Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ И МИНИ-ФУТБОЛЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ И МИНИ-ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
643
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / МИНИ-ФУТБОЛ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФРАГМЕНТ / МОДУЛЬ / БЛОК / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВРАТАРЬ / МЯЧ / ВОРОТА / СОПЕРНИК / ПАРТНЕР / ФИНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Олег Николаевич

В данной статье описывается актуальный подход к подготовке юных футболистов, представляющий собой систематизированный материал, основанный на блочно-модульном принципе построения подготовки на спортивно-оздоровительном и начальном этапе. Материал адресован тренерам спортивных школ и организаций с тем, чтобы обеспечить теоретико-методическую основу спортивно-оздоровительной и начальной подготовки юных футболистов, базирующуюся на развитии координационных способностей и технической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGY FOR INITIAL TRAINING OF SPORTS RESERVES IN FOOTBALL AND FUTSAL

This article describes an actually approach to the training of young football players, a systematic material based on the block-modular principle of building training at the sports and recreation and initial stages. The material is addressed to coaches of sports schools and organizations in order to provide a theoretical and methodological basis for sports and recreation and initial training of young football players, based on the development of professional and technical readiness.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ И МИНИ-ФУТБОЛЕ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты применения количественного показателя при анализе тренировочных занятий, позволяют: а) осуществлять объективную оценку эффективности тренировочных занятий; б) определять наиболее проблемные зоны в тренировочных занятиях и осуществлять целенаправленную коррекцию в целях повышения их эффективности; в) констатировать определенную самостоятельность «ресурсной эффективности», «методической эффективности» и «коммуникативной эффективности», как критериев оценки эффективности тренировочного занятия; г) выстраивать тренд становления профессионального мастерства тренеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грабельников С.А К вопросу об объективизации оценки эффективности деятельности тренера при проведении тренировочного занятия/ С.А. Грабельников, Е.В. Землянов // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2018. - № 4. - С. 50-57.

2. Землянов Е.В. Программное приложение для оценки эффективности деятельности тренера при проведении тренировочного занятия / Е.В. Землянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 128-131.

3. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства : монография / А.А. Новиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Советский спорт, 2012. - 256 с.

4. Орлова Ю.А. Применение информационных технологий в образовании и спорте : монография / Ю.А. Орлова, А.С. Кузнецова. - Волгоград : [б. и.], 2015. - 183 с.

5. Тимофеев В.Г., Информационный анализ учебно-тренировочного процесса в спортивных школах / В.Г., Тимофеев И.А. Водянникова // Спортвест. - 2008. - № 6. - URL: http://www.osdusshor.ru/media/sportvest/sportvest-6/vodyannikova-ia-timofeyev-vg-informatsionny.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

REFERENCES

1. Grabelnikov, S.A. and Zemlyanov, E.V., (2018), 'To the question of objectification evaluation of the performance of the coach during the training session", Bulletin of Tver State University, series "Pedagogy and Psychology", No. 4, pp. 50-57.

2. Zemlyanov E.V. (2019), "Software application for evaluating the effectiveness of the coach during training sessions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 128-131.

3. Novikov, A.A. (2012), Fundamentals of sportsmanship, 2nd ed., Soviet sport, Moscow.

4. Orlova, Yu. А. and Kuznetsova, A.S., (2015), Application of information technologies in education and sports, Volgograd.

5. Timofeev, V G. and Vodyannikova, I. A. (2008), "Information analysis of the educational and training process in sports schools", Materials of VOPSSH, No. 6, available at: http://www.osdusshor.ru/media/sportvest/sportvest-6/vodyannikova-ia-timofeyev-vg-informatsionny.pdf (data accessed: 01.10.2020).

Контактная информация: ev.zemlianov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 796.015.83:796.332

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ И МИНИ-ФУТБОЛЕ

Олег Николаевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В данной статье описывается актуальный подход к подготовке юных футболистов, представляющий собой систематизированный материал, основанный на блочно-модульном принципе построения подготовки на спортивно-оздоровительном и начальном этапе. Материал адресован

тренерам спортивных школ и организаций с тем, чтобы обеспечить теоретико-методическую основу спортивно-оздоровительной и начальной подготовки юных футболистов, базирующуюся на развитии координационных способностей и технической подготовленности.

