Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвин Дмитрий Владимирович

Введение. Проблема развития личности сотрудника органов внутренних дел обусловлена рядом социальных и профессиональных факторов и отражает противоречия между традиционной системой унифицированной целевой ориентации образовательного процесса на профессионально-инструментальную составляющую образовательного результата, с одной стороны, и научными достижениями современной педагогики, демонстрирующими множественный, полисубъектный характер отношений при проектировании гуманистически ориентированных образовательных целей, учитывающих стремление личности к самообоснованию, рефлексии смысла образования, творческому саморазвитию, с другой стороны. Материалы и методы. Констатирующий педагогический эксперимент, тестирование, опрос (методика диагностики смысложизненных ориентаций Д. Крамбо, Л. Махолик в адаптации Д. А. Леонтьева). В экспериментальном исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел мужского пола, являющиеся выпускниками образовательной организации по направлениям подготовки магистратуры, в количестве 51 человека. Результаты и обсуждение. Раскрываются особенности диагностики профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании на основе интерпретации смысложизненных ориентаций. Выявлены значения развитости смысложизненной регуляции, субъектность индивидуальной истории, жизненных выборов, целеполагания. Определены четыре однородные группы (кластера) по степени выраженности значимых личностных качеств, относящихся к ценностно-смысловому блоку личностной организации. Кластеры характеризуются типическим личностно-средовым субъектным взаимодействием обучающегося взрослого в среде непрерывного образования системы МВД России. Качественный анализ состава кластеров показал наличие сотрудников с личностными проявлениями, свойственными ориентации на развитие, а также сотрудников с низким уровнем выраженности активно-преобразующей деятельности. Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки технологий адресного педагогического сопровождения и педагогической поддержки личностного развития обучающихся в непрерывном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE-MEANING ORIENTATIONS AS A CRITERION FOR LAW ENFORCEMENT OFFICERS’ PERSONAL DEVELOPMENT IN LIFELONG EDUCATION

Introduction. The problem of the development of a law enforcement officer’s personality is determined by a range of social and professional factors, and reflects the contradictions between the traditional system of unified orientation of education towards the professional instrumental component of the result, on the one hand, and the scientific achievements of modern pedagogy demonstrating the multiple, poly-subject nature of relations in designing humane-oriented educational goals, with regard to the individual’s desire for self-substantiation, reflection on the meaning of education, creative self-development, on the other hand. Materials and Methods. The ascertaining pedagogical experiment, testing, questioning (the method of diagnostics of life-meaning orientations developed by Crumbaugh J., Maholik L. and adapted by Leontiev D. A.) were used. The pilot study involved 51 male police officers who are graduates of an educational organization in the areas of master’s degree training. Results and Discussion. The features of diagnostics of professional and personal development of law enforcement officers during lifelong education are revealed on the basis of interpretation of life-meaning orientations. The author specifies the values of the development of life-meaning regulation, the subjectivity of individual history, life choices and goal-setting. Four homogeneous groups (clusters) were identified according to the intensity of significant personal qualities related to the value-semantic block of the personal organization. Clusters are characterized by the typical subject interaction of a learning adult in a lifelong learning environment of the system of the Russian Ministry of Internal Affairs. A qualitative analysis of the composition of the clusters showed a number of officers with personal manifestations typical for a development orientation, as well as the officers with a low level of intensity of actively transforming activities. Conclusions. The results of the study indicate the necessity of developing technologies for targeted pedagogical support and pedagogical maintenance for the personal development of students in lifelong education.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Теория и методика профессионального образования

Theory and methods of professional education

Научно-практическая статья

УДК 37.032 © Д. В. Литвин, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-451-464

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Смысложизненные ориентации как критерий личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании

Дмитрий Владимирович Литвин 1

' Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8, Россия

Реферат

Введение. Проблема развития личности сотрудника органов внутренних дел обусловлена рядом социальных и профессиональных факторов и отражает противоречия между традиционной системой унифицированной целевой ориентации образовательного процесса на профессионально-инструментальную составляющую образовательного результата, с одной стороны, и научными достижениями современной педагогики, демонстрирующими множественный, полисубъектный характер отношений при проектировании гуманистически ориентированных образовательных целей, учитывающих стремление личности к самообоснованию, рефлексии смысла образования, творческому саморазвитию, с другой стороны. Материалы и методы. Констатирующий педагогический эксперимент, тестирование, опрос (методика диагностики смысложизненных ориентаций Д. Крамбо, Л. Махолик в адаптации Д. А. Леонтьева). В экспериментальном исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел мужского пола, являющиеся выпускниками образовательной организации по направлениям подготовки магистратуры, в количестве 51 человека. Результаты и обсуждение. Раскрываются особенности диагностики профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании на основе интерпретации смысложизненных ориентаций. Выявлены значения развитости смысложизненной регуляции, субъектность индивидуальной истории, жизненных выборов, целеполагания. Определены четыре однородные группы (кластера) по степени выраженности значимых личностных качеств, относящихся к ценностно-смысловому блоку личностной организации. Кластеры характеризуются типическим личностно-средовым субъектным взаимодействием обучающегося взрослого в среде непрерывного образования системы МВД России. Качественный анализ состава кластеров показал наличие сотрудников с личностными проявлениями, свойственными ориентации на развитие, а также сотрудников с низким уровнем выраженности активно-преобразующей деятельности. Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости разработки технологий адресного педагогического сопровождения и педагогической поддержки личностного развития обучающихся в непрерывном образовании.

Ключевые слова: развитие личности; непрерывное образование; личностно-развивающая среда; смысложизненные ориентации; технологии диагностики профессионально-личностного развития

Благодарности: автор выражает благодарность коллективу кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, возглавляемой доктором педагогических наук, профессором Натальей Владимировной Сердюк, за поддержку идей и помощь в подготовке работы.

Особая благодарность Наталии Владимировне Ходяковой, доктору педагогических наук, профессору.

Для цитирования: Литвин Д. В. Смысложизненные ориентации как критерий личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 451-464. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-4-87-451-464

Scientific Article

UDC 37.032 © D. V. Litvin, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-451-464

5.8.1 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

Life-Meaning Orientations as a Criterion for Law Enforcement Officers' Personal

Development in Lifelong Education

Dmitry V. Litvin1,

1 Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, 8 Zoya and Aleksandr Kosmodemiansky St., Moscow, 125993, Russia

Abstract

Introduction. The problem of the development of a law enforcement officer's personality is determined by a range of social and professional factors, and reflects the contradictions between the traditional system of unified orientation of education towards the professional instrumental component of the result, on the one hand, and the scientific achievements of modern pedagogy demonstrating the multiple, poly-subject nature of relations in designing humane-oriented educational goals, with regard to the individual's desire for self-substantiation, reflection on the meaning of education, creative self-development, on the other hand. Materials and Methods. The ascertaining pedagogical experiment, testing, questioning (the method of diagnostics of life-meaning orientations developed by Crumbaugh J., Maholik L. and adapted by Leontiev D. A.) were used. The pilot study involved 51 male police officers who are graduates of an educational organization in the areas of master's degree training. Results and Discussion. The features of diagnostics of professional and personal development of law enforcement officers during lifelong education are revealed on the basis of interpretation of life-meaning orientations. The author specifies the values of the development of life-meaning regulation, the subjectivity of individual history, life choices and goal-setting. Four homogeneous groups (clusters) were identified according to the intensity of significant personal qualities related to the value-semantic block of the personal organization. Clusters are characterized by the typical subject interaction of a learning adult in a lifelong learning environment of the system of the Russian Ministry of Internal Affairs. A qualitative analysis of the composition of the clusters showed a number of officers with personal manifestations typical for a development orientation, as well as the officers with a low level of intensity of actively transforming activities. Conclusions. The results of the study indicate the necessity of developing technologies for targeted pedagogical support and pedagogical maintenance for the personal development of students in lifelong education.

