TV
ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С
КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ
EATURES OF VISUALIZATION OF MATERIAL FOR STUDENTS WITH CLIP
THINKING
УДК 159.9
Лопушанская Екатерина Богдановна, студент, Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь
Lopushanskaya Ekaterina Bogdanovna, student, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol, [email protected]
Аннотация
В статье изложены результаты анализа научных источников, дающие представление об особенностях клипового мышления. Информационный поток в наше время настолько вырос, что человеку приходится трансформировать свои когнитивные стратегии и учиться обрабатывать большой массив поступающей информации в сжатые сроки. Поэтому необходимо развивать понятийное мышление у современных студентов, используя те качества клипового мышления, которые положительно сказываются на восприятии информации. В статье рассматриваются особенности визуализации материала для студентов с клиповым мышлением. В результате эмпирического исследования выявлено наличие компонентов клипового мышления у студентов, а также выделены особенности восприятия материала студентами с клиповым мышлением и без.
Summary
The article presents the results of the analysis of scientific sources that give an idea of the features of clip thinking. The information flow in our time has grown so much that a
person has to transform his cognitive strategies and learn to process a large array of incoming information in a short time. Therefore, it is necessary to develop conceptual thinking in modern students, using those qualities of clip thinking that have a positive effect on the perception of information. The article discusses the features of visualization of material for students with clip thinking. As a result of the empirical study, the presence of components of clip thinking in students was revealed, and the peculiarities of the perception of material by students with and without clip thinking were highlighted.
Ключевые слова: информационные технологии, клиповое мышление, компоненты клипового мышления, творческое мышление, теоретическое мышление.
Key words: information technology, clip thinking, components of clip thinking, creative thinking, theoretical thinking.
Развитие общества способствует технологическому прорыву что в свою очередь приводит к тому, что человеку необходимо подстраиваться под информационные потоки, исходя из этого развиваются совершенно новые виды мыслительной деятельности. Информационный поток в наше время настолько вырос, что человеку необходимо трансформировать свои когнитивные стратегии и учится обрабатывать большой массив поступающей информации в сжатые сроки. Исходя из этого, и возникло такое понятие, как клиповое мышление.
Актуальность данной темы заключается в том, что общество переходит на новый уровень восприятия информации, исходя из этого, развивается роль знания, а также информационных технологий.
Данная проблема весьма активно обсуждается на интернет-форумах, научных конференциях. Перегруз информационным потоком способствует развитию расстройств внимания, человек становится сложно воспринимать большие массивы текста при чтении книг. Т. Скрябина, О. Грицен, Т. Удовицкая представляют феномен клипового мышления и банерной слепоты в своих статьях. В статье «Клиповое мышление и способность к обучению: взаимосвязь или взаимоисключаемость» Т.Скрябиным рассматриваются отрицательные стороны
клипового мышления, которые в свою очередь оказывают серьезное влияние на учащихся [2].
Целью данной работы является изучение особенностей восприятия материала студентами с клиповым мышлением.
На современном этапе развития, ученые в области антропологии и коммуникативистики ведут дискуссии о влиянии способа подачи информации на стиль мышления человека, именно под этим влиянием и формируется стиль мышления. М. Маклюэн, в работе «Галактика Гутенберга» говорит о том, что «печатный текст научил людей организовывать все остальные виды собственной деятельности на основе принципа систематической линейности» [4].
Т.В. Семеновских дает наиболее точное определение понятия: «клиповое мышление - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [3].
О.Марковская рассматривает клиповое мышление как совокупность качественных характеристик, с их проявлениями, а не как совокупность действий когнитивных механизмов [1].
Клиповость мышления формируется на различных уровнях: когнитивном, эмотивном, ценностно-отношенческим, поведенческом и т.д. Выделяются базовые характеристики клипового мышления: конкретность мышления; фрагментарность (отсутствие целостного восприятия); ориентация на понятия меньшей степени общности; алогичность; лабильность.
