]=ТГГ ilfi
1 ^шМГЩЖЕ
А. В. ЗАЙЦЕВ, Н.В. ЗУБРИЦКАЯ
A.V. ZAITSEV, N.V. ZUBRITSKAJA
ВОСПИТЫВАЯ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО
КОМАНДИРА
RAISING THE QUALITY OF THE FUTURE COMMANDER
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
LEADERSHIP QUALITIES TRAINING FOR MILITARY NAVAL SCHOOLS CADETS
Ф
Сведения об авторах: Зайцев Александр Васильевич — старший научный сотрудник отдела (исследования проблем военного образования и подготовки специалистов для ВМФ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: zacovl950 @yandex. ru);
Зубрицкая Нина Владимировна — старший научный сотрудник Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат философских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: NinaZubr@yandex. ru).
Аннотация. В статье предлагаются к рассмотрению психолого-педагогические и организационно-методические аспекты формирования лидерских качеств у курсантов высших военно-морских учебных заведений.
Ключевые слова: лидерские качества, формирование, курсанты, высшие военно-морские учебные заведения.
Information about the authors: Alexander Zaitsev — senior researcher (research problems of military education and training for the Navy) VUNTS Navy «Naval Academy», retired Colonel, candidate of military Sciences, Professor (St. Petersburg. E-mail: zacovl950 @yandex. ru); Nina Zubritskaya — senior researcher at the Military Institute (Naval) VUNTS Navy «Naval Academy», PhD, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: NinaZubr @yandex. ru)
Summary. The article presents some questions about leadership qualities training for military naval schools cadets.
Keywords: leadership qualities, cadets, military naval schools, training.
Динамика общественного развития на современном этапе актуализирует проблему лидерства, формируя своеобразный социальный заказ на лидерство, востребует лидеров в различных сферах жизнедеятельности общества — политике, управлении, образовании, подготовке управленческих кадров и так далее.
Задача формирования лидерских качеств у военных кадров, в том числе и у курсантов обра-
зовательных организаций Военно-Морского Флота, вытекает из требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Обладание только должностными и властными полномочиями, необходимым уровнем профессиональной компетентности в настоящее время уже не-
достаточно для того, чтобы быть хорошим командиром. Эффективное управление подчиненными предполагает наличие у командира ярко выраженного лидерского влияния. Оно проявляется в его способности мотивировать, убеждать, вдохновлять подчиненных, брать на себя ответственность, организовывать, вести за собой на решение значимых для подразделения задач в самых различных и, особенно, экстремальных
ситуациях, ситуациях неопределенности, риска, отсутствия отработанного и общепринятого алгоритма профессионального поведения и действия. Необходимость формирования лидерских качеств у командиров воинских подразделений подтверждается всем опытом участия российских военнослужащих в различных локальных конфликтах, операции в Сирийской Арабской Республике, других контртеррористических операциях.
В западной и отечественной социальной психологии выдвинуто значительное количество теорий, стремящихся объяснить суть и происхождение феномена лидерства (теория черт лидера, ситуативная теория лидерства, системная теория лидерства, теория харизматического лидерства, теория преобразующего лидерства, концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера...). Однако общепризнанной теории на сегодняшний день нет, что является подтверждением сложности и многогранности феномена лидерства, изучаемого представителями различных областей научного знания — психологами, социологами, политологами.
В научной литературе существует множество определений понятия «лидер» (от англ. leader — «ведущий, первый, идущий впереди»). В большинстве из них отмечаются следующие характерные черты феноменов «лидер» и «лидерство»:
— лидерство — это социально-психологическое явление, относящееся к динамическим процессам в малой группе;
— выдвижение лидера всегда связано с необходимостью решения важных для жизнедеятельности группы задач;
— группа признает за лидером право, в силу его деловых и личностных качеств, принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях при достижении групповых целей;
— нормы и ценностные ориентации лидера соответствуют нормам и ценностным ориента-циям группы, он их олицетворяет и выражает;
— лидер — наиболее авторитетный и влиятельный член группы, играющий центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в ней. На него равняются, за ним идут, он определяет поведение других членов группы.
