УДК 378:147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ИНФОГРАФИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
К. С. Лебедева
старший преподаватель [email protected]
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия
Аннотация. Рассмотрены возможности использования приемов инфографики при изучении педагогических дисциплин в вузе. Наряду с этим автором раскрывается понятие «клиповое мышление», особенности проявления данного вида мышления у обучающихся, его достоинства и недостатки; обосновывается необходимость применения новых подходов в работе со студентами, обладающими «клиповым» мышлением. В качестве нетрадиционного подхода и способа переработки новой информации обучающимся с «клиповым мышлением» предложена инфографи-ка. Описаны ход проведения занятий по педагогике с использованием приемов ин-фографики и результаты проведенной работы.
Ключевые слова: инфографика, клиповое мышление, студенты, преподавание педагогических дисциплин, обучающиеся.
USING INFOGRAPHICS TECHNIQUES IN TEACHING PEDAGOGICAL DISCIPLINES AT A UNIVERSITY
K. S.Lebedeva
Senior Lecturer [email protected]
Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia
Abstract. This article discusses the possibilities of using infographic techniques in the study of pedagogical disciplines at a university. Along with this, the author reveals the concept of "clip thinking", the peculiarities of its manifestation in students, the advantages and disadvantages of "clip" thinking; the necessity of applying new approaches in working with students with this type of thinking is substantiated. As an unconventional approach and a way of processing new information by students with "clip thinking" in-fographics are offered. The researcher describes the course of teaching classes using infographic techniques and the results of the work done. This article is of interest to teachers of higher education, teachers of secondary schools, students.
Keywords: infographics, clip thinking, students, teaching pedagogical disciplines, students.
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
37
Одной из особенностей современной молодежи, проявляющейся при обучении в вузе, становится наличие у значительной ее части «клипового мышления». Само понятие, так же как и явление, возникло относительно недавно, и было связано, по мнению К. Г. Фрумкина, с возрастанием объема информации и скорости ее получения; с увеличением количества необходимых для выполнения человеком дел (при этом дела должны осуществляться одновременно); а также с наличием и распространением диалогичности на разных уровнях развития общества [11]. Следствием этого стало то, что произошла переориентация восприятия мира человеком - информация стала восприниматься через «короткий, яркий посыл, воплощенный в виде видеоклипа или теленовости» [10].
Применительно к российской действительности данное понятие использовал Ф. И. Гиренок, противопоставив понятийное мышление клиповому: «происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным» [4], при котором на первый план выходит осознание информации посредством «картинок», которые могут ежеминутно меняться. Недостатками «клипового мышления» являются отсутствие длительной концентрации внимания на одном предмете, снижение аналитических способностей, сужение смыслового поля и контекста изучаемой информации [1, 2].
Вместе с тем у такого вида мышления есть и свои достоинства: способность к многозадачности (одномоментно могут выполняться несколько разнообразных дел) [12]. Хотя, бесспорно, при таком подходе может утрачиваться осознанность восприятия.
Таким образом, клиповое мышление - «это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [8].
С учетом вышеизложенного становится понятным, что для студентов, обладающих таким видом мышления, необходим иной подход к их образовательной деятельности.
38
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
В качестве возможного решения этой проблемы рядом авторов [3, 5, 7, 9] предлагаются использование мультимедиа, структурирование информации в формате клипов, создание тематических фильмов с примерами и экспериментами. Однако не всегда на практике можно воспользоваться предложенными рекомендациями. В таких случаях приемлемым средством становится использование приемов инфографики.
В психолого-педагогической литературе существует большое количество определений данного понятия. Остановимся на некоторых из них.
Так, А. А. Заславским инфографика определяется как графическая декомпозиция свойств объекта, предмета, процесса, явлений и связей между ними [5].
В. В. Лаптев рассматривает ее с точки зрения использования в дизайне как «область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [6, с. 184]. Им же определены основные признаки, которые отличают инфографику от обычной иллюстрации или научно-технического изображения. К ним он относит схематичность, условность и эстетичность. Схематичность характеризуется тем, что при составлении образов в инфографике отбрасываются детали, которые могут отвлекать внимание или же являются несущественными в конкретном случае. Условность заключается в том, что автор при создании изображений избирает свои символы, которые впоследствии расшифровываются окружающими. Таким образом, вначале происходит кодирование информации, а потом - декодирование. И, наконец, третьим признаком является эстетичность, проявляющаяся не только в привлекательности созданного, но и в ряде других аспектов. Среди них В. В. Лаптев выделяет понятную информационную иерархию, функциональность, детализированное построение изображения [6].
А. А. Сергеева рассматривает инфографику в качестве графического изображения, отображающего логику понятия, процесса, явления и сопровождающегося текстом. В своем исследовании она подчеркивает, что использование этого образовательного средства в контексте изучения педагогики способствует развитию самостоятельной творческой деятельности обучающихся в вузе. Согласно позиции ав-
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
39
тора, применение инфографики «позволяет выявить структуру, взаимосвязь понятий, пояснить компонентный состав того или иного педагогического явления» [9, с. 185].
Однако, несмотря на интерес со стороны исследователей, инфо-графика в образовательном процессе встречается не так часто.
Так, если говорить о месте инфографики в преподавании педагогических дисциплин, то обычно она ограничивается употреблением ее в качестве иллюстративного материала к лекциям. Однако есть и другие способы использования этого средства.
