Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза'

Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРУППА / КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ / КУРСАНТЫ / МОРСКИЕ ОФИЦЕРЫ / EDUCATION / GROUP / TEAM / LEADER / LEADERSHIP / LEADERSHIP SKILLS / DEVELOPMENT / CADETS / NAVAL OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Фомичева Олеся Валерьевна, Писаренко Григорий Павлович

В статье рассматривается вопрос формирования лидерских качеств у курсантов морских вузов будущих специалистов морского транспортного флота. Особая роль в формировании данных свойств, а также развитии готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза принадлежит организации системной и целенаправленной воспитательной работы. Авторами обоснованы конкретные психолого-педагогические условия, позволяющие обеспечить целенаправленный педагогический процесс по формированию у курсантов будущих морских офицеров развитых лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Фомичева Олеся Валерьевна, Писаренко Григорий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses development of leadership skills of maritime university students future specialists of marine cargo fleet. Organization of systemic and purposive educational work plays significant role in the development of leadership skills, as well as development of readiness for leadership activities of maritime university students. The authors justify specific psychological and pedagogical conditions that support the educational process focused on the development of leadership skills of students future naval officers.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза»

УДК 159.9:355 Ильченко Лариса Петровна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и дизайна Российского государственного социального университета (филиала в г. Анапе)

Фомичева Олеся Валерьевна

кандидат педагогических наук, заведующий делом докторантуры и аспирантуры Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Писаренко Григорий Павлович

старший преподаватель, аспирант Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Ilchencko Larisa Petrovna

D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Head of the Management and Design Department, Russian State Social University (branch in Anapa)

Fomicheva Olesya Valerievna

PhD in Education Science, Head of the Doctoral and Postgraduate Study Department, Admiral Ushakov State Maritime University

Pisarenko Grigory Pavlovich

Senior Lecturer, PhD student,

Admiral Ushakov State Maritime University

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS' LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT IN THE MARITIME UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос формирования лидерских качеств у курсантов морских вузов - будущих специалистов морского транспортного флота. Особая роль в формировании данных свойств, а также развитии готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза принадлежит организации системной и целенаправленной воспитательной работы. Авторами обоснованы конкретные психолого-педагогические условия, позволяющие обеспечить целенаправленный педагогический процесс по формированию у курсантов - будущих морских офицеров развитых лидерских качеств.

Ключевые слова:

воспитание, группа, коллектив, лидер, лидерство, лидерские качества, формирование, курсанты, морские офицеры.

Summary:

The article discusses development of leadership skills of maritime university students - future specialists of marine cargo fleet. Organization of systemic and purposive educational work plays significant role in the development of leadership skills, as well as development of readiness for leadership activities of maritime university students. The authors justify specific psychological and pedagogical conditions that support the educational process focused on the development of leadership skills of students - future naval officers.

Keywords:

education, group, team, leader, leadership, leadership skills, development, cadets, naval officers.

Интересы эффективного экономического развития нашей страны, очевидная потребность гражданского и военного флота в специалистах качественно нового уровня подготовки свидетельствуют о том, что России нужны не просто профессионалы высокого уровня, а профессионалы-лидеры. Ответом на актуальную потребность общества и государства должна стать соответствующая психолого-педагогическая система воспитания курсантов морских вузов. В связи с этим вузам необходимо создать соответствующие психолого-педагогические условия, которые позволят вырастить новое поколение специалистов, обладающих развитыми лидерскими качествами, способных реализовать свой лидерский потенциал в дальнейшем.

Необходимость соблюдения определенных требований, условий в процессе воспитания личности, формирования у нее развитых лидерских качеств и, следовательно, подготовки к осуществлению лидерской деятельности отмечают практически все ученые и исследователи этой проблемы - Л.И. Божович, Т.В. Бендас, Н.И. Болдырев, А.И. Вендов, А.Н. Вырщиков, Н.И. Григорьева, Т.В. Драгунова, Л.Н. Конышева, М.Б. Кусмарцев, Е.В. Кудряшова, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков и другие.

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют термин «условие» как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. ... Требование ..., правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь» [1, с. 839].

Следовательно, психолого-педагогические условия формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров транспортных судов флота - это комплекс психолого-педагогических требований к организации целенаправленного процесса воспитания лидеров в вузе.

Естественно возникает вопрос: каковы условия, при которых возможно формирование готовности к лидерской деятельности?

