Научная статья на тему 'Изменение подходов к обучению в условиях развития клипового мышления'

Изменение подходов к обучению в условиях развития клипового мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ФАКТОРЫ / МЕТОДИКИ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CLIP CULTURE / CONCEPTUAL THINKING / MODERN MAN / FACTORS / METHODS / STUDENTS / TEACHERS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царевская Ольга Александровна, Юдалевич Наталья Владимировна

В данной статье проанализированы современные исследования в области образования в условиях клипового типа мышления. Сопоставлены два типа мышления понятийное и клиповое, выявлены причины необходимости изменения подходов к обучению людей, обладающих новым типом мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing approaches to learning in the development of clip thinking

This article analyses the current research in the field of education in clip thinking. A comparison between the two types of thinking conceptual and clip thinking, the reasons for the necessity of changing the approaches to training of people with new type of thinking.

Текст научной работы на тему «Изменение подходов к обучению в условиях развития клипового мышления»

УДК 378.147

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ

© Царевская О. А., Юдалевич Н. В., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье проанализированы современные исследования в области образования в условиях клипового типа мышления. Сопоставлены два типа мышления — понятийное и клиповое, выявлены причины необходимости изменения подходов к обучению людей, обладающих новым типом мышления.

Ключевые слова: клиповое мышление, понятийное мышление, современный человек, факторы, методики, студенты, преподаватели, эффективность

Клиповое мышление, как феномен современного общества, появился сравнительно недавно и поэтому до конца еще не понят, а следовательно, активно изучается учеными и педагогами по всему миру. Его появление обусловлено тем, что люди каждый день пропускают через себя огромный поток информации, который мозг просто не способен обработать в том темпе, который требуется человеку.

По этой причине человеку приходится просеивать поток информации и выделять интересующие его моменты. Появление множества блогов, коротких постов, большого количества аудио и видео контента приводит поверхностному восприятию, а также рассеянности и плохой концентрации человека. Несмотря на это, обществу, ориентированному на получение новых знаний, требуются квалифицированные специалисты, заинтересованные в своей сфере, способные разбираться в вопросах области достаточно хорошо для выполнения поставленных задач. Специалисты сходится во мнении, что современные студенты и школьники по способу мышления абсолютно противоположны предыдущим поколениям. Часто встречающееся непринятие педагогами феномена клипового мышления не позволяет адаптировать образовательный процесс и сделать его наиболее эффективным. Они придерживаются мнения, что тип мышления может измениться в зависимости от метода подачи информации. Учить современных студентов стало сложнее, ведь по данным специалистов, количество индивидов, имеющих клиповое мышление, составляет 70 % от общего числа обучающихся.

Понятие «клиповое мышление», а точнее «Clip culture», появилось еще в начале двадцатого века, будучи введенным американским социологом и футурологом Элвином Тофлером в своей книге «Третья волна» и означающим фрагментарно -мозаичный характер представления о мире, а также поверхностное знание [1,2].

Зарождение данного феномена предсказал философ Макюлен М. еще во времена отсутствия каких-либо гаджетов и Интернета. Он писал: «...общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное

общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры» [3].

Клиповое мышление — восприятие человеком абсолютно несвязных между собой, быстро сменяющихся образов, представленных без какого-либо контекста. Данное мышление отличается от мышления понятийного, присущего предыдущим поколениям, где используются понятия и логические конструкции.

Культуролог Фрумкин К. Г. выделил несколько ключевых факторов, поспособствовавших возникновению клипового мышления у современных молодых людей.

К первому фактору можно отнести увеличение объемов поступающей информации из-за ускорения темпа жизни. Это привело к тому, что человек частично утратил способность к глубокой концентрации, стал фильтровать поступающую информацию и уделять внимание сокращенным, сжатым текстам.

Ко второму фактору относится необходимость в потреблении самой актуальной информации по причине большого объёма и скорости ее поступления. Человек мгновенно выделяет актуальную для него информацию, не углубляясь в подробности и зачастую не дочитывая (не досматривая) ее до конца. Это значительно сокращает время на обобщение поступившей информации, и это ценно, учитывая ее объем.

Третий фактор — огромное разнообразие информации. Сейчас можно найти тексты, блоги, посты если не на любую тему, то на многие из них.

