Научная статья на тему 'Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования'

Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководители органов внутренних дел / ценностные ориентации / смысложизненные ориентации / защитная сфера личности руководителя / профессионально-личностный рост / развивающее консультирование / chief law enforcement officers / value orientations / life-meaning orientations / protective sphere of the leader's personality / professionally-personal growth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Ефимова Ирина Вадимовна

Введение. Повышение эффективности функционирования ОВД на основе совершенствования управления, развития психолого-управленческого потенциала руководителей, оптимизации их профессионального и личностного развития — объективная необходимость. Для планомерного профессионально-личностного роста предлагается использовать технологию развивающего консультирования с руководителями ОВД. Целью послужило выявление особенностей реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций в ходе развивающего консультирования и специфики психологических защит руководителей ОВД. Материалы и методы. Выдвинутая гипотеза о влиянии развивающего консультирования на развитие личности руководителя, изменении в структуре смысложизненных и ценностных ориентаций, защитной сферы проверялась на выборке, составившей 166 сотрудников, обучающихся в Академии управления МВД России. При проведении эмпирического исследования использовался тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, методика изучения ценностных ориентаций (МИЦО), тест-опросник типологий психологической защиты Р. Плутчика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой. Различная направленность методик, их валидность и надежность позволяют получить более полный и целостный психологический портрет современного руководителя ОВД. Результаты и обсуждение. Проведено эмпирическое исследование, описаны его результаты с применением технологии развивающего консультирования руководителей органов внутренних дел. Подтверждается предположение о том, что технология развивающего консультирования способствует формированию индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителя ОВД и влияет на степень их реализованности; оптимизирует развитие осознанности и конструктивности в использовании психологических защит. Выводы. Предлагается использовать развивающее консультирование с учетом изменений в сфере психологических защит, ценностных и смысложизненных ориентаций, его специфики в психологической работе с руководителями органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Ефимова Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Implementation of Individual Value and Life-Meaning Orientations of Heads of the Departments of Internal Affairs in the course of Developmental Counseling

Introduction. The increase of effectiveness of law enforcement agencies’ functioning based on the improvement of managing and development of psychological management potential of chief officers, optimization of their professional and individual growth is an objective necessity. For gradual professional and personal growth it is suggested to employ the technique of developmental counseling with chief law enforcement officers. The aim was to reveal the peculiarities of implementation of individual value and life-meaning orientations of the heads of law enforcement bodies in the course of developmental counseling and specifics of psychological defence of chief law enforcement officers. Materials and Methods. The hypothesis concerning the influence of developmental counseling on evolution of a chief officer, changes in the structure of life-meaning and value orientations, defence sphere was tested on the samples, which consisted of 166 officers who study at the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs. The empirical research employed test of D. A. Leontiev's “Life-meaning orientations”, method of studying value orientations, R. Plutchik questionnaire of typologies of psychological defence adapted by L. I. Wasserman, O. F. Eryshev, E. B. Klubova. Varied focuses of the techniques, their validity and reliability ensure a more comprehensive and integral psychological portrait of a modern chief police officer. Results and Discussion. The empirical research was conducted, its outcomes via the technology of developmental counseling of chief police officers were described. The assumption is confirmed that the technology of developmental counseling contributes to the formation of individual value and life-meaning orientations of the head of the police department and affects the degree of their realization; optimizes the development of awareness and constructiveness in applying psychological defenses. Conclusions. The authors suggest using developmental counseling with regard to the changes in the sphere of psychological defenses, value and life-meaning orientations, its specifics in psychological work with chief law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования»

Научно-практическая статья

УДК 159.9 © В. В. Вахнина, И. В. Ефимова, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-134-143

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентации руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования

Вахнина Виктория Владимировна \

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами.

ORQD: 0000-0003-3242-840X. Е-mail: [email protected] Ефимова Ирина Вадимовна \

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами.

ORQD: 0000-0003-2634-4904. Е-mail: [email protected] 1 Академия управления МВД России, 125993, Москва, ул. З и А. Космодемьянских, 8, Россия

Реферат

Введение. Повышение эффективности функционирования ОВД на основе совершенствования управления, развития психолого-управленческого потенциала руководителей, оптимизации их профессионального и личностного развития — объективная необходимость. Для планомерного профессионально-личностного роста предлагается использовать технологию развивающего консультирования с руководителями ОВД. Целью послужило выявление особенностей реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций в ходе развивающего консультирования и специфики психологических защит руководителей ОВД. Материалы и методы. Выдвинутая гипотеза о влиянии развивающего консультирования на развитие личности руководителя, изменении в структуре смысложизненных и ценностных ориентаций, защитной сферы проверялась на выборке, составившей 166 сотрудников, обучающихся в Академии управления МВД России. При проведении эмпирического исследования использовался тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, методика изучения ценностных ориентаций (МИЦО), тест-опросник типологий психологической защиты Р. Плутчика в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой. Различная направленность методик, их валидность и надежность позволяют получить более полный и целостный психологический портрет современного руководителя ОВД. Результаты и обсуждение. Проведено эмпирическое исследование, описаны его результаты с применением технологии развивающего консультирования руководителей органов внутренних дел. Подтверждается предположение о том, что технология развивающего консультирования способствует формированию индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителя ОВД и влияет на степень их реализованности; оптимизирует развитие осознанности и конструктивности в использовании психологических защит. Выводы. Предлагается использовать развивающее консультирование с учетом изменений в сфере психологических защит, ценностных и смысложизненных ориентаций, его специфики в психологической работе с руководителями органов внутренних дел.

Ключевые слова: руководители органов внутренних дел; ценностные ориентации; смысложизненные ориентации; защитная сфера личности руководителя; профессионально-личностный рост; развивающее консультирование.

