Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / DESIGN CULTURE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / INTERDISCIPLINARY THINKING / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / DESIGN THINKING / ЭРГОНОМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ERGONOMICALY EDUCATION / ЭРГОНОМИЧНЫЙ УЧЕБНИК / ERGONOMIC TUTORIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Сергей Евгеньевич, Кожуховская Светлана Махтиевна, Каширокова Инна Евгеньевна

В статье исследована проблема проектирования современной инновационной дизайн-школы, основанной на методологии дизайна, выступающей аккумулятором и транслятором проектной культуры. Показано, что основная цель деятельности дизайн-школы состоит в развитии у обучающихся проектно-образного мышления, системного восприятия окружающего мира, способности творческого преобразования действительности. Обоснован вывод о том, что для достижения данной цели необходимо решить задачу создания нового эргономичного учебника, способного значительно повысить количество и качество воспринимаемого учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Сергей Евгеньевич, Кожуховская Светлана Махтиевна, Каширокова Инна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN CULTURE OF DESIGN-EDUCATIONAL PRACTICE

In the article researched the problem of designing a modern innovative design school based on the methodology of design, acting as the accumulator and translator of the project culture. It is shown that the main goal of the design school activity is the development of project-shaped thinking in the students, the system perception of the surrounding world, the ability to create creative transformation of reality. It is substantiated the conclusion that in order to achieve this goal it is necessary to solve the problem of creating a new ergonomic textbook that can significantly increase the quantity and quality of the perceived teaching material.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

3. Первина Л.И. Формирование модели специалиста в контексте методологических проблем дизайн-образования на опыте ведущих вузов России// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2015. №2.

4. Сидоренко В.Ф., Устинов А.Г. К характеристике МВХПУ как школы промышленного искусства // Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Московская школа дизайна. М., 1991. С.7-11.

5. Ломов С.П. Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве// Межвузовский сборник научно-методических трудов, посвященный 70-летию художественно-графического факультета МИГУ. М.: «Прометей», 2012. С.123.

КОЖУХОВСКАЯ СВЕТЛАНА МАХТИЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и прикладного искусства Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

КАШИРОКОВА ИННА ЕВГЕНЬЕВНА - заместитель директора колледжа дизайна Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

БАРЦИЦ РАУФ ЧИНЧОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Московского государственного областного педагогического университета.

KOJUHOVSKAYA, SVETLANA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design and decorative and applied arts, Institute of architecture, building and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (svkog@yandex.ru).

KASHIROKOVA, INNA E. - Deputy Director for educational work of the College of design, Institute of architecture, construction and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (i.kash@mail.ru). BARZIZ, RAUF Ch. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design, Moscow State Regional Pedagogical University (r.barziz@mail.ru).

УДК УДК 378.0:7.012(470)

ИГНАТЬЕВ С.Е., КОЖУХОВСКАЯ С.М., КАШИРОКОВА И.Е. ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Ключевые слова: дизайн-образование, проектная культура, междисциплинарное мышление, проектное мышление, эргономизация образования, эргономичный учебник.

В статье исследована проблема проектирования современной инновационной дизайн-школы, основанной на методологии дизайна, выступающей аккумулятором и транслятором проектной культуры. Показано, что основная цель деятельности дизайн-школы состоит в развитии у обучающихся проектно-образного мышления, системного восприятия окружающего мира, способности творческого преобразования действительности. Обоснован вывод о том, что для достижения данной цели необходимо решить задачу создания нового эргономичного учебника, способного значительно повысить количество и качество воспринимаемого учебного материала.

IGNATYEV, S.E., KOJUHOVSKAYA, S.M., KASHIROKOVA, I.E. DESIGN CULTURE OF DESIGN-EDUCATIONAL PRACTICE

Keywords: design education, design culture, interdisciplinary thinking, design thinking, ergonomicaly education, ergonomic tutorial.

In the article researched the problem of designing a modern innovative design school based on the methodology of design, acting as the accumulator and translator of the project culture. It is shown that the main goal of the design school activity is the development of project-shaped thinking in the students, the system perception of the surrounding world, the ability to create creative transformation of reality. It is substantiated the conclusion that in order to achieve this goal it is necessary to solve the problem of creating a new ergonomic textbook that can significantly increase the quantity and quality of the perceived teaching material.

