Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ'

ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

958
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / КЛИП / SYSTEMS THINKING / CLIP THINKING / PRESCHOOL CHILDREN / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREVENTION / CLIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минатуллаева Н. М., Кольцова И. В.

Описан новый тип мышления у современных детей дошкольного возраста, который ученые характеризуют как клиповое мышление, в основе своей поверхностное, фрагментарное, обладающее алогичностью, нарушением причинно-следственных связей. Подобран диагностический инструментарий, который позволит комплексно изучить особенности проявления клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста. Выделены критерии, разработаны уровни клипового мышления старших дошкольников. Обоснована необходимость ранней диагностики и профилактики проявлений клипового мышления у детей дошкольного возраста. Проанализирована необходимость и возможность формирования системного мышления в дошкольном возрасте как альтернативы клиповому мышлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE MANIFESTATIONS OF CLIP THINKING IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN: THEORETICAL JUSTIFICATION

In connection with the development and spread of information and communication technologies and electronic means of communication, a new type of thinking is being formed in modern preschool children. This type of thinking is characterized by scientists as a clip, which is basically superficial, fragmentary, has an illogic, violation of cause-and-effect relationships. The authors selected diagnostic tools that will allow us to comprehensively study the features of clip thinking in older preschool children. Based on the selected criteria, the levels of clip thinking of older preschoolers were developed. The authors substantiate the psychological and pedagogical prevention of clip thinking in preschool children. The necessity and possibility of forming system thinking in preschool age as an alternative to clip thinking are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ»

УДК 159.955

ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Н. М. Минатуллаева

магистрант minatullaeva. 97@mail.ru

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

И. В. Кольцова

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии

и социальной работы

ку^ег-1979@mail.ru

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

Аннотация. Описан новый тип мышления у современных детей дошкольного возраста, который ученые характеризуют как клиповое мышление, в основе своей поверхностное, фрагментарное, обладающее алогичностью, нарушением причинно-следственных связей. Подобран диагностический инструментарий, который позволит комплексно изучить особенности проявления клипового мышления у детей старшего дошкольного возраста. Выделены критерии, разработаны уровни клипового мышления старших дошкольников. Обоснована необходимость ранней диагностики и профилактики проявлений клипового мышления у детей дошкольного возраста. Проанализирована необходимость и возможность формирования системного мышления в дошкольном возрасте как альтернативы клиповому мышлению.

Ключевые слова: системное мышление, клиповое мышление, дети дошкольного возраста, психолого-педагогическая профилактика, клип.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

59

DIAGNOSTICS OF THE MANIFESTATIONS OF CLIP THINKING IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN: THEORETICAL JUSTIFICATION

N. M. Minatullaeva

master's student minatullaeva.97@mail.ru Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

I. V. Koltsova

Candidate of Psychological Sciences

Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology and Social Work

kycher-1979@mail. ru Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

Abstract. In connection with the development and spread of information and communication technologies and electronic means of communication, a new type of thinking is being formed in modern preschool children. This type of thinking is characterized by scientists as a clip, which is basically superficial, fragmentary, has an illogic, violation of cause-and-effect relationships. The authors selected diagnostic tools that will allow us to comprehensively study the features of clip thinking in older preschool children. Based on the selected criteria, the levels of clip thinking of older preschoolers were developed. The authors substantiate the psychological and pedagogical prevention of clip thinking in preschool children. The necessity and possibility of forming system thinking in preschool age as an alternative to clip thinking are analyzed.

Keywords: systems thinking, clip thinking, preschool children, psychological and pedagogical prevention, clip.

Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования, но только при наличии у него устойчивого познавательного интереса и достаточного уровня развития интеллектуальных навыков и умений.

Современные дети воспринимают и обрабатывают информацию иначе: произошел переход от одной модели мышления - линейной к другой - сетевой, построенной на визуальных образах [22]. Память становится кратковременной и поверхностной. Больше не нужно запоминать различные данные, достаточно знать «путь к ним». Мыш-

60

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

ление становится клиповым. Мозг способен обрабатывать информацию лишь небольшими порциями [2].

