5. Шрайберг Я.Л. Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы ее выживания»: ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2015. Москва: ГПНТБ России, 2015.
6. College Students' Perceptions of Libraries and Information Resources: A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio: 2006. Режим доступа: http://www.oclc.org/reports/perceptionscollege.htm
7. Perceptions of Libraries and Information Resources : A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio, 2005. Режим доступа: http://www. oclc.org/reports/2005perceptions.htm
8. The 2003 OCLC environmental scan: pattern recognition. Dublin: OCLC. Режим доступа: http://www.oclc.org/reports/escan/downloads/ escansummary_en.pdf
9. Hildreth C. R. Online Catalog Design Models: Are We Moving in the Right Direction? Режим доступа: http://myweb.cwpost.liu.edu/childret/ clr-opac.html
10. Hildreth C. R. Online library catalogs as IR systems: what can we learn from research?" In Yates-Mercer, P.A. (Ed.), Future Trends in Information Science and Technology: Proceedings of the Silver Jubilee Conference of the City University's Department of Information Science, Taylor Graham. London, 1998: 9 - 25.
11. Breeding M. Next-Generation Library Catalogs. Chapter 1: Introduction Library Technology Reports. 2007. 43, 4. Р 5-14. Available at: http:// alatechsource.metapress.com/content/p6r112h042601l68/fulltext.pdf
References
1. Sukiasyan 'E.R. Za chto chitateli lyubili sistematicheskij katalog? Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2014; 5: 45 - 51.
2. Sukiasyan 'E.R. Klassifikacionnaya sistema kak instrument avtomatizirovannogo poiska. Ch. 1. Pochemu klassifikacionnyj poisk 'effektivnee verbal'nogo? Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2015; 3: 20 - 29.
3. Skripkina I.S. Funkcional'nost' 'elektronnogo kataloga sleduet izuchat' Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. 2014; 5: 52 - 55.
4. Veb 2.0, biblioteki i informacionnaya gramotnost': sbornik publikacij. Perevod s anglijskogo. Sankt-Peterburg: Professiya, 2011.
5. Shrajberg Ya.L. Sovremennye biblioteki pod informacionno-tehnologicheskim pressingom na ternistom puti v buduschee: istoriya «bor'by» s knigojiperspektivy ee vyzhivaniya»: ezhegodnyj doklad Konferencii «Krym», god 2015. Moskva: GPNTb Rossii, 2015.
6. College Students' Perceptions of Libraries and Information Resources: A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio: 2006. Rezhim dostupa: http://www.oclc.org/reports/perceptionscollege.htm
7. Perceptions of Libraries and Information Resources : A Report to the OCLC Membership. Dublin, Ohio, 2005. Rezhim dostupa: http://www. oclc.org/reports/2005perceptions.htm
8. The 2003 OCLC environmental scan: pattern recognition. Dublin: OCLC. Rezhim dostupa: http://www.oclc.org/reports/escan/downloads/ escansummary_en.pdf
9. Hildreth C. R. Online Catalog Design Models: Are We Moving in the Right Direction? Rezhim dostupa: http://myweb.cwpost.liu.edu/childret/ clr-opac.html
10. Hildreth C. R. Online library catalogs as IR systems: what can we learn from research?" In Yates-Mercer, P.A. (Ed.), Future Trends in Information Science and Technology: Proceedings of the Silver Jubilee Conference of the City University's Department of Information Science, Taylor Graham. London, 1998: 9 - 25.
11. Breeding M. Next-Generation Library Catalogs. Chapter 1: Introduction Library Technology Reports. 2007. 43, 4. R. 5-14. Available at: http:// alatechsource.metapress.com/content/p6r112h042601l68/fulltext.pdf
Статья поступила в редакцию 10.10.16
УДК-155.2: 656.61
Muravyov G.V., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE CONCEPTUAL VISIONS AND IDEAS OF SOFTWARE AND DIAGNOSTIC MAINTENANCE OF PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS IN A MARITIME UNIVERSITY. On the basis of views of modern scientists and researchers the author discloses the basic conceptual views and ideas of a method of software and diagnostic support of formation of professional orientation of cadet-sailors. The paper concretized some specific features of implementation of the system-, activity-, software-, competency-based and diagnostic approaches for scientific research and comprehensive support of cadet-sailors. The author presents an analysis of the nature and contents of professional orientation. The main goal is formulated and tasks are specified. The author recommends some software diagnostic support in the work with cadets.
