Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России'

Педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIO-CULTURAL PRACTICES / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES / CADETS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелов Николай Николаевич

Проанализирована проблема педагогического сопровождения процесса формирования профессиональноличностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России. Изучены взгляды современных отечественных ученых на проблему педагогического сопровождения и сформулировано собственно-научное понятие. Показана положительная роль социокультурных практик в процессе формирования профессионально-личностных качеств курсантов в ходе формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелов Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of the process of formation of professional and personal qualities in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Analyzed the problem of pedagogical support of the process of formation of professional and personal qualities in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Studied the views of modern Russian scientists on the problem of pedagogical support and formulated a proper scientific concept. The positive role of socio-cultural practices in the formation of professional and personal qualities of cadets during the formative experiment is shown.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 37.013.43 ББК 74.48

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10065 © Н.Н. Маркелов, 2020

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Николай Николаевич Маркелов,

соискатель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: marksalvatore92@gmail.com Научный руководитель: С.Н. Тихомиров, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация. Проанализирована проблема педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России. Изучены взгляды современных отечественных ученых на проблему педагогического сопровождения и сформулировано собственно-научное понятие. Показана положительная роль социокультурных практик в процессе формирования профессионально-личностных качеств курсантов в ходе формирующего эксперимента.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, социокультурные практики, профессионально-личностные качества, курсанты, образовательные организации МВД России.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Nikolay N. Markelov,

Aspirant of the Department of pedagogy of educational and scientific complex of psychology of service activity Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Analyzed the problem of pedagogical support of the process of formation of professional and personal qualities in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Studied the views of modern Russian scientists on the problem of pedagogical support and formulated a proper scientific concept. The positive role of socio-cultural practices in the formation of professional and personal qualities of cadets during the formative experiment is shown.

Keywords: pedagogical support, socio-cultural practices, professional and personal qualities, cadets, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Маркелов Н.Н. Педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):340-6.

Передовые технологии организации педагогического процесса в системе высшего образования, в первую очередь, ориентированы на подготовку специалистов, способных самостоятельно продолжать свое профессиональное самосовершенствование. Не вызывает сомнений положение о том, что образовательная система практико-ориентированного обучения должна вооружать обучающихся способами усвоения предоставляемых знаний. В связи с этим, основной задачей образовательных организаций МВД России в деле подготовки компетентных

специалистов для органов внутренних дел является трансформация психолого-педагогического содержания учебно-служебной деятельности в сторону развития гуманистических ценностей высшего образования.

Ввиду состоявшегося перехода на ФГОС ВО (3 и 3 +), в рамках образовательных организациях МВД России были подготовлены новые образовательные программы, в процессе освоения которых используются инновационные образовательные технологии, к которым можно отнести: развитие практического

мышления, включающее взаимоопрос, типовые задачи специальности, разбор конкретных ситуаций. Решение подобным образом учебно-служебных задач позволяет курсантам образовательных организаций МВД России создавать и в дальнейшем формировать профессиональные и общекультурные компетенции (способность работать в коллективе; проявлять психологическую устойчивость; выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами профессиональной этики, морали и служебного этикета; логически мыслить, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии и пр.). Необходимо указать, что практико-ориентированные методы обучения способствуют формированию профессиональных компетенций на более высоком качественном уровне (способность совершать юридические действия в безусловном соответствии с действующим законодательством; правильно оформлять служебную документацию и т.д.).

Л.И. Божович указывает: «При воспитании качеств личности надо иметь в виду, что их «костяк» в значительной степени определяют прочно сформировавшиеся привычки, которые в отличие от навыков и умений несут в себе собственную побудительную силу «.. .качество личности является результатом устойчиво закрепившейся привычки» [1]. Н.Е. Щуркова отмечает: «... любая деятельность, организованная педагогом, может стать мощным фактором воспитания, если она наполнена воспитательным содержанием» [2].

С.Н. Тихомиров в своих исследованиях отмечает: «сегодня наиболее остро стоит проблема профессионализации курсанта (слушателя) образовательной организации МВД России на этапе получения высшего образования, что в обязательном порядке предполагает помощь в усвоении специфики профессии, а также исправление профессионально-личностной ориентации» [3, с. 58—62]. Сегодня необходимо всерьез говорить о важности подготовки эффективной технологии педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-личностных качеств обучающихся.

