Научная статья на тему 'Сущностные основы формирования профессиональной 82 направленности у курсантов в процессе обучения в морском вузе'

Сущностные основы формирования профессиональной 82 направленности у курсантов в процессе обучения в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADET / MARITIME UNIVERSITY / PROFESSIONAL ORIENTATION / EDUCATION / PROCESS / THE ESSENTIAL FOUNDATIONS / FORMATION / КУРСАНТ / МОРСКОЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбаков Р.А.

В современных условиях важнейшей задачей вышей школы становится формирование высокого уровня профессиональной направленности у всех выпускников, что обеспечивает успешную адаптацию, ускоренное вхождение в профессию и становление молодого специалиста, его готовность и умение качество и эффективно выполнять свои служебные обязанности. Наличие высокого уровня профессиональной направленности особенно важно для будущих специалистов морского транспорта, назначаемых на высокие и ответственные командные должности в составе экипажей морских и речных судов. В статье в краткой форме излагаются сущностные основы и важнейшие компоненты процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбаков Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CADETS IN THE LEARNING PROCESS AT MARITIME COLLEGE

In modern conditions, the most important task of the higher school is to form a high level of professional orientation of all graduates, the presence of which ensures successful adaptation, accelerated entry into the profession and the formation of a young specialist, his willingness and ability to quality and effectively perform the duties. The presence of a high level of professional orientation is especially important for future specialists of Maritime transport, appointed to high and responsible command positions in the crews of sea and river vessels. The article briefly describes the essential foundations and the most important components of the process of formation of professional orientation of the cadets of the Maritime University in the learning process.

Текст научной работы на тему «Сущностные основы формирования профессиональной 82 направленности у курсантов в процессе обучения в морском вузе»

деляющей здоровое положения народонаселения, является поддержание хорошей физической формы в течение всей жизни любого гражданина. Эксперимент почти всех развитых государств указывает, что подобная цель может быть благополучно решена при реализации комплексного проекта.

За прошедшие годы в Республике Саха (Якутия), как и Российской Федерации, в целом, физическое развитие и спорт получают поддержку и содействие со стороны не только государственных, муниципальных органов власти, но и населения. Приняты Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в 2007 году, Стратегия развития физической культуры и спорта в России до 2020 года, дополнение к Закону «О физической культуре и спорте Российской Федерации о студенческом спорте» 2012 году, Закон «О физической

Библиографический список

культуре и спорте Республики Саха (Якутия)» в 2009 году, дополнение к Закону «О физической культуре и спорте в Республики Саха (Якутия), о студенческом спорте» 2013 г, Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Саха(Якутия) до 2020 года. Принятые законы и правовые документы повлияли на системное развитие физической культуры и спорта среди студентов и молодежи в Республике Саха (Якутия).

Кроме того, пропаганда физического развития и уровень спортивных достижений является важнейшим фактором социально-культурного, так и общественно-духовного показателя развития государства в современном мире. Вовлечение широких масс людей к занятиям физической культурой и спортом, положение здоровья народа, а также ее военно-политической силой.

1. Маак РК. Вилюйский округ Якутской области СПБ, 1877 - 1886; Ч. 1, 2 изд., ч. 2 - 3.

2. Серошевский В. Якуты: Опят этнографического исследования. Москва, Наука, 1993.

3. Миллер ГФ. Описание Сибирского царства. Перевод В. Лебедева, И. Голубцова. Санкт-Петербург, 2009.

4. Кочнев В.П. История физкультурного движения в Якутии. Якутск, 1998.

5. Шамаев Н.К. Семейное воспитание национальных традиций. Якутск, 2003.

6. Спорт: годы, события, судьбы: сборник статей, посвященных к 70-летию физкультурного движения РС (Я). Сост. В.П. Кочнев. Якутск: Бичик, 1993. References

1. Maak R.K. Vilyujskij okrug Yakutskoj oblasti SPB, 1877 - 1886; Ch. 1, 2 izd., ch. 2 - 3.

2. Seroshevskij V. Yakuty: Opyat 'etnograficheskogo issledovaniya. Moskva, Nauka, 1993.

3. Miller G.F. Opisanie Sibirskogo carstva. Perevod V. Lebedeva, I. Golubcova. Sankt-Peterburg, 2009.

4. Kochnev V.P. Istoriya fizkul'turnogo dvizheniya v Yakutii. Yakutsk, 1998.

5. Shamaev N.K. Semejnoe vospitanie nacional'nyh tradicij. Yakutsk, 2003.

6. Sport: gody, sobytiya, sud'by: sbornik statej, posvyaschennyh k 70-letiyu fizkul'turnogo dvizheniya RS (Ya). Sost. V.P. Kochnev. Yakutsk: Bichik, 1993.

