УДК 37.035
Kozhevnikov D.M., postgraduate, Department of Pedagogy, Military University (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS IN MODERN CONDITIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article deals with psychological and pedagogical problems in formation of leadership qualities in military education. It is assumed that the origins of this problem are due to the technocratic approach to education in general, originating in the industrial socio-economic structure of the twentieth century. The necessity of transition to a leading paradigm in military education, the development of a holistic psychological and pedagogical concept of military leadership, the search and justification of pedagogical ways of forming leadership qualities of cadets of military universities, scientifically based criteria and indicators of the formation of these qualities is argued. The ways of practical use of well-known approaches to the study of leadership in the pedagogical practice of military education are proposed. The author concludes that it is necessary to lay and form leadership qualities already during the training period through systematic integrated interaction of all structural units of a military university.
Key words: leadership, leadership qualities, formation, pedagogical ways.
Д.М. Кожевников, соискатель, Военный университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье речь идет о психолого-педагогических проблемах формирования лидерских качеств курсантов в условиях современного военного образования. Предполагается, что истоки данной проблематики обусловлены технократическим подходом к образованию в целом. Утверждается необходимость перехода к опережающей парадигме в военном образовании, разработки целостной психолого-педагогической концепции военного лидерства, поиска и обоснования педагогических путей формирования лидерских качеств курсантов военных вузов, научно обоснованных критериев и показателей сформированности этих качеств. Предлагаются пути практического использования в педагогической практике военного образования известных подходов к изучению лидерства.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, формирование, педагогические пути.
Актуальность данной проблематики обусловлена возросшими требованиями к сформированным в ходе обучения военно-профессиональным качествам специалистов. Прежде всего это касается качеств, которые необходимы для сплочения воинских коллективов в процессе решения служебно-боевых задач.
Цель данной статьи - выявить и охарактеризовать основные психолого-педагогические проблемы формирования лидерских качеств курсантов в современных условиях.
Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать основные проблемы формирования лидерских качеств курсантов в ходе образовательного процесса, провести анализ педагогического процесса формирования лидерских качеств курсантов, определить направления совершенствования процесса формирования лидерских качеств курсантов.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в учреждениях военного образования.
Формирование строго определенных качеств личности на уровне конкретных педагогических технологий выступило одной из центральных задач, стоящих перед отечественной педагогикой. Тем не менее, несмотря на амбициозную задачу «воспитания нового человека», самого «педагогического проектирования человека» как технологии и института такого проектирования так и не было создано. Воспитанием «нового человека» занимались, как правило, политические деятели или деятели культуры, то есть люди, по роду своих занятий не имеющие непосредственного отношения к педагогике. Сами проекты были во многом произвольными, недостаточно конкретными, чаще всего фантастическими и никогда не реализовывались действительно адекватно, несмотря на то, что эта важнейшая задача решалась в обществе, в котором были выработаны в целом эффективные механизмы «социальной инженерии» и сознательного управления развитием людей. Вместе с тем еще в 1924 г Л.Д. Троцкий писал: «В области педагогики, т.е. в области сознательной обработки человека, люди учились, пожалуй, еще более «вслепую», чем в других областях. Общественная жизнь человека слагалась стихийно. Но и сам человек есть стихия. Только постепенно он прилагает критику разума к себе самому Педагогическое воздействие на чело-
века шло, как сказано, вслепую. Человек, как животный вид, развивался в естественных условиях не по плану, а стихийно, и накопил в самом себе много противоречий. Это существо ... еще весьма нескладное. Если взять психику человека, ненужных «отростков», от которых происходят всякие заболевания, духовные аппендициты, у него их сколько угодно. Но рано или поздно будут созданы условия для научного подхода к человеку. А он в таком подходе нуждается» [8]. В целях иллюстрации остроты и длительности проблемы педагогического формирования качеств личности приведём две цитаты, относящиеся к 1920-м и 1960-м годам. Первая принадлежит военному психологу В.М. Хвостову, вторая - ПП. Щедровиц-кому. Для наглядности цитаты приведены в виде таблицы 1.
