Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПРИЗНАКАМИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПРИЗНАКАМИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое мышление / клиповое мышление / информационный поток / клиповая подача информации / графическое искусство / creative thinking / clip thinking / information flow / clip presentation of information / graphic art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Ларин Даниил Вадимович

В статье рассмотрена тема развития творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления посредством занятий графическим искусством. Дано определение понятия «клиповое мышление» и охарактеризована проблемность этого типа мышления. Рассмотрены признаки клипового мышления и степень их развитости у опрошенных студентов. Авторами описана эффективность применения дисциплин, связанных с графическим искусством, на развитие творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Ларин Даниил Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the topic of developing creative thinking among design students with signs of clip thinking through graphic art classes. The definition of the concept of "clip thinking" is given and the problematic nature of this type of thinking is characterized. The signs of clip thinking and the degree of their development in the interviewed students are considered. The authors describe the effectiveness of applying disciplines related to graphic art to the development of creative thinking among design students with signs of clip thinking.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПРИЗНАКАМИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ»

традиционных физических упражнений, этот процесс может включать и такие элементы, такие как изучение специальной литературы, освоение норм и правил ЗОЖ, заимствование элементов лечебной физкультуры.

Выводы. В заключение отметим, что для эффективной профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов МВД России в соответствии с современными стандартами необходима реализация дифференцированный подход к образовательному процессу. С одной стороны данный подход способен учитывать физическое состояние курсантов (здоровье, физическое развитие, физическая и двигательная подготовка) и их будущую профессиональную деятельность, а с другой - педагог должен определить оптимальные способы выполнения программы физической подготовки, индивидуализировать ее для каждого курсанта и определить их уникальные компоненты на протяжении всего периода профессионального обучения.

Как предложенная в статье, так и многие представленные в научно-педагогической литературе методики профессионально-прикладной физической подготовки будущих полицейских основываются на дифференцированном подходе к организации и проведению тренировок с курсантами, позволяя достичь положительного эффекта в освоении требуемых в ходе осуществления правоохранительной деятельности физических навыков.

В качестве перспективных направлений развития методик профессионально-прикладной физической подготовки в вузах силовых ведомств следует отметить разработку точного диагностического инструментария для оценки физического состояния курсантов вузов МВД России, а также составление стандартизированного перечня тренировочных занятий для их самоподготовки.

Литература:

1. Гвоздков, П.Ю. Применение инновационных технологий в учебном процессе по физической подготовке курсантов (слушателей) вузов системы МВД России / П.Ю. Гвоздков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. -№1 (215).-С. 104-109

2. Глубокий, В.А. Развитие физических качеств у курсантов в вуза МВД России посредством упражнений с отягощением веса собственного тела / В.А. Глубокий // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 3 (17). - С. 63-71

3. Крючков, В.В. Влияние физической подготовки курсантов вузов МВД России на их адаптацию к служебной деятельности / В.В. Крючков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 207-210

4. Медников, А.Б. Методические рекомендации и педагогические технологии по развитию физических качеств курсантов и слушателей вуза МВД / А.Б. Медников // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. - С. 75-78

5. Моисеенко, A.A., Моисеенко К.А. Педагогические условия совершенствования профессиональной готовности курсантов вузов МВД России в процессе огневой подготовки / A.A. Моисеенко // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2022. - № 22-1.-С. 94-96

6. Муратшина, Н.Ю. Модульная программа физической подготовки курсантов вузов МВД России / Н.Ю. Муратшина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2020. - № 3 (33). - С. 179-187

7. Пашкин С.Б. Значение физической культуры в воспитании курсантов вузов МВД России / С.Б. Пашкин // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2022. - № S2 (22). - С. 120-126

8. Стручков, A.C. Профессионально ориентированная система физической подготовки курсантов и слушателей в вузах системы МВД России/А.С. Стручков // Энигма. -2019. -№ 11-1. - С. 609-612

9. Сучков, С.Л. Самостоятельная физическая подготовка как компонент физической подготовки курсантов вузов системы МВД / С.Л. Сучков // Вопросы педагогики. - 2023. -№ 2-2. - С. 36-38

10. Усков, C.B., Веремьёв A.C., Жамборов A.A. Идеомоторные методики как составляющая формирования специальных психофизиологических навыков профессиональной рукопашной подготовки курсантов вузов мвд России / C.B. Усков // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 280-283

11. Фомин, С.А. Педагогические проблемы организации процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России / С.А. Фомин // Эпоха науки.-2019. - № 19. - С. 153-156

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ларин Даниил Вадимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ НА ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ПРИЗНАКАМИ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена тема развития творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления посредством занятий графическим искусством. Дано определение понятия «клиповое мышление» и охарактеризована проблемность этого типа мышления. Рассмотрены признаки клипового мышления и степень их развитости у опрошенных студентов. Авторами описана эффективность применения дисциплин, связанных с графическим искусством, на развитие творческого мышления у студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления.

