ственных чувств начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. (Тематика занятий: «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги - наши друзья»).
У коренных жителей верховий Енисея - тувинцев, испокон веков существовали традиционные средства народной педагогики, используемые для формирования положительных навыков у подрастающего поколения. При этом в воспитательных целях использовались разные жанры устного народного творчества, а также поучительные примеры из житейского опыта, накопленные предками издревле. И они были взаимосвязаны с экологическим воспитанием детей, помогавшим адаптироваться к взаимоотношениям с окружающей живой и неживой природой. В формирующемся их сознании со временем закреплялись народные традиции, направленные на гармоничное отношение с природой, почитание всего, что окружает человека. Тувинцы испокон веков свято верили, что, причинив ущерб природе, прежде всего, человек причиняет ущерб самому себе. Никогда не рубили деревья без особой необходимости, никогда не добывали мяса и рыбу больше, чем надо. Подобные традиции и обычаи складывались у них веками и прививались с раннего детства по примеру старших [7].
Положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. В младшем школьном возрасте знакомство детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, до-
Библиографический список
брому, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.
Тувинский народ проявлял большую любовь и привязанность к детям. Народ считает, что «дети - великое богатство, а скот - мнимое богатство». Бытует мнение, что в многодетной семье жизнь становится полноценнее, каждый привыкает к самостоятельному труду, дисциплине, взаимопомощи, понимает чувство ответственности, долга, быстро приобретает необходимые навыки и умения. Большой заботой каждой семьи было сохранение здоровья ребёнка. «птица гнездо бережет, человек - детей», гласит тувинская пословица. Сделать это в суровых климатических условиях, в обстановке кочевого быта, когда семья в течение круглого года жила в войлочной юрте, было, конечно, трудно. И в этом непростом деле воспитания детей большую художественно-эстетическую роль сыграла фольклор народа.
Тувинский фольклор богат пословицами и поговорками, которые имеют целью привить детям высокие нравственные качества. Одни из них, внушая детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например, «от работы убежишь - в нужду попадешь, от знаний убежишь - в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезу малому», «в паводок нет рыбы, в пословице - лжи», «мать моя - земля родная, мачеха - земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду» [8].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание, как базовая основа современного образования детей, ориентирует на усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, которые пронизывают все учебное содержание, весь школьный уклад жизни, всю деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Available at:
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at:
3. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 1998.
4. Вятлев Д.Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.2014; Т. 20; 1: 171 - 174.
5. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва: Издательство УРАО, 2002.
6. Иванова А.В., Иванова А.П. Роль этнокультурных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012; № 2: 104 - 107.
7. Доржу М.Д. Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев. Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017; 4 (35): 20 - 25.
8. Мунзук Т.Т. Художественно-эстетическая роль фольклора в народном воспитании тувинцев. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 239 - 241.
References
1. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at:
2. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at:
3. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.
4. Vyatlev D.N. K voprosu o realizacii pedagogicheskih uslovij formirovaniya patriotizma u yunoshej v ob'edineniyah sportivnoj napravlennosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova.2014; T. 20; 1: 171 - 174.
5. Ushinskij K.D. Problemy pedagogiki. Moskva: Izdatel'stvo URAO, 2002.
6. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Rol' 'etnokul'turnyh cennostej v duhovno-nravstvennom vospitanii detej. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2012; № 2: 104 - 107.
7. Dorzhu M.D. 'Ekologicheskoe vospitanie v tradicionnoj narodnoj pedagogike tuvincev. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; 4 (35): 20 - 25.
8. Munzuk T.T. Hudozhestvenno-'esteticheskaya rol' fol'klora v narodnom vospitanii tuvincev. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 239 - 241.