Ключевые слова: футбол, мини-футбол, спортивно-оздоровительный этап, начальная подготовка, блочно-модульные технологии, фрагмент, модуль, блок, координационные способности, вратарь, мяч, ворота, соперник, партнер, финт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p189-197

MODERN TECHNOLOGY FOR INITIAL TRAINING OF SPORTS RESERVES IN

FOOTBALL AND FUTSAL

Oleg Nikolaevich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow state Academy of physical culture, Malakhovka

Abstract

This article describes an actually approach to the training of young football players, a systematic material based on the block-modular principle of building training at the sports and recreation and initial stages. The material is addressed to coaches of sports schools and organizations in order to provide a theoretical and methodological basis for sports and recreation and initial training of young football players, based on the development of professional and technical readiness.

Keywords: football, futsal, sports and recreation stage, initial training, block-modular technologies, fragment, module, block, coordination abilities, goalkeeper, ball, goal, opponent, partner, feint

В футболе и мини-футболе постоянно возрастает значение координационных способностей. Основные критерии - правильность, быстрота, рациональность, находчивость и точность двигательных действий [1, 8]. Акцентироваться на развитии КС следует уже на ранних этапах подготовки, поскольку дети обучаются двигательным действиям быстрее и рациональнее. Чем большим запасом двигательных умений владеет юный спортсмен, тем выше уровень его координационно двигательных способностей [2, 6, 7]. Мальчики и девочки могут заниматься футболом и мини-футболом в смешанных группах до 12-13 лет [9, 12].

Цели и задачи: спрогнозировать и заложить основы начальной подготовки юных футболистов (5-6, 7-9 лет). Для эффективного развития КС на спортивно-оздоровительном этапе используется блочно-модульная технология, содержащая ряд последовательных операций, осуществляемых в два этапа [6].

Первый этап: коррекция целевой установки в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и общих координационных способностей, обучение технике футбола

Второй этап: определение и формирование блоков модулей; формирование модулей из фрагментов. В качестве основных структурных единиц определены следующие:

• Фрагмент, или рабочий день: одно-два занятия в день

• Модуль - серия тренировочных дней (фрагментов) продолжительностью в 3-7 дней, направленные на решение промежуточных задач

• Блок - часть тренировочного процесса продолжительностью 2-4 недели (2-4 «модуля»), решающая задачи, стоящие на определенном этапе периода [11]

Структурной базовой единицей тренировочного процесса является фрагмент (тренировочный день), формируемый в соответствии с определенной задачей из упражнений различного спектра. Основная часть уделяется координационным упражнениям и технико-тактической подготовке [10].

Спортивно-оздоровительный этап (5-6 лет), блок № 1

Два занятия и один игровой день в неделю, продолжительность - до 60 минут. Цели: укрепление здоровья, расширение объема двигательных действий, развитие КС, начальное обучение технике футбола.

Применяется круговой метод. Упражнения выполняются по 30-45 сек. с таким же интервалом отдыха с переходом на другую «станцию» для выполнения нового упражнения. В конце тренировки по круговой системе рекомендуется применять прыжки со скакалкой, а также жонглирование мячом, как на нитке, так и без нее, для развития КС и чувства мяча [3, 8].

I на равновесие

Броски в копьцО

Упражнения с гиммастичвокл папкой, мячом, обручем

£11-' Жоиглированне

Рисунок 1 - Первая схема групповой формы занятий по развитию координационных способностей (В.И. Лях,

1989)

Первый блочно-модульный метод (блок № 1) - концентрированное изучение игрового приема. В этих упражнениях за 3-5 минут можно сделать несколько десятков передач. Большой объем повторений - самый значимый фактор, влияющий на освоение техники игровых действий. Тематические занятия наиболее полезны на начальном этапе подготовки [2, 8]: ведение и остановка мяча, удары по мячу, финты.

