Научная статья на тему 'О лидерстве военнослужащих и направлениях его формирования средствами воинского воспитания'

О лидерстве военнослужащих и направлениях его формирования средствами воинского воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3026
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОИН-КОНТРАКТНИК / ВОСПИТАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА / MILITARY MAN CONTRACTOR / EDUCATION / REGULARITIES OF EDUCATION / CONTENT OF EDUCATION / LEADER / LEADERSHIP / LEADERSHIP QUALITIES / LEADERSHIP DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Фомичева Олеся Валерьевна, Писаренко Григорий Павлович

В статье с опорой на труды отечественных ученых анализируются проблемы лидерства воинов контрактной службы, представлена структура лидерских качеств воина-контрактника. Определены направления воспитания воинов-контрактников как будущих лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильченко Лариса Петровна, Фомичева Олеся Валерьевна, Писаренко Григорий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article, basing on the works of Russian scientists, analyzes the problems of leadership of contract service military men, presents the structure of leadership qualities of a military man contractor. The directions of education of military man contractors as future leaders are defined

Текст научной работы на тему «О лидерстве военнослужащих и направлениях его формирования средствами воинского воспитания»

Л. П. Ильченко

(Анапа), О. В. Фомичева, Г. П. Писаренко

(Новороссийск)

О ЛИДЕРСТВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И НАПРАВЛЕНИЯХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье с опорой на труды отечественных ученых анализируются проблемы лидерства воинов контрактной службы, представлена структура лидерских качеств воина-контрактника. Определены направления воспитания воинов-контрактников как будущих лидеров.

Последовательно проводимые реформы Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ] предъявляют особые требования к поиску новых путей повышения качества профессионализма и эффективности деятельности военнослужащих контрактной службы.

Президент РФ В. В. Путин 24 июня 2014 г. подписал закон о возможности выбора призывников между военной службой по призыву и по контракту, позволяющий качественно увеличить число контрактников в армии и на флоте. Данный закон позволит укрепить рядовой состав ВС РФ более грамотными и развитыми военнослужащими. По заявлению министра обороны С. К. Шойгу, ВС РФ к 2020 г. будут состоять на две трети из профессионалов и одной трети призывников.

В новых условиях Военно-Морской Флот (ВМФ] РФ нуждается не только в воинах-контрактниках, являющихся профессионалами высокого уровня, но и в энергичных, деловых и творческих лидерах, способных к инновационному мышлению, обладающих выработанными и развитыми организаторскими, командными, коммуникативными и воспитательными способностями, умеющих увлекать, убеждать и повести за собой своих подчиненных и сослуживцев. Они должны стать подлинными наставниками, внимательными и заботливыми коллегами, примерами профессионализма, идеалами для военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву.

Лидерство - это общеисторическое и социально-психологическое явление, свойственное человеку, характеризующееся наличием у личности определенных лидерских качеств, которые могут быть сформированы и развиты у любого человека.

Б. Д. Парыгин [6] придерживается мнения, что лидер - это член группы, спонтанно выдвигаемый «на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации» в интересах обеспечения организации совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. Р. Л. Кричевский пишет: «Лидерство может быть рассмотрено как преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных] отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в малой группе] составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы] и последователями (остальные члены группы, или ведомые], в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер» [4, с. 22]. С точки зрения Р. С. Немова, «Лидер - член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним» [5, с. 664]. А. М. Столяренко считает, что современные лидеры - это «наиболее активные, с харизматическими признаками личности, инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других» [8, с. 212-213].

Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко [9] и О. В. Фомичева [10] считают, что лидер должен уметь производить объективный анализ обстановки, позволяющий формировать ли-

нию поведения, программу действий и принимать обоснованные решения. Это позволит своевременно начать мобилизацию сил и средств. Обеспечив полную или мажоритарную поддержку группы, лидер может организовать процесс реализации принятых решений по плану, который должен предусматривать: 1] подбор и расстановку исполнителей; 2] доведение до них решений; 3] уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения; 4] создание внешних и внутренних условий исполнения; 5] координацию деятельности исполнителей; 6] подведение итогов и анализ результатов.

