Научная статья на тему 'Формирование профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе программного обеспечения и диагностической поддержки: итоги педагогического эксперимента'

Формирование профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе программного обеспечения и диагностической поддержки: итоги педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / DIAGNOSTIC SUPPORT / STUDENT / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муравьев Г.В.

В современных условиях существенно возросли требования к профессиональной подготовки и компетентности выпускников морского вуза, уровню сформированности у них профессиональной направленности, являющейся интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, определяемой всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в стремлениях, желаниях, интересах, отношениях и целенаправленных усилиях личности. В статье на основе итогов проведённого исследования, изложены основные условия формирования высокого уровня профессиональной направленности у курсантов морского вуза программное обеспечение, включающее проектирование работоспособной целевой программы по которому организуются обучение курсантов и диагностическую поддержку процесса ее изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муравьев Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN SEA COURSES ON THE BASIS OF THE SOFTWARE AND DIAGNOSTIC SUPPORT: THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT

In modern conditions demands on training and competence of graduates of a marine institute, the level of completeness of their professional orientation significantly increased. They are an integral characteristic of professional activity defined by all the motives in the motivational sphere and are manifested in the aspirations, desires, interests, relationships, and the dedicated efforts of an individual. The article is based on the results of the study, outlines the principal terms of the formation of a high level of professional orientation of cadets of the Maritime University software, including design healthy target program, in which training of cadets and diagnostic support of the examination process are organized.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе программного обеспечения и диагностической поддержки: итоги педагогического эксперимента»

УДК 155.2: 656.61

Muravyov G.V., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: rehkby96@yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN SEA COURSES ON THE BASIS OF THE SOFTWARE AND DIAGNOSTIC SUPPORT: THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT. In modern conditions demands on training and competence of graduates of a marine institute, the level of completeness of their professional orientation significantly increased. They are an integral characteristic of professional activity defined by all the motives in the motivational sphere and are manifested in the aspirations, desires, interests, relationships, and the dedicated efforts of an individual. The article is based on the results of the study, outlines the principal terms of the formation of a high level of professional orientation of cadets of the Maritime University software, including design healthy target program, in which training of cadets and diagnostic support of the examination process are organized.

Key words: diagnostics, diagnostic support, student, person, software, professional orientation, formation.

Г.В. Муравьев, аспирант Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: rehkby96@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

В современных условиях существенно возросли требования к профессиональной подготовки и компетентности выпускников морского вуза, уровню сформированности у них профессиональной направленности, являющейся интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, определяемой всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в стремлениях, желаниях, интересах, отношениях и целенаправленных усилиях личности.

В статье на основе итогов проведённого исследования, изложены основные условия формирования высокого уровня профессиональной направленности у курсантов морского вуза - программное обеспечение, включающее проектирование работоспособной целевой программы по которому организуются обучение курсантов и диагностическую поддержку процесса ее изучения.

Ключевые слова: диагностика, диагностическая поддержка, курсант, личность, программное обеспечение, профессиональная направленность, формирование.

Действующая ныне Концепция развития образования в России [1] определяет в качестве главной цели «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», соответствующего не только отечественным, но и мировым требованиям.

Достижение поставленной цели возможно только путем качественного обучения курсанта в вузе, приобретения и совершенствования необходимых профессиональных знаний, навыков и умений. Именно в вузе курсант развивает свои профессиональные ценности, мотивы, личный уровень профессиональной направленности

Следовательно, в период обучения в вузе формированию и развитию профессиональной направленности у курсантов следует уделять серьёзное и целенаправленное внимание.

Что же следует понимать под термином «профессиональная направленность личности»?

Термин «профессиональная направленность личности» впервые ввела в научный оборот Н.В. Кузьмина [2], он обозначает, по мнению автора, устойчивый интерес к профессии и склонность заниматься ею.

С точки зрения К.К. Платонова [3], А.М. Столяренко [4], человек не может быть специалистом высокого уровня, мастером своего дела, настоящим профессионалом, если направленность у него не развита.

С.А. Данченко находит профессиональную направленность личности как её установку на конкретный вид деятельности, которая появляется на основе устойчивых профессиональных мотивов и намерений, а также уверенности в соответствии своих способностей выбранному профилю и удовлетворенности выбором профессии [5, с. 33].

И.И. Макашина [б] видит профессиональную направленность как наиболее обобщенную форму отношения человека к профессии и определяет её как интерес к профессии и желание заниматься ею.

Н.Н. Аниськина [7] под профессиональной направленностью понимает качество личности, включающее в себя профессиональные мотивы, интересы и склонности, выражающие отношение личности к избранной профессии, формирующиеся под воздействием профессиональной среды и обеспечивающие успешность процесса освоения профессиональной деятельности.