Keywords: personality development of a law enforcement officer; life-long education; personal developmental environment; life-meaning orientations; technologies for diagnostics of professional and personal development

Acknowledgments. The author is grateful to the chair of Psychology, Pedagogy and Organization of work with Personnel (Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs) headed by Natalya V. Serdyuk (Doctor of sciences (in Pedagogy), professor) for supporting the ideas and assistance in preparing this work.

Special thanks are given to Nataliya V. Khodyakova — Doctor of sciences (in Pedagogy), professor.

Citation: Litvin D. V. Life-Meaning Orientations as a Criterion for Law Enforcement Officers' Personal Development in Lifelong Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 4(87). Pp. 451-464 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-451-464

Основные положения

1. Проблема гуманизации непрерывного образования, выражающаяся в дефицитарности развития личностных функций обучающихся, порождает преимущественно утилитарное отношение к образованию сотрудников органов внутренних дел. Актуализируется потребность в разработке диагностических подходов к оценке профессионально-личностного развития взрослых в синтезе философского, психологического, педагогического знания.

2. Кластеризация исследуемой выборки по факторам смысложизненных ориентаций позволяет определить особенности профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании, интерпретируя его с позиции личностно-средового взаимодействия обучающегося взрослого.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Требования к личности сотрудника органов

внутренних дел продиктованы объективной необходимостью формирования кадрового состава, способного успешно решать задачи, стоящие перед ведомством

на современном этапе общественно-исторического развития. Однако, как указывает В. А. Колокольцев, к самым острым кадровым вопросам относится некомплект аттестованного состава (около 70 тыс. человек) '. Увеличивается число сотрудников, не заслуживших права на пенсионное обеспечение по выслуге лет и увольняющихся по своей инициативе. Одновременно принимаются молодые сотрудники, причем в первую пятерку источников комплектования входят гражданские организации (до 26%) и гражданские образовательные организации (до 5%) 2. Актуальной проблемой остается и рост количества сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины в течение последних пяти лет, значима и доля уволенных сотрудников в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. В таких условиях внимание к профессионально-личностной адаптации сотрудников к специфике службы с возможностью сохранения потенциала для их личностного развития, а также педагогическая поддержка сотрудников со значительным стажем становятся важнейшим направлением педагогических и психологических исследований.

1 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/23363523 (дата обращения: 27.04.2021).

2 Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2018 год : сб. аналитических и информационных материалов. М., 2019. 68 с.

Проблема личности в контексте профессионального развития отчетливо проявляется в непрерывном образовании взрослых. Эволюция личности в течение всей жизни предполагает профессионализацию человеческой деятельности, которая выступает атрибутом личностного развития. Экономическая предпосылка образовательных подходов, отчетливо прослеживающаяся в большинстве нормативно закрепленных программ и проектов дополнительного образования, обусловлена пристальным вниманием к устранению несоответствия между квалификацией граждан, в том числе выпускников образовательных организаций, и значительным ростом научно-технических знаний и производственных технологий. Учитывая, что самым долговременным и прочным мотивом расширения профессионального опыта, поддержания профессионального роста и качественного развития выступают личностная направленность и стремление человека совершенствоваться, экономически обусловленная стратегия непрерывного образования предстает как односторонне образовательная практика. Образовательные механизмы при недостаточном их гуманистическом векторе, программно-целевой и содержательной ориентации играют роль профессионального обучения, повышения «ремесленных» навыков, важность которых не оспаривается.

Безусловно, непрерывное образование работника значимо повышает «экономическое благополучие и социальную устойчивость территорий» [1], а «стимулирование работодателей к инвестициям в человеческий капитал работников» [2] выступает направлением государственной политики в области непрерывного образования взрослых. Однако главным фактором развития и науки, и техники, и экономики является не «человеческий капитал», а личность конкретного человека. Без личностного опыта, опыта личностных функций — «выбора, рефлексии, поиска смысла, саморегуляции, выстраивания отношений с Другим, реализации себя как субъекта и др.» (по В. В. Серикову) [3], человек обречен быть средством научно-технического прогресса. Должное внимание в непрерывном образовании личностной сфере дает возможность не просто на сохранение, но и на преумножение человеческого в человеке.

Проблема исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между сложившейся системой целевой ориентации образовательного процесса, характеризующейся унификацией профессионально-прикладных целей, с одной стороны, и научными достижениями современной педагогики, демонстрирующими множественный, полисубъектный характер отношений при проектировании гуманистически ориентированных образовательных целей, учитывающих стремление личности к самообоснованию, рефлексии смысла образования, творческому саморазвитию, с другой стороны.

Исследовательская гипотеза заключается в том, что общая выборка, на примере которой изучаются особенности профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в среде непрерывного образования, статистически достоверно различается по степени выраженности значимых личностных качеств, относящихся к ценностно-смысловому блоку личностной организации. Сформированным таким образом однородным группам (кластерам) свойственно индивидуальное соотношение выраженности личностных проявлений, отражающих типическую для данного кластера их иерархию, которая характеризует личностно-средовое субъектное взаимодействие обучающегося взрослого в среде непрерывного образования системы МВД России. Анализ выделенных типических особенностей будет косвенно способствовать определению типа образовательной среды и ее развивающего потенциала, а также направлений совершенствования ее развивающего статуса для всех категорий обучающихся сотрудников.

Цель исследования: раскрыть особенности диагностики профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании на основе интерпретации смысложизненных ориентаций.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Обретение человеком личностных смыслов традиционно связано с социальным институтом образования. Воспитательное направление в непрерывном образовании взрослых исключает непосредственное и целенаправленное воздействие на обучающихся. Специфика взрослого контингента обучающихся, тесная связь развития личности с профессиональной деятельностью, а также ориентация на развитие личности взрослого обучающегося как непрекращающийся процесс определяют непрерывное образование.

Нерешенная в полной мере проблема диагностики профессионально-личностного развития выступает дискуссионным полем философов, психологов, педагогов. К. А. Абульханова утверждает, что на всех этапах развития человека в объективном мире можно охарактеризовать по «вырабатываемым личностью и проявляемым ею отношениям к объективным детерминантам: их принятием, преодолением или преобразованиям. Это и создает особое пространство противоречий, решая или не решая которые личность так или иначе организует свой жизненный путь, самореализуется в нем» [4]. Исследуя вопросы смысложизненных ориентиров, Л. М. Митина указывает, что существующее противоречие «между необходимостью меняться и желанием сохранить собственную индивидуальность, личностную и профессиональную идентичность» зависит от способности человека «к самостоятельной постановке цели своей жизнедеятельности (профессиональной деятельности, в част-

ности) и ее практической реализации в континууме „исполнитель-специалист-профессионал"» [5]. Теория и практика образования взрослых получает первоначальный импульс и направление к развитию как проблему обеспечения адаптации современного человека к беспрецедентным по своим масштабам меняющимся условиям жизнедеятельности под преимущественным влиянием социально-экономических факторов. Однако «социализация и индивидуализация личности не сводится к адаптации, даже успешной, к стремительно изменяющемуся миру. Никакая адаптация не сможет угнаться за бегущим днем, поэтому любые адаптивные модели как личности, так и образования, сколь бы они ни были изящны, имеют ограниченный радиус действия» [6, с. 10-13].

В зарубежных исследованиях педагогическое сопровождение взрослых также становится предметом исследований. Так, С. Де Фрейтас с соавторами обосновывали образовательные системы в целях педагогической поддержки взрослого обучающегося в Великобритании на протяжении всей жизни [7]. Ю. Чжоу, Дж. Ван изучали стратегии обучения взрослых в Китае с акцентом на «саморегулируемое обучение» [8]. С. Ким, С. Янг анализировали самоидентификацию обучающихся в связи с «эффективностью принятия решений о профессиональной карьере», а также «роль адаптации и социальной поддержки как посредников в этих процессах» [9]. Чешские ученые Л. Прокесова, М. Вакулик, Л. Каспаркова, Ю. Прочазка посредством теории самоопределения исследовали влияние личностных характеристик взрослых на профессиональную вовлеченность и на потребности в компетентности [10]. Научный интерес к проблеме образования взрослых в отечественной и зарубежной науке обусловлен широким кругом экономических и социально-культурных факторов.

