Научная статья на тему 'ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / DESIGN / ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИЗАЙН-КУЛЬТУРА / DESIGN CULTURE / ДИЗАЙН-ШКОЛА / DESIGN SCHOOL / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожуховская Светлана Махтиевна, Сокольникова Наталия Михайловна, Каширокова Инна Евгеньевна

В статье исследуется проблема создания инновационного типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Показано, что суть методологического принципа перестройки образования состоит в проецировании на образование образа современной проектной культуры, рассматриваемой в виде целостной системы, позволяющей готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением. Авторы доказывают, что дизайн должен стать способом развития проектного мышления в процессе обучения, отражающим проектный метод формирования окружающей человека среды. Проектность определяется ими как особый тип и особая культура мышления, которая должна воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN EDUCATIONAL PRACTICE IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

In the article researched the problem of creating an innovative type of education, a new educational, pedagogical system called "design education". It is shown that the essence of the methodological principle of educational restructuring consists in projecting onto the education the image of a modern project culture, viewed as a holistic system that allows to train specialists with integrated, interdisciplinary thinking. The authors argue that design should be a way to develop project thinking in the learning process, reflecting the design method of forming a human environment. Projectivity is defined by them as a special type and a special culture of thinking that must be reproduced and developed in the educational space.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

LVOVA, INNA A. - Ph.D. in Art, Associate Professor, Department of environmental design of Moscow State Regional University (nzfamily@mail.ru).

УДК 373.38:7.012(470)

КАШИРОКОВА И.Е., КОЖУХОВСКАЯ С.М., СОКОЛЬНИКОВА Н.М. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Ключевые слова: дизайн, дизайнерское образование, культура, дизайн-культура, дизайн-школа, технологическое образование.

В статье исследуется проблема создания инновационного типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Показано, что суть методологического принципа перестройки образования состоит в проецировании на образование образа современной проектной культуры, рассматриваемой в виде целостной системы, позволяющей готовить специалистов, обладающих интегрирующим, междисциплинарным мышлением. Авторы доказывают, что дизайн должен стать способом развития проектного мышления в процессе обучения, отражающим проектный метод формирования окружающей человека среды. Проектность определяется ими как особый тип и особая культура мышления, которая должна воспроизводиться и развиваться в образовательном пространстве.

KASHIROKOVA, I.E., KOJUHOVSKAYA, S.M., SOKOLNIKOVA, N.M.

DESIGN EDUCATIONAL PRACTICE IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Keywords: design, design education, culture, design culture, design school, technological education.

In the article researched the problem of creating an innovative type of education, a new educational, pedagogical system called "design education". It is shown that the essence of the methodological principle of educational restructuring consists in projecting onto the education the image of a modern project culture, viewed as a holistic system that allows to train specialists with integrated, interdisciplinary thinking. The authors argue that design should be a way to develop project thinking in the learning process, reflecting the design method of forming a human environment. Projectivity is defined by them as a special type and a special culture of thinking that must be reproduced and developed in the educational space.

В настоящее время необходимо вести речь о переходе системы общего образования в новое качественное состояние, которое, в частности, определит миссию школы, как аккумулятора и транслятора проектной культуры (дизайна). Началом построения новой школы на принципах дизайн - практики могут послужить образовательные области «Искусство», «Технология».

Сегодня дизайн-образование определяется как непрерывный процесс и результат обучения, воспитания и развития личности, как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Дизайн-образовательная практика направлена на создание объективных условий для воспитания проектно-мыслящего человека, способного к системным преобразующим процессам во благо человека, в соответствии с вектором его нравственного и духовного развития. Основная задача - в становлении личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, к саморегуляции, самоопределению, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования.

В свое время Я.А. Каменский говорил, что образование должно сделать человека «знающим все вещи, искусства и языки». В 80-е годы XX столетия образование обрело несколько иной смысл, а именно, образование должно было подготовить человека к жизни, со всеми вытекающими из этого требованиями. А подготовить человека к жизни - значит включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры, сделать его культурным, причем культурным способом (Ф. Фребель). При этом необходимо процитировать А. Кробера и К. Клакхона, которые в своем труде «Культура: обзор концепций и дефиниций» определили этимологическое понимание культуры, как процесс «культивирования», «возделывания»

человека, создания для него твердых условий, обеспечивающих его развитие в культуре, что, по большому счету, совпадает с основной идеей образования. В.М. Розин в статье «От традиционной парадигмы образования - к новой» утверждает, что образование должно создать условия для развития просто человека - и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности.

В 80-е годы было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы». Из данного постановления следовало, что необходимо оснастить школу современными техническими средствами обучения, дабы обрести некоторые знания и опыт в решении проблем взаимодействия человека со сложными машинами с помощью дизайнерских подходов. Однако в реалиях общеобразовательной школы эти цели не нашли своего воплощения.

