Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ'

ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / CLIP THINKING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрилин Константин Михайлович, Львова Инна Алексеевна

В статье рассматриваются основные направления изучения клипового мышления. Показано, что этот феномен становится проблемой для студентов и преподавателей в процессе обучения, так как он имеет много недостатков, препятствующих формированию необходимых дизайнеру компетенций. Авторы приходят к выводу о том, что возможности клипового мышления недостаточно используются в дизайн-образовании. Обучение дизайну состоит из двух блоков - теоретических дисциплин, дающих знания основ профессии, и практических дисциплин, приводящих студентов к выполнению проектов. Феномен клипового мышления необходимо рассматривать с положительных сторон, чтобы включить его в процесс развития творческого мышления студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF CLIP THINKING IN THE CONTEXT OF DESIGN EDUCATION

In the article viewed the basic directions of studying clip thinking. This phenomenon becomes a problem for students and teachers in the learning process, as it has many weaknesses that prevent the formation of the necessary designer skills. The author believes that the possibility of clip thinking little used in design education. Education design consists of two parts: theoretical disciplines, giving basic knowledge of the profession; practical disciplines that lead students to carry out projects. Phenomenon of clip thinking should be viewed from the positive side, to include it in the development of creative thinking of students.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ»

KASHIROKOVA, INNA E. - Deputy Director for educational work of the College of design, Institute of architecture, construction and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (i.kash@mail.ru).

УДК 378.0:7.012(470)

ЗУБРИЛИН К.М., ЛЬВОВА И.А. ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: клиповое мышление, высшее образование, творческое мышление, дизайн-образование.

В статье рассматриваются основные направления изучения клипового мышления. Показано, что этот феномен становится проблемой для студентов и преподавателей в процессе обучения, так как он имеет много недостатков, препятствующих формированию необходимых дизайнеру компетенций. Авторы приходят к выводу о том, что возможности клипового мышления недостаточно используются в дизайн-образовании. Обучение дизайну состоит из двух блоков - теоретических дисциплин, дающих знания основ профессии, и практических дисциплин, приводящих студентов к выполнению проектов. Феномен клипового мышления необходимо рассматривать с положительных сторон, чтобы включить его в процесс развития творческого мышления студентов.

ZUBRILIN, K.M., LVOVA, I.A.

PHENOMENON OF CLIP THINKING IN THE CONTEXT OF DESIGN EDUCATION

Keywords: clip thinking, higher education, creative thinking, design education.

In the article viewed the basic directions of studying clip thinking. This phenomenon becomes a problem for students and teachers in the learning process, as it has many weaknesses that prevent the formation of the necessary designer skills. The author believes that the possibility of clip thinking little used in design education. Education design consists of two parts: theoretical disciplines, giving basic knowledge of the profession; practical disciplines that lead students to carry out projects. Phenomenon of clip thinking should be viewed from the positive side, to include it in the development of creative thinking of students.

Преподавательская деятельность - это огромное поле для наблюдений. Еще лет десять-двенадцать назад авторы заметили довольно тревожные тенденции в студенческой среде: рассеивалось внимание при прослушивании больших блоков текстовой информации, резко ухудшалась устная речь обучающихся, снижалось восприятие теоретической информации, если она давалась в отрыве от иллюстраций. Поводом для иронии среди студентов становились их же ответы на экзаменах, когда фразы строились в стиле СМС-сообщений. Причем к чеховской формуле «краткость - сестра таланта» это не имело никакого отношения. Анализ подобных проявлений уже тогда заставил сделать некоторые выводы, приведшие к постепенной коррекции подачи теоретического материала.

Тенденция к проявлениям клипового мышления у студентов усиливается от года к году, что не может остаться незамеченным. Работа со студентами располагает к размышлениям о том, как это новое поколение, выросшее на компьютерном восприятии действительности, вообще можно чему-то научить. Но учить надо, и это означает, что всю работу в вузе по подготовке профессионалов многих специальностей необходимо в корне перестраивать.

Понятие клипового мышления, как феномена нашей жизни, проявляющегося в социуме, было сформулировано еще в середине 90-х годов прошлого века, но вошло в речевой обиход не так давно. У людей старшего поколения словосочетание «клиповое мышление» вызывает некоторый шок. Молодежь пожимает плечами - мол, ничего особенного, не можем же мы мыслить как вы... В любом случае имеется факт. Он отражается в жизни общества и требует внимания к себе так же, как и наличие любых других форм мышления.

В публикациях отечественных и зарубежных авторов рассматриваются взаимоотношения клипового мышления и различных видов деятельности. Известно достаточно много работ, посвященных изучению этого явления с точки зрения различных отраслей знаний.

Джереми Вольф - профессор Гарвардского университета занимается изучением зрительного внимания. Пару лет назад он читал лекции в Высшей школе экономики, высказывая свою, достаточно полемичную, точку зрения на тему, близкую, как нам кажется, к основному вопросу клипового мышления - неумению сосредотачиваться в течение длительного времени на каком-то одном занятии [2].

