Научная статья на тему 'Развивающие психотехнологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития руководителей ОВД в процессе обучения'

Развивающие психотехнологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития руководителей ОВД в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Руководитель ОВД / профессионально-личностное развитие / психологическое консультирование / психологическое сопровождение / психодиагностика. / Head of Department / personal and professional development / psychological consultation / psychological support / psyhodiagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Л Ю. Тюнис

В статье рассматривается передовой опыт применения психотехнологий профессионально-личностного развития, основанный на групповом консультировании слушателей – руководителей ОВД по вопросам личностного профессионально-значимого роста в процессе обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л Ю. Тюнис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho Educational Psychological Support of Professional and Personal Development of Executives of Bodies of the Interior Ministry in the Learning Process

The article discusses the advanced experience of application of psychological technologies of professional and personal development, based on group counseling trainees – heads law enforcement agencies on the personal and vocational significant growth in the learning process (training, retraining, advanced training).

Текст научной работы на тему «Развивающие психотехнологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития руководителей ОВД в процессе обучения»

1 Психология и педагогика

Развивающие психотехнологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития руководителей ОВД в процессе обучения

л. ю. тюнис,

старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)

Psycho Educational Psychological Support of Professional and Personal Development of Executives of Bodies of the Interior Ministry in the Learning Process

L. Yu. TUNIS,

Senior Lecturer at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 355.237:159.98

В статье рассматривается передовой опыт применения психотехнологий профессионально-личностного развития, основанный на групповом консультировании слушателей - руководителей ОВД по вопросам личностного профессионально-значимого роста в процессе обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации).

Руководитель ОВД, профессионально-личностное развитие, психологическое консультирование, психологическое сопровождение, психодиагностика.

Профессионально обученное, компетентное и стабильное кадровое ядро руководителей органов внутренних дел — важнейший резерв повышения эффективности деятельности ведомства в современных условиях. В связи с этим проблема обеспечения непрерывного профессионально-личностного развития1 руководителей ОВД, совершенствования условий и технологий их психологического сопровождения имеет непроходящую актуальность.

Психологическое сопровождение ПЛР в практике подготовки и повышения квалификации руководителей ОВД, а также в работе с резервом руководящих кадров осуществляется

1 Далее - ПЛР.

142

The article discusses the advanced experience of application of psychological technologies of professional and personal development, based on group counseling trainees - heads law enforcement agencies on the personal and vocational significant growth in the learning process (training, retraining, advanced training).

Head of Department, personal and professional development, psychological consultation, psychological support, psyh о diagn о sties.

по трем последовательно реализуемым направлениям: психодиагностическое, консультативное и коррекционно-развивающее. Психодиагностическое направление является базовым, целеполагает сбор и анализ объективной информации о профессионально-значимых характеристиках и социально-психологических условиях ПЛР. Его реализация предполагает учет следующих элементов системы: постановка целей, конкретизация субъектов, методов и методик исследования, определение способов анализа и интерпретации его результатов, качественное доведение результатов. Психодиагностика реализуется в соответствии с принципами: научной обоснованности и валидности диагностического инструментария; уважения

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Психология и педагогика 1

к личности обследуемого; объективности в интерпретации результатов, принципа сообразности выводов и рекомендаций ПЛР.

Набор методов изучения личности руководителя ОВД достаточно разнообразен: наблюдение , анкетирование, интервьюирование и тестирование и др. Выбор тех или иных методов исследования обусловлен задачами психологического сопровождения [2]. Так, задачи комплексной оценки личности руководителей, выявления степени выраженности профессионально важных качеств2 и компетенций решаются применением комбинации нормативно-классификационных и проективно-интерпретационных тестов. Нормативно-классификационные тесты, как известно, представляют собой валидные и надежные методики, имеющие установленные нормы и критерии оценки испытуемого (например, стандартизированные личностные опросники или тесты способностей) [3]. Многолетний опыт психологической оценки личности руководителей ОВД, обучающихся в Академии управления МВД России, позволяет с высокой степенью надежности диагностировать уровень ПВК посредством эмпирически верифицированной 10-ти компонентной модели психолого-управленческого потенциала, созданной на основе шкал опросника CPI. Компоненты модели представляют собой группы личностных черт (ПВК), описывающих операциональный уровень личности, ее социально-психологические характеристики и морально-психологические качества [ 1 ]. Оценка выраженности ПВК осуществляется на основе нормированных значений сумм указанных компонентов. Высокие психометрические показатели теста позволяют не только осуществлять комплексную оценку личности руководителя ОВД, но и прогнозировать его профессиональную успешность на основе потенциальных характеристик.