Принято также различать содержание понятий «лидер» и «руководитель». Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, носящую неофициальный характер, а руководитель — регуляцию официальных отношений в группе. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, благодаря своим деловым и личностным качествам. Его влияние осуществляется за счет признания другими личного превосходства лидера и способности решать значимые для группы задачи. Руководитель как формальный лидер назначается и оказывает влияние на людей с позиции занимаемой должности и юридически закрепленных официальных полномочий.
Руководитель может одновременно выступать и в роли неформального лидера, а неформальное лидерство в определенных, хотя и весьма ограниченных условиях, способно перерасти в официальное руководство. В настоящее время большинство исследователей сходятся в том, что современный эффективный руководитель должен быть одновременно и лидером в коллективе.
Служебная власть командира, обусловленная его должностными полномочиями, значительно усиливается, если командир дополнительно обладает моральным авторитетом в коллективе, кото-
рый в переводе с латинского языка как раз и означает «достоинство, власть, влияние». В этом случае отношения «командир-подчиненный» начинают строиться не на приказе и страхе наказания, а на силе примера и уважения к командиру, признания его высоких деловых и личностных качеств.
Следует отметить, что если механизм выдвижения неформальных лидеров, в том числе и на уровне воинских коллективов, достаточно полно отражен в научной литературе, то проблема формирования лидерских качеств у курсантов, как будущих руководителей воинских коллективов, требует своего дальнейшего изучения и осмысления.
Специфика формирования лидерских качеств у курсантов высших военных учебных заведений определяется особенностями их будущей профессиональной деятельности и теми требованиями, которые она предъявляет к личности офицера:
— высокой степенью социальной значимости профессиональной деятельности военнослужащих по защите Отечества (чем сложнее и ответственнее в социальном плане решаемые групповые задачи, тем больше сближаются функции руководителя и лидера);
— высоким уровнем личной ответственности за успешность выполнения решаемых задач и жизнь других людей (военно-профессиональная деятельность связана с риском для жизни, с действиями в сложных, непредсказуемых, экстремальных ситуациях, требующих быстрых, самостоятельных и подчас неординарных решений);
— значительными физическими, эмоциональными и информационными нагрузками, наличием витальной угрозы в боевой обстановке, гораздо большей, чем во многих других видах профессиональной деятельности;
— предоставлением профессиональной деятельностью уже
на ранних этапах профессионального становления возможностей гармоничного сочетания каждой личностью функций объекта и субъекта лидерства: в качестве объекта лидерства — уметь подчиняться воле лидера (командира) в рамках требований воинской дисциплины и субординации, в качестве субъекта — самому быть готовым стать лидером при выполнении обязанностей младших командиров подразделений курсантов;
— предоставлением курсантам более широкого, нежели в гражданских вузах, поля деятельности для формирования лидерских качеств на учениях, в ходе военно-специальных игр, практических занятий и тренировок, во время флотской практики и стажировки на учебных и боевых кораблях;
— наличием возможностей формировать лидерские качества на воинских и боевых традициях ВМФ, примерах реальных лидеров, в процессе общения со своими преподавателями, Героями Советского Союза и России, участниками боевых действий, миротворческих операций, морских походов.
С учетом специфики военно-профессиональной деятельности можно дать следующее определение понятия «командир-лидер».
Достижение поставленных перед воинским подразделением целей и задач зависит не только от эффективности действий самого командира, но и от слаженности действий его подчиненных.
Умение выявлять, актуализировать, использовать в интересах всего воинского коллектива лидерский потенциал каждого подчиненного — важное качество командира-лидера, равно как и его умение своевременно выявлять и нейтрализовать действия неформальных лидеров с эффектом негативного воздействия на членов воинского коллектива.
Схема. Памятка курсанту по формированию лидерских качеств
Исходя из особенностей будущей военно-профессиональной деятельности, основными направлениями формирования лидерских качеств курсантов, как будущих командиров воинских коллективов, будут являться:
1. Обоснование значимости развития лидерских качеств курсантов, необходимых им как для успешной военно-профессиональной деятельности, так и для реализации жизненных целей и планов.
2. Повышение уровня теоретической информированности курсантов по проблемам лидерства (ознакомление их с теориями лидерства, средствами формирования и развития лидерских качеств, жизненным путем реальных лидеров).
