Научная статья на тему 'Оценка эффективности методики формирования двигательных умений начинающих футболистов'

Оценка эффективности методики формирования двигательных умений начинающих футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SOCCER / INITIAL PREPARATION / TECHNIQUE / MOTIVE ABILITIES / PHYSICAL FITNESS / TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шагин Н.И.

В статье обоснованы данные многолетних экспериментальных исследований, посвященных проблеме эффективного формирования двигательных умений начинающих футболистов. Разработанная экспериментальная методика позволила существенно повысить показатели физической и технической подготовленности футболистов 5-6 лет, что положительно сказалось на овладении ими основ футбола, а также создало благоприятные условия для повышения спортивного мастерства на ранних этапах подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шагин Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of efficiency of the technique of formation of motive abilities of beginners of football players

In article data of long-term pilot studies of the motive abilities of the beginning football players devoted to a problem of effective formation are proved. The developed experimental technique has allowed to raise significantly indicators of physical and technical fitness of football players of 5-6 years that has positively affected mastering soccer bases and also has created favorable conditions for increase in sports skill at early stages of preparation.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности методики формирования двигательных умений начинающих футболистов»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ НАЧИНАЮЩИХ ФУТБОЛИСТОВ

Н.И. ШАГИН, РГУФКСМиТ, г. Москва, Россия

Аннотация

В статье обоснованы данные многолетних экспериментальных исследований, посвященных проблеме эффективного формирования двигательных умений начинающих футболистов. Разработанная экспериментальная методика позволила существенно повысить показатели физической и технической подготовленности футболистов 5-6 лет, что положительно сказалось на овладении ими основ футбола, а также создало благоприятные условия для повышения

спортивного мастерства на ранних этапах подготовки.

Ключевые слова: футбол, начальная подготовка, методика, двигательные умения, физическая подготовленность,

техническая подготовленность.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE TECHNIQUE OF FORMATION OF MOTIVE ABILITIES OF BEGINNERS OF FOOTBALL PLAYERS

N.I. SHAGIN, RSUFCSY&T, Moscow, Russia

Abstract

In article data of long-term pilot studies of the motive abilities of the beginning football players devoted to a problem of effective formation are proved. The developed experimental technique has allowed to raise significantly indicators of physical and technical fitness of football players of 5-6 years that has positively affected mastering soccer bases and also has created favorable conditions for increase in sports skill at early stages of preparation.

Keywords: soccer, initial preparation, technique, motive abilities, physical fitness, technical readiness.

Актуальность исследования

Одним из популярных видов двигательной активности детей является футбол [2, 5]. В группы начальной подготовки по футболу ДЮСШ традиционно зачислялись дети 8-10 лет, однако в настоящее время возраст зачисления в спортивно-оздоровительные группы значительно снизился. Сейчас заниматься футболом начинают с 5-6 лет [4]. При этом возможности использования упражнений с элементами игры в футбол для психофизического развития ребенка значительны. Однако в теории физического воспитания детей дошкольного возраста методика обучения игре в футбол не разработана [1, 3]. Поэтому вопросы структуры развития физических качеств и формирования технических умений детей дошкольного возраста, занимающихся футболом, являются актуальной задачей.

Цель исследования - оценить эффективность методики формирования двигательных умений начинающих футболистов.

Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2014 г. по сентябрь 2017 г. на базе ДЮСШ по футболу «Спартак-2». Основным методом исследования явился педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий и формирующий этапы. В констатирующем эксперименте принимали участие 40 детей в возрасте

5-6 лет. Были проведены измерения показателей физического развития, функциональных показателей, уровня общей физической и технической подготовленности. В процессе проведения формирующего педагогического эксперимента были сформированы две группы детей -экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ), в каждой из которых было по 22 ребенка.