Понятие «клип» впервые ввел футуролог Э. Тоффлер. Он рассматривал данный феномен как принципиально новое явление когнитивной сферы, которое является одной из составляющих общей культуры восприятия и обработки информации, воздействующей на человека [17]. В России впервые термин «клип-мышление» употребил Ф. И. Гиренок. Он считал, что понятийное мышление современных детей перестало играть важную роль в современном мире, линейное, бинарное мышление заменяется нелинейным (клиповым) мышлением [4].

При клиповом мышлении информация поступает фрагментарно, бессвязно, не складывается в логическую цепочку, не формирует единую картину мира. Информация крайне поверхностна и не позволяет проводить глубокий анализ и делать выводы. Из-за информационной перегрузки объем оперативной памяти увеличивается, а объем долговременной памяти значительно уменьшается. Все это влияет как на отдельного человека, так и на состояние общества в целом. Люди теряют способность глубоко мыслить, понимать чувства (свои и чужие), анализировать информацию, находить связи в фактах, выделять важные вещи, делать выводы и т. д. [10].

Единственное определение данного феномена, которое отражено в работах Т. В. Семеновских, акцентирует специфику процессов отражения. Клиповое мышление - это мышление с высоким весом перцепции. На основании наблюдений психологов и педагогов можно сделать вывод о том, что большую роль в клиповом мышлении играет восприятие [15].

Таким образом, мы рассматриваем клиповое мышление как когнитивный процесс, охватывающий постоянно поступающую информацию и быстро меняющиеся факты, образы и реалии действительности. Деятельность в рамках клипового мышления основана на получении и обработке большого количества разнообразной, неравномерной информации и решении задач разного плана и с разными временными затратами.

Феномен «клиповости» в полной мере еще не получил доказательной интерпретации. Исследования этого феномена ведутся в основном эмпирическим путем. В то же время возникает необходимость

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

61

научного описания трансформаций мыслительных процессов в человеческой деятельности и поиска путей решения этой проблемы [13, с. 64].

Информационная среда оказывает наибольшее влияние на детей дошкольного и младшего школьного возраста с их пластичным мозгом в период, когда они только познают культуру и формируют свое мировоззрение.

Изменение паттернов мышления происходит с раннего возраста. По результатам международного проекта EU Kids Online, в Европе 80-90 % детей в возрасте 3-6 лет пользуются Интернетом [7]. Каждый второй ребенок в возрасте трех лет пользуется смартфоном или планшетом. Около 50 % детей в возрасте 2-6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях. Самыми популярными ресурсами для детей до 7 лет являются AppStore, Google Play, YouTube. В России картина идентична: Интернет и устройства стремительно завоевывают маленьких детей. В настоящее время 80 % детей в возрасте 4-6 лет пользуются Интернетом [3]. Исследование 2013 г. показало, что в России активными пользователями Интернета являются дети в возрасте 8-9 лет. По ряду показателей 2017 г. Россия опережает европейские страны: треть детей проводят в Интернете 8 часов в день и часто выходят в этом плане из-под родительского контроля [8].

Ученые разных стран утверждают, что у детей произошли серьезные когнитивные изменения. Хотя телевидение, Интернет и видеоигры привели к росту визуального интеллекта, они наносят ущерб вниманию, восприятию, индуктивному анализу, критическому мышлению, воображению и рефлексии [22].

Таким образом, носители этого типа восприятия окружающего мира потребляют не рациональные логические построения, а отдельные запоминающиеся фрагменты.

Такой механизм мышления позволяет перерабатывать больший объем воспринимаемых сведений, однако он не дает возможности критически отнестись к получаемой информации, и в процессе познания у ребенка проявляется следующим образом:

• неумение анализировать, отсутствие четкой логики, неумение выделять главное и устанавливать логические связи;

• преобладание кратковременной памяти при отсутствующей либо слабо выраженной долговременной памяти;

62

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

• развитие кратковременной «механической» памяти, из которой полученная информация быстро забывается, «стирается»;

• ослабление роли логико-рационального восприятия информации;

• отсутствие интереса в изучении нового, непонимание того, о чем идет речь;

• быстрая утомляемость в процессе обучения.

