human Movement Science, 2021, no. 2, pp. 68-71. DOI: 10.23977/jhms.2021.020313

34. Гаврилушкина О.П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 152-158.

35. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 1. С.4-12.

36. Sara Movahedazarhouligh Teaching Play Skills to Children with Disabilities: Research-Based Interventions and Practices // Early Childhood Education Journal. 2018. Vol. 46. P. 587-599.

37. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастной группе. М.: Изд-во Просвещение, 2021. 224 с.

38. Овчинникова Т.С. Система обучения и воспитания дошкольников с неярко выраженными нарушениями развития в группах общеразвивающей направленности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М, 2013. 38 с.

39. Ермакова Ю.Н. Характеристика особенностей владения элементами игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста // Вестник спортивной науки. 2009. № 5. С. 15-17.

REFERENCES

1. Fomina N.A., Maximova S.Y. Music and movement direction of physical education of children of preschool age. Theory and practice of physical culture, 2015, no. 7, pp. 57-58. (in Russ.)

2. Michaela A. Shenkelberd, Kerry L. Mciver, William H. Brown and Russell R. Pate Preschool Environmental Influences on Physical Activity in Children with Disabilities. Medicine and Science in Sports and Exercise, 2020, issue 52 (12), pp. 2682-2689.

3. Sterman Ju. Outdoor play decision-making by families, schools, and local government for children with disabilities. Scandinavian Journal of Occupational Therapy, 2019, issue 26 (7), pp. 484-495.

4. Voloshina L.N., V.L. Kondakov, E.N. Kopeikina, T.V. Savelyeva Motor activity in the system of value orientations of preschool children. Theory and practice of physical culture, 2021, no. 4, pp. 84-86.

5. Tafuri D., Perrotta F., D'Andria A. Development of cognitive, creative and relational skills in the child through the game. Acta Medica Mediterranea, 2019, vol. 35(6), pp. 2993-2997.

6. Voloshina L.N., Galimskaya O.G. Pedagogical means of enrichment of motor-play experience of preschool children. Modern problems of science and education, 2017, no. 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=26979

7. Tarasova I.V. Application of sports games in the development of motor qualities in children of preschool age. Nauka-2020. Physical culture, sports, tourism: problems and prospects, 2019, no. 5 (30), pp. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Yao-Jen Chang Using a motion-controlled game to teach four elementary school children with intellectual disabilities to improve hand hygiene. JARID, 2019, vol. 32, issue 4, pp. 942-951.

9. Filippova NV, Barylnik YB, Bachilo EV, Ismailova AS Epidemiology of mental development disorders in childhood. Russian Journal of Psychiatry, 2015, no. 6, pp. 45-51.

10. Emelina DA, Makarov IV Delayed mental development in children. Review of psychiatry and medical psychology, 2018, no. 1, pp. 4-12.

11. Babkina N.V., Korobeinikov I.A. Typological differentiation of mental development delays as a tool for modern educational practice. Clinical and Special Psychology, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 125-142.

12. Stacy A. Belanger, Joannie Caror Evaluation of the child with global developmental delay and intellectual disability. Paediatrics & Child Health, 2018, vol. 23, issue 6, pp. 403-410.

13. Nienke H.van Dokkum, Sijmen A. Reijneveld, Martijn W. Heymans, Arend F.Bos, Marlou L.A. de Kroon Development of a Prediction Model to Identify Children at Risk of Future Developmental Delay at Age 4 in a Population-Based Setting. Int. J. Environ. Res. Public Health, 2020, issue 17, p. 8341. doi: 10.3390/ijerph17228341.

14. Ying Ying Choo, Pratibha Agarwal, Choon How How and Sita Padmini Yeleswarapu Delopmental delay: identification and management at primary care level. Singapore Med J, 2019, issue 60(3), pp. 119-123.

15. Benjamin B. Lahey, Lin Tong, Brandon Pierce, Donald Hedeker Associations of polygenic risk for attention-deficit /hyperactivity disorder with general and specific dimensions of childhood psychological problems and facets of impulsivity. Journal of Psychiatric Research, 2022, vol. 152, pp. 187-193.

16. Hui-Wen Tseng, Ching-Shu Tsai, Yu-Min Chen, Ray C. Hsiao, Fan-Hao Chou, and Cheng-Fang Yen Poor Mental Health in Caregivers of Children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Its Relationships with Caregivers' Difficulties in Managing the Children's Behaviors and Worsened Psychological Symptoms during the COVID-19 Pandemic. Int. J. Environ. Res. Public Health, 2021, issue 18, p. 9745.

17. Babkina N.V., Korobeinikov I.A. Typological differentiation of mental retardation as a tool for modern educational practice. Clinical and Special Psychology,2019, vol. 8, no. 3, pp. 125-142.

18. Knyazeva E.A., Shipova L.V. Motor development and physical fitness of senior preschool children with mental retardation. Eurasian Scientific Association, 2019, no. 10 (56), pp. 273-276.