Key words: conceptual representation, student, person, software and diagnostic support, professional orientation, formation.
Г.В. Муравьев, аспирант Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИДЕИ ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
В статье на основе взглядов современных учёных и исследователей раскрываются основные концептуальные представления и идеи метода программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности у курсантов-моряков. Конкретизированы специфические особенности реализации системного, деятельностного, программно-проектировочного, компетентностного и диагностического подходов для научного и всестороннего обеспечения исследования. Автором выполнен анализ сущности и содержания профессиональной направленности, а также сформулирована главная цель и конкретизированы задачи программно-диагностического сопровождения.
Ключевые слова: концептуальные представления, курсант, личность, программно-диагностическое сопровождение, профессиональная направленность, формирование.
ФГОС ВО морского специалиста судоводителя в качестве главной цели системы профессионального образования определяет обеспечение всесторонней подготовки и воспитания квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной
мобильности. Все это напрямую связано с проблемой дальнейшего совершенствования управлением процессом становления личности будущего специалиста морского транспорта, системообразующим фактором которой является профессиональная направленность.
Под термином «профессиональная направленность личности морского специалиста» понимается система отношений и мотивов личности, проявляющаяся в устойчивой и сильной
ориентации на избранную морскую профессию, всецело обеспечивающую успешность процесса овладения необходимыми компетенциями, осознанности мотивов, интересов, потребностей, склонностей, идеалов, сформированности профессиональной позиции, содействующих качественному профессиональному становлению и последующей результативной профессиональной деятельности на судах морского транспорта.
Одним из современных, надёжных и новаторских путей формирования высокого уровня ПН у курсантов может стать метод программно-диагностического сопровождения, что несомненно требует своего концептуального обоснования.
Концепция в педагогике - это основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. Она и представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий [1].
Следовательно, под концептуальными представлениями и идеями ПДС процесса развития ПН у курсантов морского вуза следует понимать целостную систему деятельности включающую методологические подходы и структурные компоненты (цель, задачи, принципы, функции, направления, средства, формы, методы, результат), а также комплексную деятельность руководящего и профессорско-педагогического состава, направленную на решение задач проектирования целевой программы, обучения, воспитания, формирования и развития профессионализма, профессиональной направленности у курсантов и мониторинга её уровня.
Стратегия выполняемого исследования требует методологической опоры. Выполненный анализ научной литературы [1 - 10] позволил прийти к выводу о необходимости комплексного использования системного, деятельностного, программно-проектировочного, компетентностного и диагностического подходов для научного и всестороннего обеспечения исследования ПДС процесса формирования ПН у курсантов-моряков. Любой из перечисленных подходов позволяет решить определенный круг задач, однако, его возможности не могут способствовать обозначенной проблемы в целом, что потребовало их объединения и совместного использования. Тем не менее, считаем необходимым конкретизировать специфические особенности реализации каждого подхода в условиях ПДС формирования ПН личности курсанта морского вуза:
- системный подход позволяет выполнить структурный анализ изучаемого феномена и тем самым обогатить проводимое педагогическое исследование и получить новые научно обоснованные результаты;
- деятельностный подход позволяет создать необходимую организацию деятельности курсантов, предполагающую содержательное и обогащено направленное формирование установок, мотивов, стремлений, интересов, идеалов, жизненных и профессиональных планов, ценностных ориентаций, убеждения и мировоззрения;
- программно-проектировочный подход обеспечивает научность процесса проектирования и рациональность процесса разработки целевой программы ПДС формирования ПН курсанта, их заинтересованность и активность в её освоении и применении полученных знаний на практике;
- компетентностный подход предполагает, что результат освоения целевой программы это не только получение новых знаний и навыков, а создание новой знаниевой платформы способствующей: а) повышению интереса к профессии офицера транспортного флота, расширению его профессиональной компетентности, обеспечивающей эффективное выполнение профессиональной деятельности; б) формированию субъектности профессиональной культуры, как результата выявления смыслов и соотнесения собственной профессиональной деятельности с нормами культуры;
- диагностический подход применен для получения достоверного знания о состоянии (уровне) ПН курсантов-моряков, оценки, анализа и учёта полученных результатов в последующей учебно-воспитательной работе.