Огромным развивающим эффектом психодиагностического направления психологического сопровождения ПЛР обладает технология доведения результатов психологической оценки. К сожалению, в связи с дефицитом времени, интенсивной служебной нагрузкой руководителей ОВД ведомственные психологи слабо задействуют ее потенциал. Тогда как отсутствие «обратной связи» и обеспечения должного уровня циркуляции психологически значимой информации между субъектами психологического сопровождения значительно снижает «коэффициент полез- 2

2 Далее - ПВК.

ного действия» этого вида психологической работы, превращая ее в мероприятие «для галочки» [5]. В Академии накоплен положительный опыт использования данной технологии, реализуемый в два этапа: 1) групповая консультация (обязательный этап) — доведение неперсонифицированной психологической информации о результатах психологической оценки; 2) индивидуальная консультация (по запросу) — выдача конкретных рекомендаций по развитию ПВК и компетенций.

Групповая консультация проводится в форме практического занятия (90 минут учебного времени) после занятия-диагностики. Методика его проведения включает четыре обязательных этапа-компонента.

Первый этап — целеполагает формирование ценностно-мотивационной основы психологической оценки. Его содержанием являются вопросы, кратко раскрывающие психологическую структуру личности руководителя ОВД, нормативные требования к личностным и деловым качествам субъекта управления в правоохранительной сфере, а также методы психологической оценки руководящих кадров, используемые ведомственными психологами.

Второй этап включает анализ конкретного психодиагностического инструментария, задействованного в процедуре психологической оценки (в нашем случае — методики CPI) и интерпретацию параметров 10 компонентной модели ПВК, краткое описание которой раздается каждому слушателю (рис. 1).

На данном этапе предполагается выполнение слушателями под руководством преподавателя следующих практических заданий:

Задание 1. Изучите краткую характеристику качеств психолого-управленческого потенциала. Приведите примеры практического выражения означенных качеств в Вашей профессиональной управленческой деятельности.

Задание 2. Присвойте ранг (от 1 до 10) каждому из компонентов психолого-управленческого потенциала руководителя правоохранительного органа, где 1 — самый высший ранг, 10 — низший. Обсудите результаты ранжирования в группе (рис. 2).

Задание 3. Оцените выраженность компонентов потенциала у себя лично по 9-ти балльной шкале, где оценки имеют следующую качественную характеристику и могут повторяться: 1 — качество отсутствует; 2 — очень низкий уровень выраженности качества; 3 — низкий уровень; 4 — ниже, чем в среднем у других; 5 — средний уровень; 6 — выше среднего; 7 — высокий уровень выраженности качества; 8 — очень высокий; 9 — исключительный уровень.

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

1 Психология и педагогика

1. Мотивация лидерства и достижения. Успешный руководитель — это очень деятельный человек, стремящийся к доминированию, высоким достижениям и карьерному росту. У него доминирует тип мотивации достижения успеха, а не избегания неудач. Он способен побуждать других людей к достижению целей организации.

2. Интеллектуальная эффективность. Данная группа качеств связана с наличием концептуальных способностей, а также с тем вниманием, которое руководитель уделяет интеллектуальным факторам в деятельности подчиненных, их креативности и инновационному потенциалу. Она характеризует его открытость новым идеям, интерес и стремление осваивать новые знания, желание повышать профессиональную компетентность.

3. Организаторские способности, самооргани-зованность. Как показали исследования, организаторские способности проявляются в характере планирования и организации собственной работы, своего и чужого времени, точностью, пунктуальностью. Наличие ясных целей и планов, умение делегировать полномочия и умело контролировать происходящие в организации процессы характеризует успешного руководителя.

4. Эмоциональная стабильность. Эта составляющая управленческого потенциала характеризует устойчивость руководителя к специфическим стрессогенным факторам, свойственным управленческой деятельности органов внутренних дел (информационные перегрузки, неопределенность, риск, повышенная ответственность, противодействие со стороны определенных социальных групп, нередко конфликтный характер взаимодействия, и др.). Она отражает способность сдерживать негативные эмоции и чувства, проявлять собранность и уравновешенность в условиях осложнения оперативной обстановки, создавать эмоционально-позитивный настрой среди подчиненных в повседневной деятельности.

5. Профессионально-коммуникативные качества. Характеризуют направленность личности на общение с различными категориями людей, способность к установлению психологического контакта, отсутствие явных коммуникативных затруднений, ясность и доходчивость речи, ее воздейственность,

в том числе при публичных выступлениях. Учитывая, что до 70 % времени руководителя приходится на различные формы общения, развитие профессионально-коммуникативных качеств — важное направление совершенствования профессиональной подготовленности любого руководителя.