Как уже было сказано, главным недостатком клипового мышления является отсутствие осознанности воспринимаемого. Особенно это проявляется при изучении теоретического материала педагогических дисциплин. Рассмотрим это на примере изучения темы «Общие принципы педагогики». Как и любая фундаментальная наука, педагогика начинается с исследования теоретических понятий, которые сложно связать с практической составляющей и понять значимость их изучения. В связи с этим большинство студентов испытывают трудности и в лучшем случае заучивают непонятные для них термины. В дальнейшем при обсуждении они не могут ответить, зачем так необходимы эти обязательные разделы в педагогике. Такую же тенденцию наблюдаем при изучении тем «Основные противоречия образовательного процесса», «Закономерности педагогического процесса». В основном запоминаются названия принципов, противоречий и закономерностей, но объяснений этих понятий обучающиеся дать не могут.
Использование инфографики делает процесс усвоения этих трудных теоретических тем гораздо легче. Так, на первом этапе студентам предлагается воспользоваться их записями, вне зависимости от того, где они сделаны (так как некоторые могут пользоваться электронными ресурсами), и выделить ключевые понятия темы. Далее каждое из понятий предлагается изобразить графически на листе бумаги, не подписывая раскрываемые понятия. Здесь важно объяснить обучающимся, что нужно изобразить это так, чтобы другой человек смог понять, что изображено на рисунке, основываясь на той информации,
40
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
которая дана автором. В качестве подсказки на рисунке могут использоваться дополнительные слова-подсказки, стрелки и т. д.
Таким образом, происходит условное кодирование информации, что является одним из признаков инфографики, о котором говорилось ранее. Такой вид работы позволяет студентам стать самим субъектами своего образования, когда они сами пытаются выступить в качестве «творца».
Первые пробы не всегда оказываются удачными, многие из студентов не сразу понимают, что им нужно сделать. Однако в любом случае практически все включаются в процесс, так как обучающимся интересен сам ход создания рисунка, отход от обычного шаблона занятия. В этот момент уже не преподаватель старается что-то объяснить, показать, а сам студент пытается истолковать рисунком изучаемое понятие. Как показала практика, это сложно, но возможно.
Следующим этапом становится презентация рисунка, когда все рисунки сданы и показаны всем. Здесь возможно несколько вариантов презентации полученной инфографики.
Первый вариант заключается в том, что преподаватель показывает студентам по очереди все рисунки без озвучивания автора. Остальные должны догадаться и озвучить то понятие, которое представлено. Обязательным элементом является аргументация своего мнения всех участников обсуждения.
Второй вариант: автор инфографики сам представляет работу с объяснением изображенного и обоснованием, почему он изобразил именно так.
И, наконец, возможен еще один вариант при недостаточности времени для устного обсуждения: все листы передаются «по кругу», и каждый из обучающихся подписывает название изображенного понятия. В конце происходит обсуждение. Недостатком последнего варианта является, во-первых, то, что не каждый может свободно высказаться и, во-вторых, неравномерность выполнения задания. Кто-то может выполнить быстрее и ждать другого. Вместе с тем «плюсом» становится то, что студент работает самостоятельно и полагается исключительно на свое мнение, в то время как при устном высказывании возможны давление со стороны других или же проявление конформизма.
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
41
Таким образом, совместное участие студентов в работе с использованием вышеназванных приемов инфографики позволяет следующее:
1. Повысить интерес к изучаемой теме на данный момент и к дисциплине в целом.
2. Повторить и закрепить основные понятия (так как в ходе работы обучающиеся постоянно обращаются к материалам лекции или практического занятия).
3. Развивать аналитические способности, умения критически осмысливать информацию и делать собственные выводы.
4. Расширять умения определять и высказывать свою точку зрения.
5. Раскрывать творческие способности обучающихся.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод об эффективности данных приемов в работе со студентами, и, как следствие, о перспективности исследований в области применения инфографи-ки не только в педагогических дисциплинах, но и в других предметных областях.
Список литературы
1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок. Текст: непосредственный // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. Москва: Изд-во Ин-та психологии Рос. акад. наук, 2009. Т. 5. С. 110-112.
2. Брыксин, В. Г. Клиповое мышление / В. Г. Брыксин. URL: http:// virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/. Текст: электронный.
3. Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж. Е. Ермолаева, И. Н. Герасимова, О. В. Лапухова. Текст: электронный // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. № 11. С. 26-30. URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
4. Гиренок, Ф. И. Антропологические конфигурации философии / Ф. И. Гиренок. Текст: непосредственный // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. Москва: Изд-во Ин-та философии Рос. акад. наук, 2002. С. 415-420.
42
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
5. Заславский, А. А. Эффективные приемы использования инфографики как средства индивидуализации обучения / А. А. Заславский. Текст: непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. Москва: Изд-во Моск. город. пед. ун-та, 2014. № 3. С. 94-98.
6. Лаптев, В. В. Инфографика: основные понятия и определения / В. В. Лаптев. Текст: непосредственный // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 4 (184). С. 180-187.
7. Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализация / К. В. Нефедье-ва. Текст: непосредственный // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 197. С. 89-93.
8. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских. Текст: электронный // Науковедение: электронный журнал. 2014. Вып. 5 (24). URL: http:// naukovedenie.ru.
9. Сергеева, А. А. Использование инфографики в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе / А. А. Сергеева. Текст: непосредственный // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 2. С. 184-186.
10. Фельдман, А. Б. Клиповое мышление / А. Б. Фельдман. URL: http://ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm. Текст: электронный.
11. Фрумкин, К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К. Г. Фрумкин. Текст: электронный // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9. URL: http://www.topos.ru/article/7371.
12. Rosen, Larry D. Me, My Space, and I Parenting the Net Generation / Larry D. Rosen. Palgrave Macmillan, 2007. P. 11-13. Text: print.
ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)
43