Изучение научной литературы [1 - 10] показывает, что особый интерес для проводимого исследования представляют идеи ПДС содержащиеся в работах А.Е. Марон, С.Н. Томилиной, О.Г. Деевой, Н.М. Чегодаева, Е.Г. Ямщиковой и др.
Так, С.Н. Томилина [2] определяет «программно-диагностическое сопровождение» процесса военно-патриотического воспитания моряков как социально-педагогический и культурно-об-
разовательный процесс, предусматривающий содержательную актуализацию боевых традиций; создание педагогических условий формирования и развития социально важных знаний, умений, навыков, качеств и свойств, необходимых личности для выполнения своих служебных обязанностей. О.Г. Деева [3] рассматривает программно-диагностическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности молодых специалистов как комплексный социально-педагогический и культурно-образовательный процесс, включающий: а) создание необходимых педагогических условий для формирования и развития личностных характеристик и профессионально важных качеств, необходимых молодым специалистам для выполнения возложенных на них должностных обязанностей (содержательно-организационный аспект); б) изучение уровней профессиональной направленности, проектирование и реализация программ формирования и развития ПН (проектно-деятельностный аспект); в) использование мониторинговых методик диагностики ПН молодых специалистов (диагностический и результативно-оценочный аспект).
Следовательно, ПДС представляет собой более высокий уровень педагогического сопровождения, осуществляемый на основе целевой программы и систематической диагностики, что способствует целенаправленному, более эффективному и результативному формированию у сопровождаемых необходимых личностных качеств и способностей.
Каково же содержание ПДС?
С точки зрения Л.А. Жилиной, социально-педагогическое сопровождение студентов в условиях вуза состоит из структурно-организационного, технологического, программно-методического, диагностического компонентов [4, с. 359].
Примерно на такой же набор компонентов указывают такие ученые и исследователи как Л.В. Байбородова, Т.Н. Иванюшки-на, К.М. Павлова, Т.Н. Сапожникова и др.
Следовательно, компонентами ПДС процесса формирования ПН курсантов морского вуза являются:
- диагностико-аналитический (включает систему комплексного диагностического сопровождения позволяющую обеспечить получение достоверных данных об уровне ПН курсантов, степень овладения ими авторской целевой программой (АЦП) и выработку конкретных рекомендаций для реализации группового и индивидуального подходов к курсантам, создания благоприятных педагогических условий формирования ПН);
- программно-целевой (характеризуется отбором и разработкой АцП овладение которой обеспечивает повышение уровня ПН курсантов);
- когнитивно- знаниевый (заключается в знании и понимании сущности общей и профессиональной направленности личности, умении пользоваться этими знаниями в интересах повышения уровня ПН и результативности профессиональной деятельности);
- рефлексивно-прогностический (предполагает способность преподавателей актуализировать потребность курсантов в формировании высокого уровня ПН, включить их в процесс освоения АЦП, решении задач обучения, самовоспитания и самосовершенствования);
Выполненный выше анализ сущности и содержания ПН, а также опора на анализ различных подходов к определению термина «программно-диагностическое сопровождение» - «сопровождение», «педагогическое сопровождение», «программно-технологическое сопровождение», позволяет предложить следующее определение термину «программно-диагностическое сопровождение процесса развития профессиональной направленности курсантов морского вуза»: это целенаправленное взаимодействие субъектов деятельности (преподавателя и курсанта) в ходе учебно-воспитательного процесса, направленный на создание условий эффективного формирования профессиональной направленности у учащихся в период обучения в морском вузе.
Таким образом, ПДС рассматривается нами как целенаправленный социально-педагогический процесс, предусматривающий:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса курсанта, динамики его развития и формирования ПН в процессе обучения);
- формирование социально-педагогических условий обеспечивающих развитие курсанта, его успешного профессионального обучения как доминирующего фактора формирования ПН;
- создание специальных социально-педагогических условий для оказания целевой помощи курсантам, имеющим проблемы в профессиональном обучении, формировании ПН.
