@ Маркелов Н.Н., Тихомиров С.Н. 2018
MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Nikolay Nikolaevich Markelov,
adjunct of the faculty of training scientific-pedagogical and scientific staff of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya Е-mail: marksalvatore92@gmail.com
Николай Николаевич Маркелов,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: marksalvatore92@gmail.com
Sergey Nikolaevich Tichomirov,
professor of the Department of pedagogy UNK PSD Moscow University of the interior Ministry named after V. Ya. Kikotya
candidate of pedagogical sciences, associate professor Е-mail: 5103720@gmail.com
Сергей Николаевич Тихомиров,
профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент Е^Ц: 5103720@gmail.com
Для цитирования: Маркелов Н.Н., Тихомиров С.Н. Средства формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. 2/2018. С. 23-27.
Annotation. The analysis of the problem of professional and personal qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is presented. The role of professional and personal qualities in the structure of operational and official activity of employees of internal Affairs bodies is shown. The authors identify specific professional qualities that can be formed in the cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia during vocational training. Levels of formation of professional and personal qualities are defined and characterized.
Key words: professional training, pedagogical support, cadets, professional and personal qualities.
Аннотация. Представлен анализ проблемы профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. Показана роль профессионально-личностных качеств в структуре оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Авторы выделяют конкретные профессиональные качества, которые можно формировать у курсантов образовательных организаций МВД России в период профессионального обучения. Определены и охарактеризованы уровни сформированности профессионально-личностных качеств.
Ключевые слова: профессиональное обучения, педагогическое сопровождение, курсанты, профессионально-личностные качества.
На сегодняшний день в Российской Федерации проводятся реформы в различных социальных сферах, с целью повышения престижа страны и улучшение качества жизни граждан. Модернизация системы высшего образования и Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации (на период до 2020 г.) основной целью которых является повышение уровня профессионализма, правовой и нравственно-этической компетенции сотрудников российской полиции [1].
Руководство системы МВД России ставит перед ведомственными образовательными организациями задачу по поиску новых эффективных вариантов организации профессионального обучения будущих специалистов для органов внутренних дел. По отзывам руководителей территориальных органов внутренних дел, в подразделения полиции должны прийти такие сотрудники, которые будут эффективно выполнять возложенные на них оперативно-служеб-
ные задачи, проявлять личную инициативу при выполнении служебных обязанностей и профессионально компетентными в своей профессиональной сфере [2].
Профессиональные компетенции формируются у будущих сотрудников полиции в период обучения в образовательной организации МВД России. Особую роль играют качества сотрудников, выступающие как потенциал развития личности, которые должны развиваться в процессе профессионального обучения [3]. Современные научные исследования в этой области свидетельствуют, что потенциал личности является детерминирующим фактором успешности профессиональной деятельности и, прежде всего, у представителей социономических профессий. С этой точки зрения можно сказать, что от профессионально-личностных качеств каждого сотрудника органов внутренних дел зависит эффективность выполняемых задач, возложенных обществом и государством на министерство внутренних дел Российской Федерации.
Повышение эффективности профессиональной подготовки обучающихся в образовательных организациях МВД России предусматривает меры, направленные на совершенствование процесса воспитания и профессионального обучения будущих специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации. Это особенно актуально в условиях недостаточной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к выполнению профессиональных задач, особенного в особых и экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности [4].
Ценностная специфика рассмотрения проблем воспитания в профессиональном вузовском образовании обуславливает необходимость поиска путей разрешения углубляющихся противоречий между потребностью в концептуально новом подходе к проблеме формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России в сохраняющемся режиме традиционных педагогических подходов к воспитанию личности. Это, в свою очередь, предполагает рассмотрение проблемы формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России в рамках гуманистической парадигмы образования.
Понятие «профессионально-личностные качества» неоднозначно в различных трактовках, однако исходя анализа психолого-педагогической литературы, мы предприняли попытку сформулировать собственно-научное определение дан-
ного понятия. Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России - совокупность социально-психологических образований, обладающих факторным влиянием на процесс формирования личности сотрудника ОВД и его профессиональную компетентность в решении служебных задач.
Исходя из этого, процесс формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России имеет смысл рассматривать, как ценностно-смысловой процесс в основе которого лежит актуализация личностных функций, и который в соответствии с этим направлен на развитие нравственных установок, определяющих способность личности к осознанным и ответственным выборам поведения, поступков, других действий по выполнению гражданских и профессиональных обязанностей в борьбе с преступностью, обеспечении личной безопасности граждан и оказания правовой поддержки[5].
