Научная статья на тему 'Структура педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России'

Структура педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты образовательных организации высшего образования МВД России / образовательный процесс / педагогическая поддержка / саморазвитие / personality / self-development / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational process / pedagogical support / university education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Михайловна Голубкина, Ирина Георгиевна Евсеева

Раскрывается особенность организации педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ структурных элементов педагогической поддержки саморазвития курсантов в деятельности педагогов-кураторов, курсовых офицеров, руководителей факультетов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Михайловна Голубкина, Ирина Георгиевна Евсеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of pedagogical support of self-development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article reveals the peculiarity of the organization of pedagogical support of the self-development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author considers the structural elements of pedagogical support for the self-development of cadets in the activities of curatorial educators, course officers, heads of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Структура педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 378; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-113-117 EDN: https://elibrary.ru/NSNISV NIION: 2018-0077-3/23-359 MOSURED: 77/27-024-2023-03-558

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Структура педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России

Анна Михайловна Голубкина

Московский университет России МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, anitka55@mail.ru

Научный руководитель: Ирина Георгиевна Евсеева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация. Раскрывается особенность организации педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России. Проведен анализ структурных элементов педагогической поддержки саморазвития курсантов в деятельности педагогов-кураторов, курсовых офицеров, руководителей факультетов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: курсанты образовательных организации высшего образования МВД России, образовательный процесс, педагогическая поддержка, саморазвитие

Для цитирования: Голубкина А. М. Структура педагогической поддержки саморазвития курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 113-117. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-113-117. EDN: NSNISV.

Original article

The structure of pedagogical support of self-development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Anna M. Golubkina

Moscow University of Russia Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

anitka5 5 @mail.ru

Scientific supervisor: Irina G. Evseeva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activities, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot',Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Abstract. The article reveals the peculiarity of the organization of pedagogical support of the self-development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author considers the structural elements of pedagogical support for the self-development of cadets in the activities of curatorial educators, course officers, heads of faculties of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: personality, self-development, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational process, pedagogical support, university education

For citation: Golubkina A. M. The structure of pedagogical support for self-development of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):113-117. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-113-117. EDN: NSNISV

Современный образовательный процесс в образовательных организациях высшего образования (далее - ООВО) предполагает наличие педагогической

поддержки в процессе формирования обучающимися компетенций, определяемых в соответствии с ФГОС ВО. Необходимость педагогического сопровождения

© Голубкина А. М., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

113

в условиях образовательного процесса обусловлено тем, что учащиеся ООВО, переживая ситуации эмоционального и интеллектуального напряжения, которые зачастую сопровождаются стрессовыми ситуациями, могут испытывать чувства беспокойства, дезадаптации и страха, с которыми не всегда способны справится самостоятельно. В связи с этим возникают негативные изменения в психоэмоциональной сфере личности учащихся, снижается уровень мотивации к процессу обучения, ухудшается качество усвоения материала, возникают трудности при организации самостоятельной деятельности.

Анализ ряда отечественных и зарубежных работ по проблеме педагогической поддержки в условиях ООВО позволил установить, что в течение первого года обучения обучающиеся чаще находятся в ситуации эмоционального или интеллектуального напряжения в сравнении с остальными курсами обучения. Согласно исследованиям, представленных в работе С. В. Щербакова, Я. Б. Льва, Е. Г. Ожоговой, около 1/3 учащихся первых курсов образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность по образовательным программам высшего образования, испытывают чувство неудовлетворенности по отношению к своим достижениям в учебной деятельности и условиям, связанными с самостоятельной организацией свободного времени, в результате чего такие обучающиеся находятся в состоянии беспокойства, повышенного уровня тревоги и опасений [9]. В рамках данного исследования анализ работ по педагогической поддержке в условиях ООВО системы МВД России позволил нам сделать вывод, что данная проблема в настоящее время столь детально не была исследована.

