Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

МЕТОДОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Казанцева Людмила Александровна

Анализируется значимость субъектности сотрудников правоохранительных органов для повышения качества профессиональной деятельности, уровня профессиональной компетентности и индивидуальных процессов личностно-профессионального саморазвития. Систематизированы методологические подходы, обеспечивающие формирование субъектности курсантов в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Казанцева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF SUBJECTIVITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AND CONDITIONS OF ITS FORMATION AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the importance of subjectivity of law enforcement officers for improving the quality of professional activity, the level of professional competence and individual processes of personal and professional selfdevelopment. Methodological approaches that ensure the formation of the subjectivity of cadets in the process of professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are systematized.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 378; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-158-161 NIION: 2018-0077-3/22-194 MOSURED: 77/27-024-2022-03-393

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Методология субъектности сотрудников правоохранительных органов и условия ее формирования v курсантов образовательных организаций МВД России

Игорь Александрович Калиниченко1, Людмила Александровна Казанцева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Анализируется значимость субъектности сотрудников правоохранительных органов для повышения качества профессиональной деятельности, уровня профессиональной компетентности и индивидуальных процессов личностно-профессионального саморазвития. Систематизированы методологические подходы, обеспечивающие формирование субъектности курсантов в процессе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: субъектность, методология субъектности, профессиональная субъектность сотрудников правоохранительных органов, познавательная профессиональная деятельность сотрудников ОВД, методологические подходы к формированию субъектности курсантов образовательных организаций МВД России

Для цитирования: Калиниченко И. А., Казанцева Л. А. Методология субъектности сотрудников правоохранительных органов и условия ее формирования у курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 158-161. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-158-161.

Original article

Methodology of subjectivity of law enforcement officers and conditions of itsformation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Igor A. Kalinichenko1, Lyudmila A. Kazantseva2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The article analyzes the importance of subjectivity of law enforcement officers for improving the quality of professional activity, the level of professional competence and individual processes of personal and professional self-development. Methodological approaches that ensure the formation of the subjectivity of cadets in the process of professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are systematized.

Keywords: subjectivity, methodology of subjectivity, professional subjectivity of law enforcement officers, cognitive professional activity of police officers, methodological approaches in the formation of subjectivity of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

For citation: Kalinichenko I. A., Kazantseva L. A. Methodology of subjectivity of law enforcement officers and conditions of its formation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):158-161. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-3-158-161.

В настоящее время особое внимание уделяется глубинной модернизации профессионального образования, в том числе в сфере подготовки компетентного, конкурентоспособного сотрудника правоохранительных органов. На основе анализа профессиограмм юридических профессий можно утверждать, что большинству из них сегодня все более становятся присущи

такие виды деятельности, как: поисковая, исследовательская, проектная, моделирующая с учетом вариативной, продуктивной мыследеятельности (как основы личностно-профессионального интеллекта). В условиях глобальной информатизации (с учетом ее многомерности, противоречивости и др.) и цифровизации коренным образом меняется представление о познава-

© Калиниченко И. А., Казанцева Л. А., 2022

158 PEDAGOGICAL SCIENCES

тельной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов (составляющей основу решения всех профессиональных задач, проблем, ситуаций). Непременным условием успешности профессиональной деятельности выступают информационная, цифровая культура, инновационное профессиональное мышление, надситуативная познавательная активность, креативность, которые будут эффективны только в условиях интеграции с устойчивой личностно-профес-сиональной системой ценностно-смысловых установок и мотивов личностно-профессиональных достижений и саморазвития.

Эти особенности деятельности должны органически сочетаться с такими особенностями профессиональной деятельности, как: правовая регламентация (нормативность на основе законодательных актов, нормативной документации МВД России), жесткий характер должностных полномочий, многомерная коммуникация, оперативность решения профессиональных задач и др.

В связи с изложенным в последнее время в научных исследованиях по профессиональной педагогике все более аргументированным становится утверждение о том, что уже в процессе профессиональной подготовки курсанта (в дальнейшем сотрудника правоохранительных органов) необходимо рассматривать с точки зрения синергетического подхода как открытую, саморазвивающуюся личностно-профессиональную систему с обозначенными выше характеристиками. Системообразующим личностно-профессиональным качеством при этом объективно становится «субъектность».

Практика свидетельствует о наличии противоречия на личностно-субъектном уровне между стремлением к профессиональному росту (особенно карьерному) и доминантой в сознании сотрудника влияния на этот процесс внешних обстоятельств (удачи, везения, поддержки), а не системного овладения самопроцессами, составляющими основу личностно-профес-сиональной субъектности (с точки зрения методологии, как теории профессиональной деятельности).

К наиболее значимым самопроцессам следует отнести: самоанализ, ценностно-смысловое самоопределение, целеполагание, саморазвитие мотивации достижений и личностно-профессионального роста, самоактуализацию, самомоделирование, самоорганизацию, самореализацию, самоуправление, рефлексию, самокоррекцию. В совокупности этих характеристик особая системообразующая роль принадлежит личност-но-профессиональному самосознанию.

