Научная статья на тему 'КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курашинова Анжела Хафановна, Бураева Людмила Александровна

Настоящая статья посвящена проблеме клипового мышления как фактора, влияющего на качество учебной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. В условиях наращивания потока информации, становится очевидно, что обойтись без использования современных гаджетов и информационных технологий сегодня просто невозможно, благодаря им оперативно решается множество задач во всех сферах нашей жизни: в экономике, социальной сфере, политике, производстве, образовании, науке и т.д. Вместе с тем следует отметить, что гаджеты и информационные технологии оказывают существенное влияние на когнитивную сферу личности, изменяя не в лучшую сторону характер мышления, внимания, памяти, порождая скудость используемых современными молодыми людьми вербальных средств. Развитое мышление, будучи истинным качественным критерием образования, характеризуется глубиной, гибкостью, широтой, способностью к обнаружению причинно-следственных связей, умением абстрагироваться, самостоятельно и критически мыслить. К сожалению, практика показывает, что современные молодые люди все чаще демонстрируют образцы поверхностного мышления, которое принято называть «клиповым». В век скоростей оно дает преимущество быстро находить информацию и переключаться от решения одной практической задачи к другой. Но быстро не всегда значит качественно, и там, где требуется глубокое осмысление и системный анализ явлений, клиповое мышление проигрывает абстрактно-логическому. Такое положение вещей негативно сказывается на обучении, в том числе профессиональном. Утрата культуры мыслительной деятельности прямо влияет на результаты учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курашинова Анжела Хафановна, Бураева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLIP THINKING AND ITS INFLUENCE ON THE QUALITY OF COGNITIVE ACTIVITY OF LISTENERS IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING

This article is devoted to the problem of clip thinking as a factor influencing the quality of educational activity of students in the context of vocational training. In the context of increasing the flow of information, it becomes obvious that it is simply impossible to do without the use of modern gadgets and information technologies, thanks to them, many tasks are quickly solved in all areas of our life: in the economy, social sphere, politics, production, education, science, etc. At the same time, it should be noted that gadgets and information technologies have a significant impact on the cognitive sphere of the individual, changing not for the better the nature of thinking, attention, memory, giving rise to the scarcity of verbal means used by modern young people. Developed thinking, being a true qualitative criterion of education, is characterized by depth, flexibility, breadth, the ability to detect cause-and-effect relationships, the ability to abstract, to think independently and critically. Unfortunately, practice shows that modern young people are increasingly demonstrating examples of superficial thinking, which is usually called "clip". In an age of speed, it gives the advantage of quickly finding information and switching from solving one practical problem to another. But fast does not always mean high quality, and where deep understanding and systematic analysis of phenomena is required, clip thinking loses to abstract logical thinking. This state of affairs negatively affects training, including vocational training. The loss of the culture of mental activity directly affects the results of learning.

Текст научной работы на тему «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

с одноклассниками; помочь ориентироваться в школьных помещениях; приобрести специальные оборудование, учебники; содействовать в установлении контакта с учителем.

Еще одними значимым аспектом оценки родителями индивидуализации образовательной среды следует рассматривать их экспертное мнение в отношении того, в помощи каких специалистов школы дополнительно нуждается ребенок: логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога, тьютора и т.д.

Кром того, обязательно выясняется мнение родителей о том, в какой помощи нуждаются они сами в организации обучения ребенка - это может быть: выполнение домашних заданий; установлении контакта с узкими специалистами школы; установление контакта с учителем; получение информации о школьной жизни и достижениях ребенка.

И в завершение выясняется степень удовлетворенности родителей организацией обучения ребенка в школе: полностью. в большей степени, недостаточно или не удовлетворены.

Выводы. Таким образом, в ходе применения разработанной экспертной карты специалисты школы получают мнение родителей о процессе индивидуализации образовательной деятельности ребенка, имеют возможность соотнести его со своими представлениями (как правило, несовпадения показывают нерешенные вопросы индивидуализации), определяются зоны риска и степень необходимого обогащение ресурсов. Родители, в свою очередь, понимают, что их мнение востребовано и они могут влиять на образовательный процесс. Тем самым, не только выявляется, но и развивается «сонастройка» родителей и педагогов по вопросам индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования, повышается согласованность их представлений и действий.

Литература:

1. Алехина С.В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 4. - С. 1-9.

2. Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11. - С. 27-40. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201079.htm.

3. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: акмеология образования. психология развития. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 165-168.