Мы выделяем и исследуем следующие профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России: коммуникативные и организаторские качества; волевые качества личности; мотивация к личностному развитию и успешности в профессиональной деятельности; уровень интеллектуального развития; ответственность. Выбор именно этих профессионально-личностных качеств обосновывается тем, что:
- профессиональное обучение курсантов образовательных организаций МВД России неразрывно связано с проявлением воли, что обусловлено высокой интенсивностью подготовки, целенаправленным развитием именно волевых качеств, созданием условий для их проявления в условиях образовательного процесса. Специфика будущей служебной деятельности связанна с риском для жизни, высокой степенью ответственности за принятые решения при выполнении служебных задач. Высокий уровень мобилизации и готовности при выполнении профессиональных задач в особых и экстремальных условиях опирается именно на волевые качества сотрудника полиции;
- наличие развитого в достаточной степени интеллекта гарантирует возможность освоения учебных программ, приобретения новых знаний, навыков, умений, компетенций служебной деятельности. Будущая деятельность сотрудника органов внутренних дел также невозможна без способностей к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;
- коммуникативные и организаторские способности также крайне важны. Курсанты в ходе образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, с профессорско-преподавательским составом, младшими командирами учебных взводов, руководством курса и факультета. Специфика будущей деятельности в сфере «человек - человек» как в роли начальника, так и в роли подчиненного обязывает обладать высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей;
- мотивационная сфера характеризует силу стремления курсантов стать компетентными и успешными сотрудниками и быть верными избранной профессии;
- ответственность проявляется в различных формах контроля личности над своей деятельностью, отражает социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражается в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга, исполнении ролевых обязанностей, готовности дать отчет за свои действия.
Уровни сформированности профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России мы определяем как высокий, средний и низкий. Сравнительная характеристика уровней сформированности профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
Высокий Средний Низкий
Навыки подкреплены прочными системными знаниями, наличием высокого уровня когнитивного интереса к служебной деятельности. При выполнении учебно-служебных задач берет на себя ответственность и успешно справляется с ролью лидера. Проявляет инициативу в социально-значимой деятельности по обеспечению общественной и национальной безопасности. Курсант проявляет профессиональные компетенции, но не всегда готов к действиям в изменившихся обстоятельствах. Ориентируется в полученных знаниях, но не проявляет глубокого интереса к служебной деятельности. Оперирует основными понятиями, терминами. Может наладить конструктивное сотрудничество с членами служебного коллектива, но не готов занять лидерскую позицию. Социально-значимые инициативы охотно поддерживает и аргументирует ее необходимость. Способен действовать только ориентируясь на действия товарищей или указания руководителя. Затрудняется в самостоятельном налаживании конструктивного сотрудничества товарищами. Низкая готовность к оперативно- служебной деятельности. Участвует без особого желания в культурно-представительских мероприятиях и слабо мотивирован на профессионально-личностное развитие.
Анализ процесса профессионализации, профессионально-личностного роста и развития дает нам представление о содержании процесса, о формах, динамике соотношения личностных и профессиональных качеств в процессе профессионального обучения; о возможной дезадаптив-ной роли для развития личности профессионала получаемых знаний и сформировавшихся умений и навыков.
Проблема профессионализации на этане обучения, безусловно, предполагает изучение, помощь в усвоении мира профессии и при необходимости направленную коррекцию профессиональной и личностной ориентации.
Опираясь на теоретический анализ полученный в ходе исследования, можно говорить о необходимости разработки технологии педагогического сопровождения процесса форми-
рования профессионально-личностных качеств, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях образовательного и воспитательного процесса.
Задача педагогического сопровождения заключается в создании ориентировочного поля профессионального становления личности, осознание профессионального Я, а также в содействии и своевременной помощи в процессе самоорганизации и изучения технологий профессионального самосохранения. Итогом вышеперечисленных мер по сопровождению станет профессионально-развитая личность с высоким профессиональным и социальным потенциалом. Таким образом, основываясь на вышеперечисленных определениях, можно классифицировать психолого-педагогическое сопровождение как
процесс, включающий элементы психолого-педагогической поддержки и помощи, реализуемые посредством различного рода мероприятий (в широком смысле) [6].
Под педагогическим сопровождением, мы понимаем, непрерывный процесс изучения, формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России, осуществляемый субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия. В качестве субъектов выступают сотрудники отдела воспитательной работы управления по работе с личным составом, профессорско-преподавательский состав (педагоги-кураторы) и руководство курса и факультета.