Таким образом, мы можем говорить о нарастающей проблеме развития клипового мышления у детей 6-7 лет, которое отличается высокой скоростью восприятия образов, лишено акцентов на деталях. Мир обладателя клипового мышления - это не целостность, а череда практически не связанных между собой событий.

Феномен современности - «клиповое мышление» описывается с позиции компенсации негативных проявлений «клипового мышления» у дошкольников [20]; влияния гаждетов на психическое развитие дошкольников [10, 11, 18]; особенностей обучения дошкольников с клиповым мышлением [12]; особенностей психологической готовности детей цифрового поколения к обучению [16]; с позиции компенсации влияния современной информационной среды на психическое развитие дошкольников [1]. Однако, особенности формирования клипового мышления у детей дошкольного возраста, а также наиболее эффективные направления профилактики его развития исследованы недостаточно.

При попытке выявить структуру клипового мышления исследователи феномена акцентируют внимание на различных содержательных элементах: когнитивном стиле [14, 15], скорости переключения с одного смыслового фрагмента на другой [19], образности и эмоциональности [21], параллельной обработке нескольких информационных сюжетов и др. Подавляющее большинство авторов предлагают описательные характеристики клипового мышления, отдавая предпочтение преимущественно качественному анализу и не обращаясь к диагностическим методам. Исключение составляют попытки использования экспериментальных методов, например, моделирование ситуации учебной деятельности в студенческой выборке [14], попытки выявления восприятия студентами инструкций и описания образов [6], формирования у них впечатления с помощью различных методов (клиповых или символических) предоставления информации [9]. Не-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

63

смотря на большое количество исследований, проблема диагностики особенностей клипового мышления у детей дошкольного возраста не нашла своего отражения в работах современных исследователей. Основной трудностью диагностики клипового мышления является проблема соотнесения теоретически выявленных признаков и диагностических средств.

Проанализировав научные исследования, посвященные клиповому мышлению, с учетом возрастных особенностей развития познавательных процессов в дошкольном возрасте, мы определили критерии, которые могут стать основой диагностики клиповости мышления у детей дошкольного возраста (таблица).

Диагностический инструментарий исследования клипового мышления детей дошкольного возраста

Критерии клипового мышления Диагностический инструментарий

Кратковременная память «Запомни рисунки» (Р. С. Немов); «Запомни цифры» (Л. Ф. Тихомирова); «Образная память» (Э. Крис, модификация Н. Я. Семаго)

Скорость обработки информации Методика Пьерона-Рузера; Тест Поппельрейтера; Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Скорость принятия решения Тест креативности Э. Торренса; Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Переключаемость с одного вида деятельности на другой «Проставь значки» (Р. С. Немов); Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); «Логические задачи» (А. З. Зак); Тест «Логические закономерности» (У. Липпман)

Эмоциональный интеллект Проективная методика «Три желания»; Методика «Что - почему - как»; Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций»

Целостность восприятия предметов и явлений с учетом их связи между собой Тест креативности Э. Торренса; Тестовая методика «Круги» Э. Вартега; «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

64

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей мы выделили уровни клипового мышления детей старшего дошкольного возраста:

• высокий уровень: развита кратковременная память; рассеянность или расстройство внимания; высокая скорость переключения с одного вида деятельности на другой; высокая степень непроизвольного запоминания информации; низкий уровень способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек; быстрое принятие решения; слабая эмоциональная ориентация на себя или на других людей; отсутствие способности решать сложные задачи как в процессе обучения, так и в повседневной жизни;

• средний уровень: средний уровень развития кратковременной памяти; слабо развита концентрация и распределение внимания; плохая переключаемость внимания; недостаточно развита способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.; недостаточная степень развития эмоциональной ориентации на себя или на других людей;

• низкий уровень: хорошо развита долговременная память; концентрация и распределение внимания зависят от внутреннего состояния и прошлого опыта; способность видеть относительность логической системы и избегать противоречий; слабо развита переключае-мость внимания; высокая степень развития эмоциональной ориентации на себя или на других людей; высокое развитие произвольной памяти при организации учебной, игровой и трудовой деятельности.