Особое значение приобретает статус субъекта познавательной профессиональной деятельности на уровне владения методологией этой деятельности.

Что же представляет собой «субъектность» сотрудников правоохранительных органов?

Остановимся подробнее на познавательной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Основой этой деятельности и формирования профессиональной субъектности является интеллект и обеспечивающие его в первую очередь особенности мышления.

Прежде всего, это теоретическое мышление, основополагающими мыследеятельностными приемами которого являются: анализ, синтез, абстрагирование, гипотеза (версия), индукция, дедукция, аналогия, базирующиеся на системе фундаментального профессионального и научного знания.

С учетом особенностей разных профессиональных направлений деятельности, субъектность сотрудников обеспечивается такими особенностями мышления, как: системность, диалектичность, перспективность, вариативность, дополнительность, рефлексивность, критичность, эмпатийность, эвристичность, нестандартность, инсайт, аргументированность, доказательность, верифицируемость (отражающие высокий уровень продуктивности мыследеятельности). Эти особенности мышления являются признаками преобразующего субъектного мышления сотрудника.

Применение сотрудниками обозначенных особенностей мышления осуществляется в условиях систематически интенсивной интеллектуальной профессиональной познавательной деятельности в условиях стремительно нарастающей и меняющейся информации (в том числе, оперативной) и интеллектуальных технологий.

В мышлении сотрудников ОВД проявляются как инвариантные, так и вариативные мыследеятель-ностные схемы. Что касается вариативности мышления, то она в значительной степени обусловливается неполнотой или недостоверностью, а также избыточностью профессиональной информации в профессиональной ситуации или задаче. В этом случае попытки одномерного поиска информации по шаблону, усвоенному алгоритму без учета всех особенностей ситуации или профессиональной задачи крайне неэффективны, как и в целом осуществляемая профессиональная познавательная деятельность. У сотрудников - субъектов профессионального познания имеет место продуктивный переход от ситуативного к перспективному, проективному, моделирующему, а затем к интуитивному и творческому мышлению и в конечном счете - над-ситуативному методологическому мышлению.

Системный мыследеятельностный диалектический процесс осуществляется через разрешение противоречий к получению достоверной профессиональной информации. Интериоризация, а затем экстериоризация со временем обеспечивают переход на методологический (надситуативный уровень) профессионального мышления, который с большой долей вероятности и необходимости обеспечивает надситу-ативную познавательную активность и самостоятельность в профессиональной познавательной деятельности. Особенности взаимодействия двух открытых систем (личность-информация, сотрудник-сотрудник) определяют, развивается ли личность: по внеш-незаданному образцу или на основе индивидуальной траектории профессионального непрерывного саморазвития.

Осуществляется субъектная персонализация компонентов познавательной профессиональной среды

СКИЕ НАУКИ 159

(как макросреды) в микросреду (на уровень личности). Интеграция индивидуального профессионального субъектного познавательного опыта (как открытых, саморазвивающихся систем) при решении профессиональных задач обеспечивается в ситуациях коллективной мыследеятельности. При выдвижении индивидуальных версий все субъекты (с точки зрения теории систем) переходят в неравновесное состояние (порой в состояние стресса). Нахождение единых, аргументированных точек зрения, решение профессиональной задачи снова приводит их в равновесное состояние. Кроме того, в результате постепенно формируется коллективный субъект. При подготовке курсантов формирование коллективного субъекта в процессе профессиональной подготовки должно опираться на теорию коллективного разума и возможности сетевого общения для становления и развития их субъектности.

В психолого-акмеологических исследованиях субъектность рассматривается, с одной стороны, как индивидуальная траектория саморазвития, а с другой - как показатель успешно развивающейся личности. Субъектность основана еще на двух противоположностях: свободе и необходимости. Субъект обладает способностью и потребностью изменять окружающую действительность и при этом изменять самого себя в соответствии с теми самопроцессами, о которых говорилось выше.

Формирование профессиональной субъектности необходимо начинать с первых дней обучения курсантов в образовательных организациях МВД России на основе интеграции методологических подходов: системно-деятельностного, аксиологического, синергетического, эвристического, акмеоло-гического, контекстного, проблемно-развивающего, средового.

Наиболее значимыми методологическими принципами профессиональной подготовки будут принципы: профессиональной культуросообразности, вариативности, дополнительности, коммуникативности, свободы самоопределения и саморазвития, корреляции субъектности и профессиональной компетентности, надситуативной активности.