Для цитирования: Вахнина В. В., Ефимова И. В. Особенности реализации индивидуальных ценностных и смысложизненных ориентаций руководителей ОВД в ходе развивающего консультирования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 134-143. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-134-143

Основные положения:

1. Научно обоснованная психотехнология развивающего консультирования способна обеспечить целенаправленное профессионально-личностное развитие руководителя ОВД, целью которой будут «наращивание» психолого-управленческого потенциала и актуализация аутопсихологической компетентности управленческого звена.

2. В ходе развивающего консультирования общей тенденцией изменений в сфере защитного поведения руководителей являются преодоление, проработка установок, блокирующих отношения с окружающими.

3. Ценностные ориентации выступают значимым психологическим компонентом психолого-управленческого потенциала руководителя ОВД. Они помогают более полно охарактеризовать особенности мотивационной сферы личности как представителя определенной профессиональной группы.

4. Методики МИЦО и СЖО позволяют выявить особенности индивидуальных ценностных ориентаций руководителя, а также определить степень их реализованности, содержание смысложизненных ориентаций и факторы локуса контроля, способствуют «наращиванию» психолого-управленческого потенциала руководителя ОВД.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Актуальность избранной темы исследования связана с тем, что реформирование системы ОВД, происходящие в стране социально-политические, экономические преобразования обусловили потребность в повышении результативности ОВД и формировании руководителей нового типа, обладающих высоким уровнем профессионализма, мотивацией к профессионально-личностному развитию. Наиболее действенным способом повышения эффективности является проведение развивающего консультирова-

ния, что позволяет на индивидуально-личностном уровне создать комплекс компонентов личности и стратегий поведения, которые в полной мере отражают характер служебной деятельности руководителей ОВД.

Эффективная деятельность ОВД предполагает подготовку кадров на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, а также их непрерывное профессиональное развитие. Решающее значение для любой организации имеют кадровый менеджмент, отбор и расстановка персонала, высокопрофессиональная подготовка сотрудников и стратегическое управление человеческими ресурсами, ведущее к эффективному выполнению задач организации [1; 2]. В связи с этим актуальной задачей науки и практики стал поиск средств повышения эффективности деятельности руководителей ОВД.

Цель работы заключается в выявлении особенностей психологических защит, смысложизненных и ценностных ориентаций личности, их специфики у руководителей территориальных органов МВД России в ходе развивающего консультирования.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы исследования. Достижения психологической науки, несомненно, отражаются в практике управления персоналом и в профессиональной деятельности, в оптимизации межличностных отношений и профессионально-личностного развития, что приводит к становлению одного из методов психологического взаимодействия — консультированию. Важно отметить, что психологическое консультирование сходных групп личностей (например, представителей одной специальности, служащих в специальном подразделении, руководителей и т. д.) часто опирается на эмпирико-теоретические исследования для поиска специфического личностного подхода к клиенту, выбора направления оказания психологической поддержки, в которой нуждается именно этот клиент. В совокупности все подобные исследования и составляют содержание областей прикладного психологического знания, в частности юридической психологии. Таким образом, формируется система общих направлений оказания психологической поддержки руководителей, в том числе развивающего психологического консультирования.

Психологические аспекты работы с управленческими кадрами рассматривали Т. Ю. Базаров [3], А. Л. Журавлев [4], Т. С. Кабаченко [5] и др. В русле изучения условий оптимизации труда сотрудников правоохранительных органов и выявления личностных качеств, влияющих на успешность в различных видах служебной деятельности, работали В. В. Вахнина [6], О. С. Возженикова [7], А. С. Душкин [8], Л. Н. Костина [9], П. А. Корчемный [10], И. О. Котенев [11], В. Е. Петров [12], В. М. Поздняков [13], Н. Ю. Портнягина [14], А. М. Столяренко [15] и др. Проблематике профессионального становления и развития личности посвящены труды А. А. Деркача [16], Э. Ф. Зее-ра [17], М. И. Марьина [18], Д. В. Сочивко [19] и др.

С опорой на достижения отечественной психологии с 1990-х гг. осуществляются осмысление концептуальных моделей психоконсультативной работы и апробирование методик как индивидуального, так и группового подхо-

дов, соответствующих различным типам клиентов, что нашло отражение в публикациях Г. С. Абрамовой [20], Р. М. Айсиной [21], И. В. Вачкова [22], А. И. Донцова [23], Н. Д. Линде [24], Е. В. Мартыновой [25], Л. Б. Шнейдер [26] и др.

Отметим, что и зарубежные исследователи П. Бок-селл и Д. Перселл в рамках постановки проблемы стратегического управления человеческими ресурсами выделяли значимость эффективного кадрового менеджмента организации [1; 2].

При изрядном количестве исследований в настоящее время в данной области имеется ряд недостаточно изученных противоречий между стремлением к профессионально-личностному развитию, оптимальному использованию своего психологического потенциала, характерного для современных руководителей, в практике психологической работы единичны консультации по вопросам личностного роста и профессионального развития. Несмотря на проведение психологами ОВД консультативной работы по вопросам профессионально-личностного развития, совершенствования личных и деловых качеств руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне, до сих пор не разработаны организационно-методические основания данного направления психологической работы. В настоящее время психологами применяются разнообразные методы психодиагностики в практике психологической работы с руководителями ОВД, но не создано психотехнологий для более точной диагностики их профессионально-личностного развития, среди которых, по нашему мнению, наиболее перспективным является развивающее консультирование.