В основе указанной необходимости лежит показатель динамики оценки значимости конкретных профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. По-

следний остается практически неизменным с 1-го до 3-го курсов и меняется только после прохождения производственной практики в территориальном ОВД, к 4-му году обучения, показывает определенные преобразования. В процессе исследования также был обнаружен факт наличия значительного искажения представлений об образе практической деятельности сотрудника полиции. Возможной причиной этого явления может служить размытое представление обучающихся о профессии и личностных качествах, необходимых им в служебной деятельности. В ходе проведения бесед и проведения анкетирования с курсантами было выявлены лица, не желающие осуществлять служебную деятельности в системе МВД России после окончания образовательной организации.

В целях формирования у курсантов адекватного представления о практической деятельности правоохранительных органов необходимо сформировать программу культурно-просветительных мероприятий, направленную на «погружение» их в профессиональную деятельность. Для ее реализации в учебно-воспитательный процесс курсантов образовательных организаций МВД России необходимо приглашать сотрудников территориальных подразделений ОВД, специфика профессиональных задач которых, соответствует профилю получаемой специальности курсантов. Необходимо также указать на важность привлечения курсантов, начиная с 1-го курса, к деловым играм на различные тематики с разделением профессиональных ролей. Кроме того, для каждого курса необходимо разработать отдельные деловые игры с учетом уровня знаний, умений и навыков. Р.М. Султанова, Ю.В. Чуманов, Д.В. Ру-сецкая отмечают, что «..важным аспектом в формировании профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России является профориентационная работа и повышение имиджа сотрудника полиции в глазах подрастающего поколения. В этой связи можно привлекать курсантов к организации нравственно-патриотических и военно-спортивных игр со школьниками» [4, с. 337—346]. В этой связи в разработку авторской методики педагогического сопровождение были заложены профориентационные и социокультурные практики, проводимые и организовываемые курсантами с учащейся молодежью.

Одной из фундаментальных задач высшего образования является целенаправленное содействие курсантам в развитии таких личностных качеств, как ответственность, способность решать нестандартные задачи, инициативность, способность планировать деятельность. Данная задача может быть решена через формирование специальных педагогических условий развития самоорганизации обучающихся, навыков выстраивания индивидуальных траекторий самообучения.

В рамках педагогической науки выражением указанных процессов является расширение педагогической поддержки субъектов образовательной деятельности. Педагогическое сопровождение подразумевает нахождение сопровождающего рядом с сопровождаемым, следование за объектом сопровождения в процессе его индивидуального продвижения (в образовании, в деятельности). Причем сопровождение с педагогических позиций обозначает вид или форму деятельности, предназначенной для наиболее взрослых категорий обучающихся, и является «заключающим» этапом целостного процесса «защита—помощь—поддержка—сопровождение» [5, с. 123—127].

Ю.Н. Сопильняк под педагогическим сопровождением понимает «комплексный процесс сотрудничества педагогического коллектива со студентами, базирующийся на процессах диагностики, рекомендательной помощи, имеющие целью развитие и саморазвитие личности учащегося, консультации и корректировка деформаций» [6].

С.Т. Нурахметов отмечает: «...главная цель педагогического сопровождения обучающегося связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Рассмотрены непосредственное (прямое) и опосредованное (двух и трехступенчатое) сопровождение профессионально-личностного развития курсанта. Задача педагогического сопровождения заключается в создании ориентировочного поля профессионального становления личности, осознание профессионального Я, а также в содействии и своевременной помощи в процессе самоорганизации и изучения технологий профессионального самосохранения. Итогом вышеперечисленных мер по сопровождению станет профессионально-развитая

личность с высоким профессиональным и социальным потенциалом» [7, с. 50—57].

Педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации необходимо рассматривать как многоаспектный процесс, заключающийся в стимулировании профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. Необходимо указать, что рассматриваемый процесс также ориентирован на трансформацию отношения к учебной деятельности обучаемых ведомственных вузов МВД России, создание условий повышение мотивации к учебно-служебной деятельности.

С точки зрения настоящего исследования, под педагогическим сопровождением, будем понимать непрерывный процесс изучения, формирования про-фессионалъно-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России, осуществляемый субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия. В качестве субъектов выступают сотрудники отдела воспитательной работы управления по работе с личным составом, профессорско-преподавательский состав (в том числе педагоги-кураторы) и руководство курса и факультета.

