DOI: 10.25586^и.НЕТ.21.01.Р.62 УДК 159.9
Д.М. Кожевников,
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
Психолого-педагогические пути формирования лидерских качеств курсантов вузов правоохранительных органов в процессе адаптации к условиям профессиональной деятельности
В настоящее время в образовательном процессе вузов правоохранительных органов происходят сложные процессы адаптации к изменениям в сфере профессионального образования. Цель этих изменений - подготовка компетентных специалистов, отвечающих современным запросам практики.
Требования к качеству образования в вузах правоохранительных органов существенно повышены. Адаптационные механизмы личности обучающихся, их эмоционально-волевая, мотивационная, когнитивная сферы подвергаются непростым испытаниям на прочность. Резкое снижение качества среднего образования в целом, с одной стороны, и повышенных учебных нагрузок в военном вузе, с другой, порождает адаптационный стресс, который обучающиеся преодолевают, как правило, самостоятельно.
Так, внедрение компетентност-ного подхода без учета специфики традиционно авторитарной образовательной среды вузов правоохранительных органов снижает эффективность и управляемость образовательного процесса, усиливает адаптационный стресс обучающихся. В вузах правоохранительных органов, где организация учебной деятельности жестко
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
регламентирована, образовательный процесс традиционно носит инертный, консервативный характер, а обучающиеся совмещают учебу с выполнением служебных обязанностей, нововведения прививаются с трудом. Методики обучения, разработанные на базе компетентностного подхода гражданских вузов зачастую внедряются в образовательный про-
цесс без дополнительной и тщательной переработки, без учета специфики будущей профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов (см.: [4, с. 3]).
Результаты не замедлили сказаться как на качестве профессиональной подготовки специалистов, так и на ходе их профессиональной адаптации. Нарушения профессио-
© Кожевников Д.М., 2021
дмитрии михаилович кожевников
российская Федерация, г. Москва
заведующий учебным кабинетом кафедры психологии Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, соискатель степени кандидата педагогических наук. Сфера научных интересов: психология и педагогика. Автор 5 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
DMITRY M. KozHEVNIKoV Moscow, russian Federation
Head of the Study Room of the Department of Psychology of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, holder of the degree of candidate of psychological Sciences. Research interests: psychology and pedagogy. Author of 5 published scientific papers. Email address: [email protected]
Рассматриваются психолого-педагогические пути формирования лидерских качеств курсантов вузов правоохранительных органов в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Охарактеризованы причины затруднений в адаптации курсантов вузов правоохранительных органов к будущей профессиональной деятельности. Проанализированы роль и место лидерских качеств в развитии адаптационных механизмов будущих офицеров правоохранительных органов. Перечислены условия формирования лидерских качеств курсантов как средства адаптации к будущей профессии. Предложены педагогические пути формирования лидерских качеств курсантов вузов системы МВД России.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональная мотивация, адаптационный стресс, качество профессиональной подготовки, лидерские качества, лидерство, формирование лидерских качеств.
In article it is a question of psihologo-pedagogical ways of formation leadership qualities of cadets of high schools of law enforcement bodies in the course of adaptation to professional work. The reasons of difficulties of adaptation of cadets of high schools of law enforcement bodies to the future professional work are characterised. The role and a place leadership qualities in development of adaptable mechanisms of the future officers of law enforcement bodies are considered. Formation conditions лидерских qualities of cadets as means of adaptation to the future trade are listed. Pedagogical ways of formation leadership qualities of cadets of high schools of system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are offered.
Key words: professional adaptation, professional motivation, adaptable stress, quality of vocational training, leadership qualities, leadership, formation leadership qualities.
нальной адаптации порождают деформацию профессионального «я», причем еще на стадии его формирования в вузе.