3. Организация в вузе соревновательной профессионально направленной учебной деятельности курсантов с применением активных и интерактивных методов обучения (ролевых, деловых, военно-специальных игр, кейс-метода, тренингов и пр.), одновременно способствующих формированию лидерских качеств обучающихся:
— высокой активности всех участников образовательного процесса, обусловленной наличием единой цели и общей мотивацией;
— умения работать в команде;
— повышения самооценки;
— снятия психологических барьеров в общении, установления значимых психологических контактов, где мнение каждого принимается и ценится в группе;
— формирования ролевой универсальности, когда каждый участник образовательного процесса может выступать как в роли лидера, так и рядового члена группы в ситуации группового обсуждения и принятия решения;
— развития речи, коммуникативных навыков участников: умения вести дискуссию, убеждать, отстаивать свою точку зрения.
Формирование и развитие лидерских качеств курсантов в военном вузе предполагает решение следующих взаимосвязанных психолого-педагогических и организационных задач:
1. Психодиагностика уровня развитости лидерских качеств курсантов при поступлении в вузы (оценка с помощью тестирования морально-ценностного компонен-
Таблица
План формирования, развития и оценки уровня выраженности
у курсантов лидерских качеств (вариант)
№ п/п Перечень мероприятий Исполнители Сроки проведения
1 Стартовый замер выраженности лидерских качеств у кандидатов в курсанты; информирование зачисленных курсантов об исходном уровне развитости их лидерских качеств Группа психологической работы В процессе профотбора кандидатов на учебу
2 Знакомство курсантов перед началом учебного года с традициями Военно-Морского Флота, посещение музеев, мест Боевой славы, просмотр кинофильмов, проведение Уроков мужества в залах Героев России Руководство вуза, командование факультетов, ветеранские организации, музейные работники В период начальной военно-морской подготовки
3 Вручение курсантам памяток по формированию лидерских качеств Начальники курсов При принятии Военной Присяги
4 Составление курсантами индивидуальных планов формирования лидерских качеств Курсанты 1-го курса В начале обучения в вузе
5 Создание по курсам системы физической подготовки курсантов: 1—2-й курсы — сила, быстрота, выносливость; 3-й, 4-й курсы — рукопашный бой; 5-й курс — игровые виды спорта Кафедра ФП и С, командование факультетов, начальники курсов В течение всего периода обучения
6 Развитие интеллекта, кругозора, культуры поведения (участие в ВНО, олимпиадах,художественной самодеятельности, проведение уроков эстетического воспитания, обучение правилам хорошего тона) Кафедры Г и СЭД, работники культуры, сотрудники музеев, библиотек, клубов, представители духовенства На всех курсах обучения: на занятиях, самоподготовке, в выходные и праздничные дни
7 Решение ситуационных задач и проведение КШУ (КШВИ, ВСИ) в процессе изучения дисциплин по управлению подразделениями в военное время с моделированием экстремальных условий и обстановки, приближенной к боевой Кафедры ОТП, УПД войск (сил), кораблевождения, устройства и живучести кораблей, водолазной подготовки и пр. В разработанных модулях обучения на 3-м, 4-м и 5-м курсах
8 Решение часто возникающих в практической жизни экипажей кораблей ситуационных задач и проведение ВСИ при изучении дисциплин по управлению подразделениями в мирное время Кафедры УПД войск (сил), Г и СЭД, технического и тылового обеспечения В разработанных модулях обучения на 2-м и последующих курсах
9 Комплексное обучение слушателей и курсантов: слушатели — командиры кораблей; курсанты 5-го курса — командиры боевых частей кораблей; курсанты 4-го курса — командиры боевых постов; курсанты 3-го курса — старшины команд, номера боевых расчетов Командование вуза На учениях, в ходе проведения КШВИ, ВСИ, практических занятий на учебных и боевых кораблях
10 Развитие способностей по установлению и поддержанию адекватных отношений в коллективе, разрешению конфликтных ситуаций, сплочению воинских коллективов (коммуникативные тренинги, тренинги групповой сплоченности, разрешения конфликтов, аутотренинги) Психологи группы психологической работы На занятиях в ходе психологического сопровождения образовательного процесса
11 Ежегодный мониторинг, наглядное отображение в индивидуальных графиках и доведение до каждого курсанта его персонального рейтинга и уровней развитости лидерских качеств с последующим отражением достигнутых результатов в выпускных аттестациях Психологи группы психологической работы, начальники курсов В начале каждого учебного года и перед выпуском из вуза
та личности, интеллектуальных, организаторских, коммуникативных и адаптационных способностей, эмоционально-волевых качеств с доведением ее результатов до каждого курсанта с целью выработки мотивации к их совершенствованию).
