УДК 002.704 ББК Ч612.174.3
Симакова С. И.
ИНФОГРАФИКА: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА Simakova S. I.
INFOGRAPHICS: VISUALIZATION OF DIGITAL CONTENT
Ключевые слова: визуализация, инфографика, информация, цифра, цифровые обозначения, контент, журналистские материалы.
Keywords: visualization, infographics, information, digit, digital marks, content, journalistic material.
Аннотация
В работе рассматривается актуальный прием визуализации информации -инфографика. Предлагая читателю краткий обзор материалов журнала «Инфографика», автор показывает преимущества информационного дизайна при передаче информации, содержащей цифровые обозначения. Рассматривая наполнение журналистских материалов цифровым контентом в диахронном аспекте автор делает вывод о возможности вытеснения цифры из текста в инфографику. Таким образом, по мнению автора, развитие инфографики, как нового жанра журналистики, -необходимый и достаточно важный фактор выживания печатных СМИ в современных медиаусловиях.
Abstract
The article considers the actual device of information visualization - infographics. Offering a brief review of the magazine “Infographics ” the author shows the advantages of information design while transferring the information, having digital marks. Considering the journalistic digital content in diachronic aspect the author draws the conclusion about the possibility of bringing numbers from the text into infographics. Thus, in author’s opinion, development of infographics as a new genre ofjournalism is a necessary and important factor of printed mass media survival in contemporary media conditions.
Под цифровыми обозначениями мы понимаем числительные, обозначенные в тексте с помощью цифр. Совокупность всех цифровых обозначений составляет цифровой контент отдельно взятого фрагмента текста газеты (отдельного сообщения, отдельного выпуска, совокупности газетных выпусков, объединенных по специально оговоренным признакам, газеты в целом). Даже простые наблюдения за изменением цифрового контента в журналистских материалах показывают, что цифр становится всё больше. Это приводит нас к мысли, что столкновение «математической экспансии» с одновременным «гуманитарным поворотом» в научной и общественной жизни может рассматриваться как одна из ключевых особенностей современной действительности. «Математизация мира» (под «математизацией мира» понимается тенденция к увеличению роли исчисления в любых практических видах деятельности и теоретических сферах, напрямую не связанных с математической наукой и статистикой) не обошла стороной и российскую (региональную) прессу. Цифровые обозначения охватывают все новые сферы действительности, которые отражают СМИ. Они меняют восприятие газетных текстов. Данная работа - ещё одна попытка исследовать динамику цифровых обозначений, рассмотреть тенденции развития цифрового контента.
Рассматривая ситуацию цифровых включений в современный журналистский текст, нами проведён качественный анализ цифрового контента с позиций трех
магистральных подходов: философско-исторического, социокультурного,
филологического (практико-стилистического)1. Мы отметили, что цифровое обозначение числа, имеющее древнейшую историю и нагруженное сакральными смыслами, обладает особым потенциалом воздействия на воспринимающее сознание. В ходе анализа рассмотренных примеров мы подтвердили мысль о наличии у цифровых обозначений коннотативных значений. Что доказывает утверждение о том, что цифры в журналистском тексте оказываются одновременно и источником информации, и источником воздействия на подсознание читателя. Нами определены основные позиции использования журналистами цифровых обозначений. Во-первых, четкие количественные показатели придают сообщению фактическую точность и достоверность и способствуют эффективной реализации информационной функции СМИ. Во-вторых, при обработке цифровых данных журналистами необходимо учитывать особенности восприятия подобной информации читателем и стараться грамотно поддерживать равновесие между цифрой и словом. Авторы работ на эту тему (например, Н. Бондарчук, К. Накорякова, А. Тертычный и др.) называют основные способы: пересчет в процентах; сравнение; образная расшифровка через сравнение; пояснение. В-третьих, рассматривая экспрессивно-эмоциональную функцию использования цифр в журналистских текстах, мы отмечаем, что в этой связи цифровые обозначения выступают как средство воздействия на читателя в качестве сильнейшего «раздражителя внимания». «Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций - собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. «Оптический эффект» цифры хорошо известен составителям рекламных текстов», - пишет в своей работе К. М. Накорякова. В-четвертых, сегодня наблюдается еще одна особенность включения цифровых обозначений в современный журналистский текст - это игровой принцип. Игра может строиться на смене единиц измерения, использовании заведомо гиперболических значений, иронизировании и т. п. Игровой принцип является, с одной стороны, основой современного мировосприятия, по сути своей постмодернистского, но с другой стороны, примеры таких игровых включений мы можем найти и в истории отечественной журналистики.
