Научная статья на тему '«Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов'

«Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
725
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клиповое мышление / познавательная деятельность / когнитивный стиль / кодирование информации / обработка информации / студенты / эффективность познавательной деятельности / экспериментальное исследование / «clip mind» / cognitive activity / cognitive style / information encoding / information processing / students / effectiveness of the cognitive activity / experimental study

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. В. Микляева, С. А. Безгодова

В статье представлен анализ феномена «клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов, проведенный на основе результатов экспериментального исследования. «Клиповое мышление» в данном исследовании понимается как комплекс стилевых характеристик познавательной деятельности, характеризующийся высоким темпом решения познавательных задач на фоне задействования меньшего объема информации и неструктурированности итогового продукта познавательной деятельности. Результаты экспериментального исследования «клипового мышления» соотнесены со стилевыми особенностями саморегуляции познавательной деятельности студентов, которые изучались на трех уровнях: стилей кодирования информации, стилей обработки информации, стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта. Показано, что в структуре стилевых характеристик саморегуляции познавательной деятельности «клиповое мышление» соотносится с уровнем стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта. Признаки «клипового мышления» коррелируют с зависимостью от имеющихся у субъекта познавательной деятельности ментальных конструктов, низкой чувствительностью к актуальной познавательной задаче и не связаны с показателями, характеризующими стили кодирования и обработки информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А. В. Микляева, С. А. Безгодова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Clip Mind» in the Structure of the Style Characteristics in Students’ Cognitive Activity: Results of the Experimental Study

The article presents the analysis of the phenomenon «clip mind» in the style characteristics structure of the cognitive activity, conducted on the basis of the results of the experimental study. «Clip mind» is understood as a stylistic characteristics set of the cognitive activity, characterized by a high rate of solving cognitive tasks on the background of the utilization of a smaller amount of information and the unstructured final product of the cognitive activity. The results of experimental research «clip mind» correlated with the stylistic peculiarities of the studentscognitive activity self-regulation. Stylistic peculiarities of the studentscognitive activity self-regulation was examined at three levels: styles of encoding information, styles information processing styles of organization of the cognitive activity in the purposive aspect and in the aspect of structuring mental experience. The article shows that the style characteristics structure of self-regulation in the cognitive activity «clip mind» is correlated with the styles of cognitive activity organization in the target aspect and in the aspect of structuring mental experience. Features of «clip mind» correlate with the dependence on a person’s cognitive activity mental constructs, low sensitivity to relevant cognitive task, and not associated with indicators describing the coding styles and information processing.

Текст научной работы на тему ««Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов»

УДК 159.955

А. В. Микляева, С. А. Безгодова

«Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов

В статье представлен анализ феномена «клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов, проведенный на основе результатов экспериментального исследования. «Клиповое мышление» в данном исследовании понимается как комплекс стилевых характеристик познавательной деятельности, характеризующийся высоким темпом решения познавательных задач на фоне задействования меньшего объема информации и неструктурированности итогового продукта познавательной деятельности. Результаты экспериментального исследования «клипового мышления» соотнесены со стилевыми особенностями саморегуляции познавательной деятельности студентов, которые изучались на трех уровнях: стилей кодирования информации, стилей обработки информации, стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта. Показано, что в структуре стилевых характеристик саморегуляции познавательной деятельности «клиповое мышление» соотносится с уровнем стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта. Признаки «клипового мышления» коррелируют с зависимостью от имеющихся у субъекта познавательной деятельности ментальных конструктов, низкой чувствительностью к актуальной познавательной задаче и не связаны с показателями, характеризующими стили кодирования и обработки информации.

Ключевые слова: клиповое мышление, познавательная деятельность, когнитивный стиль, кодирование информации, обработка информации, студенты, эффективность познавательной деятельности, экспериментальное исследование.