Четвертым фактором является увеличение количества действий, которые индивид может совершать одновременно. Человек, скользя по информации не прерывается на размышления, тем самым не задействует нужную цепь нейронов, которая в свою очередь обрабатывает все последовательно, по одной задаче за раз. В результате чего атрофируется долговременная память. Поэтому, по мнению Фрумкина К. Г.,

вместо «дела» и «занятия» появилось понятие «проект». Большое количество различных по содержанию проектов заставляет человека использовать различные информационные потоки в большом количестве.

Последним, пятым фактором является рост «диалогичности» на уровнях системы социальной среды. По мнению Фрумкина К. Г, обычный текст является монологом автора, когда реплики разбивают его на отдельные фрагменты [4, 5].

Среди недостатков современного мышления можно выделить следующие: небольшой объём внимания и памяти, быстрая утомляемость, неспособность уделять внимание одному делу в течение продолжительного времени, плохой анализ информации, отсутствие четкой логики, языковой минимализм, бедность эмоций, плохое вычленение и установление логических связей, при повышенной сложности материала быстрая потеря интереса, а также плохая усидчивость [6].

К плюсам современного типа мышления можно отнести: скорость реакции, способность к защите от перегруза информацией, способность к многозадачности и желание обладать разнообразной информацией [7].

Из вышесказанного следует, что методы обучения, созданные для людей с понятийным мышлением, или «людей книг», бессмысленны для учеников и студентов с клиповым мышлением, или «людей экрана». Современный выпускник средних образовательных учреждений, как правило, плохо подготовлен к решению задач, связанных с оперированием письменной информацией, не владеют навыками качественного прочтения текстов и их интерпретации, а также устной и письменной репрезентации прочитанного. В вузе же, наблюдается конфликт между когнитивным стилем усвоения информации и традиционной, понятийной, в основном лекционной, подачей информации [4].

Как было указано выше, преподаватели в основном придерживаются «старых» методик обучения, что на сегодняшний день является неэффективным. Так что встает вопрос о том, как передать имеющуюся информацию с помощью современных технологий для обучения студентов с клиповым типом мышления.

Прежде всего стоит строить методики, исходя из положительных и отрицательных сторон данного мышления. Решением этой проблемы могут стать, например, новые методики обучения, такие как:

• Тренинги для тренировки внимания, мышления, памяти, а также восприятия, а также использование обучающих видеороликов.

• Составление ментальных карт. Эта методика позволяет структурировать и систематизировать имеющуюся информацию для решения проблем или простого конспектирования. После мозгового штурма создается сама карта, где посередине пишется главное понятие, от него на ветвях рисуются связанные с темой понятия, взятые из

списка, после мозгового штурма. Далее идут ветви, на которых пишутся понятия, раскрывающие смысл предыдущих и так далее. Ментальная карта помогает эффективно запомнить информацию и как можно легче ее воспроизвести. На сегодняшний день существует множество приложений, помогающих «клиповому» человеку в составлении ментальных карт, а следовательно, развитию элементов понятийного мышления и способностей выстраивать логические связи [8].

• Геймификация. Данная методика проявляется в применении различных методов создания игр для неигровых областей, например, бизнес-игры, обучение и социальные проекты, для большей вовлеченности участников в процесс. Введя игры в обучение, можно сделать так, что для ученика работа над заданием станет не просто чем-то скучным, а например, уровнем, который надо пройти и получить доступ к новому квесту. Применение квестов в образовании, позволяет не просто зазубривать материал, а пытаться разгадать загадку и докопаться до истины. Это способствует несомненному повышению уровня знаний за счет вовлеченности учащихся [9]. Смотря на существующие минусы, именно геймификация возвращает интерес к образованию и помогает в достижении результатов. В результате она мотивирует заниматься ученика в свободное от учебы время, способствует формированию адекватного отношения к тому, что совершать ошибки в процессе обучения — это естественно, использует современные технологии, делает процесс обучения веселым и увлекательным как для учеников, так и для преподавателей, а также делает сам процесс более эффективным [10,11].

