Научная статья на тему 'Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности курсантов-моряков'

Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности курсантов-моряков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / КУРСАНТЫ МОРСКИХ ВУЗОВ / MARINE UNIVERSITIES CADETS / МОРСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAM / MARINE PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Геннадий Владимирович

В статье раскрыты понятие профессиональной направленности и особенности её формирования в условиях морского вуза, рассмотрен инструментарий сопровождения процесса формирования профессиональной направленности курсантов морских вузов на основе авторской целевой программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents-instrumental foundations of cadets-sailors’ professional orientation development

The article reveals the notion of professional orientation and the specifics of its formation in the conditions of the marine university, the toolkit for supporting the process of developing professional orientation of marine universities cadets on the basis of the author's target program is considered

Текст научной работы на тему «Содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности курсантов-моряков»

Г. В. Муравьев

(Великий Новгород)

содержательно-инструментальные основы формирования профессиональной направленности

курсантов-моряков

contents-instrumental foundations of cadets-sailors' professional orientation development

В статье раскрыты понятие профессиональной направленности и особенности её формирования в условиях морского вуза, рассмотрен инструментарий сопровождения процесса формирования профессиональной направленности курсантов морских вузов на основе авторской целевой программы.

Ключевые слова: профессиональная направленность, курсанты морских вузов, морская профессиональная деятельность, целевая программа.

The article reveals the notion of professional orientation and the specifics of its formation in the conditions

of the marine university, the toolkit for supporting the process of developing professional orientation of

marine universities cadets on the basis of the author's target program is considered.

Key words: professional orientation, marine universities cadets, marine professional activity, target

program.

В новых социально-экономических условиях особенно остро стоит проблема активизации человеческого фактора, максимального использования возможностей человека для достижения наивысших результатов в профессии. Эта задача целиком и полностью относится и к служебной деятельности специалистов морского транспорта.

Направленность личности курсанта морского вуза - это важнейшее, значимое качество, связанное с определенной активностью в учебно-воспитательной, общественной, спортивной и иных сферах деятельности, формирующее будущего профессионала морского транспорта и социально активного гражданина российского общества.

Исследование специфики морского аспекта профессиональной направленности различных категорий специалистов морского транспорта осуществлено в работах,

касающихся психологической готовности к профессиональной деятельности (С. А. Данченко), формирования профессиональной компетенции как условия профессиональной направленности курсантов (Ю. С. Котова), развития готовности к лидерской деятельности морских специалистов (О. В. Фомичева), программного сопровождения формирования профессионально-этических качеств личности курсантов в вузе (Н. С. Шумилина) и др.

Вместе с тем процесс формирования профессиональной направленности курсантов морского вуза в современных условиях затруднен изменением акцентов в мировоззрении современной молодежи, снижением уровня мотивации к освоению морской профессии, потребительским отношением к жизни в молодежной среде. Более 24% курсантов заявляют об ошибочном выборе профессии и нежелании строить карьеру на флоте.

Профессиональная направленность понимается большинством исследователей как системное образование личности, интегрирующее в себе предметные знания в соответствии с государственными общеобразовательными стандартами и выбором профессиональной ориентации; мотива-ционную потребность в непрерывном саморазвитии и профессиональном самоопределении; осознание личностью своих интересов, способностей, потребностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе, а также необходимости развития профессионально-личностных качеств, ценностных ориентаций и мотивов профессионального самоопределения.

Выполненный анализ понятия «профессиональная направленность» позволяет выразить её основные характеристики:

- выступает системообразующим свойством, определяющим весь психологический склад профессионала как субъекта деятельности;

- проявляется в устойчивом и сильном интересе, желании, стремлении, влечении заниматься конкретной профессией и совершенствоваться в ней;

- состоит из совокупности ведущих мотивов профессиональной деятельности;

- выражает отношение личности (учащегося вуза) к целям педагогической системы на эмоциональном, познавательном и поведенческом уровнях;

- это установка на конкретный вид деятельности, проявляемая на основе устойчивых профессиональных мотивов и намерений;

- ориентирует современных специалистов в профессиональной сфере;

- побуждает к активности в профессиональной деятельности;

- придает деятельности в профессиональной сфере устойчивость к внешним факторам;

- отражает и обусловливает цели, мотивы и отношение к действительности, опосредованные профессиональной деятельностью.