Сегодня система образования, по утверждению В.В. Путина, является стратегическим ресурсом страны. Поэтому складывающаяся в России новая модель общества и экономики требует содержательной модернизации образовательной системы. Особое внимание в такой ситуации следует уделить положению дел в общеобразовательной школе, существенно изменив принципиальные подходы к структуре, формам и методам обучения, к организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня очевиден тот факт, что навыки непрерывного образования, которое обеспечивает переход к осознанному выбору последующей

профессиональной деятельности, к реальной самостоятельной жизни, формируются со школьной скамьи. От подготовленности, целевых установок школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

В такой ситуации основную задачу системы школьного образования необходимо определить как обеспечение становления личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к самоопределению, саморегуляции, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования.

Тогда суть методологического принципа перестройки образования состоит в том, чтобы спроецировать на образование образ современной проектной культуры и рассматривать ее как целостную систему, как поиск методов, позволяющих готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением. Это с необходимостью актуализирует значение дизайна, как способа развития проектного мышления в процессе обучения, отражающего проектный метод формирования окружающей человека среды [4, с.369]. Проектность в данном случае определяется как особый тип и особая культура мышления, которые должны воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве. Потребность в развитии проектной культуры ведет к необходимости создания нового инновационного типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Это означает, что дизайн проникает и в сферу образования, как принцип ее организации, как принцип формирования нового мировоззрения, что, в свою очередь, требует поиска новых теоретических идей, методологических подходов к процессу построения нового образовательного пространства [1, с.9-14]. В такой ситуации необходимо вести речь о переходе системы общего образования в новое качественное состояние, влекущее за собой новое самоопределение школы, как аккумулятора и транслятора проектной культуры.

Если принять за основу такие подходы, то перспективный тип школы - это дизайн-школа. Основная цель деятельности дизайн-школы - развитие и воспитание у обучающихся, в контексте ценностных установок культуры и практики, проектно-образного мышления, системного восприятия окружающего мира, творческого преобразования действительности для нужд человека, осознанного вхождения в коммуникативные поля различных предметных областей социальной практики. Отсюда следует, что новое образование должно сформировать пространство свободной творческой коммуникации, объемлющей все сферы деятельности. При этом сама коммуникация в процессе творческого преобразования человеком мира неизбежно обретет проектный характер.

Проектность - архетипическая черта человеческого сознания и бытия, она пронизывает все без исключения сферы его деятельности. Поэтому проектность определяется как особый тип и особая культура мышления, которые должны воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве. Резюмируя принципы построения дизайн-школы, необходимо определить модель выпускника как человека системного, междисциплинарного, проектно-ориентированного мышления, находящегося в гармонии с природой, нацеленного на творческое применение любой информации в будущей профессиональной деятельности, способного ценить, охранять и преумножать культуру прошлого и настоящего, умеющего ставить цели, прогнозировать последствия, обладающего навыками самооценки и саморазвития. Такой «портрет» выпускника дизайн-школы создает множество новых проблем, начиная с перестройки образовательного пространства и заканчивая готовностью учителя к освоению новых принципов обучения, к разработке новых содержания обучения, учебников и учебных пособий, к построению учебных программ.

В настоящее время накоплен богатый зарубежный опыт дизайн-школы. Примерами тому могут служить школы Великобритании, Японии, Германии, Италии, где необходимость включения дизайна в общекультурные сферы признана не только специалистами, но и государственными институтами. В конце 70-х годов Королевский колледж искусств выступил с поисковой программой «Дизайн в системе общего образования».

Принципиальные выводы, сделанные в результате исследования, состоят в том, что важнейшей ипостасью проектности является Дизайн, образующий ядро формообразования во всех областях духовно-материальной деятельности. В результате, определились пути преобразования общеобразовательной школы, основанные на внедрении в нее проектной культуры, позволяющей осуществить межпредметный синтез и устранить разрыв между естественно-научным, гуманитарным, художественным и ремесленным дисциплинарными циклами.

Практика создания системы дизайн-образования в нашей стране, в части преобразования общеобразовательной школы в соответствии с идеологией проектной культуры (Дизайна), имела место в 70-е годы. Но хорошо начавшись, она долго не просуществовала. Оказалось, что ни один вуз в нашей стране не готовил преподавателей в области дизайна. Не имелось опыта преподавания, формирования содержания обучения, принципов построения нового образовательного пространства, создания учебной и методической литературы [3, с.23]. В начале 2000-х годов авторами статьи была разработана дидактическая модель подготовки дизайнера-педагога для общеобразовательной школы в рамках специальности «Профессиональное обучение. Дизайн».