Следствием нарушения профессиональной адаптации и образа себя как профессионала правоохранительной системы является отмечаемое исследователями снижение профессиональной мотивации, одним из проявлений которой выступает недостаточная сформированность лидерских качеств выпускников. Так, по данным исследований, у слушателей Университета Министерства внутренних дел Российской Федерации к выпускным курсам снижаются желание делать карьеру, профессиональные амбиции, восприятие значимости своего общественного признания, уровень
притязаний, исполнительность, дисциплинированность, непримиримость к своим и чужим недостаткам. Стремление к социальному лидерству и профессиональной успешности у выпускников по сравнению с курсантами первых курсов также снижено.
По мнению преподавателей вузов системы МВД, значительная часть слушателей первого курса имеет достаточно низкий уровень общего развития и культуры, замечено сильное расхождение между достижениями и притязаниями; недостаточно развито трудолюбие; характерны также незрелость, отсутствие самостоятельности и адекватного восприятия действительности [3, с. 147]. Исследователи отмечают, что «у слушателей пятого курса по сравнению
с первокурсниками снижена значимость любви, уважения окружающих, коллектива, товарищей по работе» [2, с. 189]. В то же время выявлено, что на начальных курсах обучения курсанты, напротив, профессионально и социально мотивированы.
Какие же мотивы доминируют у выпускников? По данным А.Г. Бадаева и И.В. Усачевой, большое значение для выпускников приобретают такие качества, как «духовное совершенствование», «внутренняя гармония», «свобода от внутренних противоречий, сомнений».
Однако эти качества, весьма желательные для любого человека, в то же время не являются определяющими для формирования личности офицера и успешной профессиональной адаптации офицера силовых структур. Они весьма далеки от офицерских качеств вообще и от лидерских в частности, прежде всего в силу их эго-центричности и направленности главным образом на внутренний мир. Между тем как раз социальная направленность личности, ее ориентация «вовне», на управление окружающей реальностью является основой для успешной профессиональной адаптации и формирования лидерских качеств. Без этого офицер правоохранительных органов не состоится как профессионал.
Такая ситуация настораживает. В частности, анализ научных исследований показывает, что значительная часть молодых офицеров -выпускников вузов МВД (62,8%) не обладают развитыми лидерскими качествами [4, с. 3]. Серьезные трудности управленческого и коммуникативного характера возникают при взаимодействии молодых офицеров выпускников командных вузов МВД с подчиненными -контрактниками [9, с. 4]. В связи с этим представляется немаловажным вспомнить советский опыт формирования лидерских качеств офицера-руководителя: «Независимо от того, какую основную задачу
решают командиры - боевую, дидактическую или воспитательную, -в их деятельности всегда присутствует специфическое содержание -управление поведением воинов и воинского коллектива» [8, с. 322].
Обязанности любого должностного лица правоохранительных органов предполагают реализацию управленческих функций. При этом офицер должен уметь управлять подчиненными как в мирных, так и в боевых условиях. Независимо от своей ведомственной принадлежности офицер реализует функции: управленческую, военно-профессиональную, воспитательную, социально-педагогическую (см.: [10]). В этой связи представляется необходимым уточнение и дополнение профес-сиограммы и психограммы офицера органов внутренних дел, в которых выражаются сущностные профессионально-должностные качества (см.: [6]).
В этом контексте необходимо отметить важность развития у выпускников военных академий ка-
честв, обеспечивающих лидерство и авторитет руководителя среди подчиненных. Это прежде всего уверенность в себе, активная жизненная позиция, готовность к риску, инициативность, честность, порядочность, ответственность, справедливость, организаторские способности, видение перспективы, коммуникабельность, способность отстаивать интересы коллектива.
То есть лидер — это не просто человек, наделенный официальной властью, а наиболее авторитетная личность, способная повести за собой в любой ситуации. При этом он должен быть способен в боевой обстановке применять приобретенные специальные и профессиональные знания, глубоко осмысливать процессы, протекающие в служебных коллективах, самостоятельно делать правильные выводы и принимать взвешенные решения, активно влиять на морально-психологическое состояние личного состава, понимать духовную жизнь сослужив-
цев, обращаться к чувствам подчиненных, активизировать позитивные и купировать негативные эмоциональные состояния, а также владеть собственными эмоциями и чувствами (см.: [1]).