Статья поступила в редакцию 29.01.19
УДК-155.2: 656.61
Muravev G.V., cand. of sciences (Pedagogy), researcher State Maritime University, Admiral Ushakov, Novorossiysk, Е-mail: [email protected]
COMPLEX SUPPORT OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS OF THE MARITIME. In modern conditions, the requirements for the training of specialists in maritime transport have increased significantly. The most important factor in solving this problem is recognized as the improvement of vocational training focused on the formation of a high level of professional orientation among cadets of marine higher educational institutions implemented in subsequent professional activities.
The article on the basis of the conducted scientific study outlines the main provisions of the comprehensive support of the formation of the professional orientation of cadets of the marine university, including the development of essential provisions, the construction of a specific model and the definition of a set of pedagogical conditions.
Key words: professional orientation, comprehensive support, educational process, student, model, pedagogical conditions, formation.
Г.В. Муравьев, канд. пед. наук, научный работник Государственный морской университета им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
Е-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ МОРСКОГО ВУЗА
В современных условиях существенно возросли требования к профессиональной подготовке специалистов морского транспорта. Важнейшим фактором в решении данной проблемы признается совершенствование профессиональной подготовки, целенаправленной на формирование у курсантов морских вузов высокого уровня профессиональной направленности, реализуемой в последующей профессиональной деятельности.
В статье на основе проведенного научного исследования изложены основные положения комплексного сопровождения формирования профессиональной направленности курсантов морского вуза, включающие разработку сущностных положений, конструирование конкретной модели и определение совокупности педагогических условий.
Ключевые слова: профессиональная направленность, комплексное сопровождение, образовательный процесс, курсант, модель, педагогические условия, формирование.
Современный этап реформирования высшего образования проходит под влиянием запросов мирового и отечественного рынка труда. На первый план выдвигается задача обеспечения высокого качества подготовки компетентных специалистов, их ориентация на эффективную профессиональную деятельность [1].
Актуальность темы исследования определена следующими факторами:
- повышением требований к профессиональной подготовки современных морских специалистов со стороны Международной морской организации (1МО), что отражено в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты;
- возросшим и принципиальным отношением судовладельческих компаний к уровню профессиональной подготовки кандидатов на вакантные должности командного состава транспортных судов;
- тревожным уровнем аварийности на российских судах морского транспорта.
Приведённые выше факторы свидетельствуют о необходимости изучить и усовершенствовать процесс формирования профессиональной направленности (далее - ПН) у курсантов морских вузов, усилить качество компетентности выпускников морских вузов, мотивировать их желание остаться в профессии и стремиться к профессиональному росту.
Исследование специфики ПН различных категорий специалистов осуществлено в работах, касающихся психологической готовности к профессиональной деятельности (С.А. Данченко) [2], формирования профессиональной компетенции как условия ПН курсантов (Ю.С. Котова) [3], развития готовности к лидерской деятельности морских специалистов (О.В. Фомичева) [4], программного сопровождения формирования профессионально-этических качеств личности (Н.С. Шумилина) [5] и др.
Процесс формирования ПН курсантов морского вуза в современных условиях затруднен изменением акцентов в мировоззрении современной молодежи снижением их уровня мотивации к освоению морской профессии потребительским отношением к жизни в молодежной среде. Поэтому неудивительно, что в ходе констатирующего этапа эксперимента уровень ПН курсантов не достигает 60%. Оценка уровня ПН курсантов указывает на фрагментарный характер учебной и воспитательной деятельности, организуемой профессорско-преподавательским составом по развитию у курсантов стремления к освоению морской профессии и расширению мотивационной сферы для продолжения профессионального совершенствования после окончания обучения в вузе.
С учетом возросших требований к ПН курсантов морского вуза, низким уровнем учёта специфики запросов и потребностей современной молодежи при организации сопровождения их учебной деятельности, отсутствием научно-методического инструментария сопровождения формирования ПН, необходимостью реализации комплекса педагогических средств сопровождения формирования ПН курсантов, недостаточным обоснованием содержания и технологии обеспечения процесса формирования ПН на всех этапах обучения, возникла необходимость обосновать комплексное сопровождение формирования ПН курсантов во время обучения в морском вузе.
