Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности'

Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерские качества / формирование лидерских качеств / курсанты образовательных организаций МВД России / учебно-профессиональная деятельность / leadership qualities / formation of leadership qualities / cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational and professional activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Викторовна Свинарева, Екатерина Юрьевна Костина

Раскрываются особенности формирования лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности на примере обучающихся Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Авторы отмечают, что несмотря на специфику деятельности образовательных организаций МВД России, качества успешного лидера являются немаловажным качеством личности сотрудника полиции. Приведены результаты опроса курсантов относительно их возможностей и желания по формированию лидерских качеств, а также предложения для курсового руководства. Приложение включает в себя мотивирующую памятку лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Викторовна Свинарева, Екатерина Юрьевна Костина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of leadership qualities of cadets in the process of educational and professional activities

The article reveals the features of the formation of leadership qualities of cadets in the process of educational and professional activities on the example of students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’. The authors note that despite the specifics of the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the qualities of a successful leader are an important quality of the personality of a police officer. The results of a survey of cadets regarding their capabilities and desires for the formation of leadership qualities, as well as proposals for course management are given. The application includes a motivating memo leader.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности»

Научная статья

УДК 378.4; ББК 60а/60я

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-159-164 EDN: https://elibrary.ru/TNCSFB NIION: 2018-0077-3/23-369 MOSURED: 77/27-024-2023-03-568

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности

Ольга Викторовна Свинарева1, Екатерина Юрьевна Костина2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 olga.svinareva@mail.ru

2 caterinacostina@yandex.ru

Аннотация. Раскрываются особенности формирования лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности на примере обучающихся Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Авторы отмечают, что несмотря на специфику деятельности образовательных организаций МВД России, качества успешного лидера являются немаловажным качеством личности сотрудника полиции. Приведены результаты опроса курсантов относительно их возможностей и желания по формированию лидерских качеств, а также предложения для курсового руководства. Приложение включает в себя мотивирующую памятку лидера.

Ключевые слова: лидерские качества, формирование лидерских качеств, курсанты образовательных организаций МВД России, учебно-профессиональная деятельность

Для цитирования: Свинарева О. В., Костина Е. Ю. Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 159164. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-159-164. EDN: TNCSFB.

Original article

Formation of leadership qualities of cadets in the process of educational

and professional activities

Olga V. Svinareva1, Ekaterina Yu. Kostina2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

1 olga.svinareva@mail.ru

2 caterinacostina@yandex.ru

Abstract. The article reveals the features of the formation of leadership qualities of cadets in the process of educational and professional activities on the example of students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'. The authors note that despite the specifics of the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the qualities of a successful leader are an important quality of the personality of a police officer. The results of a survey of cadets regarding their capabilities and desires for the formation of leadership qualities, as well as proposals for course management are given. The application includes a motivating memo leader.

Keywords: leadership qualities, formation of leadership qualities, cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational and professional activities

For citation: Svinareva O. V., Kostina E. Yu. Formation of leadership qualities of cadets in the process of educational and professional activities // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):159-164. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2658-638X-2023-3-159-164. EDN: TNCSFB.

Современные реалии жизни предъявляют к сотрудникам полиции повышенные требования по реализации задач и должностных обязанностей, возложенных на органы внутренних дел. Образовательные

организации МВД России призваны подготовить будущих сотрудников подразделений полиции к практической профессиональной деятельности. Одним из немаловажных качеств личности, которых формируют

© Свинарева О. В., Костина Е. Ю., 2023

в процессе пятилетнего обучения, являются качества успешного лидера.

Формирование лидерских качеств в процессе учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России нуждается в теоретической проработке, выделении из всего многообразия научных исследований тех, которые были бы эффективными в процессе обучения курсантов.