Разработанная методика формирования двигательных умений начинающих футболистов включала основные разделы тренировочного процесса: общую и специальную физическую подготовку, техническую, игровую подготовку и педагогический контроль. В занятия ЭГ были включены средства «школы мяча», специальная физическая и техническая подготовка осуществлялась с применением средств сопряженного воздействия (воздействия одновременно на несколько физических качеств и/или на физические и технические качества).

Количество учебно-тренировочных занятий (УТЗ) у участников КГ и ЭГ составляло 160 академических часов в год, всего было проведено 120 занятий.

Результаты исследования и их обсуждение

Период годичной подготовки начинающих футболистов условно разделен на 5 блоков: один втягивающий (сентябрь - октябрь, 32 акад. часа, 24 занятия), два развивающих (ноябрь - январь и март - май, по 48 акад. часов, по 36 занятий) и один стабилизирующий (февраль

и июнь, по 16 акад. часов, по 12 занятий). Каждый блок имеет свою структуру подготовки в зависимости от решаемых на данном этапе задач. В занятия включены упражнения, развивающие внимание, средства «школы мяча», упражнения сопряженного воздействия, специальные упражнения и эстафеты с элементами техники футбола, упражнения, развивающие двигательно-координацион-ные способности, комплексы «игрового стрейчинга».

Работа с родителями проводилась по следующим направлениям: проведение бесед, родительских собраний, семинаров, индивидуальных консультаций; оперативное информирование родителей о результатах педагогических наблюдений и контрольно-педагогических испытаний; совместная игровая и соревновательная деятельность в рамках проведения «родительских дней».

Методика подготовки начинающих футболистов на основе интеграции средств физической и технической подготовки оказывает положительное влияние на показатели адаптации организма к физической нагрузке. В течение годичного педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ выявлено существенное снижение изменения частоты сердечных сокращений после физической нагрузки < 0,01). Изменение ЧСС после нагрузки у детей экспериментальной группы снизилось на 20%, контрольной - на 6%. В динамике морфологических характеристик существенных различий не выявлено.

Внедрение методики подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом, способствует интенсивному развитию физических качеств дошкольников (рис. 1).

Бег на 10 м

■ КГ

□ ЭГ

35 %

Рис. 1.

Динамика показателей физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом

Ведение мяча Ведение мяча «Змейкой» Ведение мяча по прямой Удары на точность левой Удары на точность правой Жонглирование левой Жонглирование правой

■ КГ □ ЭГ

20 40 60 80 100

Рис. 2.

Динамика показателей технической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, занимающихся футболом

Установлено, что у детей ЭГ наблюдалось существенное повышение результатов в беге на 10 м ^ < 0,01), на 30 м ^ < 0,05), челночном беге ^ < 0,05), прыжке в длину с места ^ < 0,05), ходьбе по гимнастической скамье ^ < 0,05), тесте на гибкость ^ < 0,05), в то время как у детей КГ отмечено достоверное повышение количества подъемов туловища из положения «лежа» ^ < 0,05). Относительный прирост результатов в беге на 10 м, 30 м и челночном беге в ЭГ составил: 9,5; 7,7 и 10,9%, в КГ -

3,2; 6,7 и 6,2%; прыжке в длину, ходьбе по скамье, тесте на гибкость и количестве подъемов туловища из положения «лежа» - в ЭГ: 8,2; 16,5; 32,8 и 15,4%, в КГ: 6,2; 13,3; 24 и 15,4%.

Разработанная методика подготовки способствует более эффективному формированию технических умений юных футболистов по сравнению с традиционными средствами подготовки детей дошкольного возраста (рис. 2).

ФНЦ ВНИИФК

Испытуемые ЭГ показали достоверно более высокие темпы роста технической подготовленности по сравнению с детьми КГ. Из 7 тестов на техническую подготовленность в ЭГ три улучшились на уровне значимости 0,01, четыре - на уровне значимости 0,05. В контрольной группе результаты 6 тестов улучшились на уровне значимости 0,05. Относительный прирост результатов жонглирования правой и левой ногами в ЭГ составил 60 и 96%, в КГ: 39 и 51%; ударов на точность правой

и левой ногами в ЭГ: 30 и 37%, в КГ: 20 и 14%; в ведении мяча по прямой, «змейкой» и с изменением направления - в ЭГ: 34; 25 и 15%, в КГ: 21, 18 и 11%. Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная методика подготовки начинающих футболистов показала свою высокую эффективность и может быть рекомендована специалистам для организации учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ в рамках дополнительного образования.

