Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 77-82.
С. И. Симакова
ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В СМИ
Рассматриваются способы передачи экономической информации в журналистских материалах. Подчеркивается значимость такого приема, как инфографика. Перспективность данного приема отмечается на примере материалов РИА «Новости».
Ключевые слова: журналистика, медиа, инфографика, экономическая информация, РИА «Новости».
Изменения, произошедшие в последнее время в современном обществе, вызваны процессами глобализации. Под глобализацией мы понимаем процесс создания общемирового финансово-информационного пространства на базе компьютерных технологий, в котором экономическая информация занимает одно из ключевых мест. В связи с чем возрастает роль СМИ в распространении экономических знаний. Именно СМИ акцентируют внимание на ситуации в секторах экономики, информируют о наиболее значимых событиях рынка, раскрывают инвестиционно-экономический потенциал, освещают экономические преступления и так далее.
Вместе с изменениями в общественной жизни меняются и условия функционирования СМИ. Информационное общество, новая социальная среда способствуют разным вариантам развития журналистики. СМИ вынуждены лавировать между конформистским вариантом развития журналистики, предполагающим приспособление продукта журналистской деятельности к рыночным условиям: он должен быть покупаем, должен выдерживать конкуренцию в Интернете [4] и между усилиями части медиасообщества сохранить высокую миссию журналистики, составляющую социальный смысл бытия представителей этой профессии. Необходимо отметить, что при реализации первого варианта развития СМИ есть опасность того, что способ профессиональной деятельности журналиста утратит свои основные характеристики, поскольку сама деятельность из сферы журналистики перейдет в сферу рекламы, пиар-деятельности, информационного бизнеса. Если же за журналистикой сохранится статус профессиональной деятельности высокой социальной ответственности, то сохранится способ деятельности как совокупность технологических приемов и нравствен-
но-этических регуляторов поведения журналиста. Лавируя между указанными вариантами развития, журналистика ищет новые формы и методы передачи информации. Подчеркивая значимость передачи потребителю информации экономических знаний, остановимся в настоящей статье на способах передачи средствами массовой информации экономической информации, именно это является основной целью нашей работы.
Экономическая информация чрезвычайно неоднородна и разнообразна. «Экономико-математический словарь» Л. И. Лопатникова дает следующее определение экономической информации: «информация об общественных процессах производства, обмена, распределения, накопления и потребления материальных и иных благ. Это те сведения, знания, которые извлекаются из экономических данных. Иначе говоря, данные сами по себе, пока они не представляют ценности для решения какой-либо задачи, не являются информацией» [5]. Классификации экономической информации и основания для типологий также достаточно разнообразны и многочисленны. Так, например, по назначению в процессе управления экономическая информация подразделяется на управляющую и осведомляющую; по ценности для принятия управленческого решения - на полезную, избыточную и ложную; по степени обработки и месту в информационном процессе - на первичную и производную; по характеру изменяемости - на постоянную, условно-постоянную и переменную. Рассматривая экономическую информацию как совокупность трех составляющих: продукт, товар, общественное благо, - И. Н. Демина отмечает, что если информация производится на частном медиа-предприятии, то она является товаром, если же производителем является государственное медиапредприятие, то информация является
общественным благом. В этом случае потребитель экономической информации - аудитория, общественность, юридические и физические лица [3]. Для передачи экономической информации используются различные приемы. Мы выделяем следующие: цифры, тексты, инфо-графика. Точность той или иной информации невозможно передать без использования цифровых обозначений: «информационная функция СМИ "провоцирует" включение цифровых обозначений в журналистское сообщение» [7. С. 106]; несомненно, что «в журналистском тексте цифра зачастую красноречивее других фактов говорит о событиях повседневной жизни» [9. С. 128]. Таким образом, «цифровые обозначения - представленные с помощью цифр в тексте числительные» [9. С. 128] становятся неотъемлемой частью сообщения на экономическую тему. Здесь цифровая информация применяется в основном для передачи фактов из деятельности фондовых рынков. В электронных СМИ она сообщается в выпусках новостей бегущей строкой с индексами и котировками на биржах. Текстовая информация охватывает широкий спектр событий, она рассчитана на широкий круг потребителей. Распространенным способом является сочетание двух приемов (цифра и текст). Это связано с тем, что «символически нагруженные числа легко влекут за собой какой-либо оригинальный ход мысли, возможность сравнения, метафоры, предающей тексту неожиданность. <.. .> необходимо выделить такую важную функцию использования цифр в журналистских текстах, как риторическую (экспрессивно-эмоциональную). В этой связи цифровые обозначения рассматриваются как средство воздействия на читателя, как сильнейший "раздражитель внимания"» [10. С. 59]. И, наконец, третий способ передачи экономической информации - инфо-графика. Инфографика - «это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний. Говоря об инфографике, подразумевают визуальное представление информации, данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого количества данных» [2. С. 69]. Графические изображения используются в ходе экономического анализа/при изучении определенных тенденций и чаще имеют вид динамических рядов. Графические изображения дают возможность на небольшой картинке показать большое количество показателей экономических про-