1. Системность и устойчивость субъектной позиции по отношению к:

- индивидуальным целям общенаучной и профессиональной подготовки с учетом их интеграции;

- личностно-профессиональным ценностям и престижу профессии;

- актуальным и прогнозируемым проблемам и перспективам профессиональной деятельности;

- непрерывному профессиональному саморазвитию;

- возможностям образовательной среды для стимулирования и удовлетворения субъектных образовательно-профессиональных потребностей, для обеспечения компетентности и конкурентоспособности и формирования личностно-профессиональной субъ-ектности;

- возможностям информационных и цифровых технологий для индивидуального профессионального саморазвития;

- индивидуальным принципам моделирования индивидуальной траектории профессионального образования, в том числе с учетом многомерного потенциала субъект-субъектного взаимодействия;

- индивидуальному инициированию разработки субъектно-профессионального контекста подготовки;

- инициированию инновационных способов вариативного субъект-субъектного взаимодействия;

- поэтапной разработке индивидуальных перспективных проектов будущей профессионально-познавательной деятельности и приданию им личностного смысла;

- возможностям цифровых технологий для интеллектуального саморазвития и информационных технологий для формирования актуальных профессиональных «мягких навыков» (soft skills - как важных для карьерного роста надпрофессиональных, по сути, личностных метанавыков) с учетом особенностей принадлежности к тому или иному цифровому поколению;

- реальным возможностям замены естественного интеллекта искусственным в будущей сфере профессиональной деятельности и противодействия этим процессам на основе непрерывного развития личност-но-профессиональной субъектности;

- индивидуальным барьерам становления как «субъекта» и индивидуальным способам их преодоления.

2. Микросреды образовательной организации -обучающая, воспитывающая, развивающая, - моделируемые и реализуемые на основе взаимодействия субъектов. При этом сама среда в настоящее время приобретает субъектный характер.

3. Развитие субъектности должно быть сквозным процессом, не имеющим предметной и курсовой принадлежности, и осуществляться во всех формах учебно-познавательной деятельности курсантов и в условиях профессиональных практик.

Практика показывает, что особое значение в эффективном развитии субъектности курсантов имеет субъектность педагогов образовательных организаций МВД России, которая включает все описанные выше характеристики субъектности личности.

В связи с этим в образовательной организации необходимо создание единой конкурирующей среды субъектного саморазвития по индивидуальной траектории и в условиях субъект-субъектного взаимодействия.

Таким образом, в теории и методологии современного профессионального образования субъектность все более интерпретируется как основа компетентности и конкурентоспособности специалиста, его творчества, нестандартного подхода к решению профессиональных задач, реальная возможность избежать профессионального «выгорания» и профессиональных девиаций.

160

PEDAGOGICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Ходякова, Н. В. Психологические аспекты проектирования обучения сотрудников правоохранительных органов с учетом их субъектной позиции / Н. В. Ходякова, А. И. Митин, О. А. Ульянина // Психология и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 195-209.

2. Литвин, Д. В. Субъектный подход к осмыслению личностно-развивающего потенциала среды непрерывного образования в органах внутренних дел / Д. В. Литвин // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 2 (34).

3. Литвин, Д. В. Рефлексия смыслов и особенности субъектности сотрудников органов внутренних дел в среде непрерывного образования / Д. В. Литвин // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 2. С. 70-89.

4. Шаранов, Ю. А. Импровизация в структуре субъ-ектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел / Ю. А. Шаранов, В. М. Статный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 206-214.

5. Горелов, А. А. Субъектность как фактор личностного и профессионального совершенствования сотрудника полиции / А. А. Горелов, С. А. Горелов, Н. Н. Сил-кин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 190-197.

Bibliographic list

1. Khodyakova, N. V. Psychological aspects of designing training of law enforcement officers taking into account their subjective position / N. V. Khodyakova, A. I. Mitin, O. A. Ulyanina // Psychology and Law. 2021. Vol. 11. No. 1. PP. 195-209.

2. Litvin, D. V. A subjective approach to understanding the personal-developing potential of the continuous education environment in the internal affairs bodies / D. V. Litvin // Continuous education: XXI century. 2021. Issue 2 (34).

3. Litvin, D. V Reflection of meanings and peculiarities of subjectivity of employees of internal affairs bodies in the environment of continuing education / D. V. Litvin // Applied psychology and pedagogy. 2021. Vol. 6. No. 2. PP. 70-89.

4. Sharanov, Yu. A. Improvisation in the structure of the subjectogenesis of the personality of an employee of the internal affairs bodies / Yu. A. Sharanov, V. M. Statny // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 1 (57). PP. 206-214.

5. Gorelov, A. A. Subjectivity as a factor of personal and professional improvement of a police officer / A. A. Gorelov, S. A. Gorelov, N. N. Silkin // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (88). PP. 190-197.

Информация об авторах И. А. Калиниченко - кандидат педагогических наук; Л. А. Казанцева - доктор педагогических наук, профессор.

Information about the authors

I. A. Kalinichenko - сandidate of pedagogical sciences; L. A. Kazantseva - doctor of pedagogical sciences, professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 04.07.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 20.07.2022.

The article was submitted 04.07.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 20.07.2022.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.