Научная статья на тему 'Клиповизация мышления у молодежикак следствие развития визуальных коммуникаций в сми'

Клиповизация мышления у молодежикак следствие развития визуальных коммуникаций в сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3808
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВАЯ КУЛЬТУРА / КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / СМИ / ЮВЕНОЙЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Почему изучению феномена «клиповое мышление» уделяется всё больше внимания в различных научных направлениях, включая и науку о журналистике? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо остановиться более подробно на феноменах визуализации информации и клиповизации мышления. Это и определяет цель нашей работы: выявить влияние визуального контента СМИ на формирование клипового мышления молодёжи. В ходе реализации цели автор решает следующие задачи: рассмотреть процесс визуализации информации; рассмотреть процесс клиповизации мышления; продемонстрировать их взаимосвязь; сформулировать рекомендации педагогам и журналистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиповизация мышления у молодежикак следствие развития визуальных коммуникаций в сми»

УДК 070

С. И. Симакова

Челябинский государстеенныйуниеерситет, Челябинск

КЛИПОВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ У МОЛОДЕЖИ КАК СЛЕДСТВИЕ РАЗВИТИЯ ВИЗ УАЛЬИЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СМИ

Почему изучению феномена «клиповое мышление» уделяется всё больше внимания в различных научных направлениях, включая и науку о журналистике? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо остановиться более подробно на феноменах визуализации информации и клиповиза-ции мышления. Это и определяет цель нашей работы: выявить влияние визуального контента СМИ на формирование клипового мышления молодёжи. В ходе реализации цели автор решает следующие задачи: рассмотреть процесс визуализации информации; рассмотреть процесс клиповизации мышления; продемонстрировать их взаимосвязь; сформулировать рекомендации педагогам и журналистам.

Ключевые слова: клиповое мышление, клиповая культура, клиповое сознание, визуальные коммуникации, визуальное мышление, визуальный контент, визуализация информации, СМИ, ювенойя.

Не секрет, что молодое поколение подвержено клиповизации мышления. Исследователи этого феномена одной из причин называют увеличивающий процент визуального контента в средствах массовой коммуникации. Другие исследователи увеличение визуального контента в средствах массовой коммуникации связывают с клиповым мышлением. По нашему мнению, эти два явления непосредственно связаны между собой и составляют взаимно дополняющий процесс. Так ли это? - постараемся дать ответ на этот вопрос в нашей статье. Актуальность предложенной темы не вызывает сомнений, её новизна состоит в том, что в ходе наших рассуждений мы постараемся снять негативное отношение к клиповому мышлению, будут сформулированы некоторые рекомендации для педагогов и журналистов. Это и определяет цель нашей работы: выявить влияние визуального контента СМИ на формирование клипового мышления молодёжи. В ходе реализации цели предполагается решить следующие задачи: рассмотреть процесс визуализации информации; рассмотреть процесс клиповизации мышления; продемонстрировать их взаимосвязь; сформулировать рекомендации педагогам и журналистам.

Визуализация информации.

Современная эпоха - это эпоха тотальной визуализации информации, человек получает необходимые ему сведения не через слова и смыслы, а через яркие образы и простейшие знаки. Под визуализацией информации понимают процесс представления абстрактных данных в виде изображений (графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт, иллюстраций, фотографий и т. п.), которые могут помочь в понимании смысла данных. Существуют различные подходы к рассмотрению феномена визуализации. Так, исследователь-социолог С. Г. Ушкин выделяет три основных подхода: 1) интеракционистский (Г. Беккер, И. Гофман и др.) - связан с представителями чикагской школы социологии и развивается в духе паттернов поведения индивидов, существующих в данном обществе. Исследователей интересует то, каким изменениям подвергается внутренний мир человека, его способность к идентификации себя с другими в ходе визуализации культуры. 2) семиотический (Р. Барт, У. Эко, М. М. Бахтин) - подход основан на семиотическом направлении философской и социальной мысли и нацелен на поиск сходства между естественным языком и фотографическим (визуальным - примечание автора). Ученые отмечают, что «с одной стороны, фотография обладает свойством механического переноса социальной реальности и не может быть больше самой реальности; с другой - личность фотографа накладывает на изображаемую социальную реальность субъективный контекст, который порождает семиоз» [20. С. 203-204]. Ученые пытаются выявить приемы коннотации и способы наложения на фотоснимок вторичных значений, использующиеся при создании фотографических изображений. 3) постструктуралистский (П. Бурдье, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, С. Холл) - подход опирается на

методологию постструктурализма и предлагает рассмотрение индивидуального сознания и социальной структуры в качестве взаимосвязанных факторов, как влияющих, так и зависящих от визуальной культуры современного общества. Социальная реальность не детерминируется ни сознанием, ни структурой, но формируется под воздействием и того, и другого. Основным направлением при исследовании визуальности выступают проблемы дискурса или той символической роли, которую выполняет фотография (или другой визуальный образ - примечание автора). [20. С. 203-204].

В рамках нашей темы обратимся к понятию визуализации информации в СМИ. Под визуализацией информации в системе массовых коммуникаций будем понимать процесс представления или сопровождения контента в виде того или иного изображения: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и т. п. В период, когда эпоха Цукерберга (больше визуальных образов; отход от линейности) пришла на смену эпохе Гутенберга (линейные картинки) [17, 18], визуализация информации стала медиатрендом современности, она проявляет себя практически во всех видах СМИ - новостных, культурно-просветительских, спортивных и т. д. Визуальность меняется потому, что меняются технологии. Технологический ландшафт предлагает возможность таких изменений: Фотографии - обычной фотографией, включенной в текст, уже никого не удивишь. И дизайнеры ищут новые способы её применения (треугольник, уголок, коллаж и т. п.). По словам А. Градюшко, «сегодня меняются запросы потребителя новостей. На смену эпохи человека читающего приходит век визуализации информации, когда более востребованы новости, которые можно воспринимать рассматривая. Возникают новые подходы в репрезентации фактов и цифр. Аудитория стремится получать информацию в визуальном формате» [5. С. 79]. И средства массовых коммуникаций просто обязаны такой формат потребителю информации предоставить - в виде визуальных коммуникаций.

Клиповизация мышления.

