Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТОЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соковиков Олег Борисович, Иванов Олег Николаевич, Печеник Дмитрий Глебович, Антипов Александр Викторович

Цель занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки - освоение новых и ранее разученных упражнений для создания прочных двигательных навыков, выработки автоматизма, за счет чего развиваются быстрота, сила, выносливость, психологическая устойчивость. Инновационная методика подготовки на спортивно-оздоровительном этапе включала применение программы «Маугли», содержание которой заключается в сочетании элементов, упражнений для развития точностных действий, а также начального обучения технике футбола, что повышает уровень физической и технико-тактической подготовленности, координационных способностей и точностных действий юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соковиков Олег Борисович, Иванов Олег Николаевич, Печеник Дмитрий Глебович, Антипов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODOLOGY FOR TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE SPORTS AND RECREATION STAGE

The purpose of classes at the sports and recreational stage of preparation is to master new and previously learned exercises in order to create strong motor skills, develop automatism, due to which speed, strength, endurance, psychological stability develop. The innovative training technique at the sports and recreation stage included the use of the Mowgli program, the content of which consists in a combination of elements, exercises for the development of accurate actions, as well as initial training in football technology, which increases the level of physical and technical and tactical preparation, coordination abilities and accurate actions of young athletes.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ»

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ

О.Б. СОКОВИКОВ,

РГАЗУ, г. Балашиха, Московская обл., Россия; О.Н. ИВАНОВ, Д.Г. ПЕЧЕНИК, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия;

А.В. АНТИПОВ, МГОУ, г. Мытищи, Московская обл., Россия

Аннотация

Цель занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки - освоение новых и ранее разученных упражнений для создания прочных двигательных навыков, выработки автоматизма, за счет чего развиваются быстрота, сила, выносливость, психологическая устойчивость. Инновационная методика подготовки на спортивно-оздоровительном этапе включала применение программы «Маугли», содержание которой заключается в сочетании элементов, упражнений для развития точностных действий, а также начального обучения технике футбола, что повышает уровень физической и технико-тактической подготовленности, координационных способностей и точностных

действий юных спортсменов.

Ключевые слова: футбол, спортивно-оздоровительный этап, подготовка юных футболистов, координационные

способности, точностные действия, инновационная методика.

INNOVATIVE METHODOLOGY FOR TRAINING YOUNG FOOTBALL PLAYERS AT THE SPORTS AND RECREATION STAGE

O.B. SOKOVIKOV, RSACU, Balashikha, Moscow oblast, Russia;

O.N. IVANOV, D.G. PECHENIK, MSAPE, Malakhovka, Moscow oblast, Russia;

A.V. ANTIPOV, MRSU, Mytishchi, Moscow oblast, Russia

Abstract

The purpose of classes at the sports and recreational stage of preparation is to master new and previously learned exercises in order to create strong motor skills, develop automatism, due to which speed, strength, endurance, psychological stability develop. The innovative training technique at the sports and recreation stage included the use of the Mowgli program, the content of which consists in a combination of elements, exercises for the development of accurate actions, as well as initial training in football technology, which increases the level of physical and technical and tactical preparation, coordination

abilities and accurate actions of young athletes.

Keywords: football, sports and recreation stage, training of young football players, coordination abilities, accurate actions,

innovative methodology.

Актуальность

Современный футбол характеризуется постоянным возрастанием скорости принятия решений, а также реализацией двигательных действий в условиях стремительно меняющихся игровых ситуациях [1, 2]. В связи с этим изменился подход к программированию, организации и управлению тренировочным процессом [3, 7].

исследования

В настоящее время основные задачи при разработке тренировочной программы на каждом этапе подготовки футболистов - это выбор средств и методов тренировки, организация тренировочного процесса на основе блоков тренировочных средств, а также системы комплексного контроля, методов коррекции и управления тренировоч-

ФНЦ ВНИИФК

ным процессом с учетом сенситивных периодов развития юных спортсменов [4, 5, 6, 8, 9].

Основной целью занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки является применение разнообразного спектра тренировочных заданий, обеспечивающих гармоничное развитие личности ребенка, а также освоение новых и ранее разученных упражнений для создания прочных двигательных навыков, выработки автоматизма, за счет чего развиваются быстрота, сила, выносливость, психологическая устойчивость [10]. Решение этого вопроса, по мнению М.А. Правдова, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдова [11], обеспечивается за счет программы «Маугли», которая повышает уровень физической и технико-тактической подготовленности, координационных способностей и точностных действий юных футболистов.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать инновационную методику подготовки юных футболистов (5-6 лет) на спортивно-оздоровительном этапе.