Выбранная тема статьи имеет весомую степень научной проработанности и отсылает нас к таким авторам, как Р. Чаран, С. Дроттер, Дж. Ноэл, Э. Богардуса, Г. Стайса, Р. Манн, А. Лоутон, В. Бендас Р. Стогдилл, А. Голдиер, Т. Хилтон Р. Блейк, Дж. Моутон, Б. Ша-мир, Р. Й. Хозе, М. Б. Артур, З. Фрейд, К. Юнг, Н. Макиавелли, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Джон Максвелл, Э. В. Вергилес, А. Е. Клейменова, О. С. Виханский, С. Р. Филонович, Ж. Блондель, Р. Л. Криченский и др., оказавшим влияние на развитие теории и методики формирования лидерских качеств [4, с. 42].

Лидерство выступает одним из важнейших компонентов продуктивного руководства [3, с. 3], достижения поставленных целей и реализации первостепенных задач, стоящих перед курсантами образовательных организаций МВД России и сотрудниками органов внутренних дел в их профессиональной деятельности.

Учебно-профессиональная деятельность курсантов образовательных организаций системы МВД России имеет ряд специфических особенностей, которые отличаются от обучения в гражданских высших заведениях. Обучение и воспитание ставит перед собой цель не только формирование знаний по блоку учебных дисциплин, но и умение переложить их в специфику работы сотрудника органов внутренних дел. В целом учебно-профессиональная деятельность курсанта осуществляется с учетом особенностей деятельности полицейского, регулируемые федеральными и ведомственными нормативными правовыми актами.

В данной статье нам необходимо опереться на такое определение «лидерства», которое больше всего подходило бы в рамках профессиональной деятельности полицейского. Итак, лидерство - это совокупность определенных качеств, которые помогают оказывать влияние на других людей, эффективно координировать рабочий процесс, достигать поставленных целей и качественно исполнять обязанности, осознавая личную ответственность в пределах должностных компетенций [1].

В образовательных организациях МВД России учебно-профессиональная деятельность курсантов тесно связана с развитием специальных навыков и умений, грамотно и качественно организовывать служебную и учебную деятельность. Так, с начала обучения в образовательных организациях МВД курсанты проходят курс молодого бойца, являющейся специальной методой для приобретения первичных профессиональных знаний. Курсовое руководство ставит перед собой задачу привить молодым сотрудникам такие качества, как ответственность, решительность, компетентность, коммуникабельность, самообладание, самостоятель-

160 РЕйДОООЮДЬ

ность и др. За время проведения курса «молодого бойца» молодые сотрудники формируют представление о службе в органах внутренних дел, в частности о фундаментальных основах деятельности полиции. Действующие сотрудники органов внутренних дел, преподаватели с большим стажем службы зачитывают курсантам лекции, в которых раскрывается сущность службы в органах внутренних дел, огневой подготовке и др. дисциплинах. В рамках курса молодого бойца проводятся различные мероприятия по проверке физической, эмоциональной и психологической подготовленности курсантов. Физическая подготовка у каждого молодого сотрудника варьируется: есть те, кто способен преодолеть заданную дистанцию по пересеченной местности без труда, есть те, кто справляется с поставленной задачей значительно хуже. Курсанты помогают товарищам, подбадривают и мотивируют друг друга, заставляя собраться с силами и завершить забег тем, кто испытывает сложности и падает духом -в этом и есть практическое применение метода формирования лидерских качеств [10, с. 28].

На протяжении всего обучения в образовательных организациях МВД курсанты несут службу по заступлению в суточные наряды. Во время несения службы им приходится сталкиваться с различными ситуациями, требующие незамедлительного принятия решения, что воспитывает в них такое качество как решительность. Помимо практического применения профессиональных знаний, охрана общественного порядка помогает на практике понять курсанту востребованность своей работы и необходимость обладания знаниями и умениями для выполнения поставленных задач.

Лидерские качества активно формируются и методами, используемые в учебном процессе. К начальным можно отнести методы словесного изложения, когда преподаватель рассказывает курсантам о выдающихся личностях, в которых отражаются те качества, которые обучаемые должны понять и стараться выработать в своем поведении. Также университеты и институты МВД России организуют встречи с начальниками подразделений, управлений и иных ведомственных служб для того, чтобы курсанты могли задать им вопросы и в ходе активной беседы получить представление о важности высокой нравственности, честности, компетентности сотрудника.