Цель ПДС формирования ПН курсанта обусловлена государственным заказом, требования которого изложены в соответствующем ФГОС ВО судоводителей на результаты учебной и воспитательной работы в морском вузе и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
А.Е. Марон [5], С.Н. Томилина, О.Г. Деева и др. утверждают, что потребности учащегося наиболее эффективно изучаются в процессе ПДС методами педагогической диагностики. Полученные данные позволяют уточнить цель и задачи ПДС.
К примеру, согласно взглядам Л.С. Подымовой и В.А. Сла-стёнина, цель - это идеально воображаемый результат деятельности как желаемый и ожидаемый её продукт. Цель в педагогике выражает заказ общества, требования к формированию личности [6, с. 69]. А.Н. Томилин и С.Н. Томилина понимают термин «цель» как осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности [7, с. 427].
Анализ сущности приведённых определений позволяет сформулировать главную цель ПДС - формирование ПН курсанта, обеспечивающее перспективность направления его учебной деятельности ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию.
Е.Б. Манузина [8] обращает внимание, что главная цель ПДС может быть реализована только тогда, когда достигается «стыковка» начальной и конечной целей деятельности по отношению к личности курсанта. Начальная цель взаимодействия -определение и формирование готовности курсантов к обучению в вузе посредством интеллектуальных, эмоциональных, мотива-ционных, поведенческих воздействий, выявление их индивиду-
Изучение работ [1 - 10] позволило выделить в качестве основных следующие принципы ПДС процесса формирования ПН курсанта морского вуза: системности и систематичности (требует выстраивать пДс как систему, состоящую из конкретных элементов и нацеливает на достижение единства каждого элемента и структуры в овладении содержанием); взаимодействия курсантов участников эксперимента с преподавателями (нацеливает на разработку и реализацию программных продуктов и технологии ПДС); принцип позитивно-ресурсной диагностики (позволяет выявлять факторы, позволяющие решать задачи ПДС); принцип непрерывности (означает организацию ПДС на всех этапах); принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона (позволяет регулировать соотношение потребности и функциональных обязанностей курсанта, его долга, рационального и эмоционального); принцип формирования позитивной перспективы профессиональной состоятельности будущего морского специалиста (нацеливает на успешное обучение, овладения компетенциями, уяснение особенностей профессии, карьеры и становления подлинным профессионалом).
Реализация цели, задач и принципов ПДС достигается через её функции, которые понимаются как конкретный круг деятельности преподавателей и курсантов в процессе ПДС.
Изучение трудов таких ученых как Л.В. Байбородова, Е.А. Бауэр, В.И. Богословский, Н.М. Борытко, О.А. Власова, Е.В. Гутман, Л.А. Жилиной, А.Е. Марон, С.Н. Томилиной, Е.Г. Ямщиковой и др. показывает, что практически для каждого исследования авторы определяют свой, в большинстве случаев специфический состав функций, позволяющих эффективно достичь намеченную цель. Опираясь на труды вышеперечисленных ученых и исходя из потребности реализации цели исследования определены следующие функции ПДС: развивающая, диагностическая, прогностическая, проектировочная и организаторская, краткая характеристика которых приведена в табл. 1.
Таблица 1
Функции ПДС процесса формирования ПН курсанта
Функция Краткая характеристика
Мотивационно-развива-ющая Требует создать ситуацию, способствующую развитию знаний о НЛ и ПНЛ, учебной и профессиональной мотивации, профессиональных интересов и склонностей, появлению новообразований в личностных качествах курсанта, раскрытию его потенциалов, отражающих профессиональные намерения и замыслы.
Диагностическая Обеспечивает изучение курсанта, сбор данных и выявление его профессиональных интересов, склонностей, мотивов, в целом уровня ПНЛ; проведение мониторинга с целью контроля динамики и итогов достижений процесса формирования ПНЛ.
Прогностическая Обосновывает прогноз изменения уровня ПНЛ курсанта, который может произойти в результате изучения АЦП.
Проектировочная Предусматривает проектирование АЦП формирования ПНЛ курсанта.
