Научная статья на тему 'Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России'

Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / курсанты / образовательные организации МВД России / типы мышления / клиповое мышление / формирование мышления / учебно-служебная деятельность / образовательная среда / information and communication technologies / cadets / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / types of thinking / clip thinking / formation of thinking / educational and service activities / educational environment

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева, Егор Сергеевич Васькин

Рассмотрены особенности влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование клипового мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Представлены результаты исследования типов мышления и особенностей проявления клипового мышления у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Вячеслав Лазаревич Цветков, Татьяна Александровна Хрусталева, Егор Сергеевич Васькин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of clip thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The features of the influence of information and communication technologies on the formation of clip thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The results of the study of the types of thinking and the peculiarities of the manifestation of clip thinking in cadets are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья УДК 1/159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-311-318 EDN: https://elibrary.ru/waagma NIION: 2003-0059-5/23-825 MOSURED: 77/27-003-2023-05-024

Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России

Вячеслав Лазаревич Цветков1, Татьяна Александровна Хрусталева2, Егор Сергеевич Васькин3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, czvetkov_slava@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-4692-8045

2-3 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Старотеряево, Россия

2 khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

3 vaskinsp100@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены особенности влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование клипового мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Представлены результаты исследования типов мышления и особенностей проявления клипового мышления у курсантов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, курсанты, образовательные организации МВД России, типы мышления, клиповое мышление, формирование мышления, учебно-служебная деятельность, образовательная среда Для цитирования: Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Васькин Е. С. Особенности проявления клипового мышления у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 311318. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-311-318. ЕБ№ WAAGMA.

Original article

Features of clip thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Viacheslav L. Tsvetkov1, Tatiana A. Khrustaleva2, Egor S. Vaskin3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

czvetkov_slava@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-4692-8045

2-3 Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo, Russia

2 khrustalev100@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9709-2121

3 vaskinsp100@mail.ru

Abstract. The features of the influence of information and communication technologies on the formation of clip thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The results of the study of the types of thinking and the peculiarities of the manifestation of clip thinking in cadets are presented.

Keyword: information and communication technologies, cadets, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, types of thinking, clip thinking, formation of thinking, educational and service activities, educational environment

For citation: Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A., Vaskin E. S. Features of clip thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):311— 318. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-311-318. EDN: WAAGMA.

В современном обществе информационные технологии и виртуальная среда занимают все более значимое место как в жизни людей, так и в мире в целом. Распространение новых цифровых технологий характеризуется стремительными темпами накопления новых знаний, ускорением информационных потоков, доступностью информации, зачастую низкого уровня.

Стремительно развиваясь, информационные системы оказывают непосредственное влияние на формирование сознания человека и, особенно сознания современной молодежи, формируя феномен «клипового мышления», под которым понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, в форме видеоклипа, теленовости

© Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Васькин Е. С., 2023

или в любом другом виде. Помимо этого, для «клипового мышления характерны высокая скорость восприятия образов без акцентирования деталей» [4, с. 1117-1119]. Механизм клипового мышления состоит в том, что человек воспринимает окружающий мир фрагментарно, что позволяет перерабатывать огромное количество информации без ее критического осмысления.

В отечественной науке термин «клиповое мышление» одним из первых стал использовать российский философ Ф. И. Гиренок, при этом он противопоставлял его понятийному мышлению. В своих работах он подчеркивает, с одной стороны, взаимосвязь клипового мышления с постмодернистской культурой, с другой, — указывает на антропологическую природу клипового мышления, так как любой человек по своей сути является фрагментиро-ванным и разорванным, состоящим из множества ипостасей, ролей и т. д. В своих последних работах ученый уже связывает клиповое сознание с развитием компьютерных технологий [1, с. 415-420].

А. Б. Фельдман считает, что клиповое мышление представляет собой особый вид мышления, при котором человек работает только с фиксированными смыслами определенной длины и не может обрабатывать семиотические структуры произвольной сложности. Это проявляется в том, что человек не может сосредоточиться на какой-либо информации на длительное время, и его способность к анализу снижена [5].

Нейрофизиологи определили, что при использовании Интернета мозг активных пользователей концентрируется всего на двух зонах, отвечающих за краткосрочную память и быстроту реакций, в то время как области, отвечающие за анализ и логику, остаются практически не задействованными [2, с. 151-161]. Это может привести к снижению памяти и способностей к логике, утрате способности к глубокой мыслительной деятельности, повышению импульсивности и поверхностности мышления. При использовании Интернета человек вынужден переключать внимание безостановочно, переходя с одной страницы на другую, что не способствует системному мышлению.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, то к положительным особенностям клипового мышления можно отнести способность его обладателей к многозадачности, скорость пере-

ключения с одного фрагмента информации на другой, с одной задачи на другую. Вместе с тем, возможность быстрого переключения с одного фрагмента информации на другой влечет за собой рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.