Ключевые слова: творческое мышление, клиповое мышление, информационный поток, клиповая подача информации, графическое искусство.

Annotation. The article discusses the topic of developing creative thinking among design students with signs of clip thinking through graphic art classes. The definition of the concept of "clip thinking" is given and the problematic nature of this type of thinking is characterized. The signs of clip thinking and the degree of their development in the interviewed students are considered. The authors describe the effectiveness of applying disciplines related to graphic art to the development of creative thinking among design students with signs of clip thinking.

Key words: creative thinking, clip thinking, information flow, clip presentation of information, graphic art.

Введение. Развитие творческого мышление у студентов - одна из важнейших целей современного педагога. Обществу необходимы личности, способные выходить за рамки стереотипного мышления в процессе решения поставленных задач. Творческим мышление можно считать, если предполагаемая задача или проблема решены быстро, качественно и

неустоявшимся способом. При этом в процессе и в итоге решения задачи, человек испытывает глубокое чувство удовлетворения. Степень удовлетворения и глубина положительных эмоций прямо пропорциональна уровню сложности проблемы или задачи. Замечено, что люди, обладающие творческим мышлением, меньше подвергнуты проявлениям комплекса неполноценности. Более того, творческие люди часто имеют достаточный или высокий уровень собственного достоинства и характеризуются победным стилем мышления. При таких составляющих психическое здоровье человека находится в порядке, и, как следствие, здоровье и физическое.

Одним из способов развития творческого мышления являются занятия графическим искусством, к которому традиционно относятся: книжная графика (иллюстрации, обложки, открытки), станковая графика (станковый рисунок, эстамп, гравюра, акварель), плакат, каллиграфия, рекламные издания и многое другое. Создание собственной художественной композиции в этой области, на основе обработанных данных - творческая задача, требующая нестандартного подхода от автора.

Однако, существует закономерная тенденция в восприятии информации, которую нельзя игнорировать при разговоре об образовании. Так называемое клиповое мышление, прежде всего, свойственное молодому поколению. Возникновение этой тенденции в мышлении обусловлено ускорением ритма жизни и увеличивающимся каждый день потоку информации. Информация, поданная в клиповой манере - яркая, визуальная, имеющая короткие речевые и тестовые послания с преобладающим фото и видео контентом, привлекающая внимание, охватывающая практически все возраста молодежи. Но подобное восприятие может сказываться негативно на человека, вызывая быструю утомляемость, низкую способность к концентрации внимания, прокрастинацию, снижение способности к критическому мышлению, пониженный интерес к созданию и узнаванию нового. Существенные положительные влияния клиповой подачи тоже существуют, о них будет сказано ниже.

Цель данного исследования - определить степень влияния занятий графическим искусством на творческое мышление студентов-дизайнеров с признаками клипового мышления. В современном мире студенты должны уметь анализировать информацию, улавливать суть и создавать на её основе творческие продукты, полезные обществу. Однако, развивающиеся потоки информации привели к формированию клипового мышления у нового поколения студентов, затрудняя творческую работу воображения.

В работе были использованы методы: анализ и синтез, сравнение, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Изложение основного материала статьи. Тема развития творческого мышления человека в психолого-педагогической литературе рассматривается давно. К этому вопросу обращались такие ученые как И.Я. Лернер, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Я.А. Пономарев, B.C. Кузин и др. А.Н. Леонтьев связывал проблему развития творческого мышления с мотивацией [2], А.Г. Асмолов - с субъектной позицией [1], С.Л. Рубинштейн - как решение проблемных ситуаций и задач [5], В.А. Малинин и др. - с позиций духовно-нравственного воспитания [3]. Но образовавшиеся в последние десятилетия подача и восприятие информации выдвинули иную проблему. Человек «приобрел» новый вид мышления - клиповое. Как считает ряд учёных, клиповое мышление - закономерное и естественное явление современного мира. Поговорим о происхождении: слово «клип» пришло из английского языка, где clip значит - вырезка, нарезка, отсечение. Иными словами, кусочки связанные или наоборот разрозненные, при этом несущие смысл и/или информацию. Само понятие «клиповое мышление» появилось только в 1990-е годы. Оно характеризовало способность человека видеть мир как набор фрагментов, соединяя их в некий видеоклип или мозаику.