Основными организационно-педагогическими особенностями формирования профессионально-личностных качеств будущих специалистов для органов внутренних дел в условиях образовательного и воспитательного процесса являются:

- четко выраженная профессиональная направленность процесса культурно-просветительной работы с курсантами образовательных организаций МВД России;

- разработка культурно-просветительных мероприятий, способствующих формированию профессионально-личностных качеств курсантов;

- обеспечение педагогического управления профессиональным становлением курсанта в ходе его участия в культурно-просветительных мероприятиях;

- осуществление целостного воспитательного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и практическую сферы личности курсантов с использованием адекватных психолого-педагогических средств и методов;

- осуществление органическом связи профессионально-личностного развития с практической деятельностью на протяжении всего периода обучения в образовательной организации МВД России;

- применение методов и приемов витагенного, проблемного, активного обучения, волевого и нравственного воспитания, организация специальных тренингов рефлексии, эмпатии, стрессоустойчиво-сти и т.д;

- организационная и методическая вариативность процесса педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России в зависимости от формы профессиональной подготовки по профилю специальности.

Реализация технологии педагогического сопровождения процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России предусматривает выполнение следующих условий:

- развитие профессиональной направленности сотрудника полиции;

- учет общественных и личных интересов в процессе включения в оперативно-служебную деятельность;

- активизация потребностно-мотивационной сферы курсантов;

- реализация системно-деятельностного, ком-петентностного, культурологического, аксиологического, практико-ориентированного подходов;

- постановка ближних, средних и перспективных целей;

- использование проблемных ситуаций, исследовательской деятельности, творчества;

- моделирование процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России.

Выделим два этапа педагогического сопровождения, это этап педагогический диагностики и этап активного педагогического сопровождения (рис. 1).

Реализация авторской методики педагогического сопровождения осуществлялась в ходе формирующего эксперимента, который включал все основные направления культурно-просветительной работы, а также работы профессорско-преподавательского состава, как при организации плановых учебных занятий, так и во внеучебное время в соответствии с выстраиваемыми «маршрутами» заданий, мероприятий для курсантов образовательных

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

О

О

Рис. 1. Педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России

организаций МВД России с целью формирования у них профессионально-личностных качеств. Реализация авторской программы осуществлялась посредством активизации участия курсантов в социокультурных практиках, оказывающих воздействие на развитие обучающихся в профессиональной сфере и в общекультурном аспекте, влияющих на формирование профессионально-личностных качеств курсантов средствами культурно-просветительной деятельности, и имела пять важных педагогических аспектов:

- содержательный аспект, который включал освоение предмета деятельности в зависимости от вида социокультурной практики;

- коммуникативный аспект — это развитие способности работать в команде, присоединятся к партнеру по общению, видеть, слышать и чувствовать партнера по общению; толерантность (терпимость к иному, отличному от своего мнению);

- управленческий аспект — это планирование, умение выбирать и ставить цель, достигать результата, умение делать ценностные выборы, умение управлять своим временем;

- психологический аспект — это формирование мотивации на работу и достижение успеха или значимого результата на основе принципа синергизма;

- социокультурный аспект — приобретение опыты проб себя в новых видах деятельности, опыта взаимодействий, который позволяет утверждаться, а не репрезентировать себя в курсантском сообществе.

Обозначенные выше авторские позиции обусловили выбор педагогических условий, способствующих эффективному процессу формирования профессионально-личностных качеств курсантов университета:

а) социокультурная среда г. Москвы и Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

б) активизация социокультурных практик курсантов в ходе внеаудиторной деятельности;

в) реализация культурно-просветительской работы на основе авторского цикла мероприятий;

г) готовность профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и сотрудников управления по работе с личным составом к органи-

зации социокультурных практик и использования их просветительного потенциала;

д) диалогичность и организация активного взаимодействия между профессорско-преподавательским составом, курсантами, руководством курса и факультета, сотрудниками управления по работе с личным составом (отдел организации воспитательной работы, отдел организации психологической работы);

е) самостоятельность и добровольность деятельности курсанта;

ж) вариативность социокультурных мероприятий.

Определяя пути реализации системы внеаудиторной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России, имеющей просветительский потенциал, и методики их педагогического сопровождения, мы опирались как на совокупность перечисленных выше педагогических условий, так и на специфические принципов. Так, принцип контекстности реализовывался, как в процессе проектирования культурно-просветительского пространства, так и при использовании социокультурного контекста развития у студентов навыков миропонимания и профессиональной культуры. Принцип открытости создавал возможность взаимодействия курсанта с широким социальным окружением, приобщая к миру профессии и профессиональному сообществу. Принцип компенса-торности реализовывался в обеспечении педагогической сопровождения и поддержки культурно-просветительской деятельности курсанта в целях формирования их профессионально-личностных качеств.