Постоянный доступ к большому объему информации приводит к снижению концентрации, затрудняет глубокое аналитическое мышление и снижает способность к сопереживанию. Вместо этого мозг начинает быстро обрабатывать отдельные фрагменты информации, а пользователи Интернета становятся зависимыми от такой подачи информации. Чтение становится поверхностным, абстрактное мышление и сопереживание утрачиваются. В результате пользователи Интернета теряют способность к глубокой аналитической работе и становятся зависимыми от коротких заголовков и аннотаций.

Интернет значительно влияет на нашу способность к концентрации и созерцанию, что приводит к изменению когнитивного стиля. Вместо глубокой и контекстной обработки информации, мы начинаем привыкать к большому количеству информации и читаем ее поверхностно, фокусируясь на заголовках и коротких фразах. В результате, мышление становится отрывочным и неспособным к глубокому анализу проблемы.

Клиповое мышление, характеризующееся поверхностной обработкой информации и невозможностью глубокого анализа проблем, может быть особенно вредным для курсантов МВД России. Во-первых, такое мышление не способствует развитию критического мышления и аналитических способностей, которые необходимы для эффективного решения сложных задач, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов. Во-вторых, оно может приводить к поверхностному пониманию правовых норм и недостаточному вниманию к деталям и особенностям каждой ситуации. В-третьих, клиповое мышление может приводить к снижению уровня эмпатии и сопереживания, что также необходимо для работы в правоохранительных органах.

Клиповое мышление имеет как положительные, так и отрицательные стороны, однако в контексте обучения в учебных организациях системы МВД России, где требуется аналитическое мышление и

-^pr-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

способность к длительной концентрации внимания, может привести к негативным последствиям. Курсанты с выраженными особенностями клипового мышления могут испытывать трудности в усвоении и анализе больших объемов информации, в принятии решений, без учета связей между частями и образами, сосредоточиваясь главным образом на переработке получаемой информации.

Недостаточно глубокое понимание ситуации и склонность к принятию быстрых, необдуманных решений может привести к ошибкам и провалам в выполнении задач, а также к нарушению закона и принципов службы в целом. Поэтому важно обучать будущих сотрудников правоохранительных органов умению анализировать и оценивать информацию, развивать критическое мышление и способность к принятию взвешенных решений в сложных ситуациях.

В целях изучения влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование клипового мышления курсантов образовательных организаций МВД России нами был проведено пилотажное исследование, в котором приняли участие 114 курсантов, обучающихся по различным специально стям.

Были использованы две методики: опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей)» Джерома Брунера

(в модификации Г. В. Резапкиной); тест для диагностики клипового мышления М. Б. Литвиновой.

Результаты исследования типов мышления представлены на рис. 1.

Как видим, у 40 % обследованных курсантов преобладает словесно-логическое мышление, что характеризует их как личностей с гуманитарным складом ума, ярко выраженным вербальным интеллектом, благодаря которому они могут хорошо формулировать свои мысли и доносить их до людей.

У 20 % респондентов доминирует предметно-действенное мышление, связанное с практическим складом ума, предполагающим связь мышления с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Такие люди усваивают информацию через движения, обладают хорошей координацией движений.

16 % обследованных курсантов продемонстрировали высокие показатели по абстрактно-символическому мышлению, что свидетельствует о математическом складе ума, предпочтении усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.

Благодаря особенностям такого мышления происходит преобразование информации с помощью алгебраических правил или арифметических знаков и операций. Результатом является мысль, выражен-

Рис 1. Результаты исследования типов мышления с помощью методики определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной

ная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

12 % респондентов показали высокие значения по наглядно-образному мышлению и креативности.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, предполагающим способность отделять предмет в пространстве и времени, осуществлять преобразование информации с помощью действий с образами. Результатом такого типа мышления является мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность означает наличие творческих способностей у человека, готовность к созданию принципиально новых идей, способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.

Для определения компонентов клипового мышления мы сравнили его с противоположным типом — понятийным. Вопросы, выявляющие абстрактно-символический и словесно-логический тип, были взяты за основу понятийного мышления.

Компоненты клипового мышления мы находили по вопросам, определяющим наглядно-образный тип, и дополнительным — отражающим характеристики клиповости восприятия информации.

Для диагностики выраженности клипового мышления мы использовали тест М. Б. Литвиновой. Он интересен не только тем, что показывает степень выраженности клипового мышления, но и тем, что ответы на вопросы отражают выраженность тех или иных его элементов.

