Научная статья на тему 'Визуальный контент на страницах журнала «Вокруг света» как средство трансляции научно-популярной информации'

Визуальный контент на страницах журнала «Вокруг света» как средство трансляции научно-популярной информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2475
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ / "ВОКРУГ СВЕТА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Сформулировав цель работы как исследование форм и типов визуализации контента на страницах научно-популярного журнала, автор выполняет анализ шести номеров журнала «Вокруг света» за первое полугодие 2016 года на предмет наличия и видов визуального контента. Замечая, что основные формы визуализации контента в газетно-журнальной периодике сохраняются, автор отмечает особенности конкретно для данного издания. Достаточно подробно исследуются формы и типы визуализации научно-популярной информации на страницах журнала, ее особенности и «проблемные точки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальный контент на страницах журнала «Вокруг света» как средство трансляции научно-популярной информации»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 070

С. И. Симакова

Челябинский государственный университет, Челябинск

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ВОКРУГ СВЕТА» КАК СРЕДСТВО ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сформулировав цель работы как исследование форм и типов визуализации контента на страницах научно-популярного журнала, автор выполняет анализ шести номеров журнала «Вокруг света» за первое полугодие 2016 года на предмет наличия и видов визуального контента. Замечая, что основные формы визуализации контента в газетно-журнальной периодике сохраняются, автор отмечает особенности конкретно для данного издания. Достаточно подробно исследуются формы и типы визуализации научно-популярной информации на страницах журнала, ее особенности и «проблемные точки».

Ключевые слова: визуальный контент; визуализация; научно-популярный журнал; «Вокруг света».

Сегодня наблюдается колоссальный интерес к научной информации «снизу» - со стороны «непосвященной» аудитории, как правило, достаточно молодого возраста (от 18 до 40 лет), не имеющей прямого отношения к научному миру. Подобная аудитория требует трансляции специальных знаний в адекватной ее уровню «упаковке» - в форме научно-популярной информации. Как следствие, возникает масса некоммерческих просветительских проектов подобного типа, освещающих различные области научного знания (от классической филологии - до молекулярной физики, от клинической психологии - до теологии), таких как «Курилка Гуттенберга», «Постнаука», «Открытый университет», «Образовач». В сети появляется немало качественных ресурсов, нацеленных на популяризацию науки, таких как arzamas.academy, nplus1.ru и т. п. На площадках различных клубов по интересам, общественных организаций и образовательных учреждений возникает множество разнообразных лекториев.

Это свидетельствует о том, что в ситуации определенного кризиса серьезной, фундаментальной науки происходит ее трансформация, выход за пределы лабораторий и университетских аудиторий в массы. Отсюда постоянно растущая значимость каналов популяризации научной информации, рассчитанных на массовую аудиторию. Первое место среди таких каналов, конечно, занимают СМИ, а именно, их особый тип - научно-популярные

издания, радио- и телепередачи. При общем кризисе печатной периодики научно-популярным изданиям удается сохранить и даже приумножить свою аудиторию. Происходит это во многом благодаря умению подобных изданий встроиться в новую парадигму ме-диапотребления, важнейшую роль в которой играет тенденция к визуализации информации. Увеличение доли визуального контента при ориентации на «профанного» читателя и соответствующий научно-популярный стиль нередко и являются слагаемыми успеха таких изданий, как «Вокруг света», «Популярная механика», «National Geographic» и другие. В то же время остается открытым вопрос о качестве научного контента, переживающего определенную трансформацию в процессе визуализации.

В связи с чем актуальность нашей работы очевидна и обусловлена, во-первых, все более увеличивающимся интересом аудитории к научно-популярным проектам и изданиям, а во-вторых, постоянным ростом доли визуального контента в подобных СМИ, что соответствует, с одной стороны, запросам медиапотребителя, живущего в условиях доминирования «клипового мышления» и довлеющей визуальности, а с другой стороны, ставит вопрос об эффективности трансляции научной информации в популяризаторских формах, в которых визуальная коммуникация также играет ведущую роль. Целью данной работы является исследование разнообразных форм и типов визуализации