Рядом специфических особенностей обусловлена педагогическая поддержка обучающихся ведомственных ООВО, которые одновременно зачисляются в образовательную организацию и поступают на службу в ОВД. Необходимость осуществления педагогической поддержки курсантов ООВО определяется следующими факторами:

1. Наиболее эффективно педагогическая поддержка обеспечивается в условиях тесного взаимодействия преподавательского состава кафедр, курсовых офицеров и курсантов (при этом взаимодействие осуществляется в условиях как межгруппового взаимодействия между взводами курсантов, так и внутригруппового, между обучающимися конкретного взвода). Однако индивидуальные формы работы с курсантами не должны отходить на второй план, а также иметь свое отражении в организации и проведении педагогической поддержки.

2. Чаще всего в педагогической поддержке нуждаются курсанты, которые испытывают трудности в адаптации к условиям обучения в ООВО и специфике несения службы в ОВД, оказавшихся в сложных жизненных или стрессовых ситуациях. Кроме того, педагогическое сопровождение зачастую включает в себя проведение профилактических мероприятий, которые могут быть различных направленностей.

3. На успешность осуществления педагогической поддержки оказывает влияние морально-психологиче-

ское состояние курсантов, а также успешность освоения технологий развития и саморазвития в процессе адаптации к условиям ООВО. Кроме того, педагогическая поддержка может выполнять не только функцию сопровождения курсантов, которые испытывают трудности, связанные с обучением в ООВО, а также стимулирующую функцию для тех курсантов, которые имеют низкие показатели по критериям развития и саморазвития.

Таким образом, педагогическая поддержка реализуется не только в преподавательской деятельности, но и профессиональной деятельности курсовых офицеров и руководителей факультетов. Как отмечает Д. А. Рубан, в своей деятельности курсовые офицеры должны обладать навыками и умениями, которые позволяют им проявлять педагогический креатив в процессе воспитательного воздействия на курсантские коллективы через систему личностно-ориентированных методов. В данном аспекте педагогическая поддержка позволяет организовать воспитательно-педагогическую деятельность руководителей структурных подразделений таким образом, чтобы затронуть все стороны планирования морально-психологической работы с курсантами, учитывать педагогические сценарии и методы решения возникающих в курсантской среде проблем, наладить коммуникативную составляющую при взаимодействии с подчиненными учебными взводами [5].

Анализ аспектов, определяющих необходимость организации и проведения педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России, позволил установить следующие элементы, представленные на схеме 1.

Основываясь на представленной схеме, нами были сформулированы следующие положения:

П1. Необходимость педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО подтверждается в случае всестороннего анализа потенциальных возможностей и реальных способностей курсантов, учет которых необходим при организации педагогической работы.

П2. На возникновение у курсанта потребности в самосовершенствовании уже имеющихся у него способностей оказывает влияние текущий уровень саморазвития обучающегося.

П3. Убежденность в потребности в самосовершенствовании текущих способностей курсанта будет повышаться в том случае, если курсант будет успешно справляться с проблемами, связанными с учебой в ООВО МВД России и службой в ОВД России.

П4. Совершенствование способностей курсанта в процессе его саморазвития возможно при организованной деятельности представителей ООВО МВД России в лице профессорско-преподавательского состава, педагогов-кураторов, курсовых офицеров, руководителей факультетов.

Основываясь на исследованиях В. В. Коврова, педагогическую поддержку в ООВО МВД России следует понимать как [2]:

а) педагогическую деятельность, основной целью которой является формирование у курсантов навыков самостоятельной деятельности в процессе обучения

Схема 1. Элементы педагогической поддержки

для успешного развития и саморазвития, в том числе в дальнейшей профессиональной деятельности, связанной со службой в ОВД;

б) процесс совместной деятельности между курсантами и представителями ООВО МВД России в лице профессорско-преподавательского состава кафедр, педагогов-кураторов, курсовых офицеров, руководителей институтов, институтов-факультетов и факультетов ООВО МВД России, направленный на выбор оптимальных средств и способов решения проблем, которые могут быть как личного характера, так и связанными с процессом обучения и несением службы;