Организаторская Включает организация действий курсантов, координацию деятельности преподавателей, командиров рот, воспитателей, взаимодействующих с учащимися, создание и организацию ИОС курсантов.
Фасилитационная Способствует и стимулирует формирования ПНЛ курсанта-моряка.
альных особенностей как основы развития компетентности на первом этапе обучения в вузе. Конечная цель взаимодействия -формирование у курсанта психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной (морской) деятельности, профессиональному саморазвитию.
Из установленной цели вытекают конкретные задачи ПДС:
1. Формирование более широких представлений о будущей профессиональной деятельности в сфере морского транспорта, их профессионально-важных качествах как основы становления ПН;
2. Мотивирование курсантов к освоению целевой программы, активности в учебной деятельности;
3. Формирование навыков адекватной оценки себя, рефлексии, своих возможностей, умение брать на себя ответственность за результаты своей деятельности;
4. Проведение мониторинга процесса формирования ПН, реализацию мониторинговых методик диагностики профессиональных и личностных качеств курсантов (оценочный аспект);
5. Сопровождение курсантов в построении жизненно-профессиональной стратегии, оказании им помощи в адаптации и самоактуализации, как основополагающим, фундаментальным идеям, правилам поведения, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
ПДС процесса формирования ПН как комплексное понятие объединяет деятельность преподавателей, воспитателей, командиров курсантских рот и направляет эту деятельность на интересы курсанта. Поэтому система ПДС предполагает осуществление деятельности по следующим направлениям: организационное, диагностическое, методическое и развивающее.
Рассмотрим кратко содержание каждого из данных направлений.
1. Организационное направление, предполагает:
- организацию ИОС для обеспечения целенаправленной деятельности курсантов по формированию ПН;
- осуществление единого подхода в формировании ПН со стороны ректората, деканатов, профессорско-преподавательского состава, воспитателей факультетов и командования рот.
2. Диагностико-аналитическое направление, предполагает:
- входную диагностику уровня ПН и мотивов учебной деятельности,
- проведение мониторинга качеств, оказывающих влияние на эффективность формирования ПН и выявление проблем, с которыми сталкиваются курсанты в процессе обучения в морском вузе;
- анализ данных диагностики уровня сформированности ПН.
3. Проектировочное направление, предусматривает:
- разработку целевой программы, её согласование с заинтересованными сторонами и утверждение;
- реализацию целевой программы.
4. Методическое направление, предполагает:
- повышение психолого-педагогической компетенции преподавателей, воспитателей и командиров рот;
- совершенствование педагогических умений преподавателей, воспитателей и командиров рот организовать и проводить индивидуально-воспитательную работу с курсантами;
- организация обмена опытом ПДС и сотрудничества между преподавателями, воспитателями и командирами курсантских рот.
Большинство современных исследователей процесса педагогического сопровождения говорят о его непременной цикличности и выделяют в нем ряд последовательных и взаимосвязанных этапов.
Так, М.И. Рожков [9] полагает, что таковыми являются этап проблематизации (обнаружение и актуализация проблемы требующей своего решения); поисково-вариативный этап (осуществление поиска вариантов решения проблемы и средств сопровождения, степень участия педагогов); практически-действенный этап (осуществление действий позволяющие решить проблему); аналитический этап (анализ результатов и прогнозирование дальнейшего развития проблемы). С.В. Сильченкова [10] выделяет для процесса информационно-педагогического сопровождения следующие этапы: диагностический (определение наличия проблемы и трудностей); методический (разработка программы сопровождения в соответствии с результатами диагностики); преобразующий (осуществляется целенаправленная деятельность в интересах сопровождаемых, оказание им помощи и поддержки с использованием различных методов, форм и средств сопровождения); рефлексивный (включает оценку и самооценку достижения целей сопровождения).
На наш взгляд для ПДС процесса формирования ПН курсанта морского вуза наиболее приемлемыми являются следующие этапы:
- диагностический (уточнение исходного уровня ПН, сбор данных и анализ уровня Пн курсантов);
- программно-проектировочный (разработка целевой программы и составных модулей, направленных на логически-последовательное повышение знаний и навыков о ПН личности курсанта);
- обучение по целевой программе (формирование установки на профессию моряка транспортного флота, систематизация знаний о профессиональной и общей направленности личности, повышение интереса к практической стороне морской деятельности);
- мониторинга уровня сформированности ПН (систематическое, последовательное отслеживание результатов освоения ЦП, уровня сформированности ПН курсанта);
- заключительный (предусматривает проведение итоговой диагностики уровня сформированности ПН курсантов; рефлексию и оценку процесса ПДС формирования ПН курсанта и его результатов).