Лидерские качества сотрудника правоохранительных органов, по мнению Л.Е. Киселевой, включают в себя: жизнестойкость, ответственность, гибкость, умение создать команду, влиять на подчиненных, готовность к переменам (см.: [7]). Это важно, но на наш взгляд, из перечня этих качеств не понятно, в чем заключается их специфичность именно для сотрудника правоохранительных органов. Лидерские качества определяются характером направленности личности. По нашему мнению, базовой характеристикой направленности личности, определяющей успешность социальной адаптации сотрудника правоохранительных органов, является преданность идее служения закону и правопорядку, готовность к противостоянию социальному злу во всех его проявлениях.
Как воспитать у офицера лидерские качества?
Данная характеристика органически спаивает воедино все компоненты профессиональной адаптации, а именно: ценностно-мотива-ционный, нравственно-этический, когнитивный, функционально-ролевой, профессионально-коммуникативный.
Пути формирования лидерских качеств курсантов вузов правоохранительных органов в процессе профессиональной адаптации могут быть следующими:
1) повышение уровня гуманизации образовательного процесса в вузах правоохранительных органов;
2) расширение объема и совершенствование качества гуманитарной подготовки, ее личностно ориентированная направленность;
3) повышение роли и места правовой, политической, психологической, психолого-педагогической, воспитательной подготовки обучающихся;
4) внедрение института и практики наставничества, формирование и развитие наставнических качеств;
5) культивирование духа соревновательности, здорового соперничества;
6) повышение внимания к вопросам формирования у будущего офицера правоохранительных органов качеств руководителя и организатора, а также формирование конкретных навыков и умений по управлению поведением подчиненных, психологической устойчивости и саморегуляции;
7) акцентирование в подготовке курсантов риторических навыков - умения выступать публично, убеждать, разрабатывать стратегию и тактику речевого воздействия на подчиненных.
Необходимым условием для реализации психолого-педагогических путей формирования лидерских качеств будущих офицеров правоохранительных органов в процессе адаптации к условиям профессиональной деятельности является выработка конкретных, специфических, профессиональ-
но ориентированных навыков и умений. Таких, например, как умение выдерживать психологическое противоборство «глаза в глаза»; готовность убеждать и переубеждать враждебную аудиторию; способность спокойно переносить присутствие коммуникативного оппонента, не теряя при этом самообладания; готовность продолжать убеждающую коммуникацию, несмотря на помехи и противодействие; сохранение самообладания в стрессовых ситуациях; способность управлять поведением окружения, в том числе враждебно настроенного; готовность обучать подчиненных и пострадавших приемам саморегуляции; способность сохранять самообладание и выдержку в присутствии скопления людей, перед враждебно настроенной толпой; умение находить главное и существенное в обилии информации, не впадая при этом в замешательство; умение сохранять пространственную ориентировку в стрессовой ситуации; стремление поддерживать контакт и концентрацию, несмотря на внешние и внутренние помехи и недомогание; умение отключать «внутренний голос»; владение приемами убеждающего и мобилизационного речевого воздействия и др.
Именно деятельность по охране общественного порядка обуславливает требования к личностным качествам офицеров частей МВД Российской Федерации. Важнейшим условием формирования личностных качеств офицера правоохранительных органов является наличие лидерских, политических и морально-нравственных качеств. Эти качества должны составлять единое целое.
Необходимость синтеза политических и лидерских качеств объясняется следующим. Современная обстановка в силовых структурах характеризуется, помимо прочего, усилением идеологической компоненты. Однако организация, руководство и управление, не опирающиеся на лидерство, не будут
эффективными инструментами проведения в жизнь идеологических концептов. Доминирование исключительно идеологической составляющей ведет к подмене подлинно лидерских качеств административными. Так, американские психологи считают, что без лидерства все технологии в мире становятся неэффективными.
