О. В. Фомичева, А. Н. Томилин
Педагогические аспекты формирования качеств лидера в профессиональной подготовке курсантов гражданского
морского вуза
Формирование лидерских качеств у будущих специалистов морского торгового флота обусловлено спецификой гуманитарной направленности деятельности данных специалистов, поэтому вопросы социализации и проявления активности непосредственно связаны с воспитанием и формированием личности. Анализ педагогических условий путем рефлексивной оценки курсантами вуза позволяет оптимизировать учебно-образовательную и воспитательную среду, способствует саморазвитию качеств лидера с учетом реализации различных воспитательных программ.
Formation of qualities of the leader at the future experts of sea merchant marine fleet is caused by specificity of a humanitarian orientation of activity of the given experts, therefore questions of socialization and activity display are directly connected with education and formation of the person. The analysis of the pedagogical conditions reflecting estimations of cadets of high school allows optimizing educational environment to promote selfdevelopment of quality of the leader taking into account realization of various educational programs.
Ключевые слова: лидер, воспитание, формирование, гражданская позиция, социальная активность, анкетирование.
Key words: the leader, education, formation, a civic stand, social activity, questioning.
В современных условиях вопросы профессионализации личности будущего специалиста на различных этапах обучения немыслимы без воспитания Гражданина - участника политических и социальноэкономических преобразований, происходящих в обществе. Профессиональное обучение курсантов морского вуза предполагает в этой связи не только качественное образование по дисциплинам общей предметной подготовки, но и воспитание гуманитарной составляющей общечеловеческих ценностей, качеств и свойств личности специалиста морского торгового флота, чья деятельность в будущем может касаться миротворческих отношений, взаимодействия с людьми за пределами собственной Родины, оказания помощи и сохранения толерантности поступков с учетом специфики этнокультурной и социальной направленности [1; 2; 4]. Воспитание и формирование лидерских качеств у буду-
36
щих специалистов может выступать одной и задач гуманитарного образования в условиях технического вуза, а применительно к подготовке специалистов морского торгового флота воспитание лидера созвучно со становлением руководящих качеств, необходимых, например, капитану торгового или военного судна [5].
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целенаправленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки, так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.
На основе обобщенных данных по анализу педагогических условий воспитания и формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов гражданского морского вуза были выделены те из них, которые напрямую связаны со спецификой морского вуза и особенностями образовательной среды: 1) привлечение внимания курсантов к проблеме формирования лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности в коллективе посредством участия обучающихся в специальной программе «Лидер»; 2) развитие интереса у курсантов к лидерской деятельности путем их ознакомления и усвоения теории и практики лидерства, готовности к лидерской деятельности в коллективе; 3) максимальное и эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды; 4) активное использование воспитательных возможностей коллектива в интересах формирования готовности к лидерской деятельности у будущих специалистов флота; 5) использование всего комплекса воинских и боевых традиций ВС РФ и ВМФ; 6) формирование лидерской позиции, лидерского опыта мышления, характера, поведения и эмоционального реагирования; 7) стимули-
рование деятельности курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ; 8) развитие способностей курсантов к самовоспитанию и саморазвитию личностных качеств, реализуемых в лидерской деятельности.
Перечисленные выше педагогические условия позволили резюмировать, что правильно организованная воспитательная работа с курсантами есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование их активности в работе над собой, побуждение их к самовоспитанию и развитию, самосовершенствованию, формированию необходимых лидерских качеств, а следовательно, и готовности к осуществлению лидерской деятельности в коллективе. Необходимость формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза обусловлена потребностью общества в лидерах, стратегическими целями современного образования, необходимостью формирования будущей элиты морского транспортного флота. Современные условия жизнедеятельности в государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова всецело позволяют решить эти задачи.
Учитывая эти задачи, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей воспитания лидерских качеств у курсантов с помощью специально разработанной анкеты-вопросника, выявляющей условия воспитания и формирования свойств лидера у обучающихся, что позволило в дальнейшем оптимизировать программу воспитательной работы с курсантами, которая получила название «Лидер». Обучающимся предлагалось ответить на вопросы, имеющие ранжированную оценку от одного до пяти баллов. При этом минимальному баллу соответствовала низкая оценка изучаемого свойства или явления, а высокому - выраженный показатель по данному вопросу. Все вопросы были сгруппированы таким образом, что в итоге позволило анализировать полученные результаты по следующим трем блокам: 1) блок оценки знаний и представлений о лидере и лидерстве; 2) мотивационно-потребностный блок - интерес к изучению теории лидерства и программы формирования лидерских качеств; 3) блок рефлексии программ воспитания, формирования и развития лидерских свойств у курсантов.
В результате исследования по данным анкетирования выявилась неоднородность оценок курсантов по указанным блокам вопросов. В частности, по блоку оценки знаний и представлений о лидерстве примерно 75,6 % опрошенных отметили, что знают о командирах-лидерах военно-морского флота из рассказов своих дедов, отцов и других членов семьи, имевших отношение к воинской службе или торговому морскому флоту. Более 1/3 опрошенных курсантов указали, что знания о функциях и роли командиров корабля им известны из военных учебников и художественной литературы. Большая часть курсантов (77 %) также отметили, что знакомы с героизмом моряков, командирами воинских
коллективов из документальных источников, например, телевизионных документальных фильмов. Высоко оценили рассказы самих участников боевых действий о ветеранах Великой Отечественной войны, военноморского флота 43 % курсантов. В то же время, примерно 44 % опрошенных считают что для приобретения знаний о подвигах военных моряков необходимо чаще посещать музеи и совершать экскурсии на корабли, знакомиться с «комнатами боевой славы флотских объединений и соединений». Наряду с этим примерно 71,4 % прошенных считают, что получить данную информацию из интернета, особенно при подготовке рефератов, освоении дисциплин гуманитарного цикла. Более половины опрошенных курсантов указали на то, что лучший способ узнать о военных и трудовых подвигах командиров флота непосредственное посещение кораблей ВМФ, а также встречи с военнослужащими-моряками.