Библиографический список
Анализ учебной и научной литературы [1 - 10] позволяет определить следующие методы ПДС: наблюдение; опрос; анкетирование, тестирование консультирование; тренинги; методы активного, интерактивного и продуктивного обучения, модера-цию (помощь в организации процесса формирования ПН), методы стимулирования и мотивации, методы самоконтроля и самовоспитания.
Основными формами ПДС являются: обучение по целевой программе, консультации, тренинги, специальные занятия, лекции, практические занятия, конференции, конкурсы и т.д.).
Результатами ПДС являются:
- наличие условий, необходимых для успешного формирования ПН курсанта (непосредственный результат);
- позитивные изменения уровня сформированности ПН курсанта (опосредованный результат).
Деятельность педагогического состава в рамках ПДС предполагает:
- осуществление содержательного анализа информационно-воспитательной среды на предмет изучения потенциальных возможностей, предоставляемых для обучения, воспитания и развития курсантов;
- определение педагогических критериев и показателей эффективного профессионального обучения, формирования ПН;
- подготовку и проведение целенаправленных мероприятий, совершенствование форм и методов работы, способствующие успешному профессиональному обучению курсантов, развитию их ПН;
- создание системы постоянной работы, дающей максимальный результат профессионального обучения, формирования и развития ПН.
Только при реализации вышеназванных положений можно говорить о ПДС как об одном из эффективных путей формирования ПНЛ курсанта.
Следовательно, программно-диагностическое сопровождение, как форма педагогической деятельности формирования ПН курсанта:
- является актуальной, своевременной и востребованной для педагогической теории и практики;
- служит надежным способом обучения и одновременного контроля уровня освоения изучаемого материла;
- позволяет организовать наблюдение, консультирование, личностное участие, поощрение максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации;
- предусматривает партнерское взаимодействие, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений;
- содействует развитию учащегося вуза, его профессиональному движению вперед;
- способствует самореализации учащихся, развитию их активности, самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора.
Таким образом, концептуальная направленность ПДС является важнейшим условием формирования высокого уровня профессиональной направленности личности курсанта современного морского вуза.
1. Навигатор: Глоссарий. Available at: /http://akmeo.ru
2. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
3. Деева О.Г. Моделирование программно-диагностического сопровождения процесса формирования военно-профессиональной направленности молодых офицеров. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научныйжурнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2016; №02 (116): 250 - 264.
4. Жилина Л.А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в условиях вуза. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008; 54: 357 - 360.
5. Марон А.Е., Чегодаев Н.М. Дидактика последипломного образования: программно-диагностический аспект. Институт общ. образования МОПО РФ, РАО ИОВ. Москва, Санкт-Петербург, 1997.
6. Педагогика: учебник. Под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. Москва: Издательство Юрайт, 2012.
7. Психолого-педагогический словарь офицера ВМФ. Сост. А.Н. Томилин, С.Н. Томилина. Новороссийск: ИД «С легкой руки», 2008.
8. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Вестник томского государственного педагогического университета. 2011; 1. 109 - 114.
9. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
10. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения. Современные научные исследования и инновации. 2013; 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
References
1. Navigator: Glossarij. Available at: /http://akmeo.ru
2. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoesoprovozhdenieprocessa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskojmolodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
3. Deeva O.G. Modelirovanie programmno-diagnosticheskogo soprovozhdeniya processa formirovaniya voenno-professional'noj napravlennosti molodyh oficerov. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnalKubGAU). Krasnodar: KubGAU, 2016; №02 (116): 250 - 264.
4. Zhilina L.A. Model'social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov-sirot v usloviyah vuza. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2008; 54: 357 - 360.
5. Maron A.E., Chegodaev N.M. Didaktika poslediplomnogo obrazovaniya: programmno-diagnosticheskij aspekt. Institut obsch. obrazovaniya MOPO RF, RAO IOV. Moskva, Sankt-Peterburg, 1997.