Нужно изменять формат подачи информации делать больше акцент на визуальные каналы восприятия, учитывать возможность концентрации, структурировать информационные блоки так, чтобы их было легко воспринимать.
Подача информационных блоков должна быть яркой, четкой и наглядно, чтобы образы и формулировки легко запоминались. Одним из наглядных способов построения таких блоков информации является интеллектуальная карта. Данный
метод в своей книге «Работай головой» (1974) описал известный психолог Тони Бьюзен, его работа заключалась в формировании учебной мотивации у отстающих школьников, он сумел построить учебный процесс так чтобы выросла не только мотивация, но и успеваемость усвоения учебных дисциплин [5].
Нами было подготовлено и проведено эмпирическое исследование на определение компонентов клипового мышления у студентов и особенностей восприятия материала студентами с клиповым мышлением и без.
Данное эмпирическое исследование проводилось на базе Севастопольского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты 5 курса направления «Психология служебной деятельности в экстремальных ситуациях», в количестве 34 человек, в возрасте 21-22 года.
Для проведения исследования использовались следующие методики: для диагностики уровней клипового мышления молодежи использовалась анкета Дж.Брунера; тест креативности П.Торренса; методика оценочного рассмотрения репродукции картины Роба Гонсалвеса «Наводнение» («Deluged»); методика «Пиктограммы» А. Р. Лурии.
Данные полученные по модифицированному тесту Дж.Брунера свидетельствуют о том, что компоненты клипового мышления проявляются у 53% (18 человек) испытуемых, компоненты теоретического мышления 29% (10 человек), компоненты творческого мышления у 18% (6 человек) испытуемых. Полученные данные свидетельствуют о том что, у обладателей клипового мышления развита способность к многозадачности и «разнозадачности», что в свою очередь объединяет характеристики клипового и творческого мышления: семантическая спонтанная гибкость (способность к выполнению большего количества разрозненных задач), оригинальность (способность воспринимать и продуцировать отдаленные ассоциации и нестандартные решения), подвижность (быстрая смена рассмотрения аспекта одной проблематики к другой, принятие разнообразных точек зрения).
Для обработки результатов по невербальному тесту П.Торренса использовались три показателя клипового мышления: подвижность (быстрая смена
рассмотрения аспекта одной проблематики к другой, принятие разнообразных точек зрения) - об этом свидетельствует количество рисунков, гибкость (способность к выполнению большего количества разрозненных задач) - рисунки на разные темы, высокая интенсивность интеллектуальной деятельности (оригинальность). Оригинальными считались рисунки, которые встречались только один раз в данной выборке.
По результатам, в которых преобладают компоненты клипового мышления, больше всего проявляется быстрота мышления 50% (17 человек). Категория, в которой наиболее проявляется гибкость мышления 32% (11 человек) подтверждает развитие теоретического мышления. Данная категория людей использует стратегии обработки информации и делают это достаточно умело и эффективно. Среди респондентов, в которых преобладающим стилем мышления является теоретическое, наиболее развитой проявляется гибкость мышления. Наименее развитой у всех респондентов оказалось творческое мышление, его оригинальность 18% (6 человек).
Результаты описания репродукции картины Роба Гонсалвеса «Наводнение» («Deluged») свидетельствует о том, что, у большинства респондентов высокий уровень интереса к репродукции картины, как к объекту окружающей действительности. Высокий уровень проявляется у 19 человек (56%). Средний уровень проявляется у 5 человека (15%), что говорит о том, что у испытуемых проявляется интерес к новой информации, а также получению новых знаний.
Также высокий уровень сформированности знаний об объекте проявляется у 10 (29%) человек, которые наиболее целостно сумели описать картину, понять смысл. Средний уровень был выявлен у 11 человек (33%) а низкий у 13 человек (38%).
Что касается нестандартности интерпретации содержания картины, прогнозирования возможных событий и сюжета, высокий уровень был отмечен только у 6 человек (18%), средний уровень - у 12 человек (35%), и низкий - у 16 человек (47%).