Нетрудно заметить, что эти взгляды, господствующие в педагогике с 1920-х до 1960-х гг., отражали технократический подход к формированию личности. Он заключался в том, что к образованию подходили как к производственной отрасли, ориентированной на текущие потребности, игнорируя опережающий характер образования в принципе. И.А. Алёхин подчеркивает: «Изучение теории и практики развития военного образования показывает, что оно повторяло все ошибки и просчеты профессионального образования в стране, а иногда даже усиливало их действие с присущей ему военной пунктуальностью. В результате разработанные новые методы, средства, способы и даже технологии обучения и воспитания военных кадров натыкались на нерешенные общие проблемы, направленность которых не позволяла эффективно реализовывать нововведения» [1]. В таком подходе педагогика выступала в роли, суть которой в 1930-х гг была выражена так: «Педагогика. является политикой в области обработки людей людьми» [7]. Эта парадигма была ориентирована на формирование хороших работников-исполнителей. Что же касается формирования и воспитания лидеров в сложноор-ганизованном обществе, то на эту задачу технократический подход ориентирован не был. Одна из причин такого положения в том, что образовательный процесс в военных вузах проходит в русле описанной выше технократической парадигмы. Вследствие чего формирование лидерских качеств в военных вузах представляет собой педагогическую проблему, основанную на противоречии между необходимостью формирования у будущих офицеров лидерских качеств и строго регламентированными условиями образовательной среды вуза, которые не всег-
Таблица 1
1920 г. 1968 г
«Когда мы желаем вызвать не отдельное действие человека в определенный момент, а систему его действий и сейчас, и завтра, и через год при различных условиях и в разнообразной обстановке, и притом систему действий не случайных по своему содержанию, а заранее определенных, планомерных и в пределах законов вероятности - неизбежных, мы должны создать устойчивые, заранее известные для нас содержания психических и моральных свойств лица, определяющие его «натуру», его интеллектуальную и моральную сущность. Воспитание человека заключается в создании таких жизненных условий и такой внешней обстановки, при которых он неизбежно воспринимает впечатления, желаемые с точки зрения воспитателя, и огражден от впечатлений, признаваемых вредными. Воздействие сил, вызывающих указанные впечатления, должно проходить в известной последовательности, быть повторным и в большей или меньшей степени - длительным» [9] «Когда мы с точки зрения этих необходимых требований педагогической работы рассматриваем психологические знания, то обнаруживаем, что многие ведущие психологи в рамках своих теоретических систем вообще отрицают возможность практических влияний и воздействий на ход развития внутренних свойств и качеств «человека», а те, кто признает принципиальную возможность таких влияний, до сих пор не могут ответить на вопросы: 1) чем «внутри» человека обусловлены те или иные изменения в его поведении и деятельности, 2) на что «внутри» человека мы воздействуем в процессе обучения и воспитания, 3) какие именно изменения мы вызываем своими воздействиями, 4) как нужно воздействовать в процессе обучения и воспитания, чтобы получить определенные, заранее заданные изменения в поведении и деятельности человека. Поскольку не было такой социальной задачи, то, естественно, не вырабатывались (или вырабатывались очень медленно) и те научные знания, которые необходимы для ее решения. По сути дела, никто в нашей педагогике не занимается ни проектами человека будущего, ни методами такого проектирования» [10]
Таблица 2
Подход к изучению лидерства Достоинства для ФЛКК в вузах Недостатки для ФЛКК в вузах
1.»Харизматический подход», «Теория черт» -Человека как лидера определяют исключительно его личные качества Дает возможность преподавателю совершенствовать свои суггестивные умения и харизматические качества, а также элементы имиджа. Помогает формировать лидерские качества обучающихся посредством личного примера. Позволяет формировать ЛК курсантов, опираясь на примеры выдающихся военных лидеров Большое количество качеств лидера не позволяет создать их исчерпывающий перечень, необходимый для классификации и систематизации. Индивидуальные черты лидера считаются врожденными свойствами и характеристиками, статическими образованиями, лишёнными развития, методы их формирования не описаны
2. «Ситуационный подход». Лидерство - это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации. Каждая ситуация способна выдвинуть своего «ситуативного» лидера. Лидерство связывается с решением задачи и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы Моделируя в процессе занятия различные ситуации, позволяет педагогу раскрывать лидерский потенциал всех обучающихся и расширять ролевой репертуар у лидеров. Позволяет педагогу развивать лидерские качества курсантов в тех областях деятельности, в которых у него уже есть способности Несет в себе неожиданные проблемные ситуации для педагога, поскольку лидер сам может овладеть ситуацией, направить развитие событий в нужное ему русло. Неприменим в больших группах и организациях, где много изменяющихся ситуаций. Необходимо проектировать большое количество педагогических ситуаций
3. Функционально-ролевой подход выделяет важные функции лидерства -планирование, контроль, поощрение и наказание, создание примера и др. Помогает педагогу провести в коллективе курсантов типологию лидеров по типу взаимодействия с группой: «генератор идей», «синтезатор», «коммуникатор», «организатор» и «дипломат» и т.д. Упрощает сложный процесс формирования ЛК, сводя его к жестким категориям. Укрепляет иерархическую среду курсантских коллективов, которая не всегда носит конструктивный характер