6. Pedagogika: uchebnik. Pod obschej redakciej L.S. Podymovoj, V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2012.
7. Psihologo-pedagogicheskijslovar'oficera VMF. Sost. A.N. Tomilin, S.N. Tomilina. Novorossijsk: ID «S legkoj ruki», 2008.
8. Manuzina E.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011; 1. 109 - 114.
9. Rozhkov M.I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu. Yunogogika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2008.
10. Sil'chenkova S.V. Formy i napravleniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2013; 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
Статья поступила в редакцию 24.10.16
УДК 378
Pokladova V.A., senior teacher, Department of Pedagogy, senior researcher, Department of Education Development, North
Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. This article identifies and discloses modern requirements for professional and personal qualities of primary school teachers, such as kindness, generosity and care for children, an ability to find a common language and plenty of time for individual communication with each child from their group, to use in their activities individual, student-active approach to each child, skills to work with parents, to introduce modern information and gaming technologies in the classroom, etc. The author concludes that a modern teacher needs to have a good level of scientific-methodical training, know anthropological, cognitive, cultural, philosophical, logical, methodological features of project activities, which he or she should use with schoolchildren. It is also very important to know a method of projects and project activities. For the realization of all tasks in a higher educational institution, one must create appropriate pedagogical conditions.
Key words: requirements, primary school teacher, professional and personal qualities.
В.А. Покладова, ст. преп. каф. педагогики, ст. науч. сотр. каф. развития образования, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский
государственный педагогический институт, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В данной статье выявлены и раскрыты современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, такие как: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребёнком своего класса, использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребёнку, умение работать с родителями, внедрять современные информационные и игровые технологии на уроках и т. д. Автор делает вывод о том, что современному учителю необходимо иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью.
Ключевые слова: требования, учитель начальных классов, профессионально-личностные качества.
Модернизация системы образования, внедрение новых ФГОС ВПО, предполагают переход на компетентностное образование, где наиглавнейшую роль играет учитель. Требования государственного заказа, предъявляемые к новому учителю начальных классов, профессиональная подготовка студентов педагогического вуза направления «Педагогическое образование» (44.03.01) профиль «Начальное образование» квалификация бакалавр, ставят перед высшим педагогическим образованием и новую проблему - способность современного учителя эффективно готовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном мире, где ускорен процесс появления новых и инновационных знаний, где постоянно возникает потребность не только в новых профессиях, но и способность владеть многими смежными профессиями. Профессиональный рост учителя также невозможен без собственной самообразовательной деятельности, что означает ситуацию, когда учитель не должен останавливаться на достигнутом, а идти вперед. Для современного учителя начальных классов выбранная профессия - это возможность его профессиональной самореализации, большой источник удовлетворения и признания со стороны учеников, родительской общественности и коллег. Потому перед высшей педагогической школой сегодня стоит генеральная задача: подготовить учителя, способного ориентироваться в новом информационном обществе, отличающегося высокой интеллектуальной гибкостью, подвижностью мышления, способностью к диалогу, толерантностью, коммуникабельностью. Главной сегодняшней задачей образования является
производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни [1, с. 4 - 5]. В руках учителя начальных классов дети, из которых выйдут ученые, математики, инженеры, рабочие высокой квалификации, владеющие инновационными технологическими процессами. Современный учитель должен научить ученика самостоятельно ставить перед собой цель, элементарно, на своем уровне, формулировать проблему, научиться видеть необходимое и важное в перспективе, самостоятельно организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Требование современной начальной школы и работодателя выражается желании получить в себе в образовательной учреждение специалиста-профессионала, работника, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, самоконтролю и, в какой-то степени, переучиванию, творчеству, коммуникации и постоянному повышению профессиональной квалификации. Профессионализм начальной школы обусловлен его профпригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, самообразованием, целенаправленным формированием у себя компетенций и личностных качеств, которые важны для выполнения педагогической деятельности. Высокого профессионализма и постоянного роста учителя нельзя добиться без мотива и заинтересованности в самообразовательной деятельности, поскольку он не должен останавливаться на достигнутом.