Анализируя частоту употребления стратегий описания, можно отметить
следующее: наиболее часто используемой является жизненная (75,6%), она базируется на восприятии картины как части жизни. Так же часто использовалась стилистическая стратегия описания картины (51,3%), в ней слова и суждения, представляющие картину как изображение в рамке, констатация и изложение изображенного с позиции зрителя.
Также эмоциональная стратегия (32,4%), фиксируется на основании присутствия в описаниях выражения общего эмоционального впечатления, вызванные картиной, содержащие прямую эмоциональную оценку изображенного.
Результаты проведенной методики «Пиктограммы» свидетельствуют о том, что 79% (27 человек) испытуемых используют жизненную стратегию. Они используют конкретные, эмоциональные и резюмирующие стили при создании символики для прохождения данной методики. Что в свою очередь свидетельствует о предрасположенность к клиповому мышлению так, как человек использует ситуативные обозначения для запоминания информации.
Для анализа полученных результатов испытуемые по модифицированному тест Дж.Брунера были разделены на 2 группы. В 1 группу вошли «студенты с проявлением клипового мышления» 18 человек (53%), во 2 группу «студенты без проявления клипового мышления» 16 человек (47%). В 1 группе по невербальному тесту П.Торренса у 16 испытуемых проявляется преобладание быстроты мышления, у 1 испытуемого проявляется гибкость мышления, 1 испытуемого проявляется оригинальность мышления. Во 2 группе у 10 испытуемых проявляется гибкость мышления, у 5 испытуемых проявляется оригинальность мышления и у 1 испытуемого быстрота мышления.
При анализе полученных результатов по тесту «Описание картины Роба Гонсалвеса» были выявлены преобладающие стратегии описания картины в группе студентов с преобладающим клиповым мышлением и в группе без преобладания клипового мышления. Для статистического анализа данных использовался метод углового преобразования Фишера. Полученные статистические данные свидетельствуют о том, что в 1 группе испытуемые используют изобразительную, импрессивную и жизненную стратегии описания картины.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что, люди с преобладание
компонентов клипового мышления воспринимают информацию не целостно, а как фрагменты отдельных блоков. Данный феномен проявляется в результате адаптации человека к информационной среде в которой с каждым днем растёт скорость и концентрация информационных потоков.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленные в работе материалы и их результаты могут быть использованы для улучшения визуализации учебного материала с учетом преобладания компонентов клипового мышления.
Литература
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 110- 112.
2. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. - № 2. - 2013. - С. 9-11.
3. Мышление в цифровой век. - Режим доступа: http://old.computerra.ru/offline/1999/326/2730/ - Загл. с экрана.
4. Палладино Л. Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления / Л. Палладино. - М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 336 С.
5. Семеновских Т.В. «Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс]. /Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf/ - Загл. с экрана.
Literature
1. Azarenok N.V. Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world. // Mat. Vseros. anniversary scientific. Conf., dedicated to the 120th
anniversary of the birth of S.L. Rubinstein "Human Psychology in the Modern World". Volume 5. Personality and group in conditions of social change. / Resp. ed. A.L. Zhuravlev. - M .: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2011. -P. 110-112.
2. Dokuka S.V. Clip thinking as a phenomenon of the information society // Social sciences and modernity. - No. 2. - 2013. - P. 9-11.
3. Thinking in the digital age. - Access mode: http://old.computerra.ru/offline/1999/326/2730/ - Title. from the screen.
4. Palladino L. Maximum concentration. How to maintain efficiency in the era of clip thinking / L. Palladino. - M .: Publishing house of Mann, Ivanov and Ferber, 2014 .-- 336 S.
5. Semenovskikh T.V. "The phenomenon of" clip thinking "in the educational environment of the university [Electronic resource]. / Online magazine "Science". Access mode: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf/ - Title. from the screen.