В заключение следует отметить, что до сих пор многие школы и вузы пользуются традиционными моделями обучения, что мешает применению современных технологий. Однако, постепенно образование станет более приспособленным к новому типу мышления. Это неизбежно. Нужно не бояться применять новые методики в обучении такие как интерактив, взаимодействие с мультимедийными средствами, использование визуального формата материала вместе с традиционным обучением. Все это должно способствовать лучшим результатам в образовательном процессе современного поколения, обладающего клиповым мышлением. ■

1. Клиповая культура. [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0 %B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D 0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1 %80°/<ТО%В0 (Дата обращения: 01.04.2020)

2. Клиповое мышление (2014) документальный фильм. [Электронный ресурс] URL:https://ai-news.ru/2017/04/klipovoe_myshlenie_2014_dokumentalnyj_ film.html (Дата обращения: 01.04.2020)

№ 2 • 2020

Бизнес-образование в экономике знаний

3. Макюлен M. .Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего

4. Землинская Т. Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-vuzovskogo-obucheniya-v-kontekste-klipovogo-myshleniya-sovremennogo-studenta (Дата обращения: 03.04.2020)

5. Ломбина Т. Н.., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem (Дата обращения: 03.04.2020)

6. Полевой С. А., Павлова В. В. Особенности обучения студентов с клиповым мышлением [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-studentov-s-klipovym-myshleniem (Дата обращения: 03.04.2020)

7. Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — [Электронный ресурс] URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (Дата обращения: 03.04.2020)

8. Яковлева С. С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза.[Электронный ресурс] URL:https://sciencefomm.ru/2019/article/2018015651 (Дата обращения: 03.04.2020)

9. Геймификация. [Электронный ресурс] URL :https://www. calltouch.ru/glo ssary/geymifikatsiya/ (Дата обращения: 03.04.2020)

10. Галимов М. Геймификация в обучении: что, как и зачем. [Электронный ресурс] URL:http://freepublicity.ru/gejmifikacziya-v-obuchenii-chto-kak-i-zachem/ (Дата обращения: 03.04.2020)

11. Мазелис А. Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 3 (21). - С. 139-142. [Электронный ресурс] URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20304445 (Дата обращения: 03.04.2020)

12. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Галимов М. Геймификация в обучении: что, как и зачем. [Электронный ресурс]

URL: http://freepublicity.ru/gej mifikacziya-v-obuchenii-chto-kak-i-zachem/ (Дата обращения: 03.04.2020)

Геймификация. [Электронный ресурс] URL: https://www. calltouch. ru/glossary/geymifikatsiya / (Дата обращения: 03.04.2020)

Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.

Землинская Т. Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента. [Электронный ресурс]

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-

vuzovskogo-obucheniya-v-kontekste-klipovogo-myshleniya-sovremennogo-studenta (Дата обращения: 03.04.2020)

Клиповая культура. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9A%D0%B B%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1 %82%D1%83%D1%80%D0%B0 (Дата обращения: 01.04.2020)

Клиповое мышление (2014) документальный фильм. [Электронный ресурс] URL:https://ai-news.ru/2017/04/klipovoe_myshlenie_2014_dokument alnyj_film.html (Дата обращения: 01.04.2020)

Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (Дата обращения: 03.04.2020)

Ломбина Т. Н.., Юрченко О. В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением [Электронный ресурс]

URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-s-klipovym-myshleniem (Дата обращения: 03.04.2020)

Мазелис А. Л. Геймификация в электронном обучении // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 3 (21). - С. 139-142. [Электронный ресурс] URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20304445 (Дата обращения: 03.04.2020)

Макюлен M. .Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего

Полевой С. А., Павлова В. В. Особенности обучения студентов с клиповым мышлением [Электронный ресурс] URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-studentov-s-klipovym-myshleniem (Дата обращения: 03.04.2020)

Яковлева С. С. Использование ментальных карт в обучении студентов вуза.[Электронный ресурс] URL:https://scienceforum.ru/2019/article/2018015651 (Дата обращения: 03.04.2020)

Changing approaches to learning in the development of clip thinking

© Tsarevskaya O., Iudalevich N., 2020

This article analyses the current research in the field of education in clip thinking. A comparison between the two types of thinking — conceptual and clip thinking, the reasons for the necessity of changing the approaches to training of people with new type of thinking.

Keywords: clip culture, conceptual thinking, modern man, factors, methods, students, teachers, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.