контента на страницах современного успешного печатного научно-популярного издания в условиях доминирования «клипового мышления» медиапотребителя, их возможностей и ограничений в трансляции научной информации на широкую аудиторию. Для реализации поставленной цели нами отсмотрены шесть номеров журнала «Вокруг света» за период с января по июнь 2016 г.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы отечественных специалистов в сфере науки о массме-диа, посвященные визуализации информации в современных СМИ, - К. В. Нефедьевой [8], С. И. Симаковой [10; 11], Е. И. Федоровой [13], Е. В. Феррейра Опасо [14], В. Э. Шевченко [15]; публикации, освещающие особенности клипового мышления как явления современности, таких исследователей, как Н. В. Азаренок [1], С. И. Журавлёв [3], С. И. Симакова [9], А. М. Яковлева [16]; исследования, систематизирующие представления о научно-популярной журналистике в системе СМИ, таких ученых, как Ю. А. Головин [2], А. А. Тертычный [12]. Особо следует отметить немногочисленные исследования, касающиеся истории и специфики журнала «Вокруг света», таких медиаисследователей, как Е. В. Комарова [4; 5] и М. В. Литке [6].

К вопросу о визуальном контенте.

Под визуальным контентом мы понимаем всю визуальную информацию, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и т. п. Все говорит о том, что визуализация информации стала медиатрендом современности, она проявляет себя практически во всех видах СМИ - новостных, культурно-просветительских, спортивных и т. д. [10. С. 163]. В газетно-журнальных изданиях наиболее распространёнными являются следующие виды визуального контента: иллюстрации (сюда мы включаем и карикатуры, и элементы графического дизайна) - понятие «иллюстрация» в широком смысле включает в себя все типы наглядного изображения. Мы же ограничимся «узким» значением понятия «иллюстрация», включающее только графические формы контента, имеющие не столько информационное, сколько эстетическое предназначение. Фотографии (включая фоторепортажи) - фоторепортаж как жанр появился в России и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. С ХХ века газетно-журналь-

ную периодику невозможно представить без фотографии. В современных условиях возможности фотожурналистики значительно расширились и трансформировались. Фотография стала одним из основных средств коммуникации в так называемых «новых медиа». Инфо-графика (графики, схемы, диаграммы и т. п.) - с помощью инфографики можно делать сопоставление различных историй и процессов, показывать результаты сравнительного анализа данных. Определения и классификации инфо-графики многочисленны. Инфографика сегодня чрезвычайно многообразна и получает широчайшее применение не только в печатных, но и телевизионных и интернет-СМИ [11. С. 126].

О журнале «Вокруг света».

Данный журнал появился еще во время Российской империи, в 1861 году. Место открытия издания - Петербург. Редактором журнала стал книгоиздатель-коммерсант, Маврикий Осипович Вольф. Позже журнал был перенесен в Москву. Изначально в журнал включались истории, рассказы и наблюдения путешественников, их комментарии, именно это и сделало в те годы журналу имя, так как в нем были приведены не только рассказы наших соотечественников, но и западных исследователей и естествоиспытателей. Журнал приобрёл популярность и функционировал десять лет, вплоть до 1870. Перерыв продлился до 1884 года, когда благодаря братьям Михаилу и Евгению Вер-нерам, он возобновил свою деятельность. Журнал перенесли в Москву и немного изменили название, он стал называться «Вокруг Света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море». После своего возрождения журнал увеличил количество тиражируемых номеров, число которых составило 50 номеров год по сравнению с 12 номерами в год, которые выпускали при Вольфе. Вернерам удалось изменить журнал, сделать его более привлекательным для читателя и создать журналу собственный, эксклюзивный вид.

Но в 1917 году журнал вновь прекратил свою деятельность. Вот как комментирует свое решение редакция журнала (рис. 1).

Затишье продлилось до 1926 (1927) года, когда появилось сразу два издания. Одно из них имело все то же название и базировалось в Москве, при этом журнал был бесплатным приложением к «Всемирному следопыту», который выпускало государственное акционерное издательское общество «Земля и фабрика». А второе находилось в Ленинграде и имело название

ОТЪ РЕДА.МЦ1И.

Редякцгя журнала .Вокруг* Сегъта* настоящим* имгьщаетъ еспхъ своихь подписчиков* о том*, что, в* виду крайняго недостатка бумаги а технических?) затруднений, а также въ виду общага неопределенного политического и экономическая положеыя страны, не позволяющего принять на себя твердых* обязательств?) передъ подписчиками, журнал* тВокруг* Свгьта* не будет* издаваться въ 191& году и поэтому подписка на него не поинимается.