Результаты исследования показали, что у 68 % обследованных курсантов выражено клиповое мышление. Это означает, что они обладают большой скоростью обработки информации и могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой: любой целостный информационный объект является инструкцией, конкретным заданием для быстрой, почти рефлекторной реакции (как в игре: выскочил монстр — убей). При этом у таких курсантов может сформироваться привычка-потребность одновременного выполнения нескольких действий, таких, как прослушивание музыки при выполнении заданий на самоподготовку, игре или работе.

Курсанты с выраженным клиповым мышлением предпочитают нетекстовую, образную информацию, что способствует более ее быстрому восприятию, по сравнению с информацией, представленной в суждениях.

Кроме того, курсанты с выраженным клиповым мышлением нуждаются в постоянной переработке «внешней информации», в то время как «внутренняя переработка» снижена. Можно предположить, что именно поэтому большинство молодых людей не могут в одиночестве длительное время обходиться без гаджетов (музыкальных, визуальных и др.).

Показательными можно считать результаты содержательного анализа ответов на вопросы, отражающих выраженность тех или иных элементов клипового мышления.

Более половины обследованных курсантов (57,8 %) предпочитают слушать музыку во время аудиторных занятий или выполнения домашнего задания, при этом 42,2 % респондентов заявили, что музыка отвлекает их от занятий.

Абсолютное большинство (88,4 %) предпочитают получать учебную информацию в виде наглядной демонстрации, и лишь 11,6 %—в виде лекции с записью.

Способность при необходимости быстро переключаться с одного дела на другое отмечают у себя 91,8 % курсантов, трудности при переключении возникают у 8,2 % респондентов.

При ознакомлении с определенной исторической информацией предпочтение фильму отдают 66 % курсантов и лишь 34 % подробно прочитают об этом в книге; 72,8 % курсантов считают, что любую информацию лучше получить в Интернете и 27,2 % — прочитают в книге или у кого-то спросят.

Большинству опрошенных курсантов больше нравятся фильмы, в которых одновременно существует несколько сюжетных линий, сменяющих друг друга (74,8 %); фильмы, в которых несколько сюжетных линий проходят по очереди одна за другой предпочитают 25,2 % опрошенных.

Вместе с тем, художественную литературу чаще всего читают постепенно от начала до конца 88,4 % курсантов и лишь 11,6 % — просматривают текст или внимательно читают только самое интересное.

Примерно одинаковое количество курсантов при подготовке к экзамену предпочитают поиск ответа на вопрос в Интернете или в электронном источнике (47,6 %) и в собственном конспекте или бумажном учебнике (52,4 %.)

Во время игры на компьютере и других гадже-тах предпочитают выстраивать ситуацию не спеша — 51 %, быстро принимают решения и действуют 49% опрошенных.

-^pr-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Похожая ситуация и с предпочтением подарков на День рождения: 49 % хотят получить новое электронное устройство (планшет, смартфон и др.) и 51 % — рассчитывают на привлекательную одежду, украшение или какую-то функциональная вещь.

Лучше запоминают сюжеты многосерийных фильмов 96,6 % опрошенных, сюжеты клипов (коротких видеороликов) — лишь 3,4 %; фильмы, в которых преобладают общение героев, постепенное развертывание событий больше нравятся 68 % курсантов, экстремальные ситуации, динамическое изменение событий ситуации — 32 %.

Отрадно, что большинство обследованных курсантов (66 %) отмечают, что лучше понимают материал, который изучают на занятиях с преподавателем, и лишь треть (34 %) — ориентированы на самостоятельное изучение материала с помощью интернет-ресурсов.

Как видим, серьезного конфликта между наличием элементов клипового мышления, выявленного у значительного количеств обследованных курсантов, и текстовой культурой, составляющей основу традиционного образования, нет. Обучающиеся, обладая современными возможностями восприятия и усвоения информации, испытывая постоянную потребность в новизне, хорошо работают и с текстовыми носителями информации, много читают, проявляют творческие способности при решении проблем.

Однако, при поиске необходимой информации курсанты отдают предпочтение Интернету, а не кропотливому анализу учебных пособий, учебников, научных изданий, что, безусловно, влечет за собой

высокий уровень доверия к сетевым источникам и негативно отражается на критичности мышления.

На следующем этапе исследования мы проанализировали соотношение типа мышления курсантов с выраженностью компонентов клипового и понятийного мышления (рис. 2). Оказалось, что у курсантов с высокими показателями по абстрактно-символическому, наглядно-образному мышлению и креативности, показатели клипового мышления так же были сильно выражены. У курсантов с высокими показателями по предметно-действенному и словесно-логическому мышлению было выражено понятийное мышление.