Таким образом, практическая потребность в проведении консультативной работы с руководителями ОВД по данной проблематике опережает теоретическую и методическую разработанность данного направления психологической работы.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в научном обосновании теоретических и прикладных положений, обобщении и систематизации практического опыта развивающего консультирования, необходимости совершенствования психологической работы, оптимизации структурной организации личности руководителей с использованием психотехнологии развивающего консультирования.

Материалы и методы

Выборка эмпирического исследования составила 166 сотрудников, проходящих очное обучение на факультете подготовки руководителей МВД России. Следует подчеркнуть, что возрастной контент принявших участие в исследовании руководителей территориальных органов внутренних дел, находится в диапазоне 30-40 лет, что с небольшими поправками соответствует стадии средней взрослости (по возрастной периодизации Д. Бромлей), которая характеризуется конкретизацией жизненных целей, преобладанием мотивации достижения и социальной зрелостью. Учитывался стаж службы в замещаемой руко-

водящей должности, который у всех руководителей был более года. Таким образом, выборка была представлена уже сформировавшимися руководителями, имеющими и жизненный, и управленческий опыт.

С респондентами, обучающимися 1 курса, развивающее консультирование не осуществлялось, они выступили в качестве контрольной группы. С обучающимися 2 курса было проведено развивающее консультирование как с экспериментальной группой. Значимость различий показателей в группах определялась с помощью t-критерия Стьюдента. Применялся корреляционный и факторный анализ.

Диагностика типологий психологической защиты руководителей территориальных органов МВД России осуществлялась по методике Р. Плутчика (адаптация Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой). Тест способствует определению основных типов эго-защит личности. Защитное поведение направлено на минимизацию отрицательных (негативных) переживаний, регуляцию поведения индивида в целях повышения приспособляемости и уравновешивания психики. Оценивание происходило по следующим шкалам: отрицание (A), подавление (B), регрессия (C), компенсация (D), проекция (E), замещение (F), рационализация (G), реактивное образование (H) [27].

Тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (методика СЖО) применялся нами в целях оценки «источника» смысла жизни, который может быть найден испытуемым либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс), либо в прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Методика СЖО наряду с общим показателем осмысленности жизни включает также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации (цели в жизни, процесс жизни и результативность жизни) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь) [28]. В целях выявления особенностей ценностных ориентаций руководителя и их места в структуре профессиональной мотивации руководителя ОВД нами использовались также показатели методики исследования ценностных ориентаций [29].

Методика исследования ценностных ориентаций Д. А. Леонтьева (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность МИЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас» и т. п.) происходит с помощью процедуры ранжирования или (в некоторых версиях методики) с помощью парного сравнения. При этом предполагается, что ранжирование действительно отражает реальное соотношение между

субъективными значимостями соответствующих ценностей. В целях выявления особенностей индивидуальных ценностных ориентаций, оценки степени их реализо-ванности на данный момент использовалась ранговая корреляция по Спирмену.

Результаты и обсуждение

Разработка технологии развивающего консультирования. Цель разрабатываемой авторами психологической технологии развивающего консультирования (далее — психотехнологии) — оказание психологической помощи, взаимодействие по вопросам профессионально-личностного роста, саморазвития и формирования индивидуального стиля управления (деятельности), оптимизации интерпсихических и интрапсихических отношений личности. Самосовершенствование должно носить непрерывный, развивающий, целостный характер. Психотехнология развивающего консультирования направлена не на глубинные личностные изменения, а на перестройку уже сформированных, актуализацию ее потенциала. Данная психотехнология выполняет функцию, обеспечивающую развитие личности, самореализацию и продуктивность в профессиональной деятельности, что, помимо прочего, выступает условием профилактики явлений профессиональной деформации, прежде всего — ее нравственно-психологической составляющей. Грамотный руководитель должен быть обучаем, заинтересован в достижениях, перспективен («высокопотенциален»), ему необходимо иметь возможность получить консультацию в профессиональном плане от более опытного коллеги, а в вопросах личностного развития и роста — от психолога-консультанта. Эффективное психологическое сопровождение реализации руководителем траектории профессионально-личностного развития может достигаться благодаря комплексному подходу, сочетающему технологии диагностической, консультационной и тренинговой направленности, нацеленные на повышение мотивированности, обучаемости, адаптивности, личной вовлеченности каждого сотрудника, тем более руководителя, в процессы саморазвития.

К основным задачам при проведении развивающего консультирования с руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне относятся:

— формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию;

— осознание индивидуального содержания и причин, блокирующих профессионально-личностное развитие;

— качественные изменения, интеграция интерпсихических и интрапсихических отношений личности, способствующих реализации индивидуального стиля управления;

— профилактика «синдрома выгорания» и дефома-ции, основанной на проработке ситуаций, вызывающих затруднения профессионально-личностного развития, более осознанное применение психологических защит;

— овладение психотехниками профессионально-личностного саморазвития.

Являясь значимым компонентом психолого-управленческого потенциала, в частности профессиональной мотивации, ценностные (смысложизненные) ориента-

ции руководителя ОВД отражают ее зрелость: чем выше степень реализованности ценностных ориентаций, тем более выражен уровень профессиональной мотивации, которая актуализируется технологией развивающего консультирования. Профессиональная мотивация руководителя ОВД оказывает положительное влияние на профессиональную успешность: профессиональную подготовленность и служебный рост.

Психологическая работа по профессионально-личностному развитию включает диагностический компонент (определение проблемных зон, затруднений); прогнозирование на основе диагностики траектории личностно-профессионального развития; консультирование (формирование запроса, выявление ресурсной зоны); применение развивающих психологических технологий (анализ управленческих ситуаций, деловая и ролевая игра, кейс-метод, тренинги различной направленности, в том числе биологической обратной связи и инструментальные, коучинг-подход). Такой системный подход при подготовке управленческих кадров (единство обучения и саморазвития, самоактуализации личности руководителя) обеспечивает готовность к грамотному и эффективному решению задач, поставленных перед руководителями органов внутренних дел.