Анализ работ перечисленных выше ученых и исследователей по проблемам лидерства позволил выделить семь наиболее эффективных психолого-педагогических условий, позволяющих организовать психолого-педагогический процесс формирования у курсантов морского вуза лидерских качеств. Рассмотрим подробнее данные условия.

1 Привлечение внимания курсантов морского вуза к проблеме формирования лидерских качеств

Современная специфика профессиональной деятельности специалиста на судах морского флота предъявляет все больше требований к профессиональной компетенции и готовности командных кадров. Молодой, начинающий морской офицер, зачастую не зная потенциала своих способностей и умений, оказывается в ситуациях, когда необходимо продемонстрировать профессиональные лидерские качества. Следовательно, привлечение внимания курсантов к проблеме формирования готовности к лидерской деятельности - важнейшая задача организации педагогического процесса воспитания курсантов морского вуза.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от всего остального [2]. Р.С. Немов определяет внимание как «состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте» [3].

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано со структурой личности человека, с его интересами, склонностями, призванием. От особенностей внимания зависят и такие ценные качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные черты.

2 Развитие у курсантов интереса к лидерским качествам путем ознакомления и усвоения теории и практики лидерства

В отечественной науке понятие «интерес» трактуется как форма познавательной направленности личности, рассматриваемая в качестве побудителей активности человека [4; 5; 6; 7]. Человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы. В то же время беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интерес. Потребность порождает интерес только тогда, когда на пути ее удовлетворения встречаются какие-либо препятствия.

В различных научных концепциях интерес толкуется неодинаково: как «стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению» (Э. Торндайк); как «врожденное инстинктивное стремление» (У. Мак-Дугалл); как «потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций» (Б.И. Додонов); как «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» (С.Л. Рубинштейн); как «эмоциональное и познавательное отношение» (А.Г. Ковалева); как «динамические тенденции, развивающиеся вместе со всей личностью» (Л.С. Выготский). Так, Л.С. Выготский [8] считал, что интересы не приобретаются, а развиваются (например, во время полового созревания подростков: вместе с появлением полового влечения у них появляются и новые интересы).

По своей связи с объектом интересы делятся на непосредственные, которые напрямую связаны с какой-либо потребностью, и опосредованные, где потребность прослеживается неясно. Так, курсант морского вуза может интересоваться наукой, так как его увлекает какая-либо тема, ему нравится приобретать новые знания, он любознателен, склонен к исследовательской деятельности и получает удовольствие от достигнутых результатов в определенной сфере науки. В другом случае курсант обращается к преподавателю, вызывается участвовать в научно-практических конференциях, исследует определенную тему, готовит доклады и презентации в целях формирования к себе более лояльного отношения преподавателя на экзамене.

Следовательно, формирование лидерских качеств у курсантов морского вуза означает процесс образования совокупности знаний и навыков, мотивов и установок, развития его интереса, придания психическим процессам и свойствам личности таких особенностей, которые обеспечат курсанту возможность позиционировать себя в качестве настоящего лидера и оказывать влияние на членов группы.

3 Максимально эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды морского вуза

В формировании образованного, компетентного офицера морского транспорта, обладающего развитыми лидерскими качествами, велика роль информационно-образовательной среды (ИОС). Возможности ИОС изучали Г.Ю. Беляев, Ж.Н. Зайцева, О.А. Ильченко, Е.А. Климов, Е.И. Ракитина, О.И. Соколова, В.В. Шаравин, В.А. Ясвин и т. д.

Так, Е.А. Климов [9] считает, что «модели педагогических (образовательных) сред наиболее упорядочены и осмыслены с точки зрения влияния на жизненные цели, ум, чувства, характер, поведение человека». О.А. Ильченко [10] под понятием «информационно-образовательная среда» понимает системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса. В.В. Шаравин [11] пришел к выводу, что ИОС - это совокупность (скорее система) различных подсистем, средств обеспечения: информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса приемами, средствами и методами решения образовательных задач, способами приобретения навыков при осмыслении учебного материала.

ИОС морского вуза в интересах формирования лидерских качеств:

- организует воспитательный процесс на системной основе;

- обеспечивает достижение системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования;

- обеспечивает формирование развитых лидерских качеств благодаря широкому спектру возможностей;

- направляет вектор ценностных ориентаций лидерства курсанта в соответствии с целевыми установками общего содержания образовательного процесса;

- выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания лидера;

- образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни [12].

4 Активное использование воспитательных возможностей коллектива в интересах формирования готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров транспортного флота

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Согласно взглядам В.А. Сласте-нина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова [13], «общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуации свободного выбора» [14].