Анализ вышеприведенных дефиниций позволяет дать следующие определение: профессиональная направленность лич-

ности морского специалиста - это система отношений и мотивов личности, проявляющаяся в устойчивой и сильной ориентации на избранную морскую профессию, всецело обеспечивающая успешность процесса профессионального становления и последующей профессиональной деятельности на судах морского транспорта.

В период с 2013 по 2017 годы в Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова было проведено специальное исследование, включающее констатирующий и формирующий эксперимент на тему: «Формирование профессиональной направленности у курсантов морского вуза». Проведённое исследование позволило нам вычленить наиболее характерные особенности процесса формирования профессиональной направленности у учащихся морских вузов в процессе обучения.

В течение обучения в морском вузе формирование профессиональной направленности осуществляется последовательно, поэтапно:

- в течение первого курса - образовательный процесс ориентирован на адаптацию курсантов, формирование у них интереса к профессии как ценности и развитие мотивации к профессии специалиста морского транспорта;

- на втором курсе происходит углубление ориентировочно-ознакомительного процесса, происходит выковывание устойчивости интересов, установки на будущую профессию, формируется уверенность и самостоятельность;

- в течение третьего курса у курсантов развивается твердая установка на профессию моряка транспортника, признание профессии как ценности, что проявляется в развитии устойчивого интереса к теоретическим основам профессии;

- на четвертом курсе у большинства учащихся вуза наблюдается устойчивая склонность к избранной профессии и рефлексивное оформление знаний о профессии;

- на пятом, выпускном курсе - происходит окончательное достижение устойчивости профессиональной направленности.

В 2013 г. на первый курс, в соответствии с государственным заказом, за счет бюджета было принято 132 курсанта. В этом же году из поступивших в 2008 г. 132 «бюджетника» было выпущено 115 специалистов (87,1%).

Анализ обучения курсантов показывает, что ежегодно по причине неуспеваемости отчисляются до 20 - 25 курсантов, до

45% систематически допускают пропуски занятий, около 30% курсантов не своевременно сдают зачеты и экзамены. Опрос, показал, что 32% второкурсников еще окончательно не определились с желанием проходить в дальнейшем службу на судах морского транспорта.

Всё это говорит о том, что в процессе обучения в вузе имеется ряд недостатков в формировании у курсантов профессиональной направленности.

В соответствии с установившейся практикой проведения педагогических изысканий, нами применён широкий комплекс психолого-педагогических методов исследования профессиональной направленности курсантов-моряков.

В исследовании приняли участие 518 курсантов. Из них 262 курсанта участвовали в констатирующем эксперименте и 256 - в формирующем эксперименте.

Основными этапами диагностики стали:

- входной (позволил установить истинное состояние изучаемой проблемы в начале эксперимента);

- промежуточный (позволил измерить продуктивность начатых учебно-воспитательных воздействий, верность избранного пути, убедиться в наличии сдвигов, динамики улучшения уровня знаний, формировании необходимых качеств личности);

- итоговый (позволил получить достоверные сведения в конце эксперимента о результативности педагогического процесса проведенного эксперимента).

Анализ научной литературы и исследований [2; 5; 7; 8] показал, что для изучения состояния процесса формирования профессиональной направленности у учащихся морского вуза целесообразно применить следующие методики:

1. Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой для определения уровня профессиональной направленности студентов.

2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (авторы А.А. Реан и В.А. Якунин).

3. Тест «Анализ мотивационных потребностей» (авторы: Ш. Ричи и П. Мартина).

4. Методика диагностики направленности личности Б. Бас-

5. Авторская анкета «Направленность и профессионализм» разработанная для данной работы.

Тестирование курсантов по тест-опроснику Т.Д. Дубовиц-кой - определение уровня профессиональной направленности курсантов выпускного курса, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней - показало, что у 23,3% - низкий уровень, у 67,6 % - средний и только у 9,1% - высокий.

Примерно такие же результаты были получены и по другим тестам, что позволило обоснованно прийти к выводу о необходимости разработки целевой программы и организации ее изучения курсантами.

На начало проведения эксперимента у 75% исследуемых курсантов мотивационный полюс не выражен ярко, но у 37,4% имеется некоторая тенденция к достижению успеха. Кроме того, из числа опрошенных, у 25,2 % курсантов превалирует мотивация к достижению успеха, эти моряки уверены в себе и имеют высокую самооценку.

Так, у 6,1% моряков на ранних этапах обучения в морском вузе просматривается тенденция к избеганию неудачи, им тяжело браться за какое-нибудь дело, поскольку они стараются избегать провала, не любят рисковать и могут впадать в панику.