цессов. Например, на одном графике может содержаться информация о финансовом состоянии нескольких объектов рынка в сравнении с прошлыми годами и в сопоставлении между собой. Украинские ученые С. Н. Василишина и М. Б. Макаренко подчеркивают: «инфографи-ка используется там, где необходимо показать структуру и алгоритм работы экономического объекта, уточнить соотношение явлений во времени и пространстве, продемонстрировать тенденции развития, использовать инструменты наглядности и противопоставления, организовать большие объемы данных, а также представить сложную информацию с минимальными затратами времени» [1. С. 113]. Следовательно, инфографика - это визуальное представление информации, данных или знаний в виде статических и динамических карт, схем, таблиц, диаграмм и так далее, с помощью которых сложное воспринимается как простое, а абстрактное конкретизируется. Состоящая из многочисленных информационно емких элементов, связанных между собой, инфографика представляет собой объект, обращенный к ассоциативному мышлению читателя или зрителя, его прошлому опыту, его знаниям и умениям. При этом человек, воспринимающий инфографическое сообщение, остается в достаточной мере свободным в выборе способов анализа материала, последовательности просматривания тех или иных фрагментов инфографики и так далее. Спектр применения инфографики предельно широк. Это география, медицина, социология, физика, химия, история, экономика и другие отрасли науки, требующие перевода информации с профессионального языка на универсальный, понятный и доступный широкой аудитории. Закономерно, что инфографика очень интенсивно развивается и в средствах массовой информации, где ее основу чаще всего составляет какое-либо событие (происшествие) или совокупность событий (данных), включающих большое количество однотипных сведений. Что касается федеральной общественно-политической прессы, то для нее сегодня характерно исключительное разнообразие целей и задач в использовании экономической информации. Экономическая информация может содержаться в сведениях о работе государственных органов, в парламентских репортажах, в сообщениях о деятельности культурных учреждений и спортивных организаций и т. п. Практически в каждом федеральном печатном издании есть
экономические рубрики или специализированные полосы, ориентированные на бизнес-информацию. Кроме того, некоторые общественно-политические издания имеют специальные приложения, посвященные актуальной экономической информации (например, приложение газеты «Ведомости» «Личные финансы») [6. С. 93-94]. В местной и региональной прессе экономической информации также уделяется значительное внимание, о чем свидетельствует наличие отдела экономики в редакции практически каждой крупной региональной газеты (например, «Челябинского рабочего», «Вечернего Челябинска» и др.). В ряде регионов выпускаются издания, адресованные местной бизнес-среде (например, «Эксперт Урал»).
И. Н. Дёмина объединяет экономические вопросы, освещаемые средствами массовой информации, в три группы (по уровням экономической деятельности): 1) макроэкономические (каков прогноз уровня инфляции; находится экономика в фазе подъема или спада; каков уровень безработицы; какова государственная экономическая политика и т. п.); 2) мезо- и микроэкономические (какие профессии востребованы на рынке труда; каковы экономические перспективы региона или отрасли производства, какова политика компании и т. п.); 3) потребительские (каково качество товаров, цены, места продаж, система скидок и т. п.) [3]. В зависимости от характера издания, его типа и целевой аудитории основной является та или иная группа вопросов. И освещаются они также по-разному. Однако если речь идет именно об универсальном общественно-политическом издании, то журналист должен стремиться к тому, чтобы о сложном рассказать просто и наглядно. Требование доступности транслируемой информации для широкого круга читателя в универсальных изданиях нередко заставляет экономического журналиста обращаться к различным формам визуализации информации. В таком контексте в современной экономической журналистике оказывается чрезвычайно востребованным формат инфографики. При этом, если мы говорим о журналистском произведении, то следует помнить, что любое ин-фографическое произведение должно отвечать на главные журналистские вопросы (что? кто? где? когда? как? зачем? почему?), предлагать внятное и осмысленное представление темы, она должна быть понятна, то есть легко декодируема и привлекать внимание аудитории за счет красочного оформления. Необходимо
отличать инфографику от иллюстрации. Иллюстративный, изобразительный ряд в ин-фографике (в отличие от иллюстрации) несет серьезную информационную нагрузку, функция «украшательства» реализуется лишь во вторую очередь, это «побочный» эффект грамотно организованной инфографики.