На основе вышеизложенного можем констатировать:

1. Лидер - это активно-креативная и неординарная личность в группе, обладающая специфическими характеристиками: харизмой; наивысшим статусом в группе; неоспоримым и неопровержимым авторитетом; ведущим влиянием в группе; исключительной ролью при организации деятельности группы и принятии решений; регулированием взаимоотношений в группе; способностью объединять людей для достижения групповой цели.

2. Непременное свойство лидера - это наличие хотя бы одного последователя. Лидерская роль состоит в умении увлечь и повести за собой членов группы, организовать существование тесных коммуникативных и деловых связей, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в интересах достижения групповой цели.

3. При рассмотрении данного феномена следует руководствоваться следующими характеристиками признаков лидерства:

а] лидерство - это набор качеств, которыми обладает индивид, наличие которых может позволить ему оказывать ведущее влияние на других лиц;

б] лидерство - это результат действий лидера, которые максимально соответствуют ситуации;

в] лидерство - это результат поведения, одобряемого и принимаемого окружением;

г] лидерство - это всегда «вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств авторитетной личности с качествами тех, на кого она пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа»;

д] лидерство - это отражение уровня раз-

вития группы, выдвигающей лидера, соответствующего ее уровню развития и интересам, способного выполнить значимые для нее задачи.

4. Роль современного лидера заключается в: а] формировании новых групп; б] реализации взглядов и позиций своих сторонников в согласованную программу действий; в] сплочении группы и поддержании ее сплоченности; г] руководстве движением группы в согласованном с группой направлении.

5. Эффект групповой деятельности будет выше, если формальный и неформальный лидер совпадут в одном человеке, что позволяет утверждать, что лидерство есть элемент межличностного, межгруппового общения, оказывающий существенное влияние на отношения внутри группы, на результаты совместной деятельности и требующий пристального внимания и изучения.

Военный исследователь А. В. Вальков [2] утверждает, что служебно-боевая деятельность военнослужащего требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя профессиональную структуру его личности, являются в то же время основой лидерства в коллективе. К важнейшим из них он относит высокий интеллект, целеустремленность, способность к психоанализу и рефлексии, стрессоустойчивость, эмоциональную уравновешенность, способность управлять собой, эмпатичность, организаторскую проницательность, требовательность, профессионализм, коммуникабельность и др.

О. И. Скрыпников [7] приводит следующий набор качеств как основы авторитета лидера-командира: «активность в общественной жизни подразделения; профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно-техническая подготовка; любовь к своей профессии, ответственное и творческое отношение к делу; нравственная чистота, честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье; организаторские способности, деловитость, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое; дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы; тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением

Таблица

Ступени лидерского роста

Ступень Краткая характеристика

Внутреннее лидерство Диагностирование лидерских задатков. Определение наличия предпосылок для возникновения и развития лидерства. Требования: умение руководить собой, мотивировать и настраивать себя на работу, брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

Ситуативное, или контекстуальное, лидерство (микролидерство] Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируются необходимостью, а не возможностью. Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

Командное, или тактическое, лидерство (макролидерство] Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Ставит тактические цели и стремится к их достижению.

Системное, или стратегическое, лидерство (металидерство] Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

личного достоинства человека; отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия; педагогическое мышление и педагогическое мастерство».

А. Н. Ашихмин [1] выделил и проследил динамику развития следующих профессиональных лидерских качеств курсантов: «исполнительность, способность к межличностной коммуникации, ... взаимопомощь, уверенность в своих силах, инициатива, упорство, настойчивость в решении поставленных задач, решительность, желание управлять сокурсниками и вести их за собой, чувство ответственности за порученное дело, честность, справедливость, смелость».

На основании анализа научной литературы в структуру лидерских качеств воина-контрактника следует включить: наблюдательность, решительность, настойчивость, практичность, инициативность, организованность, самостоятельность, самоконтроль, эм-патию, эмоциональную стабильность, коммуникабельность, гибкость в освоении новых ролей, подготовленность для деятельности в военно-профессиональной сфере.