Организация исследования

Педагогический эксперимент был проведен на базе спортивной школы «Спартак» (г. Щелково, Московская область).

При начальном отборе провели общее тестирование 30 детей, применив элементарные тесты физической и технической подготовки для этого возраста. После

тестирования, результаты которого оказались примерно одинаковыми у всех юных футболистов, мы разделили их на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 15 человек в каждой.

В начале каждой тренировки, которая длилась примерно 1 час, ЭГ в течение 15 мин использовала в разми-ночном цикле элементы программы «Маугли» (основной разминочный комплекс), КГ - стандартные упражнения спортивно-оздоровительной направленности.

Основной разминочный комплекс «Маугли» включает упражнения для развития физических качеств и блок подвижных игр. Главным требованием этой программы и ее специфической чертой является стандартизация -повторение на каждом занятии одних и тех же комплексов упражнений в одной и той же строго регламентированной последовательности с едиными требованиями к технике выполнения, терминологии и командам. По такой методике участники ЭГ тренировались в течение шести месяцев.

Вторая часть тренировки - элементы начального обучения технике футбола с включением упражнений на быстроту и точность принятия и реализации решений.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения уровня подготовленности юных футболистов до и после педагогического эксперимента в КГ и ЭГ было проведено контрольное тестирование, результаты которого изложены в табл. 1.

Таблица 1

Контрольные измерения (зачет)

№ п/п Тест контрольных измерений До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

Балл*

1 Скорость: дистанция 20 м (старт - 10 м - 20 м) Контроль выполнения упражнения 3 3 4 3

2 Силовые качества: прыжок в длину с места (три попытки) Первая попытка - пробная, вторая и третья - в зачет 3 3 4 3

3 Вестибулярная устойчивость: стойка на одной ноге (по одной попытке, не более 45 с) Глаза закрыты. Важно длительно сохранять равновесие 3 3 5 3

4 Акробатическая подготовка Два переворота, два кувырка вперед (качество) 3 3 5 3

5 Координация (две попытки) На старте дистанции 5 м взять сразу два мяча и быстро перенести на финиш. Три мяча - на дистанции 10 м 3 3 3 3 4 4 3 3

6 Ведение мяча: носком, прямым подъемом (две попытки, не менее трех касаний). Остановка мяча подошвой на финише Дистанция 10 м 3 3 4 3

7 Обводка: любым способом (2 попытки, финиш с пробеганием) Три стойки на 5 м Четыре стойки на 10 м 3 3 5 3

8 Удар: носком прямым подъемом (три попытки) С 5 м попасть в конус С 10 м попасть в конус 3 3 4 3

Окончание табл. 1

№ п/п Тест контрольных измерений До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

Балл*

9 Футбол: игровая активность Игра: 1:1 и 2:1 на поле размером 5x10 м 3 3 5 3

10 Игровая одаренность Игры: «Стрелок», «Ручной мяч», «Самый быстрый» 3 3 4 3

* Оценка за выполнение упражнения: с 2 и более ошибками - 3 балла; с 1-2 ошибками - 4 балла; без ошибок - 5 баллов.

Таким образом, по всем данным после 6-месячного педагогического эксперимента показатели качествен-

ного выполнения упражнений в ЭГ улучшились, а в КГ существенно не изменились. Особенно улучшились результаты ЭГ в следующих дисциплинах: вестибулярная устойчивость, акробатическая подготовка, обводка, игровая активность (с 3 до 5 баллов).

После этого была составлена усложненная программа упражнений по развитию координационных способностей, точностных действий и техники футбола, которая применялась в течение следующих 6 месяцев подготовки.

Программа включала следующее.

1. Для развития координации:

- акробатические упражнения;

- подвижные игры на ограниченной площади опоры;

- упражнения для развития ловкости и быстроты;

- упражнения для развития чувства равновесия;

- подвижные игры малым составом на ограниченном пространстве.