Цель исследования заключалась в том, чтобы определить и теоретически обосновать содержание технологии и условия комплексного сопровождения формирования ПН курсантов морского вуза.
В ходе исследования нами обоснованы и раскрыты следующие компоненты:
1. Понятие и содержательные смыслы комплексного сопровождения формирования ПН курсантов в условиях морского вуза.
2. Модель комплексного сопровождения формирования ПН курсантов в условиях морского вуза.
3. Педагогические условия реализации комплексного сопровождения формирования ПН курсантов в условиях морского вуза.
Проведенный анализ понятия «профессиональная направленность» позволил нам определить её основные характеристики, а также уточнить данную дефиницию, профессиональная направленность курсанта морского вуза - это система устойчивых свойств учащегося как настоящего субъекта профессиональной деятельности, определяющая его психологический склад, обеспечивающая его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) учебно-профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения и профессионального развития [6].
Комплексное сопровождение рассматривается нами как целенаправленная социально-педагогическая система, предусматривающая систематическое отслеживание динамики развития и формирования ПН курсанта в процессе обучения в морском вузе, обеспечивающая развитие личности курсанта морского вуза как доминирующего фактора формирования ПН.
По структуре комплексное сопровождение включает:
- содержательно-технологический компоненты как виды сопровождения -диагностика, программное обеспечение, технологическое обеспечение;
- компонент педагогических условий, выступающий во взаимосвязи и единстве (среда, преподаватели, мотивация и др.);
- компонент результата - сформированность у курсанта комплекса качеств и соответствующих компетенций (знаниевый, мотивационный, деятель-ностный показатели).
Разработанная нами модель комплексного сопровождения формирования ПН курсантов морского вуза состоит из взаимосвязанных блоков: целевого, научно-методологического, содержательно-технологического, процессуально-дея-тельностного и результативного, и позволяет активизировать личностный потенциал курсантов в формировании ПН.
Предложенная модель основана на взаимодействии преподавателя и курсантов, и характеризуется следующими свойствами: целостностью (предполагает согласованное взаимодействие всех обозначенных компонентов); структурностью (содержит конкретную структуру); уровневостью (уровневая иерархия обеспечивает переход курсантов на более высокий уровень развития ПН); открытостью (включает множества связей и отношений со средой); динамичностью (означает постоянное развитие модели, её обогащение и изменение содержания в соответствии с социальным заказом и внутренними потребностями курсантов-моряков).
Применение разработанной модели потребовало описание и обоснование условий при проектировании которых выполнялись следующие требования:
- содержание и структура комплексного сопровождения предусматривает конкретные управленческие пошаговые действия по проектированию целевой программы и выявлению условий организации формирования ПН курсантов морского вуза;
- комплексное сопровождение формирования ПН курсантов морского вуза является составной частью общей психолого-педагогической технологии формирования профессионализма будущих специалистов морского транспорта.
- алгоритм реализации комплексного сопровождения включает соблюдение определенных этапов, которые имеют свои установленные задачи и конкретное содержание (диагностика, проектирование содержания, условий и технологий и др.).
К педагогическим условиям реализации модели в нашем исследовании отнесены:
- создание информационно-образовательной среды;
- развитие интереса у курсантов к профессиональной деятельности как ключевого фактора формирования их ПН;
- мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности курсантов к овладению целевой программой и формированию высокого уровня ПН;
- совершенствование педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава в ходе реализации педагогической технологии сопровождения;
- активизация и совершенствование самовоспитания курсанта-моряка с целью повышения личностного уровня ПН [6].
На первом этапе эксперимента выполнен анализ начального уровня состояния сформированности ПН курсантов морского вуза; обоснована педагогическая технология и отдельные компоненты комплексного сопровождения формирования ПН; произведен анализ и интерпретация полученных результатов.
Эксперимент показал, что важным компонентом комплексного сопровождения формирования ПН курсантов-моряков является разработка и реализация целевой программы «Направленность и профессионализм».