Современное поколение живет в неиссякаемом и весьма интенсивном потоке информации, а главное - оно имеет к ней доступ, значит, должно успевать ее перерабатывать и использовать. Информационное общество с его темпом жизни диктует свои правила, меняются привычки людей, манера общения, способ коммуникации и восприятия информации. Сверхнасыщенная информационная среда вынуждает человека искать способы и средства адаптации в ней. По нашему мнению «сегодня клиповое мышление становится одним из способов адаптации к современным условиямжизни» [17].

К понятию клипового мышления обращались такие исследователи, как Н. В. Азаренок [1], М. А. Антипов [2], С. В. Докука [7], С. И. Журавлёв [8], И. Иванина [10], Е. Ю. Ромашина [13], Т. В. Семеновских [14], С. И. Симакова [15, 16, 17, 18], О. Фридман [22] А. М. Яковлева [27].

Основным лейтмотивом большинства публикаций является то, что клиповому мышлению «инкриминируют неумение сосредотачиваться и воспринимать длительные линейные последовательности (т. е. длинные тексты), отсутствие рефлексии и системного мышления, нежелание структурировать и анализировать информацию, обращать внимание на детали» [17. С. 136]. Выдвигается даже обвинение в том, что клиповое мышление - это фактор деградации современной цивилизации. Очевидно, что клиповое мышление - источник неприятия старшего поколения; преподаватели бьют тревогу: молодёжь неспособна сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть. Действительно ли клиповое мышление представляет собой такую проблему?

Нам близка позиция автора статьи «Многозадачность против сосредоточенности, или почему клиповое мышление - это не катастрофа». Он пишет: «Как его только не называют - и клиповым мышлением, и сетевым мышлением, и интернет-сознанием, и дефокусированностью. Все эти термины, с завидной регулярностью всплывающие в интернет-публицистике, на деле говорят лишь об одном. О страхе перед изменениями, затрагивающими наши методы обращения с информацией, причём виновником этих изменений обычно выставляют либо интернет, либо само появление и распространение компьютеров» [11]. Далее автор обоснованно показывает, что интернет к популяризации клиповости никакого отношения не имеет, что тенденция к возникновению клипового мышления появилась задолго до его появления. Нам показался достаточно любопытным предложенный подход к истории появления феномена - клиповое мышление. В своей статье исследователь утверждает, что «клиповый, рассредоточенный, мультирежимный подход к

потреблению информации появился задолго до изобретения ЭНИАКа. Долгое время накопленные знания излагались в книгах, которые были доступны людям, располагающими значительным достатком и значительным же количеством досуга для вдумчивого изучения текстов; станок Гутенберга встал в одну линейку основополагающих изменений в обществе, синхронизируясь с индустриальной эпохой и массовым производством, возродив феномен газеты как средства массовой информации. И вот уже газетный формат представители интеллектуальной элиты любили обвинять в поверхностном и предвзятом взгляде, в продажности и сенсационности, в заигрывании с публикой и бездумной развлекательности. Газета как формат была мобильна - её можно взять с собой в дорогу; доступна по цене; проста в производстве и отвечала требованиям времени. Неудивительно стремление издателей, писателей, книготорговцев защитить свою епархию, не уступать моде и колесу времени; не обязательно это стремление продиктовано желанием не потерять выгоду. Это всё тот же страх перед переменами, который мы наблюдаем в полный рост последние летдвадцать» [11].

Приведём лишь некоторые факты. Майкл Харрис, американский редактор, в книге «Со всеми и ни с кем: книга о тех, кто помнит мир до интернета» приводит следующие примеры: «В XV веке один венецианец со звучным именем Иеронимо Скварчафико, глядя на "современных детей", жаловался, что появление книгопечатания приведёт к интеллектуальной лености. Люди станут менее прилежными, когда подлежащий усвоению материал будет дешевым и доступным, как уличная девка. В головах возникнет невероятная каша. <.. .> Элисон Гопник, психолог из Калифорнийского университета в Беркли, описывает, как под влиянием чтения наш мозг изменился задолго до нашествия интернета: "Печатный станок похитил у коры головного мозга те участки, которые прежде отвечали за зрение и речь. Вместо того, чтобы учиться у наставников и мастеров, человек стал полностью зависеть от лекций и текстов. Посмотрите на широкое распространение дислексии, расстройств внимания и неспособности к обучению, и вы поймёте, что всё это - признаки того, что наш мозг не приспособлен для усвоения столь противоестественных технологий"» [24]. Другим, не менее любопытным фактом является, что ещё в 1871 году английский епископ А. У. Торольд опубликовал статью, в которой писал: «Сегодня мы слишком заняты для старомодных писем. Мы выстреливаем множество быстрых и коротких сообщений, вместо того, чтобы просто присесть рядом друг с другом и поговорить лицом к лицу <...> Некоторые из нас настолько заняты, что никогда не найдут времени, чтобы обсудить с друзьями новости при личной встрече, но даже самый занятой человек всегда найдёт время черкнуть пару строк товарищу <.. .> Очевидно, что мы не здоровы, раз пишем друг другу письма, в которых нет необходимости. Письма пишутся не ради информации, а ради ответа, и сегодня среди нас есть те, кто первым делом садится за стол и строчит письма ни о чем и длиной в полдюжины букв. Это делает наше общество эгоистичным, замкнутым, бездеятельным» [30. С. 120-122]. Торольд обеспокоен тем, как меняется, в терминах сегодняшнего дня - деградирует, общество от распространения нового способа коммуникации - чит-чат писем (chit-chat letters) - писем/ записок, применявшихся в большинстве случаев для обмена незначительными идеями и сплетнями. Акцентируем внимание, что предложенные примеры это - XV-XIX век, а страхи и обвинения всё те же, что и в XXI. Следовательно, мы имеем дело с присутствующим во все времена феноменом общественного страха.