Нельзя рассматривать лидерство и отрыве от деятельности, от профессиональной принадлежности. Профессия офицера сама по себе является лидерской,поскольку предполагает реализацию качеств лидера (вести за собой, увлекать, без принуждения направлять поведение и др.). Парадокс часто проявляется в том, что наиболее успешными оказываются те офицеры, которые не стремятся к лидерству. Это связано с тем, что лидерство офицера - специфическое лидерство. Его специфика обусловлена характером и направленностью той ведущей деятельности, условиями, в которых она протекает. Деятельность офицера МВД специфична, также и специфично и его лидерство. Оно не может быть исчерпывающе охарактеризовано качествами, применимыми для гражданских областей деятельности. Например, такие качества, как способность к сотрудничеству, эмоциональная устойчивость, тактичность, деликатность, общительность, психологическая и интеллектуальная пластичность, самокритичность, инициативность, педагогический такт, необходимы, но недостаточны для того, чтобы офицер МВД воспринимался как лидер. Также неприемлем для офицера «менеджерский» подход к лидерству, зачастую сводящий лидерство главным образом к способам влияния, доминирования и подчинения. Возникает вопрос: а чем же тогда отличается этот тип лидерства от лидерства так называемого альфа-самца, проще говоря, вожака в стае животных? Можно утверждать, что, по сути, ничем.
Необходимость синтеза морально-нравственных и лидерских качеств обусловлена спецификой профессии офицера, независимо от его ведомственной принадлежности. Специфика этой деятельности в том, что органы МВД действуют не против внешнего врага, а занимаются охраной общественного порядка, зачастую применяя силу против граждан собственной страны. Это право дано им законом, и насилие здесь полностью легитимно.
Вместе с тем право применять силу против собственных граждан должно опираться не только на формальную законность и легитимность, но и на искреннее внутреннее согласие подчиненных, принятие ими нравственной правоты не только закона, но и личности, гражданской позиции, убеждений того офицера, кто непосредственно, «здесь и сейчас», в данный конкретный момент отдает приказ на подавление беспорядков. В этих условиях личностный фактор как моральная, нравственная составляющая лидерства приобретает по настоящему решающее значение. Это обуславливается следующими причинами:
- исключительной важностью личностного, человеческого фак-
Лидеры разных поколений
тора в условиях противостояния в ходе мероприятий по охране общественного порядка. Тот, кто отдает непосредственный приказ на применение силы для охраны общественного порядка и государственного строя против вооруженной толпы, должен иметь в глазах подчиненных не только административный, но и личностный, нравственный, моральный авторитет. Этот авторитет должен быть непререкаем. Проще говоря, такого офицера подчиненные должны не только бояться, но и любить. Они должны быть готовы отдать за него жизнь. Это так, поскольку в данном случае речь идет именно о жизни как офицера МВД, так и его подчиненных. Здесь человеческая любовь и уважение к офицеру являются по-настоящему залогом сохранения их собственных жизней;
- высокой степенью персонифицирован-ности мероприятий по охране общественного порядка. Именно фигура офицера МВД является тем «фокусом»,
на котором сходятся чувства как военнослужащих, так и протестующих. Эти чувства представляют собой смесь ненависти, сомнений, надежд, страхов, ожиданий. Каждый момент эта «гремучая смесь» может взорваться насильственными действиями с непредсказуемыми последствиями. В этих условиях все так называемые позитивные установки, характерные для мирного времени, а также неоправданно универсальные «лидерские черты» «эффективных руководителей» как минимум бесполезны;
- чрезвычайной степенью опасности для жизни и социального статуса сотрудников правоохранительных органов в случае победы дезорганизующих сил. Это подтверждается событиями зимы 2013-2014 года в Киеве;
- «прозрачностью», публичностью мероприятий по охране общественного порядка, даже если они не закончились трагически. Благодаря современным средствам видеофиксации сохранить анонимность сотрудников правоохранительных органов практически невозможно, что опять же продемонстрировали события цветных революций. В этом случае человеческие, нрав-
Будущим правоохранителям есть у кого учиться лидерским качествам
ственные, моральные качества лидера - офицера МВД, без преувеличения, сохранят ему жизнь.