В процессе учебной деятельности используются методы самостоятельного обучения, которые прививают курсанту умение планировать свое рабочее время, составлять графики сдачи письменных и курсовых работ, а также готовиться к предстоящим практическим и семинарским занятиям [5]. Важность самостоятельного обучения обусловлено и тем, что курсант формирует в себе качества дисциплинированного сотрудника. Самообучение можно рассматривать как высшую форму познавательной деятельности, так как курсант расширяет диапазон своих познаний сфер учебной программы.

Игровые методы как вид деятельности способствуют формированию творческого мышления курсанта

SCIENCES

и формирует у него креативность, которая в свою очередь, является одним из факторов успешности в служебной деятельности. Деловая игра позволяет создать такие условия, при которых курсант может взять на себя роль лидера. Приняв роль руководителя, курсант способен наглядно осознать какие качества могут помочь ему при выполнении своих обязанностей [6]. Деловая игра оставляет обучаемому право на ошибку, ее безопасное устранение и последующий анализ своих неверных и ошибочных решений и действий [8]. Разыгрывая свои роли, участники стараются показать те поведенческие образцы, которые, по их мнению, являются характерными для данной роли в определенных социальных ситуациях.

Можно выделить следующую классификацию форм воспитания лидерских качеств, используемых в учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма представляет собой взаимосвязь между преподавателем, курсовым руководством и обучающимся, а также между обучающимися, при котором процесс учебно-профессиональной деятельности проходит в рамках заданных системных характеристик [2]. Интерактивные занятия в свою очередь преимущественно ориентированы не только на взаимодействие педагога и курсанта, но и на тесную коммуникацию курсанта и курсанта. Инициатива, выбор средств решения поставленных проблем и выход из искусственно или реально созданных ситуаций переходит в руки курсанту. К коллективным формам воспитания лидерских качеств относятся лекции, семинары, дидактические игры, конференции, практические занятия, учебная и производственная практика, конференции, несение суточных нарядов, охрана общественного порядка, круглый стол, мастер-классы, научно-исследовательские кружки, коллоквиумы и др. [11].

Индивидуальные формы воспитания лидерских качеств ориентированы на самостоятельную познавательную деятельность курсанта, которую он осуществляет без прямого взаимодействия с педагогом, учебным коллективом и обществом. Такая форма направлена выработку у курсанта самостоятельности, умения планировать рабочее время, распределять собственные силы с учетом несения службы [7].

К индивидуальным формам можно отнести самостоятельное обучение, чтение литературы, просмотр фильмов, а также некоторые виды внеаудиторных занятий (выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов, курсовых работ, научно-исследовательская деятельность, подготовка творческих проектов).

Подчеркнем, что необходимым условием учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России является грамотное сочетание как коллективных, так и индивидуальных форм воспитания лидерских качеств.

В целях объективной оценки текущего положения в области возможности, желаний и реализаций потреб-

ностей курсантов образовательных организаций МВД России в формировании лидерских качеств в учебно-профессиональной деятельности, был проведен анкетированный опрос среди учебных групп Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (Далее - МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя). Курсантам были предложены следующие вопросы, на которое они должны были ответить «да» или «нет»:

«В процессе профессионально-учебной деятельности есть ли у вас возможность проявлять лидерские качества?»

«Хотели бы вы сформировать в себе лидерские способности?»

«Получается ли у вас в процессе обучения реализо-вывать потребность быть лидером?».

После анализа ответов нами были получены следующие эмпирические данные (табл. 1):

Таблица 1

Эмпирические данные анкетированного опроса

курсантов образовательных организаций МВД России на тему «Формирования лидерских качеств в учебно-профессиональной деятельности курсантов»

1 2 3

вопрос вопрос вопрос

Да Нет Да Нет Да Нет

621 уч. группа 19 4 18 5 13 10

891 уч. группа 20 2 18 4 16 6

Всего было опрошено 45 курсантов второго и четвертого курсов МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, в том числе 23 курсанта 621 уч. группы и 22 курсанта 891 уч. группы.

