Научная статья на тему 'Программно-диагностическое сопровождение профессиональной направленности личности курсантов в морском вузе'

Программно-диагностическое сопровождение профессиональной направленности личности курсантов в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТ / ЛИЧНОСТЬ / МОРСКОЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС / ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / CADET / PERSONALITY / MARITIME UNIVERSITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROCESS / PROGRAM AND DIAGNOSTIC PROFESSIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Геннадий Владимирович

В статье раскрывается понимание сущности профессиональной направленности личности и показана технология программно-диагностического сопровождения этого процесса в высшей морской школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM AND DIAGNOSTIC SUPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF MARITIME UNIVERSITY CADETS

The article reveals understanding of the essence of personality professional orientation and shows the technology of program and diagnostic support of this process at Maritime University

Текст научной работы на тему «Программно-диагностическое сопровождение профессиональной направленности личности курсантов в морском вузе»

Г. В. Муравьев

(Новороссийск)

ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В МОРСКОМ ВУЗЕ

PROGRAM AND DIAGNOSTIC SUPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF MARITIME UNIVERSITY CADETS

В статье раскрывается понимание сущности профессиональной направленности личности и показана технология программно-диагностического сопровождения этого процесса в высшей морской школе.

Ключевые слова: курсант, личность, морской вуз, педагогическая технология, процесс, программно-диагностическое сопровождение.

TThe article reveals understanding of the essence of personality professional orientation and shows the technology of program and diagnostic support of this process at Maritime University. Key words: cadet, personality, Maritime University, pedagogical technology, process, program and diagnostic professional support.

Важнейшей задачей процесса обучения современного молодого человека в морском высшем учебном заведении является не только получение им определенной суммы знаний о морской деятельности, но и формирование профессиональной направленности личности.

Актуальность формирования и развития профессиональной направленности (ПН) личности будущих специалистов морского транспорта обусловлена следующими факторами: постоянным увеличением объема научно-технической информации, компьютеризацией и автоматизацией морского труда; внедрением новых производственных технологий; установившейся жесткой конкуренцией на рынке труда; повышением уровня требований к профессиональной подготовке членов экипажа судна, их готовности к профессиональной деятельности и ответственности за её результаты.

Такое положение педагогической практики объясняется тем, что в теории профессионального образования проблема формирования профессиональной направ-

ленности личности будущего специалиста морского транспорта России недостаточно разработана. В этом плане в педагогической науке не нашла должного отражения тема разработки педагогической технологии формирования ПН у будущих морских кадров России. Слабо изучены специфические особенности педагогической диагностики процесса формирования профессиональной направленности личности.

В этих условиях на повестку дня встает вопрос не только всесторонней подготовки будущего офицера судна как компетентного специалиста, грамотного организатора и исполнителя, а также как личности, стремящейся к формированию и развитию профессионально значимых качеств, что обуславливает необходимость разработки целостной технологии программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности личности курсантов-моряков.

Анализ профессионального воспитания в морском вузе показывает, что основными недостатками в этом деле являются: неуяс-

нение частью курсантов социальной ценности будущей морской профессии и непонимание ими значения предоставленной возможности получить высшее образование; отсутствие у 31% курсантов интереса к учебе в вузе; значительная продолжительность процесса адаптации курсантов в морском вузе и курсантском коллективе.

Эти причины существенно влияют на формирование профессиональной направленности личности курсантов-моряков, снижают уровень навыков и умений, степень активности, инициативы, деловитости, оперативности, умение слаженно работать в курсантском коллективе.

Считается, что ПН формируется у учащихся в процессе профессионального обучения в специализированном учебном заведении. Однако процесс формирования у учащихся вуза профессиональной направленности будет наиболее высоким, если для этого разработана и применена соответствующая педагогическая технология [1-7].

Различные аспекты этого феномена рассматривали такие ученые, как В. П. Беспаль-ко, И. П. Волков, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В. П. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Н. Е. Щуркова, П. М. Эрдниев и др. На западе

наибольшей известностью пользуются педагогические технологии таких авторов, как Б. Блум, Г. Гейс, Дж. Кэролл, Д. Хамблин и др.

Проанализируем в ракурсе обозначенной темы сущность понятия «педагогическая технология» (табл. 1).