«Журнал сюжетной литературы, революционной романтики, научной фантастики, приключений, путешествий и открытий» в издательстве «Красная газета». Вплоть до 1941 года журнал успел сменить несколько издателей, в их числе «Молодая гвардия», «Комсомольская правда», «Правда», а в июне 1941 года вновь был прекращен выпуск, однако по завершению Второй Мировой войны, в 1946 году снова возобновляет свою работу, возвращаясь к 12 номерам в год, но изменив название на «Ежемесячный географический научно-популярный и литературно-художественный журнал "Вокруг Света"». Лишь к 1993 году журнал сменил издательство на ЗАО «Вокруг Света», проработав таким образом до 1999 года, после чего в течение 2000-го года выходил лишь на территории Украины, с 2001-го вновь возобновляет работу в России, существуя до сих пор. Тираж журнала составляет 250000 экземпляров, выпускается 12 номеров в год с периодичностью, соответственно, один раз в месяц. История журнала полна взлетов и падений, однако несмотря на все это он оставался и остается одним из самых известных научно-популярных журналов на территории России [7].

Специфика журнала «Вокруг света» как научно-популярного издания всегда диктовала необходимость сопровождения текстовой информации качественным визуальным контентом. Уже в конце XIX братья Вернеры, издававшие журнал, были озабочены повышением качества иллюстраций, которые на рубеже XIX-XX веков стали обязательной составляющей «тонких» еженедельных журналов и зачастую выполняли самостоятельную, не зависящую от текста роль. Уже в это время «титульный лист журнала "Вокруг света" неизменно украшали рисунок или фотография, иллюстрировавшие любопытную особенность быта и нравов некоего народа или наиболее захватывающий

\ 1.

эпизод романа, опубликованного в номере. Иллюстрации подбирались таким образом, чтобы мгновенно привлечь внимание аудитории» [5. С. 361].

Повышенный интерес к иллюстративному ряду сопровождал журнал на протяжении всей его истории. И сегодня «визуальное» становится его важнейшим приоритетом. Редакция отслеживает потребительские тренды и меняет журнал, ориентируясь на современного читателя. Так, в 2009 г., сочтя облик «Вокруг света» слишком патриархальным и устаревшим, редакция решилась на рестайлинг, изменив в 2010 г. образ журнала в сторону усиления его визуальной составляющей. Именно в этот период появляется яркий оранжевый цвет на обложке (чтобы журнал был виден издалека и легко отличим от других изданий на полке киоска) и страницах журнала, меняется верстка, возвращается логотип советского времени (в обновленном формате), обновляется концепция. Журнал печатается на хорошей бумаге с отличным качеством полиграфии, что предоставляет большие возможности для публикации фото, рисунка, инфографики. То есть сегодняшний «Вокруг света» ориентирован на читателя-ви-зуала, для которого невербальная информация более важна, чем текст. Это подтверждается анализом невебрального содержания журнала, включающего все виды визуального контента: простейшие графические символы, рисунки, фото, инфографика, типографика, цветовое оформление.

Мы отмечаем, что в нашей работе впервые дается исследование именно визуальной составляющей контента научно-популярного журнала с точки зрения эффективности трансляции научной информации на массовую аудиторию.

Визуальный контент журнала «Вокруг света».

Вне всякого сомнения, «королевой» визуального наполнения журнала «Вокруг света» является фотография. Например, в пятом номере журнала за 2016 год (http:// www.sciencedebate2008.com/the-most-popular-russian-scientific-journals/) содержится более 200 фотографий (включая рекламу) на 132 страницах. Причем, можно констатировать чрезвычайное разнообразие этих фотографий по самым разным параметрам. Так, по размеру фото в журнале можно классифицировать на крупные (размер равен обороту или странице), среднего размера (от половины полосы до 1/4), мелкие (от 1/8 и меньше). По форме: четырёхугольные (наибольшее количество фотографий), заключенные в круглую рамку (такой формат очень популярен в «Вокруг света», фото в круглой рамке разного размера встречаются в каждом номере в большом количестве), неправильной формы (причем где-то фон фотографии сохраняется, у изображения отрезается, например, угол, в других же случаях на фото отсутствует фон, то есть из фотографии средствами компьютерных программ изымается только необходимое изображение, которое и размещается в издании).

Фотография может служить дополнением к тексту, а может быть содержательным центром материала. Жанр представленных фотографий также разный (портреты, пейзажи, натюрморты). Фото могут быть жанровыми, репортаж-ными, постановочными и, конечно, научно-прикладными. Нужно отметить, что большинство фотографий тяготеют к художественности, они действительно «красивы», очевидно большое количество усилий, затраченных на создание фотографии и её обработку: выбор ракурса, нужного освещения (например, в пейзажных фото), фона, работа с фотографией в графических редакторах, например, в Adobe Photoshop и т. д.).

