DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-6-168-187 УДК 159.95 + 378.6
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ
Дьячков А.А., Шабанов Л.В.
Цель исследования - определение фактора развития профессиональной субъектности посредством корреляции данных волевой составляющей (самоотношение и отношение к жизненным целям) и коммуникативной компетентности (формальные и неформальные позиции) курсанта, как будущего офицера войск. Предметом исследования выступила профессиональная субъектность курсантов, которая рассматривается как ключевая цель в системе подготовки будущих офицеров.
Методы и методики исследования. Методы: теоретический анализ литературных источников; психологическое тестирование. Методики: 16-Факторный личностный опросник (16PF) Р. Кеттел-ла, Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика).
Результаты. Выявленные взаимосвязи показали, что чем выше самоотношение, тем ниже внутренняя конфликтность и выше коммуникативная компетентность, а значит и волевые качества, позволяющие принимать решения, нести ответственность за себя и за своих подчинённых - чётче осознавать свои жизненные цели, статус и позицию командира (профессиональная субъектность).
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть учтены при разработке учебных программ в военных образовательных учреждениях высшего образования, могут использоваться для составления программ экспериментального исследования профессиональной субъектности офицеров, программ профессионального психологического отбора.
Выводы. Профессиональная субъектность офицера существует и проявляет себя как возрастающая и формирующаяся возможность. При её рассмотрении в структурно-динамическом отношении выделяются потенциально-статический и действенно-реализационные аспекты.
Ключевые слова: субъектность; профессиональная субъектность; профессиональная подготовка; коммуникативная компетентность; волевые качества; самоотношение; субъектная позиция; профессиональная активность
FEATURES OF THE CONTENT OF THE PROFESSIONAL SUBJECTIVITY OF THE FUTURE OFFICER OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD TROOPS
Dyachkov A.A., Shabanov L.V.
Purpose. The article is devoted to determining the developmentfactor ofprofessional subjectivity by correlating the data of the will component (self-wear and attitude to life goals) and communicative competence (formal and informal positions) of the cadet as a future officer of the troops. The subject of the study was the professional subjectivity of cadets, which is considered as a key goal in the training system for future officers.
Methodology. Methods: theoretical analysis of literary sources; psychological testing. Techniques: 16-Factor Personal Questionnaire (16PF) by R. Kettell, Test "Meaningful Orientations" (LCD) by D.A. Le-ontiev (adapted version of the test "Goal in Life" by James Crambo and Leonard Maholik).
Results. The identified relationships showed that the higher self-wear, the lower the internal conflict and higher the communicative competence, and therefore the strong-willed qualities that allow making decisions, to be responsible for themselves and for their subordinates - to clearly understand their life goals, status and position of the commander (professional subjectivity).
Practical implications. The results of the study can be taken into account in the development of curricula in military educational institutions of higher education, can be used to draw up programs for the experimental study of the professional subjectivity of officers, and programs for professional psychological selection.
Conclusions. The professional subjectivity of an officer exists and manifests itself as an increasing and emerging opportunity. When considering it structurally and dynamically, potentially static and efficient-realisation aspects are distinguished.
Keywords: subjectivity; professional subjectivity; vocational training; communicative competence; strong-willed qualities; self-wear; subjective position; professional activity
В сложившейся сегодня обстановке (как внутри России, так и на её внешнем контуре) увеличивается необходимость в активных, самостоятельно думающих и действующих профессионалах, которые не просто умело приспосабливаются к возникающим ситуациям, но и меняют их в соответствии с общественными и профессиональными задачами, стремительно преобразовывая собственную деятельность и себя в ней. Главным фактором успешной деятельности и постоянного самосовершенствования считается формирование профессиональной субъектности как интегративного качества, которое обеспечивается непрерывным поступательным саморазвитием и продуктивной реализацией себя как специалиста и профессионала [16].