Итак, в диахронном аспекте прослеживается уплотнение цифрового контента журналистских материалов. На это есть ряд причин, одной из которых является информационная компрессия. Вместе с тем, стоит отметить, что в результате выполненного анализа цифрового контента газетного текста в региональных СМИ нами замечена следующая тенденция: возрождение такого жанра, как очерк, на страницах региональной прессы и ограниченная размерность газетной полосы приводит к уменьшению количества материалов (или их объёмов), содержащих статистический контент. И, как следствие, происходит вытеснение цифры из текста2. Информация же, требующая цифрового представления, принимает форму инфографики.
По нашим наблюдениям данная тенденция не является пререгативой региональных или федеральных СМИ. Инфографика - как один из жанров журналистики - притягивает внимание абсолютно всех средств массовой информации.
Под инфографикой понимается справочная или иллюстрированная статистическая информация, представленная различными методами визуализации: при помощи графиков, диаграмм, гистограмм, ментальных карт (mind map - карты памяти), временных шкал (один из основных принципов анимированной инфографики) и т. д. Такая форма подходит для быстрого представления большого количества информации. Инфографика является универсальным средством для распространения концептуальной информации. «Человек живет в мире информации. Более того, сама
1 Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего»): дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2009.
2 Симакова, С. И. Цифровые обозначения как фактор формирования картины мира читателя в современной медиаситуации // Челяб. гуманитарий. - Челябинск, 2010. - № 3 (12). - С. 61.
его сущность, душа - не что иное, как сложнейшая информационная система, принимающая информацию из внешнего мира, перерабатывающая, накапливающая ее в памяти в виде знаний и генерирующая новую информацию, которая и выступает как регуляторный фактор в разнообразных видах деятельности и жизненной активности человека. В частности, она при помощи тех или иных средств становится доступной для восприятия тому субъекту или аудитории, для которой она предназначалась»3.
Анализ наполнения журналистских текстов цифровым контентом в диахронном аспекте позволяет отметить, что журналистский текст органично включается в культурный контекст времени, эффективно взаимодействует с ним и в определенной мере преобразовывает его. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня именно инфографика является одним из универсальных средств визуализации информации, способствующий её скорейшему восприятию и пониманию. В частности, когда человек читает статью, смотрит телесюжет или слушает радиоэфир на незнакомые или малознакомые темы, где обсуждаются объекты, чувственно не воспринимаемые индивидом, образ которых у него не сформирован, которые им деятельностно не освоены, он попросту не понимает такую информацию или понимает только поверхностно. Выход - применение средств наглядности. К таким средствам мы и относим инфографику.
Не останавливаясь подробно на истории развития инфографики, мы замечаем, что сегодня инфографику необходимо рассматривать как один из новых самостоятельных жанров журналистики. «Инфографика - это журналистский жанр. Поэтому инфографу в первую очередь нужно владеть журналистскими и редакторскими навыками. Чтобы найти и отредактировать, плюс выявить и отобрать ненужное. <...> Вообще, инфографика - это идеальный журналистский материал», - говорит «пионер российской инфографики» Ольга Привалова4.
Анализ контента российских СМИ позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев, независимо от вида СМИ (печать или телевидение), инфографика используется либо в качестве дополнения и иллюстрации журналистского текста, либо как самостоятельный материал. В ряде случаев инфографика становится ведущей статьей, а текст - дополнением к ней5. Анализируя сферу применения инфографики, нами замечено, что в большинстве случаев, информационные графики служат для иллюстрации тем, содержащих статистическую информацию. Наиболее удачно её применение для выражения и любой другой информации, требующей цифрового наполнения.
В качестве примера мы приведём материалы журнала «Инфографика». Данный журнал для нас интересен тем, что он не содержит текст, вся информация - представлена в виде инфографики.
Николай Романов, главный редактор журнала, говорит о том, что журналисты, создающие журнал, «ищут вокруг интересные темы, образы, а потом садятся все вместе и обсуждают». Главный критерий - чтобы информация, которую они хотят опубликовать, смогла «вместиться» в один рисунок - инфографику.
К примеру, первый разворот одного из номеров журнала «Инфографика» посвящен городу Нью-Йорку (рис. 1).
3 Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: Наукова думка, 1988.