В статье [3. С. 154-155] автор приводит примеры исследований в этом направлении. В работе отмечено, что «феномен общественного страха и его формы исследовались С. Коэном и М. Ма-клюэном в рамках концепции моральной паники. Основополагающим тезисом концепции является то, что страх вредного воздействия результатов социального или технологического развития на молодые поколения во многом преувеличен» [3. С 154]. Опираясь на труды [6; 29] А. В. Голу-бинская отмечает, что причиной коллективной моральной паники всегда становится что-то новое, в крайнем случае - что-то старое, неожиданно вышедшее на первый план, чему может придаваться гипертрафированно негативное значение и уделяться неадекватно высокое внимание. Исследователь приходит к выводу: «Общественная реакция и оценка проблемы в случае моральной паники несоразмерна реальным угрозам» [3. С. 154]. Вместе с тем, как мы заметили ранее, страх перед переменами присутствовал во все времена. Страх, который испытывают представители старшего поколения перед молодёжью принято называть «juvenoia» («ювенойя»). Считается, что термин впервые ввёл социолог, исследователь в области проблем насилия против детей Дэвид

Финкельхор (David Finkelhor). В работе «Интернет, безопасность молодёжи и проблема страха перед новыми поколениями» («The Internet, Youth Safety and the Problem of Juvenoia») он пишет: «на всём протяжении истории в периоды больших общественных перемен тревожные настроения касались прежде всего самой уязвимой части - детей. Назовём эти опасения по поводу влияния социальных изменений на детей и молодежь "ювенойя"» [21. С. 32]. Ювенойя - это нечто среднее между паранойей и юностью, специфическое переживание за подрастающее поколение, характеризующееся одновременно волнением за его будущее и осуждением за его образ жизни. В статье [11] автор отмечает, что «конфликт, традиционный между поколениями, накладывается на ускоряющийся темп изменений и приводит к периодическим вспышкам общественной паники из серии "мы не те, что прежде". Только за XX век и начало XXI мы пережили затяжной страх перед телевидением, уродующим наших детей; перед компьютером, уродующим наших детей; перед видеоиграми, уродующими наших детей; перед социальными сетями, уродующими наших детей; перед мобильными гаджетами, уродующими наших детей. Опасения и тревоги просто не успевают улечься - стоит чуть подрасти предыдущему "изуродованному" поколению, тут же появляется новый объект для фобии, к которой это поколение благополучно и подключается. Сами подумайте: от печатных книг до печатных газет прошло около десяти столетий (торговля книгами была налажена в Греции V в. до н. э., а первые газеты, печатаемые вручную с оттисков, появились в Китае в V в. н. э.); ещё десять столетий пришлось ждать до станка Гутенберга; и ещё четыре столетия - до радио и телевидения. Человечество располагало достаточным количеством времени, чтобы смириться с изменениями, впустить их в свою повседневность и считать той самой нормой, по которой ещё наши деды росли».

Закономерно возникает вопрос - если клиповизации мышления подвержены все поколения, то почему именно сегодня этому вопросу придаётся такое значение? Так ли уж безосновательны переживания и тревоги старшего поколения? А возможно предположение о системности развития мышления такого рода - это выдумки одного ученого-теоретика?

Исследуя причины возникновения клипового мышления, кандидат культурологии Константин Григорьевич Фрумкин выделяет пять основных факторов, повлиявших на формирование нового, рассредоточенного, дефрагментированного типа мышления: 1) ускорение темпа жизни и постоянное увеличение информационного потока; 2) увеличение требований к скорости поступления информации и её актуальности; 3) увеличение разнообразия поступающей информации; 4) увеличение количества занятий, которыми человек занимается одновременно; 5) рост демократии на разных уровнях социальной системы; проповедь превращается в дискуссию, риторика - в диалектику [23].

Тема феномена клипового мышления обсуждается на различных уровнях как минимум лет двадцать. Но однозначного мнения так и не сложилось, как, собственно, и общепринятого определения этого термина. Выше мы постарались объяснить, что бояться и паниковать перед этим явлением не стоит. Однако, безусловно, есть те моменты, о которых стоит знать, задуматься и возможно переосмыслить своё отношение к очевидному.

Итак - из-за чего всё же стоит переживать?

Выделим несколько таких критериев. В приведённой систематизации мы придерживаемся мнения, высказанного Михаилом Пекаром в статье «Я мыслю клипами. Плохо ли это?» [12].

К числу первых причин автор относит отсутствие долгой концентрации. Осуществляя поиск нужной информации, мы отправляем запрос в поисковик. При этом мы прекрасно понимаем, что получим в ответ несколько сотен страниц разнообразных ссылок. Очевидно, что внимательно изучить их все просто невозможно, да и не нужно. Именно поэтому мы вынуждены быстро пролистывать интернет-страницы, обречены на сквозное чтение текста, быстрые переходы от одного источника к другому. Это адаптационный ответ на вызов избыточной информации. Пролистать, найти, уловить смысл и двигаться дальше. Разумеется, подобный подход приводит к тому, что материал просматривается крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания. Второй причиной в этом списке значится снижение аналитических способностей. Погоня за информацией и неумение правильно её фильтровать не позволяет провести качественный анализ. Человек просто гонится за формулировками и общими понятиями, не утруждая себя пониманием и извлечением главного. Его не интересует суть и смысл. Не менее важной является третья причина для волнения: неумение выражать свои мысли. Поскольку

информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. В академической среде притчей во языцех становится следующая ситуация: профессора во время зачётов просят своих студентов пересказать своими словами то или иное определение, и у сдающих случается «сбой системы», так как формулировка им известна, а вот объяснить её смысл своими, ненаучными словами не получается.

Почти десять лет назад, в 2008-м году американский журналист Николас Kapp написал, ставшую известной, статью «Мы все тупеем от Google?». Написанию статьи послужил тот факт, что Николас не смог прочитать книгу. Обеспокоенный этой ситуацией, он опросил друзей и знакомых. В результате опроса понял - в своей проблеме он не одинок. По наблюдениям Kappa, чем больше человек пользуется интернетом (а современные журналисты в нём практически живут -примечание автора), тем больше усилий ему приходится затрачивать на чтение длинных текстов, требующих размышлений. И дело совсем не в том, что поколение игреков и зет мало читает, дело в том, что это совсем другое чтение, основанное на другом способе мышления, на другом самовосприятии. Исследуя эту проблему, Kapp проанализировал имеющиеся исследования поведения пользователей в сети - исследование Университетского колледжа Лондона доказало, что интернет-пользователь вовсе не читает, а пролистывает, сканирует страницы. Навык сосредоточенного погружения в текст теряется, замещаясь способностью быстро переключаться. Очень близкой по теме является книга Майкла Харриса, американского редактора, «Со всеми и ни с кем: книга о тех, кто помнит мир до интернета» [24] - это книга о том, как он разучился читать, о том, как интернет меняет нашу жизнь, наш мозг, наших детей и наше будущее. В своей книге М. Харрис, придерживаясь утверждений профессора Калифорнийского университета Гэри Смолла, говорит о том, что мозг современного человека благодаря свойству нейропластичности обретает избыточную способность к усвоению цифровой, виртуальной реальности, по сравнению с которой материальная реальность явно проигрывает.