Сегодня динамика развития окружающей среды актуализирует следующую, по важности, задачу, которая сводится к созданию качественной учебной литературы, позволяющей осуществлять кардинальное повышение производительности труда учащихся при одновременном улучшении уровня и качества получаемых знаний. Причем время, затрачиваемое на учебу, должно использоваться эффективно и экономно. Это важно еще и потому, что в настоящее время, в свете глобальных трансформаций человеческой жизни, обнаружилась тенденция к стремительному и повсеместному усложнению всех аспектов профессиональной деятельности, в силу чего возникла потребность в овладении большим объемом разноплановых знаний.

Проще говоря, необходимы новые технологии образования, которые позволяют значительно увеличивать скорость восприятия, понимания и глубокого усвоения огромных массивов знаний, необходимых человеку сегодня. В контексте такой позиции, на наш взгляд, задача создания учебников, учебных пособий, различных дидактических комплексов, которые соответствуют решению современных учебных задач, еще более актуализируется. Сегодня, по мнению В. Паронджанова, современное текстовое строение учебников ущербно в принципе, поскольку не позволяет задействовать резервы человеческого мозга [2, с.9-18]. Основным критерием решения задачи повышения эффективности образования являются процессы информатизации и эргономизации образования. Наряду с информатизацией, современное общество требует иного - качественно нового уровня знаний и образования, которое может быть достигнуто путем эргономизации.

Эргономика образования - наука о том, как облегчить и улучшить учебную деятельность. Эргономизация образования должна повысить производительность умственного труда пользователя, что достигается путем создания информации наглядной, доходчивой и качественной. Информация с такими качествами позволяет минимизировать умственные затраты на процессы познания, понимания и решения задач. Согласно исследованиям В. Паронджанова, чем выше эргономическое качество печатного материала или электронного учебника, тем меньше интеллектуальных усилий обучающийся затрачивает на восприятие и понимание информации, тем быстрее усваивает он новые порции сложного учебного материала, тем больше учебно-познавательной работы человек выполняет в единицу времени [2]. Это означает, что для улучшения понимаемости учебной информации, что особенно важно для общеобразовательной школы, необходимо изменить форму ее представления с помощью оптимального (эргономичного) сочетания словесного текста, формул и чертежей. Текстовый материал не позволяет задействовать огромные резервы производительности человеческого мозга, связанные с его способностью к скоростной обработке больших массивов информации. Человеческий мозг ориентирован на

визуальное восприятие, а значит, человек получает информацию быстрее при рассмотрении графических образов, и это особенно важно для междисциплинарных подходов к обучению.

В такой ситуации наступило время для серьезной разработки теории и практики применения графического языка с целью эргономизации учебного процесса. В качестве первого шага можно ввести понятие эргономичного учебника - учебника, который строится на основе набора эргономических правил-рекомендаций. Это позволит сделать форму представления знаний предельно ясной, наглядной, доходчивой и качественной. Количество изображений должно возрасти, так как человек воспринимает изображения значительно быстрее, чем текст. Информация с такими качествами позволяет минимизировать умственные затраты на процессы познания, понимания и решения задач. Необходимо заметить, что подобные формы представления об учебнике существуют много лет.

Обратимся к истории. В XVII веке Ян Амос Коменский обосновал роль и значение учебника, как массового учебного средства, и создал первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», который являлся образцом для создателей учебников в течение нескольких столетий. Иоганн Генрих Песталоцци подчеркивал: «...я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Коменский и Песталоцци возвели принцип наглядности на высокий пьедестал. Коменский стремился найти способ «быстро обучать всех всему». Он с негодованием писал, что школы превратились в места мучений, а занятия - в крестные муки. Выступая против подобной практики, Я.А. Коменский считал, что учеба должна быть легким и приятным делом и мечтал найти способ легкого усвоения умом всех известных искусств и наук. Он полагал, что такой способ сделает людей мудрыми и будет содействовать наступлению золотого века человечества. Рене Декарт также считал, что человек должен познать все, что он может познать, без лишней траты умственных сил. Выражения Коменского и Декарта: «легкое усвоение умом всех известных знаний», «без лишней траты умственных сил» - есть артикуляция эргономичного подхода к проблеме, которая ведет к максимальной производительности труда учащихся.

В настоящее время в образовании процесс визуализации учебного материала выражается в реализации принципа наглядности, который определяется как иллюстрация к текстовому материалу. При этом не происходит построения визуальных образов, несущих большой массив информации, решающей учебные задачи. В такой ситуации наступило время для серьезной разработки теории и практики применения графического языка в целях эргономизации учебного процесса.