в) принцип целостного образовательного процесса (структура которого включает в себя образование, обучение и воспитание), предполагающий создание психолого-педагогического пространства для формирования личности курсанта, развитие у него интеллектуальных, эмоциональных, духовно-нравственных и иных качеств, необходимым для службы в ОВД;

г) способ взаимодействия между курсантом и преподавателя, организованного с целью оказания помощи по выбору индивидуального вектора развития учащегося, анализу уже имеющихся результатов, прогнозированию будущего и выработке навыков самоорганизации, индивидуальной работы и рефлексии;

д) вид субъект-субъектных отношений между курсантами и представителями ООВО МВД России, позволяющий обеспечить усвоение норм, связанных со службой в ОВД, передачу социального опыта, освоение нравственных норм и ценностей, а также развитие социально одобряемого поведения.

Организация педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО невозможна, без решения следующих задач:

1) определение целей проводимой работы, свойств и качеств, на которые необходимо оказать воздействие, прогнозирование будущих результатов;

2) анализ педагогической проблемы;

3) прогнозирование последствий развития педагогической проблемы;

4) выработка последовательности действий и принятие решения;

5) выполнение решения.

Анализируя педагогическую деятельность руководителей кафедр, А. А. Кежов и Е. М. Марченко отметили, что организация выполнения решения руководителя включает в себя последовательность следующих действий [1]:

1) педагогическое планирование;

2) постановка задач;

3) педагогическое сопровождение выполнения данных задач.

Таким образом, в структуре педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России мы выделяем:

а) целеполагание;

6) содержание проводимой работы (соответствие между целями и этапами воспитательной работы, наличие отдельных блоков и модулей);

в) совокупность методов, приемов и средств воспитательного воздействия;

г) требования, предъявляемые к педагогической деятельности.

Кроме того, структура педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России предполагает наличие этапов, представленных на схеме 2.

В рамках первого этапа педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России осуществляется постановка проблемы, на основе которой определяются цель и задачи проводимой работы, а также подбираются оптимальные методы воздействия на личность курсанта и виды реализуемой в процессе педагогической поддержки деятельности. Второй этап предполагает деятельность представителей ООВО МВД России, осущест-

СКИЕ НАУКИ 115

Схема 2. Этапы педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России

вляющих педагогическую поддержку, по формированию потребности у курсантов в самосовершенствовании и саморазвитии за счет организации субъект-субъектного взаимодействия с отдельными обучающимися и учебными группами. На заключительном третьем этапе эффективность проведенной работы будет оцениваться наличием сформированности у курсантов устойчивой необходимости в саморазвитии.

Кроме того, как отмечают Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин, эффективность педагогической поддержки также определяется осмыслением обучающимися полученного опыта в процессе совместной деятельности [4]. Но, на наш взгляд, при этом необходимо учитывать стремление курсантов реализоваться в самоопределении, отстаивании своих интересов, смыслов и ценностей.

Субъекты организации обучения и воспитания курсантов (их непосредственные начальники, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, командиры учебно-строевых подразделений, педагоги-кураторы) в своей деятельности, как правило, не имеют целевых установок на создание условий для личностного развития обучающихся. Основной функцией в их деятельности является обеспечение обучающихся разнообразной информацией (учебной, служебной, профессиональной, социально-политической и т. д.) без учета мнения субъектов восприятия этой информации [3].

Проведение педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России возможно в случае создания необходимых условий для профессионально-личностного развития обучающихся, систематического анализа взаимоотношений между курсантами, их отношения к руководящему составу, принятия оперативных мер в случае выявления негативных изменений в профессионально-личностном саморазвитии курсантов, выявления факторов, влияющих на это, осуществления стимулирования к постоянному самосовершенствованию, осуществления контроля и учета проявляемых изменений. Кроме того, в случае достижения поставленных текущих целей педагогической поддержки необходимо осуществлять постановку новых, более сложных педагогических целей с учетом анализа эффективности ранее проведенной работы.