Вопросы профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел разносторонне освещены в отечественных исследованиях. Однако чаще всего рассматриваются отдельные аспекты формирования личности в процессе профессионализации — обучения в образовательных организациях МВД России. Это можно объяснить, учитывая динамику личностных процессов, происходящих на этапе профессионализации личности, а также концентрацию исследователей в образовательных организациях, выступающих инициаторами подобных работ. Личностно ориентированный, гуманистический подход к личностному развитию сотрудников наблюдается в работах В. М. Мельникова, Н. Н. Федоскина, А. Н. Завьялова, В. С. Остапенко, Н. В. Сердюк, Н. В. Ерошенкова и др. [11-16]. С акцентом на необходимость саморазвития личности в процессе профессиональной подготовки и профессионального образования обосновывают положения своих иссле-

дований Т. Л. Журавлева, А. В. Башков, И. В. Подпо-рин и др. [17-19]. На обобщенных интегральных позициях к развитию личности сотрудников органов внутренних дел (профессионально-аксиологических, профессионально-социологических), учитывающих общечеловеческие и профессионально-личностные качества, построены исследования П. А. Лась-ко, О. Н. Штаб, И. М. Лебеденко, С. И. Рабазанова, И. С. Скляренко и др. [20-24]. Вместе с тем методики использования смысложизненных ориентаций как критерия личностного развития профессионала в непрерывном образовании не получили должного отражения в исследованиях. Диагностика личностного развития в непрерывном образовании должна оставаться в рамках антропологических направлений философии, психологии, социологии, а также основываться на интерпретации выявленных фактов с позиции оценки направленности личности на развитие своей самости в связи с общественно значимыми видами деятельности.

Как указывают авторы, потребности, мотивы, интересы определяют специфику функционирования личностной системы, обусловливающей процессы развития (Л. С. Выготский [25], А. Н. Леонтьев [26], А. Г. Асмолов [27], Б. С. Братусь [28] и др.). Концентрация дальнейших усилий на определении структуры в связи с ведущим видом профессиональной деятельности сотрудника позволит определить основные опорные точки педагогической модели профессионально-личностного развития сотрудников в непрерывном образовании.

Материалы и методы

Помимо теоретических методов исследования (анализ философской, педагогической, психологической литературы, нормативных правовых актов, синтез взаимосвязей и взаимозависимости явлений в процессе формирования структуры исследования, его внутреннего содержания, заключения и выводы), использовались эмпирические методы (констатирующий педагогический эксперимент, тестирование, опрос). В процессе исследования личностных проявлений применялась методика диагностики смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева (далее — тест СЖО) [26].

В экспериментальном исследовании приняли участие сотрудники органов внутренних дел мужского пола, являющиеся выпускниками Академии управления МВД России в 2020 г. по направлениям подготовки магистратуры, в количестве 51 человека.

Характер распределения полученных значений выборки определялся с помощью критериев согласия Пирсона, Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Уилка и др. Использовались приемы интерпретации описательной статистики; метод кластеризации выборки с предварительной процедурой анализа по нормированным

40

35

30

0J 25 g

I 20

и о

5 15

10 5 О

Щ Стены Ц НН Стены П Ш, Сттены Р I I Стены Лк-Я I I Стены Лк-Ж *Г стены ОЖ

67%

59%

53%

53%

4%

2%

Низкая выраженность

47%

43%

41%

43%

31%

41%

Средняя выраженность

1

57%5-9^

Высокая выраженность

Примечание. Здесь и далее: Ц — цели в жизни; П — процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность; Р — результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией; Лк-Я — локусконтроля — Я(Я — хозяинжизни);Лк-Ж — локус контроля — жизнь, или управляемость жизни; Общ. ОЖ — зн аченияобщейшкалыосмысленностижизни.

Рис. О.Гинтоаламма рнспределениястеиоаыхзначенайвыраженнсстифактораи теста СЖО (Д. Крамбо, Л. Махолик. Адаптация Д. А. Леонтьева) (Fig. 1. The histogramofthedistribution of bar scores —he iniensity xf the factors of tHe test of lifftmeaxixg xrieutations

(CrumtHueh J., Maholik L. adepiog by Lronggov D. A.)i

значениям тес^'^озв, результат ы ¡сот—огоуч итывались при интерпр етации внууригрупптчых распределений по итогам кластеризации, а также при формировании соответствующих заключений и выводов (построение гистограмм распределения исследуемых признаков по степени выраженности). Проводился корреляционный анализ исследуемых признаков посредством непараметрических статистических критериев (коэффициента ранговой корреляции Спирмена). В ходе кластеризации методом k-средних с предварительно стандартизированными переменными гипотеза относительно числа кластеров получала описательную интерпретацию (в том числе по данным дисперсионного анализа), а также графическую визуализацию.

Результаты и обсуждение

Преимущественное распределение значений выраженности различных показателей осмысленности жизни исследуемой выборки находится в средних и высоких оценочных интервалах (рис. 1).

Смысложизненные ориентации придают жизни и деятельности человека осмысленность и направленность. Учитывая, что в Академии управления МВД России (АУ МВД России) обучаются действующие и потенциальные руководи тели терриьтрирппныроргановМВД России, ожидаемо, что медиана выборки по данному фактору в сравнении со средними Д. А. Леонтьева сдвинута в сторону больших значений (рис. 2). Исходя из высоких и средних значений осмысленности жизни, можно сделать предположение, что сотрудники обладают достаточной личностной зрелостью, поскольку осмысленность жизни выступает значимым фактором развития личности, определяющим направленность человека на достижение социально и профессионально значи-

мых результатов.Распределение выборки по значениям фактора з умысленеости жизси пкзвоаила кыделить две группывыпускников — с высоким (59%) и средним (41%) значениями фактора ОЖ (по нормированнымзначени-ям, прнведоннымД.А.Леонтьовым).

В тоже еремявисследованряхученых описыва-ютсязначениятеста СЖО для иных к%тегорий ресяон-дентоо [29, с. 74; 30-32].Так, лредлие значения субшка% и общего показателя СЖО (по данным Е. А. Петровой, А. А. Шестакова, п=75) лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоих полов (служащих банковских структур) также

59%

41%

0%

88 118 Значения шкалы ОЖ

Рис. 2. Гистограмма распределения значений шкалы ОЖ

по степени выраженности (X=103,10; а=15,03 по Д. А. Леонтьеву: X<88 — низкая степень выраженности признака; 89<X<118 — средняя степень выраженности признака; X>119 — высокая степень выраженности признака) (Fig. 2. Histogram of the distribution of the scores of the general scale of the meaningfulness of life according to intensity (X=103,10; a=15,03 according to Leontiev D. A.: X<88 — low intensity of the trait; 89<X<118 — mean intensity of the trait; X>119 — a high degree of intensity of the trait))

отличаются в сторону высокой степени выраженности признаков и в целом находятся в границах соответствующих значений выпускников Академии управления (табл. 1). При этом сопоставимы и категории респондентов, поскольку «оцениваемые банковские работники находились на высоких стадиях профессионализации („мастер, авторитет или наставник")» [30].