Вопрос о субъектности неразделимо связан с проблемами профориентации, образовательными траекториями, трудовой социализацией и, соответственно, имеет чёткую адресацию к ценностно-смысловой сфере личности [5, 15]. Со второй половины прошлого века вопрос ценностей для молодого поколения становиться стратегически значимой проблемой. Что важнее, иметь или быть? - вопрос, поставленный Э. Фроммом в одноимённой книге, привёл к довольно странным ответам, которые можно объединить фразой «не всё так однозначно». Проблема образа будущего для молодого поколения изучается в философских науках (сфера этики и эстетики человека
в обществе), в педагогике (феномен предельного конфликта поколений), в социологии (проблема социальной реализации личности) и в психологии (границы субъектности и её интерпретация) [4].
Содержание субъектности профессионального самоопределения определено ее атрибутивными характеристиками, к которым отнесены: активность, осознанность, самостоятельность, ответственность личности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию [8].
Субъектность оказывается тесно связанной с понятием субъекта, как активного носителя предметно-практической деятельности. Это значит, что современным исследователям необходимо уточнить, как возможности субъекта включаться в процесс непосредственного преобразования окружающей действительности. С одной стороны, субъ-ектность есть социальный, деятельно-преобразующий способ бытия человека [14] а с другой, субъект жизнедеятельности, взаимодействуя с жизненными ситуациями в субъективной форме (объективируя, интерпретируя), реализует свой потенциал субъектности через субъект-объектные ориентации в форме выбора стратегий поведения [7].
Субъектность человека, по своему сущностному истолкованию, связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Человек, занимая позицию субъекта, приобретает способность к преобразующей мир субъектной активности [6].
Проведенный анализ показал, что каждое из понятий («субъект», «личность», «индивидуальность») необходимо для выделения и исследования различных сторон становления субъектности будущих офицеров, исходя из поставленных целей и задач. В данном случае актами активности, выходящей за рамки заданного, курсант как субъект строит себя как личность [2]. При этом курсант как личность реализует себя как субъект и в качестве такого субъекта обнаруживает свою индивидуальность.
В свете недавних общественных перемен, связанных с перестройкой социального уклада жизни (от растущей информатизации и интернета вещей к дистанционным видам учебной и трудовой деятельности) в среде молодого поколения появилось довольно мно-
го людей с несформированной субъектностью. Потребительское поведение, желание двигаться вместе с модными трендами и брендами не способствуют развитию самостоятельности, калейдоскоп бесконечно сменяемых одноразовых событий - не позволяет накапливать опыт, а воспитание толерантности ко всему непохожему и чуждому создаёт эмоциональную некомпетентность, а не способствуют развитию эмпатии и конгруэнтности отношений. При этом демонстрации желания независимости, успешности или осмысленной профориентации чаще всего строятся на «идеальном представлении» о себе, а не на реалиях будущей профессии.
М.В. Манакова под субъектностью педагога считает важнейшее личностное качество, выступающее условием эффективности педагогического процесса, интегратором профессиональных способностей личности и обеспечивающее возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества [10].
Процесс вхождения личности в социум ставит перед собой триединую задачу: во-первых, сформировать у молодого человека осознание и восприятие мира не как чего-то враждебного, повседневно угрожающего маленькому «Я», а как большого целого, необходимой и важной частью которого это «Я» является, что ощущается как личностью, так и миром. Вторая задача истекает из первой и состоит в том, что данная личность должна почувствовать и осознать, что первая задача выполняется не априори, а при отсутствии враждебности со стороны личности, входящей в социум, что должно привести к осознанию необходимости соблюдения ею социально-этических норм, как необходимого условия взаимодействия личности с миром, а не их противостояния [9].
Источником профессионального самоопределения является социальная ситуация развития профессионально самоопределяющейся личности, которая представляет собой не просто совокупность объективных внешних факторов, влияющих на развитие личности и ее профессиональный выбор, а особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного периода, систему отношений субъекта с социальной действительностью [1, 8].
Обозначая структурно-содержательные характеристики социальной ситуации развития, все авторы выделяют в качестве главного субъективный компонент, который обеспечивает активно-действенную позицию личности в отношении воздействий внешней среды [8].