A. V. Miklyaeva, S. A. Bezgodova

«Clip Mind» in the Structure of the Style Characteristics in Students' Cognitive Activity:

Results of the Experimental Study

The article presents the analysis of the phenomenon «clip mind» in the style characteristics structure of the cognitive activity, conducted on the basis of the results of the experimental study. «Clip mind» is understood as a stylistic characteristics set of the cognitive activity, characterized by a high rate of solving cognitive tasks on the background of the utilization of a smaller amount of information and the unstructured final product of the cognitive activity. The results of experimental research «clip mind» correlated with the stylistic peculiarities of the students' cognitive activity self-regulation. Stylistic peculiarities of the students' cognitive activity self-regulation was examined at three levels: styles of encoding information, styles information processing styles of organization of the cognitive activity in the purposive aspect and in the aspect of structuring mental experience. The article shows that the style characteristics structure of self-regulation in the cognitive activity «clip mind» is correlated with the styles of cognitive activity organization in the target aspect and in the aspect of structuring mental experience. Features of «clip mind» correlate with the dependence on a person's cognitive activity mental constructs, low sensitivity to relevant cognitive task, and not associated with indicators describing the coding styles and information processing.

Keywords: «clip mind», cognitive activity, cognitive style, information encoding, information processing, students, effectiveness of the cognitive activity, experimental study.

В современной психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме эффективности обучения подростков и молодых людей, довольно часто используется понятие «клиповое мышление» [1, 5, 6], с помощью которого, как было показано в наших предыдущих публикациях [3], обозначается целый комплекс стилевых особенностей познавательной деятельности, включающий такие характеристики, как преобладание визуальной обработки информации над семантической, а также высокая скорость обработки информации на фоне снижения возможности ее обобщения и переструктурирования. Предполагается, что именно эти характеристики приводят

к снижению эффективности учебной деятельности в условиях традиционных образовательных моделей, что делает весьма актуальной задачу изучения закономерностей функционирования «клипового мышления» в познавательной активности субъектов учебной деятельности.

В статье представлены результаты исследования, которое было направлено на определение места «клипового мышления» в структуре стилевых характеристик познавательной деятельности студентов. В основу программы исследования была положена уровневая модель саморегуляции познавательной деятельности, предложенная М. А. Холодной [7]. В соответствии с этой моде-

© Микляева А. В., Безгодова С. А., 2017

лью стилевые особенности познавательной деятельности студентов изучались на трех уровнях: стилей кодирования информации, стилей обработки информации и стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта. Диагностический инструментарий, использовавшийся для сбора эмпирических данных, представлен в Таблице 1. Проявление в познавательной деятельности характеристик «клипового мышления» изучалось с помощью эксперимента, процедура которого предполагала моделирование ситуации учебной деятельности на материале, не связанном напрямую с содержанием профессиональной подготовки испытуемых. В ходе эксперимента испытуемые выполняли задания на основе просмотренного видеоматериала, а также задания, связанные с самостоятельным поиском, обобщением и переструктурированием информации. Подробное описание процедуры эксперимента представлено в наших предыдущих публикациях [4]. В исследовании приняли участие 30 студентов психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в возрасте 18-21 лет.

Таблица 1

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные в ходе эксперимента результаты подвергались кластеризации, с помощью которой выборка была разделена на две подгруппы численностью 8 и 22 человека. Усредненные по-

казатели, позволяющие описать различия между этими группами в стилевых характеристиках познавательной деятельности, представлены в Таблицах 2 и3.

Таблица 2

Средние значения показателей, характеризующих проявления «клипового мышления» в познавательной деятельности

Полученные результаты позволяют говорить о том, что признаки «клипового мышления», являющегося предметом данного исследования, характерны для группы 2 (п = 22). Индекс зависимости ответов от содержания просмотренного видеоряда в этой группе достоверно выше, чем в группе 1 ^ = 5,25, р < 0,01). Помимо этого, для испытуемых, составивших эту группу, на уровне выраженной статистической тенденции характерен более высокий темп выполнения задания на фоне задействования меньшего объема информации и неструктурированности итогового продукта познавательной деятельности. Испытуемые, составившие группу 1 (п = 8), оказались достоверно менее зависимыми в своих ответах от просмотренного видеоматериала, а также склонными к более тщательному поиску, отбору и последующему структурированию информации на фоне относительно медленного темпа выполнения задания. В целом, для испытуемых группы 1 признаки «клипового мышления» оказались несвойственными.

