Научная статья на тему 'Значение гуманитарных дисциплин для юридического образования'

Значение гуманитарных дисциплин для юридического образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / HUMANITIES / PHILOSOPHY OF LAW / PHILOSOPHY / CLIP-THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новикова Светлана Валерьевна, Жильцова Юлия Владимировна

Статья посвящена актуальным проблемам современного юридического образования. Снижение количества учебных часов по философии, а порой вообще исключение из программы обучения некоторых общегуманитарных предметов негативно влияют на формирование у студентов профильных вузов юридического мышления. Анализируется проблема клипового мышления, ее влияние на последующую юридическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF HUMANITIES FOR LEGAL EDUCATION

The article is focused on the important aspects of modern legal education. The cutting of teaching hours reserved for studying philosophy and sometimes complete elimination of some general humanistic disciplines from the curriculum have an adverse impact on the development of law students’ legal thinking. The authors explore the problem of clip-thinking of students and its influence on their subsequent legal career.

Текст научной работы на тему «Значение гуманитарных дисциплин для юридического образования»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новикова Светлана Валерьевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: trening-sv@yandex.ru

Жильцова Юлия Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: jfr.seminar@yandex.ru

Статья посвящена актуальным проблемам современного юридического образования. Снижение количества учебных часов по философии, а порой вообще исключение из программы обучения некоторых общегуманитарных предметов негативно влияют на формирование у студентов профильных вузов юридического мышления. Анализируется проблема клипового мышления, ее влияние на последующую юридическую деятельность.

Ключевые слова: юридическое образование, гуманитарные дисциплины, философия права, философия, клиповое мышление

THE IMPORTANCE OF HUMANITIES FOR LEGAL EDUCATION

Novikova Svetlana

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: trening-sv@yandex.ru Zhiltsova Yuliya

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: jfr.seminar@yandex.ru

The article is focused on the important aspects of modern legal education. The cutting of teaching hours reserved for studying philosophy and sometimes complete elimination of some general humanistic disciplines from the curriculum have an adverse impact on the development of law students' legal thinking. The authors explore the problem of clip-thinking of students and its influence on their subsequent legal career.

Key words: legal education, humanities, philosophy of law, philosophy, clip-thinking

Этические, гуманистические ориентиры праву задает философия права, которая опирается на морально-нравственные установки, формирующиеся в культуре. Но для восприятия и применения на практике ее идей и нравственных идеалов нужна соответствующая почва, подготовка и способность сознания к восприятию идей справедливости и законности. Чем уже круг гуманитарных дисциплин и меньше часов на их изучение, тем уже кругозор учащихся, тем более прагматичен подход к учебе и, как следствие, к профессии. За последние десять лет из учебной программы юридических вузов были исключены культурология, философская антропология, история философии. В два раза сокращены часы по философии.

Мышление студентов юридических вузов, как и прочих, становится все более и более «клиповым»1, фрагментарным и зависимым от планшетов и смартфонов. Хо-

1 «Слово „клип" отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее, к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы. По принципу

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

рошо решая тестовые задания, большинство студентов не могут справиться с теми задачами, которые требуют внимательности и самостоятельности мышления. Если задача занимает больше одного-двух абзацев по объему, часть информации просто не воспринимается или искажается. Задача оказывается непонятой и, соответственно, нерешенной, даже при допустимости нескольких верных ответов.

Можно привести следующий пример. На одном из аттестационных мероприятий по конфликтологии из группы в 26 человек только 6-7 человек правильно поняли задание. Задача была сформулирована так: «Жильцы нескольких квартир, расположенных на верхнем этаже десятиэтажного дома, решили поставить дверь, отгораживающую их общую лестничную площадку. Решение было принято единогласно: всем нравилось, что это обеспечит большую безопасность и даст возможность использовать пространство лестничной площадки для размещения каких-то вещей. Стоимость установки двери разделили поровну между всеми квартирами, собрали деньги, и дело было сделано. Однако через некоторое время замок на двери сломался. Один из жильцов пошел по квартирам собирать деньги на новый замок, но первая же из его соседок сказала, что денег она не даст: „Давайте соберемся все и выясним, кто сломал замок - пусть он и платит. А не выясним, так пусть ставят за свой счет замок те, кто загромоздил площадку своими сундуками и холодильниками. Я ничего на площадку не выставляла, мне дверь и не нужна". Как поступить в подобной ситуации? Какие варианты решения проблемы вы могли бы предложить?»1

Среди ответов на эту задачу было множество предложений, отражающих полное непонимание задачи, будто прочитанным оказалось не все условие, а только его фрагменты. Вплоть до предложения убрать неисправную дверь, не брать деньги с соседки, которая не хочет платить, поскольку она не хранит вещей на площадке (изначально имелась в виду дверь, отделяющая общий коридор от прилежащего к квартирам), или не давать ей ключа, раз ей не нужна дверь. Комментарии, думается, излишни. С позиции конфликтологии решение задачи предполагает выбор наиболее приемлемого варианта с точки зрения сохранения добрососедских отношений, в данном случае было бы разумнее сделать ключ для соседки, не усугубляя конфликтной ситуации.

Если говорить о профильных дисциплинах юридического образования, то и здесь клиповость мышления также приводит к трудностям как анализа норм права, так и восприятия текстов задач.

С одной стороны, легкий доступ к Интернету облегчает студентам задачу по нахождению необходимых нормативных актов. В то же время студенты любой вопрос предпочитают решать через поисковики; определения, содержащиеся в нормативных правовых актах, ищут через Википедию. В итоге самостоятельная работа студента становится крайне механической. Из нее постепенно вымывается

построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь ее образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов...)» (Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности // Оптимальные коммуникации (OK). URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208).