В качестве важнейшего инструмента

формирования профессиональной направленности курсантов-моряков, как показал эксперимент, наряду с изучением базовых, общетехнических и специальных дисциплин, системы учебных, общепрофессиональных и морских практик выступает авторская целевая программа «Направленность и профессионализм», решающая следующие задачи:

1. Овладение содержанием процесса формирования профессиональной направленности, вооружения курсантов необходимыми знаниями, навыками и умениями социально значимой деятельности.

2. Развитие профессиональных и творческих способностей курсантов.

3. Вырабатывание профессиональных качеств, необходимых для последующей профессиональной деятельности.

4. Содействие курсантам морского вуза в изучении тематики модулей целевой программы.

С учетом вышеизложенного и ориентируясь на цель и задачи нашего исследования, полагаем, что структура целевой программы «Направленность и профессионализм» должна включать следующие компоненты: пояснительная записка, содержащая цель и задачи обучения курсантов-моряков; содержание целевой программы, представленное в виде модулей; методические указания, определяющие алгоритм деятельности преподавателя по проектированию целевой программы и её реализации.

Структурная модель Целевой программы «Направленность и профессионализм» представлена в виде схемы на Рис. 1.

Авторская целевая программа «Направленность и профессионализм» состоит из четырех взаимосвязанных структурно-содержательных модулей: установочного (установки на изучение целевой программы, формирование высокого уровня профессиональной направленности); теоретического (изучение теории общей и профессиональной направленности личности); профессионального (изучение особенностей деятельности специалистов морского транспорта, сущности профессиональной карьеры, специфики профессионального

роста); самовоспитания и саморазвития (установки на самовоспитание и дальнейшее развитие профессионального потенциала, готовности к профессиональному росту).

Рассмотрим наполнение модулей авторской целевой программы «Направленность и профессионализм».

Установочный модуль включает теоретические занятия «Профессиональная направленность личности: ключевые понятия и категории», «Роль профессиональной направленности в становлении профессионала морского транспорта», «Методы изучения мотивов морской профессиональной деятельности», «Усвоение целевой программы - основной путь формирования и развития профессиональной направленности личности», семинары «Представление о мотивах и мотивации деятельности современного специалиста морского транспорта», «Проявления основных мотивационных новообразований у членов экипажа судна», «Пути коррекции смысловых и мотивацион-ных установок на различных этапах учебы в морском вузе», практикумы-тренинги «Выявление и анализ причинно-следственных отношений в структуре мотивированного поведения», «Профессионализм и карьера морского специалиста».

Психолого-аналитический модуль состоит из лекционных занятий «Общая характеристика представлений о личности», «Потребности личности и их классификация.

Индивидуальные особенности потребностей», практикумов «Способности и выбор профессии моряка», «Сущность и содержание общей и профессиональной направленности личности специалистов морского транспорта», «Интерес к морской профессии», тренингов «Мотивация и самомотивация», «Изучение профессиональных свойств личности».

Профессионально-деятельностный модуль начинается с деловой игры «Компетентность специалиста морского транспорта» и продолжается тренингами «Приемы адаптации и становления специалиста морского транспорта». Отработка практических навыков происходит на семинаре-практикуме «Развитые навыки общения и умение организовать совместную деятельность -важнейшие характеристики офицера морского транспорта» и закрепляется в процессе дискуссии «Профессиональное мастерство специалиста морского транспорта». Во время реализации данного модуля организуются вечера-встречи с выпускниками морского вуза - действующими офицерами судов морского транспорта и с капитанами судов морского транспорта для использования потенциала их опыта и традиций в формировании профессиональной направленности.

Для успешной реализации курсантов в будущей профессии введен модуль «Самовоспитание и саморазвитие». В ходе лекций

Ценностно-целевой компонент Целевой программы «Направленность и профессионализм»

41

СОДЕРЖАНИЕ Целевой программы и вариативных маршрутов её изучения УПРАВЛЕНИЕ реализацией Целевой программы ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ деятельности курсантов (составляющие сопровождения)

V и ~С1

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Рис. 1. Структурная модель Целевой программы «Направленность и профессионализм».