Ряд авторов [15; 16; 17; 18] выделяют два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: а) налаживание практической деятельности; б) проведение организационно-разъяснительных мероприятий (бесед, собраний, сборов и т. д.).

Характер, широта и глубина формирования и развития каждой личности всецело зависят от ее собственных стремлений и усилий, от активной энергии, трудолюбия и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

Организация содержательной деятельности курсантов морского вуза, активное участие в ней не только позволяют пережить радость успеха, но и приучают критически относиться к недочетам и стремиться к их преодолению. В то же время наличие принципиальных здоровых морально-нравственных отношений между курсантами создает такую обстановку, при которой любые педагогические воздействия на коллектив оказывают непосредственное влияние на всех его членов, и одновременно любое воздействие на одного конкретного воспитанника воспринимается остальными как обращение к каждому.

Анализ педагогических работ, посвященных деятельности коллектива [19; 20; 21; 22; 23], позволяет резюмировать, что коллектив:

- способствует развитию индивидуальности личности;

- способствует проявлению творческого потенциала личности;

- формирует идейно-нравственную, лидерскую ориентацию личности, ее активную гражданскую позицию;

- содействует эмоциональному, лидерскому развитию личности.

Таким образом, коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза.

5 Формирование лидерской позиции, опыта лидерского мышления, характера, поведения и эмоционального реагирования

По мнению Е.П. Лухменёвой [24], позиция лидера характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, обществу, Отечеству, природе, миру, а также готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.

В педагогике применяется ряд общих закономерностей, определяющих методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения [25]:

1. Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные, поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей.

2. Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

3. В итоге педагогических воздействий у учащихся формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата (П.К. Анохин), цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий.

4. По отношению к формированию личности курсанта деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения. Реализация данного условия возможна при активном использовании таких методов, как приучение, упражнение, педагогическое требование.

6 Стимулирование деятельности курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности

Термин «стимул» происходит от латинского слова stimulus - острая палка, которой погоняли животных. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров трактуют термин «стимул» как «внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность» [26, с. 325]. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова понимают слово «стимул» как «побудительную причину, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь» [27]. Р.С. Немов пишет, что «стимул - то, что воздействует на органы чувств человека [28]. Е.А. Климов [29], А.М. Столяренко [30] видят в стимуле средство, внешнее побуждение человека к деятельности. Стимулы рассчитываются на активизацию определенных мотивов и, лишь достигнув этого, сказываются на труде. Следовательно, стимул - это целенаправленное воздействие на личность, активизирующее ее деятельность, то есть сильный побудительный момент, внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.

Для стимулирования деятельности курсантов морского вуза по формированию лидерских качеств следует:

- поддерживать и эффективно развивать добросовестное отношение к освоению необходимых знаний, выработке активной, лидерской позиции, лидерских навыков и умений, активизировать самоотдачу курсантов;

- создать в процессе формирования готовности к лидерской деятельности обстановку, способствующую удовлетворению информационных запросов и интересов курсантов;

- учитывать, что мотивирующее значение имеют практически все элементы организации учебно-воспитательного процесса. Максимальная самоотдача курсанта в учебе, формировании готовности к лидерской деятельности достигается созданием таких условий в организации учебно-воспитательного процесса, при которых каждый курсант сам бы стремился добросовестно учиться и осуществлял строгий самоконтроль, предъявлял к себе высокую требовательность;

- знать и учитывать мотивы, благодаря которым курсанты стали заниматься формированием и развитием у себя лидерской позиции и лидерских качеств, влиять на мотивы, повышать их социальную и личностную зрелость, находить стимулы для этого.

7 Развитие способностей курсантов к самовоспитанию

Для полноценного формирования и развития личности необходима целенаправленная деятельность самой личности, характеризующаяся непрерывной работой над собой, над собственным духовным ростом. Педагоги [31; 32; 33; 34; 35] утверждают, что саморазвитие обеспечивает

возможность последовательного усложнения задач и содержания новых знаний, формирования новых качеств, стимулирования самоуправления личностью своего дальнейшего развития.