6. Социальная ответственность. Проявляется в глубоком осознании того факта, что не только люди ответственны перед руководителем, но и он сам отвечает перед ними. Является мерой того, насколько руководитель верен своим обязательствам и данным обещаниям. Значение данного качества для руководителя ОВД определяется еще и тем, что он несет ответственность за жизнь и здоровье подчиненных в ситуациях, когда они подвергаются профессиональному риску, действуя в экстремальных условиях.

7. Трудолюбие, добросовестность. Характеризует степень упорства в достижении целей, способность завершать начатое дело. Проявляется в отношении к выполнению прямых профессиональных обязанностей, срочных управленческих задач.

8. Терпимость, дружелюбие, неконфликтностъ. Умение сотрудничать с людьми, проявляя терпение, желание выслушать и понять их точку зрения, взгляды и убеждения. Способность ценить разнообразие мнений, строить бесконфликтные взаимоотношения как «по вертикали», так и по «горизонтали».

9. Независимость, самостоятельность. Характеризует руководителя с точки зрения его взглядов и убеждений, низкого уровня потребности быть зависимым, ведомым. Проявляется в способности отстаивать свою позицию по принципиальным вопросам, не подвергаться конъюнктурным влияниям, защищать интересы службы и людей, говорить твердое «нет», когда это необходимо. Эти качества отражают важнейшие аспекты управленческой деятельности, связанные с принятием решений.

10. Понимание самого себя, других людей и способность к сопереживанию (эмпатии). Высокая потребность в самопознании, интерес к психологии людей. Способность анализировать свои мотивы, сильные и слабые стороны, конкретные поступки. Умение разбираться в людях, понимать их поведение, предвидеть поступки. Отсутствие эгоцентризма, способность разделять чувства, испытываемые другими [4].

Рис. 1. Интерпретация качеств психолого-управленческого потенциала

На третьем этапе доводится неперсонифици-рованная информация по работе с графиком-профилем ПВК (рис. 3), в том числе: интерпретация количественных показателей оценки психологоуправленческого потенциала руководителя, указывающих на его «ресурсные» или «проблемные» зоны; особенности взаимокорреляции компонентов потенциала, компенсаторных возможностях личности, особенностях самооценки (задание 4).

Задание 4. Нанесите результаты самооценки качеств психолого-управленческого потенциала на профиль теста CPI. Проанализируйте особенности Вашей самооценки.

На четвертом этапе проводится краткий обзор развивающих психотехнологий по следующим

144

направлениям-сферам личности: ценностно-

мотивационная; операциональная; эмоционально-волевая. Его цель — развитие мотивации ПЛР и аутопсихологической компетентности руководителя ОВД.

По завершению групповой консультации слушателям предлагается возможность проведения индивидуальной консультации во время, специально отведенное в рабочем графике преподавателей. Результаты диагностики руководителей ОВД являются основой для составления программ психологической коррекции и развития профессионально значимых характеристик личности, разработки персональных стратегий ПЛР.

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Психология и педагогика 1

Ранг Сокр. назв. Компоненты психологического потенциала (ПВК руководителя) Самооцека выраженности качества

Мл мотивация лидерства и достижения

Иэ интеллектуальная эффективность

Ос организаторские способности, самоорганизованность

Эс эмоциональная стабильность

Кк профессионально-коммуникативные качества

Со социальная ответственность

2Э трудолюбие, добросовестность

То терпимость, дружелюбие, неконфликтность

Нс независимость, самостоятельность

Нс понимание других людей и сопереживание, отсутствие эгоцентризма

Рис. 2. Компоненты психолого-управленческого потенциала (профессионально-важные качества руководителя)

—Гкс-к

кОДОСКиМН

TTcHxaiuiu->пр»в.камч(кскмй но тишал

Рис. 3. Пример графического представления результатов по CPI

Список литературы:

1. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: метод, пособ. М.: ГУК МВД России, 2003.

2. Мартилова Н. Л. К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского // Труды Академии управления МВД России.2016. № 3 (39).

3. Марьин М.И., Петров В.Е., Ульянина О. А. Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образо-

вательных организациях МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

4. ТюнисЛ. Ю., Котенёв И. О. Психологическое обеспечение профессионально - личностного развития руководителей территориальных органов внутренних дел в процессе обучения: учеб, пособ. М.: Академия управления МВД России, 2016.

5. Ханнанов Р. Р. О понятии «психологическая технология» // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

E-mail: [email protected]

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.