«Воспитание и самовоспитание личности», «Самовоспитание как основа саморазвития профессиональной направленности будущего специалиста морского транспорта» курсантам дается теоретическая основа для формирования компетенций саморазвития. В ходе групповых дискуссий и бесед «Самовоспитание: как я его понимаю», «Субъективные и объективные причины самовоспитания», «Особенности самовоспитания как целенаправленной деятельности курсанта, направленной на совершенствование своей личности и профессиональной направленности», «Трудолюбие и самоконтроль - основа результативности самовоспитания и саморазвития» вырабатываются основные принципы, приемы и навыки саморазвития курсантов-моряков. Этому помогают семинары-практикумы «Опыт курсантов старших курсов по организации процесса самовоспитания и саморазвития», когда старшие товарищи делятся своими находками и трудностями, с которыми они сталкиваются при прохождении практики на судне. Завершается модуль круглым столом «Система самовоспитания курсанта морского вуза».

Учебную деятельность дополняет внеу-чебная, которой посвящен культурно-досу-говый модуль, открывающийся дискуссией «Роль культурно-досуговой работы в формировании профессиональной направленности курсанта». После экскурсии на современное транспортное судно организуется Вечер вопросов и ответов «Морская профессия: романтика и реальность (трудовые будни)», на который приглашаются действую -щие офицеры судов морского транспорта и капитаны судов морского транспорта, открывающие курсантам ежедневную морскую реальность.

Для дальнейшего трудоустройства в рамках данного модуля организуются встречи курсантов со специалистами «Центра занятости», посещение выставки «Образование и карьера»; презентация судовладельческих компаний города и края, встречи «Морские династии нашего города» и др. Завершается модуль диспутом «Почему я выбрал морскую профессию».

Профессионально-психологическое сопровождение процесса формирования про-

фессиональной направленности у курсантов морского вуза предусматривает реализацию следующих этапов:

1. Исходно-диагностический этап - определение начального уровня профессиональной направленности курсантов; готовности и(или) неготовности обучающихся к обучению по авторской целевой программе; изучение подготовленности профессорско-преподавательского состава к организации и проведению мероприятий по формированию высокого уровня профессиональной направленности курсантов, установление, подбор и привлечение круга лиц из числа преподавателей и инициативных курсантов для оказания помощи.

2. Этап целеполагания предусматривает формулировку цели, задач и определение необходимых педагогических условий для их эффективного решения.

3. Этап планирования и разработки целевой программы включает организаторскую и методическую деятельность по составлению конкретной и содержательной учебной программы. На данном этапе решаются все вопросы организационной подготовки: согласования со всеми заинтересованными сторонами и утверждение целевой программы, доведение до всех исполнителей, проверки готовности исполнителей и учебных групп к проведению занятий.

4. Этап обучения курсантов по целевой программе: подготовка и проведение занятий и мероприятий; мониторинг уровня освоения тематики каждого учебного модуля курсантами; диагностика процесса формирования у курсантов профессиональной направленности по авторской анкете. Анализ полученных результатов после анкетирования курсантов и корректировка проводимой учебно-воспитательной работы.

5. Этап рефлексии: анализ и оценка результатов программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности курсантов морского вуза на основе сопоставления результатов анкетирования курсантов по авторской анкете с полученными результатами по применяемым дополнительно тестам и методикам; анализ результатов

обучения по авторской целевой программе; оценка собственной учебной деятельности каждым курсантом и самооценка сформированного уровня профессиональной направленности.

Таким образом, знание и понимание сущности профессиональной направленности помогает предвидеть или прогнозировать личностное и профессиональное поведение, спланировать индивидуальный и дифференцированный подход в организаторской и учебно-воспитательной работе с курсантами, способствует содействию их адаптации к условиям морской службы, успешности в профессиональном становлении и

профессиональном росте, результативной профессиональной деятельности.

Программно-диагностическое сопровождение, представляя собой единый процесс программно-целевого и диагностического сопровождения, осуществляемого на основе целевой программы и диагностических методик уровневой организации формирования профессиональной направленности, способствует результативному формированию профессиональной направленности курсантов морского вуза, их мотивов, интересов, целей и возможностей в избранной морской сфере профессиональной деятельности.

Литература

1. Кунц Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №4. - С. 137-140.

2. Марон А. Е., Чегодаев Н. М. Дидактика последипломного образования: программно-диагностический аспект. - М., СПб.: Ин-т общ. образования МОПО РФ, РАО ИОВ, 1997. - 209 с.

3. Муравьев Г. В. Концептуальные представления и идеи программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №6. - С. 24-26.

4. Резинкина Л. В. Формирование самообразовательной компетентности как условие профессионального саморазвития специалистов // Вестник Санкт-Петербургского университета технологий и дизайна. - 2016. - № 4 (48). - С.86-89.

5. Томилина С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: моногр. - Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.