Особенности индивидуальных ценностных ориентаций руководителей ОВД. Анализ данных, полученных по методике МИЦО, позволил выявить наиболее значимые для современных руководителей ОВД индивидуальные ценностные ориентации (табл. 1).

Наиболее значимой ценностью для современных руководителей представляется здоровье (физическое и психиче-

Таблица 1. Сравнительный анализ рангов ценностных ориентаций слушателей 2 факультета по методике изучения ценностных ориентаций (МИЦО) (Table 1. Сomparative analysis of the ranks of value orientations of trainees of the 2nd faculty according to the method of studying value orientations)

ское благополучие). По нашему мнению, это связано с чрезвычайно напряженным характером профессиональной деятельности руководителя ОВД, так как сложно добиться социального успеха и оказывать социальное влияние, имея проблемы со здоровьем. Следующей по значимости ценностью была счастливая семейная жизнь, потому что она позволяет удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке и ощущении стабильности и безопасности. Далее руководители ОВД обозначают активную деятельную жизнь и наличие интересной работы. Выделенные ценности способствуют удовлетворению потребности в уважении окружающих, самоуважении, позволяют испытывать чувство собственной значимости и нужности для организации. По мнению Т. Коно, «что является важным для мотивации высших руководителей, так это сама работа и социальный престиж положения».

Следующими были обозначены такие ценности, как уверенность в себе, развитие (физическое и духовное совершенствование) и познание (интеллектуальное развитие). По нашему мнению, в процессе саморазвития личность получает возможность проявить стремление к независимости, способность брать на себя ответственность, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самореализуется» [30]. Данные ценности проявляются не только в самоактуализации, но и в осознании смысла жизни. По мнению К. Обуховского, «потребность смысла жизни есть свойство индивида, обусловливающее тот факт, что без возникновения в его жизнедеятельности таких ценностей, которые он признает или может признавать сообщающими смысл его жизни, он не может правильно функционировать» [31].

Таким образом, выявленная иерархия индивидуальных ценностных ориентаций руководителей ОВД, а именно здоровье, тесные эмоциональные связи, признание окружающих, высокий социальный статус, удовлетворение достигнутым, выступающих смыслом жизни индивида, отражает его потребности и мотивы.

Содержание ценностных ориентаций. Для изучения особенностей содержания ценностных ориентаций руководителя ОВД мы использовали тест смысложиз-ненных ориентаций (СЖО). Методика имеет целью измерение мотивационной тенденции к поиску смысла жизни, выявление наличия смысложизненных целей, определяет степень общей осмысленности жизни. Она включает шесть факторов. Первые три фактора направлены на изучение конкретных смысложизненных ориентаций — цели в жизни (субшкала 1), насыщенность жизни (субшкала 2) и удовлетворенность самореализацией (субшкала 3). Данные субшкалы соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым), соответственно, индивид может находить смысл жизни в будущем, настоящем или прошлом либо во всех трех составляющих жизни. Следующие два фактора характеризуют аспекты внутреннего локуса контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана (Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова), один из них (ЛК-ж) характеризует общее мировоззренческое убеждение

Ценностные ориентации Ранг ценности Ранг реализованности

1. Активная деятельная жизнь 3 9

2. Жизненная мудрость 6 13

3. Здоровье 1 3

4. Интересная работа 4 5

5. Любовь 5 2

6. Красота природы, искусства 16 14

7. Наличие верных друзей 7 6

8. Общественное признание 8 8

9. Познание 12 7

10. Продуктивная жизнь 9 11

11. Развитие личности 11 12

12. Развлечения 17 17

13. Свобода, независимость 13 10

14. Счастливая семейная жизнь 2 1

15. Благосостояние 14 16

16. Творчество 15 15

17. Уверенность в себе 10 4

Примечание. Полужиром выделены наиболее значимые

ценности.

Процесс жизни результттивность локус контроля-я

ЕЭ Контрольная ярушша

И Экспериментальная грушша

Рис. 1. Средние показатели по методике исследования смысложизненных ориентаций в группах испытуемых (Fig. 1. Average indicators according to the method of studying life-meaning orientations in the respondents' groups)

в том, что контроль возможен, а другой (ЛК-я) отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль. Последний, шестой, фактор оценивает (ОЖ) общий показатель осмысленности жизни.

На рисунке 1 видно, что статистически значимые различия у руководителей контрольной и экспериментальной групп отсутствуют. Это обстоятельство можно объяснить тем, что мировоззренческие структуры у данной выборки руководителей уже сформированы и в ходе развивающего консультирования не претерпевают существенных изменений. Однако в экспериментальной группе имеется тенденция к повышению самооценки результативности жизни, а также эмоциональной насыщенности жизни (показатель «процесс жизни»). Это вполне соответствует целям развивающего консуль-

тирования. Кроме того, все показатели теста смысло-жизненных ориентаций несколько выше нормы (но не предельно высокие). Это означает, что руководители территориальных органов МВД России на районном уровне в целом являются целеустремленными людьми (показатель «цели жизни»), воспринимающими сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (показатель «процесс жизни»), ощущающими продуктивность и насыщенность своей прошлой жизни (показатель «результативность жизни»), воспринимающими себя как сильную личность, способную управлять собственной жизнью («локус контроля жизни»).

Таким образом, результаты, полученные по методикам СЖО и МИЦО, содержательно раскрывают особенности смысложизненных ценностных ориентаций руководителя ОВД, которые являются одной из основных составляющих психолого-управленческого потенциала руководителя ОВД.