Статья поступила в редакцию 15.01.19

УДК 378.14

Baibakov R.A., senior lecturer, Department of Fundamental Disciplines, branch of State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Sevastopol, Russia),

E-mail: 89788337884@mail.ru

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE CADETS IN THE LEARNING PROCESS AT MARITIME COLLEGE. In modern conditions, the most important task of the higher school is to form a high level of professional orientation of all graduates, the presence of which ensures successful adaptation, accelerated entry into the profession and the formation of a young specialist, his willingness and ability to quality and effectively perform the duties. The presence of a high level of professional orientation is especially important for future specialists of Maritime transport, appointed to high and responsible command positions in the crews of sea and river vessels. The article briefly describes the essential foundations and the most important components of the process of formation of professional orientation of the cadets of the Maritime University in the learning process.

Key words: cadet, Maritime University, professional orientation, education, process, the essential foundations, formation.

Р.А. Байбаков, ст. преп. каф. фундаментальных дисциплин, филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Севастополь, E-mail: 89788337884@mail.ru

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В МОРСКОМ ВУЗЕ

В современных условиях важнейшей задачей вышей школы становится формирование высокого уровня профессиональной направленности у всех выпускников, что обеспечивает успешную адаптацию, ускоренное вхождение в профессию и становление молодого специалиста, его готовность и умение качество и эффективно выполнять свои служебные обязанности. Наличие высокого уровня профессиональной направленности особенно важно для будущих специалистов морского транспорта, назначаемых на высокие и ответственные командные должности в составе экипажей морских и речных судов. В статье в краткой форме излагаются сущностные основы и важнейшие компоненты процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза в процессе обучения.

Ключевые слова: курсант, морской вуз, профессиональная направленность, образование, процесс, сущностные основы, формирование.

Актуальность данной темы обусловлено следующими факторами:

- присоединением Российской Федерации к Болонскому соглашению, основные положения и принципы которого учтены и содержаться в новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО плавательных специальностей;

- возросшими требованиями Международной морской организации к уровню профессионализма членов экипажей судов, изложенных в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (ПДНВ-78);

- тесной связью проблемы формирования профессиональной направленности с проблемой результативности, эффективности процесса высшего образования и подготовки морских кадров высшей квалификации;

- снижением уровня учебной мотивации у части курсантов в процессе обучения в вузе, что вызвано различными личностными причинами (слабой общеобразовательной подготовки, ошибочностью выбора будущей профессии, сложностью изучаемых технических и специальных учебных дисциплин, спецификой и опасностями будущей профессиональной деятельности).

Различные аспекты формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза рассматривали С.А. Данченко, И.И. Макашина,

Г В. Муравьев, Е.А. Савина, А.Н. Томилин и др. по мнению которых эффективное выполнение служебных обязанностей напрямую зависят от сформированной у специалиста профессиональной направленности и его уровня. Чем выше уровень профессиональной направленности специалиста, тем выше и качественнее результаты профессиональной деятельности.

Следовательно, важнейшая задача морского вуза - организовать учебно-воспитательный процесс, таким образом, чтоб он напрямую влиял и обеспечивал формирование высокого уровня профессиональной направленности у каждого выпускника.

Результативность обучения в морском вузе предполагает формирование у каждого выпускника совокупность компетенций, включающие следующие аспекты:

- знание и понимание (теоретические знания и их осмысление);

- знание того, как нужно действовать (практическое и операциональное применение знаний в конкретных ситуациях по обеспечению безопасности мореплавания, в том числе аварийных, чрезвычайных и экстремальных);

- знание того, каким следует быть (ценности, интегрированные в процесс социального контекста, в котором существует и действует личность) [1, с. 14].