Результаты, представленные в Таблице 3, свидетельствуют о том, что выделенные группы различаются и по некоторым показателям, характеризующим стили познавательной деятельности.

Методы эмпирического исследования

« «

с

К >£

е

<и а к к

к с

Стиль кодирования информации: «Мяч» [7]

Стили обработки информации:

Методика словесно-цветовой интерференции

[7]

«Фигуры Готтшальда» [7] «Сравнение похожих рисунков» [7]_

Стили организации познавательной деятельности: в аспекте целей: Опросник «Индивидуальные стили мышления» [2]; в аспекте структурирования ментального опыта: «Идеальный компьютер»

Ш_

Проявление признаков «клипового мышления» в познавательной деятельности (показатели, регистрируемые в ходе эксперимента): соотношение визуальной и семантической обработки информации; скорость обработки информации; возможность обобщения и структурирования информации

Показатели признаков «клипового мышления» в познавательной деятельности Средние значения

группа 1 п = 8 группа 2

п = 22

Индекс зависимости ответов от содержания просмотренного видеоряда (ЗВ) 0,23 0,64

Индекс структурированности ответов (Стр) 1,0 0,50

Количество сайтов, просмотренных в процессе выполнения задания (КС) 14,63 10,72

Время, затраченное на выполнение задания, мин. (ОВр) 15,25 12,41

Среднее время работы с сайтом, мин. (СВр) 1,19 2,26

Таблица 3

Средние значения показателей, характеризующих стили познавательной деятельности

Показатели, характеризующие стили познавательной деятельности Средние значения

группа 1: п = 8 группа 2: п = 22

Стиль кодирования информации Сенсорно-эмоциональный (СЭ) 2,63 2,64

Визуальный (В) 4,38 3,68

Предметно-практический (ПП) 2,75 2,82

Аудиальный (А) 3,50 3,64

Словесно-речевой (СР) 3,48 2,68

Стиль обработки информации Полезависимость-поленезависимость, индекс полезависимости (Пн/Пнз) 2,60 2,44

Гибкость-ригидность когнитивного контроля, индекс ригидности (Г/Р) 0,79 0,62

Когнитивная импульсивность-рефлексивность, время в мин./ошибки (И/Р) 5,39/4,62 4,72/5,59

Стили организации познавательной деятельности Синтетический стиль (СинтС) 52,75 51,14

Идеалистический стиль (ИдС) 50,50 53,36

Прагматический стиль (ПрС) 52,75 48,82

Аналитический стиль (АнС) 55,62 60,45

Реалистический стиль (РС) 58,38 55,23

Открытость познавательной позиции (Отк) 0,50 0,68

Как видно из Таблицы 3, основные различия касаются стилей организации познавательной деятельности. В группе испытуемых, для которых свойственны признаки «клипового мышления», достоверно более высоким оказался показатель выраженности аналитического стиля (1 = 5,14, р < 0,01) и достоверно более низким -показатель выраженности прагматического стиля (1 = 4,92, р < 0,05). Этот результат, на первый взгляд, кажется неожиданным, поскольку свидетельствует о том, что для студентов с признаками «клипового мышления» в большей степени, чем для остальных, свойственно систематическое рассмотрение проблемы, ее тщательный анализ, поиск дополнительной информации и т. д. Однако этому результату можно найти объяснение, обратив внимание на то, что в группе студентов, в которой признаки «клипового мышления» оказались невыраженными, проявилась тенденция к большей прагматичности, реалистичности познавательной деятельности (на уровне статистической тенденции), а также более высокий уровень открытости познавательной позиции, проявляющийся в децентрации познавательной деятельности (иэмп = 49,5, р < 0,05). Эти результаты, рассмотренные в совокупности, позволяют предположить, что студенты, для которых характерны признаки «клипового мышления», обладая сформированными навыками поиска и анализа информации, оказываются в меньшей степени чувствительными к актуальной познавательной задаче и в большей степени зависимыми от уже имеющихся у них ментальных конструктов при ее решении. Об этом косвенно