Таблица 1. Средние и стандартные отклонения субшкал

и общего показателя ОЖ различных категорий (Table 1. Mean and standard deviations of subscales and the general score of the meaningfulness of life of various categories)

Сравнение характеристик с показателями представителей спорта высших достижений (Д. С. Бакуняева, п=500) показывает более низкие границы у спортсменов всей выборки эмпирического исследования по всем субшкалам и общему показателю ОЖ. Возможно, это объясняется возрастным диапазоном выборки, в которую входили спортсмены преимущественно в возрасте от 15 до 22 лет. Тогда как нашу выборку составили сотрудники преимущественно от 30 до 40 лет (70%), занимающие руководящие должности в органах внутренних дел, со стажем службы от 11 до 20 лет (64%), т. е. с определенной профессиональной и личностной зрелостью. Наше предположение может быть справедливым даже с учетом того, что проведенный корреляционный анализ не показал связи между возрастом и выраженностью всех исследуемых личностных проявлений в выборке. Если мы рассматриваем зрелого человека, то его биологическое развитие не находится в прямой зависимости от социальной и профессионально-личностной зрелости. Однако на этапе профессионализации молодого поколения происходит формирование соответствующих смысложиз-ненных ориентаций, которые естественным образом могут располагаться в более низких границах, чем у зрелого человека.

Подобный анализ на уровне сравнения средних значений, как и анализ распределения по степени выраженности признака по нормам разработчиков тестов, дает лишь общее представление о выражен-

ности исследуемых личностных проявлений, малоинформативен в контексте нашей работы. Необходим более дифференцированный подход к оценке закономерностей распределения значений по наблюдаемым факторам в выборке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По утверждению Д. А. Леонтьева, показатели осмысленности жизни не представляются внутренне однородной структурой, хотя выступают целостным феноменом, отражающим целостность личности. Факторы теста, кроме второго (условно — верность ложному пути), рассматриваются автором как составляющие смысла жизни личности [26, с. 12-13]. При этом показатели делятся на две группы: собственно жизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией), которые соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), и внутренний локус контроля. Один из показателей локуса контроля характеризует общее мировоззренческое убеждение в возможности контроля, второй — отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль.

Как указывает Д. А. Леонтьев, каждый из факторов (за исключением второго) статистически значимо (p<0,01) коррелирует с общим показателем осмысленности жизни ОЖ. Корреляционная связь — это согласованные изменения двух или большего количества признаков. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого [33, с. 200]. Действительно, корреляционный анализ посредством модуля непараметрической статистики приложения Statistica (распределение по субшкалам теста СЖО признано отличным от нормального) доказывает это утверждение применительно к исследуемой выборке сотрудников органов внутренних дел. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков, выявлена статистически значимая (р<0,05) сильная, в отдельных случаях средняя корреляционная связь между шкалами Ц, П, Р, Лк-Я, Лк-Ж, Общ. ОЖ (табл. 2).

Таблица 2. Результаты ранговой корреляции Спирмена между факторами теста СЖО в выборке выпускников Академии управления МВД России (p<0,05) (Table 2. Results of Spearman's rank corrélation between the factors of the test of life-meaning orientations in the sample of graduates of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (p <0,05))

Факторы Ц П Р Лк-Я Лк-Ж Общ. ОЖ

Ц 1,00 0,71 0,74 0,79 0,78 0,85

П 0,71 1,00 0,68 0,67 0,78 0,86

Р 0,74 0,68 1,00 0,71 0,83 0,88

Лк-Я 0,79 0,67 0,71 1,00 0,77 0,82

Лк-Ж 0,78 0,78 0,83 0,77 1,00 0,93

Общ. ОЖ 0,85 0,86 0,88 0,82 0,93 1,00

Субшкала Сотрудники -выпускники АУ МВД России Служащие банковских структур (Е. А. Петрова, А. А. Шестаков) Представ спор высш достиж (Д. С. Бак ители та их ений ^няева)

х о х о х о

Цели в жизни 37,47 3,74 38,91 3,20 35,94 4,66

Процесс жизни 35,10 4,49 35,95 4,06 34,27 4,47

Результативность жизни 30,47 3,23 29,83 3,00 29,56 3,40

Локус контроля — Я 24,90 2,62 24,65 2,39 24,58 2,93

Локус контроля — Ж 35,84 4,43 34,59 4,44 35,61 4,25

Общий показатель ОЖ (шкала) 120,29 11,40 120,36 10,21 119,1 13,7

Это позволяет предположить, что при применении процедуры кластерного анализа по значениям факторов, заложенных в тесте СЖО, выборка дифференцируется на достаточно однородные и непротиворечивые по выраженности тестовых факторов группы. Поскольку кластерный анализ — это метод классификационного анализа, который осуществляется в целях формирования однородных по определенным признакам групп (кластеров), его применение даст возможность не только выделить однородные группы, но и сравнить их. Кластерный анализ при рассмотрении результатов распределения выборки по выраженности факторов теста СЖО будет играть базовую роль в формировании первоначального представления об объективно существующем порядке, присутствующем в выборке. Как отмечает Г. Ф. Лакин, при решении вопросов классификации наблюдений, относящихся к различным генеральным совокупностям, причем их взаимоотношения априорно обычно нея сны, используют методы кластерного анализа [34, с. 316]. Несмотря на то что исследуемые выборки значений относятся к одной генеральной совокупности, сопоставление множества шкал и субшкал, невыраженная корреляция между отдельными факторами и противоречивые данные вызывают затруднения с дифференцированием выборки. Повторим, что это не относится исключительно к учету факторов смысложизненных ориентаций, хотя даже совокупное рассмотрение значений указанного теста по субшкалам ожидаемой однородности групп (кластеров) является непростой задачей, если в нашем распоряжении нормированная неспецифичная шкала. Так, на рисунках 3-7 представлены гистограммы распределения значений по степени выраженности факторов теста СЖО по субшкалам: 1) цели в жизни (Ц); 2) процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность (П); 3) результативность жизни, или удовлетворенность са-

ге 38

Значения субшкапы Ц

Примечания: X<26 — низкая степень выраженности признака; 27<X<38 — средняя степень выраженности признака; X>39 — высокая степень выраженности признака.

Рис. 3. Гистограмма распределения значений субшкалы Ц

по степени выраженности

(х=32,9; а=5,92, по Д. А. Леонтьеву)

(Fig. 3. Histogram of the distribution of subscale scores

«Purpose in life» by intensity (х=32,9; 0=5,92,

according to Leontiev D. A.))

26 36

Значения субшкалы П

Примечания: X<26 — низкая степень выраженности признака; 27<X<35 — средняя степень выраженности признака; X>36 — высокая степень выраженности признака.

Рис. 4. Гистограмма распределения значений субшкалы П по степени выраженности (х=31,09; 0=4,44, по Д. А. Леонтьеву) (Fig. 4. Histogram of the distribution of the scores of the «Life Process» subscale in terms of intensity (X=31,09; 0=4,44, according to Leontiev D. A.))

мореализацией (Р); 4) локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) (Лк-Я); 5) локус контроля — жизнь, или управляемость жизни (Лк-Ж).

Значительная часть выборки по рассматриваемым факторам при сопоставлении со средними Д. А. Леонтьева располагается в области высоких значений, что вполне объяснимо, учитывая тесную множественную корреляционную связь между данными признаками. По первой группе факторов теста визуально можно отметить высокую выраженность значений по шкале Р (59%) и далее по убыванию — по шкале П (53%) и по шкале Ц (47%). Высокое значение фактора Р косвенно может свидетельствовать о том, что исследуемая категория сотрудников (около 53%) находится на этапе профессиональной зрелости (имеет стаж службы 16 и более лет). Этот этап может быть кризисным, связанным с неудовлетворенностью самореализацией и поиском смыслов по ряду причин (средовые негативные факторы (социальное и профессиональное окружение), наличие внутриличностных причин неудовлетворенности собственной траекторией профессионально-личностного развития и т. д.).

Напротив, высокое значение фактора Р позволяет вести речь о тенденциях замедления либо стагнации как профессионального, так и личностного развития, поскольку высокая степень удовлетворенности собственной самореализацией может препятствовать достижени ю высокого результата. К таким выводам приходит Д. С. Бакуняева, рассматривая значимые влияния смысложизненных ориентаций на профессиональную успешность спортсменов разного воз-р аста [35].