4 http://www.mymoleskine.ru/2010/05/iznanka-infografiki/
5 Симакова, С. И. Замещение цифрового контента газеты инфографикой в современной прессе. URL : http://journ.usu.ru/index.php/conference-2011
Рисунок 1
На рисунке изображен город: небоскребы, дорога, по которой едут машины и на которой стоит полицейский, метро, самолет, люди, статуя Свободы, в небе -привидение, из-за небоскреба выглядывает Кинг-Конг. С помощью этих картинок журналисты хотят донести до читателей информацию о том, что в городе построено 5562 небоскреба: Ситигрупп-билдинг высотой 279 м, этажностью 59 и годом постройки 1977, Трамп-билдинг высотой 290 м, этажностью 66 и годом постройки 1983, Крайслер-билдинг высотой 319 м, этажностью 77 и годом постройки 1930; о том, что 725471 миллионер проживает в городе; о том, что 25 % мирового запаса золота расположено в Нью -Йорке; о том, что 57 % жителей не имеют своего автомобиля, а 90 % водителей такси - иммигранты; о том, что город в индексе преступности находится на 197 месте среди 226 американских городов с численностью населения больше, чем 100 тысяч человек; о том, что 2,25 $ стоит проезд в метро, которое состоит из 26 маршрутов и 6200 составов, которые останавливаются на 468 различных станциях; 38,4 минуты в день тратят горожане, чтобы добраться до работы; о том, что население Нью -Йорка составляет 8363710 человек, из них 44 % - белые, 27 % - латиноамериканцы, 22 % - афроамериканцы, 6,5 % - азиаты, 0,5% - коренные американцы; о том, что 75 % жителей арендуют жилье; о том, что у статуи Свободы ногти длиной 30 см; о том, что 317 самоубийц прыгнуло в том году с Бруклинского моста; о том, что Нью -Йорк подвергался нападению Кинг-Конга и Годзиллы.
Итак, мы видим, что информация с этой инфографики занимает почти страницу печатного текста. Если бы нужно было написать статью для газеты/журнала, то данные
факты нужно было бы еще связать вместе, логически построить, придумать вступление и заключение, может, какую-нибудь «фишку». Все это заняло бы еще, как минимум, одну-две страницы. Безусловно, такой материал не был бы востребован читательской аудиторией. Вряд ли хоть кто-нибудь смог бы дочитать его до конца. А поэтому преимущества инфографики очевидны.
Н. Романов говорит о том, что не каждую тему удается раскрутить для инфографики: где-то слишком мало фактов, что-то будет интересно только маленькой группе лиц и т. п. Он продолжает: «для темы про бензин мы сразу определили “схему”. Бюджет сначала хотели делать в виде кругов, но потом поняли, что не сможем наглядно показать, как распределяются деньги. Поэтому, в конечном итоге, остановились на “схеме-мясорубке”» (рис. 2).
ЗА СЧЕТ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
Стоимость бензина в России практически не зависит от цен на нефть. На 80% розничная стоимость литра состоит из налогов и прибыли, которую получают участники рынка.
млн тонн нефти добыли в 2010 году в России
27 НПЗ
работает в России
НДС 5473 Акциз
Й£Г
стоимость грамспорпфовм нефти от месторождении
до НПЗ
продали М границу • виде сьрь*
LIRRLS £1093
2,9 руб.
за литр
По каким ценам НПЗ продает свою продукцию
ЕЩ вза ЕЯ
19,9 17,1 19
ЯЛЛ» I рубУл ибУл
ТГ:: 10 ООО
рублей за тонну — стоимость нефти ил мировых пг.оиі*цк*і
(МИРОВАЯ СТОИМОСТЬ) »«НУС (ПОШЛИНЫ) МИНУС (ПОСТАВКА НЕФТИ ЗА ГРАНИЦУ) МЮУС (СКИМСТЪ ДОБЫЧИ)
и 6с- Соврем емки ь*
расхаем («мортммция. (204 На прибыль типологии производ-
оплата труда. ч*у ства позволяют США из
охран». связь, II 1«К НДС 1 тонны нефти получать
тмкелдоитд) 1 500 кг бензина.
> в структуру
кэыгимий
Из
1
ВЫРУЧКА НК ОТ ПРОДАЖИ НЕФТИ
^800^8800
Твк как выручил одинакова, нефтяной номлажи абсолютно все равно: продавать нефть на эиспорт или перерабатывать ее на бензин
8СУ.
от этой суммы государство забирает себе в виде налогов.
Цены на бензин на АЗС Петербурга
тонны нефти в России получается:
1*4 НДС
т
ИД ішч
ЕЯ 14»УЛ
СРЕДНЯЯ ЦЕНА БЕНЗИНА НА АЗС
300 кг дизельного
ля кг. керосина.