Клиповое мышление - это вид сознания, заключающийся в восприятии информации через короткие фрагменты и яркие образы, между которыми человек способен быстро переключаться, таким образом воспринимая всю информацию, но не погружаясь в неё глубоко, а скорее поверхностно.

При клиповом мышлении, как принято считать, информация воспринимается фрагментарно, порционно, и этому виду мышления приписывают различные симптомы и свойства: рассеянное внимание, сниженная концентрация, низкая способность строить логическую связь, сложности при работе с большими объёмами информации.

Один из первых исследователей клипового мышления французский социолог А. Моль. Учёный выделил характерные черты «мозаичной культуры» в своей работе «Социодинамика культуры». А. Моль писал: «Череда эмоционально насыщенных образов не даёт возможности составить цельную картину мира. Таким образом, современная культура постмодерна формирует индивидов с расщеплённым сознанием, не способных к системному мышлению» [4]. К этому можно добавить, что Э. Тоффлер, американский культуролог ещё в 1980 году применил термин «клиповое мышление», определив его как «принципиально новое явление, которое рассматривается в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума» [6].

В 2010 другим культурологом К.Г. Фрумкиным были выделены «предпосылки для формирования у молодого поколения фрагментарного мышления»: массовость информации, потребность в актуализации информации, разноплановость информации, необходимость мультизадачности, рост возможности общения [7].

Большинство учёных сходятся во мнении, что клиповое мышление - принципиально новая форма сознания, которое обусловлено стремительными темпами развития технологий.

К признакам клипового мышления можно отнести:

• языковой минимализм;

• рассеянность;

• гиперактивность;

• предпочтение изображений углублению в текст;

• потеря интереса к узнаванию и созданию нового;

• снижение способности решения сложных задач;

• сниженное критическое мышление.

Проблема клипового мышления у молодого поколения уже приобрела реальные очертания. Личность, сформированная под влиянием информационных потоков, часто самостоятельно не способна изменить тип мышления, поэтому следует адаптировать учебные процессы под новые реалии. Вновь обратимся к плюсам и минусам клипового мышления. Позитивные черты заключаются в способности студентов быстро переключать внимание с одной информации на другую. Строить учебный процесс становятся важным с учетом многозадачности студентов. Современное поколение молодёжи способно быстро адаптироваться на любые перемены. Однако, такие способности студентов имеют обратную сторону. Большое потребление информации несёт за собой ряд трудностей: контроль информационного потока становится дополнительной задачей, критическое мышление снижается пропорционально количеству потребляемой информации и выстраивается поверхностное считывание контента, необходимое для экономии энергии и времени. Внимание концентрируется на ярких образах и видео-контенте. Ещё одним минусом можно назвать чрезмерную выработку гормона счастья в процессе потребления быстрой фрагментированной информации. Моментально полученный дофамин

сигнализирует мозгу продолжать потреблять яркие простые образы, что влечёт за собой быструю утомляемость и отсутствие энергии на процесс рефлексии. И, как следствие, человек не успевает обработать всю информацию и оставляет в памяти только самые интересные фрагменты, зачастую не связанные между собой. Перенасыщенный контентом и гормоном счастья мозг не видит смысла в креативной деятельности, которая в обычной ситуации была одним из «поставщиков» положительных эмоций человека. Переутомленный информацией индивид с большей вероятностью выберет уже известный путь решения поставленной проблемы, чем начнёт творческий поиск, характерный при творческом мышлении.

Для студентов-дизайнеров важно тренировать умение творчески мыслить при решении разных проблем, важно учится фильтровать информационный поток и тренировать концентрацию внимания.

Можно сделать вывод, что насыщенный информационный поток, формирующий клиповое мышление, оказывает противоречивое влияние на развитие и реализацию творческого мышления у студентов. С одной стороны, насыщенная информацией среда даёт возможность знакомится с различными видами деятельности, даже стимулировать интерес к изучению разнообразных областей, расширять знания и представления, при этом стимулируется работа воображения молодых людей. С другой стороны, при переизбытке информации эффект прямо пропорционален. Доступность информации и стремление к постоянному её поглощению блокирует способность к творческому мышлению. Дизайнерам необходимо уметь использовать творческое мышление, поэтому для студентов-дизайнеров необходимо реализовывать различные способы развития творческого мышления.