Реализация психологических защит в процессе развивающего консультирования. Анализируя практику психологической работы с руководителями [32; 33], следует отметить, что, как правило, подготовка к деятельности потенциального руководителя бывает в достаточной степени проведена в рамках работы с кадровым резервом, но после назначения на должность начинающий руководитель оказывается не готов к выполнению своих обязанностей в плане эффективной организации деятельности подчиненных. Например, отмечаются трудности при коммуникативном взаимодействии с подчиненными, что влечет за собой формирование неадекватного стиля управления. Важная сторона человеческого общения — реализация защитного поведения, но в целом защитная сфера личности представляется понятием более широким и проявляется не только в общении, но и в познании.

На рисунке 2 показано, что прослеживается тенденция к снижению психологических защит в процессе разви-

Ш

Ш W/-

ЛУ/у

Ж

Ш-щ

ЛУ/у ЛУ/у

щ-

ЛУ/у ЛУ/у

т-

ЛУ/у

ш

щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

♦♦ '/Л

щ ж

I

Ш t

I

m

im

I

I

I i

1 m

I

0 Контрольная группа И Экспериментальная

¿е

ж

Рис. 2. Средние показатели по шкалам психологических защит в группах испытуемых (Fig. 2. Average indicators according to the scales of psychological defenses in the respondents' groups.)

40,0

36,0

34,0

32,0

30,0

26,0

8.0

7.0

6.0

5.0 - —

4.0

3.0

2.0

1.0 - —

0.0

вающего консультирования в экспериментальной группе испытуемых. Но статистически значимы лишь снижение защит «подавление» и «реактивные образования».

Подавление — это блокирование негативных эмоций, прежде всего страха, тревоги в процессе коммуникативного взаимодействия. В результате на уровне сознания происходит забывание реальных событий, а также фактов и обстоятельств, связанных с ними. Подавление выражается в высказываниях: «не помню», «это было не со мной», «не было этого» и т. п.

В норме подавление ведет к избеганию проблемных и неприятных ситуаций. Высокие оценки говорят о немотивированной тревожности, ипохондрии и т. п. Очевидно, что снижение психологической защиты «подавление» позволяет руководителю в процессе осуществления управленческой деятельности в экстремальных условиях, в кризисных ситуациях принимать адекватное ситуации управленческое решение. Следовательно, снижение показателя «подавление» является позитивным эффектом, реализуемым в ходе развивающего консультирования.

Реактивные образования как защита проявляются в выраженном стремлении соответствовать нормам и стандартам поведения, принятым в каком-то сообществе. Эти нормы и стандарты начинают оказывать существенное влияние на поведение, которое получает некоторые искусственные рамки. У руководителя, например, может возникать установка на необходимость постоянно быть строгим и непримиримым к подчиненным («подчиненных нужно держать в страхе») или наоборот («подчиненных надо стимулировать к свободным инициативам»). Реактивное образование фиксирует какую-то одну привычную установку, делая поведение неадекватным в не соответствующих этой установке ситуациях.

Таким образом, снижение защиты «реактивные образования» в экспериментальной группе также можно считать положительным изменением. Следовательно, общей тенденцией изменения защитного поведения руководителей в процессе развивающего консультирования является снятие установок, блокирующих взаимоотношения с окружающими. Снижается защитное «отказное» поведение: «не знаю», «не помню», «не было такого» и т. п. Разрушаются блоки интроекционных установок реактивного поведения: «так надо», но почему именно так, никто не знает, включая самого руководителя, что проявляется и в изменениях факторной структуры защитного поведения.

Из таблиц 2 и 3 следует, что факторные структуры защитной сферы до и после развивающего консультирования (в контрольной и экспериментальной группах, с использованием «метода срезов») у руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне в достаточной степени сходны.

В обоих случаях это трехфакторная структура, причем наблюдаются также совпадения в показателях, вошедших в факторы со значимыми весами, следовательно, и совпадения в названиях факторов. Однако существуют и важные для нашего исследования различия факторных структур. Так, в контрольной группе последовательность

Таблица 2. Факторная структура защитной сферы испытуемых контрольной группы (ТаЬ1е 2. Factor structure of the protective sphere of the respondents from the control group)

Регрессионно- Фактор Фактор

Показатели проекционный реактивного рационального

фактор вытеснения подавления

А (отрицание) -0,106 0,821 0,038

В (подавление) 0,132 0,171 0,900

С (регрессия) 0,862 -0,021 0,036

D (компенсация) 0,455 0,694 0,024

Е (проекция) 0,596 0,440 0,064

Б (замещение) 0,865 -0,111 -0,007

G (рационализация) -0,096 0,674 0,133

Н (реактивные образования) 0,292 0,574 -0,477

Примечание. Здесь и далее полужиром выделены статистически значимые показатели (р < 0,05).

Таблица 3. Факторная структура защитной сферы испытуемых экспериментальной группы (ТаЬ1е 3. Factor structure of the protective sphere of the respondents from the experimental group)

Показатели Фактор реактивного вытеснения Регрессионно-проекционный фактор Фактор рационального подавления

А (отрицание) 0,730 -0,280 0,276

В (подавление) 0,052 0,062 0,707

С (регрессия) 0,185 0,821 -0,226

D (компенсация) 0,699 0,506 -0,084

Е (проекция) 0,220 0,536 0,460

Б (замещение) -0,227 0,777 0,261

G (рационализация) 0,203 -0,037 0,838

Н (реактивное образование) 0,724 0,102 0,156

факторов, а значит, и объем дисперсии, выбираемой фактором, отличается от таковой в экспериментальной группе.