В настоящий момент инфографику активно используют такие отечественные средства массовой информации, как «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Русский репортер» и др. Можно утверждать, что за последние годы накоплен достаточно большой опыт создания подобного рода материалов. Кроме того, в архивах разнообразных СМИ сохранены достаточно большие объемы инфографики, которые требуют классификации.
Рассматривая инфографику как инструмент передачи экономической информации, мы обратились к материалам РИА «Новости». Для анализа выбрали материалы на сайте информагентства, размещенные в разделе «Инфографика» в период с 29.12.2011 по 17.10.2013. Выполнив фильтрацию по тематике публикации, мы обнаружили, что в рубрике «Экономика» насчитывается 30 материалов инфографического характера. Круг экономических вопросов и проблем, освещаемых в экономических инфографических материалах информагентства, весьма широк, а тематика довольно разнообразна: от исследования динамики макроэкономических показателей России 2011-2012 гг. - до описания способов идентификации фальшивых банкнот. Используя методы качественного анализа текста [см.: 8], мы выполнили анализ данных материалов сайта.
Инфографические публикации освещают экономические вопросы разного уровня: макроэкономические (например, материалы «Основные покупатели иранской нефти» от 21.02.2012; «Рейтинг стран по уровню долговой нагрузки» от 09.05.2012 и др.); мезо- и микроэкономические (материалы «Проблемы компании «Русал» от 13.03.2012; «Строительство в Приморье в цифрах» от 13.08.2013 и др.); потребительские (материалы «Кубометр газа -это много или мало?» от 07.02.2012; «Как не стать жертвой мошенников при обмене валюты» от 31.03.2012; «Возврат подоходного налога при расходах на учебу и лечение» от 24.04.2012 и др.).
Если отследить статистику по группам освещаемых вопросов, то мы увидим, что чаще
всего в инфографических публикациях РИА «Новости» освещаются макроэкономические проблемы (18 материалов из 30), а мезо- (и микроэкономические) и потребительские проблемы освещаются в равной степени (по 6 материалов из 30). То есть мы можем сделать вывод о том, что РИА «Новости» сосредоточивает свое внимание в первую очередь на экономических вопросах, достаточно далеких от «рядового» потребителя, зачастую касающихся проблем благосостояния стран зарубежья (например, материалы «Кредитные рейтинги стран Европы» от 10.03.2012 или «Мировой рейтинг элитного жилья» от 10.04.2012). Конечно, есть и материалы, освещающие глобальные проблемы отечественной экономики (например, «Рост ВВП России за последние 10 лет» от 03.10.2013). Однако материалов, посвященных насущным для «рядового» потребителя вопросам значительно меньше, хотя они есть и освещаются достаточно интересно и доступно, что имеет несомненную практическую значимость для граждан.
Возникает вопрос, что же пытаются донести до медиапотребителя авторы экономических инфографических материалов на сайте РИА «Новости», какие функции выполняют эти публикации? Для ответа на этот вопрос за основу мы взяли типологию инфографики по функциональному принципу, которую предлагает сама редакция РИА «Новости».
В соответствии с этой типологией, наиболее часто в рубрике «Экономика» встречаются инфографические материалы, демонстрирующие определенную тенденцию (рост банков России, динамику инвестиций иностранного капитала в Приморье и т. п.). Чаще всего это различные рейтинги. Всего насчитывается порядка 18 материалов подобного типа. Что касается способа (инструмента) визуализации информации, то чаще всего в таких инфогра-фиках используются различные диаграммы и комментированные карты (если речь идет о макроэкономических вопросах). Второй приоритетной задачей экономической инфо-графики на сайте РИА «Новости» является демонстрация устройства (например, как добывают нефть и газ) или алгоритма действия (как не стать жертвой мошенников при обмене валюты, как получить налоговый вычет и т. п.). Всего обнаружено 5 единиц такого типа. Чаще всего в таких инфографиках применяются схемы, описывающие определенный процесс или механизм. Именно для данного типа
наиболее уместными являются динамические (или мультимедийные) инфографики, так как они наглядно иллюстрируют механизм работы в действии. Однако на сайте РИА «Новости» обнаружен только один материла подобного характера («Современные методы добычи нефти и газа» от 09.08.2013. URL: http://ria.ru/ infografika/20130809/932069506.html).Третьей по степени значимости задачей экономической инфографики на сайте РИА «Новости» на наш взгляд, является отображение целого и его составляющих (например, материалы, описывающие саммит G-20 или экономические показатели России и Китая). Всего обнаружено 4 единицы такого типа. Какого-то приоритетного способа визуализации информации здесь не наблюдается: используются и диаграммы (линейные, круговые, пузырьковые), и пиктограммы, и комментированные карты и т. п. Наконец, четвертой задачей, которую выполняет инфографика рубрики «Экономика» на сайте РИА «Новости» является иллюстрация положения предметов и фактов во времени и пространстве. Таких материалов обнаружено 3. Эту задачу реализуют материалы, показывающие маршруты железных дорог, схему газопровода «Южный поток» и газоснабжения Украины и т. п. Наиболее часто при оформлении инфографики такого типа используются различные карты, поскольку они являются наиболее удобным способом визуализации пространства.