В этих условиях лидерство офицера МВД должно быть особым, специфичным. Пути формирования такого лидерства, видимо, еще предстоит исследовать. Вероятно, они будут связаны с синтезом трех типов лидерства - «вождистского», «организаторского» и «фронтового». Эти типы известны в нашей истории. Первый тип лидерства персонифицируется в образе «лидера-ха-ризматика» и базируется в основном на идеологической риторике, внушении, устной агитации, культивировании трудового и боевого героизма как повседневной нормы жизни, а также репрессивных мерах. Второй тип - «лидер-организатор» - базируется на выдающихся организаторских и административных способностях. Третий тип - «лидер-фронтовик». Он появляется из гущи самой жизни, и сформировать его может только война. Его качества чрезвычайно многообразны. Сущность этого типа лидерства составляют личностная целостность и гражданская позиция, основанные на осознании себя победителем.
Так, «лидеры-фронтовики» послевоенного поколения являлись носителями как формального, так и неформального авторитета. Ареной их лидерства были не только казарма и плац, но и структуры повседневности - двор, дом, улица, кружки, местные органы власти. «Лидеры-фронтовики» лишены самоощущения «жертвы» «исторической несправедливости» и др. Таким образом, в их Я-концепции полностью отсутствовала виктимность. Лидерские качества таких людей включали в себя социальную уверенность в себе, в своей правоте, привычку к самостоятельному принятию решений, инициативе, готовности к лишениям и жертвам, простоту в общении, самостоятельность, справедливость, подлинный гуманизм, коллективизм, скромность и высочайший профессионализм, преданность и любовь к людям и своему делу.
Именно этот тип лидерства своей жизненной позицией, самостоятельностью после Великой Отечественной войны на короткое время вытеснил из армии «лидеров-вождистов». Также немаловажно, что поколение фронтовиков было удивительно демокра-
тичным и гуманистичным, о чем вспоминают все, кому довелось служить в Советской Армии в послевоенные годы. К сожалению, синтез описанных выше типов лидеров формируется в результате социальной нестабильности, что крайне нежелательно.
Однако современные социально-психологические реалии таковы, что имеются основания утверждать, что лидеры - офицеры правоохранительных органов будут формироваться главным образом под влиянием корпоративной специфики и корпоративной замкнутости.
Таким образом, реализация психолого-педагогических путей формирования лидерских качеств будущего офицера правоохранительных органов в процессе адаптации к условиям профессиональной деятельности будет способствовать повышению интереса к процессу обучения, воспитанию, развитию, психологической подготовки в процессе профессионального самосовершенствования, реальному, а не отвлеченному от реальности саморазвитию, формированию зрелого и профессионально компетентного защитника правопорядка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин И.А., Гожиков В.Я., Караяни А.Г. Психолого-педагогические проблемы развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66). С. 140-148.
2. Бадаев А.Г., Усачева И.В. Социально-психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 186-188.
3. Биочинский И.В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результаты // Известия МЦ по и КНИ. 1996. № 4. С. 147-152.
4. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе самообразования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 20 с.
5. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 45 с.
6. Киевский А.В. Воспитание лидерских качеств у сержантов курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. 23 с.
7. КиселеваЛ.Е. Развитие лидерских качеств руководителей горрайорганов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 297 с.
8. Китов А.И. Управление поведением воинов и воинского коллектива - важная проблема войсковой практики // Труды Высшей политической академии. 1968. Вып. 60. С. 318-348.
9. Козолуп С.А. Социально-психологические трудности управленческого взаимодействия молодых офицеров с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 186 с.
10. Тенитилов С.В. Основные проблемы профессиональной подготовки офицеров в вузах Министерства обороны // Вестник Военного университета. 2007. № 5. С. 72-78.