Однако изменения жизни делают всё более и более актуальным запрос, направленный не на человека-функцию с определенными раз навсегда отточенными навыками исполнительского набора компетенций. Напротив, современные условия выполнения задач требуют приоритета активности, самостоятельности в принятии решения и ответственности за свои действия. Иными словами: человек-объектный (иерархический) уступает место человеку-субъектному (холистическому), который характеризуется творческим отношением к труду, к профессии и пониманием необходимости собственного непрерывного профессионально-личностного развития [21]. Данные требования особенно очевидны и оправданы в отношении офицеров войск национальной гвардии России, чья деятельность характеризуется чрезвычайной насыщенностью ситуациями с нормативной неопределённостью и необходимостью брать инициативу и ответственность на себя.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению является основным детерминантом развития субъектности профессионального самоопределения, т.к. ее сформированность обеспечивает активность, осознанность, самостоятельность, ответственность самоопределяющейся личности в разных социальных контекстах развития [8].
Субъектность необходимо рассматривать как социально-психологически обусловленную ответственную деятельность личности, т.к. она имеет обязательное целенаправленное поведение; т.о. субъектность есть не состояние, фиксирующее степень вызревания личности, а процесс, имеющий характеристики перманентного. На этот процесс будут объективно влиять как социально-психологические условия социализации личности, так и факторы коммуникативной компетентности и волевые качества, потенциал которых проявляется в условиях постоянно меняющейся обстановки под воздействием разного уровня сложности ситуаций.
Именно в таких ситуациях должна инициироваться и проявляться личностно развитая профессиональная субъектность офицера -качество, основанное на позитивном самоотношении и осознанном опыте, определяющим способность субъекта к управлению ситуацией и регулированию профессиональной активности в соответствии с внутренними критериями эффективности и целесообразности [19].
Значительным недостатком в функционировании системы профессиональной подготовки офицеров является преимущественная ориентация профессиональной и административной деятельности на воспроизводство нормативно-исполнительских шаблонов и стилей профессионального мышления и деятельности, усугубляющийся отсутствием адекватных подходов, позволяющих эффективно реа-лизовывать задачу формирования и развития офицера как субъекта собственного профессионального развития, проходящего все стадии становления субъектности [13].
Занимаясь развитием профессиональных компетенций, мы должны руководствоваться способностями личности как субъекта и способностью развиваться, основываясь на естественных способностях личности [11].
Ране, нами было установлено, что у курсантов пятого курса имеется несформированность операциональной системы, данное преобразование им только предстоит в процессе обучения, а так как обучение в высшем учебном заведении [12, 15].
Возникает необходимость рассмотрения фактора развития профессиональной субъектности, который определяется через корреляцию формирования волевой составляющей (самоотношение и отношение к жизненным целям) и коммуникативной компетентности (формальные и неформальные позиции), что позволит определять возможности снизить риски эмоционально-окрашенных решений в условиях служебной и боевой деятельности как самого субъекта управления, так и объектов управления (в виде подчинённых ему людей и машин).
Методы и методики исследования
В 2020/2021 учебном году были проведены исследования соотношения социального уровня (коммуникативная компетентность),
самооценки (как отношения к себе в условиях осознания полученного опыта) и профессиональной субъектности, как интегративно-го фактора этих личностных проявлений. В качестве испытуемых были выбраны курсанты военного института войск национальной гвардии России (юноши, средний возраст 22 года, V курс).
С помощью наблюдения и проведённых бесед до и после тестирования методиками: 16-Факторный личностный опросник (16PF) Р. Кеттелла [20], Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика) [18], - был сделан корреляционный анализ данных для оценки, насколько профессиональная субъектность будущего офицера является интегративным качеством, основанном на позитивном самоотношении и опыте соответствия профориентационных ожиданий и реальной профессиональной активности (коммуникативная компетентность). Ожидалось, что при осознанном удовлетворении, получаемом при достижении целей (оценочно-волевые качества) и уверенности в собственных силах (качества самоотношения), можно будет говорить, что профессиональная субъектность курсантов позволяет успешно формировать коммуникативную компетентность субъекта управления через формы самодисциплины и самоконтроля.
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам проведения 16-Факторного личностного опросника (16PF) можно сделать вывод, что курсанты имеют высокий уровень коммуникативной компетентности. Идут легко на контакт, демонстрируют открытость, в то же время - сдержаны в суждениях, рассудительны. Кроме того, курсанты при обсуждении вопросов коммуникабельности (in-group - out-group) говорили о важности идентификации как коммуникатора, так и реципиента («свой - чужой»). Отсюда готовность к сотрудничеству с другими военнослужащими (какими бы они ни были, но «это свои», «они понимают»), высокий уровень проявления внимательности к людям и их поведению. При этом, с одной стороны - мягкосердечность и доброта, а, с другой -приспособляемость к ситуации и окружению.