Визуальными якорями номеров, конечно, являются крупные фотографии, представленные, например, в постоянной рубрике «Один кадр». Так, в «Вокруг света» за март 2016 года (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/3/) на полном развороте предложены три фотографии: 1) захватывающая дух панорама, демонстрирующая платный аттракцион на высоте 1200 метров над уровнем моря в Крыму (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/3/#/14); 2) яркое и очень колоритное фото кудрявых пеликанов на рыбалке (http://www.vokrugsveta. ru/view/2016/3/#/16); 3) красочная фотография

испанского фестиваля Рапа-дас-Бестас (http:// www.vokrugsveta.ru/view/2016/3/#/18). В этой рубрике встречаются действительно уникальные кадры. Например, в майском номере за 2016 год размещена «сюрреалистическая» фотография зацветшей цинции на фоне нашей планеты в окне МКС (http://www.vokrugsveta. ru/view/2016/5/#/18). Яркий цветок на фоне расфокуса заднего плана позволяет добиться высокой художественности фотографии. Эти фотографии уникальны тем, что увидеть такие вещи вживую практически невозможно. Фотография является основным содержанием данной рубрики. Сопроводительный текст бывает, как правило, предельно коротким, он объясняет происходящее на снимке и обозначает его авторство. Размещается описание справа или слева, чтобы не мешать просмотру фото.

Ещё одна рубрика, отданная на откуп фотографии, - это рубрика «Мисс мира», где фотография красивой девушки в национальном костюме занимает одну полосу. Например, февральский номер за 2016 год показывает «женщину Самоа» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/2/#/22).

Множество прекрасных фотографий (в числе которых и фото большого формата) содержит рубрика «Большое путешествие», так, в январе 2016 года «Большое путешествие» посвящено американскому Санкт-Петербургу (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/1/#/32). В этом случае фотографии можно назвать более репортажными. В данном случае такой подход к фото оправдан: Америка более демократична, чопорна и тороплива, отсюда, как нам кажется, другой стиль оформления.

Похожий формат имеет рубрика «Местные жители». Например, статья «Ткань времени» (http: //www.vokrugsveta.ru/view/2016/3/#/40) сквозь призму традиции плетения ковров рассказывает о Турции и её деревенских жительницах. Лица, семьи, интерьеры, ковры, улочки турецкой деревни - всё это позволяет окунуться в атмосферу деревенской Турции и другими глазами посмотреть на жительниц этой страны. В том же контексте интересны рубрики «Фотопроект», «Местные жители», «Голос крови», «Национальное достояние», «Наука» и др. Повторимся, что фотографии содержит практически каждый, даже самый небольшой журналистский материал. «Вокруг света» - это журнал фотографий.

Особое место принадлежит в этом журнале фотографиям животных. Например, в майском

номере мы насчитали около 25 фотографий животных, птиц и насекомых. Для них существуют свои рубрики: «Зверь», «Зоология», например, материал «Семейные обстоятельства» (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/5/#/76), рубрика «Местные жители» может быть посвящена как людям, так животным. Часто появляются животные и в рубрике «Вопрос-ответ» и других рубриках. Необходимо также отметить прекрасные пейзажные фото, которыми располагает журнал.

В каждом номере в рубрике «Особый ряд» есть материал, дающий подборку чем-нибудь интересных животных, архитектурных сооружений, водоемов, памятников, людей и т. д. В качестве примера можно привести материал «Игра престолов: 12 наследных принцев и принцесс» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/3/#/56), он рассказывает о наследниках современных монархий. К слову, одна из фотографий этого материала стала обложкой номера. Впрочем, такого рода публикации появляются на страницах журнала и за пределами «Особого ряда». Например, в том же номере в рубрике «Чистая правда» вышла статья «Ходячий анекдот: 10 мифов о поручике Ржевском» (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/3/#/110). Популярность такого рода материалов в «Вокруг света» очевидна. Подобный подход позволяет структурировать материал, как бы выхватывая из реальности самое интересное и наглядное. В таком контексте можно отказаться от ненужных подробностей и систематизировать картину мира, при этом оставляя текст кратким.