Таким образом, имея как положительные, так и отрицательные стороны, клиповое мышление влияет на восприятие, внимание, социальные взаимоотношения, формирование ценностей и убеждений.

Несмотря на то, что более половины обследованных курсантов (68 %) показали результаты, свидетельствующие о наличии показателей клипового мышления, у них можно отметить, прежде всего, выраженность его положительных сторон.

Во-первых, курсантам, как представителям молодого поколения, свойственно быстрое переключение внимания, переход с одного вида деятельности на другой, благодаря чему за короткий промежуток времени им удается выполнить большой объем работы. Во-вторых, такие курсанты способны воспринимать мир посредством краткого посыла, быстро приспосабливаться к новой среде, в том числе и к новым людям, что положительно сказывается на выстраивании взаимоотношений (по данным исследования 61,2 % опрошенных ориен-

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%

100,0%

100,0%

100,0%

60,0% 50.0% 50.0%

40,0%

0,0% 0,0% 0,0%

Предметное Символическое Знаковое Образное

мышление мышление мышление мышление

Креативность

Клиповое

Понятийное

Рис. 2. Соотношение преобладающих типов мышления с выраженностью понятийного и клипового мышления № 5 / 2023 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 315

тированы на длительную деятельность или длительные отношения с людьми).

Развитие современных технологий и особенно цифровых платформ существенно влияет на формирование мышления молодых людей. Особенно уязвимы к этому явлению те, кто проводит более трех часов за компьютером, в основном с целью общения в социальных сетях. Как следствие, формируется клиповое мышление, которое характеризуется зрительной памятью, сниженной избирательностью внимания и быстротой мышления. Это может негативно сказаться на принятии решений и корректировании стратегии в реальных жизненных ситуациях, когда требуется гибкость и сосредоточенность. Провоцирующим фактором является длительное нахождение в виртуальном интернет-пространстве с акцентом на коммуникации только через сеть, что приводит к снижению избирательности внимания и трансформации восприятия окружающего мира.

В результате, молодые люди могут проявлять склонность к компьютеризированным безучастным стратегиям, которые оказываются неэффективными в реальных ситуациях. Особенно это актуально к будущим сотрудникам правоохранительных органов, которым предстоит принимать обоснованные, мотивированные и юридически значимые решения, от которых может зависеть жизни людей.

Вместе с тем, невозможно отрицать тот факт, что интернет-технологии в дальнейшем будут только развиваться, и то, каким будет сознание, мышление человека в будущем, каким будет наше общество в условиях стремительно развивающегося Интернета во многом зависит от него самого. Полагаем, что чтение художественной литературы на бумажных носителях, прослушивание хорошей, серьезной музыки, непосредственное общение с образованными и умными людьми окажет благоприятное воздействие на мышление современных обучающихся.

Одна из важнейших задач обучения в высших образовательных организациях МВД России заключается в формировании и развитии у курсантов и слушателей таких умений и навыков, которые позволили бы и не просто извлекать и воспринимать необходимую информацию, но и анализировать, критически осмысливать и рационально применять ее в своей профессиональной деятельности [3, с. 153-160].

Список источников

1. Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М. : ИФ РАН, 2002. С. 415-420.

2. Дмитриева В. А. Социально-психологический анализ «клипового мышления» активных пользователей сети Интернет как феномена современности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 151-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153-160.

4. Константинов А. А., Тарасенко Н. С. Влияние информационных систем на формирование клипового мышления у молодежи // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 1117-1119.

5. Фельдман А. Б. Клиповое мышление // URL:// http s:// ai-news.ru/2017/05/aleksandr_feldman_klip o -voe_myshlenie.html.

References

1. Girenok F. I. Anthropological configurations of philosophy // Philosophy of Science. Vol. 8: Synergetics of Man-Dimensional Reality. М. : IF RAN, 2002. P. 415-420.

2. Dmitrieva V. A. Socio-psychological analysis of «clip thinking» of active users of the Internet as a phenomenon of modernity // Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. 2021. № 202. P. 151-161.

3. Zemlinskaya T. E., Fersman N. G. Methods of university teaching in the context of clip thinking of a modern student // Scientific and Technical Bulletins of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences. 2016. № 4 (255). Р. 153-160.

4. Konstantinov A. A., Tarasenko N. S. Influence of information systems on the formation of clip thinking in young people // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2017. Vol. 3. № 13. Р. 1117-1119.