2. Для развития точностных действий (по методике д.п.н. Правдова М.А.):

► катание мяча «в цель». Дети выполняют катание мяча «в цель» двумя руками снизу (диаметр мяча 25 см); катание осуществляется вперед и назад (между ног); «цель» - дуга (расстояние между опорами 50 см); задание выполняется 10 раз с расстояния 5 м; регистрируется количество попаданий в створ дуги;

► удары по воротам. Дети выполняют 10 ударов по мячу с 5 метров в ворота (дуга с расстоянием между опорами 50 см) правой и левой ногой; регистрируется количество попаданий в створ дуги;

► реакция на движущийся объект (РДО) (точность двигательной реакции). Обследуемому предлагается за 10 попыток остановить бегущую стрелку на трех основ-

ных микроинтервалах времени: малый - 300 мс; средний - 500 мс; большой - 800 мс; высчитывается точность РДО (в мс), а также качество РДО, т.е. то, как среагировал юный спортсмен в большинстве попыток; оборудование - электронный секундомер.

3. Обучение технике футбола:

♦ различные виды жонглирования мячом (обеими ногами и бедром);

♦ обучение ведению мяча с изменением направления;

♦ обучение передачам мяча после остановки подошвой;

♦ обучение передачам мяча в парах;

♦ обучение игре «2 против 2 (2:2)».

После шести месяцев занятий по данной программе также было проведено повторное тестирование, которое выявило следующие изменения в подготовленности юных футболистов дошкольного возраста (табл. 2).

Результаты этого тестирования сверяли с нормативами для зачисления в группы начальной подготовки, изложенными в актуальном Федеральном стандарте подготовки по виду спорта «футбол» и приведенными в табл. 3.

Анализ полученных результатов после эксперимента и сравнение их с нормативами показали следующее.

Общая и специальная физическая подготовка:

• в тесте «Бег на 10 м» в ЭГ по результатам эксперимента показатель улучшился на 0,3 с; в КГ - на 0,1 с;

• в тесте «Бег на 30 м» в ЭГ показатель улучшился на 1,2 с; в КГ - на 0,1 с;

• в тесте «Бег 3x10 м» в ЭГ показатель улучшился на 1,3 с; в КГ - на 0,2 с;

• в тесте «Прыжок в длину с места (см)» в ЭГ показатель улучшился на 30,4 см, а в КГ - на 0,5 см;

• в тесте «Прыжок в высоту с места (см)» в ЭГ показатель улучшился на 5 см, а в КГ - на 2 см.

Таблица 2

Результаты детей ЭГ и КГ до и после второго полугодия эксперимента

(Р < 0,05)

Тест ЭГ КГ

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Физическая подготовленность

Бег на 10 м (с) 3,8 ± 0,02 3,5 ± 0,02 3,9 ± 0,01 3,8 ± 0,02

Бег на 30 м (с) 8 ± 0,02 6,08 ± 0,02 8,1 ± 0,02 8 ± 0,02

Бег 3x10 м (с) 11,5 ± 0,01 10,2 ± 0,01 11,6 ± 0,02 11,4 ± 0,01

Прыжок в длину с места (см) 80 ± 0,01 110,4 ± 0,02 81 ± 0,01 81,5 ± 0,02

Окончание табл. 2

Тест ЭГ КГ

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Прыжок в высоту с места (см) 20 ± 0,01 25 ± 0,02 18 ± 0,01 20 ± 0,01

Развитие двигательно-координационных способностей, точности движений и реакции на движущийся объект

Тест Правая нога Левая нога Правая нога Левая нога Правая нога Левая нога Правая нога Левая нога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Цапля» (удержание равновесия на доминантной и субдоминантной ноге) 20,08 ± 2,8 13,4 ± 1,7 42,28 ± 3,1 31,5 ± 1,6 21,0 ± 2,9 12,8 ± 1,9 30,13 ± 3,2 20,13 ± 1,3

Удар по мячу в ворота (%) 32,9 ± 0,2 20,7 ± 0,3 74,9 ± 0,1 34,3 ± 0,1 34,4 ± 0,2 23,6 ± 0,4 40,4 ± 0,3 28,6 ± 0,2

Реакция на движущийся объект (мс) 5,06 ± 0,8 2,03 ± 0,52 4,58 ± 0,6 4,01 ± 0,64

Таблица 3

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

№ п/п Упражнение Норматив

Мальчики Девочки

1 Бег на 30 м с высокого старта (с) Не более

6,9 7,1

2 Бег на 60 м с высокого старта (с) Не более

12,1 12,4

3 «Челночный бег 3x10 м» с высокого старта (с) Не более

10,3 10,6

4 Прыжок в длину с места отталкиванием двумя ногами, с приземлением на обе ноги (см) Не менее