1 Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты. М., 2015. С. 8.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

творческая составляющая. Студентам становится сложно воспринимать объемные тексты нормативных актов, давать к ним самостоятельный комментарий, обращать внимание на точные формулировки норм права, искать противоречия.

Когда негде посмотреть или глобальная сеть недоступна, студенты испытывают большие трудности при поиске ответа, в то время как его нужно сгенерировать самостоятельно. Возможно, в некоторых профессиональных сферах, где нет прямого влияния на жизни и судьбы людей, клиповое сознание менее опасно или даже выступают на первый план его положительные адаптивные стороны1. Но в сфере юриспруденции клиповость сознания в аспекте полного отсутствия глубины мышления, «гетерономии»2 (И. Кант), снижения памяти и способности самостоятельно мыслить, принимать решения на основании всестороннего анализа ситуации, исключая поспешные выводы, недопустима, а в некоторых случаях может иметь непоправимые последствия. Клиповость мышления не способствует формированию навыка рассмотрения всех отраслей права в единой системе, объединенной общей идеей. Впоследствии это приведет к немалым трудностям в практической работе. Более того, в дальнейшем может пострадать и судебная деятельность, поскольку объективная оценка действий сторон производится в совокупности всех необходимых норм права, с учетом не только конкретных норм законодательства, но и главных положений теории права, истоком которых служат философия и история философии права.

На отрицательные последствия клипового мышления обратили внимание не только футурологи и философы (Э. Тоффлер, Ф. Гиренюк, М. Маклюэн, К. Фрумкин и др.), но и психологи. М. Лебедева в статье «Клиповое мышление и массовая деградация» выделяет ряд отрицательных характеристик: «Поспешность в выводах. Клиповость требует, если думать, то думать быстро. Здесь не до вдумчивости, сосредоточенности или проницательности. Языковой минимализм. Короткометражность, присущая мышлению, отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Словарный запас не пополняется, поскольку его объем напрямую зависит от количества и глубины прочитанного и осмысленного в жизни. Часто носители клипового сознания прибегают к цитированию фраз из кино и мультипликационных фильмов, афоризмов с картинок в соцсетях и тому подобное. Отрыв от реальности. Отсутствие личного опыта или его минимум; такой же минимум реального общения; присутствие сознанием в воображаемом мире (кино, картинки, видеоролики и т. п.) - все это уводит человека от реальности. Он живет в воображаемом: несуществующем, придуманном или навязанном мире. И себя поэтому он тоже не понимает. Он не может видеть своего места в реальной действительности, не может до конца понимать причины своих поступков и желаний и предвидеть их последствия. Бедность эмоций. Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, задействуя

1 Быстро находить нужную информацию, переключаться с одной темы на другую или более эффективно использовать учебное время. Так, благодаря наличию смартфонов, планшетов и ноутбуков у каждого студента в аудитории можно сэкономить время на написании таблиц или условий задачи на доске. Достаточно дать сфотографировать нужную таблицу (информацию) одному из студентов, и уже через пару минут она будет у всех, кто находится в аудитории.

2 Понятие «гетерономия мышления» употребляется в этической философии И. Канта, оно означает «склонность к чужезаконию», бездумному следованию за чужой волей.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

воображение, логику, анализ и прочее... Отсутствие способности сопереживать

и ставить себя на место другого - еще один признак клипового мышления. К тому же количество картин жесткости и насилия, ежедневно поглощаемых людьми с экранов телевизоров и компьютеров, не позволяет человеку успевать посочувствовать жертвам трагедий. Не успеет зритель увидеть одно, как тут же получает информацию о другом (возможно, более страшном горе). Снижение способности к запоминанию. Мозг утилизирует сиюмитную, устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется»1.

Задача профильных юридических вузов состоит не просто в предоставлении знаний, необходимых для профессиональной деятельности юриста, но и в формировании юридического мышления, без которого осуществление этой деятельности на качественном, высокопрофессиональном уровне невозможно. Навыки обобщения и синтеза, критического и аналитического восприятия материала: судебных решений и нормативных актов - не могут быть сформированы на основании изучения сугубо профильных дисциплин.

Единственное, что может поддержать культуру юридического мышления в современных условиях, - это сохранение гуманитарных дисциплин в юридических вузах, усиление межпредметных связей философии, профессиональной этики, конфликтологии с профильными дисциплинами, а также разработка заданий, побуждающих к чтению первоисточников, а не кратких аннотаций в соцсетях. И в особенности -сохранение часов по философии и философии права, поскольку именно философия учит глубине и гибкости мышления, а философия права наряду с профэтикой дает нравственные ориентиры для решения непростых задач морального выбора, с которыми сталкиваются выпускники-юристы.

Библиография

Лебедева М. Клиповое мышление и массовая деградация // URL: http://freefacts.ra/klipovoe-myshlenie-i-massovaya-degradaciya/#ixzz4at7T7TcL.

Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности // Оптимальные коммуникации (OK). URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208.

Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты. М., 2015.

Bibliography

Fesenko O. P., Kolesnikova S. V. Praktikum po konfliktologii, ili Uchimsya razreshat' konflikty. M., 2015.

Lebedeva M. Klipovoe myshlenie i massovaya degradaciya // URL: http://freefacts.ru/klipovoe-myshlenie-i-massovaya-degradaciya/#ixzz4at7T7TcL.

Semenovskix T. V. «Klipovoe myshlenie» - fenomen sovremennosti // Optimal'nye kommunikacii (OK). URL: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208.

1 Лебедева М. Клиповое мышление и массовая деградация // URL: http://freefacts.ru/klipovoe-myshlenie-i-massovaya-degradaciya/#ixzz4at7T7TcL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.