350 кг мазута
О о
Е*5 Е92 DIESEL
Кириши 26 23,5 25,9
Фаэтон 26.65 23.65 26,45
Лукойл 26.65 23.95 26,1
27,6 24.9 26,9
Мазут почти полностью * на экспорт в Европу. На европейском НПЗ мазут перерабатывают в дизельное топливо.
5673 р. 2500 р.
АКЦИЗ ЗА ТОННУ АКЦИЗ ЗА ТОННУ 6ЕКЭ»и ДИЗЕЛЯ С НАЛОГОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В РОССИИ ВЫГОДНЕЕ
производить
НИЗКОКАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО.
Рисунок 2
Интересной является задумка авторов журнала изобразить индекс счастья. Сопоставив данные об уровне жизни и показатели ВВП, получили материал следующего содержания (рис. 3).
Рисунок 3
Данные, представленные в данной диаграмме, невозможно даже представить в виде текстовой информации. Соответственно, и здесь является оправданным использование цифрового контента в виде инфографики. Немаловажным фактором в подготовке того или иного материала является форма передачи имеющейся информации (аналогично тому, как это происходит и при передаче информации в виде текста). Так, например, если информацию, заложенную в инфографике «Не в деньгах счастье» (рис. 3), представить в виде таблицы, то огромное количество строк и столбцов сделает её нечитабельной.
В качестве оправданности использования инфографики для передачи цифрового контента рассмотрим ещё один пример. Инфографика из 3-го номера (рис. 4). Она называется «Цветы. 24 часа» и изображена в виде магазина цветов. В ней рассказывается о том, какие цветы чаще дарят в России; с помощью круговой диаграммы - откуда они берутся; о том, как формируется цена; говорится о цене самых распространенных цветов; даётся процентное соотношение месяцев, во время которых покупают цветы; показана популярность цветов; рассказывается о том, сколько комбинаций можно составить из различных видов цветов.
ЧАЩЕ ВСЕГО В РОССИИ ДАРЯТ РОЗЫ. БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ ПРИВОЗЯТ ИЗ ГОЛЛАНДИИ. ПОЛОВИНА ПРОДАЖ В ЦВЕТОЧНОМ БИЗНЕСЕ
ПРИХОДИТСЯ НА ЧЕТЫРЕ ПРАЗДНИКА
<
Пу
Рисунок 4
Можно отметить, что представленные примеры относятся к абсолютно разным рубрикам журнала: «Цифры», «Бизнес». Они дают читателям совершенно разную информацию, однако их объединяет наличие цифрового контента, удачно и полноценно передаваемого с помощью инфографики.
Таким образом, в ходе нашей работы мы выяснили и наглядно показали, что значение информационных графиков с целью визуализации цифрового контента журналистских материалов в последнее время повышается, и объяснение этому очень простое: слишком мало людей имеют время, чтобы прочитать полностью статью в газете, не говоря уже о прочтении журнала от начала до конца. Статистические и цифровые данные - конкретная вещь, такие материалы при текстовом выражении достаточно сухие для восприятия. Визуальная же интерпретация этих сведений, несмотря на то, что свобода творчества при их визуальном представлении сильно ограничена, позволяет сделать эти
материалы интересными и доступными для читателя - потребителя информации. А это, в свою очередь, указывает на эффективность и необходимость развития инфографики в сегодняшних СМИ.
Библиографический список
1. Антонов, А. В. Информация: восприятие и понимание [Текст] / А. В. Антонов. -Киев: Наукова думка, 1988.
2. Горяйнова, А. В., Симакова, С. И. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов [Текст] / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2010. - № 2 (6). - С. 6873.
3. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как элемент газетного текста (на примере «Челябинского рабочего») : дис. ... канд. филол. наук. - Челябинск, 2009.
4. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как фактор формирования картины мира читателя в современной медиаситуации [Текст] / С. И. Симакова // Челяб. гуманитарий. -Челябинск, 2010. - № 3 (12). - С. 57-63.
5. Симакова, С. И. Замещение цифрового контента газеты инфографикой в
современной прессе [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию журналистского образования на Урале (Екатеринбург, 14-15 апреля 2011 г.). -Екатеринбург : Фак. журналистики Урал. гос. ун-та, 2011. Режим доступа :
http://iourn.usu.ru/index.php/conference-2011.
6. http://www.mymoleskine.ru/2010/05/iznanka-infografiki/