Современный человек, при исполнении своей профессиональной деятельности или просто в ходе повседневной жизни постоянно находящийся в сети, оказывается под бурной лавиной новостей, обсуждений и уведомлений. Ухватить заголовки, бросить взгляд на картинку, пролистать ленту, сложить общее впечатление о какой-либо теме - вот единственно работающий подход в подобных условиях. Это своего рода адаптация к новым условиям жизни. Мы просто не можем позволить себе надолго задерживать на чём-то внимание; это чревато выпадением из контекста, потерей собственной идентичности в социуме из-за невписанности в глобальный или локальный круговорот событий [11].

Взаимовлияние процессов визуализации в СМИ и клиповизации мышления.

На сегодняшний день не существует чётко сформулированного определения для термина «клиповое мышление». Впервые в России о нём заговорили еще в 1990-х годах, в 2000-х подробным анализом занялся философ Фёдор Гиренок. В более ранних наших работах [15; 17; 18], посвящённых взаимному влиянию клипового мышления и визуализации в средствах массовой информации, мы достаточно подробно останавливались на определении клипового мышления, выделили его преимущества и недостатки, рассмотрели причины, способствующие его появлению и развитию. В статье [18]мы приходим к выводу, что клиповое мышление неизбежно ведет к изменению визуального контента в медиа и одной из задач современных СМИ становится развитие визуального языка взаимодействия с аудиторией. В статье [17] нами сформулированы и обоснованы тезисы о том, что «клиповое мышление - зеркало новой культуры». Клиповое мышление становится одним из способов адаптации к современным условиям жизни. Хорошо это или плохо? - ответ не может быть однозначным. На современном этапе происходит смена культурных лидеров: от культуры эпохи Гутенберга к культуре эпохи Цукерберга. Меняются лидеры культуры. И дело не в критике той или иной культуры, а в её понимании, в проникновении в её символические коды. Эпоха Гутенберга. На наш взгляд, линейные картинки - всё хорошо, всё понятно, всё точно и четко - хорошо-плохо; красиво-некрасиво и т. п. Эпоха Цукерберга. Больше визуальных образов. Отход от линейности. Яркий пример - инфографика. Читать можно с любого места. Использование символов - человечки, машинки, гостиницы, т. е. пиктограммы. И ведь они, стоит заметить, рождают больше ассоциаций. А мы, воспитанные текстоцентризмом Гутенберга, не хотим/сопротивляемся согласиться с тем, что без классической литературы Толстого/Досто-

евского можно жить. Для нас это кажется чем-то кошмарным. Мы отказываемся понимать, что человек может быть культурным по-другому: важно научиться считывать эти новые культурные коды и понять, что это новый путь, новая траектория движения к тем же культурным ценностям. Например, современное поколение часто обвиняют в ослаблении чувства сопереживания, ответственности за себя и близких. Исследователи - психологи и педагоги видят причину в клиповом мышлении. Причина в так называемом быстром забывании/клиповости восприятия реальности: вот произошло несчастье - выразили искреннее сочувствие, но тут же на смену ему пришло другое событие и о первом уже забыли... Но давайте задумаемся, а в Х1Х-м, в ХХ-м веке не было жестокости? Не было насилий? Насмешек над более слабыми? Всё это было. Только сейчас, благодаря социальным сетям, эта информация стала более открытой. И вот мы уже кричим - человек Цукерберга жестокий, не умеющий сочувствовать и сопереживать. Но те же социальные сети говорят нам об обратном. Современники умеют и сочувствовать, и сопереживать - подтверждение этому различные благотворительные акции помощи пострадавшим, детям, животным и т. п. Молодые люди могут высказывать те чувства и эмоции, которые, возможно, не могут/не получается/стесняются проговорить вслух - вплоть до объяснения в любви родителям. А обращения о помощи в поиске потерявшихся/попавших в беду родственников? - все они вызывают резонанс -перепост за перепостом, и находятся очевидцы, свидетели и т. п. С уверенностью можно сказать, что еще ни в какие времена чувство социальной поддержки не было столь сильным.

Человеку Гутенберга необходимо понять, что возврат к культуре Х1Х-го века, к «книжной» культуре невозможен. Сегодня она (культура) не может быть такой, как в эпоху Гутенберга. Приход новой культуры неизбежен. И только от нас зависит научимся ли мы её понимать.

Таким образом, клиповое мышление - это адекватная адаптация медиапотребителя к современной информационной среде.

Другой сформулированный нами тезис звучит следующим образом: «клиповое мышление -способ познания действительности через мгновенное выделение главного». Клиповому мышлению инкриминируют неумение сосредотачиваться и воспринимать длительные линейные последовательности (т. е. длинные тексты), отсутствие рефлексии и системного мышления, нежелание структурировать и анализировать информацию, обращать внимание на детали. Но давайте попытаемся разобраться так ли это? И опять же, возникает вопрос, свойственный человеку Гутенберга: хорошо-плохо. Клиповое мышление - это мышление зрительно-слуховое, оперирующее прежде всего образами. Причем, оценка этих образов происходит не с помощью рацио, а с помощью эмоционально-чувственного восприятия, то есть клип воспринимается, минуя аналитическую обработку. Следовательно, обладатель клипового мышления генерирует совершенно иные скорости восприятия данных, иные пути их обработки и совершенно другие результаты. У носителей клипового сознания отлично развита визуальная память, они способны быстрее других считывать визуальные образы и составлять из них картины реальности.

Замечено, что при клиповом восприятии серьезно меняется методика чтения текстов. Текст больше не читается целиком (всё чаще в комментариях появляются фразы из разряда «ниаси-лил», «много букаф» и. т. д.), он не претендует не только на приоритетное внимание реципиента, но и на хоть сколько-нибудь долгосрочное. При клиповом чтении из текста выхватываются отдельные слова-маячки и фразы-маркеры, которые трактуются произвольно. В итоге создаётся «саммари» бегло просмотренного текста, которое даёт упрощенное понимание ситуации, а также возможности молниеносного принятия решений.