2. Психологическое сопровождение процесса развития лидерских качеств, включающее формирование и развитие комплекса нравственно-ценностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, организаторских и коммуникативных способностей курсантов.
3. Формирование групп динамического наблюдения из числа курсантов, испытывающих трудности военно-профессиональной адаптации и обучения в вузе, их углубленное социально-психологическое и психофизиологическое обследование с целью оказания необходимой психологической помощи, разработка индивидуальных рекомендаций, коррекция и контроль функционального состояния.
4. Проведение развивающих социально-психологических тренингов и ролевых игр с курсантами (коммуникативных умений, разрешения конфликтов, групповой сплоченности, личностного роста и др.), обучение навыкам преодоления стрессов, способам психической саморегуляции (активная и пассивная мышечная релаксация, аутотренинг и др.).
5. Разработка психологами научно обоснованных рекомендаций командованию вузов, непосредственным командирам, профессорско-преподавательскому составу по перспективам развития у курсантов лидерских качеств.
Положительную роль в формировании лидерских качеств также играет вовлечение курсантов в активные занятия различными видами спорта. Марш-броски, марафоны, лыжные соревнования, шлюпочные походы — все это
формирует у курсантов высокую физическую и функциональную работоспособность, развивает морально-волевые качества, способствует обретению авторитета и статуса лидера в воинском коллективе.
Важным моментом применения активных и интерактивных методов и форм обучения является то, что знания не получаются в «готовом виде» от преподавателя, а «добываются» самими курсантами под руководством преподавателя путем активного включения их в образовательный процесс.
В данной связи определенную позитивную роль может сыграть вручение каждому курсанту при принятии Военной Присяги представленной на схеме памятки по формированию лидерских качеств, на основе которой курсанты составят соответствующие индивидуальные планы.
Организационно в вузе рекомендуется разрабатывать план формирования, развития и оценки уровня выраженности у курсантов лидерских качеств, включающий перечень спланированных мероприятий, сроки их выполнения и порядок взаимодействия должностных лиц (непосредственных командиров, психологов, преподавателей и др.) по его осуществлению.
Вариант плана формирования, развития и оценки уровня выраженности у курсантов лидерских качеств представлен в таблице.
Общее руководство выполнением плана формирования, развития и оценки уровня выраженности у курсантов лидерских качеств целесообразно возложить на возглавляемую заместителем начальника вуза по военно-политической работе предметно-методическую комиссию (ПМК) в составе командования факультетов, преподавателей ведущих кафедр, начальников курсов, психологов группы психологической работы, представителей учебно-методического отдела,
председателя совета ветеранов, библиотечных и клубных работников.
Заседания ПМК рекомендуется проводить дважды в год:
— перед началом учебного года (до завершения годового планирования) — для стартового (очередного) определения способов формирования лидерских качеств и планирования мероприятий по их развитию, постановки задач и организации контроля их выполнения;
— в завершение осеннего семестра — для подведения промежуточных итогов и корректировки поставленных задач.
Реализация в вузе выше-предложенных мероприятий по опыту их проведения в Военном институте (военно-морском) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в достаточной степени обеспечит формирование личности эффективного руководителя воинского (флотского) коллектива с ярко выраженными лидерскими качествами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации».
2. Картаполов, A.B. Готовность к подвигу// Газета «Аргументы недели». № 12 (656) 28 марта — 03 апреля 2019 г.
3. Фомичева, О. В., Писарен-ко, Г. В., Ивченко, JI. П. О значении лидерства для служебной деятельности военнослужащих контрактной службы// Научный журнал Куб ГАУ. Народное образование. Педагогика. № 107(3), 2015.
4. Зайцев, A.B., Зубриц-кал, Н.В. Формирование и развитие лидерских качеств у курсантов военно-морских учебных заведений: учебное пособие.— СПб.: ВУНЦ ВМФ «BMA», 2016.