5. Feldman A. B. Clip thinking // URL://https://ai-news.ru/2017/05/aleksandr_feldman_klipovoe_myshle-nie.html.

jjiiL.

-^pr-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

^jiiL.

Библиографический список

1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире: мат. всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2011. С. 110-112.

2. Аршинов В. И., Лебедев М. В. Постнекласси-ческая рациональность, виртуалистика и информационные технологии // Философские науки. 2007. № 7. С. 9-29.

3. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. «Мы ждем перемен» // Дети в информационном обществе. 2010. № 5. С. 74-77.

4. Гендина Н. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ. Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиа-грамотности. Saarbrucken : LAP Lambert Publ., 2012.

5. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.

6. Косорукова Е. А. Формирование информационной компетенции студентов средствами контекстно-проектной технологии: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Калуга, 2015.

7. Мамина Р. И., Московчук Л. С. Текстовая культура в условиях современной информационной цивилизации // Библиосфера. 2015. № 4. С. 3-8.

8. Патяева Е. Ю. Сетевой человек и его жизненные миры / Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третього тысячелетия / под ред. Б. Б. Славина. М. : ЛЕНАНД, 2013. С. 245-263.

9. Пудалов А. Д. Клиповое мышление — современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т. 1. № 1. С. 36.

10. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 5 (24).

Bibliographic list

1. Azarenok N. V. Clip consciousness and its influence on human psychology in the modern world: Proceedings

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ПЕРЕГОВОРОВ

Учебное пособие Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Караяни А. Г., Цветков В. Л.

Психология общения и переговоров

A.Г. Караяни

B.Л. Цветков

Г

Раскрыты теоретические основы психологии общения и переговорного процесса, а также психологически обоснованные пути и способы овладения сотрудниками правоохранительных органов умениями и навыками эффективного взаимодействия. Кроме того, представлены технологии и конкретные психотехники вербального и невербального общения в различных обстоятельствах, в том числе и ведения переговоров с преступниками, захвативших заложников. Предложены способы эффективного ведения переговоров, построения контактов с партнерами-манипуляторами, продуктивного разрешения конфликтных ситуаций. Показаны возможности социально-психологического тренинга (СПТ) в развитии коммуникативной компетентности специалиста-переговорщика.

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, сотрудников органов внутренних дел, а также всех, кто интересуется данной проблематикой.

of the All-Russian anniversary scientific conference dedicated to the 120th anniversary of S. L. Rubinstein's birth «Human psychology in the modern world». Vol. 5. Personality and group in the conditions of social changes / ed. by A. L. Zhuravlev. M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. P. 110-112.

2. Arshinov V. I., Lebedev M. V. Postnonclassical rationality, virtualistics and information technologies // Philosophical Sciences. M. : Humanities, 2007. № 7. P. 9-29.

3. Asmolov A., Semenov A., Uvarov A. «We are waiting for changes» // Children in the information society. 2010. № 5. P. 74-77.

4. Gendina N. I. Information training and media education in Russia and CIS countries. Problems of formation of information culture of the individual and promotion of ideas of information and media literacy. Saarbrucken : LAP Lambert Publ., 2012.

5. Gorobets T. N., Kovalev V. B. «Clip thinking» as a reflection of perceptual processes and sensory memory // The World of Psychology. 2015. № 2. P. 94-100.

6. Kosorukova E. A. Formation of students' information competence by means of contextual design technology: abstract of the diss. ... Cand. of Pedagogical Sciences. Kaluga, 2015.

7. Mamina R. I., Moskovchuk L. S. Textual culture in the conditions of modern information civilization // Bibliosphere. 2015. № 4. P. 3-8.

8. Patyaeva E. Yu. Network man and his life worlds / The Birth of the collective Mind: About the new laws of the network society and the network economy and their impact on human behavior. The Great Transformation of the third Millennium / ed. by B. B. Slavin. M. : LE-NAND, 2013. P. 245-263.

9. Pudalov A. D. Clip thinking — a modern approach to cognition // Modern technologies and scientific and technological progress. 2011. Vol. 1. № 1.

10. Semenovskikh T. V. The phenomenon of «clip thinking» in the educational environment of higher education // Internet journal «Naukovedenie». 2014. Vol. 5 (24).

Информация об авторах

В. Л. Цветков — начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;

Т. А. Хрусталева — доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент;

Е. С. Васькин — курсант Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

V. L. Tsvetkov—Head of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Performance Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor;

T. A. Khrusta^a — Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor;

E. S. Vaskin — Cadet of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.07.2023; одобрена после рецензирования 09.08.2023; принята к публикации 02.10.2023.

The article was submitted 13.07.2023; approved after reviewing 09.08.2023; accepted for publication 02.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.