Подавляющее большинство педагогов и исследователей в сфере данной проблематики говорят о необходимости профилактики клипового мышления (В. О. Богданова, С. А. Жукова, Н. Ю. Комирная, Н. В. Лик, Д. Н. Монахов, Р. В. Сальный, О. Н. Смищенко). Однако есть и противоположные точки зрения. Например, Т. В. Семеновских предлагает кардинальным образом изменить образовательную систему, подстроив ее под новые особенности мышления «электронной личности». По мнению исследователя, следует пересмотреть содержание учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей детей необходимо будет структурировать информацию в виде клипов, модифицировать формат изложения: создать яркие, четкие и нагляд-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

65

ные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками, которые станут приоритетными.

По нашему убеждению, важно организовать психолого-педагогическую профилактику развития клипового мышления в дошкольном возрасте.

Цель профилактики заключается в формировании способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию длинных логических цепочек, и связана данная цель с дальнейшим развитием познания ребенком мира, формированием у него умственных действий и овладением им языком.

На наш взгляд, весь педагогический процесс в дошкольной образовательной организации должен строиться с учетом следующих приемов, направленных на психолого-педагогическую профилактику развития клипового мышления у детей:

1. Изучение объекта с разных сторон, а также практическая реализация логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий, так как при клиповом мышлении информация не задерживается в сознании и быстро заменяется новой.

2. Повторное изучение объекта в разных контекстах; системный подход с изучением объекта в иной связи. Данный прием связан с тем, что большинство детей, поступая в первый класс, не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут усвоить затронутые темы.

3. Подбор специального дидактического материала с целью формирования способности у дошкольников анализировать информацию.

4. Переключающие внимание приемы в процессе непосредственной образовательной деятельности, организованной воспитателем в дошкольной образовательной организации.

5. Приведение практических примеров, направленных на актуализацию темы, на повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий период времени.

6. Чтение и закрепление прочитанного (например, обсуждение, набросок сюжета), помогающие развитию способности у дошкольников анализировать, устанавливать связи между явлениями, как следствие, способствующие концентрации внимания на долгое время (по-

66

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

скольку будущие первоклассники не могут долго концентрироваться на определенном объекте).

7. Развитие мотивации к познавательной деятельности у дошкольников, зависящее от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

8. Применение переключающих внимание приемов в процессе занятия с целью профилактики информационной перегрузки у дошкольников.

9. Свободное творчество и возможность экспериментировать, позволяющие ребенку выявить взаимосвязи между предметами, сравнивать и обобщать, видеть будущий результат, способствующие развитию умения, изменяя условия, получать более совершенный результат.

10. Метод технологии «Теория решения изобретательских задач», помогающий ребенку раскрыть целостность предмета (явления) и получить полную информацию об исследуемом объекте, позволяющий заглянуть в историю появления предмета, разложить его по деталям и даже представить будущее. Данный метод помогает рассмотреть мир в системе как совокупность связанных определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Одним из решений этой проблемы является развитие системного мышления как своего рода противовеса клиповому мышлению и, таким образом, достижение баланса между двумя способами перцептивно-когнитивной деятельности, которые в современной литературе называются клиповым мышлением и системным мышлением [4]. Развитие последнего помогает ребенку лучше понимать устройство окружающей среды, а также «воспитывает» более правильное отношение к ней. Обладая системным мышлением, он научится грамотно ставить цели, искать эффективные пути и методы их достижения. Причем данную работу необходимо начинать с дошкольного детства, а также с обучения и воспитания в семье.

В результате профилактической работы ребенок сможет глубоко усваивать информацию, подключая воображение, внимание; у него повысится уровень аналитических способностей, т. е. он научится находить зависимости между различными объектами и явлениями окружающего мира, предвидеть последствия поступков; у него улучшится способность полно и логично передавать смысл своих мыслей;

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

67

он сможет концентрировать, распределять свое внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; ему будет доступна высокая степень эмоциональной ориентации на себя или на других людей.

В заключение отметим, что для комплексной диагностики клипового мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать структурность (компоненты) данного феномена.