Для достижения такого результата сформированный уровень профессиональной направленности должен стать «основным критерием успешности процесса профессионализации обучающегося в вузе и системообразующим компонентом этого процесса» [2]. Такой подход влечет за собой перестройку деятельности профессорско-преподавательского состава, акцентирование внимания не на академическую успеваемость, а на формирование и развитие профессиональной направленности курсанта, его готовности к будущей профессиональной деятельности на судах морского транспорта.

Что же следует понимать под термином «профессиональная направленность курсанта морского вуза»?

Профессиональная направленность курсанта морского вуза - это система устойчивых свойств учащегося как настоящего субъекта профессиональной деятельности, определяющая его психологический склад, обеспечивающая его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) учебно-профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения и профессионального развития [3, с. 12].

Из данного определения следует, что профессиональная направленность у курсантов-моряков формируется именно в процессе обучения в морском вузе.

По мнению А.Н. Томилина [4], С.Ю. Шумилина [5] и др., процесс формирования профессиональной направленности происходит более организовано, системно, целенаправленно и устойчиво при разработке и опоре на определенных сущностных основах и определении важнейших компонентов предстоящей деятельности.

Изучение научной литературы, результатов проведенных педагогических исследований позволил определить следующий состав важнейших компонентов формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза: цель, задачи, факторы, влияющие на формирование ПНЛ, наличие модели предстоящей деятельности, определение комплекса организационно-педагогических условий, разработка педагогической технологии, мониторинг процесса формирования ПНЛ, коррекция элементов и процесса формирования ПНЛ и определение конечного результата.

Каковы же характерные особенности формирования профессиональной направленности курсанта в период обучения в морском вузе?

1. Цель (как представление о результате предстоящей деятельности) -формирование высокого уровня ПНЛ курсанта в процессе обучения в морском вузе.

Формирование ПНЛ курсанта морского вуза представляет собой целенаправленный и последовательный процесс, включающий ряд взаимосвязанных этапов (адаптации, ориентировочно-ознакомительный, самоопределения, осмысленной профессиональной направленности).

Основанием для их выделения является изменение в различные периоды обучения содержательных характеристик направленности, обусловленное характером и содержанием учебно-профессиональной, учебно-научной, воспитательной и профессиональной деятельности.

Правовыми основами сущностных положений формирования ПНЛ являются требования: ФГОС ВО по конкретной морской специальности; Международной морской организации к профессиональной компетентности членов экипажей судов; Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволяющие конкретизировать требования к образовательной и воспитательной деятельности в морском вузе.

2. Задачи формирования ПНЛ курсанта морского вуза в период обучения в вузе:

- формирование ценностного отношения к морской профессиональной деятельности и службе на судах морского транспорта;

- развитие активного интереса к учебно-познавательной деятельности и будущей профессиональной деятельности;

- углубление профессиональных компетенций, знаний, навыков и умений, развитие личных и профессиональных качеств, наиболее значимых для морской профессии;

- воспитание трудолюбия, работоспособности, добросовестности и профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

- обеспечение социально-психологической и практической готовности к предстоящей профессиональной деятельности;

- включение курсантов в различные виды практической деятельности;

- актуализация проблемы профессионального самовоспитания.

3. К важнейшим факторам, влияющим на успешность формирования ПНЛ курсанта морского вуза, относятся:

- возникновение избирательно-положительного (субъективного) отношения курсанта к морской профессии или к отдельным ее сторонам;

- создание необходимых организационно-педагогических условий в морском вузе содействующих формированию ПНЛ курсантов;

- высокая профессионально-педагогическая подготовка профессорско-преподавательского состава к высоко результативной профессиональной деятельности и умение своим трудом, своим влиянием эффективно содействовать формированию высокого уровня ПНЛ у курсантов морского вуза;

- психологическая готовность курсантов к овладению профессией моряка транспортного флота;

- заинтересованность личности, желание и стремление будущих офицеров транспортного флота овладеть морской профессией, систематическое саморазвитие и самосовершенствование, настойчивость в достижение вершин профессионального мастерства;

- способность молодых людей адаптироваться к условиям жизни и быта в вузе и на судах морского транспорта.

