УДК 372
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНЫХ ИГР
Кожевников Михаил Евгеньевич.
Россия, Новосибирск, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской федерации, старший преподаватель кафедры ФПиС, [email protected].
Токарев Виктор Стапанович.
Россия, Новосибирск, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской федерации, [email protected].
Аннотация. В статье раскрывается механизм развития лидерских качеств у курсантов военных институтов войск национальной гвардии России в процессе проведения занятий по дисциплине «Физическая подготовка», с учетом выделенных педагогических условий.
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, педагогические условия, профессиональная подготовка.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETS' LEADERSHIP QUALITIES DEVELOPMENT IN RUSSIAN MILITARY INSTITUTES OF NATIONAL GUARD TROOPS WITH THE HELP OF SPORTS AND GAMES
COURSE
Kozhevnikov Mikhail Evgenievich.
Russia, Novosibirsk, Department of Novosibirsk Military Institute, named after General of the Army I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, Senior lecturer of the FPIs, [email protected].
Tokarev Victor Stapanovich.
Russia, Novosibirsk, Teacher of the FPIs Department of Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation Novosibirsk, [email protected].
Abstract. The article reveals the mechanism of cadets' leadership qualities development in Russian military institutes of national guard troops in the course of classes on the discipline "Physical training", taking into account the selected pedagogical conditions.
Key words: leader, leadership qualities, pedagogical conditions, professional training.
Развитие лидерских качеств у курсантов военных институтов войск национальной гвардии России является одной из основных педагогических
задач. Эффективное решение задачи по развитию лидерских качеств у курсантов обусловлено с одной стороны заказом государства и общества по подготовке офицеров войск национальной гвардии России, обладающих общекультурными универсальными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и военно-профессиональными компетенциями в соответствии с Квалификационными требованиями.
С другой стороны, управление подразделением требует от офицера наличия у него лидерских качеств и умений: умение принимать решение в условиях многозадачности, ответственность за принятое решение, способность к анализу и критическому мышлению и ряда других.
Отметим, что качественное овладение профессиональными и военно-профессиональными компетенциями позволяет офицеру эффективно выполнять поставленные служебно-боевые задачи и в соответствии с определенными видами деятельности, в частности командном, грамотно управлять вверенным ему подразделением.
Тем не менее, проведенный анализ основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности» показал, что в перечне компетенций понимание сущности «лидерства» не представлено, однако указаны компетенции, раскрывающие содержательный аспект рассматриваемого понятия [2].
В свою очередь, результаты исследования, проведенного в 2018 году, показали, что у 35% офицеров-выпускников слабо сформированы военно-профессиональные качества: способность брать на себя ответственность, способность действовать в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решение, уметь выстраивать служебные отношения с военнослужащими по контракту [3].
Таким образом, понимание важности рассматриваемой задачи обусловило необходимость выявления педагогических условий, позволяющих разрешить проблему развития лидерских качеств у курсантов военных институтов войск национальной гвардии России в процессе профессиональной подготовки.
Укажем, что в процессе формирования лидерских качеств под профессиональной подготовкой использовали определение, представленное в работе А.В. Шулакова: «...целенаправленный и систематический педагогический процесс, направленный на формирование военно-профессиональных компетенций выпускника по военно-учетной специальности в целях выполнения служебно-боевых задач профессиональной деятельности»
[4].
С учетом принятого определения был проведен анализ педагогического процесса, по результатам которого было установлено, что развитие лидерских качеств возможно не только в процессе занятий по военно-профессиональным дисциплинам, но также и в процессе проведения занятий по физической подготовке.
Понимание того, что развитие лидерских качеств возможно в процессе проведения занятий по дисциплине «Физическая подготовка» был проведен анализ рабочей программы, результаты которого показали, что наиболее
оптимальное развитие умений и качеств, характерных для лидера возможно в контексте изучения темы «Спортивные игры».
Представленное утверждение было обусловлено пониманием того, что лидером с позиции социальной психологии является член группы, регулирующий межличностные отношения.
Особенностью проведения занятий по теме «Спортивные игры» является то, что в процессе проведения спортивных игр актуально осуществить развитие лидерских качеств и проследить становление лидера.
Актуальность обусловлена тем, что в процессе командообразования происходит выстраивание коммуникационных отношений, эффективность которых в перспективе предполагает успешность выполнения служебно-боевых задач.