Оолееобосновен ные выводы можно сделать, исследуя большую выборку и массивы значений, вклю-

59%

41%

0%

21 29

Значения шкалы Р

Примечания: X<21 — низкая степень выраженности признака; 22<X<29 — средняя степень выраженности признака; X>30 — высокая степень выраженности признака.

Рис. 5. Гистограмма распределения значений субшкалы Р по степени выраженности (х=25,46; а=4,30 по Д. А. Леонтьеву) (Fig. 5. Histogram of the distribution of the scores of the subscale «Result of life» in terms of intensity (x=25,46; a=4,30 according to Leontiev D. A.))

J 26 £

20

6f%

31%

2% .1 1

за исключением 2%-ной низкой степени выраженности Лк-Я (рис. 6). Таким образом, исследуемая выборка выпускников Академии управления МВД России имеет выраженность уровня субъективного контроля окружающих событий, веру в себя, в свои силы контролировать события собственной жизни, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю, свобода выбора реальна.

I

I 15

17 24

Значения субшкалы Лк-Я

Примечания: X<17 — низкая степень выраженности признака; 18<X<24 — средняя степень выраженности признака; X>25 — высокая степень выраженности признака.

Рис. 6. Гистограмма распределения значений субшкалы Лк-Я по степени выраженности (х=21,13; 0=3,85, по Д. А. Леонтьеву) (Fig. 6. Histogram of distribution of subscale values «Internal Control Locus» in terms of intensity (х=21,13; 0=3,85, according to D. A. Leontiev))

ча ющие данн ые анкетирования представителей различных должностных категорий и возрастных групп: обучающихся по программам профессионального обучения, образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам, а также сотрудников на начальных (до 5 лет), на средних и больших (20 лет и более) сроках службы. Такие переменные, как стаж службы и возраст респондентов, даже по нашему числу наблюдений (n=51) ожидаемо имеют статистически достоверную (p<0,05) сильную корреляционную связь (r=0,7).

По факторам локуса контроля исследуемая выборка отличается высокими и средними значениями,

21 35

Значения субшкалы Лк-Ж

Примечания: X<21 — низкая степень выраженности признака; 22<X<29 — средняя степень выраженности признака; X>30 — высокая степень выраженности признака.

Рис. 7. Гистограмма распределения значений субшкалы Лк-Ж по степени выраженности (х=30,14; 0=5,80, по Д. А. Леонтьеву)

(Fig. 7. Histogram of the distribution of subscale scores «Locus of Control-Life» in terms of intensity (х=30,14; 0=5,80, according to Leontiev D. A.))

Графическое представление иерархическою дерева кластеризации представлено на рис. 8. Как указывает Г. Ф. Лакин, кластерный анализ включает в себя осуществление отдельных этапов обработки материала. Первый из них состоит в получении представления о взаимной близости расположения центров сравниваемых выборок по значениям комплекса признаков с помощью определения значения таксономического рас стояния [34, с. 316-317]. В пакете Statists исполь-зуютсо Евклидово расстояние, Манхэттенское расстояние, расстояние Чебышева, расстояние Минков-ского е т. д. Визуально чем меньше расстояние между объектами, тем они более сходны, в статистическом значении чемменынеоказываются различия векторов средние, тем ме ньше будет величина таксономического расстояния [36].

Древовидная кластеризациянарис.8основанм на правиле полных связей (рис. 8a) и правиле Уорда иерархического объединения в кластеры (рис. 8б).

Результаты кластеризации позволяют сделать вывод о том, что по сочетанию рассматриваемых составляющих субшкал смысла жизни личности выборка делится на две группы, каждая из которых — на подгруппы. На рисунке 8б та же процедура выполнена по методу Уорда, и здесь визуально выделяются четыре

r^Ù^^^r^llrtl-L. J, 1V74 I^Pn n=n. 1 Л*! .„L

птт^етл^пшшш'о

ibobo оссо oobUx^oobo

'1ТРоЧ11ТГоеГТГо|ТовГЪ^ГГ'ГТГГГГГГГо^ГРиЬ^ГГГГГ'ГГГГо1

OÜOÜ ОЬЬЬЬ О ООО ОО ob OOÜCOOÜÜOOOO ООО ОООООООООО

а) метод полных связей б) метод Уорда

Рис. 8. Вертикальная древовидная диаграмма (дендрограмма): кластеризация выборки по факторам теста СЖО (Fig. 8. Vertical tree diagram (den dro gra m): clustering of the sample according; to the factors of the test of life-mean ing orientations)

больших кластера. Различные способы визуализации позволяют более объективно оценить характер классификации выборки.

Так, в усмотрении трех или четырех кластеров заложено понимание значимых отличий в сочетании исследуемых признаков, которые могут «ускользнуть» при меньшем определении количества кластеров. При дифференцировании выборки на группы варьируется внутри- и межгрупповая изменчивость, меняются центры будущих кластеров. В конечном счете для определения принадлежности объектов к кластерам необходимо минимизировать изменчивость внутри кластеров и максимизировать изменчивость между кластерами, поэтому мы рассматривали трех- и че-тырехкластерную вариации.

На этапе кластеризации методом к-средних с предварительно стандартизированными переменными гипотезы относительно числа кластеров получаем описательную и графическую визуализацию (рис. 9, 10).

----- — -— ■--""" _---

.............

е- Clusler 1 -в- Clusler 2 " Clusler 3

Ц П Р Лк-Я Лк-Ж

Переменные

Рис. 9. Линейный график средних значений для трех кластеров по факторам тестаСЖО методомк-средних (Fig. 9. Linea г graph of mean scores foi" three clusters according to factors of the test of life-meaning orientations by the k-means method)

Несмотря из ти тт о нам Цылобы удобиее опери-ртваьь ттомя классичеотини тластерами, характеризующими степень выраженности признака в высокой, средней и низкой степени, такой подход не всегда оправдан (рис. 9). Как в любой унификации, в случае усреднения мы можем упустить важные для нашего исследования уникальные качественные сочетания признаков, характеристики их вариаций. Это демонстрирует линейный график кластерного анализа для четырех однородных групп. В случае трех кластеров мы наблюдаем три группы с неявно выраженными колебаниями признаков по основным определяющим факторам. Тогда как график по четырем кластерам дает намуже достаточную информацию для предварительных выводов и новых гипотез (рис. 10).

Прежде всего, обращает внимание на себя наличие двух кластеров с достаточно оптимальным соотношением выраженности факторов смысложизненных ориентаций — кластер 3 «Высокий» (14 человек) и кластер 2 «Выше среднего» (16 человек) (рис. 10). Являясь выпускниками Академии управления МВД России и находясь два года в новой для себя ситуации (в данном случае попадая в новую образовательную среду), субъект при определенных обстоятельствах обретает новый личностный опыт в виде потенциальных личностных смыслов (при условии достаточности развивающего потенциала среды). В случае их актуализации объективные средовые ценности подвергаются трансформации, приобретают личностно обусловленный характер благодаря образовательной среде. Иными словами, личностным смыслам свойственно развиваться и изменяться, исходя из чего осознание смысложизненных отношений личности затрагивает и обыденную (повседневную) жизнь, и профессиональ-ну ю, и образовательную деятельность.