Этап начальной подготовки (7-9 лет), блок № 1

Задачи: развитие специальных КС, применяемых в футболе и мини-футболе; технико-тактическое обучение игре в футбол и мини-футбол. Координационные упражнения рекомендуется проводить в начальной части тренировки, пока сохраняется оптимальная работоспособность. Специально-подготовительные (подводящие) координационные упражнения, относящиеся к футболу, и упражнения, требующие КС (с одновременным проявлением скоростных), выполняются после комплекса общеразвивающих упражнений. Педагогический эксперимент. Выяснялась эффективность построения тренировочной работы на основе блочно-модульного подхода у юных футболистов на начальном этапе. Основные задачи - повышение общей физической подготовленности, развитие КС и технико-тактической подготовленности.

Были сформированы две группы юных футболистов в возрасте 7-8 лет (контрольная и экспериментальная) по 20 человек каждая, примерно одинакового физического развития и уровня подготовленности. Обе группы в течение всего подготовительного периода (10 недель) выполняли единую по объему тренировочную работу. В отличие от КГ, футболисты ЭГ тренировались по экспериментальной программе, организованной в соответствии с разработанной технологией (блок №1). До и после эксперимента юные футболисты обеих групп были протестированы на физические качества, развитие КС и технико-тактическая подготовленность. Показатели, зарегистрированные в процессе контрольных обследований ЭГ и КГ до и после эксперимента, представлены в таблицах 1 и 2. У футболистов ЭГ наблюдается существенный рост физической подготовленности, КС и технико-тактической подготовленности. Это выразилось в улучшении большинства показателей как в футболе (таблица 1), так и в мини-футболе (таблица 2).

Таблица 1 - Изменение показателей физической подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки_

Показатели Экспериментальная группа, п=20 Контрольная группа, п=20

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Бег 30 м с высокого старта, сек 6,9±0,01 7,1±0,02 Не более 6,5±0,1 Не более 6,6±0,2 6,9±0,1 7,1±0,02 Не более 6,5±0,1 Не более 6,8±0,01

Прыжок в длину с места, см 110±6,5 105±7,2 Не более 140±8,1 Не более 145±2,7 110±2,5 105±2,1 Не более 115±1,2 Не более 110±1,5

Прыжок в высоту с места, см 15±0,2 10±0,2 Не более 25±0,1 Не более 25±1,8 15±0,8 10±0,3 Не более 20±0,1 Не более 15±0,6

Бросок набивного мяча весом 1 кг, м - - Не более 6±0,02 Не более 4±0,01 - - Не более 6±0,02 Не более 4±0,01

Челночный Пик-тест, м 600-780±12,1 500-600±10,1 Не более 750-830±9,8 Не более 600-650±6,1 600-780±5,2 500-600±4,3 Не более 650-700±3,2 Не более 550-600±7,8

Прирост показателей ЭГ в футболе (таблица 1)

Показатели скорости (тест - бег на 30 м) после эксперимента улучшились у мальчиков на 0,4 сек (с 6,9 сек. до 6,5 сек.), у девочек - на 0,5 сек. (с 7,1 сек. до 6,6 сек.). Показатели теста «Прыжок в длину с места, см» после эксперимента улучшились у мальчиков на 30 см (со 110 см до 140 см), у девочек - на 40 см (со 105 см до 145 см). Показатели теста «Прыжок в высоту с места, см» улучшились у мальчиков на 10 см (с 15 см до 25 см), у девочек - на 15 см (с 10 см до 25 см). Показатели челночного Пик-теста после эксперимента улучшились как у мальчиков, так и у девочек более чем на 150 м. В КГ по футболу по всем этим параметрам значительных изменений не обнаружено.

Таблица 2 - Изменение показателей физической подготовленности у юных игроков мини-футбола в результате экспериментальной тренировки_

Экспериментальная группа, п=20 Контрольная группа, п=19

Показатели До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Бег 10 м с высокого старта 2,3±0,1 2,4±0,01 Не более 2,0±0,01 Не более 2,2±0,1 2,3±0,01 2,4±0,01 Не более 2,3±0,1 Не более 2,4±0,1

Бег челноч-

ный 5х6 м с высокого 12,4±0,1 12,6±0,02 Не более 12,0±0,1 Не более 12,2±0,2 12,4±0,1 12,6±0,1 Не более 12,3±0,2 12,5±0,1