Заключение

1. С целью управления начальной подготовкой детей 5-6 лет, занимающихся футболом, целесообразно формировать группы занимающихся с учетом их двигательного режима: дети, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, нуждаются в дополнительном подготовительном периоде для групповых занятий.

2. В структуре подготовки юных футболистов 5-6 лет следует выделить основные направления: «Общая физическая подготовка», «Специальная физическая подготовка» «Техническая подготовка», «Игровая подготовка» и «Педагогический контроль».

3. На начальном этапе занятий с юными футболистами необходимо большое внимание уделять развитию скоростных способностей, координации движений.

4. Техническая подготовка детей 5-6 лет должна сводиться к формированию «школы движений», совершенствованию базовых умений и навыков через освоение упражнений с мячом. Для улучшения обучаемости юных футболистов и гармонизации физических нагрузок в тренировочные занятия необходимо включать средства сопряженного воздействия.

5. К методам физической и технической подготовки юных футболистов следует отнести общепедагогические методы: наглядный (непрерывный показ тренера, опосредованная иллюстрация упражнений); словесный (рассказы, беседы с учетом возраста детей, мотивирующие

к выполнению упражнений); контроль и самоконтроль (ведение дневников и паспортов здоровья по региональным стандартам и темпам прироста); повышение эмоциональной активности (различные подвижные и спортивные игры, поощрение, музыка, сюжеты, проблемно-игровые приемы). Широко использовать в тренировочном процессе с дошкольниками специфические методы: игровой, стандартный, переменный, стандартно-интервальный, переменно-интервальный, целостно-конструктивный, соревновательный (проведение показательных выступлений на физкультурных праздниках).

6. При разучивании упражнений с мячом необходимо учитывать у детей тип функциональной асимметрии и предусматривать выполнение технического действия с мячом «не ведущей» ногой, что позволит в дельнейшем повысить вариативность исполнения технических приемов в игровой ситуации.

7. На начальном этапе занятий с детьми 5-6 лет, занимающимися футболом, следует формировать у них мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, потребность в двигательной активности и интерес к занятиям футболом. Основной задачей данного этапа является создание благоприятного эмоционально-психологического климата, установление доверительных отношений между детьми и педагогами.

Литература

1. Губа, В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов: монография / В.П. Губа, А.А. Шамардин. - М.: Советский спорт, 2015. - 284 с.

2. Губа, В.П. Футбол: учебник / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2018. - 660 с.

3. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. -2013. - № 3. - 12 с.

4. Шагин, Н.И. Интеграция средств физической и технической подготовки детей 5-6 лет, занимающихся футболом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.И. Шагин. -М., 2017. - 148 с.

5. Слуцкий, Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.В. Слуцкий. - М., 2009. - 22 с.

References

1. Guba, V.P. and Shamardin, A.A. (2015), Complex control of integrated functional readiness of football players: monograph, Moscow: Sovetskiy Sport, 284 p.

2. Guba, V.P. (2018), Football: textbook, Moscow: Sport, 660 p.

3. Zolotarev, A.P. (2013), Structure and the content of long-term preparation of a sports reserve in soccer, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi, no. 3, 12 p.

4. Shagin, N.I. (2017), Integration of means of physical and technical training of children of 5-6 years playing football: Dis. ... Cand. Ped. Sciences, Moscow, 148 p.

5. Slutsky, L.V. (2009), Management of physical training of football players on the basis of control of competitive motive activity: autoref. ... Dis. Cand. Ped. Sciences, Moscow, 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.