Данные группы характеризуются достаточно высокой выраженностью компонентов осмысленности

__—1

—-"-В—— * В □

_.......*................................1___1

-е- Cluster 1 -в- Clusler 2

Clusler 4

Ц П Р Лк-Я Лк-Ж

Переменные

Рис. 10. Линейный график средни значений для четырех кластеров по факторам теста СЖО методом к-средних (первыйэтапкластеризации выборки) (Fig. Ю. Lineaa graa(i of (he maan асогпа for foaa acnordmg

to the factors of the test of life-meaning orientations by the k-means method (the first stage of sample clustering)) жизни, сбалансированностью показателей осмысленности настоящего (П) и будущего (Ц) и соответствующим продуктивным восприятием прошлого (Р), что может быть оценено как восприятие респондентами данных групп текущего проце сс а жизнедеятельности (к сожалению, на этом этапе нельзя определенно отнести эти значения к профессиональной и образовательной деятельности) как плодотворного и имеющего осмысленную перспективу. Высокие значения факторов локуса контроля в обеих группах свидетельствуют об ориентации респондентов на самоактуализацию, что соответствует должностной роли уровня руководителей подразделений органов внутренних дел. Как указывает Д. А. Леонтьев, все показатели значимо коррелируют с общей интернальностью и с интерналь-ностью в сфере достижений. Автор отмечает значимую корреляцию пятой субшкалы (Лк-Ж) с интернальностью в профессиональной сфере [26].

Характеристика интернальности позволяет человеку ощущать себя хозяином ситуации, дает ему чувство уверенности в способности контролировать результаты своей деятельности, тем самым снизить беспокойство относительно нестабильности и чрезмерной изменчивости окружающей обстановки [37].

Личностная позиция таких сотрудников связана с осознанием зависимости жизненных событий, прежде всего, от их личностных качеств (компетентность, целеустремленность и т. д.). Они менее внушаемы, более независимы и больше полагаются на свое мнение. В противоположном случае экстернальность имеет значимую и положительную корреляцию с тревожностью и депрессивностью, догматизмом, авторитаризмом. В целом экстерналы характеризуются фаталистическими наклонностями [38].

Следует указать, что кластеры «Высокий» и «Выше среднего», несмотря на сходную вариацию исследуе-

мых признаков, все же имеют различия в степени их выраженности, о чем, помимо графика, свидетельствуют результаты дисперсионного анализа (табл. 3). Данные дисперсионного анализа важны в нашем случае для определения значимости различий между полученными кластерами. Так, значение р<0,01 для всех переменных говорит о высокой статистической значимости различий. Значения межгрупповых дисперсий (Between SS) стабильно больше значений вну-тригрупповых дисперсий (Within SS).

Таблица 3. Результаты дисперсионного анализа выборки

(переменные Ц, П, Р, Лк-Я, Лк-Ж) (Table 3. Results of analysis of variance of the sample (variables: Purpose in life, Process of life, Result of life, Internal locus of control, Locus of control-life))

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пер еменные Between SS df Within SS df F signif. p

Ц 39,84322 3 10,15678 47 61,45754 0,000000

П 33,58025 3 16,41975 47 32,04012 0,000000

р 35,89443 3 14,10557 47 39,86694 0,000000

Лк-Я 34,92845 3 15,07155 47 36,30764 0,000000

Лк-Ж 39,33973 3 10,66027 47 57,81487 0,000000

Примечания: Between-SS — значения межгрупповых дисперсий (сумма квадратов отклонений каждого среднего в группе от общего среднего или межгрупповая сумма квадратов); df — число степеней свободы; Within SS — значения внутригрупповых дисперсий (сумма квадратов отклонений каждого измерения от среднего в соответствующей группе или сумма квадратов внутри групп); F — критерий Фишера; signif. P — уровень статистической значимости (Statistical Significance).

Анализ выборки в кластерах 1 «Ниже среднего» (12 человек) и 4 «Низкий» (9 человек) дает интересную информацию о восприятии слушателями своей жизни, профессиональной и образовательной деятельности. На первый взгляд, общая выраженность личностных качеств, связанных с показателями осмысленности жизни (как указывают литературные источники, это автономность, уровень самоактуализации, интерналь-ность, положительное самоотношение и т. д. [38]), находится на уровне ниже среднего и низком. Однако напомним, что за исключением 4%-ной выборки по шкале П и 2%-ной по шкале Лк-Я значения по факторам теста смысложизненных ориентаций располагаются в средних (от 31 до 53%) и высоких (от 47 до 67%) параметрах (по нормам, приведенным Д. А. Леонтьевым). Поэтому отнесение части выборки, входящей в 1 и 4 кластеры, к категориям «Ниже среднего» и «Низкий» имеет весьма условный характер и касается только характеристики внутригруппового распределения.

Исходя из этого, полагать, что кластер 1 («Ниже среднего») составляют гедонисты, живущие сегодняшним днем, не будет верным. Действительно, представители кластера 1 «Ниже среднего» показали высокое состояние осмысленности настоящего (фактор П — процесс жизни) при менее выраженной осмысленности будущего и прошлого (соответственно, факторы Ц — цели в жизни и Р — результат жизни). Во внутри-

групповом распределении эти сотрудники, как может показаться, отличаются более «созерцательной» личностной позицией. Однако это не совсем так, учитывая верифицированные нормы Д. А. Леонтьева. Показатели осмысленности будущего, прошлого, локусы контроля — Я и Жизнь — носят достаточно сбалансированный характер. В профиле кластера выделяется пара «высокий П — низкий Р», что с учетом иных факторов теста может говорить о том, что сотрудники в настоящем образовательном опыте нашли «живую волну», процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоционально насыщенный. Вместе с тем, как указывает А. В. Серый, «неосмысленность прошлого опыта сужает спектр интеграции индивида с объективной реальностью. Это выражается в „приземленности", стремлении делать „как надо", неспособности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также в ориентации на трезвость, практичность и рациональный подход к решению проблем» [39]. Такая особенность объективно свойственна субординационно-дисциплинарному пространству профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, но может восприниматься скорее как депривация, чем норма.

Наконец, кластер 4 «Низкий» представляет собой группу из 9 человек, в числе которых действительно находятся сотрудники с низкой выраженностью значений по шкалам Лк-Я и П (3 человека). Данному кластеру при устойчивых низких внутригрупповых показателях факторов Ц и П свойственен высокий показатель значения Р. Такое соотношение условно может быть характерно для сотрудников «предпенсионного настроения» (отсылка к возрасту условна, поскольку мы помним тезис Б. Г. Ананьева об отсутствии прямой зависимости отношения к профессиональной деятельности от почтенного возраста). На фоне низкой удовлетворенности сегодняшним процессом жизни невыраженная направленность в будущее и концентрация на достигнутых результатах свидетельствуют об отсутствии ощущаемых актуальных жизненных перспектив. Возможно, это связано с тем, что образовательная среда не содержала факторов, способствующих актуализации объективных средовых образовательных и профессиональных ценностей для обучающихся данной подгруппы, образовательные ценности не приобрели личностно обусловленный характер. Нельзя исключать также возможные проблемы ожидаемого трудоустройства выпускников, исходя из высокой степени их притязаний после окончания единственной в Российской Федерации ведомственной образовательной организации, осуществляющей подготовку руководящего состава органов внутренних дел. Необходимо отметить, что у представителей данной группы с низким Лк-Я наблюдаются, как правило, экстернальный общий локус контроля и низкий уровень субъективного контроля в области неудач. Именно пройденный участок

жизненного пути преобладает в смыслообразовании деятельности таких сотрудников. По мнению А. В. Серого, в подобных случаях часто механизмом защиты выступают отказ от самореализации и усиление контроля сознания [39].