Цель данной программы - обогащение и расширение когнитивно-знаниево-го компонента, необходимых навыков, умений, компетенций как основы формирования высокого уровня ПН курсантов морского вуза.
При разработке целевой программы определены следующие задачи:
1. Вооружение курсантов необходимыми знаниями, навыками, умениями и компетенциями профессионально значимой деятельности.
2. Развитие профессиональных и творческих способностей курсантов.
3. Вырабатывание профессиональных качеств, необходимых для последующей профессиональной деятельности.
4. Содействие курсантам морского вуза в изучении тематики модулей целевой программы.
Авторская целевая программа «Направленность и профессионализм» состоит из нескольких взаимосвязанных структурно-содержательных модулей:
1. Установочный модуль (установки на изучение целевой программы, формирования высокого уровня профессиональной направленности).
2. Теоретический модуль (изучение теории общей и профессиональной направленности личности).
3. Профессиональный модуль (изучение особенностей деятельности специалистов морского транспорта, сущности профессиональной карьеры, специфики профессионального роста).
4. Модуль самовоспитания и саморазвития курсантов (установки на самовоспитание и дальнейшее развитие профессионального потенциала, готовности к профессиональному росту).
5. Культурно-досуговый модуль (сопровождение формирования профессиональной направленности во внеучебное время).
В исследовании нами изложены и обоснованы педагогические условия комплексного сопровождения формирования профессиональной направленности касающиеся создания информационно-образовательной среды вуза, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, стимулирования и мотивации учебной деятельности курсантов.
Важным составляющим комплексного сопровождения формирования ПН курсантов являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
На основе трудов отечественных ученых и исследователей [7, 8], а также полученных собственных результатов, нами определены следующие критерии ПН:
- когнитивно-знаниевый - применяется для определения степени уяснения и понимания сущности ПН, структуры, содержания и системности знаний курсантов, относящихся к сфере профессионализма и ПН, потребности и желания самостоятельного овладения знаниями о направленности;
- мотивационно-потребностный - позволяет определить уровень интереса к проблеме ПН, сформированность потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, наличие профессиональной позиции и способность её аргументировать;
- деятельностно-поведенческий - используется для определения степени активности к учебной деятельности, готовности к деятельности, развивающей ПН, способности курсанта руководствоваться на практике сформированными ценностными ориентациями и профессиональной позицией.
На формирующем эксперименте установлены положительные качественные изменения. Оценка сформированности ПН курсантов по всем блокам авторской анкеты: знаний и представлений о морской профессии и ПН, интереса к изучению истории морской профессии и особенностей формирования ПН, умении респондентов рефлексировать полученные знания по программам фор-
Библиографический список
мирования ПН, реализуемых в морском вузе показала максимальный результат. Курсанты стали увереннее в себе, своих возможностях и в правильном выборе профессии, с которой они хотели бы связать свое будущее, у них выявлена учеб-но-професиональная мотивация, в структуре которой ведущее место занимают устойчивые социально-значимые мотивы, ориентированые на перспективу освоения профессии. У части курсантов еще осталась неярко выраженная мотивация, однако, их гораздо меньше чем в контрольных группах. Структура мотива-ционной сферы большинством респондентов (70%-80%) выбрана в следующем составе: следование традициям, профессиональные связи, творческий подход, помощь людям, служение отечеству.
Итог исследования сводится к следующему:
- разработана и внедрена в практику целевая программа комплексного сопровождения формирования ПН курсантов в условиях морского вуза;
- определены возможности и перспективы практического использования материалов исследования (программы, диагностические методики, практический алгоритм и др.) в широкой практике морских вузов;
- перспективы практического использования принципов системности, позитивно-ресурсной диагностики, положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона, позитивной перспективы профессиональной состоятельности доказана их результативность в организации процесса обучения будущих специалистов морских профессий;
- создана модель комплексного сопровождения формирования ПН курсантов морского вуза, основанная на взаимодействии преподавателя и курсантов;
- представлены практические рекомендации по совершенствованию программного сопровождения и диагностической поддержки процесса формирования ПН курсантов.