свидетельствуют и более высокие значения показателя «среднее время работы с одним сайтом», который в группе студентов с признаками «клипового мышления» оказался выше (см. Таблицу 2), несмотря на то, что общее время работы и количество просмотренных сайтов, напротив, ниже, чем в группе студентов, в которой признаки «клипового мышления» оказались невыраженными. Выраженность признаков «клипового мышления», судя по всему, замедляет оценку информации в процессе ее соотнесения с требованиями познавательной задачи.

В целом, полученные результаты свидетельствуют о том, что признаки «клипового мышления» соотносятся, прежде всего, со стилевыми особенностями организации познавательной деятельности (как в аспекте целей, так и в аспекте структурирования ментального опыта). Достоверных различий по показателям, характеризующим стили кодирования и обработки информации, обнаружено не было (см. Таблицу 3). Этот вывод нашел подтверждение и по результатам корреляционного анализа.

Признаки «клипового мышления» оказались взаимосвязанными только с показателями стилевых характеристик организации познавательной деятельности. При этом статические значимые взаимосвязи наблюдаются между показателями выраженности признаков «клипового мышления» и теми показателями стилей организации познавательной активности, по которым были получены наиболее яркие различия, что подтверждает результаты, представленные выше. Показатели, характеризующие стили ко-

дирования и обработки информации, связей с признаками «клипового мышления» не продемонстрировали. Эти данные позволяют подтвердить высказанное выше предположение о том, что «клиповое мышление» имеет отношение к уровню стилевых особенностей организации познавательной деятельности. Однако, в силу немногочисленности выборки, этот вывод требует уточнения и детализации в дальнейших исследованиях.

Выводы

«Клиповое мышление», понимаемое как комплекс стилевых характеристик познавательной деятельности, характеризуется высоким темпом решения познавательных задач на фоне задействования меньшего объема информации и неструктурированности итогового продукта познавательной деятельности.

В структуре стилевых характеристик саморегуляции познавательной деятельности «клиповое мышление» соотносится с уровнем стилей организации познавательной деятельности в целевом аспекте и в аспекте структурирования ментального опыта.

В качестве перспективных направлений развития исследований проблематики «клипового мышления» можно отметить детализированное изучение взаимосвязей его признаков со стилевыми особенностями организации познавательной деятельности.

Библиографический список

1. Аксенов, Л. Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе [Текст] / Л. Б. Аксенов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. - С. 320-323.

2. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми [Текст] / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб. : Экономическая школа, 1993. - 350 с.

3. Безгодова, С. А. К вопросу о месте понятия «клиповое мышление» в системе категорий общей психологии [Текст] / С. А. Безгодова, А. В. Микляева, О. Б. Солдатенкова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы VI Всероссийской научно-практической (заочной) конференции, 4-5 апреля 2016 г., Санкт-Петербург. - М. : СВИВТ, 2016. -420 с. - С. 15-21.

4. Микляева, А. В. Диагностика «клипового мышления»: к разработке инструментария [Текст] / А. В. Микляева, С. А. Безгодова // Психологические проблемы образования и воспитания в современной

России: материалы IV конференции психологов образования Сибири. Иркутск, 22-24 июня 2016 г. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. - 402 c. - C. 325-329.

5. Седых, Д. В. К вопросу о клиповом мышлении в современном образовательном процессе [Текст] / Д. В. Седых // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 1. - С. 145-147.

6. Семеновских, Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Текст] / Т. В. Семеновских // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - № 5. - URL: http: // naukovedenie.ru / PDF / 105PVN514.pdf (дата обращения: 23.03.2016).