старта

Прыжок в длину с места, см 135±0,2 105±0,1 Не менее 165±1,1 Не менее 140±1,1 135±1,2 105±1,1 Не менее 140±2,1 Не менее 110±2,3

Прыжок в высоту с 20±0,1 15±0,2 30±0,1 25±0,1 15±1,1 10±0,1 20±0,1 12±0,2

места, см

ИП - упор лежа. Сги-

бание и раз- 8±0,1 4±0,1 15±0,1 8±0,2 8±0,1 4±0,03 10±0,2 6±0,1

гибание рук,

раз

Челночный 500- 440- 660- 600- 500- 440- 600-680±6,1 450-

Пик-тест, м 640±5,1 560±12,1 780±7,2 650±11,0 640±8,1 560±7,1 500±10,1

Прирост показателей ЭГ в мини-футболе (таблица. 2)

Показатели теста «Бег 10 м с высокого старта» улучшились у мальчиков на 0,3 сек. (с 2,3 сек. до 2,0 сек.), у девочек - на 0,2 сек. (с 2,4 сек. до 2,2 сек.). Показатели теста «Бег челночный 5х6 м с высокого старта» улучшились у мальчиков на 0,4 сек. (с 12,4 сек. до 12,0 сек.), у девочек - на 0,4 сек. (с 12,6 сек. до 12,2 сек.). Показатели теста «Прыжок в длину с места, см» улучшились у мальчиков на 30 см (со 135 см до 165 см), у девочек - на 35 см (со 105 см до 140 см). Показатели теста «Прыжок в высоту с места, см» улучшились у мальчиков на 10 см (с 20 см до 30 см), у девочек - на 10 см (с 15 см до 25 см). Показатели теста «ИП - упор лежа». Сгибание и разгибание рук, раз» улучшились у мальчиков и девочек практически в 2 раза (с 8 до 15 раз и с 4 до 8 раз соответственно). Показатели челночного Пик-теста (м) в среднем улучшились у мальчиков на 150 м, у девочек - на 100 м.

Обучение основам техники футбола. Второй блочно-модульный метод - применение разнообразных (смешанных) упражнений, в которых передачи мяча сочетаются с ведением, финтами и другими техническими приемами. Изучаемые элементы: остановка и передача мяча, ведение и обводка, удары по воротам, обманные движения-финты, а также отбор мяча, боковые перемещения, жонглирование, дриблинг [7, 9, 10].

Российским футбольным союзом разработана типовая программа подготовки спортивного резерва, где указаны приоритеты в обучении и развитии. Данная технология может быть использована практически на всех этапах многолетней подготовки и в различные периоды годового цикла. Главные компоненты: 1) целевые задачи этапа и периода; 2) упражнения; 3; индивидуальные и возрастные особенности и игровая специализация. Для удобства каждый из «фрагментов» имеет свой код и номер. На начальном этапе используется блок 1, куда входят:

• «мяч» - техника передвижения;

• «мяч + ворота» - техника передвижения;

• «мяч + ворота + соперник» - ведение и финты;

• «мяч + ворота + соперник + партнер» - передача мяча [11].

Центральная задача - ознакомление с техническими приемами игры в футбол. Изучение техники в этом возрасте целесообразно вести целостным методом, с акцентом на детали выполнения технического приема. Главное - показ. На одном занятии следует изучать не более двух технических приемов.

Таблица 3 - Примерный блочно-модульный план недельного микроцикла для групп начальной подготовки в футболе и мини-футболе (7-8 лет)_

День недели Направленность Нагрузка Продолжительность

Вторник Подготовительная часть — разминка. Подготовка организма к повышенной деятельности за счет общеразвивающих упражнений. Основная часть (блок №1). Задачи: Повышение уровня физического развития и КС-подготовленности, развитие быстроты. Овладение техникой игры, индивидуальное обучение техническим приемам. Средства: эстафеты, легкоатлетические упражнения, подвижные игры. Упражнения по технике и тактике игры (жонглирование, ведение мяча (в парах), удары по мячу, соревновательные игры. Мини-футбол. Заключительная часть. Задачи: Создание условий для более быстрого протекания процесса восстановления. Средства: Медленный бег, ходьба, совершенствование технических Средняя 10-15% от общего времени 70-80% от общего времени