В целях введения диверсифицированных, характеризующихся новизной культурно-просветительских событий, в план мероприятий Института предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя были включены занятия по кинолекторию и клубу интересных встреч; в клубные мероприятия университета включены конкурсные программы (КВН и «А+Б» (агитбригады), фестиваль «Виктория», клубные гостиные, интернет клуб); работа курсантских трудовых отрядов была дополнена участием в юридических клиниках, волонтерских акциях и программах, шефских мероприятиях в детских домах,

Рис. 2. Анализ эффективности социокультурных практик, в которые были вовлечены курсанты контрольной и экспериментальной группы

интернатах и кадетских корпусах). Отдельно разрабатывалась часть программы по диверсификации деятельности по участию в работе культурно-просветительных центров и проектов (Москва военная; Москва духовная; Москва историческая; Москва литературная; Москва молодежная; Москва музыкальная; Москва правовая; Москва спортивная; Москва театральная; Москва художественная); проект Музеи Москвы.

Опрос курсовых офицеров и профессорско-преподавательского состава показал, что во внеучебной деятельности курсантов университета при реализации одиннадцати видов социокультурных практик за время проведения экспериментальной работы в контрольной группе учитывались три из семи педагогических условий. В экспериментальной — все семь. Как показывают итоги опроса, изменения во всем университете коснулись образовательных, проектно-исследовательских, досуговых и спортивных практик (рис. 2).

Наиболее активно в экспериментальной и контрольных группах использовались профориента-ционные практики. Выбор тем проектов в ходе реализации авторской программы развития социокультурной активности курсантов при проведении культурно-просветительной работы был следующим: Москва военная — 9; Москва духовная — 5; Москва историческая — 9; Москва литературная — 7; Москва молодежная — 14; Москва музыкальная — 5; Москва правовая — 26; Москва спортивная — 9; Москва театральная — 14; Москва художественная — 8. Творческое задание включало разработку не менее 3-х проектов за учебный год и подготовку презентации, буклета или афиши.

За время формирующего эксперимента курсантами, входящими в состав экспериментальной и контрольной групп, при реализации этой части авторской программы развития социокультурной активности курсантов в ходе культурно-просве-

тигельной деятельности было посещено 87 различных объектов, в том числе: центральный музей МВД России (21); музей М.А. Булгакова (18); Государственный музей истории ГУЛАГА (14); музей современного искусства «Гараж» (11); государственный МИИ имени А.С. Пушкина (11); центр современного искусства «Винзавод» (9); еврейский музей (центр толерантности) (8); мультимедиа Арт Музей (3).

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы установлено, что культурно-просветительная деятельность является обязательным компонентом формирования профессионально-личностных качеств у курсантов, поскольку она способствует активному вовлечению обучающихся как субъектов обучения, воспитания и социализации в социально значимую деятельность; творческому сотрудничеству между преподавателями, офицерами-воспитателями и обучающимися, в котором отсутствует внешнее оценивание; предоставлению курсантам широкого спектра занятий, предполагающих вариативность форм организации воспитательного процесса, средств и условий профессиональной и социально-значимой деятельности; коррекцию нежелательных социальных отклонений в их поведении и ориентацию на профессиональные и общечеловеческие ценности.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Воронеж. 2001.

2. Щуркова Н.Е. Воспитание XXI век. Методика и искусство / Н.Е. Щуркова. М.: Учитель, 2016.

3. Тихомиров С.Н. Когнитивный, компе-тентностный, личностно ориентированный и но-мадологический подходы к системе контроля и оценивания профессиональной подготовки специалиста в образовательной организации / С.Н. Тихомиров // Научные исследования и образование. 2018. № 1 (29).

4. Русецкая Д.В., Чуманов Ю.В., Султанова Р.М. Психолого-педагогические аспекты повышения имиджа и престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации посредством проведения военно-спортивных мероприятий с учащейся молодежью // Российская полиция: три века служения Отечеству: в 2-х ч.: сборник статей юбилейной международной научной конференции, 21 декабря 2018 г. / под ред. В.Л. Кубыш-ко. М.: Академия управления МВД России, 2019. Ч. 2.

5. Максимова Е.В. Педагогическое сопровождение формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.В. Максимова // Вестник Северо-Восточного федерального университета. 2012. № 1. Т. 9.

6. Сопильняк Ю.Н. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Юрий Николаевич Сопильняк. Майкоп, 2007.

7. Нурахметов С.Т. Структура педагогического сопровождения профессионально-личностного становления курсантов военного вуза / С.Т. Нурахметов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 1 (213).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.