Как определить степень готовности личности к роли лидера? Анализ работ Б. Д. Па-рыгина, Р. Л. Кричевского, И. П. Подласого, А. В. Валькова, Л. Д. Столяренко и В. Е. Столя-ренко, О. В. Фомичевой и др. позволяет выделить следующие условия:

- наличие и признание другими людьми качеств превосходства (внушение веры в своего лидера, признание доминирующего влияния на членов группы];

- умение проявлять инициативу в делах группы, в межличностных отношениях;

- способность направлять внимание и развивать интерес членов группы к общегрупповой цели и соответствующим ей задачам;

- умение организовать доверительную коммуникацию со своими сторонниками;

- умение претворять идеи, взгляды и предложения членов группы в согласованную программу действий;

- готовность вести членов группы в том направлении, куда они сами желают идти;

- способность подержания единства и сплоченности в группе.

Алгоритм деятельности лидера условно можно свести к следующей последовательности [9]:

1. Объективный и обстоятельный анализ реальной действительности и формулировка беспристрастных выводов.

2. Определение линии поведения на основе полученных выводов, разработка программы действий и принятие решения.

3. Организация и мобилизация сил и средств, обеспечение поддержки членов группы в интересах реализации принятых решений, что предусматривает:

- подбор и расстановку исполнителей;

- доведение до них решений;

- уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

- создание внешних и внутренних условий исполнения;

- координацию деятельности исполнителей;

- подведение итогов и анализ результатов.

Е. С. Кузьмина, Л. И. Уманский, Б. Д. Пары-гин, Р. Л. Кричевский, А. В. Петровский и др. утверждают: человек не рождается лидером, он им становится в процессе деятельности, самообучения, самовоспитания и саморазвития. Современные исследователи доказали, что лидерским потенциалом обладает каждый индивид. Проблема заключается в том, как и каким путем его можно сформировать и развить. По мнению А. В. Валькова [2], О. В. Фомичевой [10] и др., в зависимости от компетенций и масштабов лидерства развитие лидера происходит в течение нескольких ступеней лидерского роста (таблица].

А. Н. Ашихмин [1], О. И. Скрыпников [7], О. В. Фомичева [10] и др. утверждают, что формирование лидера, развитие лидерских качеств возможно на основе соответствующей педагогической модели, при создании соответствующих педагогических условий и наличии целевой программы.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых позволяет резюмировать, что лидерство формируется и развивается, - это обуславливает возможность формирования готовности воинов-контрактников к лидерской деятельности. Результат этого процесса - развитие внутренней - психологической -организации личности, в единстве проявляющееся в персональной организаторской и коммуникативной готовности к внешнему управлению общением и деятельностью подчиненных.

Рассмотрим, как обеспечивается формирование лидерских качеств воинов-контрактников в сфере их воинского воспитания.

Содержание воспитания воинов-контрактников составляет совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического (формирование и развитие качеств подлинного гражданина-патриота России], воинского (духовное и физическое развитие в целях подготовки к вооруженной защите Отечества], нравственного

(формирование высоких духовно-нравственных черт и качеств], правового (формирование устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привитие высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения], экономического (формирование экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей], эстетического (разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира], физического (укрепление здоровья, формирование морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых задач] и экологического (формирование экологического мышления, необходимых взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды].

По мнению О. Н. Ефремова, И. А. Алехина, А. С. Калюжного, И. С. Лепешинского и др., процесс воспитания воинов-контрактников включает следующие первостепенные факторы: 1] определение места, роли, научных и организационных основ воспитания, целепо-лагание; 2] оптимальный выбор и использование методов, форм, средств и приемов; 3] изучение и учет индивидуальных и групповых особенностей; 4] согласованную военно-педагогическую деятельность органов военного управления, государственных и административных органов.

Базируясь на научных работах А. Н. Аших-мина [1], А. В. Валькова [2], П. С. Демина [по 10], А. С. Калюжного [2], О. И. Скрыпникова [7], О. В. Фомичевой [10] и др., в интересах формирования готовности воинов-контрактников к лидерской деятельности средствами воинского воспитания целесообразно осуществлять работу в следующих направлениях:

1. Формирование и развитие высоких военно-профессиональных качеств (навыки и умения в применении оружия и боевой техники, решительность, умение мгновенно переходить к действию; умение управлять подчиненными, воспитывать их; быть готовым принять на себя ответственность за последствия отданных приказов; высокое самообладание и оправданный риск; практический тип мышления, воля и упорство в достижении поставленных целей]. Это достигается путем: а] выделения профессионального роста в приоритетные направления воспитательной работы; б] мобилизации воинов-кон-

трактников на совершенствование боевого мастерства в целях обеспечения боеготовности частей и соединений.