4. Поведенческий подход. Согласно поведенческому подходу, эффективность лидера определяется не его личностными качествами, а манерой поведения по отношению к подчиненным Данные подхода позволяет педагогу разработать и провести тренинг лидерства, а также формировать у курсантов навыки уверенного поведения перед аудиторией, особенно во время публичных выступлений Сводит лидерство к внешним проявлениям. Внутренние механизмы формирования лидерства оставляет без внимания. Тренинг «усредняет» лидеров, делая их поведение одинаковым
да способствуют формированию этих качеств. В этом особенность обучения в военном вузе - формирование качеств лидера имеет меньший приоритет, чем формирование качеств исполнителя. Но даже если педагогический процесс ориентирован на формирование хорошего исполнителя, то, как показывают исследования, лидерские качества у определенной части курсантов все равно будут развиваться. Однако это будет происходить не просто стихийно, но, во-первых, бессистемно, во-вторых, не благодаря, а, скорее, вопреки неправильным педагогическим воздействиям, в-третьих - в сторону отрицательного лидерства, эгоцентрической направленности. В любом случае такое лидерство будет лишено важнейшей составляющей - нравственной. Проблема формирования лидерских качеств курсантов также связана с отсутствием единой педагогической парадигмы (концепции) военного лидерства в целом, на основе которой можно формировать лидерские качества курсантов («лидерскую профессиограмму») [2]. В силу этого реализация методов, приемов, средств формирования лидерских качеств курсантов, носит фрагментарный, бессистемный характер.
Проблема усугубляется тем, что, руководствуясь известными теориями лидерства в образовательном процессе военного вуза, мы не можем решить педагогическую проблему, а именно: какие качества формировать в курсанте, чтобы он состоялся не только как руководитель, но и лидер воинского коллектива. Схожую проблематику отмечают и другие исследователи [4; 5]. Иными словами, не совсем ясно, какими именно способами, методами, приемами преподавателю, в том числе не служившему в вооруженных силах, формировать лидерские качества курсантов. Проанализировав психологические подходы к лидерству и педагогическую практику формирования лидерских качеств в военных вузах, мы составили следующую табл. 2. С ее помощью преподаватель военного вуза может применить основные идеи психологии к педагогической практике формирования лидерских качеств курсантов.
Лидерство - сложный социально-психологический феномен, социально-психологические процессы в воинских коллективах значительно сложнее, чем в гражданской сфере. Лидерство здесь не сводимо к простой (даже примитивной)
Рис. 1. Формирование лидерских качеств как психолого-педагогическая проблема
«менеджерской» схеме «доминирования - подчинения» или «ситуационному лидерству». В условиях воинской деятельности доминирующая личность реализует не столько лидерство в малой группе, сколько организационную власть. Лидер воинского коллектива всегда решает сложную психолого-педагогическую проблему поддержания баланса между стабильностью и развитием группы, постоянно разрешая многочисленные межличностные ситуации, сложности и специфичности которых может «позавидовать» любой педагог. На практике офицер-лидер -не «великий человек» (теория черт) или «марионетка группы» (ситуационная теория), а «драматический герой», воплощенное противоречие. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование лидерских качеств будущих офицеров - комплексная междисциплинарная проблема. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания единой научно обоснованной педагогической парадигмы военного лидерства, обусловленной отечественным культурно-историческими особенностями и традициями, а не в разработке и реализации большого числа разнообразных программ, проектов и противоречащим друг другу обра-
Библиографический список
зовательных инициатив, заимствованных из зарубежных источников (см.: [3; 6]). Также не стоит забывать, что многоуровневая система обучения офицеров науке лидерства и управления (армейский комсомол, партийно-политические школы и академии, педагогические факультеты) разрушена и на сегодняшний день так и не восстановлена. Закладывать и формировать эти качества необходимо уже в период обучения путем систематического комплексного взаимодействия всех структурных подразделений военного вуза. В целом проблему ФЛК курсантов в схематичном виде можно представить следующим образом (рис. 1):
Научная новизна статьи заключается в вычленении новых составляющих проблемы формирования лидерских качеств курсантов в современных условиях, подлежащих дальнейшему исследованию. Теоретическая значимость статьи заключается в раскрытии специфических особенностей и противоречий педагогического процесса формирования лидерских качеств курсантов. Практическая значимость - в определении путей практического применения подходов к анализу лидерства в педагогической практике.
1. Aлехин ИА Опережающий характер развития образования - это прогрессивно? Мир образования - образование в мире. 2014; № 1 (53): б.
2. Aлехин ИА, Караяни A.r. Проектирование технологии подготовки кадров в системе военно-профессионального образования. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (б8): 147 - 148.
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск: Техно-принт, 2000.
4. Маслянов Н.Н. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.