Таким образом, обеспечение педагогической поддержки саморазвития курсантов ООВО МВД России возможно в случае соблюдения необходимых педагогических условий и ее организацию с учетом необходимых структурных компонентов. Образовательный аспект в ООВО МВД России позволяет осуществлять педагогическую поддержку в процессе:

1) организации и проведения учебных занятий;

2) воспитательной работы, связанной с мероприятиями, проводимыми по окончании учебных занятий в работе курсовых офицеров, педагогов-кураторов, руководителей факультетов;

3 ) морально-психологической работы, направленной на анализ личностно-профессиональных характеристик курсантов, определение психолого-педагогических отклонений в их состоянии, работу по регулированию психологического климата в учебных взводах.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что педагогическая поддержка саморазвития курсантов ООВО МВД России позволяет обеспечить становление будущего сотрудника ОВД, способного справляться с различными трудностями в служебной деятельности. Внедрение педагогической поддержки в условиях ООВО МВД России обеспечивает всестороннее развитие курсантов, выработку умений и навыков проведения и организации самостоятельной работы, а также позволяет мотивировать обучающихся к постоянному самосовершенствованию.

Библиографический список

1. Кежов А. А., Марченко Е. М. Повышение эффективности педагогической работы руководителей факультетов (курсов) по работе с личным составом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 169-174.

2. Ковров В. В. Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 294-301.

3. Купавцев Т. С. Концептуальные основы педагогической поддержки личностного саморазвития сотрудника МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 4(86). С. 193-200.

4. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Тактики педагогической поддержки // Новые ценности образования. 2005. № 5. С. 139-143.

5. Рубан Д. А., Гладченко В. Е. Сформированность профессионально-педагогической компетентности курсовых офицеров вузов МВД России // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021. № 2. С. 35-42.

6. Свинарева О. В. Педагогическое сопровождение курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Свинарева Ольга Викторовна. Москва, 2017. 25 с.

7. Тихомиров С. Н. О субъект-субъектном характере взаимодействия в компетентностно-ориентированном образовательном процессе // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2019. № 3. С. 63-67.

8. Ульянов И. В., Евсеева И. Г., Борисова Е. В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций

МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 266-269.

9. Щербаков С. В., Лев Я. Б., Ожогова Е. Г. Сопровождение адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3(20). С. 167-170.

Bibliographic list

1. Kezhov A. A., Marchenko E. M. Improving the effectiveness of pedagogical work of heads of faculties (courses) on working with personnel // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 3 (79). P. 169-174.

2. Kovrov V. V. Pedagogical support and support for the development of the subject position of a cadet in the educational process // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 2. P. 294-301.

3. Kupavtsev T. S. Conceptual foundations of pedagogical support for personal self-development of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4(86). P. 193-200.

4. Mikhailova N. N., Yusfin S. M. Tactics of pedagogical support // New values of education. 2005. No. 5. P. 139-143.

5. Ruban D. A., Gladchenko V. E. The formation of professional and pedagogical competence of course officers of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Armavir State Pedagogical University. 2021. No. 2. P. 35-42.

6. Svinareva O.V. Pedagogical support of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the period of adaptation to the educational process : abstract. dis. ... candidate of Pedagogical Sciences / Svinareva Olga Viktorovna. Moscow, 2017. 25 p.

7. Tikhomirov S. N. On the subject-subject nature of interaction in the competence-oriented educational process // International Journal of Psychology and Pedagogy in official activity. 2019. No. 3. P. 63-67.

8. Ulyanova I. V., Evseeva I. G., Borisova E. V. Self-education of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as an actual psychological and pedagogical problem // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 3. P. 266-269.

9. Shcherbakov S. V., Lev Ya. B., Ozhogova E. G. Support of adaptation of first-year students to study at a university // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies. 2018. № 3(20). P. 167-170.

Информация об авторе

А. М. Голубкина - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author А. M. Golubkina - adjunct at the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.