Творческое мышление развивается за счёт вдохновения, мечтательности, переосмысления проблемы, эмоционально окрашенных процессов, медитативных процессов и творческой деятельности. Одним из способов развития творческого мышления по праву можно считать также занятия графическим искусством. Графическое искусство помогает развитию творческого мышления, пробуждает инициативность, привычку к самовыражению, стимулирует уверенность в собственных силах, приучает к принятию самостоятельных решений. Занятие графическим искусством позволяет разнопланово развиваться, человек становится внимательнее и логичнее, мышление приобретает при этом неординарность, позволяя создавать не только уникальные композиции, образы, но и новые стили и техники рисования. При занятиях, связанных с графическим искусством, человек получает ряд положительных эмоций, уточняет и углубляет представление об окружающем мире, осмысляет качества предметов, учится осознанно использовать свои возможности и инструменты. Занятия графическим искусством - творческий процесс, раскрывающий новые способности студентов-дизайнеров, направленные на созидательность. Студент учится осмыслять явления, выбирать изобразительные средства, создавать новое и достигать поставленные цели.

Таким образом, можно предположить, что рассеянность, свойственная студентам с клиповым мышлением, нейтрализуется во время занятий графическим искусством, когда внимание уже концентрируется на процессе рисования. Медитативность, свойственная занятиям графическим искусством, может снижать гиперактивность молодых людей. Созидательный характер графического искусства способен направить внимание студентов на целостную картину мира, а не только на ярчайшие её части. В процессе занятий стимулируется интерес к узнаванию нового и созданию творческого продукта. Нестандартные задачи, поставленные в процессе обучения студентов-дизайнеров, тренируют способность решения сложных задач. А критическое мышление - неотъемлемый атрибут в процессе создания графических изображений.

Проведено исследование, в котором участвовали студенты-дизайнеры 2 курса Мининского университета факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна. Цель исследования - выявить степени развитости признаков клипового мышления у исследуемой группы студентов.

В анкете содержалось 11 вопросов, среди них такие:

1) Вы часто бываете рассеянным?

2) Вы используете в своей речи сложные, развернутые предложения?

3) Вы замечаете за собой потерю интереса к узнаванию и созданию нового в собственном творческом процессе?

4) Как вы оцениваете свои способности решения сложных задач?

5) Как вы оцениваете свои способности к критическому мышлению?

6) Вы предпочитаете воспринимать информацию через графические изображения или через углубление в текст?

В анкетировании участвовали 18 человек. В результате опроса мы получили такие результаты:

• 33% опрошенных студентов ответили, что имеют словесный минимализм, 16,7% затруднялись в точном ответе;

• 44% студентов имеют проблемы с концентрацией внимания, 22,2% сказали, что это зависит от различных обстоятельств;

• 66,7% регулярно испытывают гиперактивность, 16,7% студентов-дизайнеров чувствуют гиперактивность периодически;

• 33,3% предпочитают изображения углублению в текст, 22% затрудняются ответить;

• 88,9% студентов дизайнеров не испытывают проблем, связанных с потерей интереса к узнаванию и созданию нового, 11.1% иногда переживают на этот счёт;

• 27,8% опрошенных чувствуют снижение способности к решению сложных задач, 55,6% затрудняются ответить;

• 33,3% имеют пониженное критическое мышление, при этом 50% не всегда проверяют достоверность информации.

Эти данные подтверждают наличие признаков клипового мышления даже у творческой молодежи, а значит проблема

гармоничного развития человека в эпоху информатизации и цифровизации существует.

Было также проведено педагогическое наблюдение на занятиях по дисциплине «Теория композиции». В результате опроса педагогов Мининского университета кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна выявлены следующие результаты: на первом курсе студенты-дизайнеры затрудняются при решении задач, требующих творческого самостоятельного поиска, а после прохождения ряда дисциплин, связанных с графическим искусством, на третьем курсе подобные задачи особых сложностей практически не вызывают.

Выводы. Исходя из полученных данных исследования, невозможно отрицать наличие специфической формы мышления у современных студентов. Обилие информационных потоков приводит к языковому минимализму, рассеянности, гиперактивности, понижению эмпатии и критического мышления, давая взамен мультизадачность и адаптивность. По результатам опроса, более 50% из опрошенных студентов дизайнерского факультета не замечают за собой языкового минимализма, но всё ещё испытывают проблемы с концентрацией внимания. Цроблема гиперактивности существует даже с учетом занятий графическим искусством. Абсолютное большинство опрошенных регулярно обучается новому и создаёт что-то своё. Решение больших по объёму задач требует от студентов немало усилий, но проводимый в вузе процесс обучения тренирует данный навык. Уровень критического мышления опрошенных средний, и на эту проблему необходимо обратить внимание. Студенты, испытывающие проблемы с творческими задачами в начале обучения, адаптируются и учатся творчески мыслить в процессе прохождения ряда дисциплин, связанных с графическим искусством. Мы можем сделать вывод, что графическое искусство, как способ развития творческого мышления имеет положительные результаты. Студенты-дизайнеры, имеющие дисциплины, связанные с рисованием, декоративной живописью, композицией и т.п.