По нашему мнению, у поколения Цукерберга развито умение мгновенного понимания предложенной информации: посмотрел, картинку, заголовок, абзац - и уже считал всю самую важную информацию - всё понял. Это талант, свойственной новой эпохе. И если этот талант вырабатывается, то это здорово. Поколение Гутенберга лишено этого умения. Мы убеждены, все претензии по поводу того, что именно клиповое мышление служит фактором деградации цивилизации лишено всяких оснований. Как невозможно остановить запущенную машину, так невозможно остановить процесс развития общества. В таком контексте клиповую культуру можно считать актуальной формой восприятия реальности, адекватной текущим условиям.

Особого внимания, в контексте данной статьи, заслуживает третий тезис: «визуализация журналистского контента в средствах массовой информации - наиболее эффективный путь взаимодействия с современным потребителем медиапродукта». Сегодняшний медиапотреби-

тель ориентируется в первую очередь на визуальный ряд, отдаёт предпочтение беглому просмотру. Как отмечают исследователи, «типичной формой потребления информации в интернете является броузинг (или серфинг)» [26]. По мнению М. В. Загидуллиной, «массовый сдвиг в культуре в сторону "считывания информации" зацает возможность рассмотрения современного этапа как переходного к собственно новым репрезентациям мысли» [9. С. 22]. Опубликованный «The New York Times» отчет об инновациях констатирует, что схема потребления информации меняется и средствам массовой информации пора пересмотреть подходы к работе [28 По нашему мнению, «журналистам и продюсерам, редакторам и издателям, ведущим и медиаменеджерам, живущим в жестких условиях медийного рынка <...> необходимо искать эффективные пути взаимодействия с современным потребителем медиапродукта» [18. С. 360]. Ранее мы отмечали, что «кардинальной трансформации подвергаются и сами СМИ: визуальные компоненты (иллюстрации, фотографии, инфографика, элементы дизайна) начинают играть ведущую роль и дополнять, атакже трансформировать вербальный контент» [16. С. 163]. С точки зрения И. Рудермана, «визуализация отдельных важных тем, четкое структурирование текстов - придание им удобной для усвоения, привлекательной внешней формы - вот спасительный выход для потребителей в завалах информации. <...> Картинка была и остается важным верификатором сознания» [19]. Более того, сам журналистский материал воспринимается медиапотребителем в новом порядке: сначала яркие визуальные блоки и изображения, затем заголовок и только потом текстовая часть. Это подтверждают и результаты проведенного эксперимента - рейтинг привлечения/обращения к материалам выглядит следующим образом: материал, выраженный визуальным контентом - 65 %, заголовок - 20 %, текст - 15 % (в 2013 году украинская исследовательница Шевченко приводила следующие цифры: визуальный контент - 55-60 %, заголовок - 10-15 %, текст - 30 %) [25]. Таким образом, картинка сегодня становится не элементом журналистского текста, а выполняет роль и функции текста.

Итак, нулевым километром журналистики сегодняшнего дня, с нашей точки зрения, становится визуальный образ. Его доминантность обусловлена и развитием клипового мышления (как основная посылка), и процессами глобализации, и увеличением количества данных, необходимых для создания полноценного журналистского произведения и т. д. Именно на визуальный образ делается ставка современной журналистикой. Визуальное начинает превалировать над вербальным, поскольку «клипы» и образы» способны «продать» фактически любое событие (например, предложив необычный ракурс и грамотное оформление), изменить отношение к какой-либо ситуации или человеку. Визуальные образы, апеллируя к ассоциативным связям и рядам, прекрасно запоминаются и дольше хранятся в памяти, они становятся универсальным кодом для человека информационного общества, обладающего клиповым мышлением. В этом контексте одной из задач современных СМИ самых разных типов становится развитие визуального языка взаимодействия с аудиторией и предложение ей тех видов контента, которого она требует (фотографии, иллюстрации, видео, инфографика).

Перспективы.

Осуществление сформулированной выше задачи - развитие визуального языка взаимодействия с аудиторией и предложение ей тех видов контента, которого она требует, невозможно без теоретического осмысления феномена визуальной журналистики (визуализации информации), без представления о её типологии - расширения существующей/общепринятой типологии (иллюстрация, фотография, инфографика, мультимедиа), без понимания, каким инструментом визуализации нужно пользоваться в каждом конкретном случае.

Более того, на чем хотелось акцентировать внимание, что СМИшники должны не просто использовать инструменты визуализации, они должны сами понимать эти новые культурные коды, а для этого должны сами обладать клиповым мышлением. Мы наивно полагаем, что оно (клиповое мышление) хуже. Почему? - необходимо понимание того, что позиция клипового мышления - шаг к новым символам культуры. И у современника свои визуальные коды культуры. Это культура XXI века. СМИ должны научиться считывать новейшие информационные коды (визуальные, символические). Понять тренды, направления развития визуальности. СМИ должны пытаться дать возможность понять, что это не декорация, не украшение, не «бантики», а новый виток культуры. СМИ должны научиться понимать этот язык и научить других.

А это серьёзный вызов журналистскому образованию, компетенциям, которые мы вырабатываем у студентов-журналистов. Сегодня мы имеем следующее: человек поколения Гутенберга учит

человека поколения Цукерберга. Человек Гутенберга: «не могут написать, нет слов...». Человек Цукерберга: «все слова фальш, а вот смайлик - это уникально». Смайликами пишут тексты, соединяя смайлики со смайликами, со словами. Смайлик, эмотикон - один символ может передать богатство внутреннего мира. Один смайлик может заменить несколько слов. Поколение иксов учит поколения игреков и зет Достаточно серьёзное основание для конфликта поколений (отцы и дети). Растёт поколение, которое не застало эту планету без интернета, мобильных устройств и состояния «всегда на связи». А воспитывается это поколение теми, кто «рос без постоянного доступа к сети, без Википедии в качестве киберпротеза для памяти и без развлечений, льющихся из каждого утюга» [11]. Константин Фрумкин отмечает, что «педагогика, которая льет слезы над этим новым человеческим типом - наследница средневековой педагогики, базировавшейся на заучивании текстов. Нет сомнений, что как бы этого ни хотели люди предыдущих поколений, такая педагогика в новую эпоху выжить не может» [23]. Нет смысла ужасаться, с ностальгией вспоминать старые добрые времена и воздевать руки к небу. Саморегуляция возьмёт своё. Пускать на самотёк мы тоже не имеем права: в конце концов, баланс между качествами мышления

- клиповостью и сосредоточенностью - необходимо постоянно корректировать, вопрос лишь в пропорциях. Наше дело - предложить альтернативу, но не настаивать. Именно поэтому учебный процесс должен воплощать не идеальные представления предыдущих поколений об окружающем мире, а симулировать реальность настоящего времени [11]. Нужно использовать верные инструменты обучения в зависимости о того, какую цель вы преследуете. К таким формам организации учебного процесса мы, вслед за М. Пекаром [12] относим: фрагментарное представление информации (презентации), связывание информации с визуальными образами; метод парадоксов

- чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, можно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от преподавателя может заставить обучающегося задуматься и задействовать логику; дискуссия - участие в дискуссиях учит и отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную. Поиск же аргументации стимулирует логические процессы. Отдельное внимание уделяется технологиям дистанционного обучения.