приемов в условиях утомления, пульс не должен быть выше 130 уд/мин. Упражнения на внимание и расслабление. Разбор ошибок и замечаний по занятию. 5-10% от общего времени

Пятница Подготовительная часть — разминка. Задача: Подготовка всех систем организма занимающихся к повышенной деятельности. Средства: Бег, ускорение, прыжки, упражнения на внимание, на развитие КС. Основная часть (блок №1). Задачи: Создание у занимающегося целостного зрительного представления и двигательного ощущения выполняемого действия и его основных элементов (разучивание в целом и по частям), развитие ловкости и КС. Средства: Акробатические упражнения, эстафеты с преодолением препятствий, подвижные игры. Круговая тренировка по развитию КС. Упражнения по технике и тактике игры, закрепление изучаемого материала в двусторонних играх. Спортивные игры. Мини-футбол. Заключительная часть. Главная задача - восстановление. Средства: Медленный бег, ходьба, упражнения на внимание и расслабление, восстановление. Разбор ошибок и замечания по занятию. Средняя 10-15% от общего времени 70-80% от общего времени 5-10% от общего времени

Воскресенье Теоретические занятия. Спортивные игры на малых площадках. Мини-футбол Средняя 100% общего времени

Контрольные измерения технической подготовленности

• удержание мяча в воздухе различными частями тела (жонглирование): мальчики 45 сек., девочки 30 сек.

• различные виды ведения мяча, остановки во время ведения, финты - 25-30 м

• ведение мяча 30 м с обводкой 5 стоек - 6,5 сек.

• упражнения со скакалкой для улучшения координации

• передача мяча на небольшое расстояние (девочки - 20 м, мальчики - 25 м)

• бег на 30 м - за 6,0-6,5 сек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отжимание от пола - мальчики 8-9, девочки 4-5 раз [9]

Подготовка футбольного вратаря

Начальную подготовку вратаря следует начинать с 7 лет, т.к. уже в конце спортивно-оздоровительного этапа следует уже определиться, кто из игроков сможет стать вратарем [4, 5].

Задачи: привить интерес к амплуа голкипера; научить имитационным и подводящим упражнениям на улучшение координационных способностей; обучение простейшим техническим приемам; изучение падений в стороны (после шага и после перемещения); создание зрительного образа технического приема (первоначальное разучивание, углубленное разучивание); развитие специальных качеств вратаря: ловкость, быстрота, гибкость, прыгучесть, глазодвигательная реакция на полет мяча; различные эстафеты с элементами футбола, соревновательные упражнения с мячом и без мяча; развитие психологических качеств вратаря: смелость, решительность, надежность, внимательность и т.д. Цели: расширение арсенала двигательных действий, определяется предрасположенность, склонность к игре в воротах. Выявление возможностей в основных двигательных действиях с учетом того, что главный показатель перспективности игры в воротах -быстрота. Специальная работа по развитию быстроты, координации и гибкости: подвижные и спортивные игры, различные эстафеты с элементами футбола, соревновательные

упражнения с мячом и без мяча [4, 5, 7, 9, 10].

Модуль (план-макет) тренировки юного вратаря (мальчики, девочки 7-9 лет) в футболе и мини-футболе

Акцент: повышение общей двигательной подготовленности; освоение навыков игры в футбол; обучение базовым техническим приемам

Таблица 4_

Задачи Части занятия. Содержание (упражнения) Дозировка Методические указания

Развитие гибкости, ловкости, координации движений Обучение базовым приемам игры I. подготовительная (в т.ч. вводная) - разминочный бег - упражнения на развитие гибкости, ловкости, координации движений. Для мини-футбола - различные шпагаты, растяжки, махи ногой II. важнейшая (блок №1, начальная подготовка 10% 45% 5-10% Характеристика нагрузки: - специфическая; -направленность - смешанная; -режим работы - обучающий; - правильное перемещение в воротах; - удержание пойманного мяча, - необходимо всегда стараться ловить мяч «намертво»; - упражнения должны быть короткими, т.к. у большинства детей этого возраста короткий период концентрации внимания.