В работе «Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры» К.Г. Фрумкин проводит исследование взаимосвязей между восприятием и воспроизведением устного и письменного текста у носителей клипового мышления, выделяя несколько факторов его появления [7]. Т.В. Семеновских изучает социально-психологические аспекты этого явления - фрагментарность восприятия, перерождение понятийного мышления в ритмически-выстроенную смену впечатлений [4]. Она же поднимает вопросы пересмотра подачи учебного материала в вузах [5]. А.Б. Фельдман рассматривает данный феномен с точки зрения успешности учебы, определяя пути преодоления его негативных факторов в процессе подготовки профессионалов в высшей школе [6].

Однако подчеркнем, что практически все авторы отмечают, что этот вид мышления имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Нам хотелось бы рассмотреть именно положительные качества клипового мышления в соотнесении его с обучением средовому дизайну в высшей школе.

Подготовка дизайнера состоит из двух блоков. Во-первых, блок теоретических дисциплин, имеющих, если так можно выразиться, практическую направленность -материаловедение, история дизайна, история искусства, стилеобразование, цветоведение. Этот ряд достаточно обширен и труден в усвоении, потому что студентам не приходилось сталкиваться с понятийным аппаратом этих дисциплин в обычной жизни. Дисциплины второго - практического блока - проектирование, макетирование, рисунок и живопись, перспектива, компьютерное моделирование. Они также предполагают усвоение большого количества теоретических сведений.

Каким же образом студенту и преподавателю оперировать клиповым мышлением при таком потоке трудноусваиваемых знаний? Как обеспечить получение профессиональных компетенций при достаточно большом наборе отрицательных качеств клипового мышления, препятствующих процессу обучения? При этом необходимо также помнить, что процесс перехода на бакалаврскую систему обучения внес свои дополнительные трудности в подготовку профессионалов [3].

«Характерная для XXI в. система подготовки бакалавров в сфере дизайна предполагает становление ярких профессионалов в индивидуальной дизайнерской деятельности путем выполнения двух основных условий: четкое следование утвержденным образовательным программам и исключительная самостоятельная работоспособность студента. Методологически дизайн-образование базируется, в основном, на принципах компетентностного подхода, свойственных большинству современных профессиональных образовательных концепций. ... Однако в настоящее время нельзя констатировать, что переход к компетентностной методологии состоялся полностью» [1].

Нам думается, что, решая задачи подготовки дизайнеров, необходимо отодвинуть на задний план все негативное, что связано с данным понятием, и попытаться сосредоточиться на положительных сторонах клипового мышления, попробовать интегрировать его, или даже преобразовать в мышление творческое, проектное.

Попробуем выделить и кратко охарактеризовать некоторые из них.

1. Способность мгновенно переключать внимание. Это свойство клипового мышления способствует, на наш взгляд, развитию такого качества творческого мышления как необходимость оценить задачу в целом и одновременно рассмотреть ее со всех сторон, выделив взаимосвязи между ее частями. Это качество совершенно незаменимо на начальном этапе выполнения проекта, на стадии предпроектного анализа. Конечно, студента необходимо направлять в нужное русло, но, как показывает практика, небольшие подсказки преподавателя способны пробудить у обучающегося стремление к глубокому анализу.

2. Быстрый ум, умение мыслить коротко, отдельными фреймами. Вероятно, традиционный подход преподавателя к экзаменационному ответу по истории дизайна, например, предусматривает пространный экскурс в суть вопроса. Однако возможность и способность передать смысл ответа яркими и емкими фразами - не в том ли секрет образного мышления?

3. Оперирование сразу несколькими средствами восприятия, в первую очередь зрительным. При этом набор так называемого «визуального ряда» происходит гораздо быстрее. И оседает он в головах студентов достаточно прочно. Это актуально для целого ряда дисциплин, начиная с истории искусства и заканчивая цветоведением [7]. Преподавателю необходимо обеспечить загруженностью это свойство клипового мышления - т.е. подготавливать соответствующие «картинки» к лекциям, причем в гораздо большем объеме, чем раньше. При воспроизведении в проекте, например, классической стилистики в интерьере студент держит в голове множество зрительных образов и способен к генерации собственных идей на их основе.

4. Легкость ассоциирования, быстрая реакция на сходство впечатлений, причем в связках (музыка-картинка, фраза-картинка, картинка-ощущение и т.д.). Ассоциативность мышления, как владение навыком быстро и свободно переключать мыслительный процесс от движения в одну сторону к движению в обратном, или даже совсем в другом направлении, -неотъемлемое свойство творческой личности. Задачи проектирования часто связаны именно с ассоциативностью. Вызывая ассоциативный ряд, студенты достаточно легко формулируют собственное видение проекта (хотя его воплощение в овеществленном варианте, чтобы получить оценку на экзамене, - это уже совсем другая тема).

