УДК 378
Guzenko A.Yu., postgraduate, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Levin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Postgraduate Studies, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard
Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF FUTURE OFFICERS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION THE ABILITY TO CRITICALLY EVALUATE INFORMATION ON THE INTERNET. The modern stage of human development is characterized by the ever-increasing role of information in the society. Currently, given a number of advantages, one of the main sources of information for the person is the global information network Internet. However, this source of information has negative sides. One of them is the problem of information quality. The solution to this problem is seen by the authors in the purposeful formation of the ability to critically evaluate information on the Internet. The authors emphasize special importance of this skill for officers of the national guard of the Russian Federation. The work has a task to describe and substantiate the pedagogical conditions for the formation of the considered skills of future officers of the national guard troops: the introduction of an integrative special course "Critical Evaluation of Information on the Internet"; updating the problem of information quality in the Internet during educational work; implementation of methodological recommendations to teachers, unit commanders and their deputies for the development of future officers' ability to critically evaluate information on the Internet.
Key words: quality of information, critical evaluation of information on Internet, model, pedagogical conditions.
А.Ю. Гузенко, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии
Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
А.М. Левин, канд. пед. наук, зам. начальника адъюнктуры, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева
войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УМЕНИЯ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Современный этап развития человечества характеризуется постоянно повышающейся ролью информации в обществе. В настоящее время, учитывая ряд достоинств, одним из основных источников информации для человека является глобальная информационная сеть Интернет Однако данный источник информации имеет и отрицательные стороны. Одной из них является проблема качества информации. Решение данной проблемы видится авторам в целенаправленном формировании умения критически оценивать информацию в сети Интернет. Авторы подчёркивают особую важность данного умения для офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Целью работы является описание и обоснование педагогических условий формирования рассматриваемого умения у будущих офицеров войск национальной гвардии: введение интегративного спецкурса «Критическое оценивание информации в сети Интернет»; актуализация проблемы качества информации в сети Интернет при проведении воспитательной работы; реализация методических рекомендаций педагогическим работникам, командирам подразделений и их заместителям по развитию у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет.
Ключевые слова: качество информации, критическое оценивание информации в сети Интернет, педагогические условия.
В последнее десятилетие растёт значение сетевых информационных ресурсов (прежде всего сети Интернет) и их влияние на общество [1; 2]. Электронные версии в сети Интернет имеют научные журналы, средства массовой информации, архивы, документы и т. д. Это обусловлено стремлением участников информационного процесса снять барьеры между источником информации и её потребителем.
По данным Росстата за 2016 год, около 80% населения России (от 15 до 72 лет) используют сеть Интернет для получения информации (рис. 1) [3].
Возможности Интернета делают информацию доступнее. Однако оборотной стороной доступности информации является проблема её качества. Под качеством информации понимается совокупность её свойств, которые определяют её ценность. К данным свойствам мы относим достоверность, полноту, актуальность и законность распространения информации [4].
Актуальность проблемы качества информации в сети Интернет обусловлена тем, что потребляемая человеком информация формирует его ценности, взгляды, представление о различных явлениях, личностях, событиях проис-
последи их трех месяцев
Рис. 1. Население России, использующее сеть Интернет (по типу местности)
ходящих в мире, товарах и т. д. Качество используемой информации в существенной степени определяет успешность деятельности человека в различных областях [5].
Следует отметить, что в последние годы всё острее встает вопрос о целенаправленном воздействии на людей посредством сети Интернет Заведомо ложную, либо граничащую с ложью информацию используют для продвижения товаров и услуг, для вовлечения людей в общественные, политические и религиозные организации (причем, как вполне законные, так и запрещенные), привлечения внимания к тем или иным СМИ. Причём целями такого воздействия могут являться как банальное привлечение внимания (броский заголовок), так и формирование мнения о важнейших и значимых событиях в обществе, и даже вовлечение человека в противоправную деятельность [6; 7].
Профессиональная деятельность офицера войск национальной гвардии предполагает решение таких профессиональных задач, как информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и служеб-но-боевой деятельности войск, а также защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника при выполнении служебно-боевых задач.
Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты и квалификационные требования к уровню подготовки офицеров предписывают формирование компетенций, в числе прочего предполагающих наличие у выпускников умения критически оценивать информацию в сети Интернет [8].
Учитывая современную тенденцию к усилению информационного противоборства между государствами и другими социальными сообществами в Интернет-среде, вполне закономерно возникает необходимость выработки путей формирования у будущих офицеров войск национальной гвардии умения критически оценивать информацию в сети Интернет Особую актуальность рассматриваемое умение приобретает в контексте выполняемых войсками служебно-боевых задач, связанных с сохранением внутриполитической стабильности нашего государства [6; 9].