вратаря) - обучение правильной вратарской стойке; - обучение технике перемещения в воротах; Развитие КС: - обучение технике ловли мяча на месте и в движении; - бег с изменением направления, броски мяча 1-2 руками на точность, кувырки и перекаты, ведение 2 мячей 2 руками и 1 мяча 2 ногами, ловля мяча из положений стоя, сидя, лежа - игра вратаря в «квадратах» в поле. III. заключительная - упражнение на восстановление дыхания, растяжение и расслабление; - подведение итогов.

Основные средства ОФП. Специальная физическая подготовка включает большое число упражнений на воспитание ловкости и быстроты, скоростных качеств и гибкости. Для воспитания быстроты служат упражнения, связанные с быстрым реагированием на движущийся объект: прием мяча после отскока, после передачи партнером (по разной траектории и с разной частотой); перехват мяча руками в упражнениях типа «квадрат»; отработка приема и отбивания мяча в воротах. Для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) служат: прыжки со скакалкой; через коня (козла); выпрыгивание с достава-нием мяча одной или двумя руками; прыжковые упражнения с имитацией ловли мяча; напрыгивание на препятствия (тумбу); бег с высоким подниманием бедра, спиной вперед, правым или левым боком и т.д. Для развития силовых качеств подбираются упражнения на группы мышц, принимающие основное участие в двигательных действиях вратаря.

Тесты для вратарей в футболе и мини-футболе на этапе зачисления в группу спортивного совершенствования

Тестовое задание 1. Повернуться прыжком на 360 градусов, обежать три стойки на отрезке 9 метров и финишировать. Ориентировочные результаты при оценке ловкости: лучший - 4,3 сек.

Тестовое задание 2. Быстро пробежать четыре отрезка по 18 м («челночный бег») с касанием рукой финишной и стартовой линии (три раза). Ориентировочные результаты: лучший - 13,9 сек.

Тестовое задание 3. Оценка ловкости в перемещениях. Из высокой произвольной стойки футболист должен: предельно быстро пробежать 15 м (А-Б) приставными шагами вправо (влево), затем, повернувшись к стойке В, обежать три стойки (первую слева) и, повернувшись за стойкой В, финишировать (бег спиной вперед). Результаты оцениваются в секундах. Спортсменам дается три попытки, в зачет принимается лучший результат: от 13,6 до 14 сек.

Тестовое задание 4. Спортсмен должен прыжком повернуться на 360 градусов, сделать два кувырка назад и один вперед, перепрыгнуть через барьер, затем пролезть под барьером и передвигаясь приставными шагами вправо-влево, обойти шесть стоек и финишировать. Общее расстояние отрезка 15 м. Наилучшие результаты - 1-18,7 сек; 2-19,8 сек; 3-19,9 сек. [5, 9]

ВЫВОДЫ

1. Развитие КС, начавшееся со спортивно-оздоровительного этапа и продолженное на начальном этапе, значительно улучшает КС юных футболистов.

2. Обучение технико-тактическим приемам по блочно-модульной технологии (блок № 1) на различных этапах обучения повышает как технические, так и тактические умения, и навыки юных футболистов.

3. Блочно-модульная технология (блок № 1) обучения вратарской технике позволяет достичь высокого уровня подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - Москва : Академия, 2003. - 416 с.

2. Зайцев А.А. Динамика скоростных способностей футболистов 8-9 лет / А.А. Зайцев, А.В. Портнов // Дети, спорт, здоровье : межрегиональный сборник научных трудов по проблемам интегративной и спортивной антропологии. - Смоленск : [б. и.], 2017. - Выпуск 13. - С. 21-28.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зайиорсуий. - Москва : Физкультура и спорт, 1966. - 199 с.

4. Иванов О.Н. Начальная подготовка вратаря в футболе : учебно-методическое пособие / О.Н. Иванов, А.В. Портнов ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : [б. и.], 2013. - 64 с.

5. Иванов О.Н. Этапы многолетней подготовки юных футболисток : учебно-методическое пособие / О.Н. Иванов ; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка : [б. и.], 2018. - 84 с.

6. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Советский спорт, 2010. - 237 с.