С национальными продуктами и кулинарными шедеврами разных стран знакомят нас рубрики «Дело вкуса» и «Фирменное блюдо». Здесь, как правило, публикуются фоторецепты.

Еще одна рубрика, о которой хотелось бы упомянуть, это раздел «Месяц», публикующий фото, иллюстрирующее тот или иной месяц в году. Это яркие, красочные фото в круглом обрамлении, отлично выполняющие свою функцию привлечения внимания, например «Холодный роддом» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/2/#/22).

Не будем забывать, что «Вокруг света» -журнал научно-популярный, а потому здесь присутствуют и научно-прикладные фото, например, в рубрике «Суть вещей». В февральском номере в материале «Сладкая жизнь» (http: //www. vokrugsveta.ru/view/2016/2/#/130) представлена фотография сахара, сделанная с

помощью макросъемки и заключенная в круглую рамку. Благодаря тому, что рубрика занимает последнюю страницу журнала, а яркое и необычное фото заключено в круглую рамку, материал сразу же «цепляет» внимание читателей. По тому же принципу сделан материал «Стружка прошлого» (http://www.vokrugsveta. ru/view/2016/1/#/130), показывающий стружку, снятую с деревянного карандаша твердостью ТМ. Нужно сказать, что макросьемка - это очень выигрышный формат донесения материала, поскольку даже самые обыденные вещи при большом укрупнении кажутся особенными.

Как мы уже говорили, вся история журнала связана с фотографией. И фотографий в «Вокруг света» действительно много. Однако редакционный коллектив не стоит на месте, а аккумулирует все новинки из области визуальных коммуникаций. Так, в последние годы редакция всё активнее делает ставку на инфографику. В журнале даже существует специальный раздел «Инфографика», который предлагает не просто инфографику, а целые мультимедийные истории. В частности в разделе «Инфографика» используются полосовые, круговые и столбчатые диаграммы, карта, фото и минимум текста - таков секрет аналитической инфографики в журнале «Вокруг света». Похожей по форме на «Инфографику» является рубрика «Картография». Так, материал «Великое расселение» (http://www.vokrugsveta.ru/view/2016/1/#/22) при помощи одной круговой и четырёх столбчатых диаграмм, а также карты демонстрирует, что если на каждый квадрат Нью-Йорка поставить по 10 человек, то на его территории поместится всё население планеты. По-настоящему информативной является инфографика, размещенная в рубрике «Годовые кольца». Как правило, это карта со ссылками на блоки информации. В качестве примера приведем материал «155 лет назад...» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/2/#/32). В нём отсутствуют стрелки от карты со сносками к самим сноскам. В итоге материал смотрится красиво, но оказывается не очень информативным, просто потому, что не все захотят «разгадать этот кроссворд», соотнося ссылки. Такая же история и в январском номере, материал «2016 лет назад...» (http:// www.vokrugsveta.ru/view/2016/1/#/26).

В журнале встречаются также очень любопытные таймлайны. Они интересны тем, что выполнены в форме изогнутой линии. Такие таймлайны достаточно редки в российских

СМИ. Они требуют большего количество усилий, чем обычные линии времени. И даже эксперты не часто советуют создавать такие тайм-лайны, прежде всего потому что они трудны для исполнения (а иногда и для понимания, если созданы безграмотно). Но у «Вокруг света» такого рода линии времени получаются очень качественно. Нужно сказать, что помимо целых мультимедийных историй, содержащих сразу несколько инфографических компонентов, в журнале встречаются и отдельные образцы инфографики, иллюстрирующие те или иные явления, процессы, статистику, обозначающие геолокацию. Так, материал «Подпольная империя» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/4/#/104) наглядно иллюстрирован генеалогическим древом Ротшильдов. В журнале большое количество карт разного размера, фиксирующих описываемую местность.

Есть в журнале также формат инфографи-ки, не часто встречающийся в отечественной периодике. Данный формат обусловлен научно-популярным типом издания. Это так называемые схемы, которые нередко встречаются в рубрике «Анатомия героя». Кроме того, схемы встречаются и в материалах других рубрик, иллюстрируя анатомию человеческого тела или устройство и принципы работы самых разных механизмов.

Нужно отметить, что инфографика на страницах журнала не всегда оказывается удачной. Бывают и не вполне понятные образцы. Однако это скорее исключение, чем правило.