Регрессионно-проекционный фактор в результате развивающего консультирования переходит на второе место, а на первом месте оказывается фактор реактивного вытеснения. Регрессионно-проекционный фактор включает со статистически значимыми весами показатели регрессии, проекции и замещения.

Руководители этого типа могут решать различные проблемы, перекладывая их на других (замещение), в случае нерешенной проблемы проецировать неприятные негативные переживания на внешние обстоятельства или других исполнителей (проекция). Неудача переживается путем использования психологической защиты регресса (уход в детство).

Фактор реактивного вытеснения в экспериментальной группе выходит на первое место и включает показатели отрицания, компенсации и реактивных образований. Реактивные образования в норме образуют блок сложившихся

в процессе приобретения опыта установок. При проведении данного исследования нами было замечено, что защиты по типу реактивных образований становятся менее выражены по мере реализации развивающего консультирования. Это может означать анализ сложившегося опыта, возможно, отказ от каких-то установок, но их ядро, как показывает факторный анализ, сохраняется, что характерно для уже сложившейся личности руководителя.

Выявленное снижение реактивных образований свидетельствует о переосмыслении и анализе полученного опыта. К опыту присоединяется защита «компенсация», которая позволяет компенсировать переживание негативных ситуаций, когда наличие предыдущего положительного опыта не защищает. Так, установка руководителя ОВД по типу «в душе каждый человек преступник» может быть компенсирована в ситуации очевидного противоречия: «какой же он преступник с тремя детьми».

Важную роль в данном факторном типе руководителя играет психологическая защита отрицания. В процессе служебной деятельности сотрудник ОВД оказывается в различных кризисных ситуациях. Например, проявление чувства симпатии или жалости к преступнику.

Следовательно, тот факт, что эти факторы в экспериментальной группе меняются, носит позитивный характер. Первое место в служебной деятельности занимает профессиональный опыт, его защиты, второе — различные психологические защиты: избегание ответственности, перекладывание и проецирование на других.

Особенностью факторной структуры психологических защит после применения психотехнологии развивающего консультирования является объединение в одном факторе подавления и рационализации, что указывает на рационализацию самого подавления, которое обретает некоторые объяснительные психологические основания. По существу, рационализация компенсирует негативные эффекты работы защиты подавления. Объяснение самому себе того, почему изгоняются те или иные неприятные переживания, способствует формированию механизма защиты от последующих аналогичных ситуаций и снижает внутреннюю напряженность при включении этих защит. Это также является важным эффектом развивающего консультирования руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне.

Таким образом, ценностные ориентации взаимосвязаны с актуальными мотивами и потребностями индивида. Реализация ценностных ориентаций более позитивно характеризует личность руководителя, прежде всего как более мотивированную в профессиональной деятельности. Это свидетельствует об особой природе ценностных ориентаций по сравнению с потребностями: реализованная потребность угасает, а реализуемая жизненная ценность, напротив, усиливает психолого-управленческий потенциал руководителя ОВД.

Развивающее консультирование с субъектами управленческой деятельности можно считать перспективным направлением в психологической работе, преодоление барьеров профессионально-личностного развития [34-36],

использование адаптированных и усовершенствованных методов сопровождения процесса профессионально-личностного роста призваны укрепить кадровый корпус руководителей ОВД.

В результате проведенных сравнительных эмпирических исследований руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне были получены результаты, свидетельствующие о позитивных изменениях личности испытуемых руководителей после применения психотехнологии развивающего консультирования в сфере психологических защит личности. Используя методы тестов и математико-статистической обработки результатов, мы выявили особенности содержания ценностных ориентаций руководителя ОВД и влияние технологии развивающего консультирования на их формирование и развитие.

Выводы:

1. Ценностные ориентации и смысложизненные ориентации являются значимым психологическим компонентом профессиональной мотивации руководителя ОВД, отражающим ее зрелость. При этом проведенное нами исследование свидетельствует о том, что данные личностно значимые «зоны» внутреннего мира руководителя территориального органа МВД России существенно не меняются, так как они уже сложились у лиц, достигших определенного социального статуса, и происходит их незначительная трансформация (перестройка).

2. В сфере психологических защит в процессе развивающего консультирования происходят существенные структурные изменения, выявленные посредством факторного анализа. В экспериментальной группе факторная структура защитных показателей может быть проинтерпретирована как поддерживающая деятельность руководителя при условии нормы выраженности самих психологических защит, что подтверждено статистически.

3. При развивающем консультировании происходят структурные позитивные изменения личности руководителя, в частности в области психологических защит личности. Это подтверждает предположение о том, что развивающее консультирование способствует позитивной динамике личности в ключе ее трансформации (перестройки).

Перспективы. Дальнейшие научные исследования будут посвящены изучению психологических особенностей становления профессиональной Я-концепции субъектов управленческой деятельности в процессе консультирования; роли развивающего консультирования в профилактике явлений профессионального выгорания и профессиональной деформации личности руководителя, в профилактике внутриличностных конфликтов и кризисных психических состояний; оптимизации стиля управления и профессионального общения руководителя посредством психологического консультирования; интеграции технологии развивающего консультирования с другими, в том числе психолого-педагогическими, технологиями профессионально-личностного развития руководящих кадров органов внутренних дел.

Список литературы

1. Boxall P., Purcell J. Strategy and Human Resource Management. 2016. Palgrave.

2. Boxall P., Purcell J. Strategic HRM: Where have we come from and where should we be going? International Journal of Management Reviews. 2000. № 2(2). Pp. 183-203.

3. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. 150 с.

4. Журавлев А. Л. Макропсихология современного российского общества. М., 2009. 288 с.