Проанализировав инфографические материалы из рубрики «Экономика» (30 единиц), мы пришли к ряду выводов.
1. Экономическая инфографика на сайте РИА «Новости» охватывает широкий круг вопросов разного уровня (макро-, мезо-, микроэкономические, потребительские), однако предпочтение отдается макроэкономическим вопросам, причем логика выбора темы не всегда понятна. Почему, например, «рядовому» отечественному медиапотребителю должен быть интересен мировой рейтинг элитного жилья или рейтинг стран по уровню долговой нагрузки? Возможно, тем самым журналисты РИА «Новости» пытаются поднять уровень экономической грамотности населения, выполняя свою социальную роль, но в таком случае это не очевидно, поскольку инфографика агентства не затрагивает концептуальные экономические проблемы (нет ни одного материала, посвященного финансовому кризису или спаду производства). В этом контексте гораз-
до полезней материалы на потребительскую тематику (как получить налоговый вычет или как вернуть подоходный налог при расходах на учебу или лечение), однако их на сайте на порядок меньше.
2. Экономическая инфографика на сайте РИА «Новости», как правило, выполнена в традиционной форме, без использования мультимедийных технологий и без видимого акцента на дизайне. Тем самым внимание обращается на трансляцию сложной экономической информации в максимально простой форме, без «художественных излишеств». Однако тем самым не только уменьшается интерес потребителя к информации, но и в ряде случаев (например, когда можно объяснить процесс, механизм действия) упускается отличная возможность повысить уровень экономической грамотности граждан. Серьезным упущением представляется отсутствие реконструкций в экономическом разделе (например, можно было создать визуальную реконструкцию экономического кризиса 2008-2009 гг., доступно объясняющую его механизмы).
3. Использование методов журналистики данных в работе над экономической инфо-графикой на сайте РИА «Новости» не всегда очевидно. Это связано с тем, что журналисты информагентства редко указывают источники получения информации, что не позволяет оценить объем и характер этих источников, их достоверность и полноту. Стремление к визуализации данных, полученных из большого объема фактологических сведений, приводит к созданию интересной, содержательной, многосоставной инфографики, способной сделать сложное простым и наглядным.
4. В целом, инфографика в рубрике «Экономика» сайта РИА «Новости» отличается наглядностью, простотой, высоким уровнем качества визуализации информации, стремлением к достижению баланса между собственно инфографикой и поясняющим текстом, разнообразием использования инструментов графической визуализации данных (различные типы диаграмм, графики, карты, схемы и т. п.). Однако зачастую информационные технологии, которыми агентство мастерски владеет, в случае экономической инфографики, оказываются использованы не в полной мере.
Таким образом, на примере сайта РИА «Новости», мы видим, что экономическая ин-фографика в нашей стране еще только начинает приобщаться к журналистике данных и
переживает этап становления, что связано и с низким уровнем экономической культуры ме-диапотребителей. Хочется надеяться, что «болезнь роста» экономической инфографики в скором времени будет преодолена, и она выйдет на уровень, сопоставимый с уровнем ведущих мировых лидеров в использовании экономической инфографики. Вместе с тем, мы отмечаем, что использование инфографики при передаче экономической информации является оправданным и перспективным направлением.
Список литературы
1. Василишина, С. Н. Современные инструменты визуализации информации / С. Н. Василишина; М. Б. Макаренко // Сощально-еконо-мiчний, еколопчний та гумаштарний розвиток репошв : матерiали Мiжнар. форуму шновац. проекпв студенев, асшранлв i молодих учених 5-7 квггня 2012 р. Луганськ, 2012. С. 113-119.
2. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 2 (5). С. 68-73.
3. Демина, И. Н. О сущности экономической массовой коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/o-suschnosti-ekonomicheskoy-massovoy-kommu-nikatsii.