110 105

5 Тройной прыжок с места отталкиванием двумя ногами и махом обеих рук, с последующим поочередным отталкиванием каждой из ног (см) Не менее

330 270

6 Прыжок в высоту с места отталкиванием двумя ногами (см) Не менее

10

Развитие двигательно-координационных способностей, точности движений и реакции на движущийся объект:

- в тесте «Цапля» (удержание равновесия на доминантной и субдоминантной ноге) результат улучшился: в ЭГ - правая нога - 22,2 с, левая - 0,1 с; в КГ - правая нога - 10 с, левая нога - 0,7 с;

- в тесте «Удар по мячу в ворота» результат улучшился: в ЭГ - правая нога - прирост 42%, левая нога - 13,6%; в КГ - правая нога - прирост 10,8%, левая нога - 0,5%;

- в двигательном задании «Реакция на движущийся объект» прирост результатов точности выполнения движений в ЭГ составил 3,3 мс (58,25%), тогда как в КГ подобное улучшение было незначительным и составило 0,57 мс (10,21% от исходного показателя).

Во всех вышеперечисленных тестах достоверность различий составила p < 0,05.

Заключение

Применение инновационной комплексной методики доказало ее эффективность, информативность и досто-подготовки юных футболистов на спортивно-оздоро- верность, что свидетельствует о целесообразности ее вительном этапе в ходе педагогического эксперимента использования в работе с юными спортсменами.

Литература

1. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом: учебно-методическое пособие / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. -2-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 111 с.

2. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник / под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. - 2-е изд., пере-раб. и дополн. - М.: Спорт, 2018. - 624 с.

3. Зациорский, В.М. Наука и спорт / В.М. Зациорский, Г.С. Туманян. - М.: Прогресс, 1982. - 270 с.

4. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 34-39.

5. Кравчук, А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние и перспективы) / А.И. Кравчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. -С. 26-31.

6. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990. - № 3. - С. 15-19.

7. Матвеев, А.П. Теория и методика физической культуры / А.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 376 с.

8. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 1983. - 246 с.

9. Никольская, С.В. Новые подходы в физическом воспитании дошкольников / С.В. Никольская // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: матер. гор. науч.-практ. конф. - СПб, 1998. - С. 22-24.

10. Петров, А.В. Спортивно-оздоровительная программа «Маугли» / А.В. Петров // Спортивно-гимнастический клуб «Спортинтерцентр». - Ногинск, 2018. -47 с.

11. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Прав-дов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). -С. 83-87.

References

1. Golomazov, S.V. (2006), Football. Theoretical foundations for improving the accuracy of ball actions: teaching manual, 2nded, Moscow, TVT Division, 111 p.

2. Guba, V.P. (2018), Theory and methodology of football: textbook, 2nd ed., redesigned and added, Moscow, Sports, 624 p.

3. Zatsiorskiy, V.M. (1982), Science and Sports, Moscow, Progress, 270 p.

4. Korenberg, V.B. (1996), The problem of physical and motor qualities, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no. 8, pp. 34-39.

5. Kravchuk, A.I. (2007), Complex physical training of children of early and preschool age (state and prospects), Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no 4, pp. 26-31.

6. Lyakh, V.I. (1990), Sensitive periods of development of coordination abilities of children in school age, Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, no 3, pp. 15-19.

7. Matveev, A.P. (1991), Theory and methodology of physical culture, Moscow, Fizkul'tura i sport, 376 p.

8. Antropova, M.V. and Koltsova, M.M. (1983), Mor-phofunctional maturation of the main physiological systems of the body of preschool children, Moscow: Pedagogika, 246 p.

9. Nikolskaya, S.V. (1998), New approaches in the physical education of preschoolers, in: Physical education of children of St. Petersburg: materials of scientific conference, St. Petersburg, pp. 22-24.

10. Petrov, A.V. (2018), Sports and recreation program "Mowgli", Noginsk, Sports and gymnastics club "Sportinter-tsentr", 47 p.

11. Pravdov, M.A. (2010), The influence of classes based on the use of elements of the game of football on the development of coordination abilities in children 5-7 years, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 5 (63), pp. 83-87.

e*)

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.