Теоретическое исследование и эксперимент по апробации модели показали, что комплексное сопровождение формирования ПН курсантов в условиях морского вуза - это процесс взаимодействия участников образовательного процесса, который способствует получению положительной и устойчивой динамики отношения курсантов к учебной, служебной и другим видам деятельности, находит свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, компетенций, профессионально важных качеств, стремления к самообразованию и саморазвитию, развития мотивов профессиональной деятельности и построения карьеры в выбранной морской профессии.
1. Концепция опыт модернизации путь российского слов образования. .. Available at: moB/http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
2. Данченко С.А. Профессиональная путь направленность опыт моряков. Владивосток: Морской путь государственный слов университет путь им. адм. Г.И. Невельского, 2004.
3. Котова Ю.С. Формирование опыт профессиональных опыт компетенций слов у курсантов слов морского опыт вуза средствами вуза иностранного путь языка. вуза.....
Вестник слов Майкопского путь технологического слов университета. 2016; 1: 54 - 59.
4. Фомичева О.В. Формирование профессиональной готовности будущих офицеров запаса к лидерской деятельности в гражданском морском вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2013.
5. Шумилина Н.С. Программа формирования профессионально-этической направленности личности студента вузов. Вестник ЮУрГУ. 2012; 4: 121 - 123.
6. Муравьев ГВ. Комплексное сопровождение формирования профессиональной направленности курсантов в условиях морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2018.
7. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых. Человек и образование. 2015; 1 (42): 34 - 37.
8. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.
References
1. Koncepciya opyt modernizaciiput'rossijskogo slov obrazovaniya. .. Available at: slov/http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/
2. Danchenko S.A. Professional'naya put'napravlennost'opytmoryakov. Vladivostok: Morskoj put' gosudarstvennyj slov universitet put' im. adm. G.I. Nevel'skogo, 2004.
3. Kotova Yu.S. Formirovanie opyt professional'nyh opyt kompetencij slov u kursantov slov morskogo opyt vuza sredstvami vuza inostrannogo put' yazyka. vuza.....Vestnik slov
Majkopskogo put' tehnologicheskogo slov universiteta. 2016; 1: 54 - 59.
4. Fomicheva O.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih oficerov zapasa k liderskoj deyatel'nosti v grazhdanskom morskom vuze. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2013.
5. Shumilina N.S. Programma formirovaniya professional'no-'eticheskoj napravlennosti lichnosti studenta vuzov. Vestnik YuUrGU. 2012; 4: 121 - 123.
6. Murav'ev G.V. Kompleksnoe soprovozhdenie formirovaniya professional'noj napravlennosti kursantov v usloviyah morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.
7. Maron A.E., Monahova L.Yu. Strukturno-soderzhatel'naya model' programmno-tehnologicheskogo soprovozhdeniya obrazovaniya vzroslyh. Chelovekiobrazovanie. 2015; 1 (42): 34 - 37.
8. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.
Статья поступила в редакцию 02.02.19
УДК 378
Myshlyaeva O.B., candidate of philosophical Sciences, Professor, head. Department of fine arts and folk art culture of Gzhel state University,
Moscow region, the village of "electric Insulator", E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF COLOR TRAINING OF ARTISTS AND DESIGNERS IN HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF COLOR AND THE ENVIRONMENT ORGANIZATION. The article deals with the actual problems of training future specialists in the field of design, their orientation in color culture, as well as the assimilation of a number of fundamental concepts, such as shape, color, color-tonal relationships and others. Art and graphic disciplines (drawing, painting, propaedeutics, composition) occupy a Central place in the structure of design and artistic training, having a significant impact on the formation of professional thinking of the future designer. The author concludes that the training of the future designer or artist in the mastery of color should be focused on the study of methods of professional activity and thinking, and not just devoted to the "training" of technical skills.
Key words: svetovalnica, coloring, color comfort.