Анализ научной литературы и ранее проведённые нами исследования позволили сформулировать ряд теоретических положений, на основе которых строится гипотеза исследования:
а) под умением критически оценивать информацию в сети Интернет мы понимаем освоенную субъектом способность определения качества информации в сети Интернет по следующим критериям: достоверность, полнота, актуальность, законность распространения, основанную на критическом отношении к этой информации [4];
б) процесс формирования у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет представляется нам как система взаимосвязанных, логически выстроенных компонентов, образующих целостную педагогическую систему;
в) поскольку в основе успешного функционирования и развития системы лежит соблюдение определённых условий, для успешного формирования у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет необходимо определить те условия, которые будут содействовать этому процессу [10; 11];
г) в контексте решения проблемы нашего исследования указанные условия целесообразно определять, исходя из анализа компонентов умения критически оценивать информацию в сети Интернет, особенностей процесса формирования этого умения, с учётом специфики организации образовательного процесса в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации.
Условие в понимании философов - это то, от чего зависит другое (обусловливаемое), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса. Как одна из категорий детерминизма, условие образует момент всеобщей диалектической взаимосвязи. Совокупность конкретных условий определённого явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества. Исходя из того, что формирование у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет, рассматривается нами как педагогическая система, необходимо выделить адекватные условия - педагогические.
Относительно определения понятия «педагогические условия» в литературе можно выделить различные точки зрения. Так, Н.М. Борытко под педагогическим условием понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [12]. В.И. Андреев полагает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [13].
В целом, можно сделать вывод, что под педагогическими условиями понимают совокупность организуемых педагогом обстоятельств, объединённых общей целью, взаимозависимых и взаимодополняющих друг друга, направленных на решение педагогической задачи (В.И. Андреев, М.Е. Дуранов, В.А. Сластенин
и др.) [13; 14; 15]. При этом к педагогическим относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное его протекание.
Многоаспектность образовательного процесса в военном институте, специфические особенности профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии позволяют говорить о невозможности решении стоящей перед нами задачи путём реализации какого-либо одного условия, и заставляют вести речь о выделении комплекса педагогических условий.
Таким образом, в качестве рабочей гипотезы нашего исследования мы предположили, что формирование у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет будет успешным, если в образовательном процессе военного института будут реализованы следующие педагогические условия:
- введение интегративного спецкурса «Критическое оценивание информации в сети Интернет»;
- актуализация проблемы качества информации в сети Интернет при проведении воспитательной работы;
- реализация методических рекомендаций педагогическим работникам, командирам подразделений и их заместителям по развитию у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет.
Рассмотрим предложенные педагогические условия несколько более подробно.
Первым из названных педагогических условий является введение интегративного спецкурса «Критическое оценивание информации в сети Интернет. Это педагогическое условие является основным, так как предложенный спецкурс предусматривает формирование мотивации, а также овладение необходимыми знаниями и навыками, необходимыми для критического оценивания информации в сети Интернет.
Концепция проектирования спецкурса строится на межпредметной интегра-тивной основе. Он находится в содержательно-методической и логической взаимосвязи с такими дисциплинами как «Организация морально-психологического обеспечения», «Информатика», «Логика» а также модулем «Научно-исследовательская работа». Выстроенная взаимосвязь дисциплин в контексте овладения рассматриваемым умением создает широкое образовательное поле, в котором обучающиеся получают целостное представление о процессе критического оценивания информации в сети Интернет.
Проектирование спецкурса осуществлялось на основе проблемно-комплексной теории отбора содержания образования, которая обеспечивает связь обучения с предстоящей профессиональной деятельностью. В процессе обучения применяются следующие формы занятий: лекции, семинары, практические занятия.
Вторым педагогическим условием формирования у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет является актуализация проблемы качества информации в сети Интернет при проведении воспитательной работы.
Данное педагогическое условие предполагает внесение коррективов в тематический план воспитательной работы, обогащение её темами, необходимыми в контексте формирования умения критически оценивать информацию в сети Интернет. Предложенные темы воспитательной работы дополняют содержание рассмотренного интегративного спецкурса, дополняя его, углубляя полученные курсантами знания, поддерживая их мотивацию к овладению умением критически оценивать информацию в сети Интернет.
Третьим педагогическим условием является реализация методических рекомендаций педагогическим работникам, командирам подразделений и их заместителям по развитию у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет.
Эффективность формирования у курсантов умения критически оценивать информацию в сети Интернет, по нашему мнению, в значительной степени будет зависеть от наличия у педагогического состава, командиров подразделений и их заместителей необходимых знаний, связанных с особенностями данного процесса. Решением является разработка соответствующих методических рекомендаций, в которых раскрываются теоретические основы умения критически оценивать информацию в сети Интернет, предлагаются методы развития данного умения у будущих офицеров во время проведения учебных занятий и воспитательной работы.
Предложенные педагогические условия подобраны авторами на основе имеющегося опыта исследователей в данной области, с учётом особенностей образовательного процесса в военных институтах войск национальной гвардии и специфики предстоящей профессиональной деятельности курсантов данных образовательных организаций.
Авторы полагают, что предложенный комплекс педагогических условий способен обеспечить эффективное формирование у будущих офицеров умения критически оценивать информацию в сети Интернет. Убедиться в их эффективности возможно путем практической реализации в образовательном процессе военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.