4. Клесова, О. А. Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе : дис. ... канд. филол. наук. М., 2013. 180 с.
5. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь : словарь современной экономической науки [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/ Лопатников/Экономическая%20информация.
6. Проблематика СМИ: информационная повестка дня : учеб. пособие / под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М., 2008. 316 с.
7. Симакова, С. И. Интерпретация цифровых обозначений времени в газетном тексте (время как число) // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 34 (172). Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 106-110.
8. Симакова, С. И. Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста. На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект) // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2010. № 1 (5). С. 60-70.
9. Симакова, С. И. Цифра в газетном тексте (на примере рекламно-информационной газеты «Интересное предложение») // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 32 (213). Филология. Искусствоведение. Вып. 48. С. 128-132.
10. Симакова, С. И. Цифровые обозначения как фактор формирования картины мира читателя в современной медиаситуации // Челяб. гуманитарий. 2010. № 3 (12). С. 57-63.
References
1. Vasilishina, S. N. and Makarenko, M. B. (2012) "Sovremennyye instrumenty vizualizatsii informatsii" [= Modern tools of visualization of information], in: Materiali Mizhnarodnogo foru-mu innovatsiynikh proyektiv studentiv, aspmntiv i molodikh uchenikh «Sotsial'no-yekonomichniy, yekologwhniy ta gumamtarniy rozvitok regbmv» 5-7kvUnya 2012 roku [= The Proceedings of forum of innovation projects of students and young researchers: Social, economic, ecologic and cultural development of regions, 5-7 April 2012], Vid-vo SNU im. V. Dalya, Lugans'k, pp. 113-119.
2. Goryaynova, A. V. and Simakova, S. I. (2010) "Infografika - sovremennyy podkhod k vizualizatsii zhurnalistskikh materialov" [= Infographics as a modern reproach to visualization of journalist materials], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [= Sign: problem field of media education], N 2 (6), pp. 68-73.
3. Demina, I. N. O sushchnosti ekonomiches-koy massovoy kommunikatsii [=About the economic mass communication], available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-ekonomi-cheskoy-massovoy-kommunikatsii/ (accessed 20.09.2014).
4. Klesova, O. A. (2013) Sposob tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista na sovremennom etape : dis. kand. filol. nauk [= The method of creative activity of modern journalists: thesis], Moscow, 180 p.
5. Lopatnikov, L. I. Ekonomiko-matemati-cheskiy slovar': Slovar' sovremennoy ekonomi-
cheskoy nauki [= Economic and mathematic dictionary: The dictionary of the modern economic scholar], available at: http://slovari.yandex. ru/~knigi/Lopatnikov/Ekonomicheskaya%20in-formatsiya/ (accessed 20.09.2014).
6. Shkondin, M. V., Vychub, G. S. and Frolova, T. I., eds. (2008) Problematika SMI: informatsi-onnaya povestka dnya: uchebnoye posobiye [= Problems of mass-media: information agenda: manual], Aspekt Press, Moscow, 316 p.
7. Simakova, S. I. (2009) "Interpretatsiya tsi-frovykh oboznacheniy vremeni v gazetnom tekste (vremya kak chislo)" [= Interpretation of figures as signs of time in newspapers (time as number)], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta [=Bulletin of Chelyabinsk State University, Philology], vyp. 36, N 34 (172), pp. 106-110.
8. Simakova, S. I. (2010) "Osevoye kod-irovaniye kak metod kachestvennogo analiza mediateksta. Na primere analiza tsifrovogo kon-tenta regional'noy gazety «Chelyabinskiy rabo-chiy» (metodicheskiy aspekt)" [=Axial coding as a method of qualitative analysis of media text. An analysis of the digital content of the regional newspaper "Chelyabinsk Worker" (methodological aspect)], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [= Sign: problem field of media education], N 1 (5), pp. 60-70.
9. Simakova, S. I. (2010) "Tsifra v gazetnom tekste (na primere reklamno-informatsionnoy gazety «Interesnoye predlozheniye»)" [=Number in the newspaper text (advertising and information newspaper "Interesting proposal")] )], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universite-ta [=Bulletin of Chelyabinsk State University, Philology], vyp. 48, N 32 (213), pp. 128-132.
10. Simakova, S. I. (2010) Tsifrovyye oboz-nacheniya kak faktor formirovaniya kartiny mira chitatelya v sovremennoy mediasituatsii [=Digital designation as a factor of the reader's view of the world in modern media situation], in: Chelyabinsky gumanitariy [=Chelyabinsk Humanities], N 3 (12), pp.57-63.