19. Lubovsky V. I. Modern problems of diagnostics of delayed mental development. Psychological Science and Education, 2012, no. 1, pp. 1-5.

20. Filippova N.V., Barylnik Y.B., Ismailova A.S. Modern look at mental retardation. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 10, pp. 256-262.

21. Maximova S. Development of the motor sphere of preschool children with mental retardation: Monograph. Volgograd, FGBOU VPO "VGAFC", 2016. 195 p.

22. Maksimova S.Y., Fedorova D.S. Evaluation of the value of endurance formation in the psychophysical status of children 5-6 years old with mental retardation. Scientific Notes of P. F. Lesgaft University, 2017, no. 1 (143), pp. 115-117.

23. Andreev V.V., Fominykh A.V., Konovalov I.E., Solodukhina L.G. Complex correction of physical fitness of children of primary school age with mental retardation in conditions of inclusive education. Science and Sports: Modern trends, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 114-121.

24. Kuzmina O.S., Sinevich O.Y., Bagautdinova N.V., Dikikh E.R. Multidisciplinary approach to corrective work with preschool children with mental retardation. Mother and Child in Kuzbass, 2016, no. 4 (67), pp. 51-58.

25. Zhukova P.V., Veryaskin M.A., Krasilnikova Y.S., Sedov I.A. Moving games as a means of physical education of children with mental retardation of primary school age. Modern problems of science and education, 2022, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31627 (accessed 06.05.2022).

26. Butko G.A., Suvorova O.V., Sorokoumova S.N. The study of the motor sphere of preschool children with mental retardation. Bulletin of Minin University, 2019, vol. 7, no. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-6

27. Smirnova E.O. Pedagogy and psychology of play. Moscow, Yurite Publ., 2022. 223 p.

28. Voloshina L.N. To health - together! A program and guidelines for organizing the interaction of teachers and parents in the implementation of educational areas of "Physical Development" and "Social Development. Belgorod, POLITERRA Publ., 2015. 107 p.

29. Nikonorov V.T. Pedagogical conditions of formation of the ball school in the physical education of children 6-7 years old: Abstract Diss. Cand. Sci. Educ., Cheboksary, 2008. 21 p.

30. Rune Rasmussen Lind, Mikkel Malling Beck, Johan Wikman, Krzysztof Malaski, Peter Krustrup Acute high-intensity football games can improve children's inhibitory control and neurophysiological measures of attention. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, 2019, vol. 29, issue 10, pp. 1546-1562.

31. Voloshina L.N. Come out to play in the yard. The partial program for the physical development of preschool children. Belgorod, BelIRO Publ., 2017. 51 p.

32. Jeyanthi S, Jeyanthi S, Raju K. Parasher Effect of physical exercises on attention, motor skill and physical fitness in children with attention deficit hyperactivity disorder: a systematic review. ADHD Atten Def Hyp Disord, 2019, issue 11, pp. 125-137.

33. Han Dongsheng, Lv Hui. A Probe into the Necessity and Effective Path of Football Activities in Kindergartens. Journal of Human Movement Science, 2021, no. 2, pp. 68-71. DOI: 10.23977/jhms.2021.020313.

34. Gavrilushkina O.P., Egorova A.A. Game activity of preschool children at the intellectual disorders. Psychological science and education, 2007, no. 5, pp. 152-158.

35. Emelina D.A., Makarov I.V. Delayed mental development in children. Review of psychiatry and medical psychology, 2018, no. 1, pp. 4-12.

36. Sara Movahedazarhouligh Teaching Play Skills to Children with Disabilities: Research-Based Interventions and Practices. Early Childhood Education Journal, 2018, vol. 46, pp. 587-599.

37. Voloshina L.N., Kurilova T.V. Play for health! Physical Education of children 3-7 years old: a program, lesson notes, materials for conversations, teaching methods for different age groups. Moscow, Publishing house Prosveshchenie, 2021. 224 p.

38. Ovchinnikova T.S. The system of training and education of preschool children with mild developmental disorders in groups of general developmental orientation: Abstract Diss. Cand. Sci. Educ., Moscow, 2013. 38 p.

39. Ermakova Y.N. Characteristics of the peculiarities of mastering the elements of the game of soccer in children of senior preschool age. Bulletin of Sports Science, 2009, no. 5, pp. 15-17.

Информация об авторах Волошина Людмила Николаевна

(Россия, Белгород) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail voloshina_l@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-4373-1762

Information about the authors Lyudmila N. Voloshina

(Russia, Belgorod) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department of Preschool and Specialized (Defectological) Education Belgorod State National Research University E-mail: voloshina_l@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0003-4373-1762

Панасенко Карина Евгеньевна

(Россия, Белгород) Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет E-mail panasenko@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0001-6852-5071

Karina E. Panasenko

(Russia, Belgorod) Associate Professor, Cand. Sci. (Educ.), Head of Preschool and Special (Defectological) Education Department Belgorod State National Research University E-mail: panasenko@bsu.edu.ru ORCID ID: 0000-0001-6852-5071

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.