7. Кузнецов А.А. Настольная книга детского тренера. I этап (8-10 лет) / А.А. Кузнецов. -Москва : Олимпия : Человек, 2007. - 110 с.

8. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 287 с.

9. Паув В. Смешанный футбол: факты и плюсы / В. Паув. - 2011. - URL: http://wfpl.com.ua/news/?id_news=1061 (дата обращения: 20.11.2020).

10. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол : приказ Министерства спорта РФ от 25 октября 2019 г. №880 // Гарант : [справочно-правовая система]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72872252/ (дата обращения: 20.11.2020).

11. Программа подготовки футболистов 6-9 лет : методические рекомендации / Российский футбольный союз, 2020. - URL: http://center-ug.com/upload/iblock/41f/41f6c7f8c5359f51129c61636bc51f5a.pdf (дата обращения: 01.10.2020).

12. Сучилин А.А. Гендерный подход к начальной подготовке юных футболисток / А.А. Су-чилин, Л. И. Столярчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 26.

REFERENCES

1. Bezrukikh, M.M., Sonkin, V.D. and Farber, D.A. (2003), Age physiology: (Physiology of child development): textbook, Academia, Moscow.

2. Zaitsev, A.A. and Portnov, A.V. (2017), "Dynamics of speed abilities of football players aged 8-9 years", Children, sports, health, interregional collection of scientific papers on the problems of integrative and sports anthropology, Smolensk, Issue 13, pp. 21-28.

3. Zatsiorsky, V.M. (1966), Physical qualities of an athlete, physical Culture and sport, Moscow.

4. Ivanov, O.N. and Portnov, A.V. (2013), Preliminary preparation of goalkeeper in football, teaching aid, MGAFK, Moscow.

5. Ivanov, O. N. (2018), Stages of long-term training of young football players, teaching aid, MGAFK, Moscow.

6. Issurin, V.B. (2010), Blockperiodization of sports training, Soviet Sport, Moscow.

7. Kuznetsov, A.A. (2007), The children's trainer's handbook. I stage (8-10 years), Olympia, Man, Moscow.

8. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.

9. Pauv V. (2011), Mixed football: facts and advantages, available at: http://wfpl.com.ua/news/?id_news=1061 (date of access: 20.11.2020).

10. Ministry of sports of the Russian Federation (2019), "Federal standard of sports training in the sport "football"", Order of the of October 25, 2019 No. 880, available at: http://docs.cntd.ru/document/563677665 (accessed 20 November 2020).

11. Russian Football Union (2020), Training program for football players aged 6-9 years: Guidelines, available at: http://center-ug.com/upload/iblock/41f/41f6c7f8c5359f51129c61636bc51f5a.pdf (accessed 20 November 2020).

12. Suchilin, A.A. and Stolyarchuk, L.I. (2017), "Gender approach to the initial training of young football players", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 26.

Контактная информация: olegiv1948@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2020

УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Марина Владимировна Иерусалимова, заведующий, Татьяна Васильевна Калинина,

старший воспитатель, Детский сад № 61, г. Самара; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогический наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В данной статье затронут вопрос использования цифровых технологий в образовательной системе дошкольного учреждения в период пандемии. Проанализирован опыт их внедрения и применения в систему образования на практике. Авторы пришли к выводу, что занятия физической культурой должны проходить регулярно, независимо от эпидемиологической ситуации в стране и мире. Нельзя говорить о здоровье наших детей, не применяя средства и методы физического воспитания на практических занятиях. Так же дается оценка взаимосвязи дошкольников с их родителями и делаются выводы, что совместная работа родителей и детей, поможет выработать алгоритм успешной реализации программы МДОУ по развитию двигательной активности детей, с целью повышения их физического развития и общего оздоровления.

Ключевые слова: вирус COVID-19, коронавирус, пандемия, самоизоляция, физическая культура и спорт, цифровизация, цифровые технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p197-201

ORGANIZATION OF INDEPENDENT MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN DURING THE PANDEMIC

Marina Vladimirovna Ierusalimova, the head, Tatyana Vasilevna Kalinina, the senior teacher, Kindergarten No. 61, Samara; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara University; Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.