Клиповое мышление - это факт, который необходимо принять. Следовательно, для педагогического сообщества продолжают оставаться актуальными необходимость поиска, разработки и имплементации подходов, учитывающих эту особенность обучающихся. Для журналистского сообщества важно четко осознавать - если ты работаешь с этой аудиторией, то должен и сам развиваться, постигая новые символические коды. Возрастающая роль информационного обмена в современном обществе не может вызывать сомнений.

Список литературы

1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире [Текст] / Н. В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлев. -М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 110-112.

2. Антипов, М. А. Клиповое мышление как атрибут техногенного общества [Текст] / М. А. Антипов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - Т. 2 6 (28). - С. 20-28.

3. Голубинская, А. В. «Ювенойя в контексте проблемы поколений» [Текст] / А. В. Голубин-ская// Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14, № 4. С. 153-162

4. Градюшко, А. А. Современные средства визуализации контента в белорусских интернет-СМИ [Текст] /А. А. Градюшко //Весшк Беларускагадзяржаунагаушверсиэта. Серыя4, Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. - 2015. -№ 1.-С. 48-51.

5. Градюшко, А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве [Текст] / А. Градюшко II Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2014 г., Минск / под общ. ред. Т. Н. Дасаевой ; сост. Б. Л. Залесский. - Минск : Изд. центр БГУ, 2014. - С. 77- 88.

6. Громов, Д. В. «Моральная паника» как механизм развития ряда молодежных сообществ Советского Союза и России [Текст] / Д. В. Громов // Историческая психология и социология исто-рии.-2012.-№ 1.-С. 164-178.

7. Докука, С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества [Текст] / С. В. Докука // Общественные науки и современность. -2013.-№2,- С. 169-176.

8. Журавлёв, С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности [Текст] / С. И. Журавлёв // Аспирантский вестник Поволжья. - 2014. - № 7-8. - С. 27-31.

9. Загидуллина М. В. Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360), вып. 94. - С. 20-25.

10. Иванина, И. Как мыслит современный человек и чем это опасно [Электронный ресурс].

- URL: http://medbooking.com/blog/post/kak-myslit-sovremennyj-chelovek-i-chem-eto-opasno (дата обращения: 12.03.2017).

11. Многозадачность против сосредоточенности, или почему клиповое мышление - это не катастрофа [Электронный ресурс]. - URL: https://newtonew.com/science/multitasking-vs-concentration (дата обращения: 22.03.2017).

12. Пекар, М. Я мыслю клипами. Плохо ли это? [Электронный ресурс] / М. Пекар. - URL: https://newtonew.com/opinion/howto-deal-with-fragmented-mind (дата обращения: 12.03.2017).

13. Ромашина, Е. Ю. Клиповое мышление: интеллектуальная катастрофа, механизм адаптации или новые возможности? [Текст] / Е. Ю. Ромашина II Известия Российской Академии Образова-ния.-2014.-№ 1.-С. 110-119.

14. Семеновских, Т. В. «Клиповое мышление» - феномен современности [Электронный ресурс] / Т В. Семеновских II ОПТИМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ (OK) : эпистемиче-ский ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. 18.03.2015. - URL: http://jarki.ru/wpress/2015/03/18/3208/ (дата обращения: 22.03.2017).

15. Симакова, С. И. Визуальное мышление как основа визуализации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова II Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы VIII Международной научно-практической конференции / Челябинский филиал Университета РАО, 23 апреля 2015 г. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015. - С. 229-232.

16. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова II Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360), вып. 94. - С. 163-169.

17. Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Текст] / С. И. Симакова II Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. - 2017. - № 1, 2. - С. 135-140.

18. Симакова, С. И. Клиповое мышление как фактор, обусловливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова II Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции (24-25 ноября 2016 года) / Под ред. Н. Ф. Федотова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2016.

- С. 357-362.

19. Скоробогатько, В. А. Время мыслить инфографично. Интервью с И. Рудерманом [Электронный ресурс] / В. А. Скоробогатько II Журналистика и медиарынок. - 2013. - № 9. - URL: http://www.jourmedia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=467:2013-10-01-06-08-41&catid=109:2013-01-29-08-13-33&Itemid=34 (датаобращения: 21.03.2017).

20. Ушкин, С. Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и постструктуралистский подходы [Текст] / С. Г. Ушкин II Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2015. - № 1(29). - С. 203-213.

21. Финкельхор, Д. Интернет, безопасность молодёжи и проблема страха перед новыми поколениями [Электронный ресурс] / Д. Финкельхор II Дети в информационном обществе (интернет-журнал). - 2012. - № 11. - С. 30-37. - URL: http://detionline.com/assets/files/journal/ll/finkelhorll. pdf(дaтaoбpaщeния: 21.03.2017).

22. Фридман, О. Клиповое мышление. Что это такое? (2007) [Электронный ресурс] / О. Фридман. - URL: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/ (датаобращения: 12.03.2017).

23. Фрумкин, К. Г. «Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры» [Электронный ресурс] / К. Г. Фрумкин. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy-kultury (датаобращения: 21.03.2017).

24. Харрис, М. Со всеми и ни с кем: книга о тех, кто помнит мир до интернета [Электронный ресурс] / М. Харрис. - URL:https://newtonew.com/book/the-end-of-absence (дата обращения: 12.03.2017).

25. Шевченко, В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации [Текст] / В. Э. Шевченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - № 20 (163). - Выпуск 19. - 2013. - С. 174-180.

26. Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика, журналистика метаданных - в структуре медиакоммуникации: к вопросу формирования теоретических исследовательских подходов [Текст] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. Электронный журнал факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. - 2013. - Вып. 1. - URL: mediascope.ru/node/1263 (дата обращения: 14.11.2016).

27. Яковлева, А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Текст] / А. М. Яковлева II Наука телевидения. Научный альманах. - М.: ГИТР, 2015. - Вып. № 11.-С. 197-228.

28. Abbruzzese, J. The Full New York Times Innovation Report [Electronic resource] / J. Abbruzzese II Mashable. - 17.05.2014. - URL: http://mashable.com/2014/05/16/full-new-york-times-innovation-report/#mfZKGAUQyOq6 (датаобращения: 03.04.2017).

29. Cohen, S. Folk Devils and Moral Panics. The Creation of the Mods and Rockers [Text] / S. Cohen. - Oxford: Basil Blackwell, 1972.

30. Thorold, A. W. On Letter-Writing [Text] / A. W. Thorold II The Sunday Magazine. - 1871. - № 7. - Pp.120-125.

COLLISION OF THINKING IN THE YOUTH AS A CONSEQUENCE OF DEVELOPMENT OF VISUAL COMMUNICATIONS IN THE MEDIA

SimakovaS. I., ChelyabinskState University, Chelyabinsk, simakovi@mail.ru

Why is the study of the phenomenon of "clip-on thinking" paid more attention in 'various scientific directions, including the science of journalism? To answer this question it is necessary to dwell in more detail on the phenomena of 'visualization of information and the klipovizatsii of thinking. This determines the purpose of our 'work: to reveal the influence of 'visual media content on the formation of the 'youth's clip-on thinking. In the course of realization of the goal the author solves the following tasks: to consider the process of 'visualization of information; To consider the process of klipovizatsii thinking; Demonstrate their relationship; Formulate recommendations for teachers and journalists.

Keywords: clip thinking, clip culture, clip consciousness, visual communications, visual thinking, visual content, information visualization, media,juvenile.

References

1. Azarenok, N. V. (2009) Klipovoe soznanie i ego vliyanie na psihologiyu cheloveka v sovremennom mire [=Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world], in: Materialyi Vserossiyskoy yubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S.L. Rubinshteyna «Psihologiya cheloveka v sovremennom mire» [=Proceedings of the All-Russian Jubilee Scientific Conference, dedicated to the 120th anniversary of the birth of S. L. Rubinstein «Psychology of man in the modern world»], Moscow, Institute ofPsychology RAS, pp. 110-112. (In Russ.).

2. Antipov, M. A. (2015) Klipovoe myishlenie kak atribut tehnogennogo obschestva [= Clip thinking as an attribute of anthropogenic society], т. XXI vek: itogi proshlogo i problemyi nastoyaschego plyus [=XXI century: the results of the past and the problems of the present plus], Vol. 2-6 (28), pp. 20-28. (In Russ.).

3. Golubinskaya, A. V. (2016) Yuvenoyya v kontekste problemyi pokoleniy [=Yuvenoya in the context of the problem of generations], in: Sibirskiyfilosofskiy zhurnal [=Siberian philosophicaljournal], Vol. 14, No. 4, pp. 153-162. (In Russ.).

4. Gradyushko, A. A. (2015) Sovremennyie sredstva vizualizatsii kontenta v belorusskih internet-SMI [=Modern means ofvisualizationofcontentinthe Belarusian Internet media], in: VesnikBelaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. Seryiya 4, Filalogiya. Zhurnalistyika. Pedagogika [=Spring Belaruskaga dzyarzhanaga ymBepciT3Ta. Gray 4, Philology. Journalist. The teacher], No. 1, pp. 48-51. (In Russ.).

5. Gradyushko, A. (2014) Perspektivnyie strategii veb-zhurnalistiki v globalnom informatsionnom prostranstve [=Perspective Strategies of Web Journalism in the Global Information Space], in: Mezhdunarodnayazhurnalistika-2014: dialogkulturi vzaimodeystvie media raznyih stran ^International Journalism-2014: Dialogue of Cultures and Media Interaction of Different Countries], Minsk, Izd. CenterofBSU, pp. 77-88. (In Russ.).

6. Gromov, D. V. (2012) «Moralnaya panika» kak mehanizm razvitiya ryada molodezhnyih soobschestv Sovetskogo Soyuza i Rossii [=«Moral panic» as a mechanism of development of a number of youth communities of the Soviet Union and Russia], in: Istoricheskaya psihologiya i sotsiologiya istorii [=Historical psychology and sociology ofhistory], No. 1, pp. 164-178. (In Russ.).

7. Dokuka, S. V. (2013) Klipovoe myishlenie kak fenomen informatsionnogo obschestva [=Clip thinking as a phenomenon of the information society], in: Obschestvennyie nauki i sovremennost [=Social Sciences and Modernity], No. 2, pp. 169-176. (In Russ.).

8. Zhuravlev, S. I. (2014) Klipovoe myishlenie kak sposob videniya realnosti [=Clip thinking as a way of seeing reality], in: Aspirantskiy vestnik Povolzhya [=Postgraduate Herald of the Volga Region], No. 7-8, pp. 27-31. (InRuss.).

9. Zagidullina, M. V. (2015) Zhurnalizm i vyizovyi sovremennyih tehnologiy: net-myishlenie kak novyiyvitokrazvitiyachelovecheskihsposobnostey [=Journalism and challenges ofmoderntechnologies: net-thinking as a new stage in the development of human abilities], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philology. Arthistory], No. 5 (360), Issue 94, pp. 20-25. (In Russ.).

10. Ivanina, I. Kak myislit sovremennyiy chelovek i chem eto opasno [=How modern man thinks and what is dangerous], available at: http://medbooking.com/blog/post/kak-myslit-sovremennyj-chelovek-i-chem-eto-opasno, accessed 12.03.2017. (InRuss.).

11. Mnogozadachnostprotiv sosredotochennosti, Hipochemu klipovoe myishlenie - eto ne katastrofa [=Multitasking versus focus, or why clip-art thinking is not a disaster], available at: https://newtonew. com/science/multitasking-vs-concentration, accessed 22.03.2017. (In Russ.).