4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пос. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.

5. Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Индивидуализация в инклюзивном образовании: методология и практические инструменты: коллективная монография. - Красноярск: НИЦ, 2020. - 122 с.

6. Саитгалиева Г.Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. - Т. 18. - № 2. - С. 788-793.

7. Симаева И.Н., Хитрюк В.В. Проблемы готовности к инклюзивному образованию родителей обучающихся // Вестник Балтийского Федерального университета им. Э. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2015. - № 11. - С. 54-62.

8. Слюсарева Е.С. Психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-2. - С. 324-328.

9. Юрченко Ю.В. Инклюзивная компетентность субъектов образовательного процесса: к вопросу о понятии и структуре // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 207-215.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Курашинова Анжела Хафановна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

кандидат физико-математических наук Бураева Людмила Александровна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме клипового мышления как фактора, влияющего на качество учебной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения. В условиях наращивания потока информации, становится очевидно, что обойтись без использования современных гаджетов и информационных технологий сегодня просто невозможно, благодаря им оперативно решается множество задач во всех сферах нашей жизни: в экономике, социальной сфере, политике, производстве, образовании, науке и т.д. Вместе с тем следует отметить, что гаджеты и информационные технологии оказывают существенное влияние на когнитивную сферу личности, изменяя не в лучшую сторону характер мышления, внимания, памяти, порождая скудость используемых современными молодыми людьми вербальных средств. Развитое мышление, будучи истинным качественным критерием образования, характеризуется глубиной, гибкостью, широтой, способностью к обнаружению причинно-следственных связей, умением абстрагироваться, самостоятельно и критически мыслить. К сожалению, практика показывает, что современные молодые люди все чаще демонстрируют образцы поверхностного мышления, которое принято называть «клиповым». В век скоростей оно дает преимущество быстро находить информацию и переключаться от решения одной практической задачи к другой. Но быстро не всегда значит качественно, и там, где требуется глубокое осмысление и системный анализ явлений, клиповое мышление проигрывает абстрактно-логическому. Такое положение вещей негативно сказывается на обучении, в том числе профессиональном. Утрата культуры мыслительной деятельности прямо влияет на результаты учения.

Ключевые слова: мышление, клиповое мышление, когнитивная сфера, познавательные процессы, учебные действия.

Annotation. This article is devoted to the problem of clip thinking as a factor influencing the quality of educational activity of students in the context of vocational training. In the context of increasing the flow of information, it becomes obvious that it is simply impossible to do without the use of modern gadgets and information technologies, thanks to them, many tasks are quickly solved in all areas of our life: in the economy, social sphere, politics, production, education, science, etc. At the same time, it should be noted that gadgets and information technologies have a significant impact on the cognitive sphere of the individual, changing not for the better the nature of thinking, attention, memory, giving rise to the scarcity of verbal means used by modern young people. Developed thinking, being a true qualitative criterion of education, is characterized by depth, flexibility, breadth, the ability to detect cause-and-

effect relationships, the ability to abstract, to think independently and critically. Unfortunately, practice shows that modern young people are increasingly demonstrating examples of superficial thinking, which is usually called "clip". In an age of speed, it gives the advantage of quickly finding information and switching from solving one practical problem to another. But fast does not always mean high quality, and where deep understanding and systematic analysis of phenomena is required, clip thinking loses to abstract logical thinking. This state of affairs negatively affects training, including vocational training. The loss of the culture of mental activity directly affects the results of learning.

Keywords: thinking, clip thinking, cognitive sphere, cognitive processes, training activities.

Введение. Сегодня, в условиях наращивания потока информации, становится очевидным, что обойтись без использования современных гаджетов и информационных технологий просто невозможно, благодаря им оперативно решается множество задач во всех сферах нашей жизни: в экономике, социальной сфере, политике, производстве, образовании, науке и т.д.