Следующий шаг по направлению к погружению в культурное пространство был продиктован постановлением июньского пленума ЦК КПСС, в котором отмечалось: «где как не в школе человек может получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Здесь также возникли перспективы участия дизайна в эстетическом воспитании. Предполагалось, что необходимо создать некую интегративную форму в виде технико-эстетического творчества, то есть сформировать первые шаги в направлении дизайна. При этом было понятно, что включение дизайна в процесс и структуру образования и воспитания должен быть широким и не должен ограничиваться несколькими уроками или курсом, его элементы должны последовательно и планомерно проникать в систему новой школы. К сожалению, данная инициатива также не имела успеха в школьных кругах по многим причинам, к которым, прежде всего, можно отнести отсутствие педагогов, способных реализовать дизайнерские принципы в обучении, отсутствие учебных пособий и учебников, условий реализации дизайн-образовательной практики.

Наступившее время, в котором лидирующим методом построения жизненного пространства является проектная культура (дизайн), требует формирования иного -инновационного образования, ориентирующего весь процесс обучения к проективной детерминации будущего, в основе чего лежит творчество. В такой ситуации необходимо перенести смысловую задачу существования человека с познания существующего мира на его целенаправленное преобразование, на реализацию природной сущности человека творить. Тогда на любом уровне деятельности создается возможность находить множество вариантов решения поставленной задачи. Это уже меняет поведение человека. Появляется право выбора, возможность проявления своих нравственных позиций.

Сегодня для нас стало очевидным, что модернизация и инновационное развитие -единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. В такой ситуации главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, что, в свою очередь, предполагает создание современной школьной инфраструктуры с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной средой, способствующей умственному, физическому и творческому развитию школьников. Облик школ должен значительно измениться. Из этого следует - каждая школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью.

Суть методологического принципа перестройки образования, по утверждению В.Ф. Сидоренко, состоит в том, чтобы спроецировать на образование образ проектной культуры, и

рассматривать культуру не как «фактор», учитываемый наряду с другими факторами в учебных программах, а как целостную моделирующую систему. В такой ситуации поиск механизмов и методов решения предложенных задач приведет к дизайну, как функциональной дисциплине, к проектно-детерминированному принципу построения образовательного пространства - гуманистичного, личностно ориентированного по своей сути, способствующего развитию интегрирующего, междисциплинарного мышления.

В этом ряду необходимо вести речь о переходе системы общего образования в новое качественное состояние, ведущее за собой новое самоопределение школы как аккумулятора и транслятора проектной культуры.

В работах В.Ф. Сидоренко, С.М. Кожуховской разработаны концептуальные основы построения новой школы - дизайн-школы, предложены основные направления построения школы нового типа, в которой образовательное пространство будет одновременно воспитывающим и обучающим. Предложена модель выпускника общеобразовательной школы, в соответствии с которой выпускник школы - это человек нового мышления, находящийся в гармонии с природой, способный творчески применить любую информацию в будущей профессиональной деятельности, умеющий ценить, охранять и приумножать культуру прошлого и настоящего, умеющий ставить цели, прогнозировать последствия, способный к самооценке и саморазвитию.

Это означает, что необходимо разработать новую структуру обучения, программы, учебники, принципы построения самого образовательного пространства, что, в свою очередь, приведет к воспитанию иного нового стиля мышления, мышления, которое носит проектный характер, способствующего наиболее полной адаптации выпускника школы к современным условиям существовании.

При этом необходимо отметить, что путь к дизайну, как образовательной дисциплине, принципу организации образовательного пространства школы лежит через осознание каждым преподавателем и каждым учащимся природы самого предмета, универсальности и интегративности его характера. Решение таких серьезных задач сталкивается, в первую очередь, с проблемой подготовки педагогов в области дизайна для общеобразовательной школы и дошкольных образовательных учреждений. От того, насколько успешно она будет решена, зависит успешное решение предлагаемой задачи. Другая проблема заключается в технологии внедрения дизайн-образовательной практики в школу.

В настоящее время, с введением ФГОС для всех уровней общеобразовательной школы, определились требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы. Интегративным результатом реализации указанных требований должно стать:

- создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

-комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы, в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

- работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

-участия обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы общего образования;

- проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

-использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

В результате обучения должны сформироваться эстетические потребности, ценностные ощущения пространства, способы решения проблем творческого и поискового характера. Это достигается через овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, формирование потребности в использовании современных средств и методов сбора и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

В такой ситуации решению поставленных задач будет способствовать эффективная организация предметных областей «Искусство» (Изобразительное искусство) и «Технология». Образовательная область «Технология» пришла на смену трудовому обучению. В соответствие с ФГОС, освоение предметной области «Технология», предполагает следующие результаты:

-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

-овладение знанием о мире профессий и осознание важности правильного выбора профессии;

-усвоение первоначальных представлений о материальной культуре, как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

-приобретение навыков самообслуживания;

-овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных дизайнерских и конструкторских, технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

То есть, в рамках предметных областей «Искусство» и «Технология» для ребенка складываются условия для созидательного творчества, которое может быть выражено в проектировании и изготовлении игрушек, различных вещей для себя и для других, в процессе чего дети познают радость творчества, приобретают опыт созидательной деятельности. Педагогический эффект от такого предметного творчества - развитие художественных, технических и интегративных дизайнерских способностей.