Диагностика 16PF выявила следующие значимые факторы: «С» (эмоциональная стабильность - эмоциональная неустойчивость), «Н» (смелость - застенчивость), «Q4» (внутренняя напряжённость -внутренняя расслабленность); в группе регуляторных свойств личности - Q3 (зависимость от группы - самоконтроль, сильная воля). При этом в общем перечне: фактор 1, доля дисперсии 33,8%; фактор 2, доля дисперсии 32,6%; фактор 3, доля дисперсии 19,9%; фактор 4, доля дисперсии 13,7%.
Можно сделать вывод о присутствии определённого оценочного опыта социальных контактов, т.к. курсанты показывают предпочтения той деятельности, в которой присутствует не просто занятость (времяпрепровождение в окружении людей), но осмысленно значимые социальные ситуации («что можно, что нельзя» или «для чего это необходимо»). Некоторые курсанты легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях, не боятся критики. При этом демонстрируют хорошую память на события, фамилии, имена и отчества, что является важным элементом, показывающим влияние профессиональной субъектности на формирование волевых качеств субъекта и его коммуникативной компетентности. Так что одновременно можно видеть открытость, готовность к контакту (скорее всего связанные с эмпатией по идентификации), и независимость от мнения группы, свободное от давления правил и норм поведение, склонность к самостоятельности (т.е. элементы субъектности, сформированные к V курсу сформированы).
Обобщённо для коммуникативной компетентности курсанта старшего курса характерны высокая чувствительность к давлению среды (опыт оценки обстоятельств и умение «думать за подчинённых») и присутствие отработанного навыка автоматических реакций («поступаю по велению сердца», «было внутреннее чувство», «я понял, что ситуацию необходимо контролировать»), самоотношение связано с амбивалентностью принципов коллективизма и единоначалия, что создаёт поле компетентного конформизма, позволяет в проблемных ситуациях не вступать в споры, но, с другой стороны, профессиональная субъектность - это принятия самостоятельного решения вместе со всей полнотой ответственности за своих подчинённых.
Некоторые курсанты способны взять вину на себя, уступить, тактично и дипломатично уйти от конфликта (С, N В, Q3). Также фиксируется преобладание сдержанности и серьезности (Е, N Q4, С, G), присутствует - неразговорчивость, осторожность, склонность к пессимизму N I, О, Q4, Н, G). При этом низкое восприятие внешнего нормативного давления (Е, N Q3, В, С, Н, Q4) как раз говорит о высокой степени независимости курсанта, который имеет на всё своё собственное мнение, о нестандартном восприятии формальных норм (ввиду выработанной за годы учёбы привычки к дисциплине и возможным способом обойти запреты), способности при необходимости противостоять мнению большинства Н, Е, Q3, G). Большинство курсантов показали реалистичность в мыслях и суждениях, прагматику в действиях, терпеливость и работоспособность.
Среднестатистический выпускник войск национальной гвардии сильный, независимый, полагается на себя и собственные силы. При высокой самостоятельности, легко приспосабливается и хорошо работает в воинском коллективе, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Демонстрирует разборчивость, предпочитает дружить с немногими. Как человек - имеет высокую степень самоконтроля, обладает лидерскими качествами, контролирует поведение и эмоции.
Анализируя вторичные факторы (16PF), констатируем: самооценка личности и её определенная зрелость имеют среднее значение, т.к. сами респонденты уверены, что их личность вполне адекватна и достигла зрелости. Жизнь в целом предопределена и вполне удовлетворяет ожиданиям. Отсюда уверенность, что человек способен достичь желаемого, однако и от сложностей при достижении целей никто не гарантирован.
Далее была проведена диагностика качества самоотношения с помощью Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. В ходе описательной статистики были выявлены показатели:
По шкале «Цели» средние показатели в группе респондентов составили 29,41 балла, что свидетельствует о наличии в жизни курсантов целей в будущем, которые придают их жизни направленность и осмысленность.