Литература и источники

1. Сидоренко В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина (по следам поисковой программы Королевского колледжа искусств) // Дизайн в общеобразовательной школе/ Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. М., 1994.

2. Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России. 1997. №2. С.9-18.

3. Павловская Е.Э., Постникова Е.П. Дизайн-образование: в поисках стратегии развития. Уральская государственная архитектурно-художественная академия// Вестник ОГУ. 2007. №76 / октябрь. С.23.

4. Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. Модели дизайн-образования: зарубежный опыт// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №4-2. С.124.

ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета. КОЖУХОВСКАЯ СВЕТЛАНА МАХТИЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, кафедра дизайна и прикладного искусства Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

КАШИРОКОВА ИННА ЕВГЕНЬЕВНА - заместитель директора колледжа дизайна Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University(ignatyev@mail.ru).

KOJUHOVSKAYA, SVETLANA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design and decorative and applied arts, Institute of architecture, building and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (svkog@yandex.ru).

KASHIROKOVA, INNA E. - Deputy Director for educational work of the College of design, Institute of architecture, construction and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (i.kash@mail.ru).

УДК 378.0:7.012(470)

ЗУБРИЛИН К.М., ЛЬВОВА И.А. ФЕНОМЕН КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: клиповое мышление, высшее образование, творческое мышление, дизайн-образование.

В статье рассматриваются основные направления изучения клипового мышления. Показано, что этот феномен становится проблемой для студентов и преподавателей в процессе обучения, так как он имеет много недостатков, препятствующих формированию необходимых дизайнеру компетенций. Авторы приходят к выводу о том, что возможности клипового мышления недостаточно используются в дизайн-образовании. Обучение дизайну состоит из двух блоков - теоретических дисциплин, дающих знания основ профессии, и практических дисциплин, приводящих студентов к выполнению проектов. Феномен клипового мышления необходимо рассматривать с положительных сторон, чтобы включить его в процесс развития творческого мышления студентов.

ZUBRILIN, K.M., LVOVA, I.A.

PHENOMENON OF CLIP THINKING IN THE CONTEXT OF DESIGN EDUCATION

Keywords: clip thinking, higher education, creative thinking, design education.

In the article viewed the basic directions of studying clip thinking. This phenomenon becomes a problem for students and teachers in the learning process, as it has many weaknesses that prevent the formation of the necessary designer skills. The author believes that the possibility of clip thinking little used in design education. Education design consists of two parts: theoretical disciplines, giving basic knowledge of the profession; practical disciplines that lead students to carry out projects. Phenomenon of clip thinking should be viewed from the positive side, to include it in the development of creative thinking of students.

Преподавательская деятельность - это огромное поле для наблюдений. Еще лет десять-двенадцать назад авторы заметили довольно тревожные тенденции в студенческой среде: рассеивалось внимание при прослушивании больших блоков текстовой информации, резко ухудшалась устная речь обучающихся, снижалось восприятие теоретической информации, если она давалась в отрыве от иллюстраций. Поводом для иронии среди студентов становились их же ответы на экзаменах, когда фразы строились в стиле СМС-сообщений. Причем к чеховской формуле «краткость - сестра таланта» это не имело никакого отношения. Анализ подобных проявлений уже тогда заставил сделать некоторые выводы, приведшие к постепенной коррекции подачи теоретического материала.

Тенденция к проявлениям клипового мышления у студентов усиливается от года к году, что не может остаться незамеченным. Работа со студентами располагает к размышлениям о том, как это новое поколение, выросшее на компьютерном восприятии действительности, вообще можно чему-то научить. Но учить надо, и это означает, что всю работу в вузе по подготовке профессионалов многих специальностей необходимо в корне перестраивать.

Понятие клипового мышления, как феномена нашей жизни, проявляющегося в социуме, было сформулировано еще в середине 90-х годов прошлого века, но вошло в речевой обиход не так давно. У людей старшего поколения словосочетание «клиповое мышление» вызывает некоторый шок. Молодежь пожимает плечами - мол, ничего особенного, не можем же мы мыслить как вы... В любом случае имеется факт. Он отражается в жизни общества и требует внимания к себе так же, как и наличие любых других форм мышления.

В публикациях отечественных и зарубежных авторов рассматриваются взаимоотношения клипового мышления и различных видов деятельности. Известно достаточно много работ, посвященных изучению этого явления с точки зрения различных отраслей знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.