Особый интерес в процессе командообразования представляет работа Е.П. Ильина, в которой автор рассматривает становление лидера в процессе развития малой группы, команды.
В работе Е.П. Ильина, представлено несколько этапов развития команды: «второй этап в развитии группы считается наиболее конфликтным.. .становится ясно, кто, что может в деле, например, в спортивной игре. На третьем этапе возникают психологические группы, в каждой из них определяется свой лидер» [1].
Укажем, что построение отношений в команде осуществляется с учетом теоремы дивергенции (Хофштеттер), в соответствии с которой две сферы эмоциональная и профессиональная не связаны друг с другом, а находятся в антагонизме. Это значит, что человек, занимающий высокий социальный статус по деловым качествам, может низко оцениваться по личностным (то есть не пользуется симпатией и популярностью в группе) [1].
Подчеркнем, что конвергенция эмоциональной и профессиональной сферы создает предпосылку для совпадения формального и неформального лидера.
Таким образом, понимание того, что лидер является носителем официальных и неофициальных отношений в коллективе, должен быть выстроен педагогический процесс на занятиях по теме «Спортивные игры», соответственно определены педагогические условия.
Рассматривая педагогические условия, как совокупность организуемых педагогом обстоятельств, объединённых общей целью, взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга, направленных на решение педагогической задачи были выявлены следующий: готовность профессорско-преподавательского состава к развитию эмоциональной и профессиональной сферы курсантов, поэтапная адаптация механизма развития лидерских качеств в комплексе с другими дисциплинами, развитие лидерских качеств с учетом психофизиологических особенностей курсантов.
Укажем, что готовность профессорско-преподавательского состава к развитию эмоциональной и профессиональной сферы курсантов должна осуществляться как в объеме командирской подготовки, так и в часы самостоятельной работы. Тем не менее, анализ программы по командирской подготовке показал, что если профессиональной сфере уделяется достаточно
внимание, то психолого-педагогическим вопросам развития личности, коллектива, личности в коллективе и лидера уделяется недостаточно.
Поэтому педагогическим работникам кафедры «Физической подготовки и спорта» необходимо, самостоятельно изучать, а в последующем адаптировать с учетом профессионального опыта в процессе проведения занятий по теме «Спортивные игры» механизмы развития лидерских качеств, командообразования и принятия решения.
В свою очередь, адаптация механизма развития лидерских качеств должна осуществляться поэтапно, в комплексе с другими дисциплинами, что также накладывает ответственность на преподавателей кафедры понимание изучения военно-профессиональных дисциплин на уровне солдата, командира отделения, командира взвода.
Отметим, что учет психофизиологических особенностей курсантов в процессе профессиональной подготовки, особенно важен для преподавателей кафедры в процессе проведения занятий по теме «Спортивные игры».
Представленное утверждение обусловлено тем, что как показало исследование, проведенное в Новосибирском военном институте имени генерала И.К. Яковлева войск национальной гвардии России психологической службой, со 2 по 3 курс у курсантов возникают внутренние конфликты, связанные с правильностью выбранной профессии, происходит осознание курсанта в профессии. Соответственно у курсанта наблюдаются внутренние предпосылки к развитию необходимых профессиональных качеств. Поэтому именно в этот период значительна роль преподавателя в развитии лидерских качеств и умений.
Понимание того, что курсанты 4 и 5 курсов связаны с принятием себя в профессии, подготовка к профессиональной деятельности осуществляется осознанно, развитие лидерских качеств в процессе «Спортивных игр» у курсантов также происходит осознанно. В процессе игр они берут на себя ответственность за принятие решения, выстраивают взаимоотношения в зависимости от ситуации.
Таким образом, представленные педагогические условия, используемые в процессе проведения занятий по дисциплине «Физическая подготовка» по теме «Спортивные игры», позволили повысить эффективность развития лидерских качеств у курсантов в процессе профессиональной подготовки.
Библиографический список:
1. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений войск национальной гвардии».
3. Материалы социально-психологического исследования по теме: «Военно -профессиональное становление офицеров выпускников военных институтов войск национальной гвардии РФ 2017-2018 гг», подгот. ГУ по работе с личным составом ФС войск нац. гвардии РФ.
4. Шулаков А.В. Формирование прогностической компетенции у курсантов военных образовательных организаций высшего образования в процессе профессиональной подготовки (на примере Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала И.К. Яковлева МВД России): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2017. - 199 с.