По шкале «Процесс» средние показатели - 29,77 балла, курсанты воспринимают свою жизнь как наполненную смыслом.
По шкале «Результат» средние показатели (25,8 балла) указывают на то, что курсанты удовлетворены своей жизнью.
Шкала «Локус контроля - Я» (средние показатели = 19,5 балла) показывает, склонность некоторых курсантов к недооценке собственных сил и возможностей относительно событий, происходящие в их жизни.
Шкала «Локус контроля - Жизнь» средние показатели соответственно: 29,72 балла, демонстрирует уровень умения контролировать свою жизнь и то, как курсанты воспринимают трудности, связанные с особенностью выбранной профессии.
Общий показатель осмысленности составляет 108,80 балла.
В ходе исследования были выявлены следующие корреляции:
Чем выше самоуверенность, тем больше выражены командирские качества (г=658, при p<0,01), в данном контексте положительное самоотношение способствует гармоничному и успешному управлению своим поведением (коммуникативная компетентность), действуя на основе собственных убеждений и ценностей (профессиональная субъектность).
Чем выше самоуверенность, тем ниже внутренняя конфликтность (г=-357, при p<0,05). Безусловно, чем больше курсант уверен в себе, доволен собой, своими достижениями и начинаниями, тем положительно он относится к себе и меньше «копается» в своих недостатках (самоотношение).
Прямая взаимосвязь между самоуверенностью и эмоциональной насыщенностью жизни (г=385, при p<0,05) указывает на минимальный уровень внутреннего конфликта целеполагания: «отношение к себе - волевые качества»: чем больше курсант доволен собой и уверен в себе, тем больше он удовлетворен процессом свой жизни.
Так же прямая взаимосвязь имеется в связке экстернальность и самоценность (г=380, при p<0,01). Здесь нет внутреннего конфликта между коммуникативной компетентностью и профессиональной субъектностью, значит: положительное отношение к себе, связано,
с одной стороны с тем, что курсант получает подтверждающее подкрепление со стороны социального окружения (одобрение коллектива), а неудачи преимущественно будут объясняться стечением обстоятельств (каузальная атрибуция).
Обратная корреляция наблюдается по линии интернальность -самоценность (r= - 347, при p<0,05). При низкой оценке себя как профессионала (коммуникативная компетентность) курсант считает, что все происходящие с ним события зависят от его личных волевых качеств (самоотношение - отношение к жизненным целям), являющиеся закономерными следствиями его собственной деятельности (профессиональная субъектность).
Чем выше управляемость своим «Я», тем более выражена осознанность жизненных целей (r=579, при p<0,01): чем больше демонстрация собственных сильных сторон (коммуникативная компетентность), тем легче строить свою жизнь в соответствии с поставленными целями и задачами (волевые качества).
Чем выше внутренняя конфликтность, тем выше самообвинение (r=646, при p<0,01); т.е., чем больше курсант приписывает результаты деятельности внутренним факторам (самоотношение), тем больше он будет признавать свои ошибки в выполнении поставленных задач (профессиональная субъектность).
Управляемость жизни имеет прямую положительную взаимосвязь с осознанностью жизненных целей (r=441, при p<0,01): наличие в жизни курсанта цели (самоотношение - отношение к жизненным целям) даёт возможность ему более осмысленно и свободно контролировать свою жизнь (волевые качества), не раздумывая о последствиях, принимать решения и воплощать их в деятельности (профессиональная субъектность).
Можно констатировать, что подавляющее большинство курсантов в целом, имеют достаточно высокую степень самооценки (самоотношение), их личностные характеристики, положительно коррелируют с волевыми качествами, формируя через отношение к себе как к профессионалу - отношение к воинскому коллективу (профессиональная субъектность).
По результатам корреляционного анализа полученных данных была выявлена прямая связь между показателями самоотношения с интернальным локусом контроля (волевые качества) и внутренней конфликтностью (профессиональная субъектность). В ходе детального изучения было обнаружено, что:
- связь интернальности с самоценностью имеет отрицательную корреляцию: чем выше интернальность, тем менее выражена самоценность.
- самоуверенность связана с внутренней конфликтностью: высокий уровень самоотношения снижает внутреннюю конфликтность и повышает уровень коммуникативной компетентности. При этом, чем ниже внутренняя конфликтность, тем выше управляемость своим «Я».