В этой ситуации невозможно переоценить роль учителя, воспитателя, владеющего дизайнерскими методами познания, принципами формирования окружающей среды.

Вопрос о необходимости реализации дизайн принципов в рамках технологической подготовки учащихся достаточно давно обсуждается учеными, педагогами и практиками. В процессе обсуждения определилась главная ценностная ориентация дизайнерского подхода к образованию, которая направлена на воспитание проектного мышления, трансляцию учащимся методов дизайн-проектирования, независимо от их способностей и наклонностей.

На наш взгляд, сейчас назрела необходимость внедрения дизайн-образовательной практики в рамках технологической подготовки школьников, начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами. Такой путь предполагает реализацию идей дизайна по всей вертикали образования, так как способствует решению важнейшей проблемы подготовки школьников, как носителей проектной культуры. Уже в общеобразовательной школе нужно готовить создателей предметной среды (в широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания. В то же время, в большинстве образовательных учреждений по-прежнему приоритет отдается изучению социальных и гуманитарных областей знаний, без учета того, что жизнедеятельность человека проходит преимущественно в технологической среде.

Безусловно, предлагаемый подход к реализации дизайн-образовательной практики в рамках технологической подготовки учащихся требует существенного переосмысления

теории и методики технологического образования в целом. В педагогических исследованиях еще недостаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам дизайн-проектирования, как вида мыслительной деятельности, синтезирующего знания основ наук, техники, производства и искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение, как основа творческой, проектно-художественной подготовки учащихся.

Эта проблема на сегодняшний день, на наш взгляд, напрямую связана и с отсутствием в школах, подготовленных, с позиций дизайн-образования, учителей технологии. Тех, кто, собственно, и должен транслировать дизайнерские методы и принципы построения окружающей предметной среды, развивать у обучающихся проектно-ориентированное мышление.

Будущий специалист - учитель технологии должен обладать:

- проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли;

- понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию;

- чувствовать тенденции развития современной художественной культуры;

- ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн-производства, материаловедения, тектоники организации формы.

К сожалению, в действующем Государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров технологического образования отсутствует предметная область «Дизайн», а значит говорить о какой-либо серьезной дизайнерской подготовке будущих учителей технологии преждевременно.

Необходимость целостного осмысления непрерывного дизайн-образования, как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придает особую актуальность разработке дизайнерского подхода в технологической подготовке учащихся и студентов.

Литература и источники

1. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М., 1992. 60 с.

2. Ломов С.П., Шин Е.Д. Цветовые композиции в дизайнобразовании (на основе корейских традиционных цветовых комбинаторик) // Современная научная мысль. 2013. №5. С.5. С.154-164.

3. Климов В.П., Климова Г.П. Цели и социально-культурные версии дизайн-образования // Ценности и социальные технологии демократического общества XXI века. Екатеринбург, 2000.

4. Кожуховская С.М. Дизайн в средней школе. Структура образовательного пространства // Теория и практика профессионального образования. Педагогический поиск. Сб. научных трудов. Вып. 4. - Екатеринбург, 2005. С.62-67.

5. Муллакаева И.Р. Значение национального декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей // Современная научная мысль. 2013. №2. С.189-200.

Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 2013. 210 с.

6. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Техническая эстетика. М., 1989. №1. С.1-3.

7. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент // Труды ВНИИТЭ. М., 1986. С.82-99.

КОЖУХОВСКАЯ СВЕТЛАНА МАХТИЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна и прикладного искусства Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

СОКОЛЬНИКОВА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.

КАШИРОКОВА ИННА ЕВГЕНЬЕВНА - заместитель директора колледжа дизайна Института архитектуры, строительства и дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета.

KOJUHOVSKAYA, SVETLANA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design and decorative and applied arts, Institute of architecture, building and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (svkog@yandex.ru).

KASHIROKOVA, INNA E. - Deputy Director for educational work of the College of design, Institute of architecture, construction and design, Kabardino-Balkarian State University after named H.M. Berbekov (i.kash@mail.ru). SOKOLNIKOVA, NATALIA M. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University( (nat.m.s@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.