Помимо фотографии и инфографики журнал включает в себя большое количество рисунков. Рассмотрим наиболее интересные: редко встречающиеся в современной прессе коллажи; репродукции картин, литографий, скульптур (в частности, в «Вокруг света» существует целая рубрика «Культурный код», анализирующая артефакты изобразительного искусства и естественно публикующая их; например, в номере от января 2016 года в материале под названием «Воздушная тревога» (http:// www.vokrugsveta.ru/view/2016/1/#/28) анализируется картина «Крик» Э. Мунка, и эта рубрика постоянна; если же говорить о небольших репродукциях скульптур и картин или их фрагментов, то они встречаются в журнале повсеместно); технические рисунки, особенно часто встречающиеся при необходимости продемонстрировать какой-либо агрегат, созданный несколько веков назад; кадры из мультфильмов.

Кроме того, к 155-летию журнала в «Во-

круг света» рубрика «Архив» публикует сканы номеров журнала более чем полуторавековой давности (и перепечатывает статьи оттуда). Так, в четвертом номере за 2016 год опубликован материал «Остров свободной любви» (http://www.vokrugsveta.rU/view/2016/4/#/118), перепечатанный из № 33 1903 года и сопровожденный обложкой этого журнала. Черно-белый формат, картинка давно минувших дней выделяют публикацию из множества других именно своей простотой, незатейливостью и давностью создания.

Наличие рисунков дополняет визуальную картину журнала, придавая «Вокруг света» энциклопедический и даже академический вид, не делая его при этом чересчур дидактичным.

Если говорить об оформлении журнала, то у «Вокруг света» множество отличительных особенностей, среди которых использование большого количества шрифтов (больше десятка начертаний), особая верстка материалов, при которой они бесконечно дробятся, разбиваются на небольшие фрагменты, зачастую эти фрагменты оформляются графически (в рамки), создавая ощущение клипа во время прочтения материалов. В «Вокруг света» очень много цифровой информации. Причем, цифры не прячутся, они педалируются, увеличиваются иногда до размеров страницы, имеют разные цвета и начертания. Есть даже целая рубрика под названием «Цифры», например, материал «Тихая гавань» (http://www.vokrugsveta.ru/ view/2016/2/#/54), предлагающий количественную информацию (моря, острова, проценты, кубометры в секунду, километры и метры, а также промиле), вынесенную на передний план.

Журнал, как и его обложку, можно назвать очень ярким. Оранжевый цвет на титуле находит своё логическое продолжение на страницах журнала (выступая в качестве плашек под текстами и цветового решения шрифта). Вообще нужно сказать, что текст очень часто имеет фон, зачастую на одной странице используется несколько фоновых решений под разными фрагментами текста. Всё это определенно привлекает внимание. Однако в этом кроется и проблема. Такой калейдоскоп иногда вызывает рябь в глазах, не даёт сосредоточиться, оставляет впечатление винегрета в голове. Кроме того, иногда текст, наложенный на фото, становится просто нечитаемым, его трудно разобрать. А основному потребителю и не захочется.

Следует также отметить, что в журнале масса знаковой, иконической информации, начиная от логотипа и завершающих элементов статей в виде глобуса и заканчивая знаковыми элементами, необходимыми для раскрытия темы статьи, например, «иконки», стилизованные под чайные листики в материале «Два листочка для королевы» (http://www.vokrugsveta. ru/view/2016/1/#/54) и т. д.

Таким образом, отметим, что журнал «Вокруг света» использует всё многообразие существующих ныне визуальных средств (доступных в печатном формате). На страницах журнала огромное количество фотографического материала, причем зачастую эксклюзивного и всегда качественно сделанного и обработанного. Самые разные фотографии помогают составить впечатление о предметной реальности этого мира, о его обитателях (людях, животных, насекомых), прекрасной природе, которую необходимо оберегать, предметах искусства. Инфографика помогает классифицировать множественные данные и визуализировать то, что по-другому визуализировать невозможно. Благодаря ин-фографическим вставкам журнал смотрится современно и создаёт интересные мультимедийные истории, становящиеся площадками интеграции самого разного визуального контента. Рисунки добавляют журналу авторитета и энциклопедичности, помогая держать планку качественного познавательного журнала. Стоит констатировать, что за счет броского оформления журнал «Вокруг света» привлекает внимание и сокращает время ознакомления с материалом, однако иногда он оказывается чересчур перегруженным визуальным рядом, дискретным и трудно воспринимаемым. В этом мы видим перспективы улучшения качества старейшего научно-популярного журнала России.