По второму блоку вопросов - мотивационно-потребностному (выявление интереса к изучению теории лидерства, программ воспитания лидерских качеств) - курсанты обнаружили более активную тенденцию к изучению норм, традиций и профессионального опыта командиров-лидеров ВМФ. Так, примерно четверть опрошенных указали на то, что проявили интерес к истории ВМФ в начальной и средней общеобразовательной школе, а у 37,8 % курсантов вообще не было каких-либо ценностных установок в этом возрасте. Около 50 % опрошенных считают, что более серьезно стали относиться к изучению истории ВМФ в старших классах средней школы и связывают это с формированием профессиональных установок для получения образования с военно-морской направленностью. 44 % курсантов отметили, что увлеклись традициями Военно-морского флота, историей командиров, занимаясь на факультете военного обучения в Морском государственном университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Наряду с этим 14,7 % курсантов показали низкие оценки по гуманитарным аспектам изучения роли командиров в истории ВМФ. Более половины опрошенных (52,5 %) ориентированы на военное обучение из-за желания стать настоящим моряком, а впоследствии и офицером ВМФ или капитаном морского торгового флота. Оценка курсантами мотивации к получению знаний о Военно-морском флоте, командовании и о лидерских качествах несколько неоднозначна. В частности, 13,6 % опрошенных делают это из-за требования руководства факультета и командиров рот, тогда как 39 % по собственной инициативе прибегают лишь к помощи и консультациям по изучаемым вопросам. 54,6 % курсантов считают, что выбор их будущей профессиональной деятельности обусловлен гражданской позицией и сформированностью патриотических чувств при прохождении подготовки на факультете военного обучения; 21 % курсантов считают, что их профессиональный выбор в большей мере связан с изучением других общепредметных дисциплин; 93,4 % опрошенных высказали желание соответствовать со-
временным требованиям, предъявляемым к лидеру, что говорит о проявлении их активной жизненной позиции, свидетельствующей о достаточно зрелых социальных установках курсантов морского университета.
Результаты по третьему блоку (рефлексия программ воспитания, саморазвитие лидерских свойств у курсантов) свидетельствуют, что более 70 % опрошенных обнаруживают склонность к поиску самостоятельных занятий и обретению опыта в «становлении лидера», используя необходимую научно-педагогическую литературу; 69,3 % курсантов указали на то, что необходимые знания они получают из лекций, практических занятий и тренингов, однако считают, что на это отводится недостаточно часов; 73,5 % опрошенных отметили, что им нравятся систематические занятия, организуемые факультетом военного обучения и посвященные изучению опыта становления командира-лидера, его роли в истории отечества, армии и флота. К таким методам работы они относят лектории, кинофестивали, конференции, встречи с ветеранами войны и пр. В то же время проявление собственной активности в проведении различных культурно-досуговых мероприятий, посвященных изучению и обсуждению истории и боевых традиций ВС и ВМФ РФ, более половины опрошенных (65 %) оценили низкими баллами, что может свидетельствовать о недостаточности привлечения молодых людей к проявлению социальной активности в различных видах досуговой деятельности во внеурочное время. Однако мероприятия военнопатриотической направленности, организуемые морским университетом, охотно поддерживают 78 % опрошенных, они также отмечают свое активное участие в их проведении. Опрошенные курсанты не обнаружили активной жизненной позиции в сфере передачи знаний и традиций младшим по возрасту - школьникам. Лишь 14,7 % опрошенных курсантов изъявили желание передавать знания и опыт профессиональной деятельности подрастающему поколению, а 38,8 % опрошенных считают себя к такой деятельности пока неподготовленными. Более 60 % опрошенных курсантов отмечают, что комплексный подход к формированию лидерских качеств у будущих специалистов ВМФ является наиболее эффективной педагогической технологией где должны учитываться различные техники и приемы формирования индивидуальнопсихологических и социальных свойств лидера как специалиста в заданном виде профессиональной деятельности.
Итоговый анализ полученных данных свидетельствует о неоднозначности позиций курсантов в вопросах социализации личности и проявления лидерских способностей на основе их воспитания и формирования под влиянием педагогических условий, которые лежат в плоскости создания и организации эффективной образовательной среды, учитывающей преемственность традиций воспитания и обучения,
профессионального становления специалиста и Гражданина, способного решать поставленные обществом задачи.
Список литературы
1. Гаврилова С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -СПб., 2011. - 24 с.
2. Галиева Х. С. Формирование правовой культуры курсантов морского вуза в процессе профессиональной подготовки как средство становления межнационального полилога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 22 с.
3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф.Ушакова, 2006. - 145 с.
4. Тимченко П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - В. Новгород, 2012. - 26 с.
5. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. - Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. - 150 с.