Вместе с тем следует отметить, что информационные технологии оказывают существенное влияние на современную образовательную парадигму, нанося ущерб одному из главных показателей качественного образования. Им всегда считалось развитое мышление, которое, как известно, характеризуется глубиной, гибкостью, широтой, способностью к обнаружению причинно-следственных связей, умением абстрагироваться, самостоятельно и критически мыслить. К большому сожалению, всеми этими качествами не отличается формируемое под влиянием современных гаджетов и информационных технологий «клиповое» мышление. Оно, как и все в жизни, имеет и положительные и отрицательные стороны. Безусловно, в век скоростей оно дает преимущество быстро находить информацию и решать практические задачи. Но скорость не всегда тождественна качеству. И там, где требуется глубокое осмысление и системный анализ явлений, клиповое мышление проигрывает понятийному, абстрактно-логическому. Впрочем, причины возникновения феномена клипового мышления кроются не только в ускорении потока информации, активном использовании гаджетов и цифровых технологий. Этому поспособствовали и реформы, произошедшие в образовании за последние десятилетия, и прежде всего укоренившаяся система итоговой аттестации посредством ЕГЭ, и, конечно же, утрата новым поколением привычки к чтению книг.

Когнитивная сфера личности, будучи подструктурой, которая позволяет человеку обучаться и пополнять свой опыт на протяжении всей жизни, адаптируясь тем самым к изменяющимся условиям, очень важна для человека. Познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации [3]. То, что сегодня принято называть клиповым мышлением, качественно влияет на всю когнитивную сферу, т.е. не только на мышление, но и на внимание, восприятие, память, вербальные навыки.

Изложение основного материала статьи. Согласно имеющимся сегодня в литературе дефинициям «клиповое мышление (от англ. clip - «фрагмент текста», «вырезка») - тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое [6]. Его отличают поверхностность, образность, конкретность, отсутствие способности к выстраиванию длинных логических цепочек, выделению главного и формулированию выводов. Названные признаки относятся к числу отрицательных. К положительным сторонам клипового мышления относят: способность быстро переключаться с одной информации на другую [4, с. 69], к фильтрации информации и освобождению мозга от ненужной (с практической точки зрения) информации, выполнению многозадачной деятельности, скорость восприятия информации.

В философском понимании мышление абстрактный, вербализованный (то есть выраженным в понятиях естественного языка) процесс. Оно - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий [5].

Мышление развивается в процессе жизни посредством обучения от низших форм к высшим. Видами мышления, которые свидетельствуют о переходе человека в своей интеллектуальной деятельности на более высокую ступень развития, являются абстрактно-логическое (понятийное), теоретическое мышление.

Соотнося абстрактно-логическое и «клиповое» мышление можно сказать, что первое ориентировано на решение стратегических задач, которое требует системного подхода, второе же - на решение задач более конкретного характера, без осознания их связи с другими задачами и информацией.

Анализ практики профессионального обучения сотрудников полиции в условиях института повышения квалификации показывает, что признаки клипового мышления обнаруживаются у них в различных компонентах когнитивной деятельности:

- в восприятии это проявляется в отсутствии целостности;

- в мнемических процессах - в опоре на оперативную и кратковременную память;

- во внимании - в неспособности к длительной концентрации;

- в речи - в тенденции к вербальному минимализму.

Анализ конкретных учебных действий слушателей позволяет сделать предположение о том, что влияние «клиповости» имеет место быть. И рассмотреть это можно на следующих примерах.

При проведении зачета в письменной форме, часто приходится слышать от обучаемых вопрос о том, каков доложен быть минимальный объем написанного, чтобы это свидетельствует о том, что слушатель не понимает, что знание материала измеряется прежде всего качеством изложенной в письменном ответе информации, когда проверяющий может сделать заключение о том, что сущность вопроса раскрыта. У слушателей же происходит подмена качественной оценки количественной, поскольку нет четкого понимания сути предмета обсуждения.

Также при изложении лекционного материала часто обнаруживается, что многие обучаемые не в состоянии самостоятельно структурировать материал, выделять из него главное и конспектировать, если не поступит прямое указание от лектора о необходимости фиксирования тех или иных наиболее важных мыслей, определений у себя в тетради. При этом информация воспринимается механически без проникновения в смысл сказанного - даже в случае, когда предложение состоит из пяти-шести слов, что соответствует среднему объему памяти и внимания и, казалось бы, должно запоминаться без особых усилий, слушатели просят повторить информацию несколько раз.