Список литературы

1. Архиева, М. Х. Влияние современной информационной среды на психическое развитие дошкольников / М. Х. Архиева, Е. Ф. Сердю-кова. Текст: непосредственный // Наука и молодежь: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и аспирантов, 29-30 нояб., 2018 г. / отв. ред. М. Р. Нахаев; Чечен. гос. ун-т. Грозный, 2018. С. 602-606.

2. Баяндина, Н. Дети в Интернете: взвесим вред и пользу / Н. Ба-яндина. URL: https://multiurok.ru/blog/dieti-v-intiernietie-vzviesim-vried-i-pol-zu.html. Текст: электронный.

3. В России 80 % детей в возрасте 4-6 лет пользуются Интернетом. URL: https://woman.rambler.ru/children/36189079/?. Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гиренок, Ф. И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека) / Ф. И. Гиренок. Москва: Лабиринт, 1995. 65 с. Текст: непосредственный.

5. Горобец, Т. Н. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти / Т. Н. Горобец, В. В. Ковалев. Текст: непосредственный // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 94-100.

6. Грановская, Р. М. Люди с клиповым мышлением элитой не станут / Р. М. Грановская. URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/ 1382125.html. Текст: электронный.

7. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова [и др.]. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf. Текст: электронный.

8. Игнатова, Е. Е. Психологические проблемы понимания текста современными школьниками / Е. Е. Игнатова. URL: http://www.msu.ru/ projects/amv/doc/171/v/4/h7_1_7_1_nim 1 _vg16.pdf. Текст: электронный.

68

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

9. Исаева, А. Н. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) / А. Н. Исаева, С. А. Малахова. Текст: непосредственный // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 177-191.

10. Кисличко, Т. Р. Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста / Т. Р. Кисличко, А. Е. Пекуш. Текст: непосредственный // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. 2019. № 6 (17). С. 41-46.

11. Короткова, А. Л. Влияние гаджетов на развитие личности и психическое здоровье детей дошкольного возраста / А. Л. Коротко-ва, К. Н. Хабибуллина. Текст: непосредственный // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы Ежегодной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ», 2 дек., 2016 г., Казань / под ред. Н. М. Прусс, А. Н. Грязнова; Ун-т управления «ТИСБИ». Казань, 2016. С. 186-190.

12. Ломбина, Т. Н. Особенности обучения детей с клиповым мышлением / Т. Н. Ломбина, О. В. Юрченко. Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика: Психологические науки. 2018. № 1. С. 45-50.

13. Макарьева, Т. А. Феномен «клипового мышления» у младших школьников / Т. А. Макарьева, Л. Д. Филиогло. Текст: непосредственный // Поволжский вестник науки. 2020. № 1 (15). С. 63-68.

14. Микляева, А. В. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов / А. В. Микля-ева, С. А. Безгодова. Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 223-227.

15. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских. Текст: непосредственный // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24). С. 134-135.

16. Сорокоумова, Е. А. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению / Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова. Тескт: непосредственный // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 238-257.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

69

17. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. Москва: АСТ, 2002. 557 с. Текст: непосредственный.

18. Филиппова, В. Э. Влияние современных гаджетов на уровень психического развития у дошкольников / В. Э. Филиппова. Текст: непосредственный // Наука и инновации - современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, 17 мая, 2019 г., Москва / отв. ред. Д. Р. Хисматуллин. Москва: Инфинити, 2019. Т. 1. С. 73-77.

19. Фрумкин, К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К. Г. Фрумкин. Текст: непосредственный // INETERNUM. 2010. № 1. Т. 1. С. 26-36

20. Хомченко, Н. Б. Педагогические возможности решения проблемы компенсации негативных проявлений «клипового мышления» у дошкольников / Н. Б. Хомченко. Текст: непосредственный // Педагогика: материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, 14-19 апр., 2019 г. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2019. С.101-102.

21. Чиркова, Т. И. Проблема преодоления клипового сознания молодежи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата / Т. И. Чиркова. Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 6. С. 45-61.

22. Greenfield, P. M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned / P. M. Greenfield. Text: electronic // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. P. 69-71. URL: https://doi.org/10.1126/scien-ce.1167190.

70

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.