4. Конструирование функциональной модели формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза, построенной с позиций системно-деятельностного, компетентностного, программно-проектировочного и диагностического подходов и включающая четыре взаимосвязанных блока: концептуально-целевой (содержит: цель, задачи, основные противоречия, концептуальные положения); содержательно-технологический (проектирование целевой программы «Профессиональная направленность специалиста морского транспорта»; совокупность организационно-педагогических условий); процессуальный блок (изучение базовых и специальных дисциплин; изучение целевой программы; методы обучения; этапы обучения (входной, промежуточный, итоговый); прохождение практик на морских судах; мониторинг уровня сформированное профессиональной направленности); оценочно-результативный (критерии: когнитивно-знаниевый, деятельностностный, нравственно-волевой; уровни: оптимальный (высокий), достаточный (средний) и минимальный (низкий)).

5. Основными организационно-педагогическими условиями формирования ПНЛ курсанта морского вуза являются:

- конструирование в вузе профессионально ориентированной образовательной среды;

- совершенствование организации образовательного процесса в контексте будущей морской профессиональной деятельности курсантов;

- отбор дидактических средств, форм и методов работы, потребных для формирования высокого уровня ПНЛ у курсантов-моряков;

- обеспечение их субъектности в учебно-воспитательной и профессиональной деятельности в соответствии с избранной морской специальностью;

- разработка и изучение курсантами целевой программы «Профессиональная направленность специалиста морского транспорта»;

- систематическое изучение интересов, потребностей, ценностных ори-ентаций курсантов;

- активное использование возможностей учебных практик на судах для формирования профессиональной направленности и развития профессиональных качеств у каждого курсанта морского вуза;

- развитие самовоспитания у курсантов в тесном единстве с самообразованием и самосовершенствованием.

6. Педагогическая технология процесса формирования профессиональной направленности курсантов морского вуза, интегрируемая в учебно-воспитательный процесс и понимаемая как научно обоснованная, запрограммированная по времени последовательная система организационно-педагогических взаимодействий, включающая целеполагание, проектирование, соответствующее содержание, специфический комплекс методов, приемов, средств и форм обучения и воспитания, результатом реализации, которой является создание благоприятных условий для формирования и развития профессиональной направленности будущих морских специалистов в период обучения в высшей морской школе.

Технология формирования профессиональной направленности, курсантов современного морского вуза включает следующие компоненты:

- содержание и структура технологии основывается на педагогической модели формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза;

- ключевым компонентом технологии является целевая программа «Профессиональная направленность специалиста морского транспорта»;

- функционирование технологии происходит в течение всего периода обучения, включающей ряд последовательных этапов, каждый из которых имеет четко определенные задачи и содержание;

- технология формирования профессиональной направленности курсантов является составной частью общей психолого-педагогической технологии формирования профессионализма и направленности личности будущего специалиста морского транспорта.

Технология формирования профессиональной направленности курсантов морского вуза - это процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного и устойчивого изменения отношения курсантов к учебной, служебной и другим видам деятельности, находящем свое выражение в достижении определенного уровня компетенций, знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, развития и закрепления мотивов профессиональной деятельности.

Технология представляет собой совокупность этапов, каждый из которых характеризуется последовательностью организованных действий, соответствующих принципам личностно-деятельностного, компетентностного и контекстного подходов.

7. Мониторинг процесса формирования ПНЛ предусматривает отслеживание (сбор, хранение, обработка показателей) состояния педагогического процесса, на основании которого будет обеспеченно прогнозирование и коррекцию профессионального воспитания и становления профессиональной направленности у курсантов-моряков.

8. Конечный результат - выпускник с высоким уровнем сформированной профессиональной направленности, готовый и желающий трудиться на судах отечественного транспортного флота.

Заключение. Профессиональная направленность будущего специалиста морского транспорта, это:

- важный структурный компонент морской профессии, без которого невозможно всесторонняя и качественная подготовка компетентного специалиста, востребованного на современном рынке труда;

- доминирующий фактор, побуждающий к формированию и развитию у каждого курсанта морского вуза необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений;

Библиографический список

Основными компонентами формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза являются: цель, задачи, наличие функциональной модели, создание комплекса организационно-педагогических условий, разработка авторской целевой программы, наличие и применение педагогической технологии, осуществление постоянного мониторинга проводимой учебно-воспитательной деятельности, конечный результат. Такой подход обеспечивает рациональную организацию учебно-воспитательного процесса, эффективное использование имеемых ресурсов и достижение намеченной цели - формирование у каждого выпускника высокого уровня профессиональной направленности, выражающийся в его готовности и умении качественно выполнять профессиональные обязанности в судовладельческих компаниях и на судах, плавающих под флагом Российской Федерации.