хорошо справляются с негативными чертами клипового мышления. При должном умении контролировать информационные потоки и аналитически подходить к ним, тренировке концентрации внимания посредством занятий графическим искусством, студенты-дизайнеры способны минимизировать пагубное влияние клиповой подачи информации, преобладающей в современном мире и успешно развивать творческое мышление.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - Москва: Издательство политической литературы, 1975. - 304 с.

3. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10, No 1. - С. 2.

4. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

6. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 2002. - 557 с.

7. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Топос. - 2010. - URL: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 10.10.2023).

Педагогика

УДК 378

аспирант Терещенко Надежда Анатольевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); аспирант Солдатова Мария Ивановна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Характеризуется процесс проектирования индивидуальной образовательной траектории профессионального развития молодого педагога. Для этого в первую очередь определяется специфика его деятельности. Доказывается необходимость совершенствования профессиональных и личностных компетенций, в т.ч. путём проектирования индивидуальных траекторий. Далее говорится о сущности и структуре проектной деятельности, её роли и месте в образовательном процессе. Подвергается рассмотрению ряд факторов, которые с необходимостью должны быть учтены в ходе интересующего нас процесса. Рассказывается о возможных затруднениях на этом пути. Демонстрируются преимущества компетентносного подхода при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов молодых педагогов.

Ключевые слова: педагогический работник, молодой педагог, повышение квалификации педагога, проектирование повышения квалификации педагога, индивидуальный образовательный маршрут.

Annotation. The young teacher professional development individual educational trajectory designing process is characterized. To do this, first of all, the its activities specifics are determined. The necessity of improving professional and personal competencies is proved, including by designing individual trajectories. Further, the project activity essence and structure, its role and place in the educational process are discussed. A number of factors are being considered, which must necessarily be taken into account during the process, we interested in. The article also says about possible difficulties on this path. The advantages of the competence-based approach in the design of young teachers individual educational routes are demonstrated.

Key words: pedagogical worker, young teacher, teacher's professional development, teacher's professional development design, individual educational route.

Введение. С точки зрения обеспечения успешного функционирования современной образовательной организации всё более важную роль играют индивидуальные характеристики педагогического работника [6, С. 82]. Такого рода субъективные факторы влияют на результаты педагогической деятельности в неменьшей степени, чем формальные требования [11, С. 178].

В этой связи на страницах педагогической литературы определённую популярность получили вопросы, связанные с образовательными маршрутами профессионального развития педагогов, в т.ч. недавно начавших трудовую деятельность (И.Ф. Исаев, Т.В. Потемкина, В.А. Сластёнин, Б.Н. Шиянов, Г.П. Щедровицкий). В большинстве случаев данное понятие трактуется как персональный путь педагога, который ведёт к реализации его личностного потенциала в образовании.

При этом большинство подходов к совершенствованию системы профессиональных и личностных компетенций специалистов сегодня в той или иной степени опираются на концепции самостоятельности и совместной деятельности с наставниками и коллегами, сопровождающими их индивидуальные маршруты. И зачастую позиция сопровождающего рассматривается как вспомогательная по ходу развития тех или иных знаний, умений, навыков (М.В. Барихина, С.В. Гриднева, А.И. Тащева). Соответственно, особую важность приобретают позиция молодого педагога, его запросы, проблемы и внутренние ресурсы, необходимые для успешной реализации деятельности по самообучению [13, С. 136-137].

Эти и ряд других факторов делают индивидуальный образовательный маршрут достаточно сложным феноменом. При этом сохраняется его значение как магистральной линии формирования компетенций молодого педагога [3, С. 92]. Отсюда следует, что успешная реализация такой траектории подразумевает её грамотное проектирование [1, С. 62]. Ключевым аспектам последнего посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. Впервые категория «проектирование» начала использоваться в технических науках. На ранних этапах существования её обычно трактовали как тесно связанную с инженерной и исследовательской деятельностью активность, напарвленную на генерацию проектов по изготовлению новых изделий, более рациональных приёмов и методов их производства [5, С. 164].

По мере проникновения в другие области человеческой деятельности рассматриваемая дефиниция стала пониматься значительно шире. Современные авторы склонны интерпретировать её как социокультурный феномен (С.М. Маркова, Б.Ф. Котенко, Б.А. Уракова). При этом проектирование рассматривается в нескольких смыслах. Перечислим их:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.