11. Савич В.В., Митасова Е.В., Некрасова Е.А. Проблемное поле образовательного процесса курсов повышения квалификации специалистов пихологической работы силовых структур // Военная мысль. 2016. № 9. С. 54-62.
REFERENCES
1. Alexin I.A., Gozhikov V.Ya., Karayani A.G. (2017) Psixologo-pedagogicheskie problemy' razvitiya tvorcheskoj aktivnosti budushhix oficerov v uchebnoj i voenno-nauchnoj deyatel'nosti [Psychological and pedagogical problems of development of creative activity of future officers in educational and military-scientific activities]. World of education - education in the world. No. 2 (66). Pp. 140-148. (In Russian).
2. Badaev A.G., Usacheva I.V. (2017) Social'no-psixologicheskoe issledovanie professional'noj identichnosti vy'pusknika obrazovatel'nogo uchrezhdeniya MVD Rossii [Socio-psychological research of professional identity of a graduate of an educational institution of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. No. 1. Pp. 186-188. (In Russian).
3. Biochinskij I.V. (1996) Vospitanie v vuze MVD: process i rezul'taty. [Education in the University of the Ministry of internal Affairs: process and results]. Izvestiya MCpo I KNI. No. 4. Pp. 147-152. (In Russian).
4. Val'kov A.V. (2015) Razvitie liderskix kachestv kursantov vuzov vnutrennix vojsk MVD Rossii v processe samoobrazovaniya [Development of leadership qualities of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia in the process of self-education]. PhD thesis. Saint Petersburg. 20 p. (In Russian).
5. Evtixov O.V. (2015) Formirovanie professional'noj kompetentnosti kursantov v obrazovatel'noj srede vuza pravooxranitel'ny'x organov [Formation of professional competence of cadets in the educational environment of the University of law enforcement agencies]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Krasnoyarsk. 45 p. (In Russian).
6. Kievskij A.V. (2002) Vospitanie liderskix kachestv u serzhantov kursantskix podrazdelenij vuzov vnutrennix vojsk MVD Rossii [Education of leadership qualities in sergeants of cadet divisions of higher education institutions of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Abstract of PhD thesis, Saint Petersburg. 23 p. (In Russian).
7. Kiseleva L.E. (2011) Razvitie liderskix kachestv rukovoditelej gorrajorganov vnutrennix del v processe professional'no-psixologicheskoj podgotovki [Development of leadership qualities of heads of city bodies of internal Affairs in the process of professional and psychological training]. PhD thesis. Moscow. 297 p. (In Russian).
8. Kitov A.I. (1968) Upravlenie povedeniem voinov i voinskogo kollektiva - vazhnaya problema vojskovoj praktiki [Managing the behavior of soldiers and military personnel is an important problem of military practice]. Proceedings of the Higher political Academy. Issue 60. Pp. 318-348. (In Russian).
9. Kozolup S.A. (2009) Social'no-psixologicheskie trudnosti upravlencheskogo vzaimodejstviya molody'x oficerovs voennosluzhashhimi, proxodyashhimi voennuyu sluzhbu po kontraktu [Socio-psychological difficulties of managerial interaction of young officers with military personnel undergoing military service under the contract]. PhD thesis. Moscow. 186 p. (In Russian).
10. Tenitilov S.V. (2007) Osnovny'e problemy' professional'noj podgotovki oficerov v vuzax Ministerstva oborony [Main problems of professional training of officers in higher education institutions of the Ministry of defense]. Bulletin of the Military University. May. Pp. 72-78. (In Russian).
11. Savich V.V., Mitasova E.V., Nekrasova E.A. (2016) Problemnoe pole obrazovatel'nogo processa kursov povy'sheniya kvalifikacii specialistov pixologicheskoj raboty' silovy'x struktur [Problem field of the educational process of advanced training courses for specialists in pichological work of power structures]. Military thought. No. 9. Pp. 54-62. (In Russian).