5. Кабаченко Т. С. Психология управления : учебное пособие. М., 2000. 384 с.

6. Вахнина В. В. Психологическое сопровождение руководителей структурных подразделений территориальных органов МВД России на начальном этапе управленческой карьеры : учебное пособие. М., 2013. 118 с.

7. Возженикова О. С. Проблемы совершенствования управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел (психологический аспект) : учеб.-метод. пособие. Тюмень, 2015. 96 с.

8. Душкин А. С. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам эффективного управления служебным коллективом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3(83). С. 204-214.

9. Костина Л. Н. Особенности психологической работы по профессионально-личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России // Вестник Академии следственного комитета Российской Федерации. 2018. № 4(18). С. 194-198.

10. Корчемный П. А. Психологические аспекты профессионального юридического консультирования : монография. М., 2018. 220 с.

11. Котенев И. О. Содержание, формы и методы психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел, состоящими в кадровых резервах, в процессе обучения по индивидуальным программам // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения : сб. мат-лов 1 междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 100-104.

12. Петров В. Е. Теория и практика психологического консультирования : учебное пособие. М., 2008. 144 с.

13. Поздняков В. М., Реуцкая И. Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении. М., 2005. 160 с.

14. Портнягина Н. Ю. Психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел : дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 321 с.

15. Столяренко А. М. Психология менеджмента : учебное пособие для студ. вузов. М., 2005. 608 с.

16. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000. 533 с.

17. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М., 2006. 240 с.

18. Марьин М. И. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел : метод. пособие / под общ. ред. В. М. Бурыкина. М., 2003. 211 с.

19. Сочивко Д. В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. М., 2002. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1995. 264 с.

21. Айсина Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование. М., 2016. 148 с.

22. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 1999. 176 с.

23. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984. 208 с.

24. Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика : учебное пособие для студ. вузов. М., 2011. 255 с.

25. Мартынова Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование: теория, практика, обучение. М., 2015. 382 с.

26. Шнейдер Л. Б. Основы консультативной психологии : учебное пособие. М., 2010. 352 с.

27. Жуковская И. В. Развивающее консультирование руководителей органов внутренних дел: условия и предпосылки реализации // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1. С. 130-136.

28. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 2000. 18 с.

29. Вахнина В. В. Технологии диагностики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2(29). С. 74-78.

30. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. 287 с.

31. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. 248 с.

32. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, 1996. 144 с.

33. Котенева А. В. Психологическая защита личности. М., 2013. 562 с.

34. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 362 с.

35. Митина Л. М., Митин Г. В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 90-100. DOI: 10.17759/pse.2020250308.

36. Ульянина О. А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 6. С. 28-37. DOI: 10.17759/pse.2019240603.

Поступила 27.08.2020; одобрена после рецензирования 10.11.2020; принята к публикации 30.02.2021.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Article

UDC 159.9 © V. V. Vakhnina, I. V. Efimova, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-134-143

5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Features of Implementation of Individual Value and Life-Meaning Orientations of Heads of the Departments of Internal Affairs in the course

of Developmental Counseling

Victoria V. Vakhnina \

Doctor of Psychology, professor at the chair of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel.

ORCID: 0000-0003-3242-840X. E-mail: [email protected] Irina V. Efimova \

Candidate of Sciences (in Psychology), senior lecturer at the chair of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel.

ORCID: 0000-0003-2634-4904. E-mail: [email protected] 1 Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, 8, Z. and A. Kosmodemyanskikh st., Moscow, 125993, Russia Abstract

Introduction. The increase of effectiveness of law enforcement agencies' functioning based on the improvement of managing and development of psychological management potential of chief officers, optimization of their professional and individual growth is an objective necessity. For gradual professional and personal growth it is suggested to employ the technique of developmental counseling with chief law enforcement officers. The aim was to reveal the peculiarities of implementation of individual value and life-meaning orientations of the heads of law enforcement bodies in the course of developmental counseling and specifics of psychological defence of chief law enforcement officers. Materials and Methods. The hypothesis concerning the influence of developmental counseling on evolution of a chief officer, changes in the structure of life-meaning and value orientations, defence sphere was tested on the samples, which consisted of 166 officers who study at the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs. The empirical research employed test of D. A. Leontiev's "Life-meaning orientations", method of studying value orientations, R. Plutchik questionnaire of typologies of psychological defence adapted by L. I. Wasser-man, O. F. Eryshev, E. B. Klubova. Varied focuses of the techniques, their validity and reliability ensure a more comprehensive and integral psychological portrait of a modern chief police officer. Results and Discussion. The empirical research was conducted, its outcomes via the technology of developmental counseling of chief police officers were described. The assumption is confirmed that the technology of developmental counseling contributes to the formation of individual value and life-meaning orientations of the head of the police department and affects the degree of their realization; optimizes the development of awareness and constructiveness in applying psychological defenses. Conclusions. The authors suggest using developmental counseling with regard to the changes in the sphere of psychological defenses, value and life-meaning orientations, its specifics in psychological work with chief law enforcement officers.

Keywords: chief law enforcement officers; value orientations; life-meaning orientations; protective sphere of the leader's personality; professionally-personal growth; developmental counseling.

Citation: Vakhnina V. V., Efimova I. V. Features of Implementation of Individual Value and Life-meaning Orientations of Heads of the Departments of Internal Affairs in the course of Developmental Counseling. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 2(85). Pp. 134-143 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-134-143

References

1. Boxall P., Purcell J. Strategy and Human Resource Management. 2016. Palgrave.

2. Boxall P., Purcell J. Strategic HRM: Where have we come from and where should we be going? International Journal of Management Reviews. 2000. № 2(2). Pp. 183-203.