На графике 1 представлено наглядное соотношение полученных положительных ответов. Целесообразность отдельного рассмотрения ответов («да») заключается в том, что положительный выбор дает основания сделать вывод об успешном и эффективном процессе формирования лидерских качеств у курсантов в учебно-профессиональной деятельности.

График 1. Соотношение положительных ответов по анкетированному вопросу на тему «Формирование лидерских качеств в учебно-профессиональной деятельности курсантов»

На основании графика 1 можно сделать следующий вывод: у большинства курсантов как второго, так и четвертого курсов, есть, по их мнению, фактические и определенные возможности проявлять лидерские качества в процессе учебно-профессиональной деятельности. Также наблюдается высокая потребность у курсантов в формировании у себя лидерских качеств, однако, число ответивших положительно на данный вопрос меньше, чем на вопрос

о возможностях формирования лидерских качеств. Данный результат дает нам основания предполагать, что большинство респондентов осознают возможность формирования лидерских качеств во время обучения в образовательной организации МВД России. Самым эмпирически интересным и значимым в рамках нашего научного исследования является анализ третьего вопроса, который касался непосредственной реализации потребности курсантов проявлять лидерские качества и быть лидером в учебно-профессиональной деятельности. Важно отметить, что у курсантов второго курса прослеживается более оптимистичный настрой в области формирования лидерских качеств и их возможной реализации, тогда как курсанты 4 года обучения смотрят на данное проблемное поле несколько пессимистично.

Таблица 2

Процентное соотношение общего количества положительных и отрицательных ответов по анкетированному опросу на тему «Формирование лидерских качеств в учебно-профессиональной деятельности курсантов»

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос

Да Нет Да Нет Да Нет

Общее кол-во опрошенных, % 86,7 13,3 80 20 64,4 35,6

Полученные результаты указывают на высокую оценку курсантами возможностей и желания по формированию лидерских качеств, и на снижение показателей в конечной реализации потребности быть лидером.

В рамках данной статьи не представляется возможным выявить конкретные, эмпирически обоснованные причины пессимистичного настроения курсантов по поводу реализации потребности лидерства, однако можно сделать некоторые теоретические предположения по данной проблеме. Во-первых, реализация потребности быть лидером тесным образом коррелирует с совокупностью соответствующих лидерских качеств, а также определенных условий и ситуаций, в которых появляется возможность практической реализации лидерства. Во-вторых, высокая степень возможности проявлять лидерские качества в учебно-профессиональной деятельности еще не означает конкретного проявления лидерских способностей, так как необходимо учитывать среду, в которой обучается курсант, а также его психологические особенности, индивидуальные склонности, таланты и умения. В-третьих, обучение в организациях МВД России имеет специфическую структуру, основанную на строгой субординации, иерархичности, подчинении начальствующему составу, законности, правопорядке и сфер, в которых возможно проявить лидерские качества. Особенность среды, в которой обучается курсант, с одной стороны во многом выступает катализатором его лидерских способностей, но с другой стороны может, наоборот, тормозить и снижать практическую возможность по реализации качеств лидера.

Таким образом, на основании эмпирического исследования можно сделать вывод, что у курсантов МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя есть соответствующие возможности проявлять качества лидера в учебно-профессиональной деятельности, наличествует желание формировать и развивать в себе лидерские способности и отмечается выше среднего практическая реализация потребности быть лидером. Также отметим, что у 36 % опрошенных курсантов наблюдается отсутствие итоговой реализации желания потребности быть лидером в учебно-профессиональной деятельности, что на наш взгляд, является одним из оснований совершенствования процесса формирования лидерских качеств курсантов образовательных организаций МВД России.

В учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России существуют большие возможности и предпосылки для успешного и эффективного формирования лидерских способностей. Специальные условия, в которые помещается курсант после поступления в высшее учебное заведение, специфические формы, средства и методы образования помогают воспитывать из курсантов ответственных, компетентных, коммуникабельных, дисциплинированных и самостоятельных сотрудников полиции. На основании проведенного эмпирического исследования по исследуемой теме, мы пришли к выводу, что одной из проблем воспитания лидерства у курсантов является сниженная конечная реализация потребностей в проявлении себя в качестве лидера. Таким образом, у нас есть ряд предложений и рекомендаций, которые могли бы поднять общее число курсантов, у которых желание быть лидером и конечная реализация данного желания совпадают.

Так, мы считаем целесообразным рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс отдельных форм организации учебного процесса, которые будут направлены непосредственно на формирования лидерских качеств у курсантов. На наш взгляд специальные тренинги, в которых основной целью будет воспитание лидерских способностей, послужат подспорьем для начального толчка, связанного в первую очередь с психологической стороной исследуемого вопроса, в процессе формирования лидерских способностей. Необходимо создать конкретную мотивирующую установку и донести ее до курсантов, чтобы они были лично заинтересованы в формировании в себе лидерских способностей. В процессе тренингов могут быть использованы: различные средства культуры, связанные непосредственно с феноменом лидерства; диалоговое обсуждение проблемных вопросов и проведение тематических дискуссий; эффективным методом для формирования лидерства могут выступать ситуационные и ролевые игры, а также проведение специальных тестов и анкетированных опросов. Тренинговые занятия по лидерству могли бы служить эффективным средством для осуществления поставленных задач.

Особое внимание заслуживает и работа курсового руководства в учебно-профессиональной деятельности обучающегося. Наше предложение носит рекомендательный характер и направлено на проведение с курсовым руководством тематических бесед по необходимости осуществлять поддержку курсантов, которые стремятся проявлять лидерские качества в учебно-профессиональной деятельности. Необходимость своевременного поощрения, наделения положительно отличившихся курсантов привилегиями или особенного рода обязанностями, выступает важной составляющей формирования лидерских качеств. Курсовое руководство может привлекать особо выделившихся курсантов к проведению различного рода мероприятий или активному участию в социальной поддержке общественности. Целесообразно акцентировать внимание на тех курсантах, которые по различным причинам не могут, не хотят или не имеют возможности проявлять себя в качестве лидера.

Также нами в качестве практического приложения нашего исследования, была разработана памятка лидера - краткий свод основных качеств лидера с мотивирующим контекстом. Данное предложение направлено на то, чтобы вызвать у курсантов интерес в вопросе формирования лидерских качеств, побудить их начать плодотворное развитие способностей, присущих ответственному и компетентному сотруднику органов внутренних дел. Памятка лидера представлена в приложении 1.

Подводя итоги, подчеркнем, что формирование лидерских качеств, применяемых в учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России, возможно только при активном взаимодействии педагогов, курсового руководства, представителей общественности и обучающихся. Методы, формы и средства, применяемые в образовательных организациях МВД России, ориентированы на специфику и сложность работы сотрудника органов внутренних дел, поэтому являются эффективными для воспитания успешных лидеров.

Приложение 1. Памятка лидера

Быть лидером - значит быть способным брать ответственность за свои поступки, мысли и взаимоотношение с другими людьми.

Лидера формируют следующие качества:

1. Преданность делу: вдохновляйтесь выполняемой работой, находите в ней полезность, как для себя, так и для окружающих вас людей, коллег по работе. Получайте удовольствие от того дела, которому вы посвящаете большую часть своей жизни.

2. Умение общаться: старайтесь находить общий язык со всеми, с кем по долгу службы приходится вступать в коммуникацию. Чем решительнее вы начнете общаться с людьми, тем больше будете узнавать нового и тем самым сформируете в себе навыки хорошего и приятного собеседника.

3. Компетентность: знание - сила. Только тогда, когда обладаешь познаниями в своем деле, можешь чувствовать себя уверенно.

4. Инициативность: не бойтесь брать на себя инициативу. Лучше плохой опыт, который научит путем проб и ошибок, чем никакого опыта.