Справедливым будет замечание об известной доле условности такой характеристики четвертого кластера. Во внешнем локусе контроля сотрудников органов внутренних дел, представителей социально направленных профессий и служб, нет ничего странного, поскольку общественное, внешнее признание выступает и должно выступать у государственных служащих значимым фактором адаптации своей мотивационно-потребностной сферы к социальной и профессиональной среде. Напомним, что А. Маслоу относил потребность признания к фундаментальным потребностям человека. Речь идет о действительно радикально невыраженной субъектности и конформном стиле жизнедеятельности, вероятность которых, как представляется, в нашем случае крайне низкая. Хотя такая вероятность, безусловно, существует, о чем свидетельствуют периодические «резонансные» противоправные происшествия с участием сотрудников органов внутренних дел, занимающих отнюдь не рядовые должности (выраженная экстернальность (внешний локус) имеет положительную корреляцию с асоциальным поведением и низким уровнем социальной зрелости). Как указывает О. В. Кроповницкий, «высокий уровень внутреннего локуса контроля (интернальность) обнаружен у людей, занимающих высокие руководящие посты, признающих себя успешными в бизнесе и руководстве (как женщины, так и мужчины). Причины своей успешности большинство приписывает своей ответственности, профессиональной грамотности, аккуратности и трудолюбию» [37].

Характеристика личностно-средового взаимодействия респондентов, входящих в кластеры, выделенные на основании факторов теста смысложизненных ориен-таций, представлена в таблице 4.

Предварительно определяемые как оптимальные значения показателей смысложизненных ориентаций оставляют ряд неразрешенных вопросов, кроющихся за мнимой простотой и однозначностью толкования. Например, А. А. Реан отмечает, что часто положительно оцениваемый интернальный локус контроля, выступая не частной личностной чертой, а «интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и к окружающему миру», может привести к появлению «дезадаптивных образований» [40, с. 230]. Объективный подход к определению особенностей личностного развития сотрудников органов внутренних дел обусловливает необходимость исследовать не просто выраженность смысложизненных ориентаций, а их осмысленность и подверженность личностной рефлексии.

Выводы

1. Смысложизненные ориентации позволяют определить особенности профессионально-личностного

Таблица 4. Характеристика личностно-средового взаимодействия выпускников, входящих в однородные группы на основании факторов теста смысложизненных ориентаций (Table 4. Characteristics of the personal-environmental interaction of graduates of homogeneous groups based

№ кластера по графику Количество, (%) Визуальное определение внутригрупповой вариации Предварительное качественное определение Предварительная (текущая) характеристика кластера

Кл. 3 14 (27,4%) Высокий 1 Оптимальное 1 Оптимальное соотношение выраженности факторов смысложизненных ориентаций. Восприятие текущего процесса жизнедеятельности (возможно, профессиональной и образовательной) как плодотворного и имеющего осмысленную перспективу. Ориентация на самоактуализацию

Кл. 2 16 (31,4%) Выше среднего 2 Оптимальное 2

Кл. 1 12 (23,5%) Ниже среднего 3 Активно обучающиеся Акцент на текущий процесс жизнедеятельности, возможен поиск новых смыслов в профессии посредством образовательной среды

Кл. 4 9 (17,6%) Низкий 4 Нежелательное Акцент на прошлые результаты и достижения. Низкая удовлетворенность сегодняшним процессом жизни, невыраженная направленность в будущее, часто сопровождающаяся отказом от самореализации

развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании, основываясь на статистических процедурах определения однородных групп с их последующей характеристикой. При этом существенно, что любая процедура отнесения человеческой индивидуальности к классам и группам связана с неизбежным огрублением ее сущностных проявлений и лишением личности присущей ей уникальности, что следует учитывать, представляя результаты кластеризации и делая выводы относительно выраженности смысложизненных ориентаций.

2. Диагностика профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел в непрерывном образовании на основе интерпретации смысложизненных ориентаций предполагает необходимость применения корреляционных операций для определения качественных взаимосвязей исследуемых личностных проявлений. Выявленные кластеры отражают личностно-средовое субъектное взаимодействие обучающегося взрослого в среде непрерывного образования системы МВД Рос-

сии. Качественный анализ состава кластеров позволяет фиксировать личностную направленность и ориентацию на развитие. Как позитивная, так и негативная оценка профессионально-личностного развития определяет необходимость разработки технологий педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся взрослых в непрерывном образовании, учитывающих их личностные особенности.

Перспективы. Дальнейший сравнительный анализ смысложизненных ориентаций с уровнем выраженности рефлексивности у обучающихся сотрудников позволит более взвешенно оценить особенности личностной самоорганизации, поскольку рефлексивность, по мнению исследователей, выступает условием развития ценностно-смысловой сферы личности [41]. Учет особенностей личностного развития обучающихся сотрудников будет способствовать созданию ориентировочной основы действий педагогов при проектировании личностно-развивающей среды в непрерывном образовании.

Список источников

1. Коршунов И. А., Гапонова О. С., Пешкова В. М. Век живи — век учись: непрерывное образование в России : коллективная монография. М., 2019. 310 с.

2. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю. В. Латова. М., 2014. 433 с.

3. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий // Известия Волгоградского государственного пед. университета. Сер. Педагогические науки, филологические науки, социально-экономические науки и искусство. 2011. № 8(62). С. 14-20.

4. Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути // Человек и мир. 2017. Т. 1, № 1. С. 165-200.

5. Митина Л. М. Система «образование-личность-профессия» как предмет психологического исследования // Образование — личность — профессия : сб. трудов IX междунар. науч.-практ. конф. 2-6 июля 2013 года. М., 2013. С. 12-16.

6. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М., 2018. 240 с.

7. De Freitas S., Harrison I., Magoulas G., Mee A., Mohamad F., Oliver M., Papamarkos G., Poulovassilis A. The development of a system for supporting the lifelong learner. British Journal of Educational Technology. 2006. Vol. 37. Pp. 867-880. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2006.00666.x.

8. Zhou Y., Wang J. Goal orientation, learning strategies, and academic performance in adult distance learning. Social Behavior and Personality: An international journal. 2019. Vol. 47(7). Pp. 1-20. https://doi.org/10.2224/sbp.8195.

9. Kim S., Yang S. The effects of Korean college students' self-identity on career decision-making self-efficacy. Social Behavior and Personality: An international journal. 2019. Vol. 47(9). Pp. 1-6. https://doi.org/10.2224/sbp.8127.

10. Prokesova L., Vaculik M., Kasparkova L., Prochazka J. An integrated model of work engagement: How the satisfaction of basic psychological needs explains the relationship between personality and work engagement. Psihologija. 2019. Vol. 52(3). Pp. 265-284. https://doi.org/10.2298/ PSI181204004P.

11. Мельников В. М. Формирование личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2004. 24 с.

12. Федоскин Н. Н. Формирование системы гуманистических ценностей у сотрудников правоохранительных органов : автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2005. 26 с.

13. Завьялов А. Н. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности курсантов в вузе МВД : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 19 с.

14. Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2011. 44 с.

15. Сердюк Н. В. Теоретические основы развития герменевтического подхода в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2013. 43 с.

16. Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2014. 26 с.

17. Журавлева Т. Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 23 с.

18. Башков А. В. Проектирование самовоспитания профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России : автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 21 с.

19. Подпорин И. В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 28 с.

20. Ласько П. А. Социально-профессиональное воспитание курсантов учебных центров МВД России в процессе первоначальной профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 19 с.

21. Штаб О. Н. Формирование профессионально-ценностных ориентаций курсантов юридического института МВД России : автореф. дис. . канд. пед. наук. Барнаул, 2006. 21 с.

22. Лебеденко И. М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

23. Рабазанов С. И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 27 с.

24. Скляренко И. С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. 51 с.

25. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004. 512 с.

26. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000. 18 с.

27. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001. 416 с.

28. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.

29. Ситникова Е. В. Самоотношение личности и его проявления в период адаптации к воинской службе. Хабаровск, 2017. 124 с.

30. Петрова Е. А., Шестаков А. А. Социально-психологические основы ассесмента руководителей банковских структур. Новомосковск, 2002. 120 с.

31. Нефедова Д. И. Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах прохождения службы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 25-31.

32. Берсим А. В., Прокопьева С. А. Исследование социально-психологических детерминант смысложизненных ориентаций в различных социальных группах // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32). С. 47-48.

33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

34. Лакин Г. Ф. Биометрия. М., 1990. 352 с.