Безусловно, феномен клипового мышления таит в себе еще много интересного, требующего пристального внимания, как со стороны теоретической науки, так и практического вузовского преподавания. Нам представляется, что педагогам не стоит впадать в прострацию, сталкиваясь с этим явлением в студенческой аудитории [9]. Как любое проявление чего-то нового в нашей жизни, клиповое мышление предоставляет нам возможность пристальнее вглядеться в себя и что-то изменить.

Литература и источники

1. Галкина М.В., Ломов С.П. Проблемы содержания современного дизайн-образования. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. №4. С. 94-99. Доступно: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8944

2. Джереми Вольф о том, почему нам трудно сосредоточиться. http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/208891-jeremy-wolfe

3. Львова И.А. Проблематика бакалавриата в дизайне. // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Екатеринбург, 2015. №8 (13), Ч.2. С. 35-38. Доступно: http://national-science.ru/category/zhurnaly/

4. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» - феномен современности. http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ (дата обращения: 12.04.2016).

5. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. // Науковедение. Интернет-журнал. 2014. Вып. 5 (24), сентябрь - октябрь. // http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 12.04.2016).

6. Фельдман А.Б. Клиповое мышление // http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 13.04.2016).

7. Ломов С.П., Шин Е.Д. Цветовые композиции в дизайнобразовании (на основе корейских традиционных цветовых комбинаторик) // Современная научная мысль. 2013. №5. С.5. С.154-164.

8. Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры. // Ineternum. 2010. №1. http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury#ixzz45pWZlXAp (дата обращения: 14.04.2016).

9. См.: Карев Б.А., Широков А.П. Взаимосвязь педагогических технологий и педагогических методов в высшем профессиональном образовании // Современная научная мысль. 2013. №3. С.175-181.

ЗУБРИЛИН КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ - кандидат педагогических наук, заместитель директора Института искусств Московского педагогического государственного университета.

ЛЬВОВА ИННА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат искусствоведения, доцент кафедры средового дизайна Московского государственного областного университета.

ZUBRILIN, KONSTANTIN M. - Ph.D. in Pedagogy, Deputy Director of the Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University (splomow@mail.ru).

LVOVA, INNA A. - Ph.D. in Art, Associate Professor, Department of environmental design of Moscow State Regional University (nzfamily@mail.ru).

УДК 373.38:7.012(470)

КАШИРОКОВА И.Е., КОЖУХОВСКАЯ С.М., СОКОЛЬНИКОВА Н.М. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Ключевые слова: дизайн, дизайнерское образование, культура, дизайн-культура, дизайн-школа, технологическое образование.

В статье исследуется проблема создания инновационного типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Показано, что суть методологического принципа перестройки образования состоит в проецировании на образование образа современной проектной культуры, рассматриваемой в виде целостной системы, позволяющей готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением. Авторы доказывают, что дизайн должен стать способом развития проектного мышления в процессе обучения, отражающим проектный метод формирования окружающей человека среды. Проектность определяется ими как особый тип и особая культура мышления, которая должна воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве.

KASHIROKOVA, I.E., KOJUHOVSKAYA, S.M., SOKOLNIKOVA, N.M.

DESIGN EDUCATIONAL PRACTICE IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Keywords: design, design education, culture, design culture, design school, technological education.

In the article researched the problem of creating an innovative type of education, a new educational, pedagogical system called "design education". It is shown that the essence of the methodological principle of educational restructuring consists in projecting onto the education the image of a modern project culture, viewed as a holistic system that allows to train specialists with integrated, interdisciplinary thinking. The authors argue that design should be a way to develop project thinking in the learning process, reflecting the design method of forming a human environment. Projectivity is defined by them as a special type and a special culture of thinking that must be reproduced and developed in the educational space.

В настоящее время необходимо вести речь о переходе системы общего образования в новое качественное состояние, которое, в частности, определит миссию школы, как аккумулятора и транслятора проектной культуры (дизайна). Началом построения новой школы на принципах дизайн - практики могут послужить образовательные области «Искусство», «Технология».

Сегодня дизайн-образование определяется как непрерывный процесс и результат обучения, воспитания и развития личности, как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Дизайн-образовательная практика направлена на создание объективных условий для воспитания проектно-мыслящего человека, способного к системным преобразующим процессам во благо человека, в соответствии с вектором его нравственного и духовного развития. Основная задача - в становлении личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к саморегуляции, самоопределению, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования.

В свое время Я.А. Каменский говорил, что образование должно сделать человека «знающим все вещи, искусства и языки». В 80-е годы XX столетия образование обрело несколько иной смысл, а именно, образование должно было подготовить человека к жизни, со всеми вытекающими из этого требованиями. А подготовить человека к жизни - значит включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры, сделать его культурным, причем культурным способом (Ф. Фребель). При этом необходимо процитировать А. Кробера и К. Клакхона, которые в своем труде «Культура: обзор концепций и дефиниций» определили этимологическое понимание культуры, как процесс «культивирования», «возделывания»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.