5. Вдохновение: ищете источники вашей мотивации, ставьте перед собой конкретные цели и достигайте их. Тогда, когда они будут достигнуты, вы сможете обрести в себе уверенность.

6. Самодисциплина: берите на контроль график рабочего времени, приучайтесь распределять учебную и служебную нагрузку соразмерно силам и способностям.

7. Терпение: поставив перед собой цели и конкретные задачи, вы можете столкнуться с большими трудностями и неудачами. Наберитесь терпения: успех и реализация ваших потребностей придут не сразу.

Формирование качеств лидера не может быть реализовано, если вы не примете полную ответственность за самого себя. Вы свободны в том, чтобы в любую минуту решиться стать лучше.

Список источников

1. Bass B. M. Leadership, psychology and organizational behavior. N.Y., 1960. 576 p.

2. Баранов В. М., Белимова А. А. Основные принципы разработки моделей деловых игр при подготовке кадров для органов внутренних дел // Ученые записки. 2014. № 4 (32).

3. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / пер. с англ. Г. М. Квашнина. М. : Российская академия управления. 1992. 135 с.

4. Вергилес Э. В. Теория лидерства. М. : Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. 2001. 42 с.

5. Галашев В. А., Причинин А. Е. Структурно-функциональная модель «Идеального» средства обучения // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2.

6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. : Манн, Иванов и Фербер. 2013. 560 с.

7. Кармизова С. Т. Феномен лидерства: социологический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2007. № 3.

8. Кожаев М. С. Игра как инструмент формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2.

9. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. М. : Издательство «Статут». 2007. 541 с.

10. Максвел Дж. 21 обязательное качество лидера // ПОПУРРИ - Минск. 2004. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Никишин А. В., Кежов А. А. Обеспечение образовательного процесса в вузах системы МВД России. Морально-психологический аспект // Образование и наука в современных реалиях. 2018. С. 83-85.

12. Усманов В. В., Слесарев Ю. В., Марусева И. В. Профессиональная педагогика : учебное пособие. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. С. 80.

СКИЕ НАУКИ 163

References

1. Bass B. M. Leadership, psychology and organizational behavior. N.Y., 1960. 576 p.

2. Baranov V. M., Belimova A. A. Basic principles for developing models of business games in the training of personnel for internal affairs bodies // Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2014. No. 4 (32).

3. Blondel J. Political leadership: The path to a comprehensive analysis / Per. from English. G. M. Kvashnina. M. : Russian Academy of Management. 1992. 135 p.

4. Vergiles E. V Theory of leadership. M. : Mosk. state University of Economics, Statistics and Informatics. 2001. 42 p.

5. Galashev V. A., Prichinin A. E. Structural and functional model of the «Ideal» teaching aid // Siberian Pedagogical Journal. 2013. No. 2.

6. Goleman D. Emotional intelligence. Why it might mean more than IQ / from English. A. P. Isaeva. M. : Mann, Ivanov and Ferber. 2013. 560 p.

7. Karmizova S. T. The phenomenon of leadership: a sociological aspect // State and municipal management // Scientific notes of SKAGS. 2007. No. 3.

8. Kozhaev M. S. Game as a tool for the formation of creative thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of economic security. 2018. No. 2.

9. Krichevsky R. L. Psychology of leadership. M.: Publishing house «Statut», 2007. 541 p.

10. Maxwell J. 21 obligatory quality of a leader // POP-URRIE. Minsk, 2004. 224 p.

11. Nikishin A. V., Kezhov A. A. Ensuring the educational process in the universities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moral and psychological aspect // Education and science in modern realities. 2018. P. 83-85.

12. Usmanov V. V., Slesarev Yu. V., Marusev I. V. Professional Pedagogy : textbook. M. ; Berlin : Direct-Media. 2017. P. 80.

Информация об авторах

С. В. Свинарева - доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук;

Е. Ю. Костина - преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

S. V. Svinareva - Associate Professor, Department of Pedagogy, Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', candidate of pedagogical sciences;

E. Yu. Kostina - lecturer at the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of psychological sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 30.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.