Анализ табл. 1 позволяет выделить следующие особенности педагогической технологии (ПТ):

- обладает следующими признаками: цикличностью повторяемости этапов, целенаправленностью, стандартизированно-стью, вероятностным характером, устойчивостью и диагностируемостью результата;

- в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;

- требует диагностического целеобразо-вания и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности учащихся;

- напрямую взаимосвязана с педагогическим мастерством, так как высокий уровень владения педагогической технологией и составляет основу мастерства преподавателя или воспитателя;

- опосредуется и определяется личностными параметрами каждого преподавателя;

Таблица 1

Содержательная характеристика понятия «Педагогическая технология»

Автор Содержание понятия

В. П. Беспалько [1] важнейший компонент дидактического процесса и средство гарантированного достижения целей обучения; трактует сей феномен как «содержательную технику реализации учебного процесса»

В. М. Монахов [6] продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя

Г. К. Селевко [7] система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам

Б. Т. Лихачев [4] совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств

М. В. Кларин [2] системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей

Н. А. Кобзева [3] системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

- одна и та же технология может реали-зовываться в педагогической практике разными преподавателями.

Следовательно, педагогическая технология представляет собой стройную и целенаправленную систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе и эффективно способствующую достижению намеченных результатов.

Структура ПТ состоит из следующих важнейших элементов [1-7]: а) концептуальная основа (представляет собой научную базу технологии, ее психолого-педагогические идеи); б) содержательный компонент (составляют цели и содержание деятельности); в) процессуальная часть (включает систему совокупности следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса; сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней).

ПТ представляет собой целенаправленный процесс качественного изменения воздействия на обучаемого, её можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения [7].

Что же следует понимать под термином «педагогическая технология программно-диагностического сопровождения (ПДС) процесса формирования ПН курсантов морского вуза»? Основываясь на вышеприведенных определениях, дадим авторское определение.

Технология программно-диагностического сопровождения формирования профессиональной направленности личности курсантов морского вуза - это процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного и устойчивого изменения отношения курсантов к учебной, служебной и другим видам деятельности, находящего свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, развития и закрепления мотивов профессиональной деятельности.

Технология формирования ПН у курсантов морского вуза разработана под конкретный педагогический замысел, в её основе лежит определенная методологическая, педагогическая позиция автора, предусматривающая развитие личности, продуманную систему диагностики процесса овладения целевой программой (рис. 1).

Технология формирования ПН у курсантов морского вуза включает следующие этапы:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПДС ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПН

Рис.1. Технология процесса формирования профессиональной направленности личности курсантов морского вуза.

1. Исходно-диагностический этап определения начального уровня ПН курсантов; определение степени важности, актуальности проблемы формирования ПН у учащихся морского вуза; предварительное определение цели и задач; определение готовности и/или неготовности обучающихся к обучению; изучение готовности преподавательского состава к организации и проведению мероприятий по формированию высокого уровня ПН у курсантов, установление, подбор и привлечение круга лиц из числа преподавателей и инициативных курсантов для оказания помощи.

2. Этап целеполагания предусматривает формулировку цели, задач и определение педагогических условий для их эффективного решения.

3. Этап планирования и разработки целевой программы включает организаторскую и методическую деятельность по составлению конкретной и содержательной учебной программы, её утверждения и доведения до всех исполнителей; проверку готовности исполнителей и учебных групп к проведению занятий.

4. Этап обучения курсантов по целевой программе: подготовка и проведение занятий и запланированных мероприятий; мониторинг уровня освоения тематики каждого учебного модуля курсантами; диагностика процесса формирования у курсантов ПН по авторской анкете. Анализ получен-

ных результатов после анкетирования курсантов и корректировка проводимой учебно-воспитательной работы.

5. Этап рефлексии: анализ и оценка результатов формирования ПН курсантов морского вуза на основе сопоставления результатов анкетирования курсантов по авторской анкете с полученными результатами по применяемым дополнительно тестам и методикам; анализ результатов обучения; оценка собственной учебной деятельности каждым курсантом и самооценка сформированного уровня ПН.

Отличительными особенностями технологии являются:

- содержание и структура технологии основывается на педагогической модели программно-диагностического сопровождения процесса развития профессиональной направленности;

- ключевым компонентом технологии является целевая программа «Направленность и профессионализм»;

- функционирование технологии происходит в течение пяти последовательных этапов, каждый из которых имеет четко определенные задачи и содержание;

- технология развития профессиональной направленности курсантов является составной частью общей психолого-педагогической технологии формирования профессионализма и направленности личности будущего специалиста морского транспорта.

Литература

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. - 336 с.

2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

3. Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 142-144.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 465 с.

5. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых // Человек и образование. - 2015. -№1(42). - С. 34-37.

6. Монахов В. М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. - М.- Новокузнецк: ИПК, 1997. - 106 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.