12. Pekar, M. Ya myislyu klipami. Ploho li eto? [=1 think with clips. Is it bad?], available at: https:// newtonew.com/opinion/howto-deal-with-fragmented-mind, accessed 12.03.2017. (InRuss.).

13. Romashina, E. Yu. (2014) Klipovoe myishlenie: intellektualnayakatastrofa, mehanizm adaptatsii ili novyie vozmozhnosti? [=Clip thinking: an intellectual catastrophe, an adaptation mechanism or new opportunities?], in: Izvestiya Rossiyskoy Akademii Obrazovaniya [=Proceedings of the Russian Academy ofEducation], No. 1, pp. 110-119. (In Russ.).

14. Semenovskikh, T. V. «Klipovoe myishlenie» - fenomen sovremennosti [=«Klipovoye myslenie» - a phenomenon of modernity], in: OPTIMALNYIE KOMMUNIKATSII (OK) : epistemicheskiy resurs Akademii mediaindustrii i kafedryi teorii i praktiki obschestvennoy svyaznosti RGGU [=OPTIMAL COMMUNICATIONS (OK): an epistemic resource of the Academy of the Media Industry and the Chair of Theory and Practice of Social Connectivity of the RSUH], available at: http://jarki.ru/ wpress/2015/03/18/3208/, accessed 22.03.2017. (In Russ.).

15. Simakova, S. I. (2015) Vizualnoe myishlenie kak osnova vizualizatsii v SMI [=Visual thinking as the basis for visualization in the media], in: Lichnost i obschestvo: problemyi vzaimodeystviya [=Personality and Society: Problems of Interaction], Chelyabinsk, Monograf Publishing House, pp. 229-232. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Simakova, S. I. (2015) Vliyanie novyih tehnologiy na vizualnyiy kontent zhurnalistskih materialov [=Influence of New Technologies on Visual Content of Journalistic Materials], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. Arthistory], No. 5 (360), Issue 94, pp. 163-169. (In Russ.).

17. Simakova, S. I. (2017) Vizualizatsiya v SMI: vyinuzhdennaya neobhodimost ili ob'ektivnaya realnost? [=Visualization in the media: forced necessity or objective reality?], in: Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya. Pedagogika. Filologiya [=Bulletin of the Samara University. History. Pedagogy. Philology], No. 1, 2, pp. 135-140. (In Russ.).

18. Simakova, S. I. (2016) Klipovoe myishlenie как faktor, obuslovlivayuschiy intensifikatsiyu protsessa vizualizatsii informatsii v sovremennyih SMI [=Klipovoye myslenie as the factor that determines the intensification of the process of visualization of information in modern media], in: Vizualnaya kommunikatsiya v sotsiokulturnoy dinamike [=Visual Communication in Sociocultural Dynamics], Kazan, Kazan Publishing House. Univ., pp. 357-362. (In Russ.).

19. Skorobogatko, V. A. (2013) Vremya myislit infografichno. Intervyu s I. Rudermanom [=The time to think infographically. Interview with I. Ruderman], in: Zhurnalistika i mediaryinok [=Journalism and media market], No. 9, available at:: http://www.jourmedia.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=467:2013-10-01-06-08-41&catid=109:2013 -01-29-08-13-33 &Itemid = 34, accessed 21.03.2017. (In Russ.).

20. Ushkin, S. G. (2015) Vizualnaya sotsiologiya: interaktsionistskiy, semioticheskiy i poststrukturalistskiy podhodyi [=Visual sociology: interacting, semiotic and poststructuralist approaches], in: Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [=Vestn. Tom. State. University. Philosophy. Sociology. Political science], No. 1 (29), pp. 203-213. (In Russ.).

21. Finkelhor, D. (2012) Internet, bezopasnost molodYozhi i problema straha pered novyimi pokoleniyami [=Internet, youth safety and the problem of fear of new generations], in: Deti v informatsionnom obschestve [=Children in the Information Society], No. 11, pp. 30-37, available at: http: //detionline.Com/assets/ files/journal/ll/finkelhorll.pdf, accessed 21.03.2017. (In Russ.).

22. Fridman, O. (2007) Klipovoe myishlenie. Chto eto takoe? [=Klipovoe thinking. What it is?], available at: http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/, accessed 12.03.2017. (InRuss.).

23. Frumkin, K. G. «Globalnyie izmeneniya v myishlenii i sudba tekstovoy kulturyi» [=Global changes in thinking and the fate of text culture], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-izmeneniya-v-myshlenii-i-sudba-tekstovoy -kultury, accessed 21.03.2017. (In Russ.).

24. Harris, M. So vsemi i ni s kem: kniga о teh, kto pomnit mir do interneta [=With everyone and with anyone: a book about those who remember the world before the Internet], available at: https: II newtonew.com/book/the-end-of-absence, accessed 12.03.2017. (In Russ.).

25. Shevchenko, V. E. (2013) Teoreticheskie osnovyi vizualnoy kommunikatsii [=Theoretical Foundations of Visual Communication], in: Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [=Scientific Bulletins of the Belgorod State University. Series Humanities], No. 20 (163), Issue 19, pp. 174-180. (InRuss.).

26. Shilina, M. G. (2013) Data Journalism - data-zhurnalistika, zhurnalistika metadannyih - v strukture mediakommunikatsii: к voprosu formirovaniya teoreticheskih issledovatelskih podhodov [=Data Journalism - Data-Journalism, Journalism of Metadata - in the Structure of Media Communication: Towards the Formation of Theoretical Research Approaches], in: Mediaskop [=Mediascope], Vol. 1, available at: mediascope.ru/node/1263, accessed 14.11.2016. (In Russ.).

27. Yakovleva, A. M. (2015) Klipovoe chtenie: tekst как izobrazhenie-simulyakr [=Clip reading: the text as a simulacrum image], in: Nauka televideniya [=Science ofTelevision], Moscow, GITR, No. 11, pp. 197-228. (In Russ.).

28. Abbruzzese, J. The Full New York Times Innovation Report. In: Mashable, available at: http:// mashable.eom/2014/05/16/full-new-york-times-innovation-report/#mfZKGAUQyOq6, accessed 04.03.2017.

29. Cohen, S. (1972) Folk Devils and Moral Panics. The Creation of the Mods and Rockers. Oxford, Basil Blackwell.

30. Thorold, A. W. (1871) On Letter-Writing. In: TheSundayMagazine. No. 7, pp. 120-125.

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

simakovi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.