В наиболее общем виде можно выделить следующие этапы педагогического сопровождения, обусловливающие этапы процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций в целом:
1. Теоретико-подготовительный - ориентирован на формирование убеждений в необходимости самосовершенствования, определения векторов и перспектив саморазвития. Эффективны групповые формы работы: лекции, семинары, дискуссии, коллективное посещение культурно-просветительских мероприятий.
2. Диагностико-подготовительный - направлен на диагностику и оценку уровня сформи-рованности профессионально-личностных качеств; результаты ложатся в основу разработки форм и приемов процесса сопровождения. Применяются четыре основных метода диагностики: психологическое тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка.
3. Аналитико-проективный - включает соотнесение данных, полученных на этапе диагностики, и в рамках реализации содержательно-функциональной модели формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России; анализируются дополнительные сведения о сопровождаемых: стремления, интересы, особенности, пристрастия и жизненные цели и пр. Как правило, работа проводится в индивидуальном режиме, при этом необходимо учитывать специфику направления оперативно-служебной деятельности, в рамках которой проходит процесс профессионального обучения (в нашем случае специалисты для органов предварительного расследования МВД России). Проективная часть задач данного этапа связана с подготовкой для сопровождаемых «программ развития», вклю-
чающих в себя индивидуальные рекомендации с учетом всех личностных особенностей, интересов и пр. субъекта. После изучения программ, рефлексии, курсанты соотносят рекомендации с собственными интересами и пожеланиями и делают выбор для определения дальнейшего вектора педагогической работы.
4. Основной формирующий этап - деятельность организуется и в групповом, и в индивидуальном режимах и предполагает: внедрение всех мероприятий процесса сопровождения в учебный, в воспитательный процессы образовательной организации МВД России; организацию индивидуальных и групповых консультаций, тренингов, участие в культурно-просветительных мероприятиях.
5. Заключительный контрольный - по окончании времени, предварительно выделенного на сопроводительный цикл, проводится контрольная диагностика текущих или итоговых результатов уровня сформированности профессионально-личностных качеств. В зависимости от результатов диагностики, сопровождаемые либо переходят на новый качественный уровень формирующего этапа, либо возвращаются к этапу целеполагания для коррекции «программы развития».
Таким образом, полученные результаты будут способствовать проведению дальнейших опытно-экспериментальных исследования и разработке авторской программы направленной на формирование профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России.
Литература
1. Маркелов Н.Н. «Психолого-педагогические основы формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России» // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 11. С.37-39
2. Алпатова О.Б., Маркелов Н.Н. «Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования // Проблемы современной наук и образования. 2016. № 31(73). С.83-86
3. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 65-71. DOI: 10. 24411/19996241-2018-14012.
4. Тихомиров С.Н., Вохонцева Н.С. Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 331-334.
5. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Руссокова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсан-
тов образовательных организаций МВД России : монография / Т.В. Мальцева, И.В. Ульянова, В.К. Михайлова, Ю.Н. Русскова, В.Ф. Родин. Рязань: ИП Коняхин A.B.(Book Jet), 2018. 260 с.
6. Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств сотрудников полиции в контексте профессионального и должностного роста: монография. СПб., 2017. 128 с.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Юридическая этика. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (2017) Автор: Аминов И.И. и др.
В соответствии со структурой курса и основными категориями этики в пособии раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики юриста, выделяются виды этики, нравственные аспекты назначения российского уголовного процесса и его принципов, институтов уголовно-процессуального доказывания и мер уголовно-процессуального принуждения, нравственные основы деятельности в досудебных и судебных стадиях уголовного процесса, а также вопросы культуры уголовно-процессуальной деятельности. Значительное внимание уделено истории развития нравственно-правовых идей в России, этическим требованиям, предъявляемым к следователям, прокурорам, адвокатам и судьям.
Для студентов юридических факультетов и институтов, будущих работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д., а также юристов-практиков.
Золотой фонд российских учебников
Учрбмик
Социология. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (2018) Автор: Под ред. В.К. Батурина
Рассматриваются основополагающие концепции, теории, методологические подходы, понятия современной социологии в ее историческом и логическом развитии. Особое внимание уделяется анализу фундаментальных проблем развития современного общества средствами и методами социологической науки.
Для более глубокого усвоения теоретический материал сопровождается анализом актуальных проблем развития современного общества.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией и решением проблем развития современного общества.