Список литературы

1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире [Текст] / Н. В. Азаренок // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Личность и группа в условиях социальных изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - Т. 5. - С. 110-112.

2. Головин, Ю. А. Журнальная периодика: типологические характеристики [Текст] / Ю. А. Головин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 72-82.

3. Журавлёв, С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности [Текст] / С. И. Журавлёв // Аспирантский вестник Поволжья. - 2014.- № 7-8.- С. 27-31.

4. Комарова, Е. В. Журнал «Вокруг света»: история и функционирование на современном этапе: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Е. В. Комарова. - Челябинск, 2014. -266 с.

5. Комарова, Е. В. Журнал «Вокруг света» в 1861-1868 гг. Типологическая характеристика [Текст] / Е. В. Комарова // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2014. -№ 2 (1). - С. 360-363.

6. Литке, М. В. 150 лет журналу «Вокруг света»: становление и развитие типологической модели [Текст] / М. В. Литке // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2012. - № 3(9). - С. 131-141.

7. Научно-популярный журнал «Вокруг Света» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.sciencedebate2008.com/the-most-popular-russian-scientific-journals/ (дата обращения: 03.09.2016).

8. Нефедьева, К. В. Инфографика - визуализация данных в аналитической деятельности [Текст] / К. В. Нефедьева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 197. - С. 89-93.

9. Симакова, С. И. Визуальное мышление как основа визуализации в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015.- С. 229-232.

10. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360), вып. 94. - С. 163-169.

11. Симакова, С. И. Развитие визуальной журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 г.). -Екатеринбург, 2016. - С. 125-129.

12. Тертычный, А. А. Быть ли научно-популярной журналистике? [Текст] / А. А. Тертычный // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2013. - № 2. - С. 212-217.

13. Федорова, Е. И. Инфографика как метод визуализации данных [Текст] / Е. И. Федорова // Организационная коммуникация: материалы междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апр. 2014 г., Минск) / отв. ред. О. В. Терещенко [и др.]. -Минск: Издат. центр БГУ, 2014. - С. 145-149.

14. Феррейра Опасо, Е. В. Современные аспекты визуализации информации [Текст] /

Е. В. Ферейра Опасо // Актуальные проблемы гуманитар. и естествен. наук. - 2012. - № 11. -С. 138-140.

15. Шевченко, В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Ме-диаскоп. - 2014. - Вып. 4. - 02.12.2014. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1654.

16. Яковлева, А. М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр [Текст] / А. М. Яковлева // Наука телевидения. Научный альманах. - М.: ГИТР, 2015. - Вып. № 11. -С.197-228.

VISUAL CONTENT IN THE MAGAZINE «AROUND THE WORLD» AS A MEANS OF TRANSLATING POPULAR SCIENCE INFORMATION

Simakova S. I., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

Formulating the purpose of the work as a study of forms and types of visualization content on the pages of popular science magazine, the author analyzes six issues of the magazine "Around the world" for the first half of 2016 to determine the presence and types of visual content. Noticing that the main form of display of content in newspaper and magazine periodicals continues, the author describes the features specifically for this edition. Enough the paper examines the forms and types of visualization of scientific and popular information on the pages of the magazine, its features and "trouble spots".

Keywords: visual content; visualization; scientific-popular magazine «Vokrug Sveta».

References

1. Azarenok, N. V. (2009) Klipovoe soznanie i ego vliyanie na psihologiyu cheloveka v sovremennom mire [=Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world], in: Materialyi Vserossiyskoyyubileynoy nauchnoy konferentsii, posvyaschennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S. L. Rubinshteyna «Psihologiya cheloveka v sovremennom mire». Lichnost i gruppa v usloviyah sotsialnyih izmeneniy [=Proceedings of the jubilee scientific conference dedicated to the 120th anniversary of Rubinstein «Psychology man in the modern world. «Individuals and groups in terms of social change], vol. 5, Moscow, Institut psihologii RAN, pp. 110-112. (In Russ.).

2. Golovin, Yu. A. (2012) Zhurnalnaya periodika: tipologicheskie harakteristiki [=Magazine Periodicals: typological characteristics], in: Voprosyi teorii i praktiki zhurnalistiki [=Questions of the theory and practice of journalism], no. 2, pp. 72-82. (In Russ.).

3. ZhuravlYov, S. I. (2014) Klipovoe myishlenie kak sposob videniya realnosti [=Clip thinking as a way of seeing reality], in: Aspirantskiy vestnikPovolzhya [=Graduate messenger Volga], no. 7-8, pp. 27-31. (In Russ.).