5. Олесик ЛА Лидерские качества, требуемые от офицера России для ведения общевойскового боя, - основы профессионального «Я». Вестник Московского университета МВД России. 2017; № 4: 240.
6. Панфилова E.A. Индустриальная и постиндустриальная парадигмы воспитания лидеров в педагогике ^A. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2012.
7. Свадковский И.Ф. Методологические основы марксистко-ленинской педагогики. - Московский исследовательский институт научной педагогики. Проблемы марксист-ко-ленинской педагогики. Государственное учебное педагогическое издательство. Москва, 1931; Выпуск 4: 34.
8. Троцкий Л.Д. Несколько слов о воспитании человека. Вопросы культурной работы. Москва: ГИЗ, 1924: 1б.
9. Хвостов В.М. Социальная психология и военное воспитание. Военно-педагогический журнал. 1920: № 1-2: 71 - 7б.
10. Щедровицкий ГП. Система педагогических исследований: методологический анализ). Available at: https://www.fondgp.ru/publications
References
1. Alehin I.A. Operezhayuschij harakter razvitiya obrazovaniya - 'eto progressivno? Mirobrazovaniya- obrazovanie v mire. 2014; № 1 (53): б.
2. Alehin I.A., Karayani A.G. Proektirovanie tehnologii podgotovki kadrov v sisteme voenno-professional'nogo obrazovaniya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 4 (б8): 147 - 148.
3. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcov pedagogicheskogo iskusstva. Minsk: Tehnoprint, 2000.
4. Maslyanov N.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya gotovnostikursantov kliderstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.
5. Olesik L.A. Liderskie kachestva, trebuemye ot oficera Rossii dlya vedeniya obschevojskovogo boya, - osnovy professional'nogo "Ya". Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017; № 4: 240.
6. Panfilova E.A. Industrial'naya i postindustrial'naya paradigmy vospitaniya liderov v pedagogike SShA. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2012.
7. Svadkovskij I.F. Metodologicheskie osnovy marksistko-leninskoj pedagogiki. - Moskovskij issledovatel'skij institut nauchnoj pedagogiki. Problemymarksistko-leninskojpedagogiki. Gosudarstvennoe uchebnoe pedagogicheskoe izdatel'stvo. Moskva, 1931; Vypusk 4: 34.
8. Trockij L.D. Neskol'ko slov o vospitanii cheloveka. Voprosy kulturnojraboty. Moskva: GIZ, 1924: 1б.
9. Hvostov V.M. Social'naya psihologiya i voennoe vospitanie. Voenno-pedagogicheskijzhurnal. 1920: № 1-2: 71 - 7б.
10. Schedrovickij G.P. Sistema pedagogicheskih issledovanij: metodologicheskij analiz). Available at: https://www.fondgp.ru/publications
Статья поступила в редакцию 22.11.21
УДК 378
Belova S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Technology and Management Kalmyk State University (Elista, Russia),
E-mail: [email protected]
Mandzhieva A.O., postgraduate, teaching assistant, Department of Construction, B.B. Gorodovikov Kalmyk State University (Elista, Russia),
E-mail: [email protected]
HUMANITARIAN COMPONENT PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE ENGINEER. The article is dedicated to issues of humanitarization of vocational education. The methodological foundations of the study of the issues of the humanitarian content of engineering education in the context of interdisciplinarity are considered. The phenomenon of humanitarianism is revealed through the ideas of existentiality, spirituality and the integrity of human existence. The proposed conclusions concerning the principles of constructing and selecting the humanitarian component of the content of professional education of future engineers are made on the basis of an analysis of the existing practice of training specialists in the system of higher professional education, as well as an analysis of the subject, humanitarian-anthropological and cognitive approaches. The article outlines the main directions of research on the issues of professional education of future engineers, taking into account the understanding of the modern educational space. The emphasis is on the experience of metacognitive processes ("thinking about thinking") as a humanitarian component of the content of professional education of future engineers.
Key words: vocational education, research methodology, subjective approach, humanitarian approach, cognitive approach, thinking.
С.В. Белова, д-р пед. наук, проф., Калмыцкий государственный университет, имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: [email protected]
А.О. Манджиева, аспирант, асс., Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста, E-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Статья посвящена проблеме гуманитаризации профессионального образования. Рассмотрены методологические основы исследования вопросов гуманитарного содержания инженерного образования в контексте междисциплинарности. Феномен гуманитарности раскрыт через идеи экзистенциальности, духовности и целостности человеческого бытия. Предлагаемые выводы, касающиеся принципов построения и отбора гуманитарного компонента содержания профессионального образования будущих инженеров, сделаны на основании анализа существующей практики подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, а также анализа субъектного, гуманитарно-антропологического и когнитивного подходов. В статье обозначены