35. Бакуняева Д. С. Смысложизненные ориентации в системе факторов профессиональной успешности спортсменов — представителей спорта высших достижений : канд. психол. наук. М., 2018. 111 с.

36. Буреева Н. Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «Statistica». Н. Новгород, 2007. 112 с.

37. Кроповницкий О. В. Взаимосвязь копинг-стратегий, локуса контроля и мотивации достижения у руководителей // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 4. С. 541-549.

38. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 112-118.

39. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика // Экзистенциальная и гуманистическая психология. Кемерово, 2004. 272 с. URL: http://hpsy.ru/public/x1252.htm.

40. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

41. Анохина Г. М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования : автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2008. 55 с.

Поступила 10.05.2021; одобрена после рецензирования 15.06.2021; принята к публикации 30.08.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Д. В. Литвин — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации огневой и физической подготовки, d_litvin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4728-4157.

References

1. Korshunov I. A., Gaponova O. S., Peshkova V. M. Live and learn: life-long education in Russia. Moscow, 2019. 310 p. (In Russ.)

2. Life-long education — a stimulus for human development and the factor of socio-economic inequalities. Ed. by Latov Yu. V. Moscow, 2014. 433 p. (In Russ.)

3. Serikov V. V. Personal developmental education: two decades of searching. Bulletin of Volgograd State Pedagogical University. Series: Pedagogical sciences, philological sciences, socio-economic sciences and arts. 2011. No. 8(62). Pp. 14-20. (In Russ.)

4. Abulkhanova K. A. Time of personality and its life path. Man and the World. 2017. Vol. 1, No. 1. Pp. 165-200. (In Russ.)

5. Mitina L. M. The system "education-personality-profession" as a subject of psychological research. Education — personality — profession. Collected articles of the 9th international. scientific-practical conference (July 2-6, 2013). Moscow, 2013. Pp. 12-16. (In Russ.)

6. Fadel Ch., Byalick M., Trilling B. Four-dimensional education. Competencies needed for Success. Transl. from English. Moscow, 2018. 240 p. (In Russ.)

7. De Freitas S., Harrison I., Magoulas G., Mee A., Mohamad F., Oliver M., Papamarkos G., Poulovassilis A. The development of a system for supporting the lifelong learner. British Journal of Educational Technology. 2006. Vol. 37. Рp. 867-880. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2006.00666.x.

8. Zhou Y., Wang J. Goal orientation, learning strategies, and academic performance in adult distance learning. Social Behavior and Personality: An international journal, 2019. Vol. 47(7). Pp. 1-20. https://doi.org/10.2224/sbp.8195.

9. Kim S., Yang S. The effects of Korean college students' self-identity on career decision-making self-efficacy. Social Behavior and Personality: An international journal. 2019. Vol. 47(9). P. 1-6. https://doi.org/10.2224/sbp.8127.

10. Prokesova L., Vaculik M., Kasparkova L., Prochazka J. An integrated model of work engagement: How the satisfaction of basic psychological needs explains the relationship between personality and work engagement. Psihologija. 2019. Vol. 52 (3). Pp. 265-284. https:// doi.org/10.2298/PSI181204004P.

11. Melnikov V.M. Formation of personality- significant qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Yelets, 2004. 24 p. (In Russ.)

12. Fedoskin N. N. Formation of a system of humanistic values among law enforcement officers. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2005. 26 p. (In Russ.)

13. Zavyalov A. N. Pedagogical conditions for the formation of the existential orientation of cadets in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Irkutsk, 2005. 19 p. (In Russ.)

14. Ostapenko V. S. Formation of the scientific worldview of cadets of higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Voronezh, 2011. 44 p. (In Russ.)

15. Serdyuk N. V. Theoretical foundations of the development of the hermeneutic approach in the pedagogical activity of the chief law enforcement officers. Extended abstract of Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). St. Petersburg, 2013. 43 p. (In Russ.)

16. Eroshenkov N. V Professional and moral training of cadets in the educational environment of the higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Belgorod, 2014. 26 p. (In Russ.)

17. Zhuravleva T. L. Activation of professional self-development of students of higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). St. Petersburg, 1998. 23 p. (In Russ.)

18. Bashkov A. V. Designing of self-education of professionally significant qualities of a cadet of a higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Barnaul, 2004. 21 p. (In Russ.).

19. Podporin I. V. Formation of cadets' readiness for self-education in the process of studying at a higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Krasnodar, 2012. 28 p. (In Russ.)

20. Lasko P. A. Social and professional education of cadets of training centers of the Russian Ministry of Internal Affairs in the process of initial professional training. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Kostroma, 2004. 19 p. (In Russ.)

21. Shtab O. N. Formation of professional-value orientations of cadets of a law institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Barnaul, 2006. 21 p. (In Russ.)

22. Lebedenko I. M. Educational environment of the educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2011. 24 p. (In Russ.)

23. Rabazanov S. I. Formation of value attitudes towards professional activity among students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2011. 27 p. (In Russ.)

24. Sklyarenko I. S. Pedagogical system of formation of professional value attitudes among cadets of higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2014. 51 p. (In Russ.)

25. Vygotsky L. S. Psychology of child development. Moscow, 2004. 512 p. (In Russ.)

26. Leontiev D. A. Test of life-meaning orientations. 2nd ed. Moscow, 2000. 18 p. (In Russ.)

27. Asmolov A. G. Psychology of personality: principles of general psychological analysis. Moscow, 2001. 416 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Bratus B. S. Personality anomalies. Moscow, 1988. 301 p. (In Russ.)

29. Sitnikova E. V. Self-relation of personality and its manifestations during the period of adaptation to military service. Khabarovsk, 2017. 124 p. (In Russ.)

30. Petrova E. A., Shestakov A. A. Socio-psychological basis for assessment of the heads of the bank structures. Novomoskovsk, 2002. 120 p. (In Russ.)

31. Nefedova D. I. Value-semantic characteristics of the identity of police officers at different stages of service. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No. 4 (67). Pp. 25-31. (In Russ.)

32. Bersim A. V, Prokopyeva S. A. Research of socio-psychological determinants of life-meaning orientations in various social groups. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2008. No. 1(32). Pp. 47-48. (In Russ.)

33. Sidorenko E. V. Methods of mathematical processing in psychology. St. Petersburg, 2000. 350 p. (In Russ.)

34. Lakin G.F. Biometrics. Moscow, 1990. 352 p. (In Russ.)

35. Bakunyaeva D. S. Life-meaning orientations in the system of factors of professional success of athletes — representatives of elite sport. Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2018. 111 p.

36. Bureeva N. N. Multivariate statistical analysis using «Statistica» application package. Nizhny Novgorod, 2007. 112 p. (In Russ.)

37. Kropovnitsky O. V. Relationship of coping strategies, locus of control and achievement motivation among managers. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2018. No. 4. Pp. 541-549. (In Russ.)

38. Borozdina L. V., Zaluchenova E. A. Increase in anxiety index when there is a discrepancy between the levels of self-esteem and claims. Issues of Psychology. 1993. No. 1. Pp. 112-118. (In Russ.)

39. Sery A. V. System of personal meanings: structure, function, dynamics. Existential and humanistic psychology. Kemerovo, 2004. 272 p. URL: http: //hpsy.ru/public/x1252.htm. (In Russ.)

40. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice. St. Petersburg, 2006. 479 p. (In Russ.)

41. Anokhina G. M. Didactic conditions of personality development in the system of school natural science education. Extended abstract of Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Moscow, 2008. 55 p. (In Russ.)

Submitted: 10.05.2021; approved after review: 15.06.2020; accepted for publication: 30.08.2021.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR D. V. Litvin — Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, deputy-chief of the chair of Organization of Firearms and Physical Training, d_litvin@mail.ru, htpps://orcid.org/0000-0002-4728-4157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.