Важный фактор формирования качеств лидера у курсантов, готовности к лидерской деятельности - это использование ими рекомендаций педагогической и психологической науки. Так, С.Д. Резник дает следующие рекомендации [36]:

- изучайте свое окружение, будьте вежливыми;

- не скрывайте своих симпатий, давайте людям знать, что вы проявляете к ним интерес, интересуйтесь личной жизнью и делами собеседников;

- укрепляйте в ваших «последователях» чувство собственного достоинства, хвалите людей - это может дать отдачу в виде всякого рода неожиданных сюрпризов;

- учитесь выражать свои мысли, чтобы окружающие понимали вас, чтобы было достигнуто взаимопонимание;

- смело берите на себя ответственность, будьте решительными;

- отвечайте за свои действия и поступки;

- старайтесь предвидеть последствия ваших решений;

- учитесь эффективно распределять время;

- признавайте свои ошибки - это будет воспринято как свидетельство силы и власти, а не слабости;

- попробуйте вычеркнуть из своего лексикона слова «Я», «мне», «мой». Это может открыть в вас нечто такое, о чем вы никогда не подозревали;

- умейте правильно строить отношения с людьми, убеждать их, вести за собой собственным примером, докажите, что вы умеете не только говорить, но и делать, слова не должны расходиться с делами;

- постоянно учитесь - пополнение знаний в том или ином вопросе поможет, а никак не повредит;

- получайте удовольствие от своего развития;

- настраивайтесь оптимистически - начинайте день с мысли, что дело удастся с первой попытки;

- становитесь лидером уже сегодня - с возрастом это сделать труднее;

- верьте в себя, в свои силы и никогда не останавливайтесь на достигнутом;

- учитесь управлять самим собой, постоянно работайте над собой.

П.П. Блонский видел задачу педагогов в том, чтобы развить способности учащихся к самообразованию и самовоспитанию. Он писал: «Мы должны ... воспитать человека, способного к самоопределению. Воспитываться значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его» [37]. С.Л. Рубинштейн эту же мысль описывал так: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей. Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять» [38].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, правильно организованная воспитательная работа с курсантами есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование их активности в работе над собой, побуждение воспитанников к развитию и совершенствованию, к формированию необходимых лидерских качеств, а следовательно, и готовности к осуществлению лидерской деятельности в последующей жизнедеятельности. Именно на достижение этой цели направлена организация воспитательной работы с курсантами морского вуза.

Вышеприведенные суждения позволяют сделать следующие выводы:

1) в качестве стержневых средств формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза выступает учебная, воспитательная и другие виды деятельности;

2) деятельность курсантов по формированию лидерских качеств должна строиться с соблюдением ряда психолого-педагогических условий, которые обеспечат достижение намеченной цели;

3) необходимость формирования лидерских качеств у курсантов морского вуза обусловлена потребностью общества в эффективных лидерах, стратегическими целями современного образования, необходимостью формирования будущей элиты транспортного флота.

Ссылки:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2008.

2. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л.К. Аверченко, Т.В. Андрюшина, А.А. Булыгина, Л.А. Журевич и т. д. М. ; Новосибирск, 2000.

3. Немов Р.С. Психология : учеб. для студентов высших пед. учеб, заведений : в 3 кн. 4-е изд. М., 2003.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М., 2005.

5. Немов Р.С. Указ. соч.

6. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Ши-янов. М., 1997.

7. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

9. Климов Е.А. Указ. соч.

10. Ильченко О.А. Психолого-педагогические требования при обучении с использованием средств компьютерных и телекоммуникационных технологий // Образование в информационную эпоху : материалы конференции. М., 2001. С. 191-198.

11. Шаравин В.В. Программно-методическое обеспечение информационно-образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2390 (дата обращения: 19.03.2015).

12. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2000.

13. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений.

14. Там же. С. 223.

15. Климов Е.А. Указ. соч.

16. Немов Р.С. Указ. соч.

17. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений.

18. Резник С.Д. Организационное поведение : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

19. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. М., 1979.

20. Выготский Л.С. Указ. соч.

21. Климов Е.А. Указ. соч.

22. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений.

23. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1973.

24. Лухменёва Е.П. Актуальность формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса [Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. URL: sibac.info/files/2011_01_30_Psi-hologiya/Lyhmeneva.pdf (дата обращения: 19.03.2015).

25. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений.

26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. ; Ростов н/Д., 2005.

27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 769.

28. Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 679.

29. Климов Е.А. Указ. соч.

30. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2006.

31. Блонский П.П. Указ. соч.

32. Выготский Л.С. Указ. соч.

33. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Указ. соч.

34. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений.

35. Столяренко А.М. Указ. соч.

36. Резник С.Д. Указ. соч. С. 295-296.

37. Блонский П.П. Указ. соч. С. 42.

38. Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.