1. Олейникова О.Н. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2009; № 3; Т. 2: 13 - 25.

2. Подлеснов А.А. Профессиональная направленность личности как интегральный мотивационно-динамический компонент подготовки кадров высшей квалификации. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 261 - 264.

3. Муравьев Г.В. Комплексное сопровождение формирования профессиональной направленности курсантов в условиях морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2018.

4. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010.

5. Шумилин С.Ю. Сущность и содержание профессиональной направленности. С.Ю. Шумилин, А.Э. Ойношев. Территория науки. 2014; 5: 71 - 74.

References

1. Olejnikova O.N. Bolonskij process i sopostavimost' programm, diplomov i kvalifikacij vysshego obrazovaniya. Vestnik MGOU. Seriya «Psihologicheskie nauki». 2009; № 3; T. 2: 13 - 25.

2. Podlesnov A.A. Professional'naya napravlennost' lichnosti kak integral'nyj motivacionno-dinamicheskij komponent podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii. Teoriya i prakiika obschestvennogo razviiya. 2014; 21: 261 - 264.

3. Murav'ev G.V. Kompleksnoe soprovozhdenie formirovaniya professional'noj napravlennosti kursantov v usloviyah morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.

4. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA im. adm. F.F. Ushakova, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Shumilin S.Yu. Suschnost' i soderzhanie professional'noj napravlennosti. S.Yu. Shumilin, A.'E. Ojnoshev. Territoriya nauki. 2014; 5: 71 - 74.

Статья поступила в редакцию 14.01.19

УДК 373.2

Belotserkovets N.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: atalya_stv@list.ru

Chupaha I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: irina-chupakha@rambler. ru

PLOT-ROLE GAME AS A MEANS OF THE FORMATION OF THE HUMANISTIC DIRECTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The game occupies a large place in the system of comprehensive education of preschoolers. The game reveals and forms the psychological properties of the individual, forms a variety of qualities. Analysis of the role of narrative in the development of the role-playing game children humane feelings shows that neither the plot nor the content of the game are not the basis of manifestations of care and attention, friendliness and emotional assist peers. The function of humanistic education of the senses, the game runs in the event that enables or motivates the experiences of children. If the system of pedagogical conditions is observed, to which we include the demonstration of moral standards, the moral orientation of plot games of children, the presence of preliminary preparation and competent pedagogical guidance of preschool children's play activities by adults, the role-playing game serves as a means of shaping the humanistic orientation of a preschool child.

Key words: child of preschool age, humanistic orientation of personality, plot game, pedagogical conditions of education, pedagogical leadership of game.

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт», E-mail: natalya_stv@list.ru

И.В. Чупаха, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический

институт», E-mail: irina-chupakha@rambler.ru

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра занимает большое место в системе всестороннего воспитания дошкольников. В игре раскрываются и формируются психологические свойства личности, формируются разнообразные качества. Анализ роли сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: что ни сюжет, ни содержание игры не выступают основой проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия сверстникам.. Функцию воспитания гуманных чувств, игра выполняет в том случае, если активизирует или мотивирует переживания детей. При соблюдении системы педагогических условий, к которым мы относим демонстрацию нравственных эталонов, нравственную направленность сюжетных игр детей, наличие предварительной подготовки и грамотное педагогическое руководством игровой деятельностью дошкольников со стороны взрослых, сюжетно-ролевая игра выступает средством формирования гуманистической направленности личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, гуманистическая направленность личности, сюжетная игра, педагогические условия воспитания, педагогическое руководство игрой.

Дошкольный возраст - базовый этап получения социального опыта. Игра - самый доступный для дошкольника вид деятельности, условие актуализации полученной информации, которая соотносится с типом мышления дошкольника (наглядно-образным), эмоциональностью и активностью ребенка. Желание знакомиться с окружающим миром, активно общаться со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, реализовывать свои потребности и интересы,

мотивирует дошкольников к активизации в игровой деятельности. Особенность игровой деятельности состоит в том, что именно в ней формируются в единстве и во взаимодействии все стороны личности ребенка. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. В детской психологии и дошкольной педагогике воспитательное значение игры в развитии дошкольника - одно из кардинальных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.