На основании полученных данных были произведены следующие выводы:

1. Уровень профессиональной направленности курсантов весьма посредственный (не достигает 60%) и, несомненно, требует особого внимания со стороны научного и учебного отделов морского вуза, а также каждого члена профессорско-преподавательского состава. В связи с чем, особенно на данном этапе развития нашего общества, возникает острая необходимость в мобилизационной научно-обоснованной образовательной модели профессиональной направленности, способной к устойчивому планомерному повышению уровня профессиональной направленности моряков.

2. Оценка уровня профессиональной направленности курсантов указывает на фрагментарный характер учебной и воспитательной деятельности, организуемой профессорско-преподавательским составом вуза, в процессе развития у моряков стремления к овладению получаемой морской профессии и расширения мотивационной сферы для продолжения профессионального совершенствования после окончания обучения в

вузе. Анкетирование показало, что причиной низкой оценки (не более чем у 30%) профессиональной направленности, можно считать нездоровую обстановку на мировой арене, социальную напряженность в стране, которые ограничивают интервал поиска достойной индивидуума профессии. Кроме того, экономическая нестабильность нашего государства обязывает вузы оказать конкретную поддержку и содействие в выявлении потенциальных возможностей каждой личности в процессе приобретения ценностных профессиональных ориентаций на основе межпредметных связей, а для этого необходимо разработать и обосновать концептуальную базу и Программу профессиональной направленности.

В условиях проводимого эксперимента была разработана целевая программа формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза, представляющая собой руководящий документ, определяющий объем, порядок, содержание и последовательность педагогического процесса по овладению курсантами системой знаний, умений и навыков в интересах развития общей и профессиональной направленности.

Целевая программа «Направленность и профессионализм» состоит из четырёх взаимосвязанных структурно-содержательных модулей: 1) установочный (установки на изучение целевой программы, формирования высокого уровня профессиональной направленности); 2) теоретический (изучение теории общей и профессиональной направленности личности); 3) профессиональный (изучение особенностей деятельности специалистов морского транспорта, сущности профессиональной карьеры, специфики профессионального роста); 4) самовоспитания и саморазвития (установки на самовоспитание и дальнейшее развитие профессионального потенциала, готовности к профессиональному росту). На её изучение выделено 120 часов.

Цель программы - обогащение и расширение знаниевого компонента, необходимых навыков и умений как основы формирования высокого уровня профессиональной направленности курсантов морского вуза.

В процессе обучения по целевой программе проводились контрольные собеседования по результатам овладения курсантами каждого модуля, а также диагностика процесса формирования у курсантов профессиональной направленности по авторской анкете. Анализ полученных результатов после анкетирования курсантов и корректировка проводимой учебно-воспитательной работы.

Для диагностики уровня профессиональной направленности курсантов на формирующем этапе эксперимента был повторно применен весь кластер диагностического материала.

Повторное тестирование курсантов по тест-опроснику Т.Д. Дубовицкой -показало, что у 4,7% - низкий уровень, у 41,8% - средний и у 53,5% - высокий.

Кроме того, на конец эксперимента, по сравнению с данными полученными в начале эксперимента, повышен общий фон оценки профессиональной направленности респондентов на 0,54 балла.

Стоит также отметить, что максимальная оценка по всем блокам авторской анкеты: знаний и представлений о морской профессии и профессиональной направленности, интереса к изучению истории морской профессии и особенностей формирования профессиональной направленности, умении респондентов рефлексировать полученные знания по программам формирования профессиональной направленности, реализуемых в морском вузе на формирующем этапе эксперимента, составила 5,0 баллов.

К концу формирующего эксперимента, моряки стали увереннее в себе, своих возможностях и в правильном выборе профессии, с которой они хотели бы связать свое будущее. Так у курсантов-респондентов выявлена такая учебно-професиональная мотивация, в структуре которой ведущее место занимают устойчивые социально-значимые мотивы (53%), ориентированые на перспективу освоения профессии; 44 % стали более уверенными и целеустремленными, а тенденция к избеганию трудной работы и боязни неудач у моряков при решении профессиональных проблем достигла нулевого уровня; 60,8% курсантов отмечают свою активность, которая, по их мнению, обеспечена потребностью в достижении профессиональных навыков через достижение успехов в учебе; 13% курсантов отметили свою инициативность и настойчивость, которая проявляется в выполнении учебно-профессиональных задач; 75% респондентов готовы тратить свое время на спасение мира и служение обществу, готовы помогать конкретным, близким людям; 64,1% респондентов в большин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.