3. Bazarov T. Yu. Personnel Management of a Developing Organization. Moscow, 1996. 150 p. (In Russ.)

4. Zhuravlev A. L. Macropsychology of Modern Russian Society, Moscow, 2009. 288 p. (In Russ.)

5. Kabachenko T. S. Psychology of Management (textbook). Moscow, 2000. 384 p. (In Russ.)

6. Vakhnina V. V. Psychological Maintenance of heads of Structural Divisions of Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage of management career. Textbook. Moscow, 2013. 118 p. (In Russ.)

7. Vozzhennikova O. S. Problems of Development of Administrative Competence of Chief Law Enforcement Officers (Psychological Aspect). Tyumen, 2015. 96 p. (In Russ.)

8. Dushkin A. S. Psychological Counseling of Heads of Internal Affairs Bodies on Effective Management of the Service Team. Bulletin of the Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 3(83). Pp. 204-214. (In Russ.)

9. Kostina L. N. Features of Psychological Work on Professional and Personal Development of the Officers of Preliminary Investigation Departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of Russian Federation. 2018. No 4(18). Pp. 194-198. (In Russ.)

10. Korchemny P. A. Psychological Aspects of Professional Legal Consulting: monograph. Moscow, 2018. 220 p. (In Russ.)

11. Kotenev I. O. Content, Forms and Methods of Psychological Work with Law Enforcement Officers from the list of Personnel Reserves in the Process of Training according to Individual Programs. Psychological work in the system of moral and psychological

support of operational and service activities of personnel: state, problems and solutions. Collected materials of the 1st international science-to-practice conference. Moscow, 2018. Pp. 100-104. (In Russ.)

12. Petrov V. E. Theory and Practice of Psychological Counseling. Moscow, 2008. 144 p. (In Russ.)

13. Pozdnyakov V. M., Reutskaya I. E. Problems in Professional and Personal Growth of Chief Law Enforcement Officers and Psychological Assistance in their Resolution. Moscow, 2005. 160 p. (In Russ.)

14. Portnyagina N. Yu. Psychological Maintenance of Work with the Personnel in Reserve for Promotion in Law Enforcement. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2007. 321 p. (In Russ.)

15. Stolyarenko A. M. Psychology of Management. Moscow, 2005. 608 p. (In Russ.)

16. Derkach A. A. Acmeology: Individual and Professional Development of a Person. Moscow, 2000. 533 p. (In Russ.)

17. Zeer E. F. Psychology of Professional Development. Moscow, 2006, 240 p. (In Russ.)

18. Maryin M. I. Psychological Maintenance of Work with Senior Law Enforcement Personnel. Ed. by V. M. Burykin. Moscow, 2003. 211 p. (In Russ.)

19. Sochivko D. V. A Divided World. Experience of Analysis of the Psychodynamics of the Person under Extreme Living Conditions. Moscow, 2002. 304 p. (In Russ.)

20. Abramova G. S. Introduction to Practical Psychology. Moscow, 1995. 264 p. (In Russ.)

21. Aisina R. M. Individual Psychological Counseling. Moscow, 2016. 148 p. (In Russ.)

22. Vachkov I. V. Fundamentals of Group Training Technology. Psychotechniques. Moscow, 1999. 176 p. (In Russ.)

23. Dontsov A. I. Psychology of the Collective. Moscow, 1984. 208 p. (In Russ.)

24. Linde N. D. Psychological Counseling: Theory and practice. Moscow, 2011. 255 p. (In Russ.)

25. Martynova E. V. Individual Psychological Counseling: Theory, Practice, Training. Moscow, 2015. 382 p. (In Russ.)

26. Schneider L. B. Fundamentals of Counseling Psychology. Moscow, 2010. 352 p. (In Russ.)

27. Zhukovskaya I. V. Developmental Counseling for Chief Law Enforcement Officers. Conditions and Prerequisites for Implementation. Applied Legal Psychology. 2019. No. 1. Pp. 130-136. (In Russ.)

28. Leontiev D. A. Test of Life-Meaning Orientations. Moscow, 2000. 18 p. (In Russ.)

29. Vakhnina V. V. Technologies for Diagnostics of the Value-Motivational Sphere of Law Enforcement Officer's Personality. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2007. No. 2(29). Pp. 74-78. (In Russ.)

30. Maslow A. Self-Actualization. Psychology of Personality. Ed. by Yu. B. Gippenreiter, A. A. Puzyrey. Moscow, 1982. 287 p. (In Russ.)

31. Obukhovsky K. Psychology of Human Drives. Moscow, 1972. 248 p. (In Russ.)

32. Romanova E. S., Grebennikova L. R. Mechanisms of Psychological Defense: Genesis, Functioning, Diagnostics. Mytishchi, 1996. 144 p. (In Russ.)

33. Koteneva A. V. Psychological Protection of the Personality. Moscow, 2013. 562 p. (In Russ.)

34. Fetiskin N. P. Socio-Psychological Diagnostics of the Development of Personality and Small Groups. Moscow, 2002. 362 p. (In Russ.)

35. Mitina L. M., Mitin G. V. Psychological Analysis of the Problem of Marginalization, Procrastination and Learned Helplessness as Barriers to Personal and Professional Development. Psychological Science and Education. 2020. Vol. 25, No. 3. Pp. 90-100. doi:10.17759/ pse.2020250308. (In Russ.)

36. Ulyanina O. A. The Concept of Psychological Support of Police Officers' Professional Training. Psychological Science and Education. 2019. Vol. 24, No. 6. Pp. 28-37. doi:10.17759/pse.2019240603. (In Russ.)

Submitted: 27.08.2020; approved after reviewing: 10.11.2020; accepted for publication: 30.02.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.