Г. В. Муравьев
(Новороссийск)
ПРОГРАММНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В МОРСКОМ ВУЗЕ
PROGRAM AND DIAGNOSTIC SUPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF MARITIME UNIVERSITY CADETS
В статье раскрывается понимание сущности профессиональной направленности личности и показана технология программно-диагностического сопровождения этого процесса в высшей морской школе.
Ключевые слова: курсант, личность, морской вуз, педагогическая технология, процесс, программно-диагностическое сопровождение.
TThe article reveals understanding of the essence of personality professional orientation and shows the technology of program and diagnostic support of this process at Maritime University. Key words: cadet, personality, Maritime University, pedagogical technology, process, program and diagnostic professional support.
Важнейшей задачей процесса обучения современного молодого человека в морском высшем учебном заведении является не только получение им определенной суммы знаний о морской деятельности, но и формирование профессиональной направленности личности.
Актуальность формирования и развития профессиональной направленности (ПН) личности будущих специалистов морского транспорта обусловлена следующими факторами: постоянным увеличением объема научно-технической информации, компьютеризацией и автоматизацией морского труда; внедрением новых производственных технологий; установившейся жесткой конкуренцией на рынке труда; повышением уровня требований к профессиональной подготовке членов экипажа судна, их готовности к профессиональной деятельности и ответственности за её результаты.
Такое положение педагогической практики объясняется тем, что в теории профессионального образования проблема формирования профессиональной направ-
ленности личности будущего специалиста морского транспорта России недостаточно разработана. В этом плане в педагогической науке не нашла должного отражения тема разработки педагогической технологии формирования ПН у будущих морских кадров России. Слабо изучены специфические особенности педагогической диагностики процесса формирования профессиональной направленности личности.
В этих условиях на повестку дня встает вопрос не только всесторонней подготовки будущего офицера судна как компетентного специалиста, грамотного организатора и исполнителя, а также как личности, стремящейся к формированию и развитию профессионально значимых качеств, что обуславливает необходимость разработки целостной технологии программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности личности курсантов-моряков.
Анализ профессионального воспитания в морском вузе показывает, что основными недостатками в этом деле являются: неуяс-
нение частью курсантов социальной ценности будущей морской профессии и непонимание ими значения предоставленной возможности получить высшее образование; отсутствие у 31% курсантов интереса к учебе в вузе; значительная продолжительность процесса адаптации курсантов в морском вузе и курсантском коллективе.
Эти причины существенно влияют на формирование профессиональной направленности личности курсантов-моряков, снижают уровень навыков и умений, степень активности, инициативы, деловитости, оперативности, умение слаженно работать в курсантском коллективе.
Считается, что ПН формируется у учащихся в процессе профессионального обучения в специализированном учебном заведении. Однако процесс формирования у учащихся вуза профессиональной направленности будет наиболее высоким, если для этого разработана и применена соответствующая педагогическая технология [1-7].
Различные аспекты этого феномена рассматривали такие ученые, как В. П. Беспаль-ко, И. П. Волков, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, В. П. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Н. Е. Щуркова, П. М. Эрдниев и др. На западе
наибольшей известностью пользуются педагогические технологии таких авторов, как Б. Блум, Г. Гейс, Дж. Кэролл, Д. Хамблин и др.
Проанализируем в ракурсе обозначенной темы сущность понятия «педагогическая технология» (табл. 1).
Анализ табл. 1 позволяет выделить следующие особенности педагогической технологии (ПТ):
- обладает следующими признаками: цикличностью повторяемости этапов, целенаправленностью, стандартизированно-стью, вероятностным характером, устойчивостью и диагностируемостью результата;
- в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;
- требует диагностического целеобразо-вания и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности учащихся;
- напрямую взаимосвязана с педагогическим мастерством, так как высокий уровень владения педагогической технологией и составляет основу мастерства преподавателя или воспитателя;
- опосредуется и определяется личностными параметрами каждого преподавателя;
Таблица 1
Содержательная характеристика понятия «Педагогическая технология»
Автор Содержание понятия
В. П. Беспалько [1] важнейший компонент дидактического процесса и средство гарантированного достижения целей обучения; трактует сей феномен как «содержательную технику реализации учебного процесса»
В. М. Монахов [6] продуманная модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
Г. К. Селевко [7] система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам
Б. Т. Лихачев [4] совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств
М. В. Кларин [2] системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей
Н. А. Кобзева [3] системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
- одна и та же технология может реали-зовываться в педагогической практике разными преподавателями.