4. Komarova, E. V. (2014) Zhurnal «Vokrug sveta»: istoriya i funktsionirovanie na sovremennom etape [=Magazine «Around the World»: the history and functioning at the present stage], Chelyabinsk, 266 p. (In Russ.).

5. Komarova, E. V. (2014) Zhurnal «Vokrug sveta» v 1861-1868 gg. Tipologicheskaya harakteristika [=»Around the World» magazine in 1861-1868 gg. Typological characteristics], in: Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [=Bulletin of the Nizhny Novgorod State University. Lobachevskii], N. Novgorod, no. 2 (1), pp. 360-363. (In Russ.).

6. Litke, M. V. (2012) 150 let zhurnalu «Vokrug sveta»: stanovlenie i razvitie tipologicheskoy modeli [=150 years of the magazine «Around the World»: formation and development of the typological

model], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [=Bulletin of the Tomsk State University. Philology], no. 3(9), pp. 131-141. (In Russ.).

7. Nauchno-populyarnyiy zhurnal «Vokrug Sveta» [=The popular science magazine «Around the World»], available at: http://www.sciencedebate2008.com/the-most-popular-russian-scientific-journals/, accessed 03.09.2016. (In Russ.).

8. Nefedeva, K. V. (2013) Infografika - vizualizatsiya dannyih v analiticheskoy deyatelnosti [=Infographics - visualization of data in a research activity], in: Trudyi Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kulturyi i iskusstv [=Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts], vol. 197, pp. 89-93. (In Russ.).

9. Simakova, S. I. (2015) Vizualnoe myishlenie kak osnova vizualizatsii v SMI [=Visual thinking as a basis for visualization in the media], in: Lichnost i obschestvo: problemyi vzaimodeystviya: materialyi VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=The individual and society: problems of interaction: The materials of the VIII International scientific-practical conference], Chelyabinsk, Izdatelskiy dom «Monograf», pp. 229-232. (In Russ.).

10. Simakova, S. I. (2015) Vliyanie novyih tehnologiy na vizualnyiy kontent zhurnalistskih materialov [=The impact of new technologies on the visual content of journalistic materials], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie [=Herald of Chelyabinsk State University. Philology. Arts], no. 5 (360), vyip. 94, pp. 163-169. (In Russ.).

11. Simakova, S. I. (2016) Razvitie vizualnoy zhurnalistiki [=Development of visual journalism], in: Zhurnalistika tsifrovoy epohi: kak menyaetsya professiya : materialyi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [=Journalism in the digital age: how to change profession: Materials of intern. scientific-practical. conf.], Ekaterinburg, pp. 125-129. (In Russ.).

12. Tertyichnyiy, A. A. (2013) Byit li nauchno-populyarnoy zhurnalistike? [=Is Being popular science journalism?], in: Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser. Filologiya. Zhurnalistika [=Voronezh. state. Univ. Herald. Ser. Philology. Journalism], no. 2, pp. 212-217. (In Russ.).

13. Fedorova, E. I. (2014) Infografika kak metod vizualizatsii dannyih [=Infographics as a data visualization method], in: Organizatsionnaya kommunikatsiya: materialyi mezhdunar. nauch. - prakt. konf. [=Organizational Communication: Proceedings of the international. nauch.-pract. conf.], Minsk, Izdat. tsentr BGU, pp. 145-149. (In Russ.).

14. Ferreyra Opaso, E. V. (2012) Sovremennyie aspektyi vizualizatsii informatsii [=Current aspects of information visualization], in: Aktualnyieproblemyi gumanitar. i estestven. Nauk [=Actual problems of humanitarian. and natural. Sciences], no. 11, pp. 138-140. (In Russ.).

15. Shevchenko, V. E. (2014) Vizualnyiy kontent kak tendentsiya sovremennoy zhurnalistiki [=Visual content as a trend of modern journalism], in: Mediaskop [=Mediaskop], vyip. 4, available at: http:// www.mediascope.ru/node/1654, accessed 25.08.2016. (In Russ.).

16. Yakovleva, A. M. (2015) Klipovoe chtenie: tekst kak izobrazhenie-simulyakr [=Clip reading: text as an image-simulacrum], in: Nauka televideniya. Nauchnyiy almanah [=Science. Scientific almanac], Moscow, GITR, vyip. No. 11, pp. 197-228. (In Russ.).

Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.