- между «локусом контроля - Я» и выраженной осознанностью жизненных целей существует прямая связь: чем выше управляемость своим «Я» (волевые качества), тем более выражена осознанность жизненных целей. Таким образом, чем выше управляемость жизни (волевые качества), тем более выражена осознанность жизненных целей (профессиональная субъектность).
Выводы
Профессиональная субъектность офицера существует и проявляет себя как возрастающая и формирующаяся возможность. При её рассмотрении в структурно-динамическом отношении выделяются потенциально-статический и действенно-реализационные аспекты [18, с. 32].
Потенциально-статический аспект находит выражение в профессионально обусловленных субъектных позициях (коммуникативная компетентность), качествах личности (самоотношение), опыте и отношениях будущего офицера (волевые качества), являющихся важными стилеобразующими и ценностно-ориентирующи-ми предпосылками его субъектной активности (профессиональная субъектность). В ходе исследования проблемы нами обоснованы и выделены качества, составляющие основу субъектного потенциала
офицера и конструирующие личностный профиль его профессиональной субъектности.
Действенно-реализационный - представляется актуальной активностью офицера, которая включает: самоопределение в ситуации нормативной неопределенности (самоотношение - отношение к жизненным целям), самодетерминацию и самоорганизацию (волевые качества), регулирование действий подчинённых внутри военно-профессионального взаимодействия (коммуникативная компетентность) и собственной профессиональной активности (профессиональная субъектность). Личностное и профессиональное развитие курсанта опирается на субъективный опыт - самопознание, самооценку своих способностей, но это и опыт субъекта деятельности - знание собственных регулятивных возможностей, наиболее эффективных способов и приёмов деятельности. Цель развития выступает как гипотетическое построение личностью курсанта себя в будущем -т.е.: через воспитание в себе волевых качеств, формирование адекватного самоотношения и коммуникативной компетентности идёт формирование профессиональной субъектности будущего офицера. Подобная актуализация и проявление субъектности в профессиональной ситуации обеспечивается взаимосвязанными между собой процессами самоопределения, психического центрирования и психического интегрирования, представляющими в своей совокупности единый механизм реализации профессиональной субъектности.
Список литературы
1. Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития: теория и практика исследования: монография. Йошкар-Ола: Изд-во Поволжского государственного технологического университета, 2015. 248 с.; Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1984. Т. 4: Детская психология. 432 с.
2. Белошицкий А.В. Проблема субъекта и субъектности специалиста в военном образовании: теоретико-методологический аспект / А. В. Белошицкий // Мир психологии. 2006. № 4(48). С. 187-198.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1984. Т. 4: Детская психология. 432 с.
4. Гордиенко Н.В. Профессиональное самоопределение как психогенетический выбор профессии на основании анализа генетического древа и оценки внутренних ресурсов субъекта / Н. В. Гордиенко, К. А. Смирнова // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10, № 4. С. 30-35.
5. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN520.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
6. Зобков А.В. Саморегуляционные особенности студента субъекта учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №2. С. 250-254.
7. Коржова Е.Ю., Дворецкая М.Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
8. Левицкая И.А. Субъектность профессионального выбора: компоненты социально-профессионального самоопределения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 1(58). С. 93-95.
9. Леонова Е.Н. Субъектность образовательного процесса // Вестник современных исследований. 2018. № 7.1(22). С. 104-107.
10. Манакова М.В. Субъектность в профессиональной деятельности учителя как личностное качество // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 440-443.
11. Метелицкий В.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Особенности психологической подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации для выполнения задач в особых условиях // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 3 (12). С. 62-65. URL: http://vestnik-spvi.ru/2020/09/016.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
12. Огулло Н.Н. Изменение субъективных когнитивных способностей в процессе развития профессионально-важных качеств у курсантов в период обучения в военном институте / Н. Н. Огулло, А. А. Дьячков // Научное мнение. 2021. № 3. С. 94-100. https://doi.org/10.25807/ PBH.22224378.2021.3.94.100
13. Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26, № 4. С. 91-103. https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
14. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. 400 с.