2. Целенаправленное государственно-патриотическое воспитание, предполагающее привитие чувства гордости за Россию и ее Вооруженные Силы. Это достигается путем постоянного изучения отечественной истории и боевых традиций российского народа и его армии, формированием «флотского духа», вовлечением моряков в массовые мероприятия военно-патриотического характера, проводимые местными органами власти и общественными организациями.

3. Формирование и развитие положительной мотивации к военной службе по контракту. Этого можно добиться путем создания соответствующих условий службы, особенно в социально-бытовом плане.

4. Усиление правового обучения и воспитания с целью формирования у воинов-контрактников уважения к закону, стремления неукоснительно и четко выполнять его требования.

Воспитание воинов-контрактников строится на основе определенных закономерностей, как устойчивых, повторяющихся и существенных связей в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности военнослужащего.

Закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять воспитательную работу. Ориентируясь на теорию и практику воспитательной деятельности, сущность структурно-логических связей и отношений, свойственных процессу воспитания, можно выделить следующие закономерности:

а] соответствие целей и задач процесса воспитания требованиям, которые предъявляются к деятельности и личности современного воина-контрактника;

б] соответствие методов, средств и приемов воспитательного воздействия целям и задачам процесса воспитания, тем условиям, в которых находится военнослужащий в данный момент своей жизни;

в] соответствие воспитательного взаимодействия, влияния и воздействия индивидуальным и социально-психологическим (коллективным, групповым, возрастным, половым, профессиональным] особенностям мо-

ряков, уровню сплоченности воинского коллектива части (корабля];

г] соответствие педагогического влияния командира, офицера-воспитателя их личному примеру в следовании нормам и правилам высоковоспитанного, профессионально-этического поведения, культурного развития, соблюдения принципа единства слова и дела;

д] соответствие конечного результата воспитания целям и задачам, решаемым в воспитательном процессе, уровню принятия воинами тех ценностей, на которых базируется воспитательная деятельность.

Как указывают И. А. Алехин, О. Н. Ефремов, Э. Э. Кугно, А. В. Митрахович, А. Н. Томилин и др., знание принципов и умелое их использование позволяют командиру, офицеру-воспитателю найти правильный подход к своим подчинённым, творчески решать педагогические задачи, оптимально строить процесс воспитания, а также управлять им, диагностировать и прогнозировать результаты его воздействий.

А. С. Калюжный [3] предлагает следующий алгоритм организации и осуществления воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками:

1. Установление перечня ПВК воинов-контрактников.

2. Диагностика (изучение] и оценка уровня сформированности ПВК и социально-психологических особенностей личностной сферы подчиненных.

3. Выбор наиболее целесообразных для данной категории военнослужащих форм и методов воспитания.

4. Построение системы и планирование воспитательной работы.

5. Проведение воспитательной работы с контрактниками.

6. Оценка эффективности проводимой воспитательной работы.

Практика воспитательной работы свидетельствует, что наиболее действенными формами работы с данной категорией военнослужащих являются беседы (групповые и индивидуальные], вечера вопросов и ответов, тематические вечера, встречи с участниками боевых действий (ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций], викторины, конкурсы, диспуты, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции и др.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно утверждать, что существующая система воспитания военнослужащих ВМФ позволяет в условиях воинской службы организовать формирование личностной готов-

ности воинов-контрактников к лидерской деятельности, но не выделяет эту цель воспитания военнослужащих в качестве приоритетной и не располагает технологиями, ориентированными на ее достижение.

Литература

1. Ашихмин А. Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -СПб.: СПбГУ, 2006.

2. Вальков А. В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 312-315.

3. Калюжный А. С. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота: учеб. пособие. - Н. Новгород : НГТУ, 2004.

4. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пос. - М.: Статут, 2007.

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛаДоС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии ; Кн. 2. Психология образования.

6. Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. - Л.: ЛГПИ, 1973.

7. Скрыпников О. И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1999.

8. Столяренко А. М. Общая педагогика : учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2006.

9. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

10. Фомичева О. В. Формирование профессиональной готовности будущих офицеров запаса к лидерской деятельности в гражданском морском вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.