7. Холодная, М. А. Парадоксы интеллекта: о природе индивидуального ума [Текст] / М. А. Холодная. -СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Aksenov, L. B. Vlijanie klipovogo myshlenija na obrazovatel'nyj process v vuze [Tekst] / L. B. Aksenov // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. -2014. - № 10. - C. 320-323.

2. Alekseev, A. A. Pojmite menja pravil'no ili kniga o tom, kak najti svoj stil' myshlenija, jeffektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s ljud'mi [Tekst] / A. A. Alekseev, L. A. Gromova. - SPb. : Jekonomicheskaja shkola, 1993. - 350 c.

3. Bezgodova, S. A. K voprosu o meste ponjatija «klipovoe myshlenie» v sisteme kategorij obshhej psihologii [Tekst] / S. A. Bezgodova, A. V. Mikljaeva, O. B. Soldatenkova // Integrativnyj podhod k psihologii cheloveka i social'nomu vzaimodejstviju ljudej : materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj (zaochnoj) konferencii, 4-5 aprelja 2016 g., Sankt-Peterburg. - M. : SVIVT, 2016. - 420 c. - S. 15-21.

4. Mikljaeva, A. V. Diagnostika «klipovogo myshlenija»: k razrabotke instrumentarija [Tekst] / A. V Mikljaeva, S. A. Bezgodova // Psihologicheskie problemy obrazovanija i vospitanija v sovremennoj Rossii: materialy IV konferencii psihologov obrazovanija Sibiri. Irkutsk, 22-24 ijunja 2016 g. - Irkutsk : Izd-vo IGU, 2016. - 402 c. - C. 325-329.

5. Sedyh, D. V K voprosu o klipovom myshlenii v sovremennom obrazovatel'nom processe [Tekst] / D. V Sedyh // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2013. - № 1. - S. 145-147.

6. Semenovskih, T. V. Fenomen «klipovogo myshlenija» v obrazovatel'noj vuzovskoj srede [Tekst] / T. V. Semenovskih // Naukovedenie: internet-zhurnal. -2014. - № 5. - URL: http: // naukovedenie.ru / PDF / 105PVN514.pdf (data obrashhenija: 23.03.2016).

7. Holodnaja, M. A. Paradoksy intellekta: o prirode individual'nogo uma [Tekst] / M. A. Holodnaja. - SPb. : Piter, 2002. - 272 s.

Reference List

1. Aksenov L. B. Influence of mosaic thinking on educational process in higher education institution // Current problems of humanitarian and natural sciences. - 2014. -№ 10. - C. 320-323.

2. Alekseev A. A. Understand me in a correct way or the book about how to find the style of thinking, effectively to use intellectual resources and to find mutual understanding with people. - SPb. : Economicheskaya Shkola, 1993. - 350 p.

3. Bezgodova S. A. To a question of the place of the concept «mosaic thinking» of the system of the general psychology categories // Integrative approach to psychology of the person and social interaction of people: materials of the VI All-Russian scientific and practical (distance) conference, on April 4-5, 2016, St. Petersburg. -M. : SVIVT, 2016. - 420 p. - P. 15 -21.

4. Miklyaeva A. V Diagnostics of «mosaic thinking»: to development of tools // Psychological problems of education and education in modern Russia: materials of the IV conference of education psychologists of Siberia. Ir-

kutsk, on June 22-24, 2016 - Irkutsk: ISU publishing house, 2016. - 402 p. - C. 325-329.

5. Sedykh D. V. To a question of mosaic thinking in modern educational process // the International magazine of experimental education. - 2013. - № 1. - P. 145-147.

6. Semenovskikh T. V. Phenomenon of «mosaic thinking» in the educational higher school environment // Nau-kovedenie: online magazine. - 2014. - № 5. - URL: http: // naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (date of the address: 3/23/2016).

7. Kholodnaya M. A. Intelligence paradoxes: about the nature of individual mind. - SPb. : St. Petersburg, 2002. - 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.