При устном опросе тоже возникают некоторые проблемы, указывающие на недочеты в когнитивной сфере обучаемых. Самостоятельное воспроизведение (пересказ) пройденного материала зачастую осуществляется с явной опорой на конспект лекции (сопровождается подглядыванием). Отсутствие или низкий уровень понятийного мышления не позволяет изложить материал, ведь речь является материальной формой мышления. Если не происходит мышление, то возникают проблемы с воспроизведением информации [1]. Хочется согласиться с высказыванием выдающегося философа Артура Шопенгауэра -«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Новый материал слушатели изучают с опорой на оперативную память, о чем свидетельствует тот факт, что к следующему занятию, даже при условии заданного на закрепление упражнения, практического задания, например, по дисциплине «Русский язык в деловой документации», обучаемые практически не помнят основных правил и формулировок, плохо воспроизводят услышанное и записанное. Причина этому - совершенно нетренированная память обучаемых. При выполнении зданий современные молодые люди находят в Интернете готовые ответы и умственно не напрягаются, поэтому и память не тренируется. В этой связи даже появилось такое понятие, как «цифровая амнезия» - зная, что информацию можно найти в режиме «онлайн», обучаемые склонны запоминать меньше [7]. Но русский язык - дисциплина, оперирующая конкретными знаниями [2] и фактами и здесь проблема клипового мышления может быть ощущается не так остро. Что касается таких дисциплин, как психологическая подготовка или различные отрасли права, то они требуют скорее теоретического осмысления, понимания системы науки, изучения ее во взаимосвязи с другими предметами. В изучении таких дисциплин просто необходимы такие операции как абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция. Правильная мыслительная культура с необходимостью включает и такие формы мышления, как понятие, суждение, рассуждение, умозаключение, которые современных молодых людей не особо вдохновляют.

Выводы. Описанное положение вещей вызывает беспокойство, так как ведет к умственному оскудению, притупляет остроту восприятия, способность к обнаружению и постановке проблем, к творческому росту, постепенно превращая обучаемых в простых и примитивных исполнителей. Сегодня всем понятно, что технический прогресс не остановить, но печально, что на его фоне заметно снизилось качество знаний и когнитивные способности современных молодых людей. И пока ситуация не приобрела масштабы гуманитарной катастрофы, необходимы реформы в образовании, особенно в школе, где закладываются основы мыслительной культуры, меры по привитию молодым людям привычки к чтению книг, определённый контроль в использовании подрастающим поколением гаджетов там, где умственную задачу необходимо решать самостоятельно, прикладывая усилия.

Литература:

1. Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html (дата обращения: 15.10.2021).

2. Клиповое мышление: психический процесс, которого не существует [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/156614. (дата обращения: 17.10.2021).

3. Когнитивная сфера личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://srazu.pro/lichnost/kognitivnaya-sfera-lichnosti.html (дата обращения: 10.10.2021).

4. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний, 2019. - № 3. - С. 69.

5. Мышление (философия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dianomica.wikia.org/ru/wiki/ (дата обращения: 15.10.2021).

6. Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5 (дата обращения: 12.10.2021).

7. Эффект Google, или почему мы запоминаем меньше. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/@academbrest-effekt-google-ili-pochemu-my-zapominaem-menshe (дата обращения: 17.10.2021).

Педагогика

УДК 519.612

преподаватель Курилова Ирина Сергеевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Градалева Елена Михайловна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань)

МОНИТОРИНГ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК АКТИВАТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Рассмотрены эффективные средства обучения, которые активизируют учебно-познавательную деятельность курсантов и развивают их мыслетехнические способности. Приводится методика и средства для проведения мониторинга, по средствам которого отслеживается состояние мыслетехнических способностей курсантов военного вуза. В результате анализа оценивается эффективность последовательного освоения курсантами учебного материала по отдельно взятой теме дисциплины «физика».

Ключевые слова: мыследеятельность обучающегося, коммуникативная активность, образно-логическое восприятие, формирование мыслетехнических способностей.

Annotation. Effective teaching tools that activate the educational and cognitive activity of cadets and develop their mental and technical abilities are considered. The methodology and means for monitoring are given, by means of which the state of the mental and technical abilities of cadets of a military university is monitored.

Keywords: we are the student's activity, communicative activity, imaginative and logical perception, the formation of mental and technical abilities.

Введение. В настоящее время повышению эффективности систем образования и воспитания в военных вузах придается очень важное значение. Объяснение этого заключается в том, что профессиональная подготовленность офицера, его самостоятельность и активность напрямую связана с темпами и качеством освоения новейшим оружием и техникой, уровнем боеготовности и боеспособности подразделения в мирное и военное время. Задача военно-профессионального образования - обеспечение готовности выпускников самостоятельно, качественно и творчески решать профессиональные задачи. Поэтому возникает необходимость введения в образовательную практику новых методов и технологий обучения, обеспечивающих высокую интенсивность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.