15. Смирнов Д.В. Система развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров / Д. В. Смирнов, П. Ю. Наумов, А. А. Дьячков; Тамбовский государственный универститет им. Г.Р. Державина. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 152 с.
16. Сыромятников И.В. Профессиональная субъектность офицера: сущность, структура и типологические проявления // Армия и общество. 2007. №2. С. 50-58.
17. Сыромятников И.В., Ожерельева И.Г., Репин Э.В. Профессионализм, субъектность и самоопределение специалиста: концептуальные подходы к определению и развитию: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2009. 209 с.
18. Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика). URL: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (дата обращения: 27.08.2020).
19. Шабанов Л.В., Дьячков А.А. Влияние эмоционально-волевых компонент на условия развития познавательной субъектности курсантов военных вузов РФ // Научное мнение, 2019. № 7-8 (2021). С.116-122.
20. 16-Факторный личностный опросник (16PF) Р. Кеттелла https:// psycabi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf (дата обращения: 27.08.2020).
21. Dyachkov A.A., Shabanov L. ., Suvorova O.V. The development of personality qualities of future officers of law enforcement agencies of the Russian Federation // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 113, 00037. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300037
References
1. Aron I.S. Psikhologicheskaya gotovnost' k professional'nomu samoo-predeleniyu v osoboy sotsial'noy situatsii razvitiya: teoriya i praktika issledovaniya: monografiya [Psychological readiness for professional self-determination in a special social situation of development: theory and practice of research: monograph]. Yoshkar-Ola, 2015, 248 p.
2. Beloshitskiy A.V. Problema subekta i sub"ektnosti spetsialista v voen-nom obrazovanii: teoretiko-metodologicheskiy aspekt [The problem of the subject and subjectivity of a specialist in military education: theoretical and methodological aspect]. Mirpsikhologii, 2006, no. 4(48), pp. 187-198.
3. Vygotskiy L.S. Sobr. soch. [Collected works]. M.: V. 4: Child psychology., 1984. V. 4: Child psychology, 432 p.
4. Gordienko N.V., Smirnova K.A. Professional'noe samoopredelenie kak psikhogeneticheskiy vybor professii na osnovanii analiza genetichesko-go dreva i otsenki vnutrennikh resursov sub"ekta [Professional self-determination as a psychogenetic choice of profession based on analysis of the genetic tree and assessment of the subject's internal resources]. Russian Journal of Education and Psychology, 2019, vol. 10, no. 4, pp. 30-35.
5. D'yachkov A.A., Shabanov L.V. Poznavatel'naya sub"ektnost': psik-hologicheskiy vzglyad na epistemologicheskiy analiz deyatel'no-preo-brazuyushchego sposoba bytiya [Cognitive subjectivity: a psychological view of the epistemological analysis of the activity-transformative way of being]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2020, no. 5. https:// mir-nauki.com/PDF/31PSMN520.pdf (accessed June 5, 2021).
6. Zobkov A.V. Samoregulyatsionnye osobennosti studenta sub"ekta ucheb-noy deyatel'nosti [Self-regulatory features of the student of the subject of educational activity] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo uni-
versiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2010. №2. pp. 250-254.
7. Korzhova E.Yu., Dvoretskaya M.Ya. Psikhologicheskaya diagnostika zdorov'ya lichnosti: sub"ektnye i dukhovnye aspekty [Psychological diagnosis of personal health: subjective and spiritual aspects]. Zhurnal prikladnoypsikhologii, 2005, no. 6, pp. 11-27.
8. Levitskaya I.A. Sub"ektnost' professional'nogo vybora: komponenty sot-sial'no-professional'nogo samoopredeleniya [Subjectivity of professional choice: components of socio-professional self-determination]. Informat-sionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii,
2019, no. 1(58), pp. 93-95.
9. Leonova E.N. Sub"ektnost' obrazovatel'nogo protsessa [Subjectivity of the educational process]. Vestniksovremennykh issledovaniy, 2018, no. 7.1(22), pp. 104-107.
10. Manakova M.V. Sub"ektnost' v professional'noy deyatel'nosti uchitelya kak lichnostnoe kachestvo [Subjectivity in the professional activity of a teacher as a personal quality]. Problemy sovremennogo pedagogichesk-ogo obrazovaniya, 2018, no. 59-2, pp. 440-443.