Следовательно, педагогическая технология представляет собой стройную и целенаправленную систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе и эффективно способствующую достижению намеченных результатов.
Структура ПТ состоит из следующих важнейших элементов [1-7]: а) концептуальная основа (представляет собой научную базу технологии, ее психолого-педагогические идеи); б) содержательный компонент (составляют цели и содержание деятельности); в) процессуальная часть (включает систему совокупности следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса; сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней).
ПТ представляет собой целенаправленный процесс качественного изменения воздействия на обучаемого, её можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения [7].
Что же следует понимать под термином «педагогическая технология программно-диагностического сопровождения (ПДС) процесса формирования ПН курсантов морского вуза»? Основываясь на вышеприведенных определениях, дадим авторское определение.
Технология программно-диагностического сопровождения формирования профессиональной направленности личности курсантов морского вуза - это процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного и устойчивого изменения отношения курсантов к учебной, служебной и другим видам деятельности, находящего свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, развития и закрепления мотивов профессиональной деятельности.
Технология формирования ПН у курсантов морского вуза разработана под конкретный педагогический замысел, в её основе лежит определенная методологическая, педагогическая позиция автора, предусматривающая развитие личности, продуманную систему диагностики процесса овладения целевой программой (рис. 1).
Технология формирования ПН у курсантов морского вуза включает следующие этапы:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА ПДС ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПН
Рис.1. Технология процесса формирования профессиональной направленности личности курсантов морского вуза.
1. Исходно-диагностический этап определения начального уровня ПН курсантов; определение степени важности, актуальности проблемы формирования ПН у учащихся морского вуза; предварительное определение цели и задач; определение готовности и/или неготовности обучающихся к обучению; изучение готовности преподавательского состава к организации и проведению мероприятий по формированию высокого уровня ПН у курсантов, установление, подбор и привлечение круга лиц из числа преподавателей и инициативных курсантов для оказания помощи.
2. Этап целеполагания предусматривает формулировку цели, задач и определение педагогических условий для их эффективного решения.
3. Этап планирования и разработки целевой программы включает организаторскую и методическую деятельность по составлению конкретной и содержательной учебной программы, её утверждения и доведения до всех исполнителей; проверку готовности исполнителей и учебных групп к проведению занятий.
4. Этап обучения курсантов по целевой программе: подготовка и проведение занятий и запланированных мероприятий; мониторинг уровня освоения тематики каждого учебного модуля курсантами; диагностика процесса формирования у курсантов ПН по авторской анкете. Анализ получен-
ных результатов после анкетирования курсантов и корректировка проводимой учебно-воспитательной работы.
5. Этап рефлексии: анализ и оценка результатов формирования ПН курсантов морского вуза на основе сопоставления результатов анкетирования курсантов по авторской анкете с полученными результатами по применяемым дополнительно тестам и методикам; анализ результатов обучения; оценка собственной учебной деятельности каждым курсантом и самооценка сформированного уровня ПН.
Отличительными особенностями технологии являются:
- содержание и структура технологии основывается на педагогической модели программно-диагностического сопровождения процесса развития профессиональной направленности;
- ключевым компонентом технологии является целевая программа «Направленность и профессионализм»;
- функционирование технологии происходит в течение пяти последовательных этапов, каждый из которых имеет четко определенные задачи и содержание;
- технология развития профессиональной направленности курсантов является составной частью общей психолого-педагогической технологии формирования профессионализма и направленности личности будущего специалиста морского транспорта.
Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. - 336 с.
2. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
3. Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 142-144.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 465 с.
5. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых // Человек и образование. - 2015. -№1(42). - С. 34-37.
6. Монахов В. М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая технология академика В. М. Монахова. - М.- Новокузнецк: ИПК, 1997. - 106 с.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.