11. Metelitskiy V.V., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Osobennosti psikholog-icheskoy podgotovki budushchikh ofitserov voysk natsional'noy gvardii Rossiyskoy Federatsii dlya vypolneniya zadach v osobykh usloviyakh [Features of psychological training of future officers of the National Guard of the Russian Federation to perform tasks in special conditions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta voysk natsional'noy gvardii,
2020, no. 3 (12), pp. 62-65. http://vestnik-spvi.ru/2020/09/016.pdf
12. Ogullo N.N., D'yachkov A.A. Izmenenie sub"ektivnykh kognitivnykh sposobnostey v protsesse razvitiya professional'no-vazhnykh kachestv u kursantov v period obucheniya v voennom institute [Change in subjective cognitive abilities in the development of professional-important qualities in cadets during training at a military institute]. Nauchnoemnenie, 2021, no. 3, pp. 94-100. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.202L3.94.100
13. Panov V.I., Kaptsov A.V. Struktura stadiy stanovleniya sub"ektnosti obu-chayushchikhsya: svyaznost', tselostnost', formalizatsiya [The structure of the stages of formation of subjectivity of students: connectivity, in-
tegrity, formalization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 91-103. https://doi.org/10.17759/pse.2021260408
14. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoy real'nosti v ontogeneze [Psychology of human development. Development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, 2013, 400 p.
15. Smirnov D.V., Naumov P.Yu., D'yachkov A.A. Sistema razvitiya profes-sional'noypsikhologicheskoyprigodnosti budushchikh ofitserov [System of development of professional psychological fitness of future officers]. Tambov: Izdatel'skiy dom «Derzhavinskiy», 2020, 152 p.
16. Syromyatnikov I.V. Professional'naya sub"ektnost' ofitsera: sushchnost', struktura i tipologicheskie proyavleniya [Professional subjectivity of an officer: essence, structure and typological manifestations]. Armiya i ob-shchestvo, 2007, no. 2, pp. 50-58.
17. Syromyatnikov I.V., Ozherel'eva I.G., Repin E.V. Professionalizm, sub-"ektnost' i samoopredelenie spetsialista: kontseptual 'nye podkhody k opredeleniyu i razvitiyu: monografiya [Professionalism, subjectivity and self-determination of the specialist: conceptual approaches to definition and development: monography]. Moscow.: Izd-vo SGU, 2009, 209 p.
18. Meaningful Orientations Test. https://psycabi.net/testy/256-test-smys-lozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev (accessed August 8, 2020).
19. Shabanov L.V., D'yachkov A.A. Vliyanie emotsional'no-volevykh kom-ponent na usloviya razvitiya poznavatel'noy sub"ektnosti kursantov voennykh vuzov RF [The influence of emotional-will components on the conditions for the development of cognitive subjectivity of cadets of military universities of the Russian Federation]. Nauchnoe mnenie, 2019, no. 7-8 (2021), pp. 116-122.
20. 16-Factor Personal Questionnaire (16PF) R. Kettella. http://www.miu. by/kaf_new/mpp/060.pdf (accessed August 27, 2020).
21. Dyachkov A.A., Shabanov L. ., Suvorova O.V. The development of personality qualities of future officers of law enforcement agencies of the Russian Federation. SHS Web of Conferences, 2021, vol. 113, 00037. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300037
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Дьячков Алексей Анатольевич, начальник кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации ул. Лётчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Российская Федерация dyachkov-alexx@mail. ru
Шабанов Лев Викторович, профессор кафедры общей и прикладной психологии, доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации ул. Лётчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Российская Федерация lev. [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Aleksey A. Dyachkov, Head of the Department of General and Applied Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National
Guard Troops of the Russian Federation
1, Pilot Pilyutov Str., St. Petersburg, 198206, Russian Federation
dyachkov-alexx@mail. ru
SPIN-code: 5046-9196
Lev V. Shabanov, Professor of the Department of General and Applied Psychology, Doctor of Philosophy, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National
Guard Troops of the Russian Federation
1, Pilot Pilyutov Str